Поминки

Поминовение усопших спустя 5 лет после смерти

Когда человек умирает и не может помолиться за себя перед Господом, это должны делать за него родные и близкие. Память о покойных, молитва за их души — единственная возможная помощь дорогим людям, ушедшим от нас в мир иной. По сути, все существующие традиции не имеют для покойного никакого значения, но его душа крайне нуждается в постоянной молитве о ней.

Как проводить поминки на 5 лет?

На поминки 5 лет после смерти за покойного молятся любящие и помнящие его люди, веря, что день смерти человека — это день его нового рождения в вечной жизни рядом с Господом. Бессмертная душа его обрела новый дом, где нет места мирским печалям и горестям.

Поминки 5 лет справляют, как правило, в узком семейном кругу, среди родных людей, по настоящему близких и сохранивших память за уже немалый период времени.

Поминальное застолье хоть и не является обязательным и по православным канонам большого значения не несет, но играет важное значение для собравшихся на помин. Это повод вспомнить дорогого человека среди таких же неравнодушных, вместе помолиться о его душе.

Что приготовить на поминки 5 лет?

Строгих предписаний со стороны церкви нет. Старайтесь выбирать простые скромные блюда и учитывайте постные дни. Ограничьте алкоголь, чтобы поминки не превратились в попойку. Помните, поминки 5 лет со дня смерти — это возможность помянуть дорогого человека, а не дружеские посиделки. Ведь молитва об усопшем дома, на кладбище и в храме — святой долг православного человека.

Как правильно поминать усопшего на 5 лет?

Посетите церковь, помолитесь о душе покойного, подайте записку с именем, закажите панихиду. Наведите порядок на могиле, украсьте ее цветами, прочтите молитву.

Поминки 5 лет, как и все поминовения в годовщины смерти, это, в первую очередь, молитва об упокоении, просьба к Господу о милости и Царствии Небесном для души. Суть поминального стола — милостыня для нуждающихся, для светлой памяти покойного.

Заранее обдумайте организацию поминального стола, если собирается лишь небольшой круг близких, можно собраться дома. Но, если вы не готовы браться за приготовление обеда или предвидите большое количество гостей, можете доверить это событие в руки профессионалов и заказать поминальный обед в специальном кафе или ресторане.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

О поминовении усопших

Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38).

Чаю (ожидаю) воскресения мертвых, и жизни будущаго века (из Символа Веры).

Почему и зачем нужно молиться за усопших

Молитва друг за друга является естественным выражением христианской любви, именно поэтому она угодна Богу и имеет большую силу. Христиане всегда должны поддерживать друг друга в трудных ситуациях – поддерживать и материально (если человек в чем-то нуждается), и душевно (когда нужно участие и доброе слово), и духовно (т.е. молитвой). Переход в иной мир, безусловно, является для любого человека моментом весьма важным и трудным, поэтому и здесь ему нужна наша поддержка. И теперь, когда человека уже нет с нами, и мы не можем поддержать его какими-то привычными человеческими средствами, мы должны помочь ему единственным оставшимся у нас средством – молитвой.

Должны ли мы скорбеть об умерших?

С одной стороны, скорбь является вполне естественным для человека выражением чувства некой ненормальности происходящего. Человек как бы не может согласиться с тем, что кто-то умирает. И это понятно: ведь человек изначально создан для бессмертия, и смерть действительно для нас ненормальна, поскольку является следствием греха. С другой стороны, смерть христианина принципиально отличается от смерти неверующего человека тем, что христианин умирает в надежде будущей жизни, которая, если мы будем этого достойны, будет гораздо лучше этой. Более того, всё христианское осмысление смерти сводится к тому, что смерти для нас просто не существует, поскольку она уничтожена негаснущим светом Воскресения Христова, в котором все мы также получаем дар воскресения из мертвых.

Что делать после смерти близкого человека

После смерти человека мы должны начинать молиться об упокоении его души, это можно делать и дома, и в храме, можно пригласить священника, чтобы отслужить панихиду, а можно самим прочитать литию об усопших (печатается во многих молитвословах). Принято также с самого момента смерти читать Псалтирь, особенно хорошо, если удастся организовать родственников и друзей читать Псалтирь попеременно, чтобы молитва не прекращалась до самого момента отпевания. Отпевание (оно же погребение) совершается, за исключением каких-то особых обстоятельств, на третий день после смерти (даже если человек умер в понедельник в 23:55, отпевание совершают в среду). Так называемое «заочное» отпевание допустимо только в том случае, если отпеть, как положено, физически невозможно (например, человек утонул, и тело так и не нашли). Если везти покойника в храм слишком накладно, это не является достаточным основанием, чтобы отпевать заочно.

Сам момент смерти бывает для человека весьма серьезным испытанием, поскольку в этот момент человек сталкивается лицом к лицу с той реальностью, о которой он, скорее всего, имел очень смутные представления.

При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мятется и трепещет при виде их.Каждый хочет, чтобы душа оказалась на его стороне. С третьего дня душе показываются райские обители. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь, прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то, при виде наслаждений святых, она начинает скорбеть и укорять себя. После поклонения Богу душа отводится на мытарства, в которых бесы будут всячески стараться устрашить и вынудить душу отчаяться в своем спасении. В это время каждый грех, содеянный в земной жизни и не уврачеванный в таинстве покаяния или не исправленный надобродетель, будет использован бесами для того, чтобы оставить душу во аде. Далее душа предстаёт перед Творцом и направляется туда, куда стремиться её сердце. Конечно, от нас в этот время требуется максимальные усилия и молитвы.

Принято сразу после отпевания заказывать сорокоусты о упокоении, каждый день можно совершать панихиды (особенно же на 9-й и 40-й день, годовщины). Кроме молитвы, также следует раздавать милостыню и делать добрые дела в память об усопшем.

Несколько правил

  • Отпевание совершается только над крещеными людьми. Если вы не знаете об этом точно, следует поговорить со священником.
  • Дома можно молиться за крещенных и некрещенных, а в храме – только за крещенных.
  • Не отпевают и не поминают самоубийц, кроме тех случаев, когда они покончили с собой, будучи серьезно психически больны или в состоянии аффекта. В таких случаях это должно быть подтверждено медицинскими справками.
  • Заранее обратиться в храм, для того чтобы уточнить время отпевания.
  • В храм возьмите с собой Заключение о смерти.
  • На отпевании желательно присутствовать всем родственникам и близким, чтобы молитва многократно усилилась.
  • В знак жертвы Богу за усопшего молящиеся держат в руках свечи (зажигают их от другой свечи). После отпевания их можно взять на кладбище и зажечь там или поставить на канон в храме.

Чего НЕ следует делать

Кроме церковных правил, в народе существует необозримое множество традиций, связанных с поминовением усопших. В лучшем случае они являются просто красивым обычаями, в худшем – настоящим язычеством. Но есть и такое, чего христианам делать ни в коем случае не следует, а именно:

  • верить снам, в которых покойники к нам якобы приходят и, бывает, даже что-то нам советуют (тем, кто перешел в иной мир, Бог крайне редко дает так или иначе действовать в нашем мире, во сне же часто действуют демоны в образе усопших, что для чересчур доверчивых может кончиться печально);
  • ставить перед фотографией умершего (или на могиле) еду и выпивку (языческий обряд жертвоприношения духам умерших – тяжкий грех для христианина);
  • ставить свечу перед фотографией тоже не следует, её правильнее поставить перед иконою Спасителя или Богородицы;
  • завешивать в доме зеркала (язычники считали зеркало в иной мир, откуда может прийти усопший);
  • бросать в могилу деньги, сигареты, переворачивать стулья и столы, включать музыку.

По прибытии в храм, необходимо поставить автобус и автомобили у ворот и обраться в храм к церковному сотруднику за свечной ящик для разъяснений дальнейших действий.

В случаи форс-мажорных ситуаций (невозможность приехать в назначенное время и т.п.) необходимо незамедлительно связаться с сотрудником храма по телефону: +7-916-633-22-60.

Поминовение дома

Чтение псалтири об упокоении: ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири с чтением по каждой «Славе» особых заупокойных молитв.

Ежедневная молитва об упокоении. Поминание на утренних и вечерних молитвах.

Поминовение в церкви

Сорокоуст о упокоении (а также поминовение на полгода, год) – поминовение усопшего во время проскомидии (вынимание частицы из просфоры с погружением ее по окончании литургии в Кровь Господню со словами «Отмый (отмой), Господи, грехи поминавшихся здесь Честною Твоего Кровию, молитвами святых Твоих») в течение 40 дней (полугода, года).

Ектения о упокоении – гласное поминовение на заупокойной ектении на литургии.

Лития, Панихида – особые службы об усопших, обыкновенно совершаются сразу после литургии.

Поминовение на кладбище

Наша память об усопших – это прибранные могилки и наша молитва. Придя на могилку можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечная память», затем прочитать молитву о упокоении (есть почти в любом молитвослове), помянув по именам усопших, поцеловать крест на могилке.

Можно оставлять на могилке цветы (лучше сажать живые), горящие свечи (или специальные фонарики).

Недопустимо употреблять на кладбищах алкоголь, курить, оставлять на могилах водку, сигареты, конфеты, различные продукты. Также недопустимо после Пасхи приносить на могилки освященные яйца, куличи.

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ:

3-й день после смерти (в отсчет дней всегда включается сам день кончины) – обыкновенно день отпевания, по преданию, душа до 3-го дня находится на земле, прощаясь. Добродетельная душа посещает те места, где обыкновенно творила добро, а душа человека, любившего свое тело, скитается возле гроба или дома. В третий день душа предстает на поклонение Богу.

9-й день – по преданию, после поклонения Богу, до 9-го дня душе показывается рай, и душа добродетельная радуется, созерцая это блаженство, а грешная – скорбит. Вслед за тем душа снова возносится на поклонение Богу.

40-й день – по преданию, до 40-го дня душе показывается ад. После чего она вновь предстает перед Богом, и совершается суд, определяющий место пребывания души до Страшного Суда. Это день наиболее усердной молитвы об усопшем.

Годовщины (смерти, рождения, именины) – поминовение в эти дни служит проявлением нашей любви, не прекращающейся со смертью.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

В русской традиции поминовение усопшего совершается сразу после похорон, в доме покойного. Трапеза предваряется молитвой об усопшем, затем вкушается кутья, освященная в храме. Кутья, сваренная из зерен, является символом воскресения из мертвых – как зерно, чтобы прорасти, должно упасть в землю, так и человек хоронится в землю, чтобы восстать в День воскресения мертвых.

Обыкновенно собирается небольшой стол для близких людей, если вы и будете употреблять алкогольные напитки, делать это надо в умеренных количествах.

ДНИ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Мясопустная родительская суббота – за девять дней до начала Великого поста. Мясопустной она называется потому, что совершается на неделе мясопустной – последней неделе перед Великим постом, когда благословляется вкушение мяса.

Субботы 2-й, 3-й, 4-й седмицы (недели) Великого поста.

Радоница – вторник, девятый день после Пасхи, в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя. Обыкновенно верующие приходят на могилы своих близких, духовенство служит на кладбищах пасхальные литии об усопших.

Троицкая родительская суббота – перед праздником Святой Троицы, на сорок девятый день после Пасхи.

Дмитриевская родительская суббота – установлена святым благоверным князем Димитрием Донским в память воинов, погибших на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю).

День Победы (9 мая) – установлено Архиерейским Собором в 1994 году накануне 50-летия победы в Великой Отечественной войне. В этот день совершается панихида по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны.

ОТПЕВАНИЕ

Чин отпевания – это особые молитвы об усопшем, которыми Церковь провожает своего члена в жизнь вечную. В руки усопшему вкладывается крест как символ исповедания Христа, на голову возлагается венчик как символ венца от Бога и устремления всех помышлений к Богу. На грудь обыкновенно возлагается икона Спасителя (мужчине) или Богородицы (женщине).

Во время отпевания близкие усопшего должны обязательно молиться вместе со священником о душе покойного. Стоять во время отпевания нужно благоговейно, вслушиваясь в слова молитв.

Недопустимо отвлекаться на свои мысли и на разговоры о столе, автобусах и других житейских вопросах. Что, как не наша совместная молитва будет наилучшим проявлением любви!

В начале отпевания все предстоящие зажигают свечи и гасят их после прочтения Евангелия и разрешительной молитвы. Погасшие свечи можно поставить на канон (квадратный подсвечник перед распятием в храме).

Чин прощания обыкновенно совершается в храме – при чтении особых прощальных стихир близкие покойного по очереди подходят ко гробу, целуют икону на груди, венчик на лбу, затем, попрощавшись, отходят, вставая за священником. По окончании прощания, священник совершает чин предания земле, посыпая усопшего землей со словами «Господня земля и исполнение ея вселенная, и вси живущие на ней», потом гроб закрывается и заколачивается, вслед за тем возглашается «Вечная память» усопшему.

Допускается прощаться после отпевания на кладбище, в этом случае священник не закрывает гроб, а чин предания земле совершается кем-либо из близких усопшего.

Молитва об усопших:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Евангелие от Иоанна, читаемое при отпевании:

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5:24-30)

О ПОМИНОВЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ

Не дай Бог когда либо столкнуться со смертью детей, однако, нужно упомянуть и об этом. Крещеные младенцы отпеваются по особому чину, как не имеющие личных грехов.

Некрещеные младенцы не отпеваются и в церкви не поминаются, единого мнения об их участи Церковь не имеет, однако можно привести слова святителя Феофана Затворника: «А дети — все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию».

Тем не менее, если есть опасность смерти младенца, нужно приложить все усилия, чтобы покрестить его. Священник для крещения может быть допущен даже в реанимационное отделение. Крестить «страха ради смертнаго» (то есть при опасности смерти) может любой православный христианин, окропив младенца святой водой (допускается даже простая вода) со словами «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». После такого крещения, если Господь даровал исцеление, нужно в храме дополнить Крещение таинством Миропомазания.

О ПОМИНОВЕНИИ САМОУБИЙЦ

Поминовение самоубийц в церкви не допускается. Однако это не исключает наших домашних молитв о них.

Оптинский старец Леонид одному своему духовному чаду велел читать такую молитву:

«Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».

В старину, особенно в дораскольный период, последний долг перед мертвым ставился очень высоко. Во время войн, эпидемий, мятежей, пожаров и иных чрезвычайных происшествий с большим количеством жертв воеводы и другие начальники обязывались проследить, чтобы никто из погибших не был лишен христианского погребения.

В некоторых старинных изданиях Потребника имеются указания, как отпевать сразу многих безвестных убиенных. Чин погребения в этом случае в основе своей схож с обычным чином мирского погребения, но к нему прибавляется канон за умерших 6 гласа. Считается, что таких безвестных погибших ради нужды разрешается погребать без обмывания и савана, и даже без гробов, в имеющихся на них одеждах; но если у кого известны родные и близкие, то они должны позаботиться о том, чтобы сделать все по принятому церковному обычаю. Если неизвестны имена, то это не препятствует особо отметить их память в поминаниях, то есть в синодиках.

Старообрядческий синодик Дедовской пустыни. 1603 г.

Старинные синодики часто содержат записи обо всех павших в том или ином сражении или даже в войне, погибших в пожарах и эпидемиях. Указывалось, по возможности, примерное число, место и вид смерти. Исходя из древней традиции, хорошо, когда и на панихидах поминают и тех погибших православных христиан, чьи имена неизвестны. Тогда и в наших сердцах живее будет память о несказанных судьбах Божиих, о жертвенном подвиге христолюбивых воинов, на поле брани убиенных, и исповедников правой веры, и не останутся без поминовения тысячи душ наших отцов и братий.

О том, как писать имена в Синодики

Обычно прошения об усопших начинаются со слов:

Помяни Господи душа раб Своих, или Покой Господи душа раб Своих… (или: душу раба Своего…).

А поскольку поминаются безсмертные души умерших людей, то их имена следует писать в родительном падеже.

Душа кого? — Димитрия, Сергия, Аллы, Дарии, Татианы, и т. п.

Но при чтении молитвы «Помяни Господи Боже, иже о вере и о надежди живота вечнаго…», входящей во все заупокойные молитвенные последования, имя ставится в винительном падеже; например, «…усопшую рабу Твою Марию».

Имена необходимо писать в их полной церковно-книжной форме, которая часто отличается от разговорной. В поминаниях, для удобства чтения, следует отделять священство и иноков от мирян, мужчин от женщин.

Синодик, XVI век

Первыми пишут имена епископов, затем священноиноков, священников и диаконов, потом иноков и инокинь, мужей, жен, отроков, девиц и отроковиц и, наконец, младенцев мужского и женского пола.

В поминание не записывают имена людей, не веровавших в Бога или иноверных, а также православных христиан, скончавшихся без покаяния, самоубийц и детей, которые умерли некрещеными.

Что касается таких детей, часто спрашивают: можно ли молиться за упокой их душ и имеют ли они надежду на спасение? Ведь они без Крещения остались не по своей воле. На этот вопрос дает ответ само святое Евангелие:

Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин. 3, 5).

А значит, некрещеный — ни взрослый, ни ребенок — не может унаследовать вечное блаженство. Таким образом, некрещеных младенцев невозможно поминать в общих заупокойных молитвословиях, тем более, что и имени христианского им не дано.

Какова же загробная судьба таких младенцев? В Житии преподобного Василия Нового описано Божие откровение ученику преподобного, Григорию: Господь открыл ему, что после всеобщего воскресения и Страшного суда младенцы, которые по вине родителей умерли некрещеными, не будут преданы в вечную муку, в отличие от других людей, не познавших и не принявших веры в истинного Бога. Но они не получат и тех благ, которые уготованы верным и истинным рабам Христовым. Родители же, которые виноваты в том, что лишили своих детей вечного блаженства, получат за этот тяжкий грех суровое наказание. В особенности жестоко мучены будут матери, преднамеренно лишившие своих детей как земной, так и вечной жизни, извергнув их из чрева путем аборта, посредством каких-то снадобий или колдовства.

Если же мать, повинная в детоубийстве, искренне раскаялась в своих прегрешениях, скорбит о душах своих умерщвленных младенцев и всем сердцем желает молиться о них Богу, чтобы хотя бы так исполнить свой материнский и христианский долг? В таком случае она в душе своей может воздыхать к Богу об этих детях с надеждой на Его бесконечную милость и промышление о каждом человеке, наипаче же о младенце. Священное Писание многократно говорит об особенной Божественной заботе о рождающихся чадах: «Храняи младенца Господь» (Пс. 114, 6); «Яко Ты созда утробы моя, восприят мя из чрева матери моея» (Пс. 138, 13); «Яко Ты еси исторгии мя из чрева, упование мое от сосцу матери моея» (Пс. 21, 9).

Преподобный Макарий Великий. Феофан Грек, фрагмент фрески. Новгород, XIV век

Но совершать Божественную Литургию и вообще молиться в церкви за души некрещеных, мертворожденных и убиенных во чреве младенцев нельзя; однако следует знать, что молитвы, возносимые в церкви за упокой всех православных христиан, приносят пользу и душам этих детей. Преподобному Макарию Великому (ок. 300 — 391 гг.), великому подвижнику и духовному учителю, было открыто Богом, что даже души идолопоклонников имеют некоторое облегчение, когда христиане молятся в храмах за прежде усопших христиан. Насколько же больше заслуживают милости и облегчения души безвинно погубленных младенцев!

В заключение слова о поминаниях небесполезным является отрывок из предисловия к древлеписьменному синодику: «Сие пишем вам, пастырем стада Христова… иже кто от них, паствы вашея, нищетою духовною живя, и преставится от жития сего, и егда глаголете: «яко не дал вкладу — не пишем его в синодик», — то уже несте пастыри, но яко наемницы. Да како дерзнете рещи пред Богом в День страшный: «Се аз и дети моя», а не приносяще должных молитв к Богу за душа их? А кто, чреду держа Божественныя службы, леностию и небрежением не поминает написанных в книгах животных, сам не помяновен будет пред Богом. В ню бо меру кто мерит, отмерится ему праведным судом Божиим, ему же слава во веки, аминь».

В древности православные христиане придавали столь высокое значение книге поминовения, что называли ее «книгой животной», т. е. книгой жизни. Поскольку прилежная молитва за усопших есть великая добродетель, вводящая в вечную жизнь и поминаемых, и тех, кто поминает.

О святой Божественной Литургии, ее великой пользе для усопших

В Ветхом Израиле веровали, что приносимая за грехи мертвых очистительная жертва помогает им в будущей жизни. Вождь Израильского народа Иуда Маккавей (ум. 161 г. до н.э.), ведя праведную войну за освобождение страны от власти иноплеменников, принес такую жертву за грехи своих павших воинов, а также послал великую милостыню в Иеросалимский храм.

Иуда Маккавей. Портрет их сборника биографий

Страдание и Воскресение Господа нашего Исуса Христа сделало ненужным все прежние жертвоприношения Ветхого Закона. Сам Сын Божий, единый истинно безгрешный Агнец Его, принес Себя Богу и Отцу за грехи всего мира. Уверовавшим в Него дано спасительное Таинство святой Божественной Литургии, которое очищает от грехов и вводит в жизнь вечную живых и умерших во благочестивой вере.

Слово блаженного Симеона Солунского: «Преимущественно пред всем озабочиваются, чтобы приносима была бескровная Жертва, благотворнее которой для усопшего нет ничего, и ничто другое не может послужить источником радости и просвещения и единства с Богом, наравне с сим священнодействием, в котором за нас непотребных изливается самая Кровь Господня и жрется Божественное Тело. Сию-то жертву, как сродники усопшего по плоти, так и соединенные с ним по духу, и, по силе соединения в Духе, любящие (его) больше, чем его сродники по плоти, приносят постепенно и ежедневно, в течение целого года и всей своей жизни, и чем чаще приносят, тем больше пользы доставляют и получают. Ибо что благотворнее приношения в жертву за нас Христа? Одни совершают это, когда могут и желают, а другие ежедневно, по крайней мере, в продолжение сорока дней».

Жития святых и Предание Христовой Церкви донесли до нас многочисленные случаи того, как Божественная Литургия, соединенная с милостыней, избавляла от мук даже умерших во грехах. Более того, иногда ее совершали по безвестно пропавшим людям, которых считали погибшими, и это чудесно сохраняло им жизнь. На чем же основывается эта великая благодатная сила?

Мы живем в промежуточное время — между Первым пришествием Христовым, бывшим для спасения людей, и Вторым пришествием — для суда. Время суда еще не настало, но продолжается время спасения. А подтверждение сему — совершение Божественной Литургии: Агнец Божий, вземлющий грехи мира, ежедневно закалается на жертвенниках в святых церквах. Когда эта всемирная спасительная жертва была совершена на Голгофе, она примирила падшее человечество с Богом. Теперь же она приносится за живых и мертвых, преклоняет Бога на милость к согрешившим. Вот для того и отсрочен Страшный Суд, чтобы эта Жертва искупила как можно больше людей, желающих и ищущих спасения, спасла их для будущего Царствия. Господь Исус Христос, Сын Божий, есть Священник и Жертва в этом беспримерном жертвоприношении (Евр. 7, 17), есть Ходатай к Богу и само очищение наше от грехов (I Ин. 2, 1—2).

Святой Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407 гг.) пишет:

При такой великой и могущественной Жертве как невозможно умилостивить Бога о умерших, когда Жертву сию, в лице священнодействующего, приносит Сам Христос!

Святой Кирилл Иеросалимский (315 — 386 гг.), уча, что Литургия помогает мучимым за грехи душам, приводит такое сравнение:

Когда кто-нибудь провинится перед земным царем и будет наказан изгнанием или темницей, родные собирают и приносят царю великие дары, моля о смягчении участи изгнанного. И весьма часто просьба эта бывает успешной. Так и мы приносим наши моления к Небесному Царю о повинных и осужденных душах. Мы приносим Ему не дары, не венцы, но самого Его возлюбленного Сына Христа, и преклоняем Его на милость не только к наказуемым, но и ко всем нам.

Таким образом, усердно совершающие заупокойные Литургии (и священники, и заказывающие их миряне) сами привлекают к себе милость Божию и по смерти также получают щедрое воздаяние от Него.

О милостыне

Кроме Божественной Литургии весьма важным средством избавления от муки грешных душ является милостыня — как из имения покойного, так и от собственных трудов ближних. Как увещание к милостыне святые отцы толкуют известную Евангельскую притчу о рабе-домоправителе (Лк. 16, 1 —8). Господь заключает эту притчу словами:

Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Блаженный Феофилакт Болгарский (1055 — 1107 гг.) объясняет эти слова следующим образом: «Будем приобретать себе друзей в нищих, употребляя на них неправедное богатство, данное нам от Бога в оружие праведности, но нами удержанное в свою пользу, и потому превратившееся в неправедное. …Будем же сим последним приобретать себе друзей, дабы когда умрем и переселимся из здешней жизни… они приняли нас там в вечные обители».

Даже если по ошибке милостыня будет дана недостойному человеку, ее невидимо принимает Христос. Однако надобно стараться давать тому, кто в этом действительно нуждается. А таковых среди нас немало, и внимательный христианин может распознать нуждающихся не только в тех, кто стоит с протянутой рукой, но и среди тех, кто молча терпит нужду, бедность, одиночество, болезни. Для этого блаженный Симеон советует творить милостыню через опытных и достойных доверия духовных отцов. Тогда и дающий не будет тщеславиться, и милостыня будет распределена наилучшим образом. Древний и всеобщий христианский обычай — жертвовать на Божии храмы и монастыри.

Очень важно, чтобы милостыня творилась от праведных трудов — тогда она угодна Богу и спасительна. Если же оставленное родственникам наследство умершего было добыто недостойным путем (обманом, ростовщичеством, воровством), те, которые стараются об избавлении его от муки, должны не жалеть и своего собственного, праведного достояния. Особенно это касается милостыни, даваемой в Церковь.

Если мытарь Закхей за свою душу до половины имения раздал нищим, а остальное употребил на то, чтобы вчетверо больше вернуть обиженным, то сколь великая милостыня потребна для того, чтобы избавить от адского пламени уже умершего корыстолюбца, который сам уже ничем не может помочь себе?

Очень потребна милостыня от богатых и за богатых. Отцы Церкви неустанно учили этому в своих проповедях, обращенных к сильным мира сего. Старина знает славные примеры мудрых, милосердных богачей. Из многих, например, известная предпринимательница Мария Морозова, которая вкладывала деньги в строительство и украшение храмов, а также во все приюты, больницы и сиротские дома Москвы; или щедрый кормилец нижегородских бедняков, хлеботорговец Никола Бугров.

Что помогает нашей молитве за усопших

Жития святых приводят многие случаи, когда умерших грешников избавляла от муки частная молитва их близких. Но во всех случаях она была обязательно связана с подвигом, с самоотвержением, соединена с постом, бдением и милостынею. Особую благодать молитвы за умерших имеют отцы-пустынники Макарий Великий, Паисий Великий, Павел Препростой, Андрей, Христа ради юродивый, и другие.

Преподобный Павел Препростой

Бывает так, что усопший отошел от жизни во вражде, кого-то не простив, или сам не получил прощения от тех, кого он обидел. Если прегрешение это велико и требует исправления делом, то до самого исправления могут не принести пользы и разрешательные молитвы, и приношения за душу покойного. Поэтому близким следует хотя бы теперь смириться со всеми врагами, удовлетворить обиженных, простить обидевших. Стоит вспомнить, как слезно царь Феодосий Младший (ок. 346 — 17 января 395 гг.) просил прощения у гроба святителя Иоанна Златоуста — не за себя, но за свою мать, царицу Евдоксию, неправедно изгнавшую святителя.

Есть еще пример, достойный подражания. Когда в IV веке по Рожестве Христовом во время языческого мятежа в сирийском г. Апамее был убит епископ Маркелл (485 г.), то его родные Христа ради простили убийц, уговорив судей, не предавать их казни.

О важности прощения врагов говорит и следующее правило, которое Номоканон возводит к самому апостолу Павлу (5/10 — 64/67 гг.): если два человека имеют между собою вражду и один из них умирает, то другой на год отлучается от причастия святых Таин и в качестве епитимии должен сорок дней ходить на могилу умершего, говоря: «Прости мя, брате, а тебя Бог простит» (Косвенное указание на то, что в 40-й день душа умершего предстанет на частный суд пред Богом и, если епитимия будет исполнена, то эта душа и получит облегчение).

О поминальных трапезах

Современные поминальные трапезы стали чуть ли не главным средством почтить память усопших родственников. Если в старину они были, прежде всего, делом милосердия и поставлялись, в первую очередь, бедным и сиротам, то теперь поминальные обеды превращаются в пиршества. Сейчас принято величаться этими обедами перед окружающими, так же как величаются свадьбами, богатством и обстановкой домов. Иногда ради такого случая даже верующие не страшатся нарушать пост и в постные дни уставляют стол всевозможными яствами — если не для себя, то для своих неверующих родственников.

Какой же должна быть поминальная трапеза в христианском доме? Во-первых, кроме собственно дня погребения желательно, чтобы она не совершалась в те дни, когда по уставу полагается строгий пост. Даже молитвенное поминовение усопшего в храме в некоторых случаях ради поста отлагается. Тем более нисколько не повредит душе его, но только принесет пользу, если, почитая крестные страдания Господа нашего, мы в среду или пятницу почтим и память покойного, но только молитвой, а угощение перенесем на другой день.

Проявляя подобающую щедрость и гостеприимство, мы должны заботиться о том, чтобы не услаждение чрева было главной целью собрания гостей, но молитва и духовное поучение. Поэтому угощение не должно быть ухищренным и выходящим за пределы скромности даже и в разрешенные, так называемые скоромные дни.

Сперва собравшимися поется либо панихида за усопшего, либо канон, а после него уже предобеденная молитва. Трапеза начинается с вкушения кутии, по возможности, освященной в церкви. Передают ее по старшинству, и каждый непременно ограждает себя крестным знамением и трижды отведывает кутию с молитвою:

Покой Господи душу усопшаго раба своего, имя рек.

Не пьют и чая, заменяя его медовыми или ягодными напитками. В средней России принято ставить на трапезе блины и кисель.

Спиртное не положено ставить на поминальный стол, ибо, как учит нас святитель Иоанн Златоуст:

Аще твориши винопитием память умершему и сотворяеши званныя упиватися, не избавление от муки душе умершего ходатайствуеши, но приложение огня геенского содеваеши ему.

Нужно избегать не только употребления вина, но и осуждения, празднословия и всего зловредного в застольных речах. Лучше всего трапезовать в молчании, когда кто-то один громко, так, чтобы было слышно всем, читает какое-либо соответствующее случаю поучение из святых книг.

После трапезы молятся сначала за обед и о здравии питающих, а затем поют стихеру 6-го гласа «Содетелю и творче» и заупокойную литию, завершая ее 15-ю поклонами в память умершего.

Поминальные обеды не созываются по самоубийцам и иным грешно и недостойно скончавшимся людям. Напротив, преподобный Феодор Студит (759 — 826 гг.) советует близким родственникам таких людей в течение 40 дней не есть мяса и при этом усердно творить милостыню, прежде всего из имущества самого погибшего (Письмо к Лаврентию-сыну, 93).

Преп. Феодор Студит. Мозаика XI века, монастырь Неа Мони, Хиос

О тех, кто лишается церковного погребения

Христианское погребение и поминовение совершается только по умершим в вере в Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и в Его воскресение, которое есть начало нашего воскресения (I Кор. 15). Святитель Иоанн Златоуст в «Слове о терпении, благохвалении и о еже не плаката о умерших» говорит, что «праведно умерших провожаем пением духовным и песнями церковными, с ладаном и со свещами за ними идя, в знак того, что они, окончив подвиг земного жития, отходят к Свету истинному и вечной жизни». Праведными же называются те, которые хранили веру Христову неповрежденной ересями и различными человеческими заблуждениями, но веровали так, как научили нас святые апостолы по заповедям Священного Писания и Церковного Предания. А если и согрешали в чем, то немедленно исправляли себя покаянием перед своими духовными отцами и достойно причащались Тела и Крови Христовых. Лишь по таковым следует служить церковное погребение, совершаемое, по возможности, духовным отцом умершего, и лишь таковые достойны поминовения за Литургией и за всяким Богослужением.

Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве (XI век)

Святой Дионисий Ареопагит указывает, что все песнопения и священнодействия над усопшим являют его богоугодность и непорочность и предзнаменуют ожидающую его награду. Поэтому и недостойно совершать их над людьми, вовсе нерадевшими о своем спасении.

А кто же считается недостойным церковного погребения?

  • Неверующие в Единого Бога, в Воскресение Христово и во всеобщее воскресение мертвых;
  • Сознательно впавшие в какие-либо губительные ереси;
  • Самоубийцы.

Самоубийцы — это те, кто явно отвергли над собою власть Божию, отказались от дарованной Богом жизни и от исполнения обязанностей по отношению к душе своей; таковые совершенно лишаются христианского погребения и всякого поминовения (14-е прав. св. Тимофея Александрийскаго).

К самоубийцам причисляются и те, кто, видя явную опасность для своей жизни, например, пожар, шторм, лютый мороз или какие другие бедствия пренебрег этой опасностью, без всякой разумной причины (например, не ради спасения погибающих), но чтобы прославиться смелостью, победить в споре, или в пьяном состоянии, бросился в волны, в пламень, вышел из дома в легкой одежде в лютый мороз и вследствие этого погиб. Таковые также лишаются церковного погребения и поминовения.

Умершие от вина, наркотиков, смертельного удара в драке, в которую повлекли ярость, желание казаться смелым, от подавления пищей, питием или костью, когда с жадностью набрасывались на еду или глумились (вели разговоры со смехом) во время еды и пития также причисляются к самоубийцам и лишаются церковного погребения и поминовения.

Самоубийцами считаются и те, кто сознательно нанес себе увечье, если их действия имели смертельный исход. Наложивший на себя руки человек может сподобиться молитв святой Церкви только в том случае, если покается в содеянном хотя бы на смертном одре.

Самоубийцей не считается тот, кто совершил самоубийство, будучи сумасшедшим или одержимым бесом, а также подневольный человек, доведенный до этого постоянными лишениями и издевательствами. По таким лю­дям церковное погребение совершается.

  • Умершие без покаяния.

К таковым относятся и те, которые хотя и не были преданы порокам и жили воздержанно, но отрицали спасительную благодать Божию в святых Таинствах, и поэтому не ходили в храм на молитву и дома не молились, жили в незаконных, неосвященных Церковью браках, не имели духовного отца, не исповедовались в своих грехах и не причащались Тела и Крови Христовых. Такой христианин поистине называется отступником от Церкви Христовой. По 45 правилу Василия Великого (ок. 330 — 379 гг.) «тот, кто, будучи христианином, ругается Христу, не получит пользы от (христианского) имени».

К умершим без покаяния причисляются и те, которые хотя бы и не отделились от Церкви Христовой, хотя бы и посещали святой храм и принимали святые Таинства Покаяния и Причащения, но не сохранили данного на исповеди обещания не грешить и опять впали в смертные грехи и до самой кончины не покаялись в них. О таких сказано: «И если кто у нас без покаяния умрет, то лучше бы таковому и не родитися. Ни приноса за них в церковь Богу несть достойно приносити».

  • Колдуны, чародеи, гадатели, хироманты и астрологи, занимающиеся спиритизмом, если не раскаются и не оплачут свои грехи.

И молитва за таковых может оказаться напрасной — она даже оскорбила бы Бога. К ним можно отнести слова, сказанные Богом пророку Иеремии об израильтянах: «Не молися о людех сих, и не проси, еже помилованным быти им» (Иер. 7, 16). Согласно этому учат и святые Отцы, и учители Церкви. «Для отшедших без веры (живой, деятельной), споспешествуемой любовью, и без общения в Таинствах (Крещения, Покаяния и Причащения), напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля благодать Божию, и сокровиществуя (собирая) себе не милосердие, а гнев» (Блаженный Августин). Также и святой Иоанн Дамаскин говорит: «Тот, кто вел жизнь порочную, которая вся была усеяна тернием и исполнена скверн и нечистот, который никогда не внимал совести, но своею безпечностью и ослеплением погружался в мерзость похотей, удовлетворяя всем пожеланиям плоти, и нимало не заботясь о душе, — которого мысли заняты были плотоугодием, и в таком состоянии постигнут кончиною, сему никто не прострет руки, но так будет с ним поступлено, что ему не подадут помощи ни супруги, ни дети, ни братия, ни родственники, ни друзья: поелику Бог не призрит на него» (Слово об усопших в вере. Хр. чтение, 1827 год).

Святитель Василий Великий. Изображение — Феофан Грек

Смерть при несчастных случаях, а также от разрыва сердца, от кровоизлияния в мозг и т. п. не препятствует совершать церковное погребение и поминовение, если жизнь умершего без покаяния по вышеизложенным причинам была христианской и не отягощенной тяжкими грехами, и если умерший не способствовал сам такой смерти. Если же умерший сам способствовал, хотя и невольно, своей смерти (например, знал, что по болезни ему нельзя пить вино, однако, пренебрегал этим), то вопрос о том, можно ли совершать по умершему погребение и поминовение, в каждом отдельном случае подлежит рассмотрению епископа.

В настоящее время, когда религиозное воспитание затруднено и чаще всего недостаточно, а окружающая среда ему сильно препятствует, почти в каждой христианской семье имеются живущие и умирающие без покаяния и молитвы, в чуждых вере нравах и поступках. К этому прибавляются такие печальные обстоятельства, как вынужденное отсутствие священства и удаленность храмов. Однако жизнь без покаяния не может быть оправдана отсутствием священника, ибо мы имеем прямое указание Апостола:

Исповедуйте друг другу согрешения ваша (Иак. 5, 6).

Часто на вопрос, каялся ли умерший во грехах, родные отвечают: «Может, он каялся, да только одному Богу». Предания святых книг действительно содержат примеры того, что многие тяжкие грешники, покаявшиеся в слезах на смертном ложе, когда никто их не видел, были прощены и приняты милосердным Богом. Святому Афанасию Великому задавали такой вопрос: «Если кто-нибудь, учинив великий грех, осудит себя и начнет каяться, а потом через три дня умрет, что должно думать о нем?» Святитель ответил на это следующим рассуждением: «Если он, начавши покаяние, удержал душу свою от злых желаний, и дал обет Богу, что не будет уже повторять содеянных им грехов, и в таком расположении назавтра умрет, то Бог принял его покаяние, как и разбойника (Лк. 23, 40–43). Начинать покаяние — в воле человека, а жить или умереть — зависит от Бога. Бог, по благости Своей, многих начинавших покаяние восторгает от земли для их пользы, предвидя, что они опять пали бы и погибли, если бы долее жили».

Но никто не должен откладывать покаяние на смертный час, ибо он может настигнуть неожиданно. Именно так, неожиданно, умирают многие из тех, кто не имеет духовного отца и не приносит покаяния во грехах своих, имея всегда эту возможность; за это они и наказываются внезапной смертью, ибо злоупотребляли долготерпением и милосердием Божиим. Если совесть отягощена злыми делами, но при этом сохранила начало доброты, она всегда ищет возможность очиститься. И свидетелем нашего покаяния может стать достойный доверия собрат-христианин, если нет рядом с нами духовного отца-священника. Но тогда на этом человеке лежит обязанность при первой возможности передать содержание такой исповеди священнику. Покаяние «из уст в уста» может быть более искренним, но оно возлагает большую ответственность на свидетеля кающегося. Он должен строго хранить тайну исповеди и совершенно точно передать ее содержание духовному отцу. В наше время, однако, чаще приходится прибегать к другому средству. Доверенное лицо со слов кающегося записывает содержание исповеди на бумагу и посылает ее священнику в запечатанном конверте.

Как бы далеко ни жили мы, главное, в мыслях и верованиях не отторгать себя от единства церковного, жить достойно звания христианского, стремиться к братскому общению с христианами, братиями во Христе, и тогда ходатайства и молитвы святой Церкви не оставят нас никогда — ни в жизни сей, ни в жизни будущей.

Однако вопрос об умерших без покаяния ничуть не менее остро стоит и там, где имеются духовные пастыри. Обычно в Старообрядческой Церкви он решается строго, на основании указаний в нашем Церковном Предании. Общим руководством служит содержащееся в чине Исповеди утверждение:

Аще убо христианин без покаяния умрет, то не достоит над ним иерею пети, ни приношения зань принести, яко не исполнил есть закона Божия и веры христианская

Можно привести еще некоторые сходные свидетельства, идущие из древности. Например, в древней русской Кормчей под именем святителя Иоанна Златоустого приводится следующая заповедь: «Аще ли (кто) будет здрав и не пришед в церковь, то первое покажи (вразуми) его, яко отец чадо, а во второе, аще тя не послушает, паки покажи его словом Божиим пред треми человеки. И потом, аще не слушает, то не приемли его просфиры, ни кутию, и отрини, (отлучи) его от Церкви, и оброк родителям его не благослови, и паче посрами его пред многами, еда како помянется (одумается)». И только если все эти меры окажутся тщетными, — учит Кормчая, — «И аще умрет, не погреби его. И потом да несте, яко мнози помянутся».

Что пьют на поминках?

В большинстве русских семей принято выставлять на поминальные столы алкогольные напитки, и чаще всего водку. Однако, по православным канонам делать этого ни в коем случае нельзя. Пьянство — серьезный грех и совершая его во время поминовения об умершим, мы вредим не только себе, но и душе покойного. Считается, что если поминки были проведены с алкоголем, то во время Божьего суда они не защищают, а наоборот, усугубляют положение.

Почему на поминках пьют водку?

Скорбя о безвозвратно утерянном человеке, мы стараемся проводить его как можно достойнее. И при этом ориентируемся зачастую лишь на мирские понятия этого слова, выбирая все подороже и пороскошнее. Многие искренне считают, что гроб из ценных пород дерева и шикарный памятник являются показателями их любви к умершему человеку. А проведение поминок — это особая тема. Люди, устраивая поминальную трапезу, стараются устроить настоящий пир с поминальной водкой, боясь пересудов и стараясь показать свой достаток перед гостями. Сегодня очень часто можно встретить шикарные поминки в дорогущих ресторанах или дома с ломящимися от еды столами и элитным алкоголем.

Когда начали поминать водкой?

Спиртное на поминках в России появилось относительно недавно. В дореволюционной стране роль христианства была очень высока, поэтому выпивать на поминках было не принято. В советское время многие православные каноны были забыты, поминать водкой стало можно и появилось даже такое понятие, как » поминальная рюмка», когда каждый гость должен выпить за упокой души 50 грамм, закусывая алкоголь традиционными для поминок блинами или кутьей. Этот обычай получил большое распространение и сегодня без него не обходятся в большинстве семей. Многие даже искренне считают, что церковь одобряет такой способ поминовения души, хотя, конечно же, это не так.

Почему православная церковь запрещает поминовение усопших водкой?

Христианское вероучение всегда отрицательно относилось к выпивающим людям. Пьянство считается большим грехом, ведь пьющий человек вредит не только своему здоровью, он заставляет страдать всех своих близких. Люди, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не в состоянии полностью себя контролировать. Пьющий человек не может полноценно работать и приносить пользу семье, более того, доходы тратятся не на семейные нужды, а расходуются на алкоголь. Тем самым пьющий человек вместе с материальными проблемами приносит в семью скандалы, непонимание и разлад. Очень часто эта пагубная привычка разрушает семьи, тем самым лишая детей одного из родителя.

Сегодня многие люди считают, что водка на поминках допустима, ссылаясь на то, что в некоторых церковных обрядах используется небольшое количество алкогольного напитка — Кагора. При этом, люди совершенно не понимают значение ритуала. Кагор символизирует кровь Христа и не имеет совершенно ничего общего с обычаями поминальной трапезы.

Очень часто алкоголь для поминок приводит к тому, что поминовение усопшего превращается в пиршество, люди за столом начинают веселиться и болтать на злободневные темы, и даже сплетничать, осуждать или высмеивать кого-либо. Забывая о главной причине, по которой они все собрались, люди начинают воспринимать поминки как способ погулять. Бывает даже, что за подвыпившим поминальным столом начинают звучать смех и песни.

Те, кто считает, что поминать водкой можно и это поможет душе умершего, тот очень заблуждается. Перед Божьим судом пьянство не только не будет засчитано в пользу душе, но и может навредить ей. Сама христианская поминальная трапеза должна быть максимально скромной. Её задача — помочь гостям восстановить силы и собраться вместе, чтобы вспоминать добрым словом покойного и молиться за него. Алкоголь на поминках и сытная еда отвлекают гостей от основной задачи поминального стола и вместо помощи душе усопшего, человек сам начинает грешить.

Многие считают, что выпитая поминальная рюмка грехом не считается, однако христианская религия порицает и ее.

Как организовать безалкогольные поминки?

Многие столетия на Руси имелась традиция поминать покойного киселем. Иногда этот традиционный напиток заменяли компотом, что также являлось вполне допустимым. Эти напитки подаются на стол сразу и перед тем, как переходить к основным блюдам, каждый из присутствующих должен помянуть покойного блином, кутьей и киселем.

До революции обеспеченные семьи ставили на стол такой напиток, как «Сытый», состоящий из воды, заправленной медом. Его подавали на столы перед началом трапезы вместе с кутьей. На сегодняшний день этот напиток исчез с поминальных столов и о его существовании знают не многие.

На вопрос: «Можно ли пить спиртное на поминках?» православная церковь отвечает категорическим отказом. Вино на поминках, как и водка, недопустимы. Церковный напиток «Кагор» не имеет к ним никакого отношения и на поминальных столах также нежелателен. Душа покойного нуждается в наших молитвах и добрых словах, а просить Бога о прощении чужих грехов и самим при этом грешить — нелепо.

ПОМИНОВЕНИЕ

Смотреть что такое «ПОМИНОВЕНИЕ» в других словарях:

  • поминовение — радоница, помин, молитва Словарь русских синонимов. поминовение сущ., кол во синонимов: 5 • молитва (43) • помин … Словарь синонимов

  • ПОМИНОВЕНИЕ — ПОМИНОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. помянуть. 2. Молитва о здоровье живого (о здравии) или об упокоении умершего (за упокой). П. усопших. Дни общего поминовения (родительские субботы, суббота накануне Троицы и нек рые другие). Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

  • Поминовение — упоминание имен живых и умерших в молитвах, следующих в церкви за литургией. Поминовение основано на вере в вечное благо и спасение поминаемых. Особое значение в христианстве имеет поминовение усопших. По евангельскому учению, у Бога, «у Него все … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Поминовение — молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви, за литургией, основанное на вере в силу и действенность этого П. перед Богом для вечного блага и спасения поминаемых. П. это делается или самим причтом, по имеющимся в церкви… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • поминовение — ПОМИНОВЕНИЕ, я, ср Культовое действие молитва о здоровье живого (молитва о здравии) или об упокоении умершего (молитва за упокой). Николай совершал поминовение каждую субботу … Толковый словарь русских существительных

  • Поминовение — – молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви, за литургией, основанное на вере в силу и действенность этого П. пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. П. делается или самим причтом по имеющимся в церкви… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Поминовение — ср. процесс действия по гл. поминать 2., 3. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • поминовение — поминовение, поминовения, поминовения, поминовений, поминовению, поминовениям, поминовение, поминовения, поминовением, поминовениями, поминовении, поминовениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • Поминовение — молитвенное упоминание имен живых и усопших за литургией, основанное на вере в силу и действенность этого упоминания перед Богом для вечного блага и спасения поминаемых … Православный энциклопедический словарь

  • поминовение — поминов ение, я … Русский орфографический словарь