Пост после

Календарь постов и трапез

Пери­о­ды
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла*
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла
су­хо­яде­ние
го­ря­чая
с ма­слом
го­ря­чая
с ма­слом
Весен­ний мя­со­ед
ры­ба**
ры­ба**
го­ря­чая без мас­ла*
ры­ба**
су­хо­яде­ние
ры­ба**
су­хо­яде­ние
ры­ба**
ры­ба**
Лет­ний мя­со­ед
су­хо­яде­ние
су­хо­яде­ние
Успен­ский пост
с 14 по 27 авг.
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла*
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла
су­хо­яде­ние
го­ря­чая
с ма­слом
го­ря­чая
с ма­слом
Осен­ний мя­со­ед
су­хо­яде­ние
су­хо­яде­ние
Рож­де­ствен­ский пост 28 ноя. по 6 янв.
28 нояб. – 19 дек.
го­ря­чая без мас­ла*
ры­ба**
су­хо­яде­ние
ры­ба**
су­хо­яде­ние
ры­ба**
ры­ба**
20 дек. – 1 янв.
го­ря­чая без мас­ла
го­ря­чая
с ма­слом
су­хо­яде­ние
го­ря­чая
с ма­слом
су­хо­яде­ние
ры­ба**
ры­ба**
2–6 янв.
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла*
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла
су­хо­яде­ние
го­ря­чая
с ма­слом
го­ря­чая
с ма­слом
Зим­ний мя­соед
ры­ба**
ры­ба**

* Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки.

** Постные рецепты.

*** Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины (см. «Пост по Типикону»). Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника.

Даты указаны по новому стилю

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, посты в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти седмиц), три однодневных поста.

Великий Пост

Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и страстную седмицы.

В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).

Апостольский пост

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Успенский пост
14 августа – 27 августа

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

В день праздника Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу.

Рождественский пост
28 ноября – 6 января

В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. В народе он назывался также Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного апостолу Филиппу.

Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.

В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять:

Святки – с 7 января до 18 января,

Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста,

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса),

Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи,

Троицкая – неделя после Троицы.

Среда и пятница

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.

Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Посты православной церкви

Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Постом воздерживаются от скоромной пищи — мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

История постов

Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда название Великого поста — Четыредесятница.

Некоторые церковные ученые считают, что пост поначалу состоял из 40 часов. Древние христианские книги (II, III века) рассказывают нам об обычае поститься в продолжение двух суток. Пост перед Пасхой составлял 6 дней, как рассказывает об этом Дионисий Александрийский.

Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница) в том виде, как он существует ныне, сложился постепенно. Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства Крещения продолжительным постом. Из чувства братства и любви в этом посте вместе с ними стали участвовать и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался 40 дней. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. Это называлось сухоядением. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века, потом постными стали считаться не только овощи, но и рыба, и даже некоторые птицы.

Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В последующие времена появились ереси, одни из которых считали пост главной обязанностью христианина, другие, наоборот, совершенно отрицали его значение. Церковные же правила, обобщившие опыт первых веков, наказывают не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо — грех даже в праздники, и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время.

В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания в судах. Христиане занимались благотворительностью. В эти дни рабы часто отпускались на волю или освобождались от работы.

Посты делятся на однодневные и многодневные. К многодневным постам относятся:

  1. Великий пост, или Святая Четыредесятница.
  2. Петровский пост.
  3. Успенский пост.
  4. Рождественский пост.

К однодневным постам относятся:

  1. Еженедельные посты в среду — в память предательства Спасителя Иудой и в пятницу — в память страданий и смерти Спасителя.
  2. Однако в среду и пятницу некоторых недель поста нет. Это: Пасхальная неделя, которая почитается как бы за один Светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки, то есть время от Рождества до Крещенского сочельника; Неделя о мытаре и фарисее перед Великим постом (чтобы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием); Масленица (хотя во время нее действует запрет на мясо).
  3. Праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.
  4. День усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября.
  5. Крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения — 18 января.

Великий пост

Великий пост состоит: из 40 дней (Четыредесятницы); двух праздничных дней (Лазаревой субботы и Вербного воскресенья), а также Страстной седмицы — всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в жизни христианина.

Кроме 7 недель самого поста уставом предписываются еще 3 подготовительные недели к нему. Начинаются они с Недели о мытаре и фарисее. С начала 3-й седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся седмица называется также Сырной, или Масленицей, потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр.

За 3 недели до Великого поста, в воскресенье, когда на литургии читается евангельский текст притчи о мытаре и фарисее, в богослужении начинают пользоваться постной Триодью — книгой богослужебных текстов, которая определяет особенности богослужения во время Великого поста.

В воскресенье, которое получило название Недели о мытаре и фарисее, на утрене поют особую покаянную молитву из 50-го псалма: «Покаяния отверзи ми двери…» Это начало подготовки к посту. Пение покаянной молитвы продолжается на утрене в воскресенья (Недели) 2, 3, 4 и 5-й седмиц Великого поста включительно.

Неделя о блудном сыне — вторая подготовительная неделя. В воскресенье за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. На утрене звучит новое покаянное песнопение: «На реках Вавилонских…» (псалом 136).

Неделя о Страшном суде — третья подготовительная неделя. В воскресенье читается Евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется еще мясопустным, так как это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть нельзя.

Накануне мясопустного воскресенья — Вселенская (мясопустная) родительская суббота. В этот день совершается память всех от века усопших православных христиан.

Следующая за этим воскресеньем седмица называется Масленицей.

Неделя воспоминания Адамова изгнания — Прощеное воскресенье. В этот воскресный день читается евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение. Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие в знак искренности произносимого. Прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Во-первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников), в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям — литургия Василия Великого.

Во-вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше.

В-третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб.

Первая седмица Великого поста

Чтение Великого канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, — молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо — это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим в храме и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия — восстановление иконопочитания на VII Вселенском соборе.

Вторая седмица

В субботу — поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия — поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию.

Третья седмица

В субботу — поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной. Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Крест остается в центре храма всю неделю.

Четвертая седмица, Крестопоклонная

Эта седмица более строгого поста, чем вторая и третья. В среду — преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу — поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета.

Пятая седмица

В четверг на утрене — Мариино стояние. Служба посвящена преподобной Марии Египетской. На этой службе полностью читается Великий канон Андрея Критского. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы; на утрене читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.

Шестая седмица

В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на 4-й день после его смерти, — Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресением (Вход Господень в Иерусалим).

Страстная седмица

Строгий пост. Богослужения все особенные.

В первые три дня поются особые песнопения: «Се Жених грядет в полунощи…» и «Чертог Твой…». Это напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, Небесным Женихом душ наших, в Его Царствии — прекрасном Чертоге. В эти дни служится литургия Преждеосвященных Даров.

В среду вечером исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. В Великий четверг воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения — Евхаристию. В этот день все, кто может, причащаются Святых Христовых Тайн.

Вечером служба Страстям Христовым. На ней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, повествующих о всех страданиях и смерти Иисуса Христа. Эти «12 Евангелий» и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтений «12 Евангелий», называют «Четверговой» и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

В Великую пятницу литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы — вышитой иконы Спасителя, снятого с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.

В Великую субботу утром совершаются: часы, вечерня и литургия Василия Великого. На вечерне читаются 15 паримий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и Его Воскресении. В начале литургии все облачения меняются с черных на белые.

В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств — куличей, пасох, яиц. Освящение может быть продолжено на Пасху.

На этом заканчивается богослужение постной Триоди; заканчивается и сам Великий пост.

Петровский пост

Иначе он называется апостольским. Начало этого поста зависит от времени празднования Пасхи, и поэтому он бывает то короче, то длиннее. Пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Самая большая возможная продолжительность Петровского поста — 6 недель, самая малая — 8 дней. Его начало идет из глубокой древности, он заповедовался еще в апостольских постановлениях, но особенно часто упоминается с IV века.

Успенский пост

Пост в честь Пресвятой Богородицы продолжается 2 недели — с 14 до 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости напоминает Великий, но ослабляется по воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа.

В Древней Церкви он назывался осенним. Были разногласия по поводу его продолжительности, некоторые разрешали себе уже на Преображение употреблять в пищу мясо. Но действующие с XII века церковные правила не позволяют этого.

Рождественский пост

Он начинается за 40 дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также и Филипповским, потому что в день его начала, 28 ноября, празднуется память апостола Филиппа.

Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается; в сочельник, последний день перед Рождеством, ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя.

О Рождественском посте в церковных книгах упоминается с IV века, в современном виде он принят Церковью в XII веке.

Как правильно поститься по средам и пятницам: что можно есть

Верующие, которые недавно приняли крещение, задают множество вопросов касательно церковной жизни. Особенно их волнует, как правильно поститься в среду и пятницу. Ведь для большинства это совершенно новый жизненный опыт. Многие не понимают, для чего нужно дополнительное воздержание в пище, ведь в году итак достаточно продолжительных постов. Но если человек решится соблюдать два еженедельных, как это сделать правильно? Ответ на эти и многие другие вопросы найдете в статье.


Что такое пост

Говоря о церковных обычаях, обрядах, не следует забывать, что многие первые христиане были иудеями. Эта религия имела устоявшиеся традиции, которые по строгости соблюдения приравнивались к юридическим законам. Поэтому последователи нового учения решили, что не стоит искоренять обычаи, лучше сделать так, чтобы они плавно влились в христианство.

Но прежде, чем вникать в исторический аспект, разберемся, зачем вообще необходимо поститься каждую среду и пятницу. Неужели недостаточно в году дней для воздержания? Ведь всего в православии существует 4 многодневных поста, общей продолжительностью от 180 до 212 суток (зависит от продолжительности Петрова поста, которая зависит от даты Пасхи в конкретном году).

  • Большинство святых отцов твердо уверены в том, что воздержание просто необходимо для поддержания духовного здоровья. Ведь дьявол хитер, он использует любую возможность для того, чтобы искушать человека, сбить с пути послушания Богу. Пост же — своеобразная духовная практика, это упражнение для души.
  • В среду члены христианской церкви вспоминают предательство одного из учеников Христа, а именно — Иуды. День пятницы посвящен крестным мукам Спасителя.

Многие прихожане слишком сосредоточены на том, что можно есть, а что нельзя.

Но в эти дни следует не только исключить из рациона определенные продукты, но также не допускать греховных поступков:

  • избегать переедания;
  • воздержаться от недобрых мыслей;
  • не говорить злых слов;
  • не творить плохих дел;
  • самое время приступить к таинству покаяния.

Этот аспект намного важней, чем вкушение определенной пищи. Ведь человек состоит не только из тела, в нем имеется духовное, божественное начало. Только у многих жизнь подчинена велениям плоти и проходит в поисках удовольствий. Именно еженедельный пост является одним из инструментов духовного возрастания. Он позволяет христианину восстановить правильную иерархию — над телом должен возвышаться дух.

Традиция возникновения постов

Согласно записям церковного историка Тертуллиана (жил в 3-м веке), пост по средам и пятницам обозначался словом, которое означает «воинский караул». Подобное неспроста — автор сравнивал христиан с воинами Господа. Согласно трактату, воздержание в пище продолжалось до 9-го часа (согласно современному времени — до 15 ч.). В эти дни богослужения были особенными.

Выбор времени не случаен — именно в 9 ч. на Кресте умер Спаситель, согласно Евангелию от Матфея (глава 27, стихи 45-46). В древности люди полностью отказывались не только от еды, но даже воду не принимали. Сегодня правила несколько изменились, верующие постятся в течение всего дня, отказываясь от некоторых продуктов. Христиане первых веков все продукты, которые не съедали в эти дни, приносили своему епископу. Священник отдавал их тем, кто испытывал нужду.

Если в наше время традиция постных дней довольно устоявшаяся, то поначалу это было добровольным выбором верующего. Но уже тогда пост завершался принятием Причастия. Правда, хранились святые дары у каждого дома. Постепенно среда и пятница становились днями собраний, когда верующие совместно изучали Священное Писание.

Уже в 4-м веке св. Епифаний пишет, что среда и пятница являются обязательными постными днями, наряду с четыредесятницей. Те, кто их игнорирует, противопоставляет себя Богу, ведь Христос постился, показывая нам пример. В 5-м веке были записаны Апостольские Правила, согласно которым воздержание обязательно для всех — как духовенства, так и мирян, наказанием же за неисполнение является отлучение от церкви и лишение священного сана.

Как правильно соблюдать пост по средам и пятницам

Житейская суета, невоздержание в еде, пьянство, вредят человеческой душе. Христианину нужно пробудить в себе волю к добру, используя практику воздержания. Что едят по средам и пятницам, зависит от строгости определенного периода церковного года. В любое время нужно исключить мясо и молочную продукцию:

  • мясные продукты;
  • молоко и все его производные (кефир, масло, йогурт и т.п.);
  • яйца.

Существует более строгая степень воздержания, когда под запретом также рыбная продукция, растительное масло и вся пища, которая сварена или пожарена. Такой пост называется сухоядение, в этот период разрешается ограниченное количество продуктов:

  • орехи;
  • сухофрукты;
  • свежие а также маринованные и квашенные овощи;
  • мед;
  • хлеб;
  • зелень.

Чтобы точно знать, как поститься в среду и пятницу, следует приобрести церковный календарь. Там указаны даты и степень воздержания.

Кому пост соблюдать необязательно

Если у верующего имеются проблемы со здоровьем, возможны послабления. Нужно сообщить лечащему врачу о своей вере, он скажет, какая степень поста не принесет вреда организму. Могут не поститься беременные женщины, старики, работники физического труда, военнослужащие, спортсмены в период сборов, дети до 7 лет.

Если имеются сомнения, следует посоветоваться с духовником о том, как лично вам соблюдать еженедельные посты. Также несколько раз в году они отменяются для всех, в те периоды, когда проходят так называемые сплошные седмицы:

  • После Рождества Христова (Святки);
  • Перед началом Великого поста (за 14 дней, в неделю Мытаря и фарисея);
  • Всеми любимая Масленица (также перед Великим постом, исключается из рациона только мясо, другую пищу животного происхождения вкушать можно);
  • Светлая седмица (сразу за Пасхой);
  • Троицкая неделя (после праздника Троицы).

Об этом также существуют указания в церковных календарях.

Постные рецепты

Хотя по средам и пятницам нельзя есть мясо, колбасные изделия, все же можно приготовить много разнообразных салатов, супов. Если рыба разрешается, то она выступает в качестве основного блюда. Ее можно тушить, жарить, запекать. Но если запрещено масло и рыба, то придется проявить фантазию.

  • В качестве первого хорошо подойдет окрошка. Поскольку молочные продукты под запретом, за основу берется вода. На терке измельчаются огурец, томат. Свежая зелень рубится ножом. В качестве приправы возьмите соль, перец.
  • Гречневая крупа интересна тем, что может быть готова без варки. Для этого с вечера ее советуют залить водой и оставить под крышкой. К утру она разбухнет и основное блюдо готово. В качестве гарнира подойдет овощной салат.
  • Постный салат на основе свеклы. Свеклу отварить, очистить, пропустить через крупную терку. Орехи измельчить. Чернослив замачивают в теплой воде, затем режут на мелкие кусочки. Для заправки подойдет постный майонез.
  • Витаминный салат готовят из морковки, редиски и яблок. Соотношение ингредиентов берется по вкусу. Овощи мелко натирают и смешивают. Заправить блюдо можно измельченным чесноком и лимонным соком.

Как видите, даже в дни строгого воздержания можно питаться вкусно и разнообразно.

  • Как правильно соблюдать пост перед Пасхой;
  • как правильно причаститься и исповедаться в церкви;
  • Как правильно исповедаться в церкви: https://bogolub.info/kak-pravilno-ispovedatsya-v-cerkvi/.

Духовный смысл поста

Печально, что многие сегодня видят отказ от определенной пищи как самоцель, хвалятся своими успехами. Хуже всего, когда человек, изнуренный непосильной голодовкой, начинает срываться на окружающих. О таких последствиях неумеренного рвения предупреждают многие духовные отцы. Если верующий не выдерживает строгих правил, лучше немного отступить от них, чем позволить себе накричать на ближнего.

Цель любого поста — стяжать духовное совершенство. Очищенное, легкое тело перестает быть помехой для возвышенных мыслей и чувств. Набитый желудок уже не мешает молиться, воспринимать Божью благодать. Пищевое воздержание должно помогать в духовных делах, а не лишать человека способности радоваться жизни.

У христианина два духовных орудия — молитва и пост, одно без другого не может быть полноценным. Об этом писал апостол Матфей в 17 главе своего Евангелия. Сам Господь Иисус Христос призвал верующих бороться с демонами при помощи этих средств. Поэтому, отказываясь от мяса, не отказывайтесь и от молитвы, творите дела милосердия, будьте добры к окружающим. Тогда пост станет важной ступенью в деле духовного роста.

Дни, в которые можно есть рыбу в Великий пост 2020

Великий пост – это время, когда каждый христианин ограничивает себя в пище и воде. На самом деле выдержать столь серьезные ограничения может не каждый. Но есть отдельные послабления, о которых знают не многие. Существуют разрешенные дни, когда можно есть рыбу в Великий пост 2020 года и при этом не совершать грех.

Когда можно есть рыбу в Великий пост

Великий пост и все правила, которые с ним связаны, запрещают категорически рыбу и продукты животного происхождения в любом их виде. У православных христиан, в том числе и армянской церкви, существуют такие запреты, которые обязательно нужно соблюдать. Если вы соблазнились рыбой, то это грех. Но есть категория людей, на которых расслабляется послабления.

Как выглядит питание на весь период Великого поста:

  1. Понедельник, среда, пятница. Только вода, хлеб, сухофрукты или орехи.
  2. Вторник, четверг. Блюда, приготовленные без масла, без мяса, жира и только постные.
  3. Суббота, воскресенье. Разрешает воду заменить вином и также лучше придерживаться сухоядения.

Существует два праздника, которые приходятся на Великий пост и именно в эти дни вам разрешается рыбная продукция. Конечно же, не стоит устраивать себе пир, так как запрещена жирная рыба. Небольшие порции, которые в несколько раз меньше обычных разрешены.

В какие дни можно есть рыбу мирянам:

  1. Лазарева суббота;
  2. Светлое Воскресенье.

Разрешенные дни, когда можно есть рыбу в Великий пост в 2020 году представлены выше. Они распространяются и на армянскую церковь. Все эти правила нужно учитывать. Существует и подробная таблица с меню на каждый день. На сегодняшний день у православных есть ряд особенностей в соблюдение поста.

Они заключаются в том, что есть несколько уровней строгости, и каждый человек постепенно должен прийти к самому серьезному испытанию. Если вы первый раз решили соблюдать пост, то вы не сможете выдержать всех тягот.

  • А вы придерживаетесь Великого поста?
    Да Не каждый год Нет Проголосовать

Кто может рассчитывать на послабления

Церковь советует: если вы не можете выдержать всех испытаний, связанных с ограничениями в пище. То вас никто не заставляет придерживаться всех строгостей. Есть отдельные легкие версии питания, в которые может входить рыба и рыбная продукция.

Также есть отдельные категории граждан, которые также могут делать себе послабления:

  1. Беременные и кормящие мамы.
  2. Дети до 16 лет.
  3. Люди с хроническими заболеваниями и проблемами со здоровьем.
  4. Люди в возрасте.

Покупайте рыбу по типу минтая или хека, она не жирная и обладает огромным количеством минералов и витаминов, нужных организму.

Интересно! Меню для мирян на Великий пост по дням на 40 дней 2020 года

То есть им требуется полноценное питание с достаточным количеством питательных веществ и минералов, без которых они не могут жить. Поэтому разрешается им отходить от всех запретов и делать себе послабления. Но в остальном нужно полностью отказаться от продуктов животного происхождения, что зачтется вам в дальнейшем.

В какой форме есть рыбу

Если вы решились на, то чтобы разнообразить свой рацион рыбой, то нужно выбирать нежирные сорта. Сегодня к этой категории продукции относится минтай, сельдь, хек и даже карп. Ни в коем случае нельзя ее жарить, только готовить на пару или варить.

В таком случае она не будет впитывать в себя масло и наоборот отдаст весь жир. Разрешенные дни, когда можно есть рыбу в Великий пост 2020, позволяют заранее подготовить меню на каждый день. В армянской церкви действуют те же правила.

Можно приготовить пирог с рыбой, но без добавления приправ, специй, масла и так далее. Только тесто и рыбное филе.

Интересно! Календарь питания по дням для мирян в Великий пост 2020

Сегодня все существующие правила и ограничения нужно обязательно соблюдать, в этом случае вы сможете смело говорить о своем духовном очищении. Конечно же, вы должны понимать, что если вы здоровы, то лучше всего не давать себе послабления в виде рыбы, так как это определенный соблазн. Современная реальность такова, что более 90% христиан, которые соблюдают пост делают себе послабления, но при этом придерживаются вышеперечисленных правил.

Подводя итоги

  1. Церковным служителям во время Великого поста рыба категорически запрещена.
  2. Рыбу можно есть беременным, больным, детям, которые нуждаются в питательных веществах.
  3. Рекомендуется покупать нежирное филе сельди или хека.
  4. Готовить рыбу можно только на пару или варить, никакого масла и специй.

Обряд для обретения мужа или улучшения семейной жизни

В этой статье мы расскажем Вам ведический метод коррекции кармы замужества. В основе этого метода аскеза, которую Парвати совершала, чтобы стать женой самого Махадева. Девушка соблюдала суровый пост на протяжении 16 лет, и Шива, тронутый её глубокой преданностью, женился на ней. Дело в том,что он не мог долгое время ответить ей взаимностью, потому как оплакивал гибель своей жены Сати. Сати бросилась в огонь из-за обиды на отца, который оскорбил её мужа Шиву. Она совершила самоубийство, сказав, что вернётся к мужу в следующей жизни, когда родиться у отца, которого сможет уважать.

И у неё получилось. Её любовь была так глубока, что и в следующей жизни она осталась преданна Махадеву. С тех пор те женщины, которые хотят благополучно выйти замуж, обрести любовь или укрепить семью, защитить своих детей и мужа — соблюдают пост в память о подвиге Парвати. Пост одинаково благоприятен для незамужних девушек и замужних женщин, иногда даже мужчины соблюдают этот пост, чтобы встретить возлюбленную.

Как выполняется пост: пост длится 16 недель. Из них мы постимся только в понедельники. Каждую раз в воскресенье перед понедельником мы заблаговременно подготавливаем тело, дух и дом для поста. В остальные дни наших 16ти недель со вторника по субботу ведем обычный образ жизни. Но стремимся помнить о посте, о нашем намерении и о Парвати и Шиве.

Лучше всего для начала поста подходит месяц Шравана. Это пятый месяц в Индии. У нас он соответствует периоду с 23 июля до 22 августа. Выбирается понедельник, приходящийся на растущую Луну. Но если это благоприятное время упущено – не страшно. Начать соблюдать пост можно с любого понедельника. Желательно, чтобы он приходился на растущую Луну или полнолуние.

Что нам понадобятся:

— красная нить
— красивая бумага, но подойдет и обычная
— Шивалингам
— изображение Парвати
— железная или медная миска для того чтобы сжигать в ней бумагу
— четки из рудракши или жемчужные
— миска, в которую с горкой насыпан рис или подушечка набитая рисом

Первый этап подготовительный. Мы приготавливаем тело, дух и пространство для поста. Начинаем готовиться в воскресенье перед понедельником. Это день богослужений, день Солнца. В этот день мы обращаемся к нашему Солнцу, как к источнику всеобщего блага. И просим его о благословении на практику. В этот день необходимо в храме или дома поклониться Божествам, а также создать дома благостную обстановку. Зажечь благовония и включить панчашакра мантру: «Ом Намах Шивайя».

Следующий этап подготовки: алтарь. Если у Вас нет дома алтаря, в воскресенье необходимо его установить. Он понадобиться Вам для поклонения Парвати. Для алтаря подойдет место в северной или северо-восточной части квартиры. Если это место не подходит, например, там находиться туалет, то мы берем те же сектора в какой-либо комнате. На нашем алтаре должен стоять Шивалингам и изображение Богини Парвати. Изображение Богини нужно установить на горку риса или подушечку из риса. Вы можете расположить на алтаре также фигурки и изображения всех божеств: Шиву, Ганеша, Вишну, Лакшми. Но все же в нашем случае, Шивалингам и изображение Деви должно быть в центре алтаря. Разместите также подставку для благовоний. Если мы поставили алтарь в жилую комнату, а не в специально отведенную алтарную, то нам предстоит соблюдать некоторые правила.

— ежедневная влажная уборка
— оставлять обувь за пределами комнаты, ходить босиком или в носочках
— повесить колокольчик с внутренней стороны двери, чтобы, когда кто-то входит, раздавался звон
— ежедневное омовение всех, кто спит в этой комнате

Теперь подготавливаем тело. Всё воскресенье кушайте свежую, легкую пищу. Ужин должен быть до 18-00. После этого мы ничего не едим вплоть до окончания поста. На ночь принимаем отвар сенны. Сенну можно купить в аптеке. Завариваем в расчете 1 столовой ложки на стакан. Противопоказания: лактация и острые кишечные или желудочные заболевания и воспаления.

Желательно в этот день лечь пораньше, потому, что уже в 3 часа утра нам нужно вставать. Если наутро мы чувствуем, что кишечник не очистился полностью, то лучше провести дополнительную чистку. Дело в том, что зашлакованный кишечник может вызвать сильный токсикоз при сухом голодании. Для чистки нам понадобится Кружка Эсмарха. В кружку мы заливаем раствор на 2 литра воды 1 чайную ложку соды и 2 ложечки соли. И промываем кишечник этим раствором до чистой воды на выходе. Может понадобиться около трех таких промываний. Если есть возможность – идеально вместо домашнего промывания повести в воскресенье процедуру гидро-колонотерапии.

После очищения кишечника, мы проводим омовение. И на рассвете в понедельник делаем Сурью Намаскар. Одеваем чистые белые одежды, лучше всего новые. Подойдет также самое красивое и любимое Ваше платье.

Все, теперь переходим к самой практике. Если мы в этот день свободны от дел, можно провести мауну – практику молчания, прерываясь лишь на чтение мантр. Если такой возможности нет, то постарайтесь хотя бы воздержаться от брани и лишних разговоров, говорите коротко и по делу. После того как мы нарядились, причесались, одели украшения, мы садимся читать мантры. На четках прочтите мантру «Ом» 108 раз. Можно в три круга. Звук должен получаться глубоким и низким. Мы тянет не только звук «о», но и «м». Как бы мычим с закрытым ртом на остатках дыхания и достигаем так внутренней вибрации. Затем прочтем мантру самой Богини Парвати: «Ом мангала мангалие шиве сарварта садике шаранье траямбаке гори нарайани намостуте». Можно повторить так 3 круга. Во время чтения мантры старайтесь отбросить все мысли и сосредоточиться на образе Богини. После этого сядьте напротив алтаря и на подготовленном листе бумаги запишите намерения с которыми Вы будете выполнять пост. Пишите так, будто обращаетесь к самой Парвати. Самым чистым стремлением является духовный рост, но будьте искренны, просите того, что именно сейчас Вам нужно. Не лукавьте, здесь важна искренность. Лист оставьте на алтаре, он должен оставаться там вплоть до последнего понедельника. Затем, возьмите Вашу нить и завяжите на ней 16 узелков, символизирующих годы, которые Парвати посвятила практике. После этого, завяжите нить на левой руке. Это символ Вашего крепкого намерения. Бумага и веревочка остаются с нами до окончания поста.

Весь понедельник мы соблюдаем пост. Самый лучший вариант – это сухое голодание. Но если вы не готовы, подойдет и водное голодание. Если для Вас и это сложно, то употребляйте в этот день только фрукты и свежие соки. И не расстраивайтесь, это Ваши первые 16 понедельников, в следующий раз у Вас получиться углубиться в практике. Выбирайте тот уровень аскезы который для Вас сложен, но не экстремален. Так у Вас гораздо больше шансов выдержать обет и не сорваться. Лучше пройти практику целиком на своем уровне, чем замахнуться на продвинутый уровень и сорваться. Весь день должен пройти в спокойной благостной атмосфере, слушайте мантры и священные тексты.

Выходим из голодания на следующее утро во вторник, выпив пол-литра воды с ложечкой соли и ложкой лимонного сока. В течение часа вода выйдет из организма, выведя с собой токсины. Можно повторить процедуру несколько раз до чистой воды на выходе. Через полчаса можно съесть легкий завтрак. Мы завершили свой первый понедельник. По той же схеме мы проводим последующие 15 понедельников. Перечитываем нашу бумагу-просьбу к Богине каждый раз.

Вечером 16ого понедельника бумажка с нашим желанием сжигается в миске. Делать это нужно на восходе Луны. Это наше послание Богине и Господу. Веревочку же можно носить до тех пор, пока желание, которое было в послании не сбудется. Если она порвалась или отвязалась, говориться, что просьба была услышана.

Часто девушки сталкиваются с тем, что первый пост 16ти понедельников не дал им результатов. Такое бывает. Точнее, так может казаться. Вы можете не замечать, как большие пласты вашей супружеской кармы очищаются. И в зависимости от накопленных долгов в прошлой жизни может понадобиться несколько постов. Еще одна причина неудач – неискренность и неверие. Для того чтобы аскеза подействовала мы должны быть тотальны в нашей практике, преданны и вера наша должна быть сильна.
Статья написана для vedica.ru
Обратная активная ссылка обязательна