После потопа

Всемирный потоп — когда, почему и для чего произошел

Рубрика: Основы веры

Что такое всемирный потоп

История о всемирном потопе широко распространена среди различных народов мира. В христианской религии данный сюжет занимает особое место. Верующие рассматривают его как широкомасштабную гибель людей вследствие наказания Божьего за неверие и беззакония. Всемирный потоп как исторический факт и подтверждения его реальности скептики ставят под сомнение.

Ной собирает на Ковчег животных (средневековая мозаика)

Всемирный потоп — библейская история

Библия повествует о том, что первые поколения людей на земле после изгнания Адама и Евы из Эдема отличались большим долголетием. Оно было даровано человечеству для скорого заселения земли и для сохранения веры и память об обетовании Избавителя. Так в каждой семье на протяжении столетий последующим поколениям передавались знания о Боге, о создании мира.

Однако долгая жизнь стала для людей причиной укоренения дурных обычаев и развращения. Смерть была редкостью, что позволило притупиться людской совести. Зло и пороки умножались, наказание за них и избавление от грехов казались далекими, почти недоступными.И наступило время, когда зло распространилось по всей земле, произошло полное развращение людей, которые оказались уже неспособными к раскаянию и исправлению. Тогда Господь решил предать смерти все живое на земле, смыть с земли нечестие и развращение.

Однако среди всех людей нашелся непорочный человек, обретший благодать у Бога, праведный Ной. Тогда сказал Бог Ною построить ковчег, потому что на землю будет наведен великий потоп. Бог определил 120 лет, в течении которого человечество могло раскаяться в своих грехах. Ной должен был за это время закончить строительство ковчега.

Строительство ковчега

Создание ковчега совершалось по прямым указаниям Господа, напоминающим инженерную инструкцию. Для строительства использовалась древесина дерева гофер (разновидность кипариса). Ковчег имел длину 300 локтей (около 150 метров), ширину 50 локтей (около 25 метров), а высоту 30 лекцией (около 15 метров).

Для того времени это было грандиозное сооружение. Наверху было отверстие для поступления света и воздуха, а сбоку была устроена дверь. Сам ковчег имел три яруса с различными отсеками для скота и птиц. По поведению Божию Ной взял по семи чистых животных и птиц и по два нечистых животных и птиц, мужского и женского пола.

За время строительства ковчега люди не изменились, не перестали творить зло. Не видя покаяния у людей, Бог повелел Ною вместе с женой и тремя сыновьями с их женами войти в ковчег.Также и животные и птицы сами к определенному времени подошли к назначенному месту. Господь сам затворил за ними дверь. Через семь дней пошел дождь, который не кончался 40 дней и 40 ночей.

Праведность Ноя

Бог избрал Ноя среди всех тогда живущих на земле людей за его чистое сердце, истинную веру. Праведность Ноя проявлялась не только в его внутреннем человеке, но и в том, что он стремился обратить людей к Богу, обличая других в неверии и беззаконии.

За это Господь выбрал его в родоначальники нового поколения для заселения земли. До великого потопа у Ноя уже было три сына: Сим, Хам и Иафет. Им было суждено восполнить людей на земле после потопа.

Сколько длился Великий потоп

Бытует мнение, что великий потоп не мог произойти от дождя за 40 дней. Поэтому подвергается сомнению существование именно вселенского потопа.

Ответ кроется в Библии, где написано, что на небе открылись окна и полился дождь. Из всех водных источников на земле стала прибывать вода на протяжении 150 дней. Даже самые высокие горы скрылись под водой. Погибло все живое, выжили только Ной с семьёй и животными в ковчеге. Затем Бог повелел подуть ветрам, поступление воды прекратилось, она стала сходить.

Через семь месяцев ковчег остановился на горе Арарат (территория современной Турции). Вода убывала, пока не показались верхи гор. Через 40 дней Ной через окно ковчега выпустил ворона. Тот через некоторое время вернулся, не найдя себе места на заполненной водой земле. Потом Ной выпустил голубя, который тоже вернулся ни с чем, указывая на то, что земля ещё покрыта водами потопа.

Выпущенный через 7 дней голубь принес во рту масличный лист, сообщая о том, что вода уже сошла с земли. Выпущенный снова через 7 дней голубь не вернулся. Подождав еще 7 дней, Ной отворил дверь ковчега и увидел, что земля обсохла от воды. По повелению Господа Ной с семьёй вышел из ковчега и выпустил всех животных и птиц, чтобы они шли и могли размножаться на земле. Ровно год провел Ной в ковчеге. Когда окончился всемирный потоп, ему было 601 год.

После выхода из ковчега праведный Ной первым делом решил воздать благодарение Богу за такое спасение. Он взял чистых животных и птиц и принес их во всесожжение. И заключил Бог с Ноем завет, повторил ему свое благословение плодиться, размножаться и населять землю. Господь обещал не наводить больше на всю землю воды потопа. Знамением этого завета впервые на небе появилась радуга. Сейчас она же является предостережением о великом наказании Божьем и напоминает людям о том, что Господь никогда уже не пошлет всемирный потоп.

Великий потоп — мнение науки

Когда был великий потоп? По этому поводу существует много предположений и вариантов исчисления даты. По церковного летоисчислению великий потоп случился в 2262 году от сотворения мира.

Подтверждения вселенского потопа учёные находят в мифологии и сказаниях у различных народностей по всему миру. Общие сказания о великом потопе и спасении одного семейства свидетельствуют в пользу того, что это событие действительно происходило и сохранилось в памяти многих народов.

Современная геология также выявила признаки Всемирного потопа, обнаружив в окаменелых земных породах остатки от великой катастрофы.

Но главным материальным доводом в пользу реальности всемирного потопа считается объект, называемый ковчегом, который находится на горе Арарат. Высота горы Арарат 5165 метров, ее вершила почти на 1000 метров покрыта льдом. Подъем на гору очень затруднен. Существуют исторические свидетельства, что еще в 3 веке до Р.Х. люди добирались до ковчега и отрывали кусочки обшивки, используя их как талисманы и амулеты. В 19 веке появлялись сообщения, что некоторые турки смогли побывать внутри самого ковчега. Они якобы видели отсеки, большая часть которых заполнена льдом. В начале 20-го века ковчег наблюдали пролетавшие мимо летчики.

А в 1955 году французский альпинист Фернан Наварре сообщил, что на высоте около 5000 метров он обнаружил вмерзший в озеро ковчег. По его словам, он сумел даже вырезать часть обшивки, сделать снимки. Проведенный радиоактивный анализ подтвердил возраст материала — более 5 тысяч лет, что сходится с церковной историей. После Фернана Наварре на гору поднимались еще несколько экспедиций, которые приносили новые свидетельства и находки. Однако с середины 70-х годов 20 века восхождение на гору было запрещено соглашением трёх стран: Турции, Армении и Ирана.

Метки: библейский потоп, великий потоп, великий потоп в Библии, вселенский потоп, всемирный потоп, всемирный потоп когда был

Потоп

Потоп (Книга Бытия, главы VI-VIII). Во время повсеместного растления нравов от смешения благочестивого племени Сима с потомками Каина оставался непричастным злу праведный и непорочный Ной. Ему сказал Бог: Земля наполнилась злодеяниями от людей: и Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег из смолистых дерев, с отделениями (по длине и широте), и осмоли его смолою с внутренней и наружной стороны. Сделай его длиною в триста локтей, шириною в пятьдесят, а высотою в тридцать, с отверстием наверху в локоть и с дверью с боку ковчега (на нашу меру ковчег был 65 саж. 1 арш. 14 верш. длиною, 10 саж. 2 арш. 13 верш. широтою и 6 саж. 1 арш. 11 верш. высотою). Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. А Я наведу на землю поток водный, чтобы истребить под небесами всякое существо, в котором есть дыхание. Но с тобою Я поставлю завет Мой: ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жены сыновей твоих. Введи также в ковчег животных всех родов: из птиц, из скотов и из всех пресмыкающихся по земле, из каждого рода по паре войдут к тебе, чтобы им остаться в живых с тобою. Запаси у себя всякой пищи, которою бы могли пропитаться и ты, и они. Ной сделал все, что повелел ему Бог.

За семь дней до наступления потопа Бог предварил Ноя новым откровением. Он дал ему повеление со всем семейством войти в ковчег и взять с собою животных, присовокупивши, что чистых жертвенных, из скота – коров, овец и коз, а из птиц – голубей и горлиц надобно взять не по паре, а по семи пар, и предсказал, что через семь дней начнется дождь, который будет продолжаться сорок дней и сорок ночей. Ной сделал все нужные приготовления.

В семнадцатый день второго лунного месяца (в конце ноября нашего юлианского года) шестисотлетний Ной вошел в ковчег с тремя сыновьями своими, и с ним жена его и жены сыновей его. Особенным действием промысла Божия собраны были и звери, скот, гады и птицы и вошли в тот же ковчег. Наконец сам Бог затворил за ними дверь. И в тот же день полился на землю дождь, который не прерывался сорок дней и сорок ночей. Воды бездны морской устремились на сушу. Вода все более и более увеличивалась и подняла ковчег. Она покрыла самые высокие горы, так что ковчег, погруженный в нее на пятнадцать локтей, то есть до половины высоты своей, носился беспрепятственно поверх высочайших гор Азии. И лишилось жизни все, что имело движение и дыхание на земле. Поднималась же вода в продолжение пяти месяцев, или ровно 150 дней.

Наконец в семнадцатый день седьмого месяца (в конце апреля) Бог навел на землю сильный ветер, который очистил атмосферу от туманов и дождевых туч и двинул воды бездны морской обратно в их ложе и ковчег остановился на горах Араратских, в Армении. Воды убывали; показались верхи гор. Ной выждал сорок дней и чрез окно в ковчеге выпустил ворона. Ворон в ковчег обратно не возвратился, вероятно, потому, что находил обильную пищу в плававших трупах и отдых на деревах и верхах гор и на верху ковчега, к которому прилетал. Спустя семь дней, чтобы лучше узнать, стекла ли вода с земли, Ной выпустил от себя голубя, который обыкновенно любит места сухие и вблизи жилищ человеческих. Голубь возвратился в ковчег, потому что не нашел сухого места, где бы отдохнуть ему. Прошли другие семь дней. Ной опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился вечером со свежим масличным листом в клюве. Это ясно показало Ною, что начинает показываться растительность и что поверхность земли освобождается от воды. Наконец еще чрез неделю он опять выпустил голубя, но он уже не возвращался. С наступлением нового года, в самый первый день его, Ной открыл кровлю ковчега, посмотрел и увидел, что воды нет более на земле. Во втором же месяце к двадцать седьмому дню (т. е. к концу ноября) земля осушилась. Таким образом потоп продолжался на земле ровно год, так называемый солнечный.

Потоп был всемирный или всеобщий для всей земли. «На сомнение, заимствуемое от потребного на сие чрезвычайного количества воды, не трудно ответствовать, – говорит митр. Филарет: а) что всеобщий потоп можно представить прехождением воды, занимающей, как известно, около половины земного шара, на другую открытую половину, и что б) земля была даже и вся покрыта водою, доколе воды не были собраны в одно место (Быт. I, 9) и что в) как известно по новейшим исследованиям, одна атмосфера может дать более воды, нежели сколько нужно для потопления всей земли. Напротив того, мнение о частном потопе влечет за собой неразрешимый в сем случае вопрос: к чему нужен был ковчег и собранье в него всех животных, если бы животные во многих странах света оставались невредимы, куда и Ной также мог бы переселиться? Филон доказывал всеобщность потопа из морских раковин, которые находятся на вершинах самых высоких гор. Подобные следы потопа видимы во многих местах к изумлению неверующих. Фонтенель во Франции, Лейбниц в Германии узнали на природных камнях изображения растений Восточной Индии и Южной Америки, и Бюффон признается, что сего явления не можно изъяснить иначе, как действием великого наводнения. Паллас в Сибири, которая есть возвышеннейшая часть возвышеннейшей из частей света Азии, на горах нашел целые остовы слона и носорога. Что, кроме всеобщего потопа, могло загнать их туда или занести трупы их? Происхождение всеобщего потопа новейшие испытатели естества с вероятностью стараются изъяснить: а) движением средоточия земли, или точки ее равновесия; б) удержанием ее обращения около своей оси; в) действием проходившей близ земли кометы на ее атмосферу. Но человеческие догадки ничего не прибавляют к достоверности Свящ. Писания» (Митр Филарет. Зап. на кн. Бытия).

В каком году был Всемирный потоп?

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Хотел узнать, известно ли, в каком году был всемирный потоп? Были ли города, которые не затопило, или затоплены были все города?

Филипп

Отвечает протоиерей Петр Гурьянов:

В каком году произошел Всемирный Потоп? Библия содержит хронологические сведения, позволяющие с большой точностью отсчитывать время назад вплоть до начала истории человечества. В Бытии 5:1—29 записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп начался «в шестисотый год жизни Ноевой» (Бытие 7:11). Чтобы определить, когда произошел Потоп, необходимо оттолкнуться от какой-либо исторической вехи. То есть отсчет нужно вести от даты, признаваемой светской историей и соответствующей определенному событию, описанному в Библии. Отталкиваясь от этой отправной точки, можно вычислить, когда был Потоп, согласно общепринятому сегодня григорианскому календарю.

В качестве одной из исторических вех можно взять 539 год до н. э., когда персидский царь Кир одержал победу над Вавилоном. О времени правления Кира свидетельствуют такие светские источники, как вавилонские таблички, а также документы Диодора Сицилийского, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и Птолемея. По указу Кира остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину в 537 году до н. э. Так закончилось 70-летнее запустение Иудейского царства, начавшееся, согласно библейской хронологии, в 607 году до н. э. Принимая в расчет периоды правления судей и израильских царей, можно установить, что исход израильтян из Египта произошел в 1513 году до н. э. Затем основанная на Библии хронология отправляет нас на 430 лет назад, к 1943 году до н. э., когда был заключен завет с Авраамом. Далее необходимо принять во внимание время рождения и продолжительность жизни Фарры, Нахора, Серуха, Рагава, Фалека, Евера и Салы, а также Арфаксада, который родился «чрез два года после потопа» (Бытие 11:10—32). Таким образом, начало Потопа приходится на 2370 год до н. э.

Впрочем, как только началось серьёзное научное изучение проблемы точной датировки описанного в Библии потопа, дата 2370 года до нашей эры была отвергнута одной из первых. Никакие данные, ни археологические, ни геологические, не подтверждали того факта, что хотя бы в ближневосточном регионе в этот период было крупномасштабное наводнение. Однако обнаружились данные, которые позволили сформулировать несколько теорий, когда же на самом деле произошли события, давшие реальные основания для возникновения повествования о Всемирном потопе.

Наиболее приемлемой для академической науки считается гипотеза, согласно которой сказания о Всемирном потопе у народов Ближнего Востока, нашедшие отражения затем в Ветхом Завете, являются воспоминаниями о катаклизме, датируемом примерно 5500 годом до нашей эры. Именно в тот период из-за грандиозного землетрясения Чёрное море перестало быть замкнутым морем (каковым в наши дни является, например, Каспийское море). Уровень воды поднялся на 140 метров, Средиземное море оказалось соединённым с Чёрным через проливы, а береговая линия увеличилась вдвое, затопив территории, которые на тот момент были одними из самых густонаселённых людьми районами. Память об этой природной катастрофе, уничтожившей огромное по тем временам число людей, согласно данной теории, и трансформировалась затем в сказания о Всемирном потопе.

Был ли Потоп всемирным? Существуют девять подтверждений тому, что потоп действительно был всемирным.

Некоторые люди и ученые полагают, что Библейский потоп был не всемирным, а локальным. Они не верят в то, что воды потопа могли покрывать всю землю и все горы. Более того, многие из них считают, что Ной со своей семьей и животными дрейфовал в одном из морей. Они также думают, что все люди допотопного периода занимали незначительную территорию, находясь в близком соседстве друг с другом.

Давайте рассмотрим, как Библия отвечает на вопрос о всемирном потопе.

1. Вода покрыла все горы. Верхушки самых великих гор были покрыты водой как минимум на 7 метров (Бытие 7:19-20). Кроме того, Бытие 7:18-24 и 8:1-5 гласит о том, что подобный уровень воды сохранялся на Земле в течение пяти месяцев.

2. Ковчег был огромных размеров. Ковчег был необходим для того, чтобы предотвратить истребление человека и животных. Если бы Потоп был не всемирным, а локальным, то Бог бы просто-напросто сказал Ною переехать в другую местность. Бог предупредил Ноя о Потопе за 120 лет до самого Потопа. На мой взгляд, 120 лет более чем достаточно для того, чтобы переехать на другой конец Земли. Кроме того, зачем бы потребовалось строить такой огромный ковчег, если потоп был незначительным?

3. Люди населяли всю Землю. 1600 лет пребывания человека на земле привели к тому, что население Земли было невероятно большим. Некоторые исследователи полагают, что в те времена землю населяло несколько миллионов или даже биллионов людей! Библия подтверждает это, утверждая, что: а) Люди весьма умножились на земле (Бытие 6:1); б) Вся земля была наполнена грехом (Бытие 6:11-12). Библия открыто свидетельствует, что человечество не могло не распространиться за пределы Месопотамии — эта территория слишком мала для такого количества населения, особенно если учесть распространившийся в то время грех и насилие среди людей

Всемирный Потоп погубил всех людей. Библия учит, что всякая плоть, в которой было дыхание жизни, была истреблена с лица Земли — то есть все люди погибли (Бытие 7:21), кроме Ноя и его семьи (Бытие 9:1). Таким образом, Библия утверждает, что каждый человек, существующий на Земле сегодня, является потомком семьи Ноя.

5. Все сухопутные животные также погибли во время Потопа. Население всей земли (все дышащие существа), населявшее сушу (за исключением тех, что были в ковчеге) было уничтожено водами Всемирного Потопа (Бытие 7:21, 9:16). Если бы потоп был локальным, то не было бы необходимости в спасении животных, не было бы необходимости в ковчеге.

6. Это был великий катаклизм, а не просто небольшой потоп. Слово «потоп», которое использовано в Библии для описания Всемирного Потопа, отличается от обычно употребляемого слова для описания небольших местных потопов. . Таким образом Библия подчеркивает уникальность произошедшего потопа во времена Ноя.

7. Божий завет и радуга. После потопа Бог пообещал людям, что Он больше никогда не пошлёт Всемирный Потоп на лицо земли (Бытие 8:21, 9:8-17). Свидетельством этого обетования является радуга. Она является Божьим знамением и знаком для всего населения Земли — людей и животных. Бог не может нарушить Своё слово!

8. Зачем нужно было находиться в ковчеге целый год? Ной провёл в ковчеге чуть больше года — вовсе не 40 дней, как многие считают (Бытие 8:14). 53 недели в ковчеге- слишком много для местного потопа. Вода после потопа убывала с поверхности земли в течение 4 месяцев. И всё это время суша не была пригодна для жизни (Бытие 8:9). Все эти свидетельства никак не стыкуются с нашими понятиями и представлениями о локальном потопе. Но они вполне сходятся с описанием Всемирного Потопа.

9. Вся земля была уничтожена. Бог сказал в Бытие 6:13: «Я истреблю всех с земли». О всемирном характере Потопа Библия свидетельствует в одной только книге Бытия более 30 раз (главы с 6 по 9). В книге пророка Исаии 54:9 Бог повторяет «Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю». Апостол Пётр предупреждает нас о том, что Бог, сотворивший Землю, уничтожил её Потопом, и что настанет день, когда Он снова уничтожит ее, но в этот раз — огнём (2 Петр 3:5-7). Здесь мы видим, что Пётр не имеет в виду частичное (локальное) истребление Земли. Он говорит, что вся Земля сгорит. Подобно тому, как Ноев Потоп был Всемирным, точно таким же глобальным будет и Великий Суд.

Таким образом, Библия ясно говорит о том, что Ноев потоп был Всемирным, и что в результате Потопа все дышащие воздухом наземные животные и люди (кроме тех, кто был в ковчеге) были истреблены с лица земли. (По следам дискуссий. Всемирный потоп. Был ли Потоп всемирным? 2003 год.)

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото sagesolar

Кремль и его история

ГЛАВНОЕ

  • В феодальные времена слово «кремль» означало укрепленную центральную часть города, где население могло скрыться от опасности.
  • Исторический комплекс с впечатляющей архитектурой разных эпох,объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Кремль является официальной резиденцией президента России.
  • Площадь Московского Кремля составляет более 27 гектаров, а длина стены ‒ 2235 метров.
  • Кремлю более шести веков, и с XVвека он существенно не перестраивался.
  • Со смотровой площадки колокольни Ивана Великого и со стен Кремля открывается великолепный панорамный вид на город.

Кремль ‒ это один из важнейших памятников России и самая крупная действующая крепость в Европе. Помимо башен и стен, Кремль прекрасен своим архитектурным ансамблем: за его стенами прячутся великолепные соборы и дворцы разных эпох, интереснейшие музеи, Оружейная палата и Алмазный фонд. Сейчас это главный историко-художественный комплекс города и официальная резиденция Президента России.

Московский Кремль располагается на высоком левом берегу Москвы-реки на Боровицком холме. Его нынешний вид древний, но не первоначальный. С высоты птичьего полета Кремль представляет собой неправильный треугольник. С юга он выходит к Москве-реке, с северо-запада ‒ к Александровскому саду, с востока ‒ к Красной площади. В течение многих лет при каждой перестройке он разрастался все больше, пока в XV веке при великом князе Иване III не обрел свои нынешние размеры. Площадь первой известной нам крепости, стоявшей на этом месте, составляла всего 3 гектара, сейчас же площадь Кремля ‒ более 27 гектаров, а длина его крепостной стены — 2235 метров! Для сравнения ‒ площадь лондонского Тауэра с его террасами составляет 7 гектаров.

Что такое «Кремль»?

Само по себе это слово обозначает центральную укрепленную часть феодального города, наиболее безопасную с военной точки зрения (то есть «укромную»). По другой версии, слово «кремль» происходит от греческого слова «кремнос» (крепкий). В кремлях находились общественные здания и жилые дома знати. Основное же население жило в посадах по соседству, а в случае опасности пряталось за мощными стенами. Обычно такие крепости располагались на высоком месте. Их обносили стенами, рвами и башнями, в которых устраивались бойницы, потайные ходы и тайные колодцы с питьевой водой. Все это относится и к главному Кремлю страны ‒ Московскому. За шесть веков он пережил немало событий, но, несмотря на это, и по сей день продолжает радовать нас своим нарядным видом.

Строительство Московского Кремля

Археологи относят первые поселения на этом месте еще к бронзовому веку. Потом сюда пришли финно-угорские племена, а их поселения сменила так называемая дьяковская культура. В X в. эти земли заняли славянские племена вятичей: на месте Кремля археологи обнаружили сразу два укрепленных центра. Помимо укреплений и частокола, вятичи задействовали местные овраги, которые преобразовали в ров.

Земли, на которых сегодня раскинулась центральная Москва, когда-то принадлежали семье суздальских бояр по фамилии Кучко. Но основателем Москвы считают князя Юрия Долгорукого. По преданию, князь Долгорукий проезжал через кучкову местность, а боярин отказался склониться перед ним. За это Юрий Долгорукий приказал отрубить ему голову. Земли Кучко по Москве-реке перешли Юрию Долгорукому, здесь же он и основал город, который вскоре был переименован в Москву, по имени реки. Город быстро развивался, благодаря тому, что по реке шла оживленная торговля, и здесь же сходились две торговые сухопутные дороги.

Первое письменное упоминание о Москве относится к 4 апреля 1147 года, когда состоялся (должно быть, на месте нынешнего Кремля) пир в честь союза Юрия Долгорукого и черниговского князя Святослава. Самый первый, деревянный кремль был построен в 1156 году. А хитроумный князь Иван Калита, правивший во время Золотоордынского ига, смог под самым носом у ордынцев возвести мощную крепость: в 1339 г. Кремль приобрел прочные дубовые стены и башни.

Дальнейшее развитие и расширение Кремля связано с именем князя Дмитрия Донского. В 1360-х годах Кремль превращается из деревянного в каменный. С этого времени в текстах начинает встречаться слово «белокаменная» по отношению к Москве. Кстати, укрепление Кремля произошло как нельзя вовремя: уже в 1368 и 1370 годах он успешно выдержал осаду литовского князя Ольгерда.

Современный облик Кремля сложился спустя столетие, в 1485-1495 гг. Во время правления великого князя Ивана III Московское государство освободилось от золотоордынского ига, и масштабное строительство было начато князем с целью создать достойную резиденцию Государя всея Руси. Для возведения ультрасовременных фортификационных сооружений он пригласил мастеров из Италии — Аристотеля Фиораванти, Пьетро Антонио Салари и других. Именно поэтому облик Кремля так перекликается с северными итальянскими замками. А, например, завершения зубцов — «ласточкины хвосты» — так полюбились на Руси, что стали повсеместно использоваться при строительстве крепостей. Использование итальянцами кирпича тоже было внове. Кстати, археологи нашли в фундаменте Кремля и камни, оставшиеся от белокаменной крепости князя Дмитрия Донского. Их можно увидеть и сейчас, если пройти вдоль стены Кремля со стороны Александровского сада.

После Ивана III Кремль больше существенно не перестраивался, изменялся только внешний облик. В XVII веке над башнями были надстроены шатры. Сегодня мы привыкли к ним, и благодаря им Кремль кажется скорее прекрасной игрушкой, чем суровой крепостью. Однако в XV-XVI веках Кремль считался поистине неприступной крепостью, и ни разу в истории не был взят приступом. Постепенно вокруг Кремля были вырыты рвы и построены дополнительные наземные укрепления (позже император Петр I пристроил к ним бастионы). Попасть в него можно было только по нескольким подвесным мостам, вход на которые охраняли предмостные башни-стрельницы. В настоящее время из башен-стрельниц сохранилась только Кутафья, через которую туристы попадают внутрь этого архитектурного комплекса. Ни одна из двадцати башен Кремля не повторяется!

Православные соборы Московского Кремля

Главная площадь Московского Кремля ‒ Соборная. Деревянные церкви на этом месте начали строиться еще с XIII века. При царе Иване III, в 1471 г. русским зодчим Кривцову и Мышкину было поручено возведение большого каменного Успенского собора. Они довели постройку до уровня сводов, однако здание рухнуло. Для нового строительства Успенского собора Иван III пригласил итальянца Аристотеля Фиораванти. Ему поставили обязательное условие ‒ московский собор должен полностью соответствовать Успенскому собору во Владимире. В 1475-1479 гг. Фиораванти возвел храм, которым мы можем любоваться и сегодня. При всем внешнем сходстве с русскими церквями по своей планировке Успенский собор не похож на них ‒ его пространство делится на 12 равных ячеек. Соседний Архангельский собор был построен чуть позже, как усыпальница княжеской семьи. В это же время отстраивают в камне Благовещенский собор (домовая церковь князей), и церковь Ризоположения (домовая церковь патриарха); начинается строительство будущей колокольни Ивана Великого.

Сейчас все эти соборы доступны для посещения. Помимо древних росписей и икон здесь можно посмотреть исторические экспозиции. В летнее время на колокольне Ивана Великого открыта смотровая площадка.

Кремль в период XVII-XXI веков

В начале XVII в, Кремль был занят польско-литовскими интервентами. После освобождения Москвы народным ополчением, уже при династии Романовых, началось строительство светских зданий, например, возводится в «сказочном» стиле удивительный Теремной дворец. Но с началом царствования императора Петра Первого история коренным образом меняется. Кремль перестает быть царской резиденцией ‒ Петр переезжает в подмосковное Преображенское, а позже начинает строить новую столицу — Санкт-Петербург.

Однако про Кремль не забывают. В 1701 г. после пожара было окончательно запрещено строить внутри Кремля деревянные постройки, а на освободившемся месте Петр Первый построил Арсенал. При Екатерине II в Кремль из столичного Санкт-Петербурга были переведены два департамента Сената, в связи с чем архитектор М. Казаков построил первое на территории Кремля здание в стиле классицизма. Оно так и называется ‒ Сенат, и до сих пор в нем находятся рабочие кабинеты государственных деятелей.

Важной вехой в истории Кремля является Отечественная война 1812 года. Она затронула всю страну, а Кремль начал восприниматься как символ боевой славы. Наполеон тогда приказал взорвать Кремль. К сожалению, даже несмотря на то, что не все снаряды разорвались, урон был нанесен такой, что на восстановление потребовалось 20 лет… Благодаря этой реставрации башни Кремля приобрели окончательный вид, рядом был построен Манеж и благоустроен так полюбившийся москвичам Александровский сад. На территории Кремля был возведен грандиозный Большой Кремлевский дворец. В конце XIX века парадное и историческое значение Кремля было подчеркнуто возведением музейных зданий Оружейной палаты и Исторического музея.

В 1918 году, спустя почти 200 лет после переноса Петром Первым столицы в Санкт-Петербург, Кремль снова стал официальной резиденцией руководства страны — теперь советского. В 1935 году двуглавые орлы на башнях были заменены на звезды из золоченой меди с уральскими самоцветами, а позже их заменило рубиновое стекло. Дальше следует печальная страница истории Кремля. Его закрыли для простых граждан, а колокола на соборах замолчали. Такой ущерб, как в первые советские годы, Кремлю не причинялся никогда (даже во время Великой Отечественной войны он не понес существенных потерь: на его крышах и площадях были помещены листы фанеры с нарисованными видами улиц, благодаря чему немецким бомбардировщикам сверху он был не заметен). При советской власти сносились памятники, с въездных ворот снимались иконы, из церквей изымались предметы драгоценной утвари. Большой Кремлевский дворец приспособили под проведение партийных съездов, в Золотой палате разместили кухню, а в потрясающей своей красотой Грановитой — общественную столовую. Екатерининская церковь Вознесенского монастыря превратилась в спортзал, а Чудов монастырь — в больницу.

В 1955 г. Кремль частично открыли для посещения, сделав музеем под открытым небом. В 1990 г. Кремль был, наконец, внесен в список ЮНЕСКО. Сейчас, несмотря на все трагические моменты своей истории, Кремль ‒ это великолепный архитектурный ансамбль, один из самых посещаемых туристами объектов. Летом и выходные дни придется провести некоторое время в очереди за билетами. Но один только вид Соборной площади Кремля и панорамы, открывающиеся с кремлевской стены, сторицей вознаградят вас за терпение.