Попков картины

Искусство

Попков Виктор Ефимович (1932-1974) — русский живописец и график. Все было как в страшном сне или неправдоподобном детективе. 14 ноября 1974 года, возвращаясь домой из мастерской, где он работал, Попков хотел поймать такси — не получилось. Тогда он подошел к стоящей неподалеку «Волге», чтобы попросить подвезти его к Киевскому вокзалу. Откуда он мог знать, что в машине сидят инкассаторы, которые, приняв его за грабителя, тут же схватятся за оружие и, отъезжая, выстрелят… На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова «Осенние дожди (Пушкин)».

Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Его, как и Пушкина, в самом расцвете творческой зрелости настигла пуля — случайная, неожиданная, нелепая смерть. Он был из шестидесятников, тех, кого в детстве обожгла война и кто, преодолевая боль невосполнимых утрат, заставлял зрителей не только сострадать своим героям, но и удивляться, восторгаться их силой и мужеством, их неземной красотой. Судьба, как и творчество Виктора Попкова, созвучны судьбам многих шестидесятников, тех, кому так называемая «оттепель» дала возможность раскрыть свое творческое «я» и кто так и не успел договорить чего-то, возможно, самого главного.

В отечественной литературе это, наверное, прежде всего Шукшин и Вампилов.
В судьбах этих людей, как в зеркале, отразились суровые, жесткие 30 — 50-е годы, стремительные по своей духовной наполненности 60-е, до этого времени еще не понятые, но уже обозначенные нами как «застойные» 70-е… Они были детьми войны, они были достойными детьми своего века и своей великой Родины.

Строители ГЭС в Братске. 1961-1962 г.

Виктор Ефимович Попков родился в 1932 году в Москве. Его родители переехали в столицу из деревни. Не успели как следует обустроиться, как началась война, и отец пошел на фронт. Уходя, попросил жену: «Ежели что, Стеша, помни мой наказ. Замуж не выходи, четверо у тебя их. Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься. Выучи детей, если сможешь». Она выполнила мужев наказ. Замуж не вышла, детей на ноги поставила.

Мой день

Виктор Попков в конце 50-х годов окончил графический факультет Московского художественного института имени В. И. Сурикова, учился у Е. Кибрика. Это было время, когда в искусство пришли художники, творчество которых было названо «суровым стилем». Виктору Попкову были близки их творческие устремления — лаконизм цветовых решений, некоторая «плоскостность» пространства, стремление к символике и обобщенности образов. Однако с самого начала он пытался адаптировать «суровый стиль», стремился к максимальному проявлению своей индивидуальности.

Монастырь в Боровске

Как и все «шестидесятники», Виктор Попков много ездил по стране. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС, и целина. Виктора Попкова всегда восхищал графически четкий язык А. Дейнеки, и сам он, создавая в начале 60-х свои картины «На работу», «Строители Братской ГЭС», стремился передать ритм жизни в выразительных, динамичных силуэтах, искал оригинальные ракурсы, контрастные сочетания цветов и чаще всего поэтизировал действительность.
В картинах 1963-1966 годов «Студенты на практике», «Полдень» и других искусствоведы увидели живописное переосмысление традиций русского лубка и палехского стиля. Попков преобразовывал реальные формы предметов, использовал для декоративного решения их фигуративную основу.

Полдень

Студенты на практике

Одним из главных достижений «шестидесятников» можно считать обращение к проблемам человеческих взаимоотношений, к нравственно-психологическим аспектам бытия. Написанные в 1965-1968 годах картины Виктора Попкова «Сон», «Двое», «Развод», «Семья Болотовых», как и его портреты пожилых деревенских женщин,- это психологически точные, драматичные в своей сути слепки времени.

Семья Болотовых

По словам самого художника, замысел картины «Двое», где немолодые влюбленные уходят подальше от людских глаз, возник у него после просмотра итальянского фильма «Нищий». Таким образом как бы приоткрывается еще один образный нерв 60-х годов — итальянский неореалистический кинематограф. Виктор Попков, как и его великие современники в литературе — Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Белов — отстаивал в творчестве высокую нравственную позицию, выступал против бездуховности, равнодушия, мещанства. Бытовые сцены превращались у него в бытийные.

Двое

Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл «Мезенские вдовы». Все портреты — «Старость», «Ожидание», «Одна» и др., написанные в конце 60-х — начале 70-х годов, звучат особой, полной боли и трагизма нотой. В каждой картине — характер и судьба. Сам Виктор Попков вспоминал: «Я попытался написать работы, которые на первое смотрение некоторыми зрителями воспринимались как тяжелые, мрачные, пронизанные чувством тоски и угнетенности… И когда эти работы ругали и обвиняли в мрачности, мне было досадно не за свои работы, а за тех людей, баб-вдов, которых не хотели видеть, их горя…» Он считал, что обязан был отдать несколько лет «этой трагедии, которой не удалось избежать человечеству в наш XX век», «донести до зрителя мысль, что этого не должно быть».

Северная песня

«Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973 гг.)

Одной из основных в цикле является картина «Северная песня»: молодые фольклористы записывают старинную песню, которую исполняют, как отмечают искусствоведы, «готически» угловатые пожилые женщины. Именно преемственность поколений, духовная связь между теми, кто сберегает и воспринимает традицию, представлялась «шестидесятникам» основой нравственного очищения всего общества, залогом развития культуры.
Виктор Попков часто оставлял на своих альбомных листках своеобразные парадоксальные афоризмы. На одном из них осталась фраза: «Трагичность радостная». Именно таким настроением проникнута серия «Мезенские вдовы», где чувствуется образное преодоление трагической перспективы.

Мезенские вдовы

Эту радостную трагичность художник особенно остро ощутил, когда во второй раз приехал в Мезень. «Когда я снова столкнулся с судьбой этих женщин,- говорил он,- я увидел, что это настоящие люди, и, хотя на долю их выпали тяжелые испытания, они не сломлены жизнью, а живут и трудно, и радостно, в работе и отдыхе, в больших и малых заботах.

Это жизнеутверждение, хотя и трагическое по своему внешнему проявлению».

У Белого моря

В 70-е годы особое значение в творчестве Виктора Попкова приобрела иносказательность. Так, в картине «Тишина», где идущая девочка как бы замерла на мгновение, замерла, чтобы преодолеть своеобразное сострадательное удивление, которым пронизан сам воздух полотна. Памятники погибшим — шрамы на теле земли, боль. Храм — путь к преодолению этой боли. «Шинель отца» — это напоминание о том, что живущие живут теперь и за тех, кто погиб на войне. На плечах у Попкова — шинель отца художницы К. Калинычевой, его жены.

Шинель отца

Ассоциативность, символизм этих и многих других произведений превращают их в философские живописные иносказания.
Глубоким проникновением в духовную жизнь героев, обостренностью формы отличаются портреты Виктора Попкова. Что же касается его автопортретов, то они свидетельствуют о том, что художник ощущал себя как бы организующим центром всей своей образной системы. Во многих автопортретах есть сюжетные завязки, например, «Художник в деревне», «Мой день», «Мать и сын». Именно мать давала Виктору Попкову духовные силы, учила его сострадать, любить, видеть красоту и поэзию.

Мать и сын

Художник Игорь Обросов писал: «Виктора Попкова увлекала глубина жизненных явлений, постоянные поиски, изыскания непреходящих духовных ценностей. Он не всходил на вершины искусства медленно, тяжело, он, скорее, низвергался вниз. Такое стремительное движение в глубину не было обвалом, уничтожающим все на своем пути. Он увлекал за собой то, что живо, неравнодушно, дерзновенно и направлено к постижению тайн природы и души человеческой».

Как вспоминал один из друзей Виктора Попкова Юрий Павлов, который осенью 1974 года был с ним в Пушкинских Горах, Попков был не только очень глубоким человеком, выдающимся художником, но и очень интересным поэтом. Когда Павлов попросил Попкова сочинить что-нибудь о термосе, тот прочитал целую оду, «оду любви, терпению, заботе и самоотречению, о смысле жизни, заключенном в стремлении защитить нечто, не дать остынуть, согреть собою и тело и душу человека!» В этом — сам дух суровой и возвышенной романтики 60-х.

В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Тогда эта страшная, нелепая, ничем не объяснимая история не получила должной общественной огласки. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Так в 42 года оборвалась жизнь одного из самых значительных русских художников второй половины XX века.

Виктор Попков. О себе
Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать. Тихо буду смеяться. Тихо буду рыдать.
Тихо буду любить, Тихо буду болеть, Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.
Если будет мне счастье, Если будет мой бог, Я не стану качаться, Я найду свой порог.
Буду к людям я добрый, Буду все я любить, Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.
И тебя не обижу. Даже подлость стерплю. Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь? Я смолчу.

  • Из воспоминаний Виктора Попкова

    «Я попытался написать работы, которые на первое смотрение некоторыми зрителями воспринимались как тяжелые, мрачные, пронизанные чувством тоски и угнетенности… И когда эти работы ругали и обвиняли в мрачности, мне было досадно не за свои работы, а за тех людей, баб-вдов, которых не хотели видеть, их горя…»
  • Воспоминания. Вдовы
    «Хозяйка, где я жил, собрала гостей — своих подруг — и, приняв меня в свою компанию, пили брагу и ели лепешки да треску с душком. Они долго сидели, вспоминая свою молодость. Я лежал возле стены на чистом полу и смотрел на них снизу. То ли я задремал, то ли забылся, но, очнувшись, ясно увидел всю сцену, которая сдвинула и время, и пространство, и их жизнь, и мою жизнь, и жизнь погибших дорогих людей, и моего в 36 лет убитого отца, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего.
    Боже мой, ведь во всей избе только они, обиженные войной в самой молодости — теперь уже старухи вдовы. И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами. Остались только воспоминания. «Ах, война, что ты сделала, подлая». Ничего не оставалось, как тут же, лежа на полу, скомпоновать линейный эскиз будущей картины, куда вошел, кстати, весь замысел без изменения. Так родилось полотно «Воспоминания».
    Рисунок с моей хозяйки, у которой от мужа остались его убежденность, его чистота веры в партию, выраженная в свято оберегаемых и дорогих портретах Маркса и Ленина в углах избы. Писал сразу на холсте без предварительного картона. Может быть, из-за того, что с самого начала все было ясно, работа над картиной длилась недолго (чуть меньше месяца)».
  • Северная песня («Ой, как всех мужей побрали на войну…»)
    «Были сомнения: писать ли «Северную песню», ведь она близка «Воспоминаниям». Сомнения были и по другой причине. Саму тему, смысл происходящего можно было выразить только в жанровом плане. А преодолеть скептическое, как что-то устаревшее, косное отношение к жанровым работам сейчас очень трудно.
    Да, здесь жанровая сцена. Женщины-вдовы поют песни, их слушают студенты — физики, музыканты или художники. Вот и все. Поэтому пришлось по многу раз возвращаться к эскизам, но решение не выходило за рамки жанра. Жанр — да, жанр. Сейчас я говорю не о том, что получилось, а что хотелось.
    Но как только в эту литературно-сюжетную ситуацию я ввел мелодию песни, стараясь все подчинить ей, попробовал холодно-зеленый пейзаж столкнуть с малиновым полыханием цветка на окне.
    Ввел физически обиженную богом горбунью, но осветил ее лицо той дивной лучезарной чистотой, глядя на которую, можно забыть и про возраст и про убогость (вспоминал Стрепетову), ввел рядом с ней (пожалуй, главное) девочку-мелодию, хрупкую и одухотворенную, хотя ее сознательно даже писал в другом стилистическом ключе, и которая выражала подтекст всей этой сцены, то картина должна была по мысли приобрести принципиально другое звучание (я не знаю, удалось ли мне это, но так я хотел). Да, и весь холст мне хотелось наполнить этой мелодией. Я старался во время работы чувствовать мелодию песни и слова Окуджавы: «Ах, война, что ты сделала, подлая».
  • Шинель отца
    Эта своеобразная жанровая картина завершает серию картин про войну. Это автопортрет художника, посвященый его отцу — Ефиму Акимовичу Попкову, погибшему в начале войны. На эскизе к картине — отрывок из последнего, вероятно, письма Ефима Акимовича жене Степаниде Ивановне Попковой:
    «Наша часть под Смоленском. Бои тяжелые. Стеша, передай Чувилкиной Маше, что Федор погиб. Вчера его подобрали еще живым. Умер при мне. Стеша, сегодня опять бой. Если что-то со мной случится, береги детей и себя. (Слова «целую, твой Ефим, 21 окт. 41 год» зачеркнуты.) Поцелуй крепко Томочку, Витю и Колю. Стеша, сейчас в бой. Допишу после боя…»
    Не дописал.
    Прощальные слова отца легли в основу замысла картины «Шинель отца». Своим глубоко личным воспоминанием об отце Попков ставил себя в ряд с северными женщинами-вдовами, связывая собственную судьбу с их проклятой бабьей одинокой долей. Вдовы словно выплывают из серо-зеленого, под цвет солдатской шинели фона и становятся рядом с ним, примеряющим шинель отца.
    «Однажды вечером он пришел ко мне в шинели его отца, опустился на пол у стены и рассказал, как плакал сегодня, работая над картиной», — вспоминает xудожник К. Фридман.
    Конечно, эта солдатская шинель не Ефима Акимовича, но она принадлежала отцу жены Виктора Попкова, художницы Клары Калинычевой, хранилась в семье как реликвия, и в то же время использовалась для дела во всех необходимых случаях.
    Попкову при ясном и четком образном видении картины долго не давалась сама центральная фигура. Он несколько раз менял ее положение, поворот головы, жест руки, даже одежду, стараясь найти верные цветовые отношения и с цветом солдатской шинели, и с фоном картины. Не только созвучных тонов, но и контрастных. Завершающей точкой стало яркое пурпурное пятно на палитре. Кстати, многозначительный прием, который он ввел и в картину «Северная песня». Там завершающей точкой стал красный цветок герани на подоконнике.
    Некоторые искусствоведы видят в «Шинели отца» отголоски былых споров о связи поколений. Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало. Связь поколений он испытывал кровно. Он питал огромную любовь к матери, к погибшему отцу, уважение к старшим художникам, но проблематика его работ гораздо шире сострадания к родным и близким.
    ***

    «Попков — одна из ключевых фигур отечественного послевоенного искусства. За несколько лет он совершил скачок от социального в экзистенциальное».
    (Ян Брук, замдиректора ГТГ по научной работе).
    Но самое главное произведение Попкова — его судьба. Похожей нет ни у одного продвинутого концептуалиста, и, вполне вероятно, они многое бы за такую легенду отдали. Мальчик из рабочей семьи блестяще оканчивает Суриковский институт, за первую же большую картину «Строители Братской ГЭС» обласкан властями. В 27 лет, по тем меркам очень рано, вступает в СХ СССР, в 62-м едет в Финляндию на Фестиваль молодежи и студентов. В 67-м получает почетный диплом биеннале современного искусства в Париже. 30-летний Попков даже вошел в комитет по присуждению Государственных и Ленинских премий. Налицо был большой социальный успех.
    А параллельно — пьянство, попытка самоубийства (его буквально из петли вытащил тесть), предчувствие смерти. За пару недель до гибели Попков принес друзьям пластинки: «Поставьте музыку на моих похоронах».
    На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова «Осенние дожди (Пушкин)». Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи.
    ***

    Когда рассматриваешь картины Виктора Попкова, невозможно отрешиться от воспоминаний о том выстреле и ранней, в 42 года, смерти.
    Попков оставил нам вечную загадку: почему?
    Одни говорили: строй душил, надвигались застой и творческая несвобода. Но смерть — это такое большое событие, политическими причинами ее не измеришь и не объяснишь. Как бы то ни было, жизнь его явно тяготила, он искал случая от нее избавиться.
  • Вот такая судьба. И живопись Попкова в преломлении этой судьбы воспринимается иначе — еще значительнее и куда трагичнее.

    Улица в Переславле

«Вдовушка» История картины

«Вдовушка»

П.А.Федотов
«Вдовушка»

История картины

Мысль об этой
картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с
бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а
теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты,
да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил
он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному
русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному
обороту.

Он не захотел
сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть,
прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в
убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину,
оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего
накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить
незваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событие
в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и
ее горести.

Все прошедшее и
будущее должно было только угадываться в намеках.

На переднем плане
разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро,
наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к
опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном
углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На
всем болтаются ярлыки с печатями.

Только несколько
вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на
нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в
гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания,
шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с
закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с
неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.

Это маленький
островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что
у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она
держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и
необременительных забот.

Написать все это
Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу,
было в самой героине.

Вдовушка виделась
ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением
женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной
жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком
мире.

Он долго бился над
ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам.
Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на
могилах. С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ища
нужные ему чистоту и нежность.

В августе он
приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзья
отправились в Павловск на концерт , и там среди слушателей Федотов» вдруг
углядел молодую девушку в трауре.

«Счастливый вечер;
вот у меня есть и любящие глаза!»

Через неделю
картина была уже закончена.

Лебедев клялся,
что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.

Федотова
поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал
понимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не до
конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез
лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была
покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой
духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые
обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.

Первый
вариант

Тут-то и
проверяется характер. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст и
не бросил его в печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана на
совесть. Не стал переписывать лицо — это значило бы замучивать живопись.
Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант.

Перекомпоновал
почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: переменил
лицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа, написав
вместо себя другого человека. Не скоро дело делается, однако и вторая «Вдовушка»
стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно, как
первая, однако он и ею остался недоволен.

Приземленность и
невзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсем
неожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этой
изящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнула
свой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья,
так холодно и по-светски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегка
приоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое.

Второй
вариант

Он и этот вариант
довел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за третий. На
академическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав, выбрал
первый вариант в нем все-таки было больше жизни и неподдельного
чувства.

На выставке
«Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провисела-то она всего несколько
дней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь закрытия
выставки, и увез к себе в Москву.

А Федотов начал
работать над третьим вариантом.

Уже и фигуру
уточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, как
вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно
найденный наклон головы к правому плечу.

Однако лица-то не
было.

Он продолжал
совершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем встречаемым
на улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и, смеясь,
объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не давала мне
покоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть себе
мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желанной
гармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову Венеры
Медицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал свою
героиню, приближая ее к Венере.

То ли
христианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло, чтобы
неутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у больших
художников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едва
набросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер,
ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможно
было не поделиться.

Проезжавший мимо
Дружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и сам
Федотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее… Хорошо, что вы были у
меня вчера… вы увидите вещь, за которую меня иной может ославить
лгуном!»

Совершенно готовая
картина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели это
дело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи.

Нынче, слава богу,
рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать благообразнее,
о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искра
зажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мне
было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогда
не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился
куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.»

(Э.Кузнецов»Павел
Федотов»)

Третий
вариант

Решите дело.

Ответ:

Фермер Тулеев оформил договор дарения (п.2.ст.574 — оформление договора дарения в письменной форме) с обещанием дарения автомобиля в будущем своему внуку. Суд примет решение в пользу внука Бориса т.к. в соответствии с п.2 ст.581 обязанности дарителя, обещавшего дарение, переходят к его наследнику (правопреемство).

Задача №5. Некоммерческая организация выдала группе начинающих литераторов несколько сот тысяч рублей в большом конверте в качестве подарка. Литераторы поделили деньги поровну. Один из одаряемых – служащий госаппарата – узнал от адвоката о возможных неблагоприятных последствиях такого дара и возвратил свою часть денег дарителю. Другой – тоже госслужащий – также публично отказался от дара и пообещал передать полученные деньги на благотворительные нужды. Остальные писатели сочли эти действия неправильными, полагая, что деньги были подарены всему авторскому коллективу, поэтому должны быть поделены между теми, кто от них не отказывается. Одаряемые не смогли договориться и обратились за помощью к юристам.

Решите спор.

Ответ:

В соответствии с п1. ст.573 одаряемый в праве в любое время до передачи ему дара, отказаться от него. Однако группа литераторов уже приняла в качестве подарка денежные средства. В случае возврата денег литераторы должны были передать средства коллективу т.к. в соответствии с п.1 ст. 572 средства, после передачи от некоммерческой организации группе, уже являются собственностью группы.

Задача № 6 Лосев подарил своему родственнику Сидорову дорогие швейцарские часы. Вскоре отношения между родственниками резко ухудшились, и во время очередной ссоры Сидоров грубо оскорбил Лосева, а также нанес телесные повреждения водителю последнего, за что был осужден к лишению свободы. В отсутствие Сидорова Лосев забрал у него из дома часы, заявив, что отказывается от исполнения договора дарения. Жена Сидорова обратилась в суд с требованием возвратить ей подарок.

Ответ:

Суд удовлетворит иск жены Сидорова, т.к. Сидоров не совершал покушения на жизнь дарителя Лосева, и на жизнь членов его семьи и ближайших родственников и умышленно не причинял дарителю Лосеву телесных повреждений ( как гласит п.1 ст. 578). Он лишь оскорбил Лосева и нанес телесные повреждения его водителю за что и был осужден к лишению свободы.

Задача № 7 Генерал в отставке Шмаков подарил половину книг своей военно-исторической библиотеки артиллерийскому полку, в котором когда то начинал службу с условием, что будут использованы солдатами полка для повышения образовательного уровня. Остальную часть книг он раздарил офицерам полка, оговорив при этом, что книги также должны использоваться ими в общеполезных целях. Через пять лет Шмаков попытался отыскать следы ценной библиотеки. Оказалось, что книги генерала из полковой библиотеки находятся в музее одного из военных училищ, а книги, подаренные однополчанам Шмакова, увезены ими из полка при увольнении со службы. Генерал потребовал вернуть все книги в полковую библиотеку.

Обоснованно ли это требование?

Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 583. Требование генерала в отставке Шмакова обоснованно, т.к. пожертвование своей ценной библиотеки полку и отдельным офицерам должно было быть обусловлено испльзованием по определенному назначению в общеполезных целях. Как того требует п.5 ст. 582 право жертвователя требовать отмены пожертвования в случае использования пожертвованного имущества не по назначению.

Требование генерала Шмакова обосновано.

Задача № 8

Вдова художника Маркова заключила договор о передаче картин своего мужа в собственность частной картинной галереи. По договору галерея обязалась заплатить вдове за картины 100 тыс. рублей единовременно и в дальнейшем уплачивать по 1 тыс. рублей ежемесячно. После смерти Марковой ее наследник потребовал от картинной галереи продолжения денежных выплат в его адрес. Галерея возражала, мотивируя свой отказ тем, что между сторонами был заключен договор купли-продажи картин ценой 100 тыс. рублей, который надлежаще исполнен. Последующие периодические платежи являлись лишь подарком вдове известного художника и, следовательно, этот договор дарения прекращен смертью одаряемого лица.

В ходе судебного разбирательства спора адвокат наследника заявил, что сторонами был заключен договор купли-продажи картин с рассрочкой платежа. Искусствоведы оценивают стоимость проданных картин в 500 тыс. рублей, следовательно, покупная цена еще не выплачена даже наполовину.

Суд не согласился с выдвинутыми аргументами и , решив что сторны заключили договор пожизненной ренты, который был надлежащим образом исполнен, в иске наследнику отказал.

Оцените доводы сторон и обоснованность судебного решения. Чем рентные договоры отличаются от иных договоров? Какие виды рентных договоров предусмотрены законом? Каковы их основные различия?

Ответ:

Суд принял необоснованное решение. По своему характеру договор о передаче картин в собственность частной галерее не является договором пожизненной ренты, т.к. в соответствии с п.2 ст. 597 размер пожизненной ренты, определяемый в договоре в расчете на месяц, не может быть менее минимального размера оплаты труда (что составляет 4611 руб.), а в договоре оговорена ежемесячная сумма в размере 1000 рублей ежемесячно.

Данный договор не может быть и договором дарения как утверждает галерея, так как в соответствии с п. 1 ст.572 по договору дарения одна сторона передает другой стороне безвозмездно вещь в собственность. В случае наличия встречного обязательства договор не признается дарением.

Адвокат утверждает , что имеется договор купли-продажи. По договору купли-продажи покупатель выплачивает за товар (в том числе проданный в рассрочку) определенную цену. В данном случае, определенная цена не была установлена в качестве условия договора, следовательно, договор считается исполненным в связи со смертью гражданина, представляющего сторону договора, а обязательства перед ним другой стороной исполненными.

Договор ренты относится к группе договоров, предусматривающих отчуждение имущества, и по этому признаку сходен с договорами купли-продажи, мены. Дарения. Однако, он является самостоятельным видом договора. От договора дарения, договор ренты отличается тем, что лицо, произведшее отчуждение имущества в собственность другого, вправе требовать предоставления встречного удовлетворения – рентного дохода. От договора купли продажи и мены договор ренты отличается характером встречного удовлетворения: по договору купли-продажи покупатель выплачивает определенную цену, по договору мены – происходит взаимное заранее оговоренное оцененное отчуждение. По договору ренты -объем , причитающихся получателю рентных платежей является неопределенным так как обязательство по выплате ренты действует либо бессрочно (постоянная рента) либо на срок жизни получателя (пожизненная рента).

Задача №9 Носов заключил с АО «Стройинвест» договор пожизненной ренты, безвозмездно передав АО под выплату ренты свою квартиру. Получателями ренты в договоре были указаны сам Носов и его супруга. Общий размер ренты был установлен на уровне 10 МРОТ в месяц. После смерти Носова его жена и АО договорились об уменьшении суммы ренты до 5 МРОТ. Через год АО заявило о своем намерении выкупить ренту и выплатило Носовой сумму, эквивалентную 60 МРОТ. Носова приняла деньги, но вскоре обратилась в суд с иском о расторжении договора ренты, возврате ей квартиры и возмещении убытков.

На суде Носова пояснила, что договором не была предусмотрена возможность выкупа ренты, поэтому договор между сторонами остается в силе. Полученная ею сумма в 60 МРОТ является рентой, которую она получила бы если бы не согласилась на уменьшение размера ренты. Кроме того, полученные ею деньги уже потрачены, поэтому она не может их возвратить.

Представитель АО «Стройинвест» заявил, что уменьшение размера ренты с 10 до 5 МРОТ оформлено дополнительным соглашением сторон и удостоверено нотариусом, следовательно, оно юридически действительно. Что же касается права на выкуп ренты, то оно в общем виде предусмотрено в ГК, поэтому его необязательно указывать в самом договоре. Кроме того, Носова приняла предложенную ей выкупленную сумму, согласившись тем самым с выкупом ренты.

Решите дело.

Ответ: В соответствии с п.2 ст.596 установление пожизненной ренты допускается в пользу нескольких граждан, доли которых считаются равными. В случае смерти одного из получателей ренты его доля переходит к пережившему получателю ренты. Правила выкупа ренты не действуют в отношении пожизненной ренты. Пожизненная рента предусматривает расторжение договра лишь по требованию получателя ренты (ст. 599). Требования Носовой правомерны в смысле причисления полученной суммы от АО «Стройсервис» в размере 60 МРОТ в счет ренты, так как доля умершего супруга перешла бы к ней. Кроме того в соответствии с п. 3 ст.594 в выкупную цену переданного имущества наряду с суммой рентных платежей включается и цена переданного имущества, определенная исходя из обычных цен на схожее имущество. Суд должен удовлетворить иск Носовой и в соответствии с п. 2 ст.599 расторгнуть договор пожизненной ренты, вернуть ей квартиру и возместить убытки, если таковые имеются.

Попков Валерий Филиппович

Страницы истории » Легендарные личности и руководители

Родился 24 марта 1961 года в поселке Кильмезь Сюмсинского района Удмуртии в семье рабочего. Удмурт. Член КПСС с 1985 года. Окончил 10 классов.

В Советской Армии с 1978 года. В 1982 году после окончания Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков направлен на службу в 23-й отдельный авиационный полк Среднеазиатского пограничного округа Пограничных войск КГБ СССР. Был старшим лётчиком-штурманов, штурманом звена, с 1986 года — командиром вертолёта.

С 1982 по 1989 командир экипажа вертолёта «Ми-6» капитан Валерий Попков совершил 2590 боевых вылетов в Республику Афганистан.

…19 января 1989 года они вылетели в паре с капитаном Шариповым. Низкая облачность над Ханабадом скрывала от них предгорья, а их, в свою очередь, от расположившихся внизу банд «непримиримых». И стоило появиться крохотному разрыву в облаках, как машина Шарипова круто пошла вниз, оставляя за собой огненно-дымный шлейф.

Потом он увидел раскрывшийся у самой земли парашют Шарипова и бегущих к нему вооруженных бандитов. НУРСы попковского вертолёта заставили их притормозить.

Валерий дважды сыграл с землей в одно «касание». Раз — из машины выскочили трое, прикрыли парашютиста автоматным огнем и бросились к пылающему вертолёту. Тут ожили и душманы. Но Попков, резко взмыв вверх, новым залпом напомнил им о себе. Бандиты переключили внимание на воздушную цель и упустили земную. Новое «касание» — и все трое со спасенным Шариповым снова на борту.

На аэродроме он насчитал двадцать одну пробоину в вертолёте.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1989 года капитану Попкову Валерию Филипповичу за проявленные мужество и героизм при исполнении воинского долга присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11594).

C 1989 года командовал вертолётным звеном в том же полку. В 1993 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, назначен командиром вертолётной эскадрильи отдельного Арктического авиационного полка Федеральной пограничной службы России. Затем служил начальником метеорологической службы штаба начальника авиации ФПС России.

С 1996 года — адъюнкт Академии Федеральной пограничной службы России. С 1999 года был помощником начальника этой академии, а с 2000 года — преподавателем кафедры тактики и оперативного искусства авиационных соединений и частей в той же академии.С 2005 года полковник В. Ф. Попков — в запасе. Живёт в городе Лобня Московской области. Полковник (1996). Награждён орденом Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Количество просмотров: 452

Вернуться на страницу: Главная