Почему патриарх святейший?

Патриарх Кирилл

Биография

Патриарх Кирилл — первое лицо Русской православной церкви, ее предстоятель. Его биография – это не только сугубо религиозные моменты. Святейшего называют прирожденным дипломатом, а публичные проповеди – в некотором роде политическими манифестами. Однако не стоит опасаться сращивания государства и Церкви. Так считают те, кто боится, что религия превратится в идеологический инструмент.

«Русская Церковь ни с кем не сращивается, в том числе с государством. Онa несет ответственность за нравственное состояние народа, за поддержание духовной и материальной культуры. И в этом смысле она будет нахoдиться в диалоге с любoй властью с тем, чтобы через сотрудничество с властью, в том числе служить этим высoким целям, которые перед нeй стоят».

Детство и юность

Родился Патриарх Кирилл (в миру Гундяев Владимир Михайлович) в культурной столице России 20 ноября 1946 года в семье священника. Отец будущего патриарха Московского и всея Руси к моменту рождения сына был рукоположен в иереи храма Смоленской иконы Божьей матери.

Мать Раиса, до замужества носившая фамилию Кучина, работала учителем немецкого языка в местной школе. Владимир Михайлович в семье – второй ребёнок, после старшего брата Николая, жизнь которого, как и младшей сестры Елены, также тесно связана с религией.

View this post on Instagram

A post shared by Святейший Патриарх Кирилл (@patriarchkirill) on Nov 26, 2018 at 5:38am PST

Патриарх Кирилл

Детство патриарха Кирилла прошло как у обычных детей – он закончил 8 классов среднеобразовательной школы, после которой поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а по ее окончании – в духовную академию. В 1969 году пострижен в монашество, где его нарекли именем Кирилл.

В 1970 году будущий глава православной церкви с отличием окончил духовную академию и получил степень кандидата богословия. С этого момента и началась церковная деятельность священника, который достиг религиозной вершины и стал первым в истории патриархом Московским и всея Руси, рожденным в Советском Союзе.

Епископство

Религиозная деятельность патриарха Кирилла с самых истоков стремительно развивалась. В течение первого года после окончания духовной академии и монашеского пострига священник несколько раз возводился в высший сан, а также был назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. Через 3 года святейший получил назначение на должность ректора духовной семинарии и академии Ленинграда и возглавил епархиальный совет Ленинградской митрополии.

View this post on Instagram

A post shared by Святейший Патриарх Кирилл (@patriarchkirill) on Mar 24, 2019 at 1:44am PDT

Отец Кирилл

В марте 1976 года отец Кирилл получил посвящение в сан епископа и стал членом комиссии по вопросам межцерковных сношений и христианского единства в Синоде. В 1977 году епископ Выборгский возведен в сан архиепископа, а через год уже управлял патриаршими приходами в Финляндии. В 1978 году архиепископ Кирилл стал заместителем главы отдела внешних церковных сношений и начал преподавать в Московской духовной академии.

В 1984 году будущий глава православной церкви назначен архиепископом Вяземским и Смоленским, а в 1986-м стал управляющим православными приходами Калининградской области. Проявив недюжинное трудолюбие и усердие в службе, патриарх Кирилл в 1989 году был назначен постоянным членом Синода, где активно участвовал в разработке законов о вероисповедании и религиозных свободах. В феврале 1991-го архиепископ Кирилл возведен в сан митрополита.

View this post on Instagram

A post shared by Святейший Патриарх Кирилл (@patriarchkirill) on Mar 14, 2019 at 7:06am PDT

Патриарх Кирилл во времена епископского служения

В период развала СССР и политических потрясений в России патриарх занимал четкую миротворческую позицию, чем завоевал доверие и уважение среди населения. Тогда же митрополит внес значимый вклад в сохранение и укрепление мира, за что трижды награждался почетной Ловийской премией.

В период середины 90-х годов Московская патриархия проявила политическую активность, а будущий глава православной церкви стал своеобразным «премьер-министром русской церкви». Благодаря ему произошло воссоединение Русской православной церкви с приходами в зарубежье, а также стабилизированы отношения РПЦ с Ватиканом.

Патриаршество

К патриархальному престолу митрополит Кирилл пришел благодаря активной общественной и политической позиции. Начиная с 1995 года он вел плодотворную работу с правительством РФ и широко освещал духовно-просветительские вопросы на телевидении в программе «Слово пастыря». Тогда ему удалось создать концепцию РПЦ в области церковно-государственных отношений, и уже в 2000 году приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви.

View this post on Instagram

A post shared by Святейший Патриарх Кирилл (@patriarchkirill) on Mar 30, 2019 at 1:25am PDT

Дмитрий Медведев и Патриарх Кирилл

В 2008 году, после смерти Алексия II, местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Кирилл, который в 2009-м на поместном голосовании избран патриархом Московским и всея Руси, набрав 507 голосов и 677 возможных. Интронизация митрополита Кирилла прошла 1 февраля 2009 года.

На церемонии присутствовали первые лица политической элиты страны – действующий тогда президент России Дмитрий Медведев с супругой Светланой Владимировной, премьер-министр РФ Владимир Путин, супруга экс-президента страны Наина Ельцина и глава Молдавии Владимир Воронин. Руководство России тогда выразило надежду на дальнейшее сотрудничество РПЦ с государством.

View this post on Instagram

A post shared by Святейший Патриарх Кирилл (@patriarchkirill) on Jul 12, 2018 at 9:51am PDT

Патриарх Кирилл и Владимир Путин

Патриарх Кирилл до сегодняшнего дня несет патриарший крест. Он регулярно совершает визиты за границу, где его считают человеком с фундаментальными знаниями, широкой эрудицией и высоким интеллектом. Встречи первосвященника с западными религиозными, да и светскими деятелями существенно укрепили положение РПЦ и расширили границы сотрудничества между Россией и зарубежными государствами.

Скандалы

Несмотря на данные соцопросов, подтверждающие, что патриарха Кирилла поддерживают 73% населения, он неоднократно становился фигурантом громких скандалов, широко обсуждаемых в обществе. Его критиковали за участие в организации импорта табачной и алкогольной продукции в Россию и незаконном пользовании налоговыми льготами. Тогда большинство религиозных деятелей назвали данную акцию провокацией главы православной церкви и намерением запятнать имя религиозного человека.

View this post on Instagram

A post shared by Святейший Патриарх Кирилл (@patriarchkirill) on Feb 13, 2018 at 6:38am PST

После этого его попытались уличить в материальных слабостях, на которые по церковным законам он не имеет права. Зарубежные СМИ подсчитали, что состояние патриарха Кирилла достигло $ 4 млрд. При этом во владения главы РПЦ включили дорогостоящий пентхаус, золотые часы Breguet стоимостью € 30 тыс., яхты, самолеты и дорогие машины.

В жертву строительства резиденции в Геленджике принесли реликтовый лес. К тому же местным жителям теперь недоступен выход к морю и дорога к поселковому кладбищу. Обращения граждан в Отдел по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата и в администрацию российского президента остались без ответа.

View this post on Instagram

A post shared by Святейший Патриарх Кирилл (@patriarchkirill) on Mar 6, 2018 at 10:22pm PST

Патриарх Кирилл в Софии

На все инсинуации, связанные со своей персоной, патриарх Кирилл сделал категоричные опровержения и заявил, что средства Московской патриархии используются по целевому направлению и идут на развитие храмов и благотворительность. Подобные заявления глава православной церкви считает попытками унизить и подорвать его авторитет в РПЦ, а «критикующих церковь» людей призывает к духовному исцелению.

В марте 2018-го случился скандал в Болгарии. Епископ посчитал, что президент Румен Радев принизил роль России в освобождении балканской страны от османского ига. В ответ болгарский премьер заявил, что человек, в молодости служивший в КГБ, не имеет права указывать людям на правильность или неправильность их действий. Протодиакон РПЦ Андрей Кураев опасается, что манера патриарха вести диалог навредила отношениям двух государств, и без того испытывающих кризис, и сейчас восстанавливать былое доверие дипломатам придется с новыми усилиями.

Помните Япончика?Новость давности девяностых? А не было ли его убийство фальсификацией?Очень много темных пятен и поразительных сходств…. Вячеслав Иваньков Япончик & Патриарх Кирилл Гундяев

Опубликовано Екатериной Тихомировой Вторник, 26 июня 2018 г. Япончик и Патриарх Кирилл

Еще один острый момент, больше смахивающий на злую шутку, – сравнение патриарха Кирилла с павшим от руки киллера вором в законе Вячеславом Иваньковым по прозвищу Япончик. В Сети распространилось множество коллажей с сопоставлением фотографий мужчин. Пользователи отмечают едва уловимое сходство и задаются вопросом, не случайно ли совпадение, что криминальный авторитет погиб в 2009-м, и через полгода Церковь обрела нового предстоятеля.

Личная жизнь

Личная жизнь патриарха Кирилла заключается в служении людям и Богу. Он по церковным законам не имеет возможности заводить мирскую семью. Дети патриарха Кирилла – это его многочисленная паства. Глава РПЦ уделяет особое внимание благотворительности и заботе о детях, лишившихся родительской опеки.

View this post on Instagram

A post shared by Святейший Патриарх Кирилл (@patriarchkirill) on Apr 8, 2019 at 7:44am PDT

Патриарх Кирилл

Помимо этого, он глубоко вникает в политические процессы России, ведет активную внешнеполитическую деятельность и смело высказывает свое мнение, даже если оно идет вразрез с идеологией политической элиты РФ.

Особое место в жизни патриарха Кирилла занимает научно-просветительская деятельность. Он является автором ряда книг и статей об истории христианской церкви и православном единстве, почетным членом российских и зарубежных духовных академий и входит в состав Комиссии по Госпремиям в области литературы.

Патриарх Кирилл сейчас

За десятилетия служения Церкви у святейшего выработался жесткий график, который окружающие сравнивают с постоянным цейтнотом. У патриарха Кирилла нет выходных. Даже в воскресенье, когда работать согласно требованиям канонов нельзя, он совершает богослужения, в крайних случаях, если есть необходимость, проводит встречи, просматривает документы, готовит публичные выступления.

View this post on Instagram

A post shared by Святейший Патриарх Кирилл (@patriarchkirill) on Apr 9, 2019 at 6:59am PDT

Патриарх Кирилл в 2019 году

Предстоятель Русской православной церкви не оставил без внимания ситуацию с автокефалией в Украине. По сообщениям пресс-службы РПЦ, если патриарх Варфоломей не пересмотрит позицию по отношению к независимой поместной Церкви в этой стране, РПЦ оборвет все связи с Вселенским патриархатом. Это значит, что верующие не смогут участвовать в таинствах и богослужениях, не увидят святынь, привозимых из храмов под юрисдикцией Константинополя. «Объединительный собор» в Киеве, по словам епископа, это антиканоническое, незаконное собрание, решения которого не могут иметь силы на украинской земле.

К сожалению, как отметил Forbs, у патриарха Кирилла нет рычагов влияния, способных изменить складывающееся положение вещей. А разрыв евхаристического общения по политическим мотивам выглядит как протест

«против предстоящего передела территорий, храмов и паствы, в результате которого Московский патриархат может лишиться от четверти до трети от общего числа своих приходов. Это приведет к крушению важного мифа о “нерушимой и неделимой Русской церкви”». View this post on Instagram

A post shared by Святейший Патриарх Кирилл (@patriarchkirill) on Apr 14, 2019 at 11:41pm PDT

Патриарх Кирилл в 2019 году

В 2019 году СМИ опубликовали новость о присвоении первосвященнику звания почетного профессора Российской академии наук «как человеку веры, говорящему со светским научным сообществом на одном языке». Позднее РАН выступила с опровержением и принесла извинения святейшему.

В марте того же года патриарх посетил Сретенский мужской монастырь в Москве, где состоялось повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского. На богослужении присутствовала делегация Элладской православной церкви. В дар библиотеке монастыря и учащимся Сретенской духовной семинарии святейший патриарх Кирилл передал сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании».

Символ Веры

Мне в сети часто попадались вопросы на эту тему, которую, как я заметил, особенно любят обсуждать члены разных НРД, сект и атеисты.
Типичный вопрос:
«А почему мы патриарха называем «Святейшим» – получается, что он святее всех святых мучеников?»
И правда, по логике русского языка превосходная степень прилагательного обозначает качество, присущее предмету в наивысшей степени…
Но не будем забывать, что значения соответствующих слов в разных языках могут различаться, точнее – частично не совпадать.
Если представить значение (семантику) слова в виде поля, где основное значение (или первое – то, что под цифрой 1 указано в словаре) – ядро, самые редкие по употреблению – граница, а между ними в порядке употребляемости расположены остальные значения, то, сравнив слово «святой» в разных европейских языках, мы увидим, что состав и границы семантических полей не совпадают.
В русском языке святым называют Бога, ангелов и признанных Церковью святых, а обращение к священнику «святой отец», принятое в странах католической культуры, вызовет улыбку.
Каждый патриарх или епископ подписывается словами «смиренный Имярек, патриарх…»
«Святейший, Ваше святейшество» является титулом, как «Ваше Величество», «Ваша честь»… Этот титул ничего не означает ни в моральном, ни в богословском смысле. В православии нет учения о непогрешимости.
Суждения Патриарха допускают любую критику, разумеется, пристойную. С Патриархом можно не соглашаться, возражать, но подчиняться в порядке дисциплины.
В последнее время некоторые епископы утверждают бесспорность своих решений и суждений, преследуют несогласных. Из их позиции следует отсутствие критичного от ношения к самому себе, которое на церковном языке называется «покаяние». Факт печальный, но реальность приходится принимать.

Биография Кирилла, Патриарха Московского и Всея Руси

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен в иеродиакона, 1 июня того же года — в иеромонаха.

В июне 1970 года иеромонаху Кириллу была присуждена степень кандидата наук по богословию.

С 1970 года по 1971 год он был преподавателем догматического богословия и помощником инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии, одновременно — личным секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классным наставником первого класса семинарии.

12 сентября 1971 года иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита. В 1971-1974 годах он был представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.

В 1974-1984 годах — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии, доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

В 1975-1998 годах архимандрит Кирилл являлся членом центрального комитета и исполкома Всемирного совета церквей.

14 марта 1976 года он был возведен в сан епископа Выборгского, а 2 сентября 1977 года — в сан архиепископа.

Был заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы (1976-1978), членом комиссии Священного синода по вопросам христианского единства (1976-1984), управляющим патриаршими приходами в Финляндии (1978-1984), заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных связей в городе Ленинграде (1978-1984).

26 декабря 1984 года он был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским.

С 1986 года архиепископ Кирилл являлся управляющим приходами в Калининградской области.

С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.

В 1989-2009 годах являлся председателем Отдела внешних церковных сношений (с 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянным членом Священного синода. Как председатель отдела участвовал в работе по подготовке законов «О свободе вероисповеданий» (1990), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997).

Был управляющим Православным Венгерским благочинием (1989-1996), временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией (1990-1991), временно управляющим Корсунской епархией (1990-1993).

25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.

В 1993 году митрополит Кирилл стал инициатором создания Всемирного русского народного собора (ВРНС), был сопредседателем, с 1995 года — заместителем главы ВРНС.

В 1994-2002 годах — член Общественного совета по возрождению Храма Христа Спасителя, в 1994-1996 годах — член Совета по внешней политике министерства иностранных дел России.

6 декабря 2008 года, на следующий день после кончины патриарха Алексия II, на заседании Священного синода митрополит Кирилл был избран патриаршим местоблюстителем.

27 января 2009 года Поместный собор Русской православной церкви избрал митрополита Кирилла патриархом Московским и всея Руси.
1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Патриарх Кирилл — автор многочисленных публикаций и докладов и ряда книг, почетный член многих российских и иностранных академий, почетный профессор и доктор ряда университетов.

В составе официальных делегаций он посетил все поместные православные церкви, в том числе, сопровождал патриарха Пимена и патриарха Алексия II в их поездках за рубеж. Принимал участие в контактах с церквями многих стран мира, участвовал в работе межхристианских организаций.

Патриарх Кирилл награжден орденами Русской православной церкви: Святого равноапостольного великого князя Владимира II степени; Святителя Алексия, митрополита Московского, II степени; Святого благоверного князя Даниила Московского I степени; Преподобного Сергия Радонежского I и II степени; Святителя Иннокентия, митрополита Московского, II степени, а также орденами поместных православных церквей.

Среди его государственных наград — орден Дружбы народов (1988), орден Дружбы (1996), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006), орден Александра Невского (2011), медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Патриарх Кирилл также удостоен многочисленных наград и премий общественных организаций.

В 1993, 2000, 2001, 2002, 2003, 2009 и 2010 годах Русским биографическим институтом он избирался «Человеком года» в номинации «Религия».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

См. также сайт Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, почетный настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

3 апреля 1969 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.

С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.

В 1970-1971 гг. — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.

12 сентября 1971 г. возведен в сан архимандрита.

В 1971-1974 гг. — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.

С 26 декабря 1974 г. по 26 декабря 1984 г. — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

14 марта 1976 г. хиротонисан во епископа Выборгского.

2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа.

С 26 декабря 1984 г. — архиепископ Смоленский и Вяземский.

С 1986 г. — управляющий приходами в Калининградской области.

С 1988 г. — архиепископ Смоленский и Калининградский.

С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 г. — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.

25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита.

Исполняя послушания Священноначалия, Высокопреосвященный Кирилл был:

  • с 1975 по 1982 гг. — председателем Епархиального совета Ленинградской митрополии;
  • с 1975 по 1998 гг. — членом Центрального комитета и Исполкома Всемирного Совета Церквей;
  • с 1976 по 1978 гг. — заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы;
  • с 1976 по 1984 гг. — членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства;
  • c 1978 по 1984 гг. — управляющим Патриаршими приходами в Финляндии;
  • с 1978 по 1984 гг. — заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных связей в г. Ленинграде;
  • с 1980 по 1988 гг. — членом комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси;
  • в 1990 г. — членом комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви;
  • в 1990 г. — членом комиссии по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • с 1989 по 1996 гг. — управляющим Православным Венгерским благочинием;
  • с 1990 по 1991 гг. — временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией;
  • с 1990 по 1993 гг. — временно управляющим Корсунской епархией;
  • с 1990 по 1993 гг. — председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности;
  • с 1990 по 2000 гг. — председателем комиссии Священного Синода по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г.;
  • с 1994 по 2002 гг. — членом Общественного совета по возрождению кафедарльного соборного Храма Христа Спасителя в Москве;
  • с 1994 по 1996 гг. — членом Совета по внешней политике Министерства иностранных дел России;
  • с 1995 по 2000 гг. — председателем Синодальной рабочей группы по выработке Концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом;
  • с 1995 по 1999 гг. — членом Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с празднованием памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  • с 1996 по 2000 гг. — членом Наблюдательного совета Фонда 50-летия Победы.

Ко времени избрания на Патриарший Престол митрополит Кирилл являлся:

  • постоянным членом Священного Синода (с 1989 г.);
  • председателем Отдела внешних церковных связей (с 1989 г.);
  • управляющим Патриаршими приходами в Финляндии (с 1990 г.);
  • членом Синодальной богословской комиссии (с 26 февраля 1994 г.);
  • членом Патриаршей и Синодальной библейской комиссии (с 1990 г.);
  • сопредседателем (с 1993 г.) и заместителем главы (с 1995 г.) Всемирного русского народного собора, председателем Смоленского (с 1996 г.) и Калининградского (с 1997 г.) отделений ВРНС;
  • членом Совета Земского движения (с 1993 г.);
  • членом Российского палестинского общества;
  • автором и ведущим еженедельной телепередачи «Слово пастыря» на Первом канале (с 1994 г.);
  • почетным президентом Всемирной конференции «Религия и мир» (с 1994 г.);
  • членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ (с 1995 г.);
  • членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области литературы и искусства (с 1995 г.);
  • почетным членом Московского интеллектуально-делового клуба (с 1995 г.);
  • сопредседателем Христианского межконфессионального консультативного комитета (с 1996 г.);
  • членом президиума Межрелигиозного совета России (с 1998 г.);
  • главным редактором журналов «Церковь и время» (с 1991 г.), «Смоленские епархиальные ведомости» (с 1993 г.), «Православный паломник» (с 2001 г.);
  • членом церковно-научного совета по изданию «Православной энциклопедии» (с 1999 г.);
  • членом Наблюдательного совета Храма Христа Спасителя г. Москвы (с 2002 г.);
  • сопредседателем Совета европейских религиозных лидеров (с 2002 г.);
  • председателем оргкомитета выставки «Православная Русь» (с 2003 г.);
  • сопредседателем Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви с Министерством иностранных дел России (с 2003 г.);
  • председателем Исполнительного комитета Межрелигиозного совета СНГ (с 2004 г.);
  • членом президиума Межрелигиозного совета СНГ (с 2004 г.);
  • членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (с 2004 г.);
  • председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (с 2005 г.);
  • председателем рабочей группы для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений (с 2005 г.);
  • председателем рабочей группы по подготовке документа, выражающего позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации (с 2005 г.);
  • членом Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений (с 2006 г.);
  • сопредседателем Всемирной конференции «Религии за мир» (с 2006 г.);
  • руководителем рабочей группы по разработке «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»;
  • Местоблюстителем Патриаршего Престола (с 6 декабря 2008 года).

Святейший Патриарх Кирилл имеет следующие ученые степени и звания:

  • с 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии;
  • в 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии;
  • в 1983-1989 гг. — преподавание в аспирантуре при Московской духовной академии;
  • с 1986 г. — почетный член Санкт-Петербургской духовной академии;
  • с 1987 г. — почетный доктор богословия Богословской академии в Будапеште;
  • с 1992 г. — член Академии творчества;
  • с 1994 г. — почетный член Международной академии Евразии;
  • с 1996 г. — почетный профессор военной Академии (ныне Университет) ПВО Сухопутных войск;
  • с 1997 г. — действительный член Академии российской словесности;
  • с 2002 г. — действительный член Академии социальных и гуманитарных наук (с 2003 г. — Общественная Российская академия социальных наук);
  • с 2002 г. — почетный доктор политологии Государственного университета Перуджи (Италия);
  • с 2004 г. — почетный доктор богословия Христианской академии Варшавы (Польша);
  • с 2004 г. — почетный профессор Смоленского гуманитарного университета;
  • с 2005 г. — почетный профессор Астраханского университета;
  • с 2005 г. — почетный доктор Российского государственного социального университета;
  • с 2006 г. — почетный профессор Балтийского военно-морского института имени адмирала Федора Ушакова;
  • с 2007 г. — почетный президент Академии Российской словесности;
  • с 2007 г. — почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета;
  • с 2009 г. — почетный доктор богословия Киевской духовной академии;
  • с 2009 г. — почетный доктор богословия Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета;
  • с 2009 г. — почетный доктор богословия Санкт-Петербургской духовной академии;
  • с 2009 г. — почетный член Российской академии образования;
  • с 2009 г. — почетный доктор Российской академии государственной службы при Президенте РФ;
  • с 2010 г. — почетный доктор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»;
  • с 2010 г. ― почетный профессор Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого;
  • с 2010 г. ― почетный доктор Петрозаводского государственного университета;
  • с 2010 г. — почетный доктор Ереванского государственного университета;
  • с 2010 г. — почетный доктор Одесской национальной юридической академии;
  • с 2010 г. — почетный доктор богословия Московской духовной академии;
  • с 2011 г. — почетный доктор Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко;
  • с 2011 г. — почетный доктор Воронежского государственного университета;
  • с 2011 г. — почетный доктор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова;
  • с 2012 г. — почетный доктор Софийского университета культурного наследия;
  • с 2012 г. — почетный доктор богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • с 2013 г. — почетный профессор Российского научного центра хирургии им. академика Б.В. Петровского РАМН;
  • с 2014 г. — почетный доктор Белградского университета;
  • с 2015 г. — почетный доктор Дипломатической академии МИД РФ;
  • с 2015 г. — почетный доктор богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
  • с 2016 г. — почетный доктор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова;
  • с 2016 г. — почетный доктор Санкт-Петербургского государственного университета;
  • с 2017 г. — почетный доктор Киргизско-Российского славянского университета (Кыргызстан);
  • с 2018 г. — почетный профессор Кубанского государственного университета.

Приглашался для чтения лекций в Рим (1972 г.), в Хельсинкский университет, в Академию «Абу» в Турку, в Православную семинарию в Куопио (Финляндия, 1975 г.), в Экуменический институт в Боссэ (Швейцария, 1972, 1973 гг.), в Мюнстерский университет (ФРГ, 1988 г.), в университет Удине (Италия, 1988 г.), в Государственный университет Перуджи (Италия, 2002 г.), в Христианскую академию Варшавы (Польша, 2004 г.). Выступал с докладами на многих российских и зарубежных конференциях, симпозиумах и форумах.

Святейший Патриарх Кирилл — автор следующих книг:

а также 3579 публикаций, включая публикации на официальном сайте Русской Православной Церкви, в отечественной и зарубежной периодике (данные на 1 февраля 2017 г.).

Изданы циклы телепередач с выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла: «Слово пастыря» — Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» — История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» — Основы социальной концепции — Устав Русской Православной Церкви — Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» — Церковь, государство, политика (часть 1), Церковь, личность, общество (часть 2), О вере и спасении (часть 3), Есть ли будущее у России (часть 4).

Созданы и выпущены на дисках десятки видеофильмов, посвященных жизни и деятельности Святейшего Патриарха Кирилла, избранию и интронизации Его Святейшества, с записями богослужений, проповедей, встреч и выступлений в прямом эфире, состоявшихся в ходе визитов в российские епархии, на Украину,в Беларусь, Эстонию и Армению, а также выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла на российском телевидении. Циклы проповедей Его Святейшества и записи ряда встреч с молодежью изданы также на аудионосителях.

Взаимодействие с Поместными Православными Церквами

Святейший Патриарх Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. — член Исполкома «Синдесмоса»; участник VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.) и XIV (Москва, 1992 г.) Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.); главный докладчик на православной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.); участник Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.) и Собрания Глав Поместных Православных Церквей по уврачеванию болгарского церковного раскола (София, 1998 г.); участник Всеправославного празднования 2000 лет Христианства в Вифлееме 7.01.2000 г.; участник переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами (Стамбул, 1977 г., Женева, 1978 г., Стамбул 1990 г., Москва, 1991 г., Стамбул, 1993 г.) и регулярных консультаций по текущим проблемам между двумя Церквами; проводил переговоры с Константинопольской Православной Церковью по Эстонии и с Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове (дважды в 1997 г. в Женеве, Кишинев, 1999 г.).

В 2005 г. в качестве главы делегации Русской Православной Церкви принимал участие в интронизации Патриарха Иерусалимского Феофила III.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г., 2016 г., 2017 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.