Православие 4 класс

Проект по ОРКСЭ модуль ОПК (4 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов

пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области

Исследовательская работа

по православию

Тема

«Икона Божьей Матери,

Утоли моя печали»

Работу выполнила:

ученица 4 «а» класса

Якимова Ксения,

Руководитель:

учитель начальных классов

1 категории
Капустина Надежда Ивановна

пгт Демьяново

2.1 Как появился образ Божьей Матери…………………..……………….6

2.2 Как и где появилась икона Божьей Матери, Утоли моя печали……6-7

2.3 Откуда повелось это удивительное название «Утоли моя печали»?7-8

2.4 Чудотворность иконы Божьей Матери, Утоли моя печали ………..8-10

  1. Результаты исследования ………………………………………………11

3.1 Как икона Богоматери, Утоли моя печали, попала в Храм Рождества Пресвятой Богородицы……………………………………………………….11

3.2 Отзывы прихожан Храма Рождества Пресвятой Богородицы…..11-12

3.3 Исследование иконы: школа, время создания, канон………………. 12

  1. Заключение……………………………………………………………..13

  2. Список использованных источников информации………………….14

  3. Приложение

    • №1 Фотографии ………………………………………………..15 — 17

    • №2 Буклет…….……………………………………………………….

    • №3 Кроссворд «Икона»………………………………………………..

    • №4 Молитва перед иконой «Утоли моя печали»………………….18

    • №5 Презентация ……………………………………………………..

I. Введение

Выбор темы исследования

На уроке Основы православной культуры мы изучали тему «Икона». В учебнике я увидела фотографии разных икон, с некоторыми я встречалась в храме п. Подосиновец во время экскурсии. Я обратила внимание на одну старую икону, она совсем почернела, и даже лик нельзя было рассмотреть. И вот, глядя на неё, я подумала, что у каждой иконы есть своя история. Дома у нас тоже есть икона Божьей Матери, Утоли моя печали. В результате возникла тема исследования: «На что надеются люди, прося помощи у иконы Божьей Матери, с надписью Утоли моя печали?»

Цель исследования

Узнать историю возникновения и названия иконы Божьей Матери, Утоли моя печали.

Задачи исследования

1. Как появился образ Божьей Матери;

2. Проанализировать, как и где появилась икона Божьей Матери, Утоли моя печали;

3. Откуда повелось это удивительное название «Утоли моя печали»?
4. Доказать, что икона Божьей Матери, Утоли моя печали является чудотворной;

Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: православие.

Предмет исследования: икона Божьей Матери, Утоли моя печали.

Гипотеза исследования

Возможно, что икона Божьей Матери, Утоли моя печали чудодейственная и помогает людям быть добрее и счастливее.

Методы исследования

Мною использовались следующие методы исследования: анализ; синтез; сравнение; обобщение, интервью.

II. Обзор литературы

Для самостоятельной работы я использовала источники:
1. Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. / Издательство «Дарь». – М., 2009. – 240с. Это особая и древняя книга, которая вместила в себя всю мудрость духовного развития и существования людей. Она издана по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Здесь в доступной форме идет повествование от сотворения мира до последнего земного дня жизни Богоматери.

2. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – М. : Просвещение, 2011. – 95с.

3. Интернет ресурсы, в которых я нашла информацию о интересующих меня сведениях: где впервые появилась икона Божьей Матери ,Утоли моя печали, почему ее так назвали, исторические факты, связанные с данной иконой.

2.1 Как появился образ Божьей Матери.

Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, с человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера — склонность к покою, задумчивости. Пресвятая Дева Мария есть в прямом смысле — Матерь Иисуса Христа и поэтому Матерь Божья.

Самым первым иконописцем, который оставил наиболее точный облик Богородицы, был святой евангелист Лука. Только в церковном месяцеслове числится около трехсот почитаемых икон Божией матери. Каждая имеет свое имя. Почти нет дня в году, чтобы этот день не был освещен празднованием той или иной иконы Божией Матери.

Исход великих исторических событий связан с чудотворным влиянием икон Богородицы. В Куликовской битве помогала Донская икона; в спасении Москвы от Тамерлана и при великом стоянии на Угре — Владимирская; в Смутное время при изгнании поляков из Москвы — Казанская; при утверждении правящей династии Романовых — Феодоровская; в Полтавской битве — Каплуновская. Но многие люди не сохранили этот святой образ, не сохранили и самих себя.

Русские люди к иконам Богородицы относились как к живой святыне, поэтому и давали им часто собственные имена, как человеку.

2.2 Как и где появилась икона Божьей Матери, Утоли моя печали.

Первая известная с XVII века икона «Утоли моя печали» находилась в белорусском городе Шклове в церкви Воскресения Христова. В старину здесь был женский монастырь, и предания о происхождении этой иконы, вероятно, хранились среди инокинь. Слава иконы простиралась далеко за пределы Могилевщины. В XVIII — начале XIX века издавались даже печатные листы с ее изображением. Но впоследствии небольшой Шкловский монастырь пришел в упадок, обезлюдел и в 1840 году был обращен в приходскую церковь. Местные жители по-прежнему почитали икону Богородицы, но не знали ее истории.

И, наверное, неслучайно самая древняя из дошедших до нас московских икон Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев второй половины XVII века. Ее считали самым точным и древнейшим списком с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Воскресенском монастыре города Шклова.

Первая икона на Руси с этим именем появилась в царствование Михаила Федоровича Романова. Икону принесли казаки, откуда неведомо, поставили в церкви святителя Николая, что на Пупышах в 1640. Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма, об иконе забыли, она была заброшена и находилась на колокольне с другими старыми иконами.

Ныне чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в храме во имя святителя Николая, «что в Кузнецах» (Николо-Кузнецкий).

2.3 Откуда повелось это удивительное название «Утоли моя печали»?

«Утоли моя печали»… Откуда повелось это удивительное, по-детски трогательное название?

Названия икон очень часто происходят из каких-то молитвенных текстов.

Для нашей же иконы самое близкое соответствие находят в следующем богородичном песнопении : «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли.» И действительно, очень многие списки иконы имеют на себе под­пись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни», или же «Утоли болезни и печали». Но все-таки в такой форме название далеко от первоначального. На самых старых списках надпись другая — «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей нашу икону, ее название поясняется так: «Образ Пресвятой Богородицы Утолимая, утоляет жестокие раны и правит сердца человеческие».

«Утолимая» означает «утоляющая», укрощающая. И, стало быть, Богородицу просили утолить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие.

На всех других известных списках иконы эта надпись или сокращена, или вообще изменена.

Известен и другой вариант этого названия: «Утоли печали» или «Утолимыя печали». Нетрудно догадаться, что именно из последней формы этого названия произошло последнее — «Утоли моя печали».

Редчайшее упоминание нашей иконы мы находим в рукописном сборнике «Солнце пресветлое», который ранее хранился в старообрядческом храме г. Клинцов, а сегодня — в библиотеке МГУ.

2.4 Чудотворность иконы Божьей Матери, Утоли моя печали .

Икона Божьей Матери Утоли моя печали встречается в нескольких вариантах. И какая из этого множества икон была прославлена как чудотворная? Возможно, ответ даёт сравнение её известных списков между собою.

На разных известных иконах этого типа Божия Матерь сморит то влево, то вправо. Её пальцы, то ли прикасаются к лику, то ли сложены в молитве. В 1758 году вышел указ Синода, который поручил специальным комиссиям осмотр икон во всех храмах и монастырях. «Неискусно написанные», то есть, изображающие двуперстное сложение иконы было велено изымать. В это время написать образ с двуперстным сложением было невозможно. И иконописцы делали всё, что могли сделать: один из них наполовину скрыл ладонь, так что жест вроде бы остался, но смысл его стал понятен только знающим.

Таким образом, мы подошли к наиболее вероятному объясне­нию того, что саму икону написали заново. Чудотворной могла считаться первоначально написанная икона, где Божия Матерь смотрит влево.

Сегодня все те внешние вещи, на самом деле, ушли в прошлое, оставив лишь горькие исторические воспоминания и след на образах.
Лежать бы ей многие – многие годы, но сама Матерь Божья напомнила людям о забытом образе, и вот как это произошло. Жила тогда одна знатная и богатая женщина. Всё у неё было: и прекрасный дом, и сад, и множество слуг. Но была она очень несчастна, потому что много лет страдала тяжелой болезнью. Руки и ноги ее не двигались. Много раз она обращалась к врачам, но не получила от них помощи. Шло время, силы уходили, и уже казалось, близка последняя минута. Но женщина имела еще одно главное богатство – веру в Бога. И вот, однажды, уснув после горячей молитвы, услышала она во сне дивный голос: «вели отвезти себя в Москву, там есть образ Божьей Матери, с надписью – Утоли моя печали. Молись перед ним и получишь исцеление.» Наутро больная сообщила о своём видении родным и попросила отвезти её в Москву. И вот, наконец, Москва и храм, что указан ей во сне, но ни одна икона из этого храма не была похожа на ту, о которой говорила Богородица. Тогда решили принести самые старые, уже потемневшие образа. И тут случилось чудо, как только икона Утоли моя печали была внесена в церковь, больная, которая уже не в силах была даже разговаривать, воскликнула: «Она, она, она!». А потом, перекрестившись, почувствовала в себе столько сил, что сама без всякой помощи смогла встать на ноги, и это чудо свершилось 25 января ( 7 февраля по н.с). С тех пор установлено с 1760 года празднование в честь иконы Утоли моя печали.

25 сентября 1765 список иконы «Утоли моя печали» был привезен в Санкт-Петербург и прославился там чудесами.

Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. В честь избавления от эпидемии был установлен обычай ежегодного ношения ее по городам и селам губернии. Позднее эти свидетельства были уничтожены огнем во время пожара.

К чудотворной иконе «Утоли моя печали» люди бросают записки с молитвенными просьбами, веря, что Богородица их услышит. Мужчина поведал о странном случае, что произошел с ним возле этой иконы. Он так пристально смотрел на прекрасный образ, что Богородица на иконе … зажмурилась. Тогда мужчина упал на колени, вымаливая прощения, и она снова открыла глаза.
Можно по-разному относиться к таким историям. Но если мы не в силах объяснить их, не означает, что их нет.

В Москве прославились чудотворениями эти иконы в четырех храмах: во имя святого Иоанна Крестителя; во имя святых апостолов Петра и Павла; во имя святителя Тихона у Арбатских ворот; во имя преподобного Сергия, что на Рогожской.

  1. Результаты исследования.

    1. Как икона Богоматери, Утоли моя печали, попала в Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Изучая литературу по данному вопросу, я решила для себя узнать, а есть ли в храмах нашего района эта удивительная икона. Я съездила в п. Подосиновец в Храм Рождества Пресвятой Богородицы и пообщалась с Отцом Константином. Он мне рассказал, что икона Божьей Матери, Утоли моя печали, действительно есть в этом храме. В 90х годах эту и многие другие иконы привезла в Ново – Яхреньгскую церковь Боброва Валентина Алексеевна. Их пожертвовали жители села Шолга. Осенью 2007 года церковь ограбили. Уцелевшие иконы, в том числе и икону Божьей Матери, Утоли моя печали, в срочном порядке вывезли в райцентр. 4 иконы были переданы в Храм Рождества Пресвятой Богородицы, а остальные переданы в Краеведческий музей п. Подосиновец. Вот так эта икона и оказалась в Храме. К сожалению, документальных записей у работников Храма нет, и они не знают, у кого именно находилась эта икона. Отец Константин показал, где она расположена.

    1. Отзывы прихожан Храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Так же я пообщалась с библиотекарем Храма Понагушиной Ниной Алексеевной. Ей приходилось наблюдать, как люди, мужчины и женщины, подходят к иконе Утоли моя печали и молятся перед ней, прося помощи в скорби, а, может, благодарят за радость в жизни. Нина Алексеевна рассказала о себе, что когда в её жизни случилась беда, умер муж, она сама подходила к этой иконе и просила облегчения страданий. «И на душе становилось легче, высыхали слёзы, чувствовалось спокойствие и умиротворение….» Общение с Богоматерью через образ на иконе помог ей справится с печалью и утратой в её жизни.

    1. Исследование иконы: школа, время создания, канон.

Исследования икон проводятся на основе сравнения с другими уже известными и определенными. При помощи сравнения определяется школа, время создания, соответствие канону.

Икона Божьей Матери, Утоли моя печали, находится справа в 1м зале. Список иконы сделан на дереве без оклада. На доске имеются небольшие утраты. Икона поедена шашелем, в некоторых местах красочный слой утрачен до доски. По торцам доски видны следы от гвоздей (видимо, был оклад, об этом же свидетельствует надпись, приведенная выше). Такие надписи встречаются на иконах, которые сдавались в иконописную мастерскую на подновление и другие работы.

В результате иконографического исследования можно сделать вывод, что эта икона написана в стиле Ветковской школы. XIXв. На это указывают типичная для Ветки цветовая гамма («цвечения золота», «в проскребку», когда писали по золоту или охре яркими красками), характерное письмо ликов. Нимбы выполнены в виде точечного орнамента, а также способом «цировки», иногда по западному типу: с помощью сочетания прямых и зигзагообразных лучей. Можно предположить, что время создания приблизительно XIXв. Икона принадлежит к каноническому виду «Одигитрия», указывающая путь ко спасению через Сына — Спасителя.

Я рассказала об этой иконе ребятам в классе и составила кроссворд

на тему «Икона».

Заключение.

Подводя итог исследования, я пришла к следующему выводу, что моя гипотеза подтвердилась: а именно, икона Божьей Матери Утоли моя печали действительно может творить чудеса, делая людей более сердечными и счастливыми, главное — раскрыть своё сердце для веры и чистой молитвы. Работа для меня оказалась очень интересной и полезной. Я научилась самостоятельно находить, сравнивать и анализировать документальные и литературные источники. Познакомилась с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Пришла к выводу, что нужно стремиться быть терпимей и добрее к окружающим меня людям.

И свою работу я хочу закончить словами Патриарха Алексия II, сказанными им в свое последнее посещение Николо-Кузнецкого храма, в 2007 году, на праздничном богослужении:

» Если сегодня спросить у каждого из нас, были ли у нас какие-либо скорби и печали, то все ответят утвердительно. Но, прибегая к Богородице и молясь Ей перед Ее иконой, мы неизменно получаем утоление, облегчение наших печалей и жизненных трудностей. К Ней на протяжении веков прибегают православные христиане со своими страданиями и печалями, и Она никогда не оставляет никого без Своей благодатной поддержки и руководства».

Список использованных источников информации

1. Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. / Издательство «Дарь». – М., 2009. – 240с. Это особая и древняя книга, которая вместила в себя всю мудрость духовного развития и существования людей. Она издана по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Здесь в доступной форме идет повествование от сотворения мира до последнего земного дня жизни Богоматери.

2. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – М. : Просвещение, 2011. – 95с.

3. http://starovery.ucoz.ru/publ/17-1-0-62

4. http://богородица.рф

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)

ОПК – ком­плекс от­рас­лей, пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций, со­став­ляю­щих спе­ци­фи­че­ский сек­тор эко­но­ми­ки, ко­то­рый пред­на­зна­чен для удов­ле­тво­ре­ния во­ен­ных по­треб­но­стей го­су­дар­ст­ва. Кри­те­рий вы­де­ле­ния во­ен­но­го про­из­вод­ст­ва в со­ста­ве ОПК и все­го об­ще­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва – фак­ти­че­ское ис­поль­зо­ва­ние соз­дан­ных то­ва­ров или ус­луг, не­за­ви­си­мо от их на­ту­раль­ной фор­мы, фор­мы соб­ст­вен­но­сти и ве­дом­ст­вен­ной при­над­леж­но­сти пред­при­ятия. Ста­ти­сти­ка от­но­сит про­дук­цию двой­но­го при­ме­не­ния к во­ен­ной про­дук­ции в той ме­ре, в ка­кой она по­сту­пает в сфе­ру обо­ро­ны и ис­поль­зу­ет­ся в ней. Дей­ст­вую­щие в этой сфе­ре пред­при­ятия и ор­га­ни­за­ции, объ­е­ди­няе­мые по ве­дом­ст­вен­ной при­над­леж­но­сти, це­ле­во­му пред­на­зна­че­нию, фак­ти­че­ско­му ис­поль­зо­ва­нию про­дук­ции, про­из­вод­ст­вен­но-тех­но­ло­ги­че­ским осо­бен­но­стям её из­го­тов­ле­ния, нау­ко­ём­ко­сти, фор­ме соб­ст­вен­но­сти, стра­те­ги­че­ской зна­чи­мо­сти и иным при­зна­кам, важ­ным с точ­ки зре­ния при­ня­тия прак­ти­че­ских ре­ше­ний, име­ют осо­бые ин­те­ре­сы.

60 тем для проектных и творческих работ на уроках ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» в 4-х классах (уроки №№ 31-34 в календарно-тематическом планировании)

60 тем для проектных и творческих работ на уроках ОРКСЭ,

модуль «Основы православной культуры» в 4-х классах

(уроки №№ 31-34 в календарно-тематическом планировании)

Примерные темы сочинений:

  1. «Значение религии в жизни человека и общества»

  2. «Как я понимаю православие»

  3. «Крещение Руси как начало великой русской культуры»

  4. «Мое отношение к людям»

  5. «Мой добрый поступок»

  6. «Что такое благородство?»

  7. «Зачем творить добро»

  8. «Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

  9. «Мое отношение к миру»

  10. «Мое отношение к России, родине»

  11. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд в мирное время, в тылу, ратный подвиг, творчество и др.)»

  12. «Мой дедушка – защитник Родины»

  13. «Герои России»

  14. «Что такое подвиг?»

  15. «Возможен ли подвиг в мирное время?»

  16. «Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

  17. «Мой друг»

  18. «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

  19. «Что такое этика?»

  20. «Как я понимаю золотое правило этики?»

Примерные темы (творческих) исследовательских работ:

  1. Основы православной культуры – Библия и Евангелие

  2. Иллюстрируем дни творения

  3. 10 заповедей

  4. Отражение заповедей в литературных произведениях для детей

  5. Суть православного поведения

  6. Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»

  7. Что такое совесть?

  8. Забота о своей душе и о пользе ближнего моего

  9. Милосердие и сострадание

  10. Как отличить добро от зла?

  11. Заповеди блаженства

  12. Герои России

  13. Святой праведный воин Илья Муромец

  14. Русские святые-воины. Александр Невский

  15. Русские святые-воины. Дмитрий Донской

  16. Русские святые-воины. Адмирал Фёдор Ушаков.

  17. Моя семья в годы Великой Отечественной войны

  18. Как христианство пришло на Русь?

  19. Учение Христа

  20. Место религии в жизни человека и общества

  21. Хоровод национальностей

  22. Наши имена

  23. Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)

  24. Шедевры православной культуры

  25. Храмы России

  26. Православные храмы

  27. Православный храм, как произведение архитектуры

  28. Экскурсия в православный храм

  29. Колокольные звоны на Руси

  30. Православные святыни

  31. Православные иконы

  32. Православные праздники

  33. Православные праздники в искусстве

  34. Православные религиозные традиции

  35. Православные традиции русской семьи

  36. С чего начинается Родина?

  37. Святые в отношении к животным.

  38. Христианское отношение к природе

  39. Кухни народов России

  40. Что нового я узнал на уроках ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

О том, чтобы ввести религию как школьный предмет, разговоры ходят давно. На том, чтобы включить основы своей религии в школьный план, конечно же, настаивают главы конфессий. Но дальше разговоров раньше дело не доходило. Оно и понятно: Россия — слишком многоконфессиональна, чтобы всем детям изучать только одну определенную религию. Но теперь основы православной культуры (ОПК) уже изучают в 15 регионах. И в некоторых из них ОПК — обязательный предмет, такой же, как математика с русским языком.

Сейчас педагоги, чиновники и представители других конфессий бурно обсуждают, насколько законно заставлять детей изучать именно православие, а не основы религий вообще. Дело в том, что ввести уроки православия на федеральном уровне, то есть одновременно во всех регионах, запрещает Конституция. Но по Закону «Об образовании» местные чиновники имеют право вводить у себя так называемый «региональный компонент». Так и сделали в ряде областей: основы православия включили в учебный план, и теперь православные священники 1 — 2 раза в неделю приходят в школы и ведут уроки.

Хотя, судя по социологическим опросам, в том числе и по мнению наших читателей (см. опрос «КП»), даже верующие православные люди не всегда согласны, чтобы их ребенок знакомился с основами религии на школьной скамье.

Где преподают

В Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях православные уроки будут обязательными. А в Рязанской, Тверской, Московской, Курской, Самарской, Владимирской, Новгородской, Свердловской, Архангельской областях и в Республике Мордовия основы православной культуры преподаются факультативно, то есть во внеурочное время и по желанию учеников.

Андрей РЯБЦЕВ

ВОПРОС ДНЯ

Нужна ли в наших школах религия?

Диакон Андрей КУРАЕВ, профессор Московской духовной академии:

— Не нужно путать эти уроки с преподаванием Закона Божия. Речь идет лишь о появлении культурологических факультативов. Школы сами вправе определять, какой вводить предмет: православную культуру или культуру древних ацтеков.

Владимир ВИНОКУР, юморист:

— В обязательном порядке — нет, но если есть желающие, пусть ходят на такие занятия. Мне кажется, что наши дети и так все грамотные, в Интернете сидят. И содержание Библии без уроков православия неплохо знают.

Андрей САВЕЛЬЕВ, депутат Госдумы:

— Да. Поскольку вера — это основа нашего национального мировоззрения. И задача государства — вернуть основы религиозного воспитания в наши школы.

Борис НЕМЦОВ, политик:

— Это прямое нарушение Конституции. В Израиле тоже заставляют школьников изучать иудаизм, что, на мой взгляд, неправильно. Чем больше человеку пытаются что-то навязать, тем сильнее у него от этого предмета отторжение.

Александр ДУГИН, лидер Евразийского движения, директор Центра геополитических экспертиз:

— Нужна. Эти уроки — не просто знакомство с религией, но и с историей России, с этикой нашей страны. Жаль, что предмет не будет обязательным во всех школах.

Павел КРАШЕНИННИКОВ, глава Комитета Госдумы по законодательству:

— Такие уроки — плохая услуга для любой конфессии. Тем более если на них еще и будут ставить оценки.

Антон ТИХОЛЕССКИЙ, учитель истории, Владимир:

— В наших школах нужно все, что поможет вложить в головы учеников хоть какое-то представление об окружающем мире, чтобы не путали Бога с Ван Гогом, а Ван Гога с Ван Даммом.

Олег МИТВОЛЬ, замглавы Росприроднадзора:

— Учитывая, что страна у нас многоконфессиональная, то только если будут преподаваться «Основы всех мировых религий». Месяц рассказывают о православии, затем — о мусульманстве, иудаизме. И такие вещи должна решать не школа, а родители и дети.

Юлия, читательница сайта WWW.KP.RU из Архангельска:

— Уроки религии в качестве факультатива могли бы помочь ребенку понять, насколько важна ему вера!