Православие и нло

Об НЛО — мнение православного священника

НЛО — популярная тема прошлых лет. Мнения о «летающих тарелках» многообразны и противоречивы до сих пор.
Однажды мне довелось побеседовать на тему НЛО с православным священником Андреем Березиным. Он так же является преподавателем Духовной семинарии в Нижнем Новгороде.
Я попросил отца Андрея объяснить, как относится к феномену НЛО православная церковь.
* * *
— Отец Андрей, наверное, с развитием космонавтики люди стали чаще задумываться о том, что где-то во вселенной тоже могут быть разумные цивилизации? А тут как раз НЛО… Многие увидели в них братьев по разуму.
— Ну, потом даже какой-то бум разгорелся. Об этом очень много говорили. Были периоды затишья темы НЛО в нашей печати, потом интерес к этому феномену снова возрастал. На западе это муссировалось порой очень обширно. Бог есть творец всего, и кроме того, что он создал, ничто более не существует. Мне кажется, что если в Священном Писании прямо не говорится о существовании, кроме ангелов и людей, еще каких-то разумных существ, созданных Богом, это нас должно насторожить: а все ли мы здесь воспринимаем правильно?
— А как вы относитесь к тому, что многие исследователи пытались найти скрытое описание НЛО в Библии: различные знамения в видео огненных столбов, сигарообразных облаков и тому подобное? Так, например, этот феномен часто пытаются увидеть в явлении Бога Моисею на горе Синай в дыму и огне (книга Исход, гл., 19, ст. 16, 18-20).
— Те ссылки на Священное Писание, которые некоторые уфологи пытаются приспособить к своим теориям, по-моему, совершенно несостоятельны, потому что они ссылаются на определенные второстепенные моменты и на этом основании пытаются что-то подогнать под свою идею. Огненный столб может образоваться и от взрыва, а дымное облако химическим путем. Я не вижу вообще никаких аналогий в данных ссылках на Библию и считаю, что в ней таких ссылок нет.
— Вы хотите сказать, что в Библии вообще каждый может найти все, что захочет?
— Может быть, это и так, если будут искать то, что захотят, а не то. Что следует. Но так делать нельзя. Священное Писание должно пониматься не так, как каждому захочется, а так, как Господь велит его понимать. У нас есть Священное Предание на основе ветхозаветных пророков, а также отцов церкви. Там говорится о том, как нужно понимать Библию.
— Понятно. А если, не имея ввиду НЛО, предположить, что где-то в космосе существуют некие разумные существа? Каково будет к ним отношение Православной Церкви?
— Если бы Господь создал где-то еще, помимо ангельского и человеческого мира, мир других разумных существ и если бы их бытие пересекалось с человеческим бытием, то я думаю, что об этом все равно упоминалось бы в Священном Писании. А раз этого нет, то лучше не фантазировать на данную тему.
— В последнее время НЛО превращается в своеобразный культ. Например, в популярном фильме американского режиссера Стивена Спилберга «Тесные контакты третьего рода» эта вера в пришельцев становится почти религиозной.
— Массовые явления НЛО стали наблюдаться не столь уж давно. В истории мы может найти нечто подобное, но это были какие-то единичные факты. А в от такого массового их явления еще никогда не было. Могу порекомендовать книгу современного американского православного ученого иеромонаха Серафима Роуза «Православие и «религии будущего». Там он достаточно исчерпывающе пишет об этом. То есть при соответствующем анализе пришли к выводу, что феномен НЛО никак не связан с инопланетянами, что он отрицателен, судя по его действиям от контактов с ним. Более того, добросовестные исследователи, которые многие годы занимались этим феноменом, сделали очень интересный вывод: феномен НЛО нематериален. Хотя как будто бы действительно: материальный объект, места посадок НЛО и так далее.
Но ведь… бесы тоже нематериальны, понимаете? Церковь нам говорит однозначно, что все эти НЛО — проявление бесовщины. Можно задаваться вопросом, а на сколько оправданы такие выводы? Ну, оправданы, конечно. Об этом очень многое написано. Бесы могут материализоваться. Бес — это падший ангел, это духовное существо, но со знаком «-«. И если в былые времена они принимали вид каких-то неприятных животных или даже человека, то сегодня, похоже, просто идет подыгрывание под то, что человечеству больше импонирует. Приятно думать об инопланетянах, о том, что они сыграют какую-то роль в спасении человечества. Это, естественно, не отрицает само по себе Господа Бога. Но получается, что они идут параллельными путями? Уж если бы Богу угодно было с помощью неких разумных существ сделать нечто для человечества, неужели бы об этом не было написано в Библии? Было бы, конечно. А если понимать это так, что они независимо от Бога хотят что-то сделать… Это абсурд. Сейчас, вы знаете, есть НЛО-контактеры. Они общаются с высшим, по их словам, разумом, записывают, что он им говорит. Личные контакты, другое какое-то общение с НЛО — это всегда печальный результат. Серафим Роуз об этом же говорил в своей книге. Поэтому можно сделать вывод: бесы просто подыгрывают под то, на что больше всего клюнет человек. Когда-то это был спиритизм, сейчас НЛО. И все это вредно для человека. И при желании узнать что-то большее нужно обращаться к православным источниками. Там есть мнение и компетентных ученых, и богословов. Все сказанное об НЛО — не только моя точка зрения, это точка зрения всей Православной Церкви.
— А вы в своих проповедях говорите о подобной опасности для человека?
— Ну, конечно, говорил в свое время. Но я, думаю, что сейчас люди такими вопросами не задаются. По-моему, для них все понятно.
— Спасибо. Будем надеяться, что этот разговор будет интересен читателям.
2001 г.

55 принципов христианской жизни

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко (1939–2015) более полувека прослужил священником Православной Церкви в Америке. Считался в США одним из лучших православных проповедников. Защитил докторскую диссертацию по богословской тематике. Много лет преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии догматическое и пастырское богословие. Он стал преемником отца Иоанна Мейендорфа на посту декана семинарии. 10 лет работал деканом, в конце жизни стал почетным деканом семинарии. Воспитал пятерых детей. Отец Фома написал множество статей и книг о христианской вере и жизни. Портал «Православие.Ru» публиковал размышления отца Фомы на тему «Бог и человек в Православной Церкви». Отец Фома был постоянным автором православного радио «Древняя вера».

Однажды, когда счёт проведенных им у алтаря лет перевалил за 40, его попросили вкратце рассказать, что такое христианская жизнь и какие правила и принципы жизни характерны для верующего человека. В ответ отец Фома сформулировал 55 простых принципов и прочёл их на радио «Древняя вера». Эти принципы широко разошлись по Интернету в незначительно отличающихся редакциях. Предлагаем читателям портала Православие.Ru русский перевод этого замечательного текста. В упомянутой радиопередаче отец Фома свои принципы зачитывал, а комментировал устно, экспромтом.

Протопресвитер Фома Хопко

1. Доверяйте Богу во всем и будьте всегда с Христом.
Никогда не забывайте Бога.

2. Молитесь, как можете, а не как – по вашему мнению – должны бы молиться.
Молитва зависит не только от нашего желания, но и от благодати Божией, от того, как Бог даст помолиться. Для христианина это может означать: молиться в своем сердце, молиться у себя дома, молиться в храме.

3. Пусть ваше молитвенное правило будет таким, чтобы у вас хватило сил не бросить это правило.
Нельзя молиться только тогда, когда хочешь. Нужно понуждать себя на молитву в течение дня. Для молитвы требуется самодисциплина.

4. Произносите «Отче наш» каждый день по несколько раз.
Когда едете в транспорте, идете на работу или учебу, перед обедом и перед сном. Эту молитву дал нам Господь. Она короткая, но вмещает всё, о чем нужно молиться, – рядом с Христом распятым, воскресшим и прославленным.

5. Молитесь краткими молитвами, когда ум ничем не занят.
Это может быть молитва «Господи, помилуй», или молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или просто «Господи!»

6. Во время молитвы иногда делайте поклоны.
Святой Ефрем утверждал: «Если твое тело не трудится во время молитвы – значит, ты не молишься». В молитве действует не только ум и чувства, но и тело – весь человек.

7. Ешьте вкусную пищу умеренно, поститесь в постные дни.
Избегайте вредной для вас пищи, избегайте какого-либо вреда от пищи. Когда поститесь, делайте это втайне.

8. Упражняйтесь пребывать в тишине, внутренней и внешней.

9. Проводите в абсолютной тишине каждый день по несколько минут.
Выключите все устройства. Откройтесь Богу. Не размышляйте ни о чём. Следите за помыслами, которые приходят, обращайте их к Богу.

10. Делайте тайно дела милосердия.
Просто какие-то добрые дела. И чтобы никто не знал о них.

11. Регулярно приходите на церковные службы.
Приходите в храм. Постойте. Помолитесь. Не отвлекайтесь на людей. Конечно, учитывайте, что вокруг вас тоже люди, но пришли вы сюда на богослужение.

Протопресвитер Фома Хопко

12. Исповедуйтесь и причащайтесь регулярно.
Участвуйте в таинствах, этим живет Церковь.

13. При вторжении навязчивых помыслов и чувств не идите у них на поводу, сразу отсекайте их.
Если вы примете греховные помыслы, они вами завладеют, и вы совершите грех. Нужно с самого начала отсекать помыслы.

14. Обсуждайте ваши мысли и чувства с человеком, которому доверяете; делайте это регулярно.
Как правило, этот человек – пастырь, духовный отец или мать, старец. У каждого христианина должен быть такой человек, который знает всё о нём, о происходящих в его жизни событиях.

Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем

15. Читайте Священное Писание постоянно.
Читайте не для того, чтобы поспорить с кем-то, продемонстрировать библейские цитаты. Относитесь к Писанию как к духовной пище для поддержания сил. Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем. Невозможно жить, не принимая пищи.

16. Читайте хорошие книги, понемногу, в специально отведенное для этого время.
Не проглатывайте их одну за другой. Не читайте, чтобы получить право заметить: «Я это прочел». Читайте книги медленно. Время от времени перечитайте книгу снова, два или три раза, чтобы воплотить в жизнь написанное в книге.

17. Культивируйте общение со святыми.
Знакомьтесь с теми людьми, кто в истории Церкви просиял как святой. Знакомьтесь с теми, кто проповедовал, учил, страдал, умер, жил как христианин. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Кто не подражает святым, тот глуп. Но глупец и тот, кто, подражая, копирует все особенности жизни другого человека». Мы не можем скопировать жизнь святых, но можем чему-то учиться у святых.

18. Будьте просто человеком, представителем рода человеческого.
Никогда не говорите: Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18: 11). Старайтесь быть как прочие люди. Чехов подчеркивал, что всё нарочито неординарное – от лукавого.

19. Будьте вежливы со всеми, в первую очередь – с родственниками.
Порой мы чувствуем, что с членами нашей семьи мы грубы, а с посторонними людьми дружелюбны. Нет уж! Будьте добры для начала с самыми близкими для вас людьми.

Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище

20. Поддерживайте в доме чистоту и порядок.
Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище. Нам не надо становиться фанатичными поклонниками стерильной чистоты. Но нужно иметь мудрый порядок, по крайней мере там, где мы живем и обедаем, и особенно там, где молимся.

21. Имейте здоровое и полезное хобби.
Развивайте свой ум, займите ум тем, что просто дарит вам чистую радость.

22. Регулярно упражняйтесь.
Надо двигаться.

23. Проживайте день или хотя бы часть дня вовремя.
Не застревайте в прошлом. Не забегайте в будущее. Святой Венедикт советовал: «Делайте то, что делаете сейчас. Будьте там, где вы есть». Что хочет Бог, чтобы я сделал прямо сейчас? Не сегодня вечером, не завтра утром, не вчера, а прямо сейчас.

24. Будьте полностью честны, прежде всего, перед самим собой.
Величайший грех – это ложь. А величайшая ложь – это ложь о Боге, ложь обо мне и Боге. Будьте честны до конца.

25. Будьте добросовестны в мелочах.
Господь Иисус это заповедал. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Кто был неверен в малом, потеряет и то малое, которое имел. В Евангелии от Луки Господь сказал еще резче: неверный в малом потеряет и то малое, которое он думал, что имеет (ср. Лк.16, 10). Поэтому – верность в самом обыкновенном, в мелочах.

26. Делайте свою работу, после чего забывайте о том, что сделали.
Не носитесь с этим потом… Будьте внимательны к тому, что делаете сейчас, сфокусируйтесь на текущем моменте жизни.

27. Самое трудное и неприятное делайте в первую очередь.
Мы расположены делать сначала самое легкое и приятное, а все прочее откладывать на потом. Попытаемся действовать наоборот – самое скучное считать первоочередным.

28. Стойте лицом к лицу с реальной жизнью.
Не живите фантазиями. Есть русское присловье: «Бог живет повсюду, но только не в мире фантазий и вымыслов».

29. Будьте благодарным человеком.
Будьте благодарны – за всё.

30. Будьте жизнерадостным человеком.
Ведите себя как неунывающий человек, даже если вы не чувствуете в себе бодрости. Особенно при других людях.

31. Будьте простым, спокойным человеком, храните в себе сокровенное и не считайте себя великим человеком.
Святые отцы говорят: «Не старайся, чтобы ты стал известен людям, если хочешь, чтобы ты стал известен Богу». Еще раз: простота, сокровенность, тихость, малость.

32. Никогда не старайтесь приковывать к себе внимание окружающих.
Никогда сознательно не привлекайте внимание к себе. Где бы вы ни были, делайте, что остальные делают. Особенно в храме. Святой Амвросий сказал это матери блаженного Августина – святой Монике. Она спросила: «Что мне делать по прибытии в Рим?» Святой Амвросий ответил: «Когда будешь в Риме, делай то, что римляне делают». Постись, когда римляне постятся. Вставай, когда они встают, пой, когда римляне поют.

33. Слушайте, когда люди говорят вам что-то.
Быть внимательным к другим людям – это одно из величайших дарований. Проснитесь и слушайте, когда вам что-то говорят.

34. Будьте активны и внимательны.
На 100% присутствуйте там, где вы находитесь – зоркость, бдительность, сосредоточенность.

35. Думайте и говорите о чём-то не больше, чем это нужно.
Мы должны говорить, только когда нужно что-то сказать. Писание учит нас говорить, только если нам что-то сказали. Отцы заметили: «Мы часто каемся в том, что сказали лишнее. И редко – в том, что хранили молчание». Иногда мы обязаны нечто сказать. Однако мы должны думать и говорить о чём-то не больше, чем это необходимо.

36. Когда надо что-то сказать, говорите просто, ясно, твердо, напрямую.
Ничего лишнего, никаких слов на ветер. Еще раз: простота – вот наше правило.

37. Избегайте нездорового отношения к событиям, – когда вы воображаете себе что-то, фантазируете, пытаетесь проанализировать и разобраться во всём.
Усвоим раз и навсегда: прекращаем любые попытки разобраться во всём на свете. Бог может просветить наш ум и дать нам прозорливое созерцание сути вещей, но сами мы не можем математически просчитать, разобраться во всём этом. У нас нет таких возможностей, и не стоит пытаться.

38. Бегите от плотских, сексуальных соблазнов, как только они появляются, в тот же миг.
Нельзя вступать в собеседование и спор со страстью блуда, прелюбодеяния и плотской безнравственности. Страсть всегда найдет способ победить, всегда подберёт аргументы в свою пользу. От похоти следует убегать прочь при первом же её появлении.

39. Не жалуйтесь, не ворчите, не ропщите, не хнычьте.
Всю жизнь мы учимся видеть наши прегрешения, обращать внимание на себя, а не на ошибки других людей: именно это делает человека ворчливым.

40. Не ищите и не ждите от людей жалости или похвалы.
Нам постоянно хочется от других слышать: «Как вы чудесно выглядите» или: «Боже, как вам тяжело». Попытаемся так себя вести, чтобы избегать слов жалости и похвалы от других людей.

41. Не сравнивайте себя с другим человеком.
На Страшном Суде нам не предъявят график со сравнительными духовными показателями у разных людей. Бог не сравнивает нас друг с другом. Каждый из нас стоит перед Богом, исходя из того, кто мы такие на самом деле, что нам было дано, каково было наше призвание.

42. Не осуждайте – кого бы то ни было, за что бы то ни было.
Это не значит, что надо восклицать: «Все люди прекрасны и добры». Это неправда. Тем не менее мы людей не осуждаем. Не заставляем их понервничать, не указываем им постоянно, что им следует делать. Что они делают, мы тоже делаем, мы тоже не без греха. Мы свидетельствуем другим людям, во что мы верим – своими поступками; тем, что мы делаем. Итак, мы не осуждаем, а если все-таки осуждаем, тогда Господь будет нас судить таким же судом.

Раз и навсегда: перестаем учить других людей

43. Не пытайтесь переубеждать людей.
Раз и навсегда: перестаем учить других людей. Надеюсь, сейчас я не пытаюсь вас учить. Мне просто хочется сказать: «Я думаю – так, и это так и есть на самом деле. А теперь вы можете с этим делать, что посчитаете нужным. Не хочу вас переубеждать или переспорить. Я только могу принести своё свидетельство, по библейскому выражению». У меня нет специальной цели – обратить, переориентировать других людей. Это относится даже к проповеди Евангелия. Мы здесь не для того, чтобы обращать народ. Мы здесь, чтобы донести до людей радость победы Божией во Христе. Какое они примут решение, останется между ними и Богом.

44. Не упражняйтесь в самооправдании, не вставайте в защитную позицию.
Святые говорят: «Кто пытается оправдать сам себя, тот совершает самоубийство». Нам не требуется самооправдание. Бог нас оправдает. Не нужно защищаться. Бог – наш Защитник.

45. Будьте водимы Богом, а не людьми. Будьте привязаны к Богу, а не к людям.
Мы не позволяем другим людям определять ход нашей жизни. Бог определяет нашу жизнь. Даже самые близкие люди не должны определять нашу жизнь: наши родители, жена или муж. Только Бог определяет, кто мы, ход нашей жизни связан с Божиим предведением.

Протопресвитер Фома Хопко с супругой 46. Принимайте критику с благодарностью и тщательно проверяйте, насколько она справедлива.
Мы не обязаны воплощать в жизнь все критические замечания, адресованные нам. Порой критика бывает ложной. И всё же мы должны приветствовать критику, быть благодарны за неё, проверять её. Святой Иоанн Златоуст говорил, что когда нас в чём-то обвиняют, и мы не считаем эти обвинения справедливыми, то стоит принимать критику, как заслуженную нами, и делать из нее практические выводы. В этом случае мы не совершим ошибки. Если наши обвинители правы, то мы покаялись и порадовали их. Если наши обвинители неправы, то мы постыдили их.

47. Давайте совет, только когда его спрашивают или когда посоветовать – ваша обязанность.
Это очень важно. Не ходите, раздавая направо и налево бесплатные советы и консультации. Если люди спрашивают нас, мы отвечаем. Меня попросили: «Отец Фома, расскажите об этом на радио “Древняя вера”». Отвечаю: «Хорошо, раз вы интересуетесь». Если нас спросили, тогда ответить – наша обязанность (родителей, пастырей), наша работа (преподавателей).

48. Не делайте за других людей то, что они могут и должны делать для себя сами.
Нехорошо делать что-то для других, если они сами должны это делать. Поступая так, мы отнимаем у них кусок их жизни. Лучше помочь людям сделать для себя то, что они обязаны сделать – и не делать это вместо них. Сейчас многие люди просто не могут делать для себя то, что им нужно делать.

49. Составляйте расписание ваших дел на день, стараясь избегать чудачеств и капризов.
Святые отцы учат нас, что идиоритмия (жизнь по собственному усмотрению), исполнение прихотей и капризов, является причиной всех наших падений. Нам надо быть более дисциплинированными. Следует иметь для нашей жизни правило и стараться следовать ему. Конечно, это правило не является железным законом. В каком-то смысле правило вырабатывается для того, чтобы в будущем это правило изменилось или же отменилось, но сейчас мы нуждаемся в этом правиле. Каждый раз на ночь мы рассказываем себе, как будет строиться наш завтрашний день, и наутро мы стараемся следовать нашему правилу, нашему расписанию.

Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог

50. Будьте милосердны к себе и другим.
Разумеется, мы обязаны быть милостивыми к другим, но и к себе тоже. Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог, ведь впадать в отчаяние – наихудший грех. Нам надо жить – по милости Божией, до последнего дня жизни. Надо брать на себя ответственность за свои поступки, но не стоит накидываться на себя с руганью и казнить себя. Бог не хочет этого. Это не добродетель. Бог хочет нашего покаяния, а не самоедства или самобичевания.

51. Ничего не ожидайте, кроме свирепых искушений до последнего вздоха.
Это мысль святого Антония: «Истинный мудрец отличает правильное от неправильного, хорошее от плохого, истинное от ложного. И всеми силами стремится к доброму, истинному, прекрасному, но в полной готовности ожидает искушений, проверок, испытаний. И так до последнего вздоха». Он сказал, что никто не может войти в Царство Божие, не будучи искушен; без искушения нет спасения. Иов сетовал, что вся жизнь человеческая на земле – это испытание. Мы подвергаемся искушениям ежеминутно, будем к этому готовы. Не стоит рассчитывать, что мы окажемся вне зоны досягаемости для искушений. Мы не молимся Богу, чтобы Он избавил нас от наших крестов. Мы просим сил, чтобы нести свои кресты. Бог не искушает никого. Но по Промыслу Божию мы подвергаемся испытаниям постоянно. И в этих условиях спасение становится по-настоящему нашим, и мы можем победить – благодаря Христовой победе.

Размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном

52. Сосредоточивайтесь на Боге и на свете, а не на тьме, искушении и грехе.
Это классический подход: наполняйте свою жизнь хорошим, не позволяйте плохому загипнотизировать вас. Не зацикливайтесь на размышлениях о злом. Настойчиво размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном.

53. Переносите ваши духовные испытания и ваши неудачи невозмутимо, призывая Божию милость.
Вот что чрезвычайно важно. Святой Серафим Саровский говорил: «Стяжание Святого Духа дает человеку замечать свое убожество и при этом не терять умиротворенности, потому что он знает, что Божия милость выше его убожества». Апостол Павел писал: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Не дадим дьяволу порадоваться дважды, посрамим его, встав после нашего падения. Будем переносить наши немощи и провалы со спокойствием. Их следует ожидать. Их не следует допускать, не следует считать их чем-то допустимым, но приготовимся к тому, что они будут. Мы не Бог, мы не безгрешны.

Сколько раз падаем, столько раз и встаём

54. Когда мы падаем, мы сразу встаем и снова начинаем путь.
Сколько раз падаем, столько раз и встаём. Мы будем падать. Писание говорит, что семь раз (то есть много раз) упадёт праведник и встанет (Притч. 24, 16). А нечестивый не встанет. Нечестивый человек даже не сознаёт, что он упал. Праведник знает, когда он пал, но он снова встаёт. Предание учит нас, что Богу свойственно не падать, не согрешать никогда. Демонам свойственно падать и не вставать. Одного отца-пустынника язычник спросил: «Что значит быть христианином?» Тот ответил: «Христианин – тот, кто падает и встаёт, падает и встаёт снова. Кто поднимается снова благодатью Божией и начинает опять идти». И вы можете начать всё сначала в любой момент.

55. Принимайте помощь от других людей, когда это необходимо, без робости и стыдливости.
Мы все нуждаемся в помощи. Русское присловье говорит: «Единственно, что можно в одиночку делать – это погибать», то есть отправляться в ад. Если мы спасаемся, то мы спасаемся вместе с другими людьми. Значит, нам нужна поддержка. Нужны друзья, общение с другими людьми. Порой нам требуется помощь врача, и мы обращаемся к врачу, преодолевая страхи и стеснительность. Иногда мы не знаем, что нам делать в сложившейся ситуации, и требуется помощь от человека с большим житейским опытом, его руководство. Не стесняйтесь и не бойтесь попросить помощи. Это органичная часть жизни рода человеческого. В Церкви мы получаем помощь от Священного Писания пророков и апостолов, помощь от святых, помощь от богослужений. Бог помогает нам, когда Он избавляет нас от смерти, исцеляет, дарует нам спасение. Так что принимайте помощь, когда вы нуждаетесь. Будьте обычным человеком. Будьте христианином.

сайт Горловской и Славянской епархии

Если инопланетяне всё-таки существуют — как относиться к ним человеку верующему? Что делать, если встретил на своём пути представителя внеземной цивилизации? Возможно ли, что где-то во вселенной существуют такие же люди, которые верят в то же, что и мы? Отвечает священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья.

Церковь к инопланетянам не относится

Честно говоря, я не знаю, как на эту тему можно говорить серьёзно, потому что все научные, а вернее, псевдонаучные наработки по вопросу общения с инопланетными существами на поверку оказываются пустым местом. Как Церковь относится к инопланетянам? — да никак. Священное Писание ничего не говорит нам о сотворении жизни на каких-то других планетах, кроме нашей. Оно рассказывает о сотворении видимого и невидимого мира. Невидимый — это мир ангелов и духов злобы поднебесных, которые от ангелов отпали. Видимый — тот, в котором мы с вами живём.

Как отбиться от «инопланетянина»

Мне понравилось, как на подобный вопрос лет десять назад ответил известный священник и миссионер протоиерей Артемий Владимиров. Дети спросили, что он скажет, если встретит инопланетянина. Отец Артемий ответил, что ничего не скажет, поскольку там, где появляются батюшки, инопланетяне исчезают, потому что не любят священнических бород. Дело в том, что в христианстве есть довольно твёрдое убеждение в том, что НЛО — это бесы. С этой точки зрения отец Артемий абсолютно прав: общаться с такими «инопланетянами» — дело вредное, и если доведётся встретиться с одним из них — перекрестите его, и он исчезнет. А если не исчезнет, можете бить его прямо промеж рог.

Контакты со внеземными цивилизациями и официальная наука

Когда мы видим какие-то передачи или фильмы о пришельцах и тому подобном, то на поверку это всё оказывается вымыслом. Когда говорят, что был получен ответ на отправленный в космос сигнал, это не имеет отношения к правде, поскольку на протяжении многих лет таких ответов не было. Ещё я заметил, что в русскоязычном интернете очень мало информации о всевозможных контактах с инопланетянами и тому подобном. Думаю, такая ситуация сложилась потому, что серьёзные учёные такие «контакты» не рассматривают, поскольку рассматривать нечего.

Всевозможные теории о том, что где-то есть планета, где живут люди, у которых тоже есть христианство, любопытны только как теории. В любом случае, на сегодняшний день всё это остаётся областью домыслов и фантастики. Начиная с 1960-х годов эта тема набирала актуальность, что неудивительно: с момента выхода человека в космос люди стали интересоваться вселенной и её тайнами.

Одиноко во вселенной

Думаю, если бы другие цивилизации существовали, то это было бы оговорено Спасителем, апостолами или святыми. Мы ничего не можем сказать об этом, поскольку не знаем даже о природе ангельского мира. Рассуждать и философствовать можно о чём угодно, но в этих размышлениях надо на что-то опираться, а нам опираться не на что. Человеку сложно представить, что в огромной вселенной больше нет никого, кроме жителей Земли. От этого возникает ощущение одиночества, очень тяжело переносимого. Человеку это ощущение знакомо, и оно малоприятно. Бывает ведь, что и среди людей мы чувствуем себя одиноко. Одиночество тяготит, и потому не исключено, что отчасти и по этой причине возникают слухи и домыслы об инопланетянах.

Люди порой думают: как здорово было бы, если бы кто-то пришёл и научил нас, как жить без войны. Каждый был бы рад обрести друга-трансформера, но вряд ли захотел бы пережить нашествие чужих. Нам не хватает общения и друзей, и оттого мы порой хотим найти кого-то извне, кто принял бы нас. С другой стороны — Тот, Кто учил жить без войны, уже приходил, и какова была Его участь?

Подтверждения существования инопланетян у серьёзных учёных пока что нет, то, что преподносится как доказательства, — фейки. Как бы ни старались уфологии подогревать наш интерес, пока им похвастаться нечем. Если бы что-то действительно подтвердилось на уровне серьёзной науки, представляете, какой это был бы фурор?

Не одиночество, а уникальность и ценность

То, что мы одни на нашем маленьком шарике во всей необъятной вселенной — это и страшно, но и удивительно, и здорово. Это показывает, какая мы ценность в глазах Божьих. «Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» (Пс. 143:3) — можем воскликнуть мы вслед за псалмопевцем Давидом. Господь показывает нам: посмотрите, как велик мир, а человеческая душа дороже всего для Бога. Как ты, человек, распоряжаешься ей? Бог переживает о тебе — переживаешь ли ты о себе? Мы привыкли думать, что Бог нас наказывает, но забываем, что Он нас любит, всегда рядом и ищет, за что нас помиловать. Только обращаясь к Нему за помощью, мы можем изменить что-то в себе.

Недавно я перечитывал евангельскую притчу о благоразумном рабе. «Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24:45-51).

В этой притче ничего не говорится о том, как жил этот раб и как вёл себя на протяжении всего периода служения. Сказано, что блажен тот, которого хозяин, придя, найдёт поступающим хорошо. Иначе говоря — в чём Господь застанет нас, в том и судить будет. Бог каждый день даёт нам шанс исправить свою жизнь к лучшему, и только от нас зависит, воспользуемся мы им или нет. Мне бы очень хотелось, чтобы размышления о бесконечности вселенной и нашем в ней одиночестве привели нас в итоге к этим мыслям.

Записала Екатерина Щербакова