Поленов 1900

Василий Дмитриевич Поленов (Vasily Polenov)

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) родился в Петербурге в многодетной, дворянской семье.
По окончании гимназии, юноша поступает на физико-математический факультет Петербургского университета и одновременно, в качестве вольноприходящего слушателя, посещает Академию художеств.
Вскоре Поленов становится постоянным учеником натурного класса Академии художеств и оставляет университет, полностью погрузившись в занятия живописью.
В 1867 г. Василий Дмитриевич Поленов заканчивает ученический курс в Академии художеств и награждается за рисунки и этюд серебряными медалями.
В январе 1868 г. он вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета.
В 1869 г. за картину «Иов и его друзья» Поленов награждается малой золотой медалью, а в 1871 г. за конкурсную работу «Воскрешение дочери Иаира» — большой золотой медалью.
Окончив в 1872 г. одновременно Академию художеств и юридический факультет Петербургского университета, Василий Дмитриевич, в качестве пенсионера академии отправляется за границу.
Посетив Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, художник длительное время живет в Париже и пишет там картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 г. звание академика.
Возвратившись в Россию, Василий Дмитриевич Поленов отправляется на русско-турецкую войну, во время которой состоит официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).
После окончания войны живописец поселился в Москве, а в 1884 г. совершил путешествие в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет.
В 1879 г. Василий Дмитриевич Поленов становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1882 г. по 1895 г. преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1899 г. он вновь отправляется на Ближний Восток и начинает работу над евангельской серией картин «Из жизни Христа», которую завершает в 1909 г. и, которая становится одним из самых значительных событий в мире живописи того времени.
В 1924 в Государственной Третьяковской галерее прошла первая персональная выставка, посвящённая 80-летию художника.
В 1926 г. живописцу присваивается звание народного художника РСФСР.
Василий Дмитриевич Поленов скончался 18 июля 1927 г.
Василий Дмитриевич Поленов был ярким разносторонним художником с широким кругом творческих интересов. Его пейзажи наполнены тонкой музыкальной лирикой, но «главным делом жизни» он считал серию работ «Жизнь Христа».
Картины живописца хранятся во многих российских музеях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее усадьбе В. Д. Поленова, Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике „Абрамцево, Серпуховском историко-художественном музее, Самарском областном художественном музее, Нижнетагильском муниципальном музее изобразительных искусств, Тульском областном художественном музее, Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева, Ульяновском областном художественном музее, Театральном музее им. А. А. Бахрушина.
Нередко произведения Василия Дмитриевича Поленова появляются на аукционах русского искусства. Так, картину «Река Оять» продали за 1 385 000 долларов США (Sotheby’s, 15.04.2008), а полотно «Египтянка» — за 1 049 250 британских фунтов (Sotheby’s, 24.11.2008).
На аукционах купили и уменьшенные авторские копии грандиозного полотна «Христос и грешница», хранящегося в Государственном Русском музее. Картины выставлялись на торги под названиями «Кто из вас без греха?» и «Христос и грешница». Первую, за рекордные 4 073 250 британских фунтов (Bonhams, 30.11.2011), вторую — за 603 000 швейцарских франков (Koller Auktionen AG, 23.03.2007). В создании второго полотна принимал участие Сергей Алексеевич Коровин, брат Константина Алексеевича Коровина.
Некоторые произведения Василия Дмитриевича Поленова выставлялись на аукционах неоднократно. Например, «Баржи на Оке» купили за 169 250 британских фунтов (Sotheby’s, 08.06.2009), а в 2013 г. при эстимейте 200 000-300,000 британских фунтов продать не смогли .Картина «В засаде» «ушла» за 481 250 британских фунтов (Sotheby’s, 28.05.2012), а в 2017 г. при эстимейте 300 000-400 000 британских фунтов (Bonhams, 29.11.2017) покупателей на нее не нашлось.

77 картин Василия Дмитриевича Поленова

Василий Дмитриевич Поленов Polenov, Vasily  (1844-1927)

Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов в своих произведениях отражает свой внутренний мир. Он непревзойдённый пейзажист. В его полотнах природа нашего удивительного края – средней полосы России, изображена так, что создается впечатление, что она продолжает там жить и радовать его почитателей. Всем поклонникам таланта Поленова известна любовь к дорогому его сердцу родовому деревенскому дому-усадьбе, основанному им в средней полосе России, в Тульской области. Там же, вокруг дома, заложил и основал Василий Поленов потрясающий парк, находящийся на живописных берегах реки Оки, дошедший до нас совсем без изменений.

Друзья и соратники прозвали его Великим Рыцарем Красоты или Живописи Поэтом – за его непревзойдённое понимание и передачу природных красот Среднерусской полосы. Из всех четырёх времён жизни года В. Д. Поленов очень любил осень. Только осенью в средней полосе России играют краски.

Он говорил, что буйство цветов и оттенков в природе так и просится на холст. Зимой преобладает белый цвет, а весна и лето – все мыслимые и немыслимые оттенки зелёного. И только каждой осенью происходит перерождение художника. Каждый год в течении своей жизни, Поленов В. Д. со своими детьми или один с первого по десятое октября, бросал все свои дела и отправлялся в пешие походы по берегу любимой реки Оки писать свои потрясающие воображение пейзажи, смотреть и восхищаться Золотой Осенью, когда безраздельно царствуют Красота и Вдохновение. Ведь именно на этот период времени года приходится самый пик осенней гармонии в многоцветности. Здесь он нашёл для себя целостное обобщение образа русской природы. Здесь он написал самые знаменитые свои произведения-пейзажи.

Полотна, прославившие его на весь мир, – это и «Ранний снег», написанный им в 1891г, и написанные в 1893г. полотна «Лето на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая Осень». Знаменитые картины «Стынет» 1892 г. и «Разлив на Оке» 1918 г. Именно в этих работах можно увидеть и почувствовать, как безгранично любил В. Д. Поленов свою малую Родину. В этих работах видна душа Мастера, которую он так старательно, чутко и радостно растрачивал на свои пейзажи, на которых, как нигде передано состояние и величие природы.

Произведения кисти Василия Поленова, при всей своей простоте восприятия многогранны, сложны, а иногда даже весьма противоречивы. Как и сам художник, с его талантом многогранным, сложным, а иногда, также как и его произведения-картины противоречивым.

Помимо своего постоянного занятия живописью, Поленов занимался, и надо отметить довольно успешно, архитектурой, музыкой, театром и прикладным искусством, где также достиг больших высот. Он один из тех редких людей, которые одарены редким качеством – разносторонними талантами.

У Поленова был талант, переданный ему от родителей при рождении, это незаурядный дар, как архитектора, так и музыканта: исполнителя и композитора. Он прекрасно играл на клавишных инструментах, на скрипке и аккордеоне. Он попробовал себя на сцене как артист и режиссёр. Был известным для своего времени талантливым театральным педагогом и Учителем живописи. У него была целостная гражданская позиция, которую он везде пропагандировал и отстаивал. Он был достаточно известным и активным борцом за справедливое отношение к низшим слоям общества в своё время. Именно он – первый из Русских живописцев заинтересовался такими областями в искусстве, которые ранее не привлекали внимание знаменитых мастеров-живописцев. Это и книжная иллюстрация, и сценическое оформление, и прикладное искусство. Он считал, искусство – это и есть счастье и радость бытия, иначе оно ничего не может стоить в жизни. Он был убежден, что проявление искусства во всех его видах может преобразовывать мир по закону красоты.

Сам Поленов считал, что не мог бы жить без занятий искусством. Он любил все виды искусства. Занятия архитектурой приносили заработок и удовольствие. А занятия поэзией и скульптурой наслаждение и радость. А без живописи и музыки его в жизни просто не было бы. И это понятно, потому что в Поленове, в его стремлении охватить разные области искусства, родился новый тип художника, которому подвластно любое из направлений искусства. Это явление – Поленов В. Д. – первый в России художник-универсал.

Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем.

В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всём: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлечённости детворы, играющей с котёнком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.

Проделав круг по центральной части полотна. Взгляд зрителя устремляется в глубь двора и за его пределы. Где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворённости царит в соседнем дворе.

Василий Поленов. Многогранность таланта, новаторство и стремление делиться прекрасным

Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело.

В.Д. Поленов

Каждый знает со школьной скамьи светлые и такие родные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Художник и военный, композитор и путешественник, педагог и писатель, архитектор и общественный деятель – вот таким многогранным был Василий Дмитриевич Поленов.

«Портрет В.Д. Поленова», 1877 г. Холст, масло. И.Е. Репин

Мы не предлагаем подробную биографию живописца, всё можно прочитать при желании в интернете. Однако самые яркие факты усилят ваш интерес и углубят знания в преддверии выставки в Третьяковской галерее, которая пройдет с 17 октября 2019 года по 16 февраля 2020 года. В состав экспозиции включены более 150 произведений из 14 российских музеев и частных собраний: пейзажи, портреты, историческая живопись, картины евангельской серии, эскизы театральных декораций и архитектурные проекты. Впервые московская публика сможет увидеть монументальное полотно «Христос и грешница», предоставленное Государственным Русским музеем.

Картина «Бабушкин сад», 1878 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

Стать художником Василию Поленову было предначертано судьбой, ведь он рос в творческой среде. Его дед – известный архитектор Николай Львов, бабушка была воспитанницей великого Г.Р. Державина, мама обучалась живописи у самого Карла Брюллова. Пятеро детей в этой семье с раннего возраста посещали художественные галереи и приобщались к искусству. Умение гармонично сочетать цвета у юного Васи увидел его первый учитель рисования Павел Чистяков, воспитавший целую плеяду великих художников. Позже, когда пейзажи Поленова, отличающиеся особым колоритом теплого света, спокойствия и уюта, стали известны широкой публике, в московских художественных магазинах нередко просили краски, «как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!».

Однако не будем забегать вперед. После окончания гимназии В. Поленов поступает на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Странный выбор, не правда ли? При этом посещает Императорскую Академию Художеств, занимается не только живописью и рисунком, но и слушает лекции по анатомии, архитектуре, истории изящных искусств. Одновременно Василий посещает оперные театры, увлекается музыкой В.Р. Вагнера, поет в студенческом хоре, играет на музыкальных инструментах и сочиняет музыку. Временно он прекращает обучение в университете, оканчивает курс в Академии художеств и вновь возвращается в университет, но уже на другой факультет.

И.Е. Репин писал: «…Кроме того, он был студентом по юридическому факультету в университете и не прекращал своих занятий и там. Писал диссертацию и сдавал экзамены. Этого периода картина его „Jus primae noctis“ („Право первой ночи“) есть плод его юридических изучений».

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (вместе с И.Е. Репиным, М.М. Зеленским, Е.К. Макаровым, Е.Ф. Урлаубом, по просьбе Великого князя Владимира Александровича, президента Императорской академии художеств) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» – большую золотую медаль.

Картина «Воскрешение дочери Иаира», 1871 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

Далее следует череда поездок в Европу в качестве пенсионера Академии художеств: Париж, Нормандия, Вена, Мюнхен, Венеция, Флоренция, Неаполь. В Риме художник в возрасте 28 лет в гостях у Саввы Мамонтова встречает свою первую любовь – Марусю Оболенскую. Ей было 18 лет, и она обучалась оперному пению, однако Василий Поленов так и не решился признаться ей в своих чувствах. История любви трагична: Маруся заразилась корью и умерла из-за врачебной ошибки. Портрет девушки, написанный для её матери по воспоминаниям, был утерян, но осталась картина «Больная», в которой воплотились образы умирающей возлюбленной и родной сестры Поленова Веры.

Картина «Больная», 1886 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

В 1876 году художник возвращается в Россию и отправляется на сербско-черногоро-турецкую войну, участвует в боевых сражениях и награждён сербской серебряной медалью «За храбрость», сербским золотым орденом «Таковский крест» с надписью: «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельством о храбрости». Параллельно Поленов сотрудничает с иллюстрированным журналом «Пчела», для которого посылает зарисовки и этюды.

Василий Поленов проявил свой талант и в области театрально-декоративного искусства, и в области образования. В 1882-1885 гг. он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, среди его учеников – И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

Современники нередко упрекали Поленова в чрезмерной европеизированной светскости, однако сердце художника всегда принадлежало России. В 1877 году он поселился в Москве, а спустя год показал на VI Передвижной выставке картину «Московский дворик», ставшую впоследствии символом уходящей старой столицы и самой известной работой художника. С появлением этого полотна Поленов становится родоначальником нового жанра – «интимного пейзажа».

Картина «Московский дворик» , 1878 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

«Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз, а кроме того, прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон…».

В 1881-1882 гг. деятельный и неутомимый Василий Поленов отправляется с экспедицией на Ближний восток по библейским местам и привозит оттуда эскизы и наброски к монументальной картине «Христос и грешница».

Картина «Христос и грешница», 1887 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

После трагичной смерти сестры Веры художник находит отдохновение в гостеприимном доме Мамонтовых в Абрамцево, там же он обретает и самую главную любовь своей жизни – Наталью Якунчикову. Она уже несколько лет искренне любила Василия, но он не испытывал к ней того всепоглощающего чувства, как было с Марусей, а впоследствии с Марией Климентовой, но ему было хорошо и уютно с этой талантливой милой девушкой. Наталья стала преданной подругой и замечательной матерью (в семье было 6 детей), творчество Василия Поленова было смыслом её жизни.

Поленов В.Д. «Деревня Тургенево». Описание картины

«Деревня Тургенево» 1885 г. Холст, масло.
Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник Поленово, Россия

Описание картины Поленова В.Д. «Деревня Тургенево»

«Деревня Тургенево» признана искусствоведами одним из лучших пейзажей в творчестве Поленова. В полотне явственно чувствуется эмоциональная и техническая взаимосвязь с тремя другими, самыми известными, картинами живописца – «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Московский дворик».

Простота и некая непритязательность, природная красота с намёком на присутствия человека (в виде изб, покрытых пышной высокой соломенной крышей), мягкость и лиричность – всему этому нашлось место на полотне.

Деревня Тургенево – это по сей день существующее место, расположенное недалеко от Москвы на берегу слияния двух рек, тёплой Рожайки и холодной Злодейки. Во времена Поленова – это было тихое спокойное место, славящаяся красивой природой и заповедным лесом. Ни громкой истории, ни выдающихся архитектурных памятников не видело это местечко, впрочем, художнику и не нужно это было совсем. Самая удивительная черта Поленова-живописца – это умение увидеть прекрасное в самых, казалось бы, неприметных вещах. При этом заслуга мастера не только во внимательном и чутком взоре, но и в филигранном умении преподнести, «объяснить» эту красоту зрителю, открыв для него совершенно новую эстетику.

На картине мы видим берег узкой мелководной речушки. Преодолей небольшой подъём в горку – и вот уже деревня со старыми домами, традиционно покрытыми соломенными крышами. Вытоптанные узкие колеи, по которым много раз ступали ноги, старое дерево, на котором уже нет листвы, контрастирующее с пышной зеленью других деревьев – всё это так взаправду, просто и понятно. При чём эта чистая красота обычного русского местечка понятна и спустя много лет, нам сегодняшним, в той же степени, как и современникам Поленова.

Сегодня эта восхитительная картина находится в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике имени В.Д. Поленова.

Лучшие картины Поленова В.Д.