Правда об иисусе

Приветствуем ВАС на сайте ГАЛАКТИКА

Глава 9. Выше ангелов.

Я вам говорю: быть частью человечества — это священный опыт, ибо, когда вы становитесь человечеством, вы испытываете Бога в полной мере. Только тогда, когда вы становитесь человечеством, вы познаёте все края небесного царства.

Рамта.

Ты действительно прекрасны, каждый из вас, ибо вы непредсказуемы, спонтанны, неповторимы и воистину божественны. И хотя вас учили, что вы — жалкие существа, это неважно: важно то, кто вы есть в понимании, называемом «жизнь». А в том понимании вы — возлюбленные Бога Отца, ибо вы — бессмертная часть Божественного Разума.

Вам ещё» предстоит познать свою истинную цену, и вы её познаете.

Для меня вы — любимые братья. И не только для меня, но и для всех созданий, видимых и невидимых, во всех Вселенных и на всех уровнях жизни, ибо все мы связаны друг с другом красотой, умом и, прежде всего, любовью того, что называется Бог, дивная мысль, вас питающая и удерживающая в вечности, независимо от ваших шокирующих затей.

Вы — большее сокровище, чем вы думаете, потому что без всех вас, всех без исключения, никогда бы не существовали ни жизнь, ни Вселенные, ни молекулярные структуры. Ибо, благодаря вам, и только вам, жизнь стала живой и бурлящей демонстрацией ума, театральными подмостками, если хотите, выставкой моделей мысли, продолженных в ярких красках реальности. Вы бесценны, ибо неважно, что вы думаете о себе: вы пополнили зрелищную экспозицию совокупности всего, что существует.

Вы прекрасны, ибо только посмотрите на это собрание человечества: при своём внешнем сходстве ни один из вас не похож на другого. Вы подобны цветам роскошного сада, чьи семена опыляются, и рождаются новые цветы, ещё более красивые и более замечательные своими сочными оттенками. Каждый из вас так красив и в то же время так отличен друг от друга, ибо каждый из вас — Бог, выражающий себя через неповторимость ваших собственных задуманных творческих проектов.

Все вы, кто когда-то были искрами мысли, излучающими свет, стали продолжением Бога в потоке вечности. С целью воздвигнуть ещё большее царство для исследования, вы тщательно спроектировали, сконструировали и подвергли многочисленным экспериментам телесные воплощения из материи или, если хотите, из коагулированной мысли. Благодаря своему телесному воплощению вы смогли выразить себя на другом плане существования и таким образом исследовать всевозможные модели мысли под названием «Бог». И поэтому в приключениях своего бесконечного творчества вы, бывшие когда-то светом, не имеющим формы, превратили себя в клеточную массу называемую человечеством. Так вы стали Богом-человеком, разумом, называемым «Божественный Разум» и выражающим себя через живой организм по имени «человек».

Как человечество, вы представляете собой замечательный ум. Вы не только вдохнули в свои клеточные структуры жизнь и инстинкты для выживания, но во имя божественных целей вы интегрировали свой высший разум с материей телесного воплощения для его дальнейшего совершенствования и развития. Благодаря вашему замыслу науки об эволюции вы развились от того, что называется «неандерталец», до того, что вы называете «Homo sapiens» — человек разумный, человечество. И вот так, сквозь зоны времени, через многочисленные эксперименты, эволюцию и тяжёлые испытания пришло на этот план человечество — прямоходящие создания, которые сейчас сидят передо мною.

Все вы находитесь здесь, на так называемом плане демонстрации, для того, чтобы продемонстрировать силу своего творческого ума на этом уровне жизни, великом уровне жизни, ибо мысль, ваш любимый Отец, существует здесь во всех формах своего проявления: от света до плотной материи.

А знаете ли вы, что разум процветает везде и всюду? Да, он действительно процветает. Но именно в этом месте, которое вы называете «Земля», человечество — союз мысли и материи — находится в апогее эволюции.

Вы, человечество, думаете, что вы отсталые? Вы думаете, что вы ниже тех, кто находится в невидимом мире? Никак нет. Вы переживаете великое приключение, которое ведет вас к пониманию совокупности процессов вашего бессмертного мышления. Если бы вы не стали Богом в форме, называемой «человечество», тогда бы вы никогда не смогли понять неопровержимость, каковой является Бог; и никто бы не смог, потому что царство Бога простирается от света до электрума, до материи, до формы. Поэтому Бог — это не только высокие частоты мысли, но и самая плотная и самая низкая частота мысли, называемая грубой материей.

Только тогда, когда вы становитесь частью человечества, вы выражаете то, чем является Отец, во всех формах мысли, ибо когда вы — Бог-мужчина и Бог-женщина, вы не только мысль, эмоция и развивающаяся воля, но и свет, и электрум, и материя в форме, называемой «плоть и кровь». Никто не может выразить совокупность Божьего царства, пока не станет Богом в облике человека.

Чтобы понять совокупность процессов своего мышления, другими словами, чтобы объять совокупность того, кто и что вы есть, объять Бога, каковым вы являетесь, вы должны быть достаточно гибкими, и должны достаточно любить самих себя, чтобы пуститься в плавание по всем планам существования, включая этот. Только тогда, когда вы проживёте и выразите себя на плане грубой материи, вы сможете понять Бога в форме, называемой «материя».

Те, кому ещё предстоит стать Богом-человеком, не имеют полного опыта Бога для осмысливания, чтобы обрести мудрость и понимание всей жизни. Только те, кто приходит на этот план — чтобы стать частью блеска и великолепия этого плана, чтобы развить его, чтобы двинуть горы, создать цвет, создать памятники достоинства, — только они понимают перипетии любви, радости и творения. Только такие путешественники, какими являетесь вы, обретают понимание вечности и желание познать её, ибо это они сотворяют вечность всей жизни, ибо, пока существует материальный план, неиссякаемость жизни будет порождать бесконечное творчество. Поэтому быть мужчиной или женщиной, быть частью человечества — это привилегия. Это честь. Это поистине божественная жизнь.

Есть такой термин — «ангелы», и многие из вас желали бы стать этими божественными существами. Но бытие ангела имеет один большой недостаток: у ангелов нет осмысленных понятий, ибо им ещё только предстоит человеческая жизнь. Они — это всего лишь энергия, они — Боги, которые когда-нибудь станут Богом-человеком, но они не испытывают сочувствия и сострадания к человечеству. Ну как может кто-либо в невидимом мире полностью понять вас, если он никогда не был вами? Человечество развито намного выше ангелов, потому что ангелы не имеют понятия о Боге, живущем в ограниченной форме по имени «человек»; поэтому они ограничены в своём понимании человечества, его радостей и печалей.

Я вам говорю: быть частью человечества — это священный опыт, ибо, когда вы становитесь человечеством, вы испытываете Бога в полной мере. Только тогда, когда вы становитесь человечеством, вы познаёте все края небесного царства.

Поэтому, став человечеством, вы не деградировали — вы должны это понять — ибо, не будь вы человеческим элементом, никогда вам полностью не войти в небесное царство. Как можете вы вознестись в рай, если не спустились в жизнь?

Это достойно, это стоит того, это мудро — стать человеком, чтобы понять тот огонь, который живёт внутри вас и называется «Всемогущий Бог». Вся жизнь состоит из этого огня, и испытание его высшим разумом грубой материи, который называется человечеством, позволяет вам увидеть целостную картину того, чем является Бог. И когда вы поймёте в полной мере всё, чем является Бог: внутреннее и внешнее пространство, материя, плоть и кровь, любовь, и радость, и печаль, — тогда вы станете всем, чем является Бог.

Поэтому, став человечеством, вы не деградировали — вы должны это понять — ибо, не будь вы человеческим элементом, никогда вам полностью не войти в небесное царство. Как можете вы вознестись в рай, если не спустились в жизнь?

Теперь. Причиной вашего пребывания на этом плане стало ваше стремление продолжить своё исследование Бога через плотность телесного воплощения, в котором вы живёте. То, что питает ваше творческое развитие, называется жизнью; это та самая жизненная сила, которая удерживает атом в его сфере, а Землю — в космическом пространстве. И эта жизненная сила имеет один универсальный принцип: всегда находиться в развитии, всегда расширяться, всегда становиться. Цель вашей жизни во все времена — испытать жизнь, научиться у неё, усовершенствовать то, чему вы научились, и интегрировать своё знание обратно в принцип, называемый жизнью.

То, чем вы живёте, называется сотворением. Вы играете творческой мыслью и выражаете её через материю с целью обретения мудрости, понимания и раскрытия великой тайны самих себя. И всё же весь этот план является великой иллюзией. Все думают, что трёхмерный план — это реальность, но это не так. Все игры, в которые играет человечество, — это иллюзии, это сны, ибо эта реальность может рассеяться, как сон. Реальный мир — это тот, который таится внутри вас, это ваши встречи с эмоциями каждый раз. когда вы испытываете чувства. Реальный мир существует только с точки зрения той эмоции, которая управляется не логикой, а движением любви.

Этот мир, который вы называете реальностью, никогда бы не существовал, если бы вы не могли ощутить его через движение чувства внутри вашей души; иначе он был бы ничто. Весь этот материальный рай был создан только для того, чтобы вызвать эмоции в душе тех, кто участвует в этом чуде творчества. Ради чего? Ради великой награды жизни, называемой мудростью. А мудрость — это не интеллектуальное понимание, это чисто эмоциональное понимание, обретённое опытом.

Жизнь, эта великая сцена, и есть ваше царство. Это подмостки, на которых вы творите свои иллюзии. Это удивительная сцена дарит вам возможность воплотить в жизнь любую реальность, какую только пожелаете. Ибо Бог, каковым вы являетесь, имеет безграничную свободу задумать любую мысль, ощутить эмоцию и сделать задуманное реальностью. И в любое время вы можете передумать.

Цель жизни на этом плане плотности — доказать тому, кто пускается на нём в плавание — а этот опыт исключительно только для человечества, — что каждый поворот мысли, прочувствованной эмоционально, вскоре становится реальностью. И когда это понято, и когда осознаётся огромная сила творения, внутри вас ускоряется процесс отождествления, через который вы познаёте, что вы — Бог. Но без человеческого опыта вы никогда не смогли бы это познать.

Эта жизнь дана вам, чтобы вы её прочувствовали и ощутили. Она полна и богата духом приключения и духом преодоления. Она предлагает вам несметное количество открытых дверей и возможностей для вашего участия и развития, для того, чтобы вы стали. Стали кем? Собирательным целым всего жизненного опыта, что сделает вас равнозначным Богу, ибо только Бог имеет способность творить материальные памятники, свидетельствующие о его славе.

Вы призваны быть Богом-мужчиной и Богом-женщиной, ибо только тогда, когда Бог становится человеком, жизнь на этом плане может быть сотворена и развита. Вы воистину прекрасны. Вы обладаете силой большей, чем вы думаете. Каждое ваше чувство, каждая ваша мысль творит жизнь. Это вы решаете, быть ли жизни в настоящем и будущем. Она не для тех, кто невидим. Тем, кто в невидимом мире, потребуется много времени, чтобы дойти до такого понимания. А кто же будет поддерживать это материальное царство — изумруд всех царств? Вы. Тем, как вы мыслите, и тем, как вы его чувствуете и ощущаете.

Это вы делаете всё ощутимым и осязаемым. Это вы пополняете подмостки, называемые жизнью. Это вы возвеличиваете и поёте славу сему Божьему царству. Вы этого не знаете, потому что всегда думали, что вы ниже ангелов. Но это совсем не так. На самом деле вы ещё» не знаете этого, но придёт время — узнаете, ибо скоро и жизнь, и радуги, и цвета, и огни станут вам напоминать, кто вы есть на самом деле. Это называется Веком Просвещения, и когда он придёт, чем же станет для вас жизнь на этом плане? Вы поймёте, что она была для вас необходимым опытом в процессе осознания себя как части Божественного Разума. И когда вы это познаете, что станется с вашими приключениями в будущем? У вас будет целая вечность играть в свои забавы. В вашем распоряжении будет вся бесконечность мысли, чтобы переоценить и пересмотреть такие элементы, как материя, время, пространство, расстояние, и самих себя.

Вы воистину прекрасны, ибо вы совершили длинное путешествие в эту сферу, чтобы стать тем, кто вы есть сегодня. И то путешествие было проделано вами с целью познания Бога во всём, чем он является: от мысли до света, до подразделений электрума, до грубой материи, до этого плана. Вы все совершили то путешествие. То, что вы проделали, не только замечательно, но и довольно смело, и к тому же рискованно. Ибо, благодаря преображению вашего великого бессмертного Я на материальном плане, возникла огромная возможность утерять своё истинное лицо и полностью отдаться выживанию. Увы, большая часть человечества так и сделали.

А знаете, почему вы отважились слушать меня, такого загадочного и непонятного? Потому что вы знаете: то, что я вам говорю, — это правда; и вы ищете путь, который привёл бы вас обратно к первоначальному божественному внутреннему знанию, которое и запустило в ход всё это. Глубоко внутри себя вы знаете, что вы больше чем просто набор материи, больше чем плоть и кровь и что на самом деле вы божественны. Так оно и есть. И вы здесь для того, чтобы осознать это, чтобы объять этот божественный принцип, каковым вы являетесь; вы здесь, чтобы найти внутри себя тот первозданный свет, дыхание мысли, давшей вам жизнь в вашем начале.

Мои прекрасные мастера, вы подарили жизнь ветру. И это благодаря вам солнце там, где оно есть. Это благодаря вам грозовые тучи собираются с силой, чтобы утолить жажду земли. Вы этого не знаете, потому что всегда считали себя ниже любви жизни, каковой воистину является Бог. Я вас обожаю, ибо я был как вы. Я жил вашими иллюзиями и стал вашими мечтами. И куда я ушёл, в одночасье можете пойти и вы, но никогда вам туда не дойти, пока не обнимете своей любовью эту жизнь, пока не обнимете Бога, обняв своей любовью самого себя.

Я приветствую вас из глубин моего существа. Вы воистину велики. Вы воистину любимы. Вы воистину необходимы. Вы воистину драгоценны. Вы — причина вечности. Вы на самом Деле и есть причина жизни.

LiveInternetLiveInternet

Иисус жил в ИндииКерстен Хольгер

Еврейская секта ессеев: христианство до Иисуса

Еврейская секта ессеев: христианство до Иисуса

Летом 1947 г. молодой бедуин искал отбившуюся от стада козу и случайно заглянул в одну из пещер в скалах на берегу Мертвого моря. Любопытство взяло верх, и юноша вошел внутрь. Там, в куче черепков, он обнаружил несколько запечатанных глиняных сосудов. Надеясь обнаружить сокровища, пастух вскрыл сосуды, однако, к его великому разочарованию, в них оказались всего лишь кожаные свитки, пропитанные мускусом. Впрочем, очень скоро находка произвела сенсацию в мире историков и археологов. Когда в 1948 г. знаменитый археолог Уильям Ф. Олбрайт увидел свитки, он назвал их величайшим открытием нашего времени. Не сомневаясь в подлинности манускриптов, он датировал их I в. до н. э.

На протяжении нескольких последующих лет заинтересовавшиеся областью Чирбет Кумран исследователи обнаружили еще десять пещер со свитками. Манускриптов оказалось столько, что некоторые из них и по сей день полностью не переведены и не объяснены. Однако довольно скоро во всей ясности проявилось одно обстоятельство: сходство учения Христа с учениями ессеев. Действительно, ессеев с полным основанием можно назвать истинными предшественниками раннего христианства. Сенсационное сходство двух вероучений проявляется в интересе к одним и тем же теологическим темам, а также в существовании аналогичных религиозных институтов. Все эти факты подтверждают, что христианство зародилось еще до Христа.

Семь свитков, найденные пастухом в первой из пещер, сейчас выставлены в «Храме манускриптов» Музея Израиля в Иерусалиме. Самым объемным из них является так называемый «Свиток Исаии» (обозначенный кодом 1QIs). Он представляет собой полную книгу пророка Исаии и содержит 54 колонки, написанные на иврите. Свиток Исаии — старейший среди найденных манускриптов: он датируется 150 г. до н. э. и поражает сходством с ранними находками библейских текстов. Кроме этого документа, были обнаружены также второй свиток Исаии (1 QIIs) и комментарий к Книге пророка Аввакума (1 Qp Hab).

Однако самой важной находкой оказался кожаный свиток длиной почти в два метра, который представлял собой уложение религиозной секты. В наши дни этот документ носит название «Серек Хаджахад» — по первым словам, означающим «Правила общины», или «Сборник инструкций» (1QS). В первой его части описываются «узы вечной любви», которые связывают членов общины с Богом. Вторая часть посвящена «двум духам человеческой природы» — духу света и правды и его противоположности, духу тьмы и лжи (в буддизме им соответствуют Знание и Невежество). Далее следует изложение правил ордена, включающее детальное описание условий вступления в него, а также описание наказаний за различные нарушения распорядка. Завершается же свиток длинным хвалебным и благодарственным гимном.

Был обнаружен также свиток, который оказался соединенным, или даже сшитым, с документом, содержащим правила целибата (безбрачия) монашеского ордена. Этот манускрипт носил название «Правила для всей общины» (1Q8a) и был адресован светской ветви ордена, то есть тем его членам, которые были женаты. В этом отношении весьма очевидны параллели с буддийскими сообществами, поскольку буддизм также проводит различие между монахами (напали бхиккху) и мирянами (упасака).

Члены светской ветви секты посвящались во все учения и правила общины по достижении одиннадцатилетнего возраста. Примерно в этом возрасте Иисус вернулся в Иерусалим (из Египта?), затем снова исчез из поля зрения соотечественников и появился вновь уже молодым человеком примерно тридцати лет. Мужчинам не разрешалось вступать в фактический брак до двадцати лет, а в двадцать пять каждый из них получал определенную должность и право голоса в общине. В тридцать они могли рассчитывать на любой из руководящих постов, однако сохраняли обязанность подчиняться священнику и старейшинам. Почести соответствовали важности занимаемого поста и значимости службы. Чиновники, достигнув преклонных лет, должны были оставлять занимаемые посты.

Завершался свиток описанием расположения пирующих во время праздничного эсхатологического застолья — именно этот вопрос и стал поводом для спора между учениками Христа во время Тайной вечери (Лк. 22:24).

Еще один свиток, очень плохо сохранившийся, содержит и библейские псалмы, и оригинальные псалмы ессеев. Все сорок псалмов начинаются словами «Хвала Тебе, Господи!», а потому получили название «Хочайот» — «Хвалебные песни» (1 QН).

Обнаруженные рукописи, очевидно, представляли собой остатки древних сокровищ, которые почему-то ранее, на протяжении многих веков обнаружены не были. Так, например, Ориген упоминал, что возле Иерихона был найден перевод псалмов, хранившихся в сосуде вместе с другими манускриптами. Патриарх Багдада Тимофей I (скончался в 823 г. н. э.) в письме сообщал о том, что в пещере недалеко от Иерихона были обнаружены рукописи на иврите. Некоторые из текстов оказались зашифрованными, а понятие «Новый Завет», равно как и таинственный «Учитель истины» вызвали многочисленные споры.

В работе «Естественная история» Плиний старший упоминает монастырь, виденный им где-то к северу от Ингеддина, на западном побережье Мертвого моря. Он назвал его монастырем ессеев. Плиний описывает его обитателей следующим образом: «…одинокие люди, очень отличающиеся от всех остальных в целом мире; они не знают женщин, отвергли человеческую любовь и живут под пальмами без единого гроша» (V, 17).

Менее чем в километре от того места, где были обнаружены первые свитки, лежат развалины, долгие века известные под названием «Чирбет Кумран» (развалины Кумрана). Считается, что некогда здесь стояла древнеримская крепость. Ланкастер Хардинг из Иорданского административного совета древностей и патер Ролан де Во, директор теологического института ордена Доминиканцев в Иерусалиме, в 1951 г. приступили к первым раскопкам среди развалин. Они обнаружили нечто, превзошедшее самые смелые их ожидания: тот самый монастырь Кумран, в котором, возможно, и были написаны сенсационные свитки. За пять последующих лет упорной работы исследователи обнаружили большое поселение, обнесенное крепостной стеной, с прямоугольным строением в центре. Кроме него внутри крепости находилось еще несколько построек, большая трапезная, ритуальные бани, тринадцать колодцев и сложная водопроводная сеть. Раскопали и кладбище, с более чем тысячью могил, причем среди них не было ни одной женской. Но самое главное — была обнаружена рабочая комната с сохранившимися деревянными столами и даже с чернильницами! Скорее всего, именно в этой комнате и были написаны известные манускрипты. Сегодня установлено, что монастырь существовал уже в VIII в. до н. э., однако во время Вавилонского изгнания был эвакуирован и вернулся на старое место лишь во II в. (175 г.) до н. э. Иосиф Флавий так описывает образ жизни монахов: «Они презирают деньги, а собственность распределена среди них настолько продуманно, что никто не имеет больше другого. Дело в том, что среди них действует правило, согласно которому каждый, кто желает вступить в секту, должен отдать в ее распоряжение все свои средства. Поэтому нигде не заметно ни отчаянной бедности, ни чрезмерного богатства; вместо этого каждый пользуется общественной собственностью — той, которая принадлежит всем членам ордена как братьям. Масло они считают нечистым, и если кто-то случайно им испачкается, то потом тщательно отмывается. Для них обладать естественно-чистой кожей — то же самое, что носить безупречно белые одежды» (Иосиф Флавий «Иудейская война» II, 8,3).

Раскопки монастыря Кумран. Фотография с самолета.

Совсем не трудно провести параллели между этим описанием секты ессеев, правилами буддийских монастырей и стилем жизни Иисуса. Буддийские монахи не имели никакой собственности помимо одежды и нескольких необходимых в обиходе предметов, и таким образом Иисус вел существование бродячего проповедника, учителя, не обладающего имуществом, и призывал последователей присоединиться к братству посредством «выхода в открытый мир» (в языке пали — «паббаджа»). Для этого надо было оставить дом и семью («агара») — символы жизни мирянина — и войти в общину бродячих монахов, не имеющих даже крова над головой («анагара»). Только так человек может освободиться от земных забот и получить возможность всей душой отдаться медитации, постепенно освобождаясь от глубоко укоренившихся страстей. Ведь, как гласит известная мудрость: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в царство Божие» (Мф. 19:24).

Ответы Иисуса на вопросы троих из его учеников служат и демонстрацией, и призывом к освобождению от всех земных забот: «Тогда один книжник, подошедши, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесныя гнезда; а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти, и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:19–22).

Евангелие от Луки прибавляет ответ, который Иисус дал третьему ученику, принимавшему участие в разговоре: «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» (Лк. 9:61–62).

Одно интересное правило религии буддизма состоит в запрещении натирать тело маслом, поскольку Будда считал, что это вызывает излишний интерес к плотскому и таким образом раздувает «эго». В секте назареев (назаринов) такого ограничения не существовало.

Упоминание белых одежд также имеет значение для критического анализа тех сверхъестественных событий, которые представляет история Иисуса. Некоторые философы эпохи Просвещения — XVIII в. — считали и распятие, и воскресение из мертвых хитрым спектаклем, который организовали монахи ордена ессеев. Некоторые указывали на возможность того обстоятельства, что мальчик в белых одеждах, возле пустой пещеры сообщивший женам-мироносицам о воскресении, также был одним из ессеев, которые, как правило, ходили в белом. Сто лет назад была даже выдвинута теория, гласившая, что Иисус — ни много, ни мало сын одного из ессеев, которому Мария отдалась в религиозном экстазе. Впоследствии ребенок был посвящен ордену, что, по свидетельству Иосифа Флавия, являлось вполне обычной практикой (см. «Историю исследований жизни Христа» Альберта Швейцера). Усилиями части фанатичных евреев, стремящихся очернить раннехристианские общины, выдвигались еще более экстремальные версии.

Август Фидрих Гфрёрер, городской викарий Штутгарта и преподаватель семинарии в Тюбингене, еще в 1831 г. смог написать следующие строки: «Христианская церковь берет свое начало в общине ессеев, чьи идеи она развила и без чьих правил ее организация оказалась бы просто немыслимой».

Название «ессеи» восходит к сирийскому слову «хасен», что означает «религиозный». Другая этимологическая версия утверждает, что это название произошло от арамейского «ассайя», что означает «доктор, целитель» (совпадая по значению с греческим «терапевт»). Многие монахи, проявлявшие чрезвычайную приверженность аскетическим практикам молитвы и размышления, достигали потрясающих высот экстрасенсорного восприятия и воздействия, не уступая индийским йогам и факирам.

Полнейшее молчание Нового Завета относительно ордена ессеев — секты, по численности не уступавшей саддукеям и фарисеям (а их количество Иосиф считает равным примерно четырем тысячам человек), скорее всего, является умышленным.

Простые географические рассуждения показывают, что Иисус никак не мог миновать монастырь Кумран. Место ритуального крещения Иисуса в водах Иордана (что позволило ему вступить в сообщество умеренных назареев) находилось неподалеку от монастыря, всего лишь в 7 км от него. Эта явная связь между местом крещения и Кумраном попросту бросается в глаза, если взглянуть на пустынную местность с горы, при ярком свете солнца в чистом воздухе. Отсюда прекрасно видно ту самую уединенную гору, где, как рассказывает святой Лука, Иисуса искушал дьявол после обряда крещения (Лк. 4:1–13). Она находится на расстоянии примерно 15 км от места предшествующих событий.

Иоанн жил в пустыне, возможно, в тех самых пещерах Кумрана. После крещения Иисус немедленно отправился именно туда, чтобы провести в этом краю сорок дней уединения, положенные после обряда. Насельники Кумрана в писаниях называли свою обитель «пустыней». Иисус провел время «со зверями. и Ангелы служили Ему» (Мк. 1:13). Ессеи обладали обширными и строго секретными (устными) доктринами в отношении ангелов, приписывая им роль посланников.

Таким образом, мы можем рассматривать некоторые отрезки жизни Иисуса в контексте практики ессеев. Если он действительно провел положенное время уединения в пещере недалеко от Кумрана, то непременно должен был вступить в контакт с монастырем. Вполне возможно, что «ангелы» могли означать монахов.

Иосиф Флавий писал в посвященной ессеям главе («Иудейская война» II, 8): «Тот, кто хочет вступить в секту, не может рассчитывать на немедленный прием. Сначала он должен провести год вне ордена, ведя, однако, жизнь его членов. В качестве необходимого имущества ему выдаются небольшой топор, набедренная повязка и белый балахон. Пройдя подобное испытание умеренностью, он уже на шаг приближается к вступлению в общину; принимает участие в очистительных ритуалах освящения водой. Однако к общей трапезе его еще не допускают» (II, 8, 7).

Точно такая же процедура сохранилась до наших дней в Тибете. Прежде чем простой монах проходит обряд посвящения и становится ламой (то есть «высшим»), ему предстоит пройти курс обучения и справится с рядом испытаний. Претендент также должен некоторое время жить в стороне от общины, там, где его никто не будет отвлекать, и все свое время посвящать мистической медитации. Подобно другим значительным ламаистским обителям, монастырь Хемис в Ладакхе располагает для этих целей специальным, меньшим по размеру и куда более скромным зданием, находящимся на расстоянии примерно 5 км от основного комплекса. Обитающие в отдельных кельях и постоянно погруженные в медитацию «практиканты» лишь дважды в день получают от помощников скромные порции пищи.

Монастырь Кумран был разрушен землетрясением в 31 г. до н. э. Трещины и расщелины заметны и по сей день. Перепад уровня пола в некоторых местах достигает полуметра. На протяжении почти тридцати лет после трагедии Кумран пустовал. И лишь после Рождества Христова монастырь возродился и наполнился новым духом.

Помимо человеческих могил при раскопках монастыря были обнаружены и захороненные останки животных: кости овец, коз, коров, телят и ягнят были тщательно собраны в глиняные сосуды. Это дает основание для вывода, что ессеи ценили продукты домашнего скотоводства, но не убивали и не поедали самих животных, возможно, потому, что, подобно буддистам, считали убийство любого живого существа отвратительной жестокостью. Монахи возделывали поля и сады, а многочисленные финиковые косточки свидетельствуют о существовании целой плантации пальм, в тени которых, как пишет Плиний Старший, ессеи и обитали. Фил Александрийский рассказывает о большом интересе общины к пчеловодству, что напоминает о способе питания Иоанна Крестителя.

«Искушение Иисуса в пустыне» — картина А. Д. Томаса.

По четырем сотням монет, найденных в монастыре, можно с высокой степенью точности установить хронологию существования монастыря. Часть их относится ко времени губернаторского правления Архелая, который сменил в Иудее отца, Ирода, в 4 г. до н. э. Отсутствие более ранних монет подтверждает теорию о том, что монастырь не мог быть снова заселен до начала правления Архелая. Причиной заброшенности монастыря, очевидно, стало преследование Иродом всех сект ессеев; более того, роскошный дворец правителя располагался всего лишь в двенадцати километрах от монастыря, в Иерусалиме. После смерти Ирода ессеи вернулись и начали реконструировать монастырь. С этих пор до начала иудейско-римской войны 68 г. н. э. Кумран становится постоянно действующим монастырем. Однако при раскопках обнаружены свидетельства жестокого насилия, окончательно прекратившего жизнь и деятельность общины. Слой пепла говорит о том, что монастырь был разрушен сильнейшим пожаром.

е

Глава 4

Что проповедовал Иисус и почему

Иисус проповедовал без малого три года – странствуя по юго-восточной Галилее и посещая Иерусалим. Поначалу Его служение сосредоточилось в Капернауме, на берегах Галилейского моря, откуда Иисус наведывался в Иерусалим и в некоторые земли Самарии. Примерно через полтора года Он исходил Галилею вдоль и поперек, посетил Назарет и другие селения. После этого Спаситель отправился на восточное побережье Галилейского моря и сызнова обошел все галилейские селения. Третье путешествие включало в себя посещение Тира, Сидона, Десятиградия, Кесарии Филипповой. Под конец Своего служения Иисус побывал в Перее, в Иудее и снова в Галилее – затем последовал торжественный вход в Иерусалим, где Спасителя вскоре схватили и распяли.

Иисус проповедовал непрерывно. Даже во время путешествия Он продолжал учить Своих спутников. Не сохранилось достоверных сведений о том, что Он читал проповеди подобно священнослужителям или проповедовал по некоему расписанию. В сущности, не следует говорить, что Иисус «проповедовал». Точнее будет сказать: учил. Учил, как Его подвигал Дух Святой – часто в ответ на то, что Он слышал и видел, часто в ответ на заданный вопрос. Он учил и в синагогах – в тех, где служители относились к Нему дружелюбно, – или прямо под открытым небом. Таким образом, Иисус не был связан чем-то вроде нынешней академической программы, предписывающей, чему и как учить. Он все время был занят работой и все же находил время побеседовать, причем отнюдь не о пустяках. Его поучениям чужда суетность. Конечно, Иисус, будучи по сущности Своей не только Человеком, но и Богом, находился вне времени и пространства. Он мог останавливать время – и делал это, мог уничтожать узы, налагаемые пространством. И особенно в тех случаях, а это бывало часто, когда желал помолиться где-нибудь на горе или холме, вне пространства и времени. А в остальное время Иисус поучал Своих апостолов даже за трапезой: общительный и жизнерадостный, Иисус предпочитал проповедовать, когда слушавшие, будучи совершенно спокойны, наслаждались едой и дружеской беседой. По моим подсчетам, за три года Своего служения Иисус читал наставления перед собравшейся толпой последователей не менее четырехсот раз, а еще чаще Он делал это, если выдавалась возможность, в непринужденной обстановке. В редкие дни отдыха, что иногда выпадали Ему, Спаситель рыбачил на великом озере, по берегам коего проповедовал. Ученики тоже рыбачили – они хорошо помнили свое прежнее дело. Иногда Иисус ложился на корме и засыпал.

Чему же учил Иисус? У Него не было того, что мы назвали бы «системой» или «учебной программой». Единственный способ познать Его учение – прочесть все Евангелия – причем не единожды, – пока сущность этого учения не проникнет в душу. В древности на Ближнем Востоке, за многие столетия до рождения Христа, когда из первобытной дикости только начинало подниматься цивилизованное общество, вера и страх перед богами служили орудиями воспитания – и возникали сложные своды законов, помогавшие поддерживать порядок, поскольку не было в те времена еще ни «парламентов», ни «конституционных органов». Религиозные правила подкреплялись ворохами добавочных наставлений: их писали священнослужители, книжники, законоведы. Особенно это касалось иудеев, чьи религиозно-правовые понятия восходят к Моисею или даже к Аврааму. К тому времени, когда родился Иисус, иудеи разрабатывали свод своих правовых обязанностей уже добрых два тысячелетия. За это долгое время Бог успел сделаться в их сознании чем-то неясным, далеким и грозным – а вот законы были действительностью: повсеместной и гнетущей.

Иисус был своего рода «революционером», изрядно преобразившим все иудейские религиозные понятия. Иудаизм переставал быть верой законодательной и карающей: карать больше приличествовало римскому кесарю и его легионерам. Теперь в Бога верили согласно велению сердца и душевному влечению. Спаситель вовсе не отвергал иудейских законов как таковых. Он лишь выделил из них нравственные понятия, а все прочее оставил без внимания. Вместо законов он говорил о Царстве Божием или Царстве Небесном. Истинно верующий – не тот, кто повинуется всем законам, но тот, кто, переродившись духом своим, войдет в Царство Небесное. Бог стал не далеким, устрашающим Яхве, а Отцом.

По сути, в учении Христа вся человеческая раса была «чадами Божиими». Чаще всего Иисус обращается к Создателю, говоря «Отец» или «Отец Небесный». По словам Луки (11: 2–4), когда ученик спросил его, как молиться, Иисус научил его молитве «Отче наш», известной с тех пор как Молитва Господня. Это удивительно сжатое и емкое, сердечное обращение – не к невидимому Божеству, восседающему где-то на высокой горе, а к родному Существу, Отцу сплоченной семьи. Позже, накануне Страстей Господних, в Гефсиманском саду, Иисус обращается к Богу с более долгой, более отвлеченной молитвой «Отче наш», текст которой полностью приводится в семнадцатой главе Евангелия от Иоанна. Иисус всегда учил Своих последователей: хоть наш мир и был сотворен Господом, хоть он и прекрасен во многих отношениях, хоть благами его можно наслаждаться и пользоваться в разумных пределах, а все же он изрядно отличается от Царства Божьего. Этот мир чужд человеку. Мы не можем чувствовать себя здесь вполне уютно, нам словно чего-то недостает, мы утратили нечто важное.

Как же обрести утраченное и снова почувствовать себя «единым целым»? Этого невозможно добиться, просто повинуясь бесконечным законам и даже творя добро, сколь бы похвально это ни было. Все зависит от милости Бога, Чей Сын был и олицетворением и орудием искупительной жертвы. Земную жизнь дулжно посвятить самосовершенствованию: пусть каждая душа стремится уподобиться Господу, насколько это возможно для человека. Задача эта сделалась проще, а цель достижимее – именно потому, что Сын Божий воплотился Человеком.

Суть учения Христа в воссоединении человека с Богом. Важен не мир сам по себе: он есть лишь эпизод во времени и пространстве; важны обитающие в мире люди: их пребывание на земле временно, их цель – возродиться для вечной жизни и соединиться с Богом. Уже в преддверии смерти Иисус молился за своих преданных последователей: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17: 11).

В глазах Иисуса преданные Ему чужды этому миру: «…они не от мира, как и Я не от мира», эта фраза настолько важна, что Спаситель повторяет ее несколько раз (Ин. 17: 14, 16). А затем добавляет (17: 20–26):

«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены2 воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».

Иисус произносит эту прекрасную сокровенную молитву, преклонив колени. Моисей учил иудеев молиться стоя и вслух, воздев руки, устремляя взор к некоему неумолимому Божеству, что восседает едва ли не где-то на Гималайских вершинах. Иисус ввел обычай при молитве уподобляться ребенку, доверчиво преклоняющему колени у ног родителя. Молиться следует молча, искренне и втайне. Для Иисуса очень важно, как именно произносится молитва. Его учение разрушило все прежние представления. Христос перевернул мир – ранее притворный и порочный, – показал, каким он должен быть на самом деле. Когда Спаситель учил своих апостолов и весь народ, как следует поступать, происходила ошеломительная переоценка ценностей. Он изложил ряд наставлений, известных как заповеди Господни. Эти наставления отчасти звучат в Нагорной проповеди (Мф. 5: 3–12), отчасти в Проповеди на равнине (Лк. 6: 20–23). Эти заповеди следует соотносить и с другими наставлениями Иисуса, что приводятся во всех Евангелиях и могут служить верующему человеку путеводителями по жизни, со всеми ее насущными нуждами. Мир и впрямь перевернут: на смену гордыне, честолюбию, корысти, жажде власти, денег и наслаждений пришли бедность и смирение.

Не следует забывать: края, в которых проповедовал Иисус, были землей противоречий и противоположностей – подчас и диких, и свирепых. Долгое и в хозяйственном отношении успешное царствование Ирода Великого многим принесло изрядный достаток, а кое-кому – и сказочное богатство. Уничтожение пиратов, расширение торговли, незыблемость новой Римской империи позволяли купцам быстро сколачивать огромные состояния. Рачительные земледельцы тоже из года в год получали достойные доходы. Однако, как говорил Иисус, «нищих всегда имеете с собою» (Мф. 26: 11, Мк. 14: 7, Ин. 12: 8), а хозяйственное процветание привлекало бесконечное количество пришельцев с севера и востока; в итоге повсюду возникали бедняцкие селения. Евреи помогали своим неимущим – тут они всегда были куда более совестливы, чем другие народы, – а все же нищих, калек, прокаженных, слабоумных и душевнобольных оставалось несметно. Более того, даже благотворительность превратилась в источник спеси и гордыни. Иисус всегда подчеркивал: не само благодеяние важно, каким бы впечатляющим и добродетельным ни выглядело оно, а чувства, за ним стоящие. Он видел, как преуспевающий человек, ставший филантропом, превращался в надменное чудовище. Точно так же бедность могла принести с собой подлость, низость и жестокость. Иисус же искал «нищих духом» – новое понятие, введенное Им в обиход. Им обозначались люди, чьи помыслы были выше повседневных благ, а разум – попросту чужд корысти, наживе и накопительству.

Таким образом, в главе пятой Евангелия от Матфея сказано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» – эту заповедь блаженства Иисус называет первой. И далее: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (5: 3–10). Лука повторяет суть этого учения, но добавляет еще целый ряд предостережений, относящихся к тем, кто жаждет преуспеяния в земной жизни.

Многие из них будут благоденствовать, но только в этом мире, не в ином. «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Иисус особо предупреждает этих людей: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк. 6: 24–26). Это означает, что их поступки, речи, помыслы в основе своей фальшивы.

Это учение казалось и совершенно новым, и весьма суровым; непросто было следовать ему. Ни в Ветхом Завете, ни в священной литературе древнего Ближнего Востока не найти ничего подобного. К тому же, по словам Луки, Иисус дополнил его еще более сложными заветами и правилами: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (6: 27–29). Но более всего Учитель предостерегал не осуждать других людей: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37).

В этом поучении Иисус особо подчеркивает: по-настоящему важны отнюдь не внешние действия, но внутренние чувства и порывы. В многозначительном отрывке, который приводит Матфей (5: 21–48; 6: 1–34) Иисус настаивает на том, что злые чувства, не обузданные вовремя, ведут к серьезным грехам. Еще древними сказано: кто убьет, тот подлежит суду, утверждал Учитель. «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Негоже ругать и оскорблять другого человека и «кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной». Посему «примирись с братом твоим» и «мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним». Конечно, прелюбодеяние греховно, всякий это знает. «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Не следует клясться; Иисус предостерегает от клятв. Речь должна быть простой и понятной: «да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Сказано было: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Он просил Своих слушателей поступать именно так, «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». «Итак, будьте совершенны, – продолжает Иисус, – как совершен Отец ваш Небесный». Милостыню следует подавать тайно, «не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди». «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Не молись на улицах, но «войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему». «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», но ведите себя как обычно – приносить жертву, как и молиться, нужно втайне.

Бренности и бессмысленности преходящего земного мира в проповедях Спасителя часто противопоставляется незыблемость Царства Небесного. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Не заботьтесь о еде, питье и одежде: «Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», и пошлет вам необходимое. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 7: 19–21, 25, 32, 33–34).

Многие из высказываний Иисуса, которые приводят Матфей и Лука, знакомы нам с раннего детства. Но в Его время они поражали новизной, вызывали изумление, гнев, страх, сомнение – и смятение. Проповеди, произносимые Иисусом в полях, заставляли мужчин и женщин думать и спорить. Марк рассказывает нам, что Иисуса однажды спросили: какая заповедь наиважнейшая? Спаситель ответил словами из Второзакония Моисеева: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». А потом добавил из Левита: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12: 30, Мф. 22: 37, Лк. 10: 27). Иисус был первым, Кто свел две эти ветхозаветные заповеди воедино, ставя их во главу угла праведной жизни – «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40). Книжник, задавший этот вопрос, изумился новому толкованию и с восторгом записал, что ответ Иисуса «есть больше всех всесожжений и жертв». На это Иисус ответил: «…недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12: 28–34). Далеко не все книжники были слепы и глупы, Иисус всегда мог отметить достойных.

Когда один законник спросил Иисуса «а кто мой ближний?» (Лк. 10: 29), он ответствовал: всякий человек. Он превратил сострадание, которое время от времени испытывает каждый из нас, во всеобъемлющее учение о любви. Спаситель учил любви к человечеству в целом. Греческое слово philanthropia (филантропия, человеколюбие), обозначающее это понятие, с тех пор сильно поизносилось и порядком испачкалось от частого и не всегда правильного употребления. А во времена Иисуса его как понятия не существовало вообще. Мысль о любви ко всему роду человеческому никому не приходила в голову – будь то греки или варвары, иудеи или иноверцы. Сострадание – любовь – было у всех весьма избирательно. Греков учили ненавидеть варваров, иудеев учили ненавидеть иноверцев и самарян. Римляне презирали покоренные ими народы. Все свободные мужчины и женщины ненавидели и опасались рабов. Аристотель, пожалуй самый утонченный и просвещенный человек того времени, считал рабов всего лишь «одушевленными машинами». В этом отношении весь умственный, общественный и расовый климат во времена Христовы был непримиримо враждебен учению Спасителя. Иисус попал в общество, в котором богобоязненных евреев учили, а они, в свой черед, учили других, что иноверцы, не знающие их закона, прокляты. Иисус же стремился пояснить: сострадание беспредельно, в буквальном смысле этого слова. Иначе это не сострадание, а лицемерие. Милосердие теряет всякий смысл, ежели проявляется избирательно. И тут звучит еще одна заповедь, столь же важная, как любая из десяти заповедей – или все они вместе взятые. Бог безупречен – и Бог возлюбил всех людей. Посему любой, различающий людей – или, того хуже, презирающий их – из-за национальности, расы, вероисповедания, мировоззрения, возраста, пола, рода занятий или прошлых прегрешений, тому нет пути в Царство Божье. Напротив, Небесные врата будут замкнуты для него.

Главная причина позднейшего всемирного распространения христианства кроется в том, что Иисус был своего рода «универсалистом». «Я… всех привлеку к Себе», – говорит Он (Ин. 12: 32). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3: 16–17). И во всеобъемлющей миссии Спасителя не было никаких запретов и ограничений. Когда Он давал последние наставления Своим апостолам, то не указывал никаких географических, общественных, национальных или расовых ограничений. Учитель велел им: «идите по всему миру» (Мк. 16: 15) и «научите все народы» (Мф. 28: 19).

Этот «универсализм» был присущ Иисусу с вочеловечения и до самого распятия. Его Матерь была иудейкой по рождению, но Отец Его, Господь Бог, был выше всяких различий между людьми. У Него не было ни дома, ни страны, ни расы, ни черт, которые привязывали бы его к определенному племени, народу или месту. Он принадлежал Царству вне времени и пространства. Любовь объединяла Его со всеми людьми. Он был воплощением человеколюбия, и Его жертва на кресте стала высшим актом любвеобилия и во дни земной Его жизни, и во все времена: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Друзьями же Он считал всех до единого. Не было ничего недоступного для людей в Иисусовом учении – самом всеобъемлющем из бывших когда-либо. Ни до, ни после Спасителя никто столь тепло, уверенно и естественно не принимал в объятия весь род людской.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мир

Большинство исследователей древности считают, что проповеди Нового Завета — это «исторические мифы». Иными словами, они думают, что примерно в начале первого века скандальный еврейский раввин по имени Иешуа бен Иосиф собрал вокруг себя последователей, а его жизнь и учения посеяли те семена, из которых выросло христианство.
В то же время, эти ученые признают, что многие библейские истории (типа непорочного зачатия, чудес, воскресения и женщин у гробницы) заимствуют и перерабатывают мифические темы, которые были широко известны на древнем Ближнем Востоке — точно так же, как современные сценаристы создают новые фильмы на базе старых, хорошо знакомых сюжетов и элементов фабулы. Согласно такой точке зрения, «исторический Иисус» был мифологизирован.
Более 200 лет многочисленные богословы и историки, в основном христиане, анализировали древние тексты, как попавшие в Библию, так и не попавшие, в попытке понять человека, стоящего за мифом. Такой же подход используется и в некоторых бестселлерах сегодняшнего дня и ближайшего прошлого, когда мудреные вещи раскладываются по полочкам для простоты понимания. Среди хорошо знакомых произведений — «Zealot. Иисус. Биография фанатика» Резы Аслана (Reza Aslan) и «А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда» Барта Эрмана (Bart Ehrman).
Однако другие ученые полагают, что Евангелие — это на самом деле мифологизированная история. Согласно такой точке зрения, эти древние мифические матрицы сами являются основным компонентом. Их заполняют именами, местами, прочими деталями из реального мира, поскольку ранние секты последователей Христа пытались понять и защитить те религиозные традиции, которые они обрели.
Идея о том, что Иисус никогда не существовал, — это позиция меньшинства. И вполне понятно почему, говорит Дэвид Фицджеральд (David Fitzgerald), написавший книгу «Пригвожденный. Десять христианских мифов, показывающих, что Иисус вообще никогда не существовал» (Nailed: Ten Christian Myths That Show Jesus Never Existed at All). На протяжении столетий все серьезные исследователи христианства из числа богословов сами были христианами, а современные светские ученые во многом полагаются на тот фундамент, который они заложили, собирая, сохраняя и анализируя древние тексты. Даже сегодня самые светские и нерелигиозные исследователи имеют религиозное прошлое, и многие по умолчанию действуют, исходя из исторических посылок своей бывшей веры.
Фицджеральд — атеист по заявлениям и по творчеству, и он пользуется популярностью у нерелигиозных исследователей и общественных организаций. Ставший важным событием в интернете документальный фильм «Дух времени» познакомил миллионы людей с некоторыми мифическими корнями христианства. Но в «Духе времени» и в других аналогичных работах есть известные ошибки и упрощения, подрывающие доверие к ним. Фицджеральд стремится это исправить, давая молодежи интересную и доступную информацию, которая основана на достоверных научных знаниях.

Другие научные аргументы в пользу теории о мифическом Иисусе можно найти в трудах Ричарда Кариера (Richard Carrier) и Роберта Прайса (Robert Price). Кариер, имеющий докторскую степень по древней истории, пользуется инструментами своей специальности, чтобы среди прочего показать, как христианство могло зародиться и развиться безо всякого чуда. Прайс, в отличие от него, пишет с позиций теолога, чьи познания в Библии в конечном итоге заложили основу для его скептицизма. Интересно заметить, что самые резкие разоблачители маргинальных теорий о мифичности Христа (типа тех, что изложены в «Духе времени» или в работах Джозефа Этвилла (Joseph Atwill), который пытается доказать, что Иисуса изобрели римляне), — это весьма серьезные сторонники общей идеи о том, что Христос не существовал — Фицджеральд, Кариер и Прайс.
Аргументами противоположных сторон в этом вопросе (история, ставшая мифом, или миф, ставший историей) можно заполнить целые тома, и споры на эту тему не находят своего разрешения, а только усиливаются. Все большее количество ученых открыто подвергают сомнению или отрицают историчность Иисуса. А поскольку многие, как из числа христиан, так и нет, считают неожиданным сам факт ведения этих дебатов, я предлагаю ряд ключевых доводов, позволяющих оживить эти сомнения.
1. Нет ни одного нерелигиозного свидетельства от первого века, подтверждающего реальность Иешуа бен Иосифа. Вот как об этом говорит Барт Эрман: «Что говорят об Иисусе авторы-язычники его эпохи? Ничего. Как это ни странно, ни один из его языческих современников даже не упоминает об Иисусе. Нет никаких записей о рождении, никаких судебных записей, никаких свидетельств о смерти. Нет выражений заинтересованности, громкой клеветы и оговоров, нет даже упоминаний вскользь — ничего. На самом деле, если расширить поле обзора, захватив годы после его смерти, даже если включить в него весь первый век нашей эры, мы не найдем ни единой ссылки на Иисуса ни в одном нехристианском и нееврейском источнике. Хотел бы подчеркнуть, что у нас есть большое количество документов того времени — например, труды поэтов, философов, историков, ученых, записи государственных чиновников, не говоря уже о крупной коллекции надписей на камнях, частных писем и юридических документов на папирусе. И нигде, ни в одном документе, ни в одной записи ни разу не упоминается имя Иисуса».
2. Самые ранние авторы Евангелия, похоже, понятия не имели о подробностях жизни Иисуса, которые выкристаллизовались в более поздних текстах. Никаких волхвов, звезд на востоке, никаких чудес. Историков давно уже озадачивает «молчание Павла» по поводу элементарных фактов биографии и учений Иисуса. Павел не ссылается на авторитет Иисуса, когда это может помочь в его аргументах. Более того, он ни разу не называет двенадцать апостолов учениками Христа. На самом деле, он вообще ничего не говорит о существовании у него учеников и последователей — или что Иисус творил чудеса и выступал с проповедями. По сути дела, Павел отказывается раскрывать какие-то биографические детали, и те немногие таинственные намеки, которые он делает, не просто туманны и неопределенны — они противоречат Евангелию. Предводители раннего христианского движения в Иерусалиме, такие, как Петр и Иаков, якобы были последователями самого Христа, однако Павел отзывается о них пренебрежительно, говоря, что они — никто, а также неоднократно выступает против них из-за того, что они не являлись истинными христианами!
Либеральный теолог Маркус Борг (Marcus Borg) полагает, что люди читают книги Нового Завета в хронологическом порядке для того, чтобы ясно понимать, как зарождалось раннее христианство. «То, что Евангелие идет после Павла, ясно говорит о том, что как письменный документ оно является не источником раннего христианства, а его продуктом. Новый Завет, или Благая весть о Иисусе, существовал до Евангелия. Это результат работы ранних христианских общин за несколько десятилетий после исторической жизни Иисуса, рассказывающий нам о том, как эти общины оценивают его значение в своем историческом контексте».
3. Даже рассказы из Нового Завета не претендуют на звание отчета из первых уст. Сейчас мы знаем, что четырем книгам Евангелия имена апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна были присвоены, но написаны они были не ими. Авторство им было приписано где-то во втором веке, или 100 с лишним лет спустя после предположительной даты зарождения христианства. По самым разным причинам практика использования псевдонимов в то время была общепринята, и многие документы того времени «подписаны» известными людьми. То же самое можно сказать и о посланиях Нового Завета, за исключением нескольких писем от Павла (6 из 13), которые считаются подлинными. Но даже в описаниях Евангелия ни разу не произносится фраза «я там был». Скорее, там звучат утверждения о существовании других очевидцев, а это хорошо знакомое явление для тех, кто слышал фразу «одна бабка сказала…»
4. Книги Евангелия, наши единственные рассказы о существовании Иисуса, противоречат друг другу. Если вам кажется, что вы хорошо знаете историю Иисуса, я предлагаю вам сделать паузу и проверить себя, ответив на 20 вопросов теста, размещенного на сайте ExChristian.net.
Евангелие от Марка считается самым ранним жизнеописанием Иисуса, а лингвистический анализ указывает на то, что Лука и Матфей просто переработали Марка, добавив собственные правки и новый материал. Но они противоречат друг другу и в еще большей степени противоречат более позднему Евангелию от Иоанна, так как были написаны с разными целями и для разных аудиторий. Несочетающиеся истории о Пасхе — это лишь один пример того, насколько много в них нестыковок.
5. Современные ученые, утверждающие, что открыли реального исторического Иисуса, описывают совершенно разные личности. Там есть циничный философ, харизматичный хасид, либеральный фарисей, консервативный раввин, революционный фанатик, ненасильственный пацифист и прочие персонажи, длинный список которых составил Прайс. По его словам, «исторический Иисус (если таковой существовал) вполне мог быть королем-мессией, прогрессивным фарисеем, галилейским шаманом, волхвом или древнегреческим мудрецом. Но всеми ими одновременно он быть не мог». Джон Доминик Кроссан (John Dominic Crossan) жалуется на то, что такое «поразительное многообразие вызывает смущение в академических кругах».
Исходя из этого и из других моментов, Дэвид Фицджеральд делает вывод, который он считает неизбежным:
Похоже, что Иисус — следствие, а не причина христианства. Павел и прочие из первого поколения христиан изучали Септуагинту — перевод Писания с иврита — чтобы создать таинство веры для евреев с языческими ритуалами типа хлебопреломления, с гностическими терминами в посланиях, а также персонального бога-спасителя, который не уступал бы другим богам из давней египетской, персидской, древнегреческой и римской традиции.
Скоро у Фицджеральда выйдет продолжение книги «Пригвожденный» под названием «Мифотворчество в действии» (Mything in Action), где он утверждает, что многие конкурирующие версии, предложенные светскими учеными, столь же проблематичны, как и любая концепция Догматического Иисуса. Даже для тех, кто согласен с существованием реального Иисуса из Назарета, этот вопрос не имеет особого практического значения. Ведь независимо от того, жил или нет в первом веке раввин по имени Иешуа бен Иосиф, фигуры «исторического Иисуса», которые так тщательно раскапывают и вновь собирают светские ученые, сами по себе являются фикцией.
Мы можем никогда не узнать о том, что именно привело в действие христианскую историю. Об этом нам может рассказать только время (или путешествие во времени).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Иисус Христос пришел научить людей любить

Опубликовано 13.07.2018

Иисус Христос хотел научить людей любить. Мы продолжаем серию статей, отвечающих на вопрос: «Зачем Иисус Христос пришел на землю?» Прочитайте первые две статьи, чтобы приблизиться к пониманию того, зачем Иисус Христос пришел на землю:

  • Зачем Иисус Христос пришел на землю?
  • Иисус Христос пришел открыть людям Бога

В этой статье вы найдете третий ответ на этот вопрос.

Приоритеты Иисуса Христа делают явными наши приоритеты

Третий ответ на вопрос, зачем Иисус Христос пришел на землю, встречается в 1 Иоанна 2:4-6:

«Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божья совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал».

Он пришел, чтобы показать нам путь, как нам жить на этой земле.

Из этого отрывка возникают как минимум два других вопроса. Что значит поступать так, как поступал Иисус? Почему это должно быть заповедью для нас? Поступать, как Он, очевидно, выходит далеко за рамки простого верования в Него. Поскольку слова «вера» или «верить» используются в Библии разными способами, мы можем неправильно понимать такие отрывки, как Иоанна 3:16, и думать, что простое верование в учение Иисуса приведет нас к Небесам. Довольно много отрывков показывает, что этот очень популярный взгляд на спасение, основанный на простой вере в основные тезисы (такие, как рождение от девственницы, смерть Иисуса за наши грехи и Его воскресение из мертвых), просто не может быть точным. Внимательно прочитайте следующие отрывки и вы поймете, что я имею в виду.

Иоанна 12:42 «Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги».

Луки 9:23-24 «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее».

Луки 14:26-27, 33 «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».

Матфея 7:13-14, 21 «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведушие в жизнь, и немногие находят их… Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

Из учения Евангелия мы знаем, как Иисус жил в физическом теле. Из вдохновенного послания Павла мы также можем знать, как Иисус намеревается жить через нас в Своем духовном Теле, Церкви. Подобно тому как Иисус был полнотой Бога во плоти, демонстрируя миру то, какой Бог в действительности, мы, как семья Христа, должны продемонстрировать, какой Он на самом деле. «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Ефесянам 1:22-23). Бог хочет от нас, чтобы мы представляли Иисуса миру, делали то, что бы Он делал, если бы снова оказался здесь в физическом теле. Эта истина помогает нам понять, почему упрощенная версия религиозного мира о том, что значит быть христианином, не может быть приемлемой. Как говорится в старом изречении, Иисус является Господом либо всего в нашей жизни, либо ничего.

Подражание приоритетам Иисуса

Если природа Бога может быть определена просто как любовь (1 Иоанна 4:8), то мы знаем, что Иисус жил жизнью, исполненной любви, которой мы призваны подражать. «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное». Как проявлялась любовь Иисуса в Его служении? Он любил каждого человека, и Он любил человека и физически, и эмоционально, и духовно. Духовно — мы уже подробно рассмотрели Его смерть за грехи мира. Логично, что Его жизнь на земле была сосредоточена на том, чтобы помочь людям принять Его жертву и получить спасение. Мы не удивлены, прочитав в Евангелии от Луки 19:10, что Он пришел взыскать и спасти погибших. Если это делал Он, значит этого Он ожидает и от Своих последователей.

Физически — мы видим, как Он исцеляет все виды болезней и немощей, в том числе несколько раз воскрешая мертвых. Эмоционально — Он плакал, когда другие плакали, Он сострадал тем, кому было больно. Великий отрывок, резюмирующий Его любовь к людям, — это Матфея 9:35-36 «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря».

Слово, используемое здесь для обозначения сострадания, — длинное греческое слово сплахнизоме. Оно нигде в Библии не описывает чувства человека, а только Бога и Христа. Когда вы говорите, что сочувствуете кому-то, если вы умножите этот смысл на 100, то вы приблизитесь к буквальному значению этого слова. Иисус сочувствовал людям очень глубоко, гораздо глубже, чем мы когда-либо сочувствовали. Но Он призывает нас все больше и больше развивать это божественное сострадание к тем, кто страдает, духовно, физически или эмоционально. Отрывок из Евангелия от Матфея 9 также встречается в Матфея 4:23, и в обоих отрывках описывается то, что я называю евангельской триадой: учение, проповедь и исцеление.

Какие у Него были приоритеты?

Что вы считаете самым важным — любить людей эмоционально, физически или духовно? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять главный приоритет служения Иисуса. Легко сказать, что все три области одинаково важны, что, по-видимому, позволит нам выбрать наиболее привлекательную для нас и сосредоточиться на этой области. Однако действительно ли это то, что делал Иисус, и то, к чему Он нас теперь призывает?

Удовлетворить физические и эмоциональные потребности других людей гораздо легче, чем удовлетворить их духовные потребности. Последнее — это не просто вопрос наблюдения, а вопрос откровения, веры в то, что мы уже читали про потерянных людей. У нас есть больше способов служить людям эмоционально и физически, чем когда-либо прежде. Благотворительный фонд «Надежда по всему миру» является отличным каналом для служения бедным и нуждающимся как на местном, так и на глобальном уровнях. У нас больше христианских консультантов, чем когда-либо прежде, и их количество продолжает расти. Я благодарен за все, что мы все вместе делаем в этих областях, и я пытаюсь вложить туда свою лепту. Важно любить человека целиком.

Давайте разберемся, что это значит. Что случилось с теми, кого Иисус исцелил или воскресил? Они умерли, или снова умерли. Интересно, что в нашем современном обществе мы одержимы проблемами со здоровьем, в то время как Иисус никогда ничего не говорил о том, как быть физически здоровым и жить как можно дольше. Большинство из нас, современных людей, хотят дожить до 100 лет. Продолжительность жизни в большинстве развитых стран продолжает увеличиваться. Но какой ценой? У множества людей развиваются всевозможные виды деменции, и все больше и больше людей проводят последние годы жизни в подгузниках, пуская слюни. Почему мы так одержимы жизнью на этой земле, если верим в Небеса? Наверняка, что-то неверно в нашей системе ценностей и в нашем восприятии времени и вечности. Я предлагаю вам поразмышлять над следующим отрывком:

Евреям 11:13-16 «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого они вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя себя их Богом: ибо Он приготовил им город».

Мы должны быть сфокусированы на евангелизации

Недавно я много говорил о том, что привлекло меня в церкви, частью которой я сейчас являюсь, и главным аспектом было то, что можно назвать практикой христианства «друг для друга». В Новом Завете более 60 отрывков, в которых используются фразы «друг друга» и многие другие, которые описывают, как семья Бога должна любить друг друга через настоящие духовные отношения. Божья религия — явно не личное дело каждого! Если говорить мягко, мы не так стараемся помогать друг другу вырасти духовно после обращения, как это было раньше.

То же самое можно сказать и о нашем евангельском рвении искать и спасать погибающих — почему мы не так мотивированы, чтобы помогать людям духовно, как физически и эмоционально? Когда я стал частью моего нынешнего церковного движения, это было быстро развивающееся движение. Для меня это было также большим плюсом, потому что благодаря этому и отношениям друг с другом исполнялись обе части Великого Поручения (Матфея 28:19-20). Перед тем как я присоединился к движению, другие люди спрашивали меня, как эта церковь обращает так много людей. Мой ответ заключался в том, что почти все члены церкви постоянно фокусировались на поиске и спасении потерянных, а их отношения помогали им нести ответственность за то, чтобы подражать Иисусу таким образом.

К сожалению, среди нас я вижу серьезный провал в выполнении обеих частей этого Великого Поручения. Похвально, что мы открыли церкви не менее чем в 150 разных странах. Но 70% наших церквей насчитывают до 100 человек. В настоящее время в 85 из этих церквей крестится один человек в год, и это что-то немыслимое по сравнению с той ситуацией, когда я стал частью церкви. В половине наших церквей крестилось десять или менее людей в 2016 году. В 111 наших церквях в 2016 году не крестился НИКТО. Наш темп роста как движения продолжает снижаться — с 1,9% в 2015 году до 1,2% в 2016 году (примерно на 60%, если я правильно посчитал). Количество крещений и возвращений за последние четыре года сократилось. Мы не можем объяснить эти факты таким образом, чтобы они звучали обнадеживающе. Чего-то явно не хватает!

Чего же нам не хватает? Очевидно, что нам не хватает понимания приоритетов служения Иисуса и подражания Ему. Да, Он помогал людям эмоционально и физически, но в конечном итоге Он помогал им духовно, чтобы они познавали Бога. Физическая и эмоциональная помощь, которую они получали, носила временный характер. Но люди были потеряны… И сейчас люди тоже потеряны — и это вечная проблема.

Время стать настоящими — и серьезными!

Не все духовные дороги ведут к Небесам. И мы можем включить в этот список все религии в мире, кроме христианства. Не все подходы к христианству ведут к Небесам — у нас есть духовный партнер Американской Мечты, называемый Американской Церковной Мечтой, которая значит, что мы гонимся за ценностями этого мира, прикрываясь религией в качестве страховки от огня! Но насколько бы популярной эта точка зрения ни была, мы не можем быть спасены, просто утверждая, что являемся христианами! Самый первый шаг христианства — отвергнуть себя, взять крест и следовать за Иисусом! В этом суть подражания Ему. Прочтите эти отрывки и позвольте им открыть ваше сердце. Если мы не можем поверить словам Иисуса и Его апостолов из таких отрезвляющих отрывков, то как мы можем верить другим их словам?

Матфея 7:13-14, 21 «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

Иоанна 14:6 «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Деяния 4:12 «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

Я хочу любить людей так, как любил Иисус – физически, эмоционально и духовно.

Но я не могу любить, как Он, не имея тех же приоритетов, что и у Него, И мы этого не сможем сделать, если не поверим в то, что Он говорил о рае, аде и спасении! Эта жизнь идет быстро, быстрее, чем мы могли себе представить, будучи молодыми. Мои 75 лет были такими, как и сказано в Библии: дыхание, тень, цветок, который увядает, дуновение ветра, пар. Смерть реальна; судный день реален; Небеса и ад реальны! А Бог серьезен! Настало время для нас стать настоящими и стать серьезными!

Гордон Фергюсон

Перевод: Ольга Куроедова

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Христианские видео и ролики

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Христианские тесты онлайн
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.