Пономарка

Что должен делать пономарь в храме?

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Иерей Андрей Чиженко

Я — пономарь

Человек, нечасто бывающий в храме, может, слышал, а может, встречал где-то у русских классиков такое слово — пономарь, или алтарник. Человеку церковному это слово знакомо хорошо. Но скажет ли и он, кто этот человек и что именно он делает в церкви? Ответ на этот вопрос «в общем» нетрудно получить, наблюдая за ходом богослужения. Можно прочитать об этом в книгах. Но интереснее услышать его из уст самого пономаря — прихожанина, который еще вчера сам стоял в храме и с любопытством, а иногда даже с долей зависти наблюдал за происходящим.

Фото Дениса Елистратова

По пояснению из «Закона Божия», пономари «принадлежат к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство священства, а только по архиерейскому на то благословению… имеют своею обязанностью созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее». Что же кроется за этим «и так далее»?

Наверное, в жизни каждого православного христианина, который ходит в храм не для «галочки», а по велению сердца, стремится понять и усвоить христианское вероучение как можно полнее, наступает момент, когда он чувствует, что ему недостаточно уже того, что он имеет.

Человек приходит в церковь по воскресеньям, более или менее регулярно исповедуется и причащается. У него уже не так болят ноги во время многочасового стояния на службах. Он уже знаком кое с кем из прихожан храма, не чувствует стеснения на совместных молитвах. Почитал литературу и немного разбирается в структуре всенощного бдения и литургии. Знает не только в лицо, но и по именам почти всех священников, где в храме висит расписание богослужений, где написано, когда и какой праздник. А потом этот человек начинает осознавать, что ему мало просто ходить в храм. Он должен знать и понимать больше. Что-то большее сделать для Бога, для храма, для себя, наконец. Ему это нужно, как пища и вода, как солнечный свет. Жить без служения уже невозможно, пусто и бессмысленно. Да простят меня за эти слова люди критичные и рассудительные, привыкшие принимать обдуманные решения, словом, умеющие жить, как говорится. Это зов души, это как влюбиться — сразу и безоглядно. Вера — это та же любовь, когда ты не спрашиваешь себя, за что и почему любишь. Ты либо принимаешь это, либо нет. Пограничных состояний, колебаний быть не должно. Ученые мужи называют этот процесс расширением духовной практики, святые отцы — духовным деланием. Я, человек в таких делах безграмотный, называю, как чувствую…

И вот в один прекрасный день я стою перед своим духовным отцом и бессвязно бормочу (откуда-то у меня, человека общительного и с хорошо подвешенным языком, появилась нежданная робость), что я хотел бы… вот… ну как бы… помочь… послужить… нельзя ли… ну если нет, то я понимаю…

Но, к моему удивлению, батюшка обрадовался моему решению и согласился «взять меня на работу». Начать он благословил с пономарского послушания.

Откровенно говоря, я совершенно не представлял себе пономарской службы. Вернее, что-то слышал и видел, естественно. Знал, что в алтаре совершаются Таинства, что туда нельзя входить женщинам, да и мужчины могут войти только по благословению священника, представлял, как там примерно все устроено.

Фото Дениса Елистратова

И вот день начала моего пономарства обговорен. Я, между прочим, волновался (как, собственно, волнуюсь и по сию пору перед каждой службой). Меня встретил старший пономарь Алексей и провел в алтарь. Священники говорят, что, поднимаясь по ступеням солеи, мы уже оказываемся не на земле, но приближаемся к Небесам. А сам алтарь… Ну что вам сказать? Многие знают его устройство по православным телепрограммам, читали в печатных изданиях. Святой Престол, горнее место, жертвенник, иконы. У человека верующего и богобоязненного один вид этого места вызывает душевный трепет. Здесь своя, особенная тишина. Здесь, как нигде, чувствуется незримое, но явственное присутствие Бога. А иногда кажется, что вовсе и не незримое! Воздух как бы пропитан Его присутствием. Он Сам здесь и смотрит на тебя. Естественно, свистеть, кричать, смеяться, даже громко разговаривать в алтаре нельзя. Да и не хочется, честно говоря, по вышеперечисленным уже причинам. Это святое место, и вести себя там надо соответственно. Но иногда, что греха таить, находят тяжелые мысли, или забываешься, или появляется беспричинное веселье. Вот здесь надо быть крайне осторожным. Таким образом на тебя воздействует враг рода человеческого. Человек поднялся на ступеньку, пусть маленькую, но выше над своей греховной жизнью. Хочет быть лучше, чище, ближе к Богу. А для лукавого нож острый, когда душа хочет вырваться из его липких объятий! Так что искушения и в жизни алтарников присутствуют, и у каждого свои. Но на то и дал нам Господь волю, чтобы их преодолевать.

Чем же все-таки занимается в храме пономарь? Да, собственно, очень многим. Говоря современным языком, обеспечивает техническую поддержку богослужения. Он приходит раньше начала службы, уходит позже ее окончания. Нужно подготовить облачения для священников и диаконов, проследить за чистотой в алтаре. Зажечь лампадки в храме, принести просфоры, приготовить остальные предметы для богослужения. Плюс участие в самой службе — выносить свечи, протирать иконы, держать елейницу во время елеопомазания. И многое другое, что скрыто от глаз прихожан. Традиции и устав богослужений утверждены Вселенскими Соборами и временем. Поэтому делать все надо правильно и точно. У пономаря нет права на ошибки, так как они нарушают ритм богослужения. Именно поэтому алтарник должен быть очень внимателен и расторопен. Ведь на него смотрят сотни глаз. И конечно, Сам Господь Иисус Христос. Священник должен служить Богу, а чтобы служба прошла гладко и чинно, помогать должен пономарь.

Я пока пономарь так себе. Службу знаю плохо, невнимателен, постоянно что-нибудь забываю. Но недостаток информации рано или поздно будет восполнен. Службой своей откровенно горжусь. Горжусь и оказанным мне доверием моего духовного отца. Может, он разглядел во мне зачатки чего-то хорошего, о чем я пока и не подозреваю. Спасибо ему за это.

Александр Яхонтов
Журнал «Православие и современность» №9 (25) 2008 год

1. Общие указания

Войдя в Святой Алтарь, пономарь должен сделать с благоговением три земных поклона перед св. Престолом, перекреститься в сторону Горнего Места и поклониться служащему духовенству и всем присутствующим в Алтаре. После поклонов св. Престолу и Горнему месту следует подойти за благословением к служащему священнику, а также к старшим по чину священнослужителям: Епископу (если он присутствует), отцу Инспектору и др.

В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.
Перед облачением в стихарь необходимо совершить два поясных поклона в сторону Престола, испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если он присутствует в Алтаре), сделать после этого третий поклон св. Престолу и затем тому лицу, у которого испрашивалось благословение.

В обязанности пономаря входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на Престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на Престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, пономарь должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Пономарь должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны св. Престола. Проходя через Горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед подаванием кадила диакону пономарь должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы Горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

2. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением:

1. подать кадило и свечу в самом начале Богослужения, перед пением 103-го псалма;

2. подать кадило перед пением «Господи воззвах»;

3. подать кадило и выйти со свечами на малом входе;

4. перед пением «Хвалите имя Господне…» подать свечи и кадило (на середине храма);

5. при выносе Евангелия вынести свечи;

6. при помазании благословенным елеем держать сосуд с елеем;

7. подать кадило на 8-й песни канона.

3. Обязанности пономарей за Литургией:

1. читать поминания во время проскомидии;

2. подать кадило в конце проскомидии;

3. вынести свечи во время входа с Евангелием;

4. во время чтения Апостола подать кадило;

5. во время пения Аллилуария вынести свечи;

6. во время произношения диаконом сугубой и заупокойной ектении распределить заказные поминания между служащими священнослужителями;

7. на Херувимской песни подать кадило и на Великом входе вынести свечи;

8. после пения: «Тебе поем…» подать кадило;

9. перед пением: «Отче наш…» приготовить теплоту и порезать антидор.

10. после возгласа «Святая Святым» поставить подсвечник пород Царскими вратами и унести его обратно после возгласа: «Всегда, ныне и присно…»

11. после причащения мирян подать кадило.

IV. Обязанности пономарей во время молебна:

1. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их;

2. при выносе Евангелия вынести свечи.

V. Обязанности пономарей во время панихиды:

1. подать кадило диакону;

2. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их.

Перед уходом из Алтаря необходимо сделать три земных поклона св. Престолу, поясной поклон с крестным знамением в сторону Горнего места и поклон всем присутствующим.

Поведение в Алтаре должно быть благочинным и благоговейным, ибо этого требует христианский долг отношения к святому храму, а тем более к святому Алтарю, как «СВЯТОМУ СВЯТЫХ» православного храма.

С вопросами, возникающими при исполнении пономарских обязанностей, обращаться к дежурному по храму преподавателю Литургики, к отцу благочинному, к отцу ризничному, к своим старшим товарищам и другим компетентным лицам.

6. Обязанности пономарей за Всенощным Бдением (воскресным)

Вечерня

«Слава Святей» — «Благослови душе моя Господа»

Перед открытием завесы и Царских врат приготовить диаконские свечи (если два диакона — 2, если один диакон — 1) и кадило. Происходит каждение Алтаря и храма. По возвращении в Алтарь, когда диакон кадит священника, один из пономарей становится на Горнем месте, рядом с диаконом, одновременно с ним молится кланяется священнику и принимает от диакона свечу и кадило.

Великая ектения -«Миром Господу…» пение «Блажен муж»

Малая ектения — «Господи воззвах…»

Во время малой ектении приготовить кадило и при пении «Господи воззвах подать диакону (если диаконов двое то и два кадила). Когда диакон входит из Алтаря для каждения храма, пономарям нужно зажечь выносные свечи и стать в сторону от свечей, против друга.

При пении догматика открываются Царские врата

Пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).

Диакон: «Премудрость прости». Пение «Свете тихий»

Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.

Диакон произносит: «Вонмем» Свящ: «Мир всем»

При этих словах пономари кланяются священнику, друг другу, и каждый со своей стороны вносит свечу в Алтарь, ставят свечи на место и ждут окончания произнесенного прокимна: «Господь воцарися…», стоя друг против друга. По окончании прокимна диакон со священником, а вместе с ними и пономари, перекрестившись, кланяются иконе Воскресения Христова, пропускают священника на его место, тушат свечи и, поклонившись священнику, отходят.

Ектения: «Рцем вси» чтение «Сподоби Господи» Ектения: «Исполним вечернюю молитву», Пение стихир. «Ныне отпущаеши»

Тропарь, и Царские врата открываются.

Конец вечерни.

Царские врата закрываются.

Утреня

Чтение шестопсалмия; Великая ектения. «Бог Господь», Тропари, Кафизмы.

Во время чтения кафизм приготовить кадило и диаконские свечи, которые нужно подать на «Хвалите имя Господне».

«Хвалите имя Господне»

Малая ектения

Чтение Евангелия

Происходит каждение Алтаря и храма. По окончании каждения и приема диаконской свечи и кадила, так же как и на вечерне, на Горнем месте с диаконом, помолившись и поклонившись священнику, принять кадило и свечу и сразу же зажечь выносимые свечи и пред чтением Евангелия поставить свечи с обеих сторон Престола.

Когда выносится Евангелие, пономари идут впереди Евангелия и ставят свечи пред аналоем, на котором полагается Евангелие.

По окончании Евангелия свечи, каждая со своей стороны, выносятся и ставятся пред Царскими вратами.

«Спаси Боже, люди Твоя». Канон.

Во время пения канона духовенство и народ прикладываются к Евангелию

По окончании прикладывания пономари идут впереди священника, несущего Евангелие, и несут выносные свечи, у амвона пропускают священника, который Евангелием осеняет народ, пономари каждый со своей стороны вносят свечу па прежнее место у Престола. Тушат свечи делают поклон священнику.

По 8-й песни «Величит душа моя Господа»

По 8-й песни канона в последний раз приготовляется кадило; по 8-й песне происходит каждение Алтаря, на амвоне диакон произносит: «Богородицу и «Матерь Света» и продолжает каждения всего храма.

По каждении — поклон (как положено священнику, и диакон отдает пономарю кадило.

«Свят Господь Бог наш» Великое славословие. Тропарь воскресный, две ектении и отпуст.

Царские врата при словах «Господи сохрани их на многая лета» закрываются, завеса задергивается.

Чтение 1-го часа.

Лампады тушатся.

источник: Обязанности пономарей

Значение слова пономарь

Примеры употребления слова пономарь в литературе.

Однако Александру Ярославичу было не до того, он передал дееписание пономаря владыке Кириллу, а тот, прочитав ли или же только просмотрев, сказал с грустной и снисходительной улыбкой, когда князь спросил его, есть ли что дельное в труде пономаря Тимофея: — Что может простец сей потомству поведать о тебе?

Если мы отвезем ее в Инари, то за гробом не будет никого, кроме двух спешащих куда-нибудь функционеров из социального отдела и похмельного пономаря.

А пономарь Тимофей, время от времени успевая кинуть ответное словцо супруге, продолжал писать свою летопись, произнося вполголоса то, что записывал.

Если дьячков донос обойдется до полуцарства, и вы не успеете отдохнуть, как на вас уже пономарь донесет, — подавай другую половину.

Однажды ночью, перед тем как звонить к заутрене, пошел пономарь к лестнице, что вела в кельи монахов, и сломал на ней ступеньку.

Пономарь подобрал запылившуюся свежую рыбу из лопухов, прикрыл коробейку крапивным листом, молвил уклончиво: — Отколь мне знать, сыне.

Первым бежал рысцой смотритель, за ним шествовал преосвященный, сбоку преосвященного трусил Лебединский, за Лебединским шагал отец, за отцом плелся Крылов, за Крыловым же, ко всему равнодушный, ничем не встревоженный, шел пономарь, за пономарем жена смотрителя.

Священник и пономарь зашли туда, а мы с Лив двинулись вверх по долине, унося в зеленых корзинах прощальные подарки.

Итак, я взял мачете, и мы с Лив отправились с пономарем в новую экскурсию для знакомства с биологической диковиной.

Криками и камнями мы отогнали свиней, но, когда пономарь попытался связать толстячка лубяной веревкой, тот укусил его за руку и улепетнул через папоротник, подпрыгивая, будто футбольный мяч.

И от таких доносов была в царстве большая Смута: доносили друг на друга попы, чернецы, пономари, просвирни, жены доносили на мужей, дети — на отцов, от такого ужаса мужья от жен таились, и в этих окаянных доносах много крови пролилось неповинной, многие от пыток померли, других казнили, иных по тюрьмам разослали и со всеми домами разорили — ни при одном государе таких бед никто не видал.

Мокрый от пота, с растрепанной сивой бороденкой и выкаченными от ужаса белесыми глазами пономарь не жалел сил.

Обессиленный пономарь вытер рукавом пот со лба и дрожащими от усталости руками огладил бороденку.

Немея языком под студеным взглядом грозного князя, пономарь отвечал на вопросы сбивчиво и бестолково.

Источник: библиотека Максима Мошкова