Почему перед смертью становится лучше?

Потерянные миры

В 2004 году в Праге произошел дикий случай, о котором много писали европейские газеты. Под колесами трамвая №22 погиб человек, личность которого установить так и не удалось. Загадка этого происшествия состоит в том, что погибший был как две капли воды похож на водителя трамвая, 47-летнего Иржи Глоубека. Посмертные анализы показали, что у жертвы происшествия одинаковая с Глоубеком группа крови, строение тела. По сути пан Глоубек задавил на остановке у Петршина холма своего абсолютного двойника. Разумеется, с тех пор у бедняги водителя не было иной цели, кроме как найти родственников этого человека, узнать, кто он и откуда.

А главное — почему они были так похожи. Однако трагическая загадка не разрешилась: у погибшего не было при себе документов и бирок на одежде. Никто не искал потерявшегося члена семьи, ни одно посольство не располагало информацией о пропавшем без вести туристе.

Погибший будто бы из ниоткуда возник под колесами трамвая, чтобы в тот же миг расстаться с жизнью. Но он был не привидением, не фантомом, а живым человеком из плоти и крови, хотя и без имени. По чешским законам его похоронили через полгода, как неопознанного. На похоронах присутствовал один человек — тот самый водитель трамвая.

И вот на днях из Праги пришло трагическое известие. Иржи Глоубек, не выдержав груза переживаний после трагического происшествия, скоропостижно скончался от сердечного приступа — ровно через год после гибели своего двойника. Незадолго до смерти, будто предчувствуя скорую кончину, он обмолвился в разговоре с женой, что хотел бы быть похоронен «рядом с собой».

О феномене пражских двойников, и о явлении двойничества обозреватель «М-Э» беседует с кандидатом наук, психологом, коллекционером подобных случаев Филиппом РОСТОВЦЕВЫМ.

— Что это было такое в Праге?

— Это редчайший запротоколированный случай, который доказывает, что феномен двойничества существует. В деле остались словесный портрет жертвы, посмертные фото погибшего и фотографии водителя, анализы крови и ДНК. Мало того что оба мужчины были одного возраста, так еще вскрытие показало наличие у обоих одних и тех же проблем со здоровьем. В результате мы знаем почти все о теле погибшего, но ничего не знаем о его личности. Все это позволяет сделать вывод, что мы имеем дело не с человеком в полном смысле этого слова, а с его двойником. Более того, перед нами случай, когда пути человека и его двойника трагически пересеклись.

— Откуда же взялся этот двойник водителя? Не возник же он из воздуха?!

— Существуют различные теории по поводу двойничества — от материализации астральных тел до формирования так называемых петель времени, когда человек может встретить на улице самого себя из прошлого или из будущего. У меня целая полка серьезных и околонаучных книг на эту тему, так что в двух словах мы этого вопроса не проясним. Большинство теоретиков стараются описать двойничество как форму психического расстройства. Любители аномальных явлений, наоборот, ударяются в материализацию духов, пишут о пересекающихся мирах и тому подобном.

— Есть и другие случаи, кроме пражского?

— Мне известны по меньшей мере четыре документально оформленных факта, когда человек встречался со своим физически существующим двойником. Не с фантомом, не с призраком, а с живым человеческим существом, и за примером ходить далеко не надо. Пять лет назад в один из минских психоневрологических диспансеров был доставлен на экспертизу некий человек, бомж. Его нашли на вокзале милиционеры, подобрали, пробовали установить его личность и провести допрос. Однако тот бессмысленно таращился по сторонам, на вопросы не отвечал и вообще производил впечатление психически больного. Через некоторое время он попал в лечебницу на обследование. И тут-то случился феномен! Когда бомжа побрили-постригли и отмыли от грязи, то выяснилось, что он — абсолютный двойник заведующего отделением психиатрической экспертизы доктора Н.

Представьте себе реакцию пятидесятилетнего уважаемого психиатра, материалиста и атеиста, к которому на освидетельствование привели его же точную копию, будто бы брата-близнеца, страдающего амнезией. Доктор и пациент смотрели друг на друга, как в зеркало, только на лице у бомжа при этом не отражалось никаких эмоций, а врач перенес после этой встречи гипертонический криз, настолько он был впечатлен.

— Удалось что-то выяснить?

— Встречи врача с его двойником продолжались около недели. За это время доктор начал собственное расследование и даже поднял архивы ленинградского роддома №2, в котором в 1949 году он появился на свет, вдруг обнаружатся следы брата-близнеца. А через неделю двое преступников-рецидивистов совершили ночью побег из отделения психиатрической экспертизы, вместе с ними из палаты исчез и двойник доктора. Тех беглецов потом поймали, а двойника не нашли.

Так и не найдя разрешения тайны, доктор Н. умер от инсульта через полгода после этих событий.

— И он тоже?! Тогда получается, что двойники эти — предвестники смерти?

— Не всегда. По моей картотеке проходят случаи, когда люди встречали двойников накануне больших изменений в жизни, тяжелых болезней или, наоборот, карьерных взлетов. Два других случая, когда явления двойников документально оформлены, были во Франции и Австралии.

Во Франции 12 лет назад случилась крупная железнодорожная катастрофа. Одного из пострадавших в госпитале известили о том, что его брат-близнец, ехавший в другом вагоне, погиб. Пассажир попытался объяснить, что у него нет брата, однако врачи все же уговорили его прийти в морг на опознание. Представьте себе состояние человека, которому показывают труп, и в нем он узнает себя самого!

Личность погибшего, к слову, установить так и не удалось, кто был и откуда взялся его двойник, оставшийся в живых пассажир до сих пор не знает. Но сейчас он — один из директоров крупнейшего французского банка «Кредит агриколь», жив и здравствует. Почти такой же случай был и в Сиднее. Он тоже закончился трагически для двойника и прошел без последствий для человека. Однако пора объясниться в терминах: «человек» — это личность с именем и паспортом, а «двойник» — это абсолютно похожий на «человека» иной человек, личность и происхождение которого нам неизвестны.

— И много таких двойников существует на свете?

— Тоже вопрос, на который нет внятного ответа. Историй о встрече с двойниками множество. В Интернете я нашел более тысячи рассказов разных людей о том, как они видели своего двойника, пытались его догнать, разговорить, познакомиться с ним. Некоторым удавались разговоры, но продолжения знакомства никогда не следовало. Главная загадка двойников не только в том, откуда они берутся, но и куда исчезают.

— Так все-таки их много?

— Думаю, что можно выстроить своеобразную пирамиду. Четыре документально зафиксированных случая, почти сотня известных мне видеозаписей двойников, тысячи рассказов, не подкрепленных подобными доказательствами. Из всего этого следует вывод, что в мире происходят десятки тысяч незамеченных встреч людей со своими двойниками.

Из этого я делаю вывод, что если бы мы были внимательнее, если бы каждый человек, встретив своего двойника, был бы порешительнее, то эту загадку мы бы уже разгадали. Кроме того, всегда надо помнить, что встреча с двойником обязательно изменит вашу жизнь. И никто не знает, в какую сторону.

Глава 12

ПРИЧАЩЕНИЕ УМИРАЮЩИХ

Один из духовных даров, который мы получаем в результате приобщения Телу и Крови Господним, полностью проявит себя только после нашей смерти. Какой именно из плодов Святого Причащения имеется в виду? Залог будущего воскресения и бессмертия. О том, что мы его непременно получаем во время причащения, Господь сказал ясно и определенно: «Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и И воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).

Болезни и смерть — следствия грехопадения наших прародителей. Отпав от Бога, они, а в их лице и всё человечество, потеряли дар бессмертия. В таинстве Святого Причащения мы вновь соединяемся с Богом и обретаем свободу от власти смерти. Вкушая Тело и Кровь Христа, мы получаем как бы новую закваску для наших тела и души. И хотя по законам земной жизни нам предстоит вкусить смерть, она становится для нас неким формальным актом, уже не имеющим прежнего ужасающего значения. Недаром первые христиане день смерти называли рождением в вечную блаженную жизнь. Христовы Тайны являются Божественной пищей, которая таинственным и неприметным образом изменяет наше естество, подготавливая его для вечного бытия в Царстве Небесном.

Помня о значении причащения для будущей жизни, христиане перед смертью стремятся приобщиться Святых Тайн. Если внешние обстоятельства препятствуют этому, то людям, близким к смерти, часто приходит помощь свыше. Иногда она проявляется чудесным образом. Архиепископ Иннокентий (Ястребов; 1867–1928) в разгар большевистских гонений на Церковь лежал с тяжелым заболеванием в клинике Первого московского мединститута. На Страстной седмице он сказал своей сестре монахине Талиде, что ему очень хочется причаститься из чаши, как это обычно делают священнослужители. Мать Талида ответила, что это невозможно, ведь владыка находится в одной из центральных советских клиник. Кругом студенты-практиканты, которых воспитывают в духе воинствующего атеизма. Кто разрешит здесь причащаться?!

Неожиданно в Великий четверг, в день воспоминания Тайной вечери, в палату к архиепископу Иннокентию пришла седая сестра милосердия с красным крестом на груди фартука и сказала, что сейчас из соседнего храма со Святыми Дарами придет священник. И действительно, вскоре в больничную палату вошел иерей в полном облачении с чашей в руках. Владыка с великой радостью причастился, и батюшка ушел. Удивительным было то, что никто из служащих больницы ничего не заметил и ни о чем не спросил.

Сколько потом мать Талида ни искала в клинике седую сестру милосердия, так и не нашла. Она интересовалась о ней и у священника. Он сказал, что сестра милосердия пришла в храм и пригласила его к больному, но он ее видел впервые в жизни. Вскоре архиепископ Иннокентий мирно скончался и был погребен на Даниловском кладбище.

Церковь Христова проявляет неустанную заботу о напутствовании Святыми Дарами умирающих. Она заповедует всем православным христианам при угрозе их жизни безотлагательно приступать к Животворящим Тайнам. Родственников тяжелобольных Церковь обязывает приложить всевозможные усилия для того, чтобы их близкие не отошли в иной мир без причащения.

По воспоминаниям духовных чад преподобный Севастиан Карагандинский очень досадовал на тех людей, которые зовут священника причастить больных, когда у тех уже и язык не ворочается, и рассудок потерян. В таких случаях, говорил преподобный, иногда бывает виноват и сам больной, который откладывал причащение из-за суеверия, что якобы после приобщения Святых Тайн он тотчас умрет.

Часто людям, жаждущим причащения, Господь дает возможность причаститься перед смертью даже при очень тяжелом физическом состоянии. Архимандрит Антоний (Медведев) в своей книге «Монастырские письма» рассказал о подобном случае. Как-то священника пригласили причастить умирающую старушку. Войдя в дом, батюшка, не пускаясь в разговоры с родственниками, прямо подошел к умирающей, лежащей под образами, и спросил ее:

— Желаешь ли исповедаться и приобщиться Святых Тайн?

— Желаю, батюшка, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн! — очень твердо ответила больная.

За своей спиной священник услышал испуганные и удивленные возгласы родственников старушки, но не стал выяснять, чем они изумлены, и выслал их на время исповеди из комнаты. Когда больная закончила каяться, он, пригласив родственников в комнату, стал готовиться к причащению.

Умирающая ясно и твердо прочитала молитву «Верую, Господи, и исповедую» и приняла Святые Тайны. Священник благословил ее и, выходя из дома, спросил родственников:

— Что вы давеча зашумели?

— Да, батюшка, мы тебе не успели сказать: ведь у нее задолго до твоего прихода отнялся язык. И то нас испугало и удивило, что, когда ты спросил, у нее ожил язык и она говорила с такой твердостью, как, по слабости, давно не говорила.

Изумившись сказанному, священник повернулся и взглянул на причастницу. Она лежала со скрещенными на груди руками, а ее дух уже отошел ко Господу.

Чтобы праведники смогли причаститься непосредственно перед своей смертью, Господь часто открывает им день кончины.

В 1949 году в Вырицах под Санкт-Петербургом духовник императора Николая II протоиерей Алексий Кибардин (1882–1964) беседовал с преподобным Серафимом Вырицким. Неожиданно преподобный прервал беседу и сказал:

— Явилась Жена.

Отец Алексий, не обратив внимания на слона старца, продолжал что-то рассказывать.

— Вот, Жена явилась, — повторил преподобный Серафим.

Однако его увлекшийся собеседник и на этот раз не остановился.

— Я тебе сказал «явилась», а не «пришла», — уже категорично прервал отца Алексия старец. — Божия Матерь явилась и сказала, чтобы ты меня две недели до самой кончины причащал ежедневно.

Каждую ночь в течение двух недель отец Алексий приобщал старца Святых Тайн. Однажды он проспал и с извинениями пришел к нему позже обычного.

— Батюшка, не беспокойтесь, — утешил его Божий угодник, — меня уже ангелы причастили.

Глядя на лицо старца, сиявшее необыкновенным светом, отец Алексий подумал: совершенно очевидно, что так оно и есть.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский часто использовал свой дар прозорливости для того, чтобы помогать людям, приблизившимся к концу своей жизни. В 1889 году к нему приехал Алексей Николаевич Юрьев, человек занимавший высокое положение в обществе. К знаменитому протоиерею его привело горе: тяжелая болезнь семилетнего сына. Однако отец Иоанн, словно не слыша просьбы об исцелении мальчика, стал расспрашивать Юрьева о его жизни. Узнав, что гость причащался четыре месяца назад, настоял, чтобы он завтра же исповедался и приобщился Христовых Тайн. Хотя Юрьев был очень занят и приехал в Кронштадт только на один день, он все же остался и исполнил совет праведника. По приезде домой Алексей Николаевич скоропостижно скончался.

Церковные правила разрешают как исключение причащать перед смертью даже тех, кто принял пищу. Один молодой человек, духовный сын отца Иоанна, отправляясь в дорогу, услышал от него настоятельный совет причаститься. Сославшись на то, что уже пил кофе, он сначала отказался. Тем не менее отец Иоанн, настояв на своем, причастил его. В тот же день молодой человек попал в железнодорожную катастрофу и погиб.

Причащение необходимо для умирающих. Необходимо потому, что соединяет человека со Христом, Который после конца мира воскресит всех нас, верных христиан, и уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 21).

Чтобы причастить умирающих, святые иногда совершали даже чудеса. Так, в монастыре, где настоятельствовал преподобный Кирилл Белоезерский, умирал инок Далмат. Священник принес Святые Дары для причащения, но обнаружил его уже скончавшимся. Смущенный этим обстоятельством, иерей поспешил сообщить о случившемся настоятелю. Преподобный Кирилл, весьма огорчившись услышанным, затворился в своей келлии и встал на молитву. Спустя непродолжительное время в дверь постучали. Келейник принес весть о том, что Далмат еще жив и просит причащения. Святой срочно послал за священником, который хотя и выразил недоумение, но пошел в келлию Далмата. Каково же было его удивление, когда он увидел инока сидящим на постели! После причащения Далмат попрощался с братией и мирно отошел ко Господу.

Все эти примеры показывают нам значение причащения не только для духовной жизни христианина на земле, но и для благополучного перехода в блаженную вечность. Однако случается, что и глубоко верующие люди умирают без приобщения Христовых Тайн. Какова их участь в загробном мире? Ответ на этот вопрос можно найти в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной священномучеником Серафимом (Чичаговым; 1937).

В 1829 году, повествуется в «Летописи», Анна Петровна Еропкина вышла замуж за достойного во всех отношениях молодого человека. Молодожены были представителями именитых дворянских семейств, и их, по общему мнению, ждало счастливое будущее. Однако через несколько недель молодой человек заболел и слег в постель. Несмотря на все усилия опытных врачей, он со дня на день всё более и более слабел. Не желая его огорчать словами о возможной смерти, Анна Петровна боялась предложить ему приготовиться к таинствам покаяния и Святого Причащения. В свою очередь супруг, хотя и был истинным христианином, вероятно, также боялся напугать молодую жену приглашением священника или думал, что болезнь не приведет его к смерти. Тем не менее он неожиданно скончался.

Глядя на мертвого мужа, Анна Петровна сначала не хотела верить собственным глазам. Когда же она осознала происшедшее — упала в обморок. Смерть без напутствования Святыми Тайнами Анна Петровна посчитала Божией карой за грехи ее и мужа. После похорон близкие и родственники не знали, как успокоить молодую вдову, которая от скорби и отчаяния была на грани сумасшествия. В это время дядя Анны Петровны узнал о подвижнической жизни и благодатных дарах старца Серафима Саровского. Надеясь на помощь старца, он отправил племянницу в Саров.

Преподобный Серафим увидел Анну Петровну в толпе паломников, стоящих перед его келлией. Он взял ее за руку, ввел внутрь и сказал:

— Что, сокровище мое, ты ко мне, убогому, приехала? Знаю, скорбь твоя очень велика, но Господь поможет перенести ее. Не сокрушайся, что муж твой перед смертью не приобщился Святых Христовых Тайн, не думай, радость моя, что из этого одного погибнет его душа. Бог может только судить, кого чем наградить или наказать. Бывает иногда и так: здесь на земле приобщается, а у Господа остается неприобщенным. Другой хочет приобщиться, но почему-нибудь не исполнится его желание, совершенно от него независимо. Такой невидимым образом сподобляется причастия чрез ангела Божия.

После общения с преподобным Серафимом в душе Анны Петровны водворились мир и покой.

Иногда умирающие сподобляются но милости Божией причаститься из рук ангелов видимым образом.

В горной местности Средней Азии была церковь, в которой служили два священника. Как-то раз в церковь пришел прихожанин с просьбой причастить умирающего в больнице родственника. Один из священников был болен, а другой отказался идти под каким-то предлогом.

Прихожанин возвращался к родственнику печальным. Он думал о том, как огорчится умирающий, узнав, что не сможет исповедаться и причаститься перед смертью. Однако когда он вернулся в больницу, нашел родственника в радостном и просветленном состоянии духа. Умирающий сказал ему:

— Я очень тебе благодарен, что ты потрудился позвать ко мне батюшку, и я имел счастье исповедаться и причаститься Святых Тайн.

Прихожанин изумился и хотел было возразить, но вдруг понял, что вместо нерадивого священника умирающего исповедал и причастил ангел Господень.

При всей необходимости Святого Причащения для спасения души умирающих некоторым из них таинство никакой пользы не приносит. Кто бывает в этом виновен? Послушаем рассказ одного священника.

«Меня пригласили исповедать и причастить Святых Тайн умирающего. Когда я пришел в квартиру, то, еще не входя в комнату умирающего, услышал, что там кто-то бранится и говорит непристойности. Я был смущен и спросил, кто это так себя ведет. К моему удивлению, мне сказали, что это и есть умирающий. Я смутился еще более и стал думать: могу ли я приступить со Святыми Тайнами к такому человеку?

Помолившись, я решил всё предоставить на волю Божию, а самому всё-таки выполнить свой долг перед умирающим. Я исповедал его и причастил. Когда же я, вернувшись домой, открыл Дароносицу, то, к своему изумлению, увидел, что частица Святых Даров осталась неприкосновенной…

Господь закрыл и мои глаза, и глаза больного, и причастие не совершилось. Очевидно, что умирающий не был достоин причастия Святых Тайн».

Священники должны неукоснительно откликаться на все просьбы прихожан о приобщении умирающих. И это естественно: ведь, приняв Святые Дары, христианин встречает смерть, имея в себе Источник Жизни. Он проходит воздушные мытарства, где его ожидают демоны, облеченным во Христа и, наконец, предстает на суд Божий, теснейшим образом соединенный со своим Спасителем. Однако священникам очень часто приходится при причащении умирающих сталкиваться с различными проблемами. Иногда они носят совершенно необычный характер.

Так, архимандрит Антоний (Медведев) в «Монастырских письмах» рассказывает об одном священнике, которого поздно вечером пригласили причастить больного. Войдя в указанный дом, священник спросил присутствующих:

— Кто из вас присылал за мной?

— Я, батюшка, — ответил мужчина, меланхолично мерящий комнату шагами. — Меня до смерти тоска одолела. Исповедай меня и приобщи Святых Тайн!

Священник удивился: причащать на дом вызывают только к тяжелобольным и умирающим, мужчина же по виду не был похож ни на того ни на другого. Тем не менее батюшка его исповедал и стал готовиться к приобщению. Открыл Дароносицу, прочел положенные молитвы. Больной всё это время твердо стоял на ногах. Когда священник поднес Святые Дары на лжице к его губам, он не смог открыть уста. Батюшка сказал ему:

— Открой рот!

Мужчина напрягся изо всех сил, но разжать зубы ему так и не удалось. Тогда он взял с полки кочадык и стал им раскрывать свои челюсти. Однако и эта попытка оказалась безуспешной. В недоумении священник поставил чашу со Святыми Дарами на стол и спросил:

— Что такое с тобой происходит?

— Господь запер уста мои! Не могу, батюшка, принять Святые Тайны, разве что вышибешь мне два передних зуба?

Когда больной говорил, его уста открывались совершенно нормально, но только стоило священнику поднести к ним Святые Дары, они вновь накрепко смыкались. Мужчина с плачем начал молиться. Погрузился в молитву и священник. Однако уста больного для приобщения так и не открылись. Священник удалился, пообещав прийти поутру. Когда же утром следующего дня он пришел, мужчина уже отходил в иной мир без причащения. Даже несмотря на горячее желание этого человека, Господь не счел возможным сделать его причастником Своих Пречистых Крови и Тела. Что послужило этому причиной, осталось тайной.

Да, Святое Причащение помогает умирающему при его переходе в вечную жизнь, однако, чтобы эта помощь была действенной, человек в свою очередь должен быть истинным христианином, имеющим веру в таинство и очистившим совесть искренним покаянием. Если умирающий не таков, недостойное причащение может вмениться ему в последний и немаловажный грех.

Часто люди, наслышанные о необходимости напутствования умирающих, зовут священников причастить своих неверующих родственников. Конечно, чувства этих людей понятны: они хотят всеми средствами облегчить участь умирающих. Священникам же приходится объяснять им, что Святое Причащение в данном случае не принесет пользы безбожнику.

В сложном положении оказывается священник, когда приходит к умирающему, которого, несмотря на его атеизм или тяжкие нераскаянные грехи, родственники всё же уговорили причаститься. Если такой человек говорит (часто такие люди уже и говорить-то не в состоянии), что является православным христианином и хочет причаститься, священник не может его не приобщить. Батюшка в подобной ситуации в основном полагается на свидетельство родственников о православии умирающего. Понятно, что в таком случае люди, вызвавшие священника к одру умирающего, берут на себя и соответствующую ответственность перед Богом.

Иеросхимонах Сампсон однажды оставил одну из своих духовных дочерей ночевать в храме. Он дал ей книги, указал, что читать, и сказал, чтобы она ничего не боялась. Сказал это отец Сампсон потому, что в храм на ночь принесли старика-покойника. Преподав наставления духовной дочери, старец Сампсон ушел.

Вначале в храме было тихо и спокойно. Женщина внимательно читала в книгах тексты, указанные старцем. Внезапно около полуночи послышались шорохи, а затем поднялся шум от какой-то возни. Духовную дочь старца Сампсона охватил страх. Вскоре она с ужасом увидела, как покойник привстал, выплюнул что-то на пол и снова лег на свое место. Женщина от увиденного трепетала и стояла в оцепенении, боясь пошевелиться.

Неожиданно шум смолк и наступила тишина. Алтарь засиял ярким светом, Царские врата открылись, и на солею вышла Пресвятая Богородица. Она позвала женщину по имени и велела ей подойти. Когда та подошла, Царица Небесная дала ей белый плат и сказала:

— Иди подними то, что выплюнул покойник.

На полу лежали Святые Дары. Женщина накрыла их платом, с благоговением подняла и отдала Пресвятой Богородице, поклонившись Ей. Пречистая Дева вошла в алтарь, и Царские врата закрылись за Ней.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что умирающих, «если они причастятся Тайн с чистой совестью, при последнем дыхании окружают ангелы и препровождают их отсюда (на небо) ради принятых ими Тайн». Всем нам, христианам, нужно делать всё необходимое, чтобы наши ближние перед смертью сподоблялись Святого Причащения. Однако при этом нам надо помнить слова Господа: не давайте святыни псам (Мер. 7, 6).

Заботясь о достойной христианской кончине наших близких, мы не должны забывать и о собственной смерти. Ведь она может наступить в любой момент нашей жизни. Чем чаще мы причащаемся, тем более наши души подготовлены к переходу в загробный мир. Если Господь сподобит нас умереть после приобщения Христовых Тайн, бесы убегут от нас, как молния, а ангелы откроют нам небесные врата и будут торжественно сопровождать нас до самого престола Пресвятой Троицы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Последние часы перед смертью

Смерть бывает разной. Внезапной и приходящей постепенно после долгой болезни. Как пережить последний часы перед смертью? Кому больше требуется помощь — умирающему или его близким? Об этом рассказывает в своей книги «Разлуки не будет» Фредерика де Грааф — врач Первого Московского хосписа. Мы публикуем одну из глав книги, посвященную последним часам жизни человека перед смертью.

Очень часто родственники чувствуют себя крайне беспомощными, когда им кажется, что конкретно, практически уже ничего не могут сделать. Они еще не умеют «просто быть». Их мучает вопрос, как же теперь жить без близкого человека, терзает страх разлуки. Я часто вижу, что родным не менее тяжело, чем самому больному.

Если человек верующий, он может держать умирающего в своем сердце перед лицом Бога и попросить Христа, чтобы Он сам пришел и был рядом. Владыка Антоний однажды сказал мне: «Господь всегда с нами – это одно, а пригласить его в свою ситуацию – это другое».

Конечно, молитва играет важную роль, но следует учитывать настроение больного. Возможно, молитва вслух его напугает. Но всегда можно молиться о человеке внутренне, молча. Главное – это открытость сердца и желание быть рядом. Митрополит Антоний говорит, что умирающему страшно умереть в одиночестве. Если нет никого из близких, необходимо, чтобы рядом до конца находился кто-то из медперсонала.

Владимиру было 24 года. Он прошел через химиотерапию и две операции, но саркома руки, в конце концов, победила его. Однако, несмотря на очевидно прогрессирующую болезнь, мама и старший брат Анатолий постоянно твердили Володе, что он выздоровеет. Он при этом пристально смотрел на меня. В его глазах был вопрос: «Так ли это?» В жизнь после смерти ни он, ни его семья особо не верили. Мне казалось, что это усугубляло страх Володи. Я рассказала ему про своих умерших близких, которые явно для меня сейчас живы. Он жадно слушал, но ничего не говорил. Однажды я спросила маму, не пора ли поговорить с Владимиром о том, что происходит. Но оказалось, что она сама испытывала животный страх перед раковой болезнью и умиранием (у нее тоже обнаружили рак несколько лет назад).

Семья у Володи была прекрасная, дружная. Они все время были вместе. Иногда Володя отпускал маму ненадолго, чтобы она могла немного отвлечься. Тогда в палате оставался Анатолий. Незадолго до своей смерти Вова очень тихо, почти шепотом (я думаю, чтобы мама не услышала) спросил у меня: «Я умираю?» Я кивнула головой и сказала: «Да. Но не бойся, мы все будем с тобой».

Владимир долго умирал, и все время с ним рядом был его старший брат. Анатолий держал его за руку, гладил и крайне спокойным, глубоким голосом проговаривал все, что происходило: «Вов, давай поглубже подышим. Вот, уже лучше, сейчас уже легче. Нет, так не пойдет, плохо дышишь. Давай покашляем. Повернемся на бок… Еще дыши. Ну вот, хорошо. Сожми руку, и я пойму, что ты хочешь сказать».

Анатолий осознал страхи Володи и совершенно забыл про свое горе, он просто был здесь и теперь, и это длилось много часов. Он как будто обволакивал брата бесстрашием и лаской. Я была с ними до девяти вечера, а умер Владимир часов в пять утра. И все это время Анатолий ни на секунду не оставлял Вову наедине со страхом. Это была самая большая поддержка, какую только можно себе представить.

Невольно мама, которая не могла найти себе места от горя, попала под влияние Анатолия и немного успокоилась. Я попросила ее время от времени смачивать язык и губы Володи и протирать ему глаза.

Утром я увидела Владимира уже умершим. Судя по его лицу, он спокойно перешел в тот мир, который при жизни еще не знал и так боялся.

Для меня эта история – пример самоотверженности, пример той жертвенной любви, о которой шла речь выше.

***

24 сентября издательство «Никея» приглашает на презентацию книги психолога и рефлексотерапевта Фредерики де Грааф «Разлуки не будет». Голландка по происхождению, Фредерика получила медицинское образование в Англии, работала в хосписах и больницах Лондона. В течение 23 лет была духовным чадом митрополита Антония Сурожского. В 2000-х годах Фредерика приняла решение ехать в Россию и помогать умирающим. С 2002 года и по сей день работает в качестве рефлексотерапевта и психолога в Первом московском хосписе. Свой многолетний опыт работы с умирающими и их родственниками Фредерика описала в своей новой книге. Однако ошибочно было бы думать, что это книга о смерти. Напротив, описанный опыт важен для каждого кто оказался в кризисной ситуации и при этом хочет жить полноценной жизнью.

Как помочь тяжело больному человеку? Каковы особенности взаимоотношений врач-пациент в России? Что делать, если ты попал в ситуацию, которую не можешь преодолеть? Своим опытом переживания кризисных ситуаций поделится Фредерика де Грааф.

Гости вечера:
Федор Ефимович Василюк — психотерапевт, доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, создатель концепции понимающей психотерапии.

Инина Наталья Владимировна — психотерапевт, сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, автор книг и научных публикаций, преподаватель Российского православного университета святого Иоанна Богослова.

В четверг 24 сентября в Культурном центре «Покровские ворота» состоится презентация книги.
Начало в 19.00
Вход — свободный.
Адрес: Москва, ул. Покровка, 27, стр. 1 (метро «Лубянка», «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар»)

Фото www.flikr.com, Katya, фрагмент