Почему я атеист?

Адриан БАРНЕТТ

Почему люди становятся атеистами или остаются верующими?

(Why do people become atheists?)

(Copyright by Adrian BARNETT.
Translated and reprinted
by permission of the author.)
(Авторские права принадлежат
Адриану БАРНЕТТУ
Переведено и публикуется
по разрешению автора.)

1.Причины
2.Почему я — атеист?
3. Откуда приходит к людям вера в Бога и на чем она держится?:

А. Вера в Бога от родителей
Б. Все поставлено на свое место с определенной целью
В. Должна быть Справедливость и Правосудие
Г. Человек – не животное.
Д. “Блажен кто верует, тепло ему на свете”
Е. Загробная жизнь

4. Заключение

1. Причины

Люди становятся атеистами по многим причинам. Верующие причину этого чаще всего усматривают в некоей личной драме, подобной измене в любви, после чего бывший верующий спрашивает: “Как можно верить в Бога, если со мной такое случилось?” и начинают ненавидеть Бога. Но в этом кажущемся случае надо иметь в виду, что для того, чтобы ненавидеть Бога, в Него надо верить. Люди, которые по каким бы ни было причинам ненавидят Бога, не являются атеистами. (“Атеист”- это, по названию и по содержанию, человек, который не верит в Бога.) Атеист может не любить религии или ненавидеть то, что люди делают во имя Бога или от имени, во имя Бога. Но атеист не может ненавидеть то, в существование чего он не верит, как мы не можем ненавидеть сказочного дракона, поедающего прекрасных принцесс. (Впрочем, отдельные легенды о Боге, как и сказка о драконе, могут нравиться нам в силу их художественных и или педагогических достоинств. Но верить в реального Бога или в реального дракона – это уж слишком для взрослого человека, а тем более – для атеиста.)

Некоторые верующие ошибочно убеждены, что люди сами по своему злому умыслу избирают себе атеизм. По их мнению, атеисты как бы внушают/приказывают себе: “В действительности-то я верю в то, что Бог есть, но я буду прикидываться неверующим”. Но атеизм – это не произвольный выбор. Нельзя себя представить дело так, что некий верующий однажды утром, проснувшись, от нечего делать загадает на монетке: “Орел” — буду верить в Бога, “Решка” — стану атеистом. Подбросил монетку, — она и выпала решкой вверх: “Все! Завязал!! Отныне я объявляю себя атеистом!!!”

Атеизм – это не результат мальчишеской выходки и не акт непослушания или протеста. (хотя толчком к атеизму и может служить надоедливое приставание к верующему проповедника религии). Атеизм также не акт произвольного выбора наподобие размышлений в кафе: “Ну, так что я сегодня возьму на полдник? Э-э-э… Ладно, остановимся на ломтике торта и чашечке кофе!” Или в мебельном магазине: “А какого цвета коврик на пол мы купим? Э-э-э… Ладно, думаю, что нам больше всего подойдет вот этот зелененький. Хотя – стоп! А какого цвета коврик понравится нашему дедушке?.. Ладно, на этот раз покупать не будем”. Или проходя мимо величественного храма: “А теперь подумаем, в какого Бога нам, для приличия, следовало бы поверить?.. Выбрать трудновато, думать надо… Ладно, не станем искушать судьбу. Перестанем верить в какого бы то ни было Бога… И – дело в шляпе!”… Такие представления о путях человека к атеистическому мировоззрению совершенно не отвечают истинному положению вещей. Ни один верующий в мире не шел к атеизму такими путями. Представление о том, что атеизм является каким-то видом восстания против Бога. – совершенно абсурдно.

Я часто получаю по электронной почте обвинения в том, что я бунтую против Бога, поскольку мне, мол, не нравится сама идея Существа, которое значительнее и величественнее меня самого, или же я не хочу быть ответственным перед Тем, что выше меня самого, или еще что-то в этом роде. Но если это в самом деле присуще мне, то я никак и ни по каким признакам не являюсь атеистом, поскольку в таком случае продолжаю верить в существование Бога, но только стараюсь, так сказать, отойти от него подальше. Но ведь я не только говорю, что являюсь атеистом для того, чтобы каким-то образом “облегчить” себе жизнь, я в самом деле – атеист. Я не верю в богов иудаизма, ислама, христианства и в богов всех других религий. А если я только “бунтую”, то я внутренне убежден и про себя знаю, что Бог рядом со мной и ожидает, чтобы после моей смерти “расквитаться” со мной.

Сведение атеизма к бунту против Бога идет от тех богословов, и верующих с ними, которые, просто, неспособны считаться с тем фактом, что в мире существует сотни миллионов людей, которые не верят в проповедуемого ими Бога, как не верят и в богов всех других религий. В сознании теистов глубоко засела идея: “Поскольку каждый человек чему-то, во что-то и как-то верит, то эта вера и есть их верой в Бога”. Они, богословы и примкнувшие к их мнению верующие, не могут лично себя представить без веры в Бога и поэтому, встречаясь с атеистами, начисто отрицают их, атеистов, существование и начинают говорить: “Атеизм, отвержение Бога – это и есть ваша вера, ваша религия.” (or they start saying that atheism is itself a religion). Забавно, но я никогда не слышал, чтобы христианский проповедник говорил индусу или буддисту:

  • Ах! Вы говорите, что не верите в Бога Иисуса Христа? В таком случае вы – настоящий христианин, поскольку, отрицая, вы таким образом признаете Бога Иисуса Христа. И не прикидывайтесь не христианином. Ваше поклонение Вишну, Шиве и Кришне – это только восстание, бунт против Иисуса Христа. Но в глубине своего сердца вы признаете Иисуса Христа своим Богом.

Люди не выбирают атеизм. Атеисты, просто, не имеют веры в Бога; а те, кто потерял веру в Бога, оказались без веры в Бога, то есть стали атеистами. Они ничего при этом не выбирали, не избирали, не брали. Они всего-навсего выбросили за ненадобностью веру в Бога. – Вот и все!

Правда, часть атеистов из числа бывших верующих трагически переживали потерю веры в Бога, веры, которая некогда была значительной частью их личной жизни. Одной из причин для этого было то, что бывшие верующие ясно осознали, в крайнем случае – для себя лично, что всеобъемлющее и ясное понимание проблем Жизни, Вселенной и Всего Прочего может быть найдено вне религии; что все в мире находит свое более верное объяснение без обращения к Богу. Мы не видим следов Бога ни во Вселенной, ни в живой природе. Во всей известной нам действительности нет ни одного случая или факта, для понимания которого нам нужно было бы обращаться к вере в существование Бога. Вмешательством Бога в события или процессы в мире ничего объяснить нельзя.

Многие, если не все, предлагаемые религией, ответы начинаются с неопределенных и неоднозначных предположений, наполняются бессвязными и противоречивыми заявлениями (которые рассчитаны на усвоение их слепой верой) и заканчиваются голыми заявлениями о якобы невозможности экспериментально проверить то или иное утверждение (зачастую церковники отказываются публично продемонстрировать и предоставить для проверки выдуманный или сфальсифицированный ими псевдонаучный факт). Множество насаждаемых верований и догм сочинены проповедниками религии произвольно, являются в высшей степени иррациональными и уж никак не свидетельствуют об их, верованиях и догмах, богооткровенном происхождении. И когда верующие осознают, что их религия ничего существенного им не дает и что ответы на жизненно важные вопросы они могут найти вне религии: в науке, в философии, в конце концов — в здравомыслии и свободомыслии, тогда они, верующие, избавляются от веры в Бога, порывают с религией и, естественно, становятся атеистами.

Надо не забывать, что каждый, в том числе и Вы, уважаемый читатель моей статьи, рождается атеистом. Младенец не верит в Бога, не имеет веры в Бога. Он – атеистический алмаз чистейшей, ничем незамутненной, воды! Возникшая у Вас позже вера в Бога является результатом вашего превратного воспитания. Если ваши родители — верующие баптисты, то и вы, наиболее вероятно, станете баптистом. Если ваши родители мусульмане, то и вы будете мусульманином.

В какого Бога тот или иной человек верит? Это зависит не от самого Бога, которого нет, а от географии вашего рождения и от веры ваших родителей. Верующий получает своего Бога так, как игрок, примерно, получает выигрыш в лотерею. Даже хуже, поскольку в руках всех без исключения верующих находится всегда пустая лотерея, — ни при каком раскладке выиграть по ней Бога нельзя.

И как же теперь не радоваться, что нам так повезло случайно родится в стране, в которой поклоняются Единому Истинному Богу? :-))

2. Почему я — атеист?

Я родился в потомственной христианской семье анликан (Church Of England – Церковь Англии). За исключение времени бракосочетания и похорон, мы в церковь не ходили, перед едой не читали молитвы, никого в семье не пугали адским пламенем.

Бог, Иисус, Библия часто считаются неотъемлемой частью образа жизни, а поскольку дети еще много чего не знают, то они, и я тоже, верили всему тому, что им говорят взрослые. Так, в школе мы каждый день перед началом и после окончания занятий читали молитву и думали, что так делается во всем мире. Каждый из нас считал, что плохие люди пойдут в ад, а хорошие люди, подобно нам самим, будут жить в чертогах небесных. Религиозное воспитание в школе было основано исключительно на Библии – на истории Авраама и Сарры, коленах (племенах) израильских и так далее. О других религиях ничего не говорилось, а если и говорилось, то только вскользь. Более или менее детально рассказывали ученикам об иудео-христианской мифологии, при этом, естественно, не говорилось об атеизме, о мерзостях и злодеяниях избранников божьих, об абсурдности и противоречивости библейских сказаний. Об атеизме не упоминалось, а мы и не подозревали о его существовании. Но при этом христианская религиозная жизнь у всех школьников была на заднем плане. В моей, как и у других учеников, спальне на тумбочке лежала Библия, которую иногда почитывал от нечего делать.

Когда я стал старшим, примерно в 18 лет, то начал подвергать свою веру проверке. Появились сомнения. Начал знакомится с историей и вероучением других религий. Сначала я удивился содержанию верований других религий, но когда после этого начал присматриваться к христианским верованиям, то они оказались не менее странными. А потом поставил себе вопрос: “Почему это я верую в христианские рассказы, догмы и учения?” За годы обучения в школе моя голова наполнилась достаточно большим количеством религиозных, мутных для меня, положений и концепций, которые, ну, никак не совпадали с реальным положением в действительности. Из биологии, геологии, эволюционного учения, космологии и так далее я уже кое-что знал об окружающем меня мире, но эти достоверные научные знания никак не совпадали с рассказами Библии, с учением Англиканской церкви. Религиозные верования и представления были слишком неопределенными, туманными и бездоказательными. Особенно по сравнению с четкими и доказательными изложениями предмета в тех же школьных учебниках. К примеру. Я уже видел множество противоречий и явных глупостей в Библии. Если бы учебник по физике был написан так, как “по вдохновению Бога” пророки написали Библию, я бы этот учебник и в грош не ставил бы, я бы его выбросил вон из-за ненадобности. А потом я как бы задал вопрос самому Господу Богу: “Почему добрый и всемогущий Бог, который все видит и все может, ввергает множество людей в страдания, сеет смерть по всему миру?”; “Неужели добрый и всемогущий Бог очень и очень плохо справляется со своей работой?” Ответ церковников о том, что добрый и всемогущий Бог отлично справляется со своей работой на благо человека, но это благо имеет … мистический смысл, которого нельзя постичь разумом смертного человека, — выглядит форменным издевательством…

Со временем у меня сформировалось подозрительное отношение ко всякого рода церковных организаций. Здесь я много раз слышал проповедников, которые призывали своих верующих принимать за правду такое, о чем я точно знал, что такого быть не может. Многие из присутствующих в храме только делают вид, что верят всему услышанному, поскольку демонстрации такого поведения от них ожидают все присутствующие. Это хорошо видно на примеры выступления телеевангелистов. Слушая его проповедь, никто ведь не вскакивает со словами возмущения: “Заткнись! Разве можно публично молоть такую чепуху!” Наоборот, верующие сидят смирненько, а после окончания телепередачи с бессмысленным благоговением произносят: “Аминь” или “Спаси тебя Господи!” Когда во время богослужения выступает настоятель церкви, никто не разговаривает, никто не просит у него дальнейших разъяснений, не ставит вопросов, а покорно слушает, какую бы лапшу ему не вешали на уши. Слушающих верующий проповедник подавляет ссылкой не неизреченную мудрость и авторитет “божественных глаголов”, чем подавляет их собственную мысль, препятствует им глубже задуматься на смыслом услышанного, в зародыше пресекает появление каверзных вопросов.

Ко всему этому я твердо усвоил, что христиане – не единственные, кто глубоко верит в своего Бога. Такие же глубоковерующие есть в каждой религии, которая проповедует вовсе не христианские истины. Следовательно, глубиной религиозных убеждений никак нельзя измерять истинность веры в Бога. Ведь христиане и не христиане верят в совершенно разных богов и в совершенно разные религиозные истины. В таком случае, почему мы должны считать за истину верования христианские, а не верования других религий. А ведь каждая религия всегда и везде претендует на монополии в обладании Истиной, Любовью, Счастьем, Справедливостью, Моралью и всеми другими духовными ценностями. Все это медленно, постепенно и уверенно наталкивало меня на вывод, что, возможно, все без исключения религиозные верования — лживы (are all wrong)…

Я постепенно осознавал, что мир, Вселенная, в которой мы живем, является единым и в нем нет места для Бога, нет управляющего всем Разума. Нет никаких оснований и никакого смысла верить в Бога любого вида и содержания. Бог – это фантом, в существование которого люди верят (верят, верят, а не знают!) из-за отсутствия малейших доказательств этому. В этом отношении фантом Бога ничем не отличается от фантомов Снежного Человека (Йетти, Бигфута) или от Лохнесского Чудовища, или от Инопланетян, или еще каких-то чудовищ, о которых много говорят, но ни одного подтверждающего доказательства этим разговорам не имеют.

Я вовсе не думаю, что все другие, не христианской религии, верующие предались ложным заблуждениям из-за того, что Адам и Ева вкусили в раю запретного плода познания добра и зла, или безбожно обмануты своими священнослужителями (хотя на своих интернетовских страницах я показываю, как надувают доверчивых простаков прожженные пророки и святоши). Но я глубоко убежден, что в своих мировоззренческих убеждениях все верующие ошибаются и все это при том, что они сами, подумав хорошенько, могут разумно и последовательно обнаружить причины и содержание своих заблуждений.

По моим наблюдениям у разных верующих для их веры в Бога имеются разные причины. Перечислю их в обобщенном и несколько упрощенном виде:

3. Откуда приходит к людям вера в Бога и на чем она держится?

А. Вера в Бога от родителей

Они, просто, были приучены, индоктринированы (been indoctrinated) в религию с детства. В религиозных семьях дети, так сказать, с молоком матери впитывают в себя веру в Бога своих родителей. Религия вошла в их плоть и кровь, стала столь значительной частью их духовной жизни, что у них ни разу не возникала мысли исследовать или усомнится в содержании привитой им веры в Бога. Они верят, ибо они всегда для себя знали, что их вера в Бога — чистейшая правда.

Б. Все поставлено на свое место с определенной целью

Они чувствуют, что мы здесь, в этом мире, появились с заблаговременно заданной целью. Вселенная, ее гармония, красота в ней не могут быть результатом слепого случая. Наиболее понятной причиной цели, которая задана нам и Вселенной, является существование Бога. У нас есть предназначение, которое известно только Богу, и нам не остается ничего другого, как положится на Него и доверится Ему. Они всеми фибрами души чувствуют, что только вера в Бога поможет им выполнить свое предназначение, достичь предуготованного им смысла жизни. А без веры в Бога они не видят и не понимают смысла своей жизни.

В. Должна быть Справедливость и Правосудие

Потребность справедливости может быть удовлетворена только в том случае, если есть Бог. Для верующих наш мир – не балаган для порочных людей, без удержу совершающих разного вида преступления с надеждой избежать всяческих наказаний сразу же после смерти. Вера в Бога вселяет надежду, что хорошие люди, в конце концов, будут полностью вознаграждены на небесах, а порочные понесут надлежащее им наказание.

Г. Человек – не животное.

Верующим присущ некий биологический снобизм. Верующих оскорбляет учение о том, что человек появился в результате эволюции, что он органически связан с миром животных. Им приятней верить, что Бог создал их отдельным творческим актом, дал им бессмертную душу, чего лишены животные. По их мнению, только вера в Бога отделяет человека от мира скотов.

Д. “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”

Вера в Бога уютна для человека. Верующим приятно осознавать, что любящий их Бог постоянно бдит, хлопочет над ними; если у них случаются что-то хорошее или что-то плохое, то все это принимается ими, как учиненное или допущенное заботливым Богом для их же грядущего блага. Особенно важно то, что религия помогает пережить смерть своих близких, любимых и смирится с их смертью. Гораздо приятнее думать, что умершая бабушка больше не мучается, взята на небеса к Иисусу, где она ожидает воссоединения с нами, чем признать, что бабушка насовсем перестала существовать, растворилась в масштабах вселенной и начисто будет забыта через несколько поколений.

Е. Загробная жизнь.

Ощущение, понимание, весь комплекс духовной жизни занимает доминирующую часть нашей личности. Создается впечатление, что личность, некое “Я”, стоит не только выше моего тела, но и независимо от него. Вот это “Я” верующие называют душой.

Трудно представить себе, что наше сознание, наше “Я”, душа, когда-то перестанет существовать, хотя мы и знаем это наверняка. Ведь даже для воображения себя мертвым (что не трудно) необходимо, чтобы наше сознание было живым, действующим и “воображало”.

Попробуйте, к примеру представить себе, что огромный метеорит свалился на ваш дом и убил вас до того, как вы дочитаете до конца этот абзац. Вы это легко себе представите: “Меня убило, я мертв, — это я осознаю. И для меня, убитого метеоритом уже ничего не происходит”. Но, к своему удивлению, Вы можете также легко представить себе последующие после вашей смерти события, хотя для вас после вашей смерти ничего уже не происходит. Не происходить оно, действительно, не происходить, но что-то от меня остается, благодаря чему я могу легко продолжить воображать, представив себе поиски спасателями моего тела, мое погребения и прочее и прочее. Таким образом легко себе вообразить, что после смерти и погребения нашего тела от нас остается нечто продолжающее мою сознательную жизнь, остается, мол, не умирающая душа…

Но при таком ходе мысли мы при этом совершенно игнорируем две важнейшие вещи. Во-первых, я только воображаю, мню, себе свое сознательное существование после смерти, а поэтому это существование не действительное, а только мнимое, воображаемое. А во-вторых, специфика воображения заключается в том, что оно, воображение, все как существующее, так и несуществующее, всегда воображает только существующим. Для того, чтобы понять и вообразить себя – вместе с телом и душой – не существующим, надо вообще не воображать. Ведь когда мы умрем, мы не только перестанем телесно двигаться, изменяться, чувствовать, мы также перестанем осознавать, перестанем воображать. Вот эта, неосознанная до конца, особенность нашего сознания служит для религиозного человека косвенной причиной веры в бессмертную душу, в загробную жизнь, в перевоплощение душ и прочую очень душещипательную чепуху.

4. Заключение

Вот по этим направлениям причин религиозности я тщательнейшим образом анализировал меру состоятельности веры в Бога. Я отбросил религия, поскольку она ничего достойного моего внимания мне не предлагает (кстати, религия никогда не играла какой-либо значительной роли в моей жизни) и твердо стал на тот единственный, атеистический, путь, которые ведет к Истине.

* * *

Много посетителей моей интернетовской странички прислали мне свои исповеди о том, почему и как они отказались от веры в Бога и пришли к атеизму или о том, как они, будучи неверующими, укрепились в своих атеистических взглядах. Интересующимся я предлагаю изложение исповедей моих адресатов их же словами. Только в одном-двух местах я опустил их крепкие выражения, отметив знаком *. Среди этих рассказов есть всякие: забавные, трагические, вдохновенны и все до одного – искренны, откровенны.

[Примечание: Мы не переводили на русский язык исповеди английских бывших верующих и атеистов. Желающие могут прочитать их (числом около 40 за последние два года) на сайте Адриана Барнетта по интернетовскому адресу:

Как стать атеистом

Атеизм всегда основывался на задавании вопросов. Вопрос быть или не быть — один из самых важных вопросов в истории человечества, не говоря уже о вашей собственной жизни. Найдите немного свободного времени и задайте себе следующие вопросы. Это может усилить вашу веру в божество, и это может привести вас к атеизму.

Вот несколько вопросов для начала:

  1. Почему я верю в Бога? Это самый важный вопрос из всех. Есть ли у вас основания верить? Если да, то какова причина вашей веры?
  2. Как я впервые поверил в Бога? Если вы теист, скорее всего, вы выросли в религиозной семье. В детстве мы очень восприимчивы и склонны к обучению, это означает что–то, что мы узнаем, возможно, будет трудно изменить. Еще одним важным моментом является тот факт, что если вы родились в Соединенных Штатах Америки (или любом другом большом христианском обществе), вы, скорее всего, чтобы станете христианином. Если вы родились в Саудовской Аравии, вы, скорее всего, станете мусульманином. Если бы вы родились в Норвегии во времена викингов, вы бы верили в Тора и Одина. Если вы воспитывались не в религиозной семье, потребуется некоторое время, чтобы проанализировать то, что происходит во время вашего личного развития.
  3. Есть ли доказательства существования Бога? Пока нет никаких доказательств о существовании какого-либо высшего существа. Если вы думаете, что у вас есть доказательства существования Бога, проведите некоторые исследования. Вы можете быть удивлены.
  4. Почему я верю в конкретного Бога?/Что делать, если я ошибаюсь? Существуют тысячи разных богов, среди которых можно выбрать своего. Если вы христианин, то что если римские боги -истинные боги? И, конечно же, наоборот. Поскольку нет никаких доказательств существования какого-либо Бога, вы принимаете риск, что ваш Бог – единственно правильный, основываясь лишь на слепой вере. Большинство монотеистических религий, таких как христианство, ислам, иудаизм, поддерживают концепцию ада, где неверующие будут вечно прокляты. Что делать, если другие религии верны, а ваша — нет?
  5. Задумайтесь о христианстве, что на самом деле означает «Иисус Сын Божий» (или что подразумевается)? Почему Иисусу требуется 23 хромосом, чтобы стать человеком? Бог биологический отец Иисуса? Бог духовный отец Иисуса? Бог какой-то другой отец?
  6. Действительно ли Бог «всеведущий»? Что такое «познание»? (например, «Количество волосков на головах всех живущих людей», «познаваемое».) Действительно ли Бог видет или знает все? Мы получаем «знания» через наши «чувства» — зрение, слух, и т.д., и сохраняем эти «знания» в нашем мозге. Какие «чувства» есть у Бога? Как Бог может получить информацию? Может ли «знание» стать физической основой для всего живого?
  7. Бог действительно «всемогущий» и/или «доброжелательный»? мире постоянно случается множество «плохих» вещей (землетрясения, убийства, изнасилования, ДТП, и др.) Бог делает это? Бог не сделал ничего, чтобы остановить «плохое» происшествие? Есть ли доказательства того, что Бог никогда не использовал свою силу? Есть ли ожидание, что он будет когда-либо использовать свою силу?
  8. Бог действительно «вездесущий»? Одно определение/объяснение: » атрибут Бога, которым он наполняет вселенную во всех ее частях и присутствует одновременно везде. Не часть, но весь Бог присутствует в каждом месте». Мы знаем, что Бог — это не «физическое» (он не состоит из атомов). Откуда нам знать, что Бог всегда присутствует, если его нельзя увидеть или измерить?
  9. Что значит «существовать?» Мы знаем, что Бог — это не «физическое» (он не состоит из атомов). Никто не измерял Бога как “силу” (например, гравитацию). Так что значит для Бога «существовать»? Нельзя доказать отрицательное ( не может быть доказано, что Бога не существует). Но если никто действительно не смог доказать (с помощью научных методов), что Бог существует, каковы шансы, что в ближайшие 100 лет появятся какие-то доказательства?
  10. Существует ли на самом деле «жизнь после смерти»? Мы знаем, что наши души не «физические». Так, после смерти, мы думаем, видим, слышим, говорим, общаемся, и т.д.?
  11. Бывают ли чудеса? Бог отвечает на молитвы? Является ли Бог “активным” Божеством? Давайте определим, чудо как “любое событие, которое не может быть объяснено природными силами или стихийными законами — то, что должно было стать сверхъестественным действием божественного посланника.” Например, в поиске горы, которая висит в воздухе, или элемента, который может превращаться в другой — медь в золото, вода в вино, и др. (Обратите внимание, что доказательств чуда, что Бог существует, — нет, однако во Вселенной есть сила, которую мы не можем постичь. Это может быть Бог, другие божества или инопланетяне и так далее.) Поскольку нет никаких задокументированных чудес, в недавнем прошлом, кто-нибудь всерьез верит, что в его/ее жизни случится чудо? Но если чудес нет, то и Бог не “действующий” Бог, т. е. Бог не вмешивается. Либо все, что происходит на нашей планете — происходит в пределах границ “природных сил и законов природы”. Поэтому Бог не ответил на молитвы и вряд ли когда-нибудь ответит на эти молитвы. Вы на столько эгоцентричны, чтобы просить Бога приостановить естественный порядок вещей? Многие объективно плохие вещи (землетрясения, авиакатастрофы, убийства, изнасилования и др.) случаются с людьми, казалось бы, без влияния религиозных верований. Должны быть сделаны исключения, просто в нашем случае? Если вы не верите, что Бог вмешивается в вашу жизнь — логично ли ему молиться? Стоит ли ему поклоняться?
  12. Насколько хорошо вы понимаете вашу “человеческую природу”? Давайте определим три “уровня веры”, каждый из которых требует “большего пристрастия”, чем предыдущий: (1) вера, что Бог существует; (2) вера, что Иисус есть Сын Божий; и (3) убеждение, что Библия “безгрешна” (совершенно верно). Обратите внимание, что каждый уровень требует веры в то, что не может быть доказано, и эти представления должны быть приняты “с верой”. Разумный человек, присматриваясь к вещественным доказательствам, найденным в нашей Вселенной, пришел к выводу, что Земля существует значительно дольше, чем 10 000 лет. Но те, кто верят, что Библия – безгрешная вера, говорят, что это Бог создал землю (и Вселенную) около 10 000 лет назад. Из-за природы человеческого разума, вера рассматривается не только как факт, но трактуется как то, что имеет больший приоритет, чем все остальное, что может видеть разум и о чем он может думать. По их мнению, любое наблюдение, которое противоречит этому факту, могло рассматриваться (или сообщаться) неправильно: например, “Поскольку существуют ископаемые кости динозавров, то динозавры были живы 10000 лет назад и каким-то неведомым процессом окаменели и сохранились их кости. Даже если мы не можем разобраться в процессе, и даже если он находится за пределами человеческого понимания, Бог знает все”. Поэтому люди, которые не на “уровне 3 своей веры”, думая о людях, которые достигли этого уровня, должны сделать вывод, что существует что-то в человеческой природе, что позволяет убеждать “слепых” людей в реальности вокруг них. (Может быть, именно поэтому “веру” часто называют “слепой верой”.) Людям, которые находятся на «Уровнях веры 1 и 2” следует посмотреть на себя со стороны и задаться вопросом, затмевает ли их вера реальность вокруг них («рай и ад не существуют, не может быть жизни после смерти, чудес не бывает, и др.»). Слишком часто, когда люди подвергают сомнению свою веру, они находят в себе причины, почему они ставят под сомнение свою веру, и не спрашивают себя, почему их символы веры не совместимы с реальностью.

ПОЧЕМУ АТЕИСТЫ МЕНЯЮТ СВОЕ МНЕНИЕ: 8 ОБЩИХ ФАКТОРОВ

Обращения из атеизма часто являются, без сомнения, постепенными и сложными. Для многих новообращенных дорога медленная, утомительная и трудная. Но, в конце концов, неверующие, которые находят Бога, могут наслаждаться внутренним покоем, который приходит от чистой совести, зная, что они придерживались истины и верно следовали аргументам.

Конечно, не все обращенные из атеизма становятся христианами или даже религиозными. Некоторые обращенные достигают только деистической веры в Бога (Бог «безличен»), но скачок все еще монументален; и он открывает новые, непредвиденные горизонты.

Факторы, которые приводят к вере, часто разнообразны. Понятно, что каждый бывший атеист прошел свой уникальный путь к Богу. Кардинала Ратцингера однажды спросили, сколько существует путей к Богу. Он ответил::

«Столько способов, сколько есть людей. Ибо даже в пределах одной веры путь каждого человека является полностью личным.”

Конечно, будущий Папа Римский не поддерживал мнение о том, что ”все религии равны», а скорее о том, что всегда существует уникальная комбинация факторов—или шагов—которые двигают каждого новообращенного к вере в Бога. Похоже, что некоторые из этих факторов более заметны по всем направлениям, чем другие.

Вот восемь общих факторов, которые заставляют атеистов изменить свое мнение о Боге:

1. ХОРОШАЯ ЛИТЕРАТУРА И РАЗУМНОЕ ЧТЕНИЕ.

Разумные атеисты в конце концов становятся теистами, потому что они разумны; и более того, потому что они честны. Они готовы следовать за доказательствами, куда бы они ни привели; и во многих случаях доказательства приходят к атеисту наиболее последовательно и хорошо представлено через чтение верующих в Бога.

Карен Эдмистен

Автор Карен Эдмистен признается в своем блоге:

«Я когда-то думала, что буду пожизненной атеисткой. Тогда я стала отчаянно несчастной, читала о философии и различных религиях (в то время как усердно избегала христианства), и ждала чего-то, что бы имело смысл. Сначала я была потрясена, когда христианство стало выглядеть разумной вещью, удивлена, когда я захотела креститься, и ошеломлена, что я оказалась католичкой.”

Холли Ордвей

Д-р Холли Ордвей, автор «Not God’s Type: An Atheist Academic Lays Down Her Arms», описывает последствия чтения великих, умных христианских писателей:

«Я обнаружила, что моими любимыми авторами были мужчины и женщины глубокой христианской веры. К.С. Льюис и Дж. Р. Р. Толкиен прежде всего; а затем поэты: Джерард Мэнли Хопкинс, Джордж Герберт, Джон Донн и другие. Их работа тревожила мои атеистические убеждения…”

Доктор Ордвей упоминает выдающегося Оксфордского мыслителя 20-го века К. С. Льюиса. Льюис-яркий пример разумного, но неверующего мыслителя, который был готов читать со всех сторон и перспектив. В результате своего открытого расследования он стал верующим во Христа и одним из величайших апологетов современного христианства.

Г. К. Честертон и Джордж Макдональд были двумя из самых влиятельных писателей, осуществшими преобразование Льюиса. Он пишет в своей автобиографии с удивленной радостью:

«В чтении Честертона, как и в чтении Макдональда, я не знал, что проверял самого себе… молодой человек, который хочет оставаться здоровым атеистом, не может быть слишком осторожным в его чтении.”

Автор Дейл Ахлквист пишет что на самом деле

«К. С. Льюис был атеистом, пока он не прочитал книгу Честертона, «Вечного человека», и уже не был им впоследствии…”

По иронии судьбы, апологетика христианства К. С. Льюиса, которая в конечном итоге привела к бесчисленным обращениям в христианство, стала влиятельной—и ее влияние продолжается безостановочно и сегодня. Среди новообращенных из атеизма под руководством Льюиса — бывшая феминистка и профессор философии Лоррейн Мюррей, которая вспоминает:

Лоррейн Мюррей

«В колледже я отвернулась от католицизма, моей детской веры и стала радикальной феминисткой и страстной атеисткой….. Читая Льюиса, я обнаружила кое-что, чего, должно быть, все это время тихо жаждала, что было аргументированным подходом к моим детским убеждениям, которые были сосредоточены почти полностью на эмоциях. Перелистывая страницы этой книги, я больше не могла игнорировать истину и не могла отворачиваться от пути и жизни. Мало-помалу, дюйм за дюймом, я нашла свой путь обратно к Иисусу Христу и вернулась в католическую церковь.”

2. «ЭКСПЕРИМЕНТЫ» С МОЛИТВОЙ И СЛОВОМ БОЖЬИМ.

Слово Божье-это жизнь. Оно обладает силой, недоступной человеческому пониманию, потому что оно «дышит Богом».” Бог говорит с человеком во многих отношениях, но особенно через молитву и чтение Священных Писаний. Когда любопытство (или даже интерес) неверующих приводит к экспериментам с молитвой или чтением Библии, результаты могут быть шокирующими, о чем свидетельствуют многие новообращенные.

Один из бывших атеистов, который был глубоко затронут молитвой и священными писаниями, — автор Девин Роуз. В своем блоге он описывает роль, которую Слово Божье сыграло в его постепенном процессе перехода от атеизма к христианству:

«Я начал молиться, говоря: «Боже, ты знаешь, что я не верю в тебя, но я в беде и нуждаюсь в помощи. Если ты настоящий, помоги мне.»Я начал читать Библию, чтобы узнать, что говорит христианство…”

Как только Роуз начал читать священные писания и говорить с Богом, даже будучи скептиком, он обнаружил, что его переполняет нечто очень реальное:

«Тем не менее, я выстоял. Я продолжал читать Библию, задавал соседу вопросы о том, что я читал, и молился. Затем, медленно и удивительно, моя Вера росла, и в конце концов она начала угрожать моим многим сомнениям и неверию.”

А остальное стало историей для ныне восходящего католического апологета и автора «Протестантской дилеммы».

Точно так же известный автор научной фантастики Джон К. Райт отчетливо вспоминает молитву, которую он произнес как непреклонный атеист:

Джон К. Райт

Я молился. «Дорогой Боже, я знаю… что тебя не существует. Тем не менее, как ученый, я вынужден принять гипотетическую возможность того, что я ошибаюсь. Так что, на всякий случай, если я ошибаюсь, пожалуйста, покажите мне себя в какой-то форме, которая докажет вашу правоту. Если вы не ответите, я могу с уверенностью предположить, что либо вас не волнует, верю ли я в Вас, или что у вас нет силы представить доказательства, чтобы убедить меня…если вы не существуете, эта молитва-просто слова в воздухе, и я не теряю ничего, кроме немного моего достоинства. Заранее благодарю Вас за любезное сотрудничество в этом вопросе, Джон Райт.»”

Райт вскоре получил ответ (и эффект), которого он не ожидал:

«Нечто из недосягаемости времени и пространства, более фундаментальное, чем реальность, достигло Вселенной и ворвалось в мою душу и изменило меня…я был изменен до корня моего существа…это было похоже на влюбленность.”

Райт был принят в католическую церковь на Пасху в 2008 году.

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЙ.

Ли Стробель, бывший юридический редактор Chicago Tribune и автор влиятельной работы «Дело о Христе», является ярким примером того, что происходит, когда честный атеист устанавливает раз и навсегда, являются ли утверждения Евангелий надежными или нет.

Ли Стробель

Стробель пишет в конце своего расследования по делу Христа:

«Я признаю это: я попал в засаду из-за количества и качества доказательств того, что Иисус является единственным сыном Божьим… я потрясенно покачал головой. Я видел, как подсудимых увозили в камеру смертников с гораздо менее убедительными доказательствами! Совокупные факты и данные безошибочно указывали на вывод, к которому мне было не совсем комфортно прийти.»(p. 264)

Филипп Вандер Элст

Современные историки, такие как Крейг Бломберг и Н.Т. Райт, продвинули область исторического богословия и исследования притязаний Евангелий на новые захватывающие высоты. Результаты таких новаторских исследований являются одной из величайших угроз современному атеизму.

Бывший атеист и фрилансер, Филипп Вандер Элст пишет:

«Чем больше я думал обо всех этих моментах, тем больше убеждался в том, что внутреннее доказательство достоверности Евангелий и Нового Завета в целом было подавляющим.”

4. ЧЕСТНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ.

Философия означает “любовь к истине.» Философия призвана вести к истине; и она непременно приведет, если философ готов честно рассматривать аргументы обеих сторон и следовать лучшим аргументам, куда бы они ни привели.

Кевин Вост

Психолог доктор Кевин Вост вспоминает о своем открытии аргументов Святого Фомы Аквинского:

«Папа Лев XIII написал в энциклике Aeterni Patris 1879 года, что для научных типов, которые следуют только разуму, после благодати Божией, ничто так не может вернуть их к вере, как мудрость святого Фомы, и это было так для меня. Он показал мне, как истинная христианская вера дополняет и совершенствует разум; она не противоречит и не умаляет его. Он решил все логические дилеммы.”

Философ д-р Эд Фесер в своей статье «Дорога от атеизма» рассказывает о шокирующем эффекте открытия себя аргументам существования Бога:

«Когда я изучал и думал об аргументах в пользу существования Бога, и в частности о космологическом аргументе, я перешел от мысли “эти аргументы не хороши” к мысли “эти аргументы немного лучше, чем их описывают”, а затем “эти аргументы на самом деле интересны. В конце концов меня осенило: «Боже мой, в конце концов, эти аргументы верны!”

Эд Фесер

Фесер заключает:

«Когда я был студентом, я наткнулся на поговорку, что изучение небольшой философии уводит вас от Бога, но изучение большой философии приводит вас назад. Будучи молодым человеком, который немного познал философию, я насмехался. Но в последующие годы и, по крайней мере, в моем случае, я пришел к тому, что это правда.”

Две фантастические книги Эдварда Фесера включают «Последнее суеверие: опровержение нового атеизма» и «Aquinas». Также рекомендуется «От атеизма к католицизму: как ученые и философы привели меня к истине».

5. РАЗУМНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ.

Это была неприятная позиция некоторых (не всех) атеистов, что для того, чтобы верить в Бога, нужно иметь значительное отсутствие интеллекта и/или разума. Большинство атеистов считают, что современная наука исключила возможность существования Бога. По этой причине они отличают верующих отсутствием современных знаний и навыков критического мышления. (Конечно, вопрос о существовании Бога, находящегося вне физической Вселенной, является принципиально философским вопросом, а не научным вопросом.)

Разумные верующие в Бога, которые могут ясно и логично вступать в атеистические споры, становятся большим вызовом для атеистов, которые придерживаются такого поверхностного отношения к существованию Бога. Особенно теисты, которые являются экспертами в какой-либо области науки. Перечислим лишь несколько примеров: Галилей и Кеплер (Астрономия), Паскаль (гидростатика), Бойль (химия), Ньютон (исчисление), Линней (системная биология), Фарадей (электромагнетизм), Кювье (сравнительная анатомия), Кельвин (термодинамика), Листер (антисептическая хирургия) и Мендель (генетика).

Честный атеист может предположить, столкнувшись с христианами (например), которые имеют разумные объяснения своих сверхъестественных убеждений, что существование Бога, по крайней мере, правдоподобно. Эта встреча может стать началом открытости неверующего к Богу как реальности.

Дженнифер Фулвайлер

Рассмотрим заметные преобразования бывшего атеиста блогер, Дженнифер Фулвайлер. Ее путь от атеизма к агностицизму и, в конце концов, к католицизму был медленным и постепенным со многими различными точками воздействия. Но встреча с разумными верующими в Бога была ключевым звеном в ее атеистических доспехах.

В видео-интервью с Брэндоном Фогтом Джен объясняет, как встреча с умными, разумными теистами (особенно ее мужем) повлияла на нее на пути к ее возможному обращению.

Лия Либреско.

Еще одна блогер-атеистка, которая стала католичкой — Лия Либреско. Лия вспоминает сильное влияние разумных христиан в ее академическом кругу:

«Я был в философской дискуссионной группе, поэтому самым сильным шагом, который я видела, было то, как мои друзья-католики укореняли свои моральные, философские или эстетические аргументы в своей теологии. Мы рассмотрели огромный разброс тем, так что я увидела много длинных и извилистых путей в следствиях веры.”

Вспоминая свою первую встречу с этой группой умных христиан, она пишет в своем блоге:

«Когда я поступила в колледж … я впервые встретила умных христиан, и это был настоящий шок.”

Этот первоначальный «шок» пробудил в ней любопытство и подтолкнул ее в сторону христианства. Лия сейчас активная католичка.

Эдит Штайн

Наконец, Эдит Штайн, блестящий философ 20-го века. Как атеистка, Эдит была шокирована, когда открыла для себя труды католического философа Макса Шелера. Как говорится в одном из посвященных ей аккаунтов:

«Эдит была очарована красноречием Шелера в изложении и защите католических духовных идеалов. Слушая его лекции о феноменологии религии, она впервые с подросткового возраста, когда она потеряла веру и отказалась от молитвы, настроилась серьезно относиться к религиозным идеям и установкам.”

В конце концов Эдит Штейн перейдет в католичество и умрет мученической смертью.

6. СОВРЕМЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ В НАУКЕ.

Энтони Флю был одним из самых известных атеистов в мире 20-го века. Но в конце концов его признание глубокого порядка и сложности Вселенной, а также ее очевидной тонкой настройки, стало решающей причиной для известного атеиста изменить свое мнение о существовании Бога.

Энтони Флю

В увлекательном интервью с доктором Беном Викером Флю объясняет:

«В частности, определяющими были два фактора. Одним из них было мое растущее сочувствие к пониманию Эйнштейна и других известных ученых, что за комплексной сложностью физической Вселенной должен быть интеллект.”

Он пришел к выводу, что разумно полагать, что организация пространства, времени, материи и энергии во Вселенной далека от случайности.

Как отметил д-р Питер Крефт, ни один человек не увидит хижину на пляже и не придет к выводу, что она должна была случайно собраться каким-то случайным естественным процессом, лишенным разумного дизайнера. Свой заказ требует конструктора. Таким образом, если эта “аналогия с пляжной хижиной” верна, насколько больше мы должны верить в интеллектуального дизайнера за значительно более сложной и упорядоченной вселенной и точными физическими законами, которые управляют ею .

Флю продолжает свою экспозицию о том, почему он изменил свое мнение о Боге:

«Второе-это мое собственное понимание того, что комплексная сложность самой жизни, которая намного сложнее физической Вселенной, может быть объяснена только с точки зрения разумного источника. Я считаю, что происхождение жизни и размножения просто невозможно объяснить с биологической точки зрения . . . Разница между жизнью и не-жизнью, как мне стало ясно, была онтологической, а не химической. Лучшим подтверждением этой радикальной пропасти являются комичные попытки Ричарда Докинза доказать в «Бог как иллюзия“, что происхождение жизни можно отнести к «счастливому шансу.» Если это лучший аргумент, то игра окончена. Нет, я не слышал никакого голоса. Именно доказательства привели меня к такому выводу.”

Родители часто описывают свой опыт продолжения рода как «чудо», независимо от их религиозной принадлежности или философского мировоззрения. Интуитивно они, кажется, признают, что есть что-то глубоко таинственное и трансцендентное в создании (и поддержании) новой человеческой жизни. Флю также смог осознать (после целой жизни изучения и размышлений), что не может быть просто естественного объяснения жизни во Вселенной.

7. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ.

Уильям Лэйн Крейг

Благодаря феноменальной работе ведущих ученых Нового Завета, в том числе Гэри Хабермаса и Уильяма Лэйна Крейга, дело о воскресении Христа стало более полным, чем когда-либо.

Современные исторические исследования не оставляют сомнений в том, что лучшим объяснением посмертного появления воскресшего Иисуса, обращения Павла и Иакова и пустой гробницы является то, что Иисус действительно воскрес из мертвых. Даже большинство сегодняшних критических исследователей Нового Завета принимают эти основные факты как исторически определенные (явления, обращения, пустая гробница и т. д.); Но они хромают со своими второсортными альтернативными объяснениями в последней попытке опровергнуть истинное Воскресение Христа и “подпись Бога”, как отметил ученый Ричард Суинберн.

Дело о Воскресении Иисуса оказало значительное влияние на бывшего атеиста, ныне христианского апологета, Алистера Макграта. Он вспоминает в одной из своих статей:

Алистер Макграт

«Моя ранняя задача заключалась в том, чтобы понять, во что верят христиане, и почему они верят в это. Как Воскресение вписывается в паутину христианских верований? Как это вписывается в общую схему христианской веры? После нескольких лет борьбы с этими проблемами я твердо встал на сторону христианской ортодоксии. Я стал и остаюсь преданным и убежденным защитником традиционного христианского богословия. Убедив себя в его достоинствах, я был более чем счастлив попытаться убедить и других.”

8. КРАСОТА.

Ганс Урс фон Бальтазар

Великий богослов Ганс Урс фон Бальтазар писал:

«Красота-это слово, которое будет нашим первым. Красота-это последнее, к чему осмеливается подойти мыслящий интеллект, так как только она танцует как незыблемое великолепие вокруг двойного созвездия истинного и хорошего и их неразрывной связи друг с другом.”

Отец фон Бальтазар твердо придерживался мнения, что для того, чтобы привести неверующих к вере в Бога, мы должны начать с прекрасного.

Доктор Питер Крефт называет это аргументом из эстетического опыта. Философ Бостонского колледжа свидетельствует, что он знает нескольких бывших атеистов, которые пришли к вере в Бога на основе этого аргумента.

В классическом Крефтовском стиле он выдвигает аргумент следующим образом:

“Есть музыка Иоганна Себастьяна Баха.
Поэтому должен быть Бог.
Ты либо видишь это, либо нет.”

Мэтт Нельсон