Поклонение волхвов да винчи

galik_123

Новость из мира искусства

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481. Доска, масло. 246 × 243 см. Уффици, Флоренция
Картина «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи в последние годы была объектом пристального внимания со стороны как профессионалов, так и дилетантов. Наконец шестилетние реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийской Галерее Уффици с 17 марта по 24 сентября на выставке «Волшебный космос. Возрожденное Поклонение волхвов».
Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер. Из-за этого специалисты боялись приступать к восстановлению, чтобы не исказить первоначальный замысел.
Заказчики картины, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли — Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо. На выставке эта картина Липпи составит пару восстановленному шедевру. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.

Поконение волхвов. Фра Филиппо Липпи, 1496, 200×219 см
Картина «Поклонение волхвов» была начата Леонардо во Флоренции, когда там правила династия Медичи, в то время возглавляемая Лоренцо Великолепным. Леонардо только вступил в Гильдию святого Луки и получил диплом мастера, но слава о нём уже прогремела.
Композиция картины необычна и почти не имеет аналогов в итальянской живописи. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана. На втором плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям, языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке. В центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом, окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию. Свободное место на переднем плане оставлено для зрителя. Молодой человек справа, предположительно, — сам художник в возрасте 29 лет. Каждый фрагмент картины несет смысловую нагрузку.

Интересно, что Леонардо акцентирует внимание и на группе сражающихся всадников в верхней части картины, не имеющих отношения к евангельской истории. Изучение подготовительных рисунков позволило специалистам утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее содержание произведения.
Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил сцену «поклонения злу». Персонажи второго плана буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник — страшное воплощение мирового зла. Ближе к центру — еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника, другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Мир как бы разделился: часть людей поклоняется злу, другие — добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные сомневаются.
Среди группы сражающихся всадников прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага — страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над злом — вот главная идея произведения.
Огромное значение Леонардо придавал жесту. В «Трактате о живописи» он говорит: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела». Именно этим приёмом, отработанным в подготовительных рисунках, он выразил всю гамму переживаний персонажей картины.

Леонардо да Винчи. Перспективный набросок «Поклонения волхвов», 1481, 16.3×29 см. Тушь, Бумага. Уффицы
«Поклонение волхвов» не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой трактовкой содержания. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр «Мадонна в скалах».

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483—1486. Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см. Лувр, Париж
«Поклонение волхвов» да Винчи послужила высоким примером для многих художников. Филиппино Липпи, который и написал новое «Поклонение», также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. В 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции.

Доменико Гирландайо (1449-1494). Поклонение волхвов,1488. Доска. 285 x 243. Музей Оспедале дельи Инноченти. Флоренция
Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из «Поклонения волхвов».

Рафаэль Санти. Станца «Добродетели и закон», 1509-1511
Вокруг «Поклонения волхвов» строилось и продолжает строиться множество конспирологических теорий. Например, итальянский исследователь творчества Леонардо — Маурицио Серачини, находит в картине скрытую сцену возрождения ордена тамплиеров. Он по собственной инициативе в течение четырех лет детально анализировал «Поклонение» при помощи инфракрасных фотографий. Колонны с капителями, украшенными лотосами, в левом верхнем углу, по его мнению, изображают руины египетских храмов, которые достраивают рабочие. Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру. По его мнению, художник, чьей рукой картина записана поверх оригинальных эскизов Леонардо, намеренно скрыл этот фрагмент картины, как противоречащий церковной доктрине. Некоторые искусствоведы считают исследование Серачини заслуживающим внимания.

В Галерее Уффици также планируется открытие выставки произведений искусства, уцелевших после землетрясений прошлого года. На ней представят обломки разрушенных церквей и памятников из городов Асколи-Пичено, Фермо и Мачерата, объединив их с рисунками советского режиссера Сергея Эйзенштейна, вдохновленного искусством Ренессанса. Вся выручка от продажи билетов пойдет на восстановление объектов культурного наследия, пострадавших в результате стихийных бедствий.
Ещё несколько публикаций о Леонардо да Винчи
Выставка изобретений Леонардо да Винчи в Лукке
Картина мира глазами Леонардо да Винчи
Портрет примадонны Возрождения Изабеллы д’Эсте
Источники информации
Фома , artchive.ru, artnet.com, theartnewspaper.ru
Tags: Леонардо да Винчи, Новости из мира искусства, Флоренция, выставка, живопись

Картина «Крещение Христа»

Описание и аналитика работы великого Леонардо.

Вклад да Винчи в создание запрестольного образа «Крещение Христа» ярко выделяется как раннее свидетельство его художественного потенциала. Мастерством он превосходит и коллег, и учителя, который всегда признавал талант своего помощника.

Крещение Христа

«Крещение Христа», написанное в 1470–1472 и 1475–1478 годы, было заказано мастерской Верроккьо монахами монастыря Сан-Сальви во Флоренции. Возможно, оно предназначалось для церкви Вилламброзе.

Леонардо и Верроккьо

Это произведение объединяет в себе творческие усилия Верроккьо и Леонардо. Краткое описание включает запись об «ангеле кисти Леонардо». Речь идет о крайнем слева ангеле, который стоит на коленях и, полуобернувшись, смотрит на Христа. Могло ли это изображение быть автопортретом мастера?

Крещение Христа. Белинни. Этот запрестольный образ, вероятно, был создан под влиянием более ранних работ Пьеро делла Франческа и Верроккьо.

Приподнятая голова ангела направляет взгляд зрителя на сцену Крещения. Ангел держит в руках одеяние Христа, готовый подать его Иисусу, когда тот выйдет из реки. В мастерской было принято, чтобы ведущий художник, в данном случае Верроккьо, рисовал главные фигуры — Иисуса и Иоанна Крестителя, — оставляя пейзаж и второстепенные фигуры своим талантливым ученикам. Предполагается, что второй ангел, расположенный ближе к Христу, принадлежит кисти Сандро Боттичелли. На основании схожих стилистических черт часть пейзажа может быть отнесена к работе Винчи.

Верроккьо признает гений Винчи

К истории создания работы Вазари относит апокрифическую запись о сцене, произошедшей в мастерской Верроккьо во время работы над этой картиной. Верроккьо отлучился из мастерской на некоторое время, а по возвращении увидел изумительного ангела, которого успел изобразить Леонардо. Учитель признал превосходство своего ученика и поклялся непременно бросить рисование. По окончании работы над этой картиной Верроккьо рисовать не перестал, однако стал больше внимания уделять скульптуре. Сравнивая эту работу с бронзовой скульптурой Христа и святого Фомы, выполненной Верроккьо для Орсанмикеле, можно заметить некоторое сходство. Карло Педретти в книге «Леонардо» (1973) заметил, что второстепенная фигура ангела повернута к зрителю спиной и выполняет ту же функцию, что и фигура святого Фомы: вовлечение зрителя в происходящее на картине, чтобы он почувствовал себя участником Таинства Крещения. Педретти подчеркивает, что лицо ангела работы Леонардо — классической красоты, утонченность его может поспорить с античными моделями.

Пропорции

В эпоху Леонардо мотив «Крещения Христа» был широко распространен среди общественных и частных заказов изображений на библейские темы. Одна работа особенно выделяется на этом фоне — «Крещение Христа» (1450) кисти Пьеро делла Франческа (1415–1492), хранящаяся в Лондонской национальной галерее. Прежде чем профессионально заняться живописью, Пьеро делла Франческа изучал математику. Его познания в этом предмете были применены и в картине, которая отмечена точностью симметричных пропорций. Спускающийся с небес голубь и фигура Христа делят полотно на две равные части, а облака повторяют силуэт голубя, символизирующего явление Духа Святого.

Пьеро делла Франческа (1450). Изображение точно следует геометрическим пропорциям, что характерно для всех работ мастера.

Три фигуры в левой части картины занимают треть общей площади полотна. Три ангела, символизирующие Троицу, расположены слева, они являются свидетелями Крещения Иисуса.

Картина «Крещение Христа» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Картина «Поклонение волхвов»

Аналитика и описание незавершенной работы Леонардо.

Поклонение волхвов

Получение этого заказа, условием которого является написание сюжета поклонения волхвов новорожденному Иисусу, возможно, тоже не обошлось без помощи Пьеро да Винчи, который был нотариусом и монастыря Сан-Донато.

Поклонение волхвов

Странная оплата

Письменный договор на «Поклонение волхвов» показывает, что распространенной в то время практикой было платить художнику «натурой». Деньги на создание образа были пожертвованы в 1479 году фабрикантом, изготовителем седел. Основную оплату работы Леонардо, которая должна была быть выполнена в течение 24–30 месяцев, составляла треть земельного участка в Вальдельзе, расположенного между Флоренцией и Сиеной. Судя по записи, эта земля была дарована монастырю «Симоном, отцом брата Франческо». По договору монахи могли выкупить этот участок обратно — за 300 флоринов в течение трех лет. Один из параграфов договора весьма странен: Леонардо должен был выдать 150 флоринов на приданое «дочери Сальвестро ди Джованни», внучке покровителя монастыря.

Работа не была завершена, и договор был расторгнут. Но этот договор свидетельствует о том, что художники получали оплату не только деньгами. Из других документов мы знаем, что Леонардо платили и вином, и древесиной, и зерном.

Научный анализ

Развитие инфракрасной технологии исследования живописи позволило увидеть, что скрывается под мрачной полупрозрачной коричневой краской, покрывающей поверхность полотна. Недавно проведенные уважаемым флорентийским ученым и историком искусства профессором Маурицио Серачини, который изучает работы Леонардо в течение многих лет, анализы доказали, что наброски, созданные Леонардо, были позднее покрыты слоем коричневатой краски. Судя по стилю, это дополнение было сделано не рукой Леонардо. Возможно, нужно было привести к единообразию множество различных сцен и уничтожить республиканский подтекст, который мог быть ассоциирован с иконографией изображений.

Наброски поклонения волхвов

Скрытый смысл

Историки много лет спорят об эскизе Леонардо к «Поклонению волхвов». Несколько эскизов общего плана, а также наброски отдельных фигур показывают, что Леонардо всякий раз несколько изменял композицию. В центре полотна традиционная сцена, как она описана в Евангелии от Матфея: поклонение волхвов, или мудрецов, Мадонне с младенцем. Волхвы окружают их и преклоняют пред ними колена. Возможно, Леонардо намеревался выстроить визуальный ряд так, чтобы перенести акцент на встречу трех мировых сил: Азии, Африки и Европы, объединенных рождением Христа и распространением христианства. Молодому, полному вдохновения художнику могла быть интересна несколько иная интерпретация традиционной сцены. На заднем плане зритель видит сражение. Символизирует ли оно вытеснение язычества христианством? С уверенностью можно сказать одно: в этой работе Леонардо изучает изображение эмоций на лицах Святого семейства и волхвов, которые определенным образом взаимодействуют с ритмом движения на заднем плане картины.

Второй незавершенный проект

Поклонение волхвов, Липпи.

Подготовительная работа для «Поклонения волхвов» продлилась с марта по сентябрь 1481 года, но осталась незавершенной в связи с отъездом Леонардо в Милан. Вазари так комментирует эскизы работы: «Он начал писать полотно «Поклонение волхвов», на котором мы видим множество прекрасных изображений, особенно голов…, и которое так же осталось незавершенным, как и другие его работы». Леонардо оставил во Флоренции это полотно и картину «Святой Иероним», начатую ранее. Спустя годы, когда монахи перестали надеяться на то, что Леонардо когда-нибудь закончит работу, заказ был передан Филиплино Липпи (1496) (галерея Уффици, Флоренция). Место действия, пейзаж и расположение фигур схожи с эскизами Леонардо.

Картина «Поклонение волхвов» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Субтитры

Перед нами незаконченное полотно Леонардо да Винчи. Это большая картина. Что примечательно, она почти правильной квадратной формы. Полотно явно не закончено. И не просто частично не закончено, это эскиз, подмалёвок. Картина называется «Поклонение волхвов». По евангельскому сюжету, когда Деву Марию и младенца Христа посетили три мудреца с востока, ведомые Вифлеемской звездой,они преподнесли Христу 3 дара: ладан, смирну и золото. На этом полотне хорошо видны методы работы Леонардо: не только его великолепная техника рисования, но и особый подход в создании фигур. Напомним, что в первую очередь Леонардо не художник. Он — учёный, инженер. Это человек, который изучает и понимает природу. Заметно, что Леонардо прекрасно разбирается в анатомии человеческого тела. Даже изображая людей в одежде, он чётко представляет строение скелета, представляет мускулатуру тела. Если посмотреть на фигуры справа в средней части картины, голова одной выглядит почти как череп. Будто Леонардо в буквальном смысле сначала прорисовывал кости, а поверх наращивал плоть, прежде чем одеть их и нанести цвет. Это группа образов, часто называемых мудрецами. Но сначала, наверное,лучше поговорить о центральных образах. В центре мы видим Деву Марию и младенца Иисуса, образующими вместе с волхвами форму пирамиды на переднем плане. Мы часто можем наблюдать такую форму на полотнах Высокого Возрождения. Она придаёт стабильности. И мы видим это на переднем плане картины в образах Св. Девы Марии и Христа. Это особенно важно для данной картины, столь хаотичной, где столько всего происходит. В правому верхнем углу, к примеру, происходит битва. Мы видим двух лошадей, встающих на дыбы, вверху слева — фрагменты некоей классической архитектуры. Мы видим прекрасно выполненные ступени в идеальной линейной перспективе. Леонардо набросал несколько потрясающих эскизов при подготовке к написанию полотна. Но давайте приглядимсяк тому, о чём вы сейчас говорили, и проведём линии более чётко. Если начать с Девы Марии, с её лица… Её взгляд скользит поверх головы своего сына и вниз к его руке, а он будто подхватывает направление её взгляда и ведёт нас ниже, к отвечающему ему взглядом волхву, вручающему дары. Мы можем продлить эту линию дальше вниз к его ногам, прямо в угол картины или вернёмся к Св. Марии и проведём линию в другую сторону — от её переносицы, через плечо, подхваченную коленопреклонённой фигурой на переднем плане слева. Интересно, что это не просто треугольник. Это пирамида, которая фактически выдвигается вперёд, приближаясь к основанию … и существует отдельно в пространстве. Потрясающе, какое внимание уделяет Леонардо тому, как все персонажи реагируют на происходящее. Мы видим множество лиц,наполовину скрытых в тени, множество жестов. И в этом смысле картина действительно напоминает мне о «Тайной вечери» Леонардо, где Христос, сидящий посередине, также создаёт форму пирамиды с помощью разведённых рук. Вокруг него суета, водоворот эмоций апостолов, а в центре — поистине ощущение спокойствия. Понятие гармонии, совершенства, чувства вечности очень типичны для Высокого Ренессанса. Но как мы, люди, реагируем? Здесь есть ещё один элемент, очень существенный и свойственный Леонардо да Винчи. И даже несмотря на незаконченность,мы можем это почувствовать. Это техника сфумато, что по-итальянски означает «дым, дымка». Она позволяет создать нечто вроде визуального клея, гармонию между формами внутри цветовой гаммы, соединить элементы картины и избежать ощущения изолированности элементов, что так характерно для Раннего Ренессанса. Вместо чётких линий, создающих очертания, применяются обволакивающие, мягкие контуры, скрадываемые дымкой. Фигуры словно выступают из тени в свет и снова погружаются во тьму. Таким образом, Леонардо применяет ещё один способ для придания образам цельности. Не только с помощью пирамидного построения и не только через взгляды и жесты, но и посредством окутывающей их атмосферы. Мы видим превосходную игру света и тени, очаровательные смягчённые контуры, прекрасную композицию,выражение сложных чувств. Мне очень хотелось бы взглянуть на это полотно в завершённом виде. И мне. Subtitles by the Amara.org community