Покаяние

Истинное покаяние в православии является необходимым условием, предшествующим Таинству исповеди и причастия. Иисус Христос предупреждал всех людей, что без истинного раскаяния они погибнут. (Луки 13:5)

У покаяния и исповеди есть начало, но не может быть конца, пока мы живы. Иоанн Предтеча начал свое служение с призыва покаяться, ибо Царство Божье уже близко. (Мат. 4:17)

Каждый православный верующий обязан разобраться, в чем различие между покаянием и исповедью, почему без первого невозможно второе.

Покаяние и исповедь — в чем разница

Совершив нехороший поступок, будь то крик, обман, зависть или лицемерие, истинно верующий почувствует укор совести через Духа Святого. Осознав греховность, человек в тот же момент или дома во время молитвы, просит у Бога и человека прощение, искренне раскаиваясь в совершенных делах.

Как молиться о покаянии:

  • Канон покаянный ко Господу
  • Великий покаянный канон Андрея Критского
  • Канон покаянный к Ангелу-хранителю

Покаяние в грехах

Раскаяние не предусматривает многократного возвращения к совершенному прегрешению, это истинное отрешение от греха и принятие решения больше так не поступать.

Самая умная из книг, Библия, в этом случае дает очень жесткое определение, сравнив кающегося и возвращающегося к своим плохим поступкам человека с собакой, которая возвращается на свою блевотину. (Притчи 26:11)

Для раскаяния православному христианину не нужен священник, он сам сознательно осуждает совершенный проступок и принимает решение никогда больше так не поступать. Таинство Исповеди происходит напрямую пред Богом, но в присутствии священника, ибо сказано в Святом Писании, что Иисус находится там, где собирается несколько человек. (Мат. 18:20)

Важно! Исповедь является заключительным актом раскаяния. Исповеданные грехи больше не имеют духовной сила в жизни христианина, о них запрещено даже вспоминать. После исповеди человек чист перед Богом и допускается к Таинству причастия.

О церкви и Таинствах:

  • Таинство миропомазания
  • Таинство венчания
  • Зачем нужно ходить в храм

Истинное покаяние в православии через Таинство Исповеди позволяется причаститься Телу и Крови Иисуса, наполниться его силой и благодатью, получить вход в Царство Небесное.

Священники о раскаянии

По словам Исаака Сирина искреннее раскаяние является широкими воротами для Божией благодати, и другого пути нет.

Силуан Афонский утверждал, что тому, кто невзлюбит свои греховные дела, Бог простит все прегрешения.

В своих «Письмах духовным детям» игумен Никон умолял оставшихся на земле православных верующих постоянно каяться, считая себя грешными мытарями, умоляя Бога о милости.

Покаяние

В книге «Пути ко спасению» Феофан Затворник пишет, что через раскаяние грешник учится любить ближнего, ведь при прощении уже нет гордости и превозношения, а если есть, тогда нет покаяния. Каждый проверяет себя сам.

Большое значение покаянию придавал и игумен Гурий, утверждавший, что только раскаянием можно очистить существующий мир.

Святой Ефрем Сириянин сравнивает покаяние с горнилом, в огне которого переплавляются простые металлы, а выходит золото и серебро.

Иисус оставил на земле две основных заповеди — любовь к Богу и человеку.

Три возможных пути покаяния

Только ангелы не падают, а бесы не могут подняться перед Творцом, а человеку дано как падать, так и пониматься. Человеческое падение не является приговором на всю жизнь. Иисус через прегрешения воспитывает христианский характер, которому свойственны:

  • покаяние;
  • послушание;
  • терпимость;
  • поклонению Богу;
  • любовь к ближнему.

Не родился еще на земле, кроме Спасителя Иисуса Христа, человек, который бы прожил свою жизнь в полной святости, не согрешая.

Ярким примером может быть жизнь апостола Петра, в гневе отрубившего воину ухо, преступив через повеления Иисуса, которого потом трижды отрекся. Христос, видя искреннее раскаяние Своего учения, сделал его краеугольным камнем христианской церкви.

Почему Иуда предал и повесился, совесть замучила, а покаяния и веры не было, неужели бы Господь не простил ему искреннего покаяния?

Важно! Раскаяние перед Богом в уединении может исправить многие прегрешения, отпустить всякий стыд, который держит и не дает прийти на исповедь.

Только в мертвых сердцам не живет стыд, сожаление о содеянном, раскаяние и понимание тяжести проступка. Как только человек кается, на Небесах поют ангелы. (Луки 15:7)

Нераскаянный грех подобен болезни, если сразу не избавится от пагубных привычек, то со временем сгниет все тело. Поэтому откладывать раскаяние на потом очень опасно.

В течение дня Вседержитель много раз дает человеку возможность покаяться в совершенном проступке:

  • сразу после содеянного греха;
  • во время утреннего и вечернего правила;
  • во время исповедания.

При раскаянии читается молитва каждый раз, когда христианин вспоминает о каком-то прегрешении, совершенном в течение дня.

Молитва

Отец Небесный! Я прихожу к Тебе в молитве, сознавая всю свою греховность. Я верю Твоему Слову. Я верю, что Ты принимаешь всякого, приходящего к Тебе. Господи, прости все мои грехи, будь милостив ко мне. Я не хочу жить прежней жизнью. Я хочу принадлежать тебе, Иисус! Войди в мое сердце, очисти меня. Будь моим Спасителем и Пастырем. Руководи моей жизнью. Я исповедую Тебя, Иисус Христос, своим Господом. Я благодарю Тебя за то, что Ты слышишь мою молитву, и я верой принимаю Твое спасение. Благодарю Тебя, мой Спаситель, за то, что Ты принял меня таким, какой я есть. Аминь.

Всех ли прощает Бог

Апостол Павел подчеркивает, что нераскаянное сердце собирает гнев на голову грешника. (Рим.2:5-6)

Дьявол всеми силами будет препятствовать раскаянию, показывая, что грех не так страшен, стыдится нечего и все пройдет само собой.

При покаянии христиане должны не только мысленно раскаяться в совершенном грехе, но при этом простить людей, которые содействовали нечестивым проступкам.

Покаяние в храме

Закоренелые грешники сами обкрадывают себя, поставив на своем прощении крест из-за множества злодеяний. Некоторые из них впадают в отчаяние и уныние, что является недоверием Творцу и новым прегрешением.

Падшие люди даже не догадываются, как милостив Отец на Небесах, который готов принять в Свои объятья всех, кто раскается в грехах. Господь прощает всякий грех, в котором человек искренне покаялся.

Другой частью людей, которые редко каются, являются самоправедные христиане. Они уже надели на головы венки святости, забыв слова Иисуса, что на земле все грешники.

В социальной сфере нет такого слова, как «покаяние», человек, совершивший нехороший поступок, раскаивается и просит прощение. Но здесь нет присутствия Святого Духа и осознания своего прегрешения перед Богом. С точки зрения православия раскаяние и покаяние имеют одинаковый смысл, когда грешник не только осознает свой грех, он его начинает ненавидеть.

В случае обмана, кражи, убийства падший христианин переступает через гордость, стыд, малодушие и просит прощение у тех, кто пострадал, старается возместить убытки, а только потом идет на исповедь и приносит свой грех перед престолом Творца.

Иисус знает падшую природу сего мира, но человек, созданный по образу и подобию Творца, призван жить в Царстве мира, покоя, благосостояния в любви и здоровье уже на земле. Царство Небесное сходит на землю по воле Божьей, по Его благодати для тех православных верующих, которые осознают силу раскаяния и исповедания.

Для некрещеного человека нет покаяния в православии, нет Бога, не открываются врата благодати. Как больному трудно излечиться от страшной болезни без помощи врачей, так и неверующему человеку невозможно познать милость и прощение Всевышнего без православного крещения.

Те люди, которым не открыта благодать понимания Исповеди и Причастия, говорят, что православным христианам хорошо жить, каются и грешат, и снова каются.

Важно! Во время покаяния, которое по-гречески означает изменение, приходит страх Божий, наступает ощущение своей нечистоты перед Богом. Любая вызывает отвращение к самому себе и желание поскорее отмыться перед лицом Творца.

Искренне покаявшись, люди уже никогда не вернуться к прежнему греху, они постоянно контролируют свои слова, эмоции, действия, сообразуя их с заповедями Господними.

Прощение в христианстве

Не надо обольщаться, порой и самые верные дети Творца падают морально, душевно, физически, но у них есть всегда рядом Божья рука, благословенная помощь, приходящая через раскаяние и исповедание.

Зачем каяться, если Богу известны все грехи человека

Творец создал на земле не роботов, а людей, у которых есть чувства, эмоции, дух, душа и тело. Вседержитель видит все прегрешения человека, совершенные не по Его воле, а при пособничестве бесов.

Пока человек не покается, дьявол имеет над ним силу, Создатель не касается к нечистой, грешной душе.

Только по воле православного верующего Спаситель дарует ему спасение и благодать в земной жизни, но для этого человеку нужно признаться в своих грехах, очиститься от них, как от сорняков и покаяться. Искреннее раскаяние слышит Бог и дьявол, перед которым захлопываются все двери и он лишается всех прав на кающегося некогда грешника, а после покаяния — и праведника.

Есть ли покаяние после смерти

В своем послании людям Иисус Сам дает ответ на вопрос, может ли человек освободиться от последствий падшей жизни после смерти. Ответ ужасен и категоричен для грешников: «Нет!»

Читайте внимательно послания Евреям, Галатам, Коринфянам! В каждом Евангелии апостолы передают слова Христа о том, что человек сеет, то и жнет. Закон сеяния и жатвы говорит о том, что грешник пожнет в 30,60 и 100 раз больше, чем посеял. (Галатам 6)

Апостол Лука четко пишет, что, не покаявшись, Царства Божьего увидеть невозможно. (Луки 3)

Там же Матвей передает слова Спасителя, что, только принесши достойный плод раскаяния, можно спастись. (Матвея 3:8)

Упорное, нераскаянное сердце собирает плоды гнева в день Суда, которые не минует ни один смертный, рожденный на земле. Эту страшную истинную подтверждает Иоанн Кронштадский, говоря что, умерев, оставив земную жизнь, грешнику уже не дается возможность что-то изменить, он отправляется в ад.

Важно! После смерти нет раскаяния, исповедания и причащения Святой Крови Иисуса, который есть входной билет в рай для истинно верующих, боящихся Бога христиан.

Падшие люди, живущие на земле без благодати Божьей, даже не понимают, как обкрадывают свои души. Не может человек не понимать, что грешит, самооправдание своих действий не приносит утешения, грех, как заноза, будет портить наслаждение мирскими утехами.

Утопая в самолюбии и гордости, грешники все глубже погружаются в болото сластолюбия, не понимая, что придет час Суда. Да будет поздно.

Митрополит Антоний Сурожский о покаянии

ПОКАЯТЬСЯ

Смотреть что такое «ПОКАЯТЬСЯ» в других словарях:

  • покаяться — См … Словарь синонимов

  • ПОКАЯТЬСЯ — ПОКАЯТЬСЯ, покаюсь, покаешься, совер., без доп. и в чем. 1. совер. к каяться в 1 и 2 знач. «Убийцы покаялись и назвали Бориса.» Пушкин. 2. Под секретом признаться (разг. шутл.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • покаяться — аюсь, аешься; св. (нсв. каяться). Принести покаяние; раскаяться. П. перед смертью. П. Господу Богу во всех грехах. Надо покаяться, я мало работал. Не дадите денег, покаетесь потом … Энциклопедический словарь

  • покаяться — а/юсь, а/ешься; св. (нсв. ка/яться) Принести покаяние; раскаяться. Пока/яться перед смертью. Пока/яться Господу Богу во всех грехах. Надо покаяться, я мало работал. Не дадите денег, покаетесь потом … Словарь многих выражений

  • Покаяться — сов. 1. Добровольно признаться в своей вине, ошибке, выражая сожаление о совершенном проступке. 2. Принести покаяние, исповедаться в своих грехах. 3. разг. Раскаяться в чем либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • покаяться — покаяться, покаюсь, покаемся, покаешься, покаетесь, покается, покаются, покаясь, покаялся, покаялась, покаялось, покаялись, покайся, покайтесь, покаявшийся, покаявшаяся, покаявшееся, покаявшиеся, покаявшегося, покаявшейся, покаявшегося,… … Формы слов

  • покаяться — пок аяться, аюсь, ается … Русский орфографический словарь

  • покаяться — (I), пока/юсь, ка/ешься, ка/ются … Орфографический словарь русского языка

  • покаяться — по/ка/я/ть/ся … Морфемно-орфографический словарь

  • Дай, Бог, умереть, да дай, Бог, покаяться! — См. ЖИЗНЬ СМЕРТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Параграф 8 — ГДЗ к рабочей тетради по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс

  • ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

ОБРАЗОВАНИЕ СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Задание 1. Заполните контурную карту «Три ветви славян».

1. Подпишите названия трёх ветвей славян, закрасьте различными цветами территории их расселения. (западные славяне — темно-зеленый цвет, южные славяне — светло-зеленый цвет, восточные славяне — розовый цвет)

2. Напишите на карте названия городов (на карте обозначены места лишь для двух городов Киева и Константинополя).

3. Обозначьте стрелками вторжения славян на Балканский полуостров (пути вторжения славян показаны красными стрелками).

Задание 2. Заполните контурную карту «Болгарское царство в VII— IX веках».

1. Обведите границу Болгарского царства в VII веке. (граница Болгарского царства в VII веке обозначена красной линией)

2. Обозначьте границу и раскрасьте территорию Болгарского царства в конце IX века. (территория Болгарского царства в конце IX века закрашена зеленым цветом)

3. Подпишите на карте названия городов, рек и морей (города — Константинополь, Преслав, Плиска, Средец; реки — Дунай; моря — Черное и Адриатическое).

Задание 3. В одном из старинных документов говорится:

Но так как славянское племя… не разумело писаний, изложенных на языке греческом, то святые мужи находили в этом величайшее бедствие.

О каких святых мужах идёт речь? Что такое «писания… на языке греческом»? Почему невозможность понимать их считалась большим несчастьем? В чём значение деятельности этих людей?

Под святыми мужами подразумеваются миссионеры и просветители, несущие слово божье непросвещенным народам. В нашем случае, речь идет скорее всего о Кирилле и Мефодии. «Писания… на языке греческом» — это священные христианские книги: Библия, псалмы и т.д. В то время считалось, что если человек не может ни прочитать, ни услышать, а следовательно, и не понять тексты священных книг, то он не имеет возможности приобщиться к божественной благости. В этом виделось большое несчастье. И главной задачей миссионеров было поведать людям о боге, рассказать о жертве Иисуса, об основных заповедях, о христианских понятиях о добре и зле. Таким образом, считалось, что миссионеры-просветители приводят к богу новых верующих, дают им христианскую веру и шанс на прощение грехов и спасение в загробной жизни. Также миссионеры-просветители давали возможность народам приобщиться к благам, которые дает христианский мир, и повысить уровень образованности, культуры и искусства.

Задание 4. Заполните контурную карту «Образование славянских государств в IX — XI веках».

1. Обозначьте границы Болгарского царства в VII веке, Великоморавской державы в IX веке. (границы Болгарского царства в VII веке обозначены красной линией, границы Великоморавской державы в IX веке обозначены синей линией)

2. Обозначьте границы Чехии, Польши и Древнерусского государства к концу XI века и подпишите на карте их столицы. (территория Чехии закрашена зеленым цветом — столица Прага, территория Польши закрашена синим цветом — столица Гнезно, территория Древней Руси закрашена фиолетовым цветом — столица Киев)

Задание 5. Заполните таблицу «Образование славянских государств».

Примечание: Стоит отметить, что в Европе существовали и другие славянские государственные объединения. Например, Государство Само (623-658), Карантания (славянское государство в восточных Альпах, VII-IX век), Далматинская Хорватия (княжество, VII век), Приморская Хорватия (до 925 года)

покаяние

См. также в других словарях:

  • ПОКАЯНИЕ — ПОКАЯНИЕ признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них; одно из таинств православной и католической церквей. У древних греков понятие покаяния (греч. μετάνοια) означало раскаяние по поводу отдельных частных поступков. В Свящ … Философская энциклопедия

  • покаяние — отпустить душу на покаяние, принести покаяние.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. покаяние исповедь, раскаяние, таинство, сознание, признание, самобичевание, самокритика… … Словарь синонимов

  • ПОКАЯНИЕ — ПОКАЯНИЕ, СССР, Грузия фильм, 1984, цв., 153 мин. Народная драма. Структура картины чрезвычайно сложна. Действие фильма начинается в настоящем времени: Кети, украшая торт кремовыми церквушками, узнает о смерти Аравидзе. Когда она рассматривает в… … Энциклопедия кино

  • «Покаяние» — «ПОКАЯНИЕ», первое стих. Л. (1829) в жанре лирич. исповеди. Этот жанр приобрел известность благодаря «восточным поэмам» Дж. Байрона 1813 16, распространился в рус. романтич. поэзии (А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев) и широко использован Л. (поэмы… … Лермонтовская энциклопедия

  • ПОКАЯНИЕ — ПОКАЯНИЕ, покаяния, ср. 1. Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке (книжн.). 2. Исповедь, признание верующим своих грехов перед священником (церк.). 3. Налагавшееся дореволюционным судом за некоторые преступления наказание … Толковый словарь Ушакова

  • ПОКАЯНИЕ — ПОКАЯНИЕ, я, ср. 1. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке (книжн.). Принести п. 2. То же, что исповедь (в 1 знач.). Церковное п. П. в грехах. • Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) оставить кого н. в покое, перестать… … Толковый словарь Ожегова

  • ПОКАЯНИЕ — церковное то же, что исповедь … Большой Энциклопедический словарь

  • Покаяние — Покаяние: В Викицитатнике есть страница по теме Покаяние Признание своей вины в чём либо, обычно с просьбой о пр … Википедия

  • Покаяние — (гр. – умопремена, перемена ума) – состояние болезненной совести, «переживающей за грехи, допущенные по страстям». Таинство покаяния есть признание перед Богом и людьми (миром) своих грехов и очищение совести. В покаянии человек восходит к… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Покаяние — Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании, говорит Бог через пророка Иоиля. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши . Покаяние означает нечто большее, чем просто просьбу о прощении совершенного греха или даже полное осознание … Подробный словарь библейских имен

  • ПОКАЯНИЕ — в христианстве, выражение раскаяния в совершенных грехах, позволяющее грешнику надеяться на прощение, даруемое ему в акте отпущения грехов. В католическом и православном богословии покаяние рассматривается как одно из семи таинств. В древней… … Энциклопедия Кольера

saag

Репост из фб.
Недавно уже делал запись о слове «каяться». Вчера попал на интересную дискуссию у о. Петра Мещеринова. Там было много разного и полезного для меня в коментах, но я в дискуссию не вступил, Бог миловал. Зато встретил мнение — похоже, распространенное — что «каяться» — значит ругать себя. Действительно, kajati и kazati — похоже, родственные.
Но этих родственников столько повсюду, что и выходит верной пословица. Слово — что дышло: куда повернешь — туда и вышло.
Сравните:
казать
сказать
показать (дать наказ — но и поругать или побить)
сказитель
исказить
каженик (скопец, увечный = жертва уродующего удара)
Вот такая вот сказочка. 🙂
Но я не о том. Я о покаянии. Тут уже речь не о словах, а о смысле духовного процесса. Говорю только за себя, из своего опыта. «Поругать себя» — не работает. Такое понимание покаяния — либо верное, и тогда это жестокая шутка библейского Бога, либо моя ошибка. Я предпочитаю предположить второе: в первом случае мое положение безнадежно, и дальнейшая попытка что-либо понять или даже жить никакого просвета не даст, к чему было бы и искать что-то.
Так что я дал в той дискуссии комент об этом слове: покаяние. Но и другой любопытный момент есть: дух сомнения, уныния и скепсиса часто побуждает меня сомневаться в том, что народная мудрость не только мудрее, но и точнее моего аналитического и, увы, плотского ума.
В данном случае народная мудрость говорит, что Каин потому Каин, что окаянный. И, натурально, делает корни этих двух разноязычных слов тождественными. «Не может быть!» — такова первая же автоматическая реакция моего ограниченного ума. Но непредвзятое рассмотрение фактов показывает: может. В этом мире может быть все, нет ничего невозможного. Все вероятно.
Ниже — о слове «покаяние».
Покаяние — слово с очень непростой этимологией. И очень широкий спектр возможных значений.
Одно из возможных — и адекватное самой вещи — «прийти к согласию».
Но если не искать адекватности, то можно и «оговаривать» — окаивать — себя. И даже ‘бить’: слово «ковать» — того же корня.
Этимологические словари далеко не всегда показывают очевидные чередования в родственных корнях. Так и здесь: присутствует чередование kaj / kuj. Этого нет в найденных наскоро словарных статьях. Однако, имя Каин — опять же, согласно словарям, — одним из значений имеет ‘кузнец’, оно же ‘бийца’, ‘убийца’. Похоже, историческая память запомнила первого братоубийцу по его прозвищу. А может быть, его имя совпало с прозвищем — и в жизни так бывает.
Даже когда нет никаких чередований, чем очевиднее и «назидательнее» родственные слова подходят одно к другому, тем труднее согласиться с тем, что тождество корней подлинно. Например, сознание скептика бунтует против тождества корней в словах «распять» и «пятница» _именно потому_, что Иисус был распят в пятницу.
Но «ков» — это уговор. «Сковники» (есть в Деяниях апостолов на церковнославянском) — это сообщники, сговорщики. Те, кто уговорился между собой.
Слово цена (раньше, говорят, было *kaina) — того же корня.
По-каяться — значит поладить, прийти к согласию, к миру.
Ясно, что и это можно понять очень по-разному при желании. Само слово однозначного указания «с нуля» не даст.

Tags: fb, покаяние, слова слова, этимология