Православие в Европе

Содержание

Франция (храмы)

Франция

Церковь Александра Невского (Биарриц)

Церковь Покрова Богородицы и святого Александра Невского — действующий храм в юрисдикции Константинопольского вселенского Патриарха; построен в 1890-1892 в Биаррице на проспекте Императрицы. Французское название — Église Saint-Alexandre-Nevsky-et-de-la-Protection-de-la-Mère-de-Dieu.

Решение возвести храм в Биаррице на берегу Гасконского залива было принято в 1879 году. До того, церковные службы отправляли в одной из гостиных виллы Евгении, летней резиденции императрицы Евгении в Биаррице.

Вскоре был образован «Комитет по устройству и упрочению существования православной домовой церкви в г. Биаррице», который официально был утверждён в 1899 году. Благодаря деятельности Комитета поток пожертвований на возведение отдельного храма увеличился.

Кроме того, острая необходимость строительства отдельного храма была связана с тем, что новый владелец императорского дворца «Общество Парижского банка», предполагал приспособить здание под гостиницу.

Адрес: Биарриц, avenue de l’Impératrice, 8

Архангело-Михайловская церковь (Канны)

Архангело-Михайловская церковь — православный храм Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, построен французским архитектором Нуво в 1894 в городе Каннe (Франция), на бульваре Александра III. Достопримечательность Лазурного побережья и Каннa.

До 24 апреля 2015 года в крипте храма были погребены великий князь Николай Николаевич Младший и его супруга великая княгиня Анастасия Николаевна. В крипте церкви остаются захоронения великого князя Петра Николаевича и его супруги великой княгини Милицы Николаевны, а также принца Петра Ольденбургского.

Адрес: Канны, boulevard Alexandre III, 36-40

Николаевский собор (Ницца)

Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм Корсунской епархии Московского патриархата, построен в начале ХХ века в Ницце, близ бульвара Царевича (boulevard Tzaréwitch), в конце тупика Avenue Nicolas II. Французское название — La Cathédrale orthodoxe russe Saint-Nicolas.

После строительства, начатого в 1903 и завершившегося в 1912 году, собор находился в ведении Православной российской церкви. С 1923 года храм был передан в аренду на 99 лет Русской православной культовой ассоциации, c 1931 года пребывающей в церковной юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов (Константинопольский патриархат). В 2010 году решением суда здание собора было признано находящимся в собственности Российской Федерации, в 2011 году передавшей храм в пользование Русской Православной Церкви (Московский патриархат).

Одна из известных достопримечательностей Ниццы; по оценкам СМИ, самый большой в Западной Европе православный храм.

Адрес: Cathédrale russe de St. Nicolas, 2, Avenue Nicolas II / boulevard Tzaréwitch, 06000 Nice, France

Телефон: +33 9 83 94 71 55.

E-mail: nizza@sobor.fr.

Церковь Божьей Матери Скорбящей и Николая Чудотворца (Ментона)

В 1880 году было основано Русское Ментонское благотворительное общество (фр. Société russe de bienfaisance à Menton), находившееся под покровительством великой герцогини Анастасии Михайловны. Целью создания Общества была организация взаимопомощи русских подданных, проживавших в Ментоне, Бордигьере и Сан-Ремо, а также попечение о больных и скончавшихся.

После устройства Русского дома Общество решило построить церковь. Закладка храма состоялась 5 (17) июня 1892 года. Постройка храма производилась по плану и под руководством архитектора Г.-Г. Терслинга.

24 ноября (6 декабря) 1892 года состоялось освящение храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая Чудотворца. Чин освящения возглавил настоятель Ниццкой церкви протоиерей С. Г. Любимов.

В 1903 году приход получил самостоятельность. До появления храма в Сан-Ремо в Ментону приезжали молиться также русские, отдыхавшие на итальянской Ривьере. В 1912 году для духовенства вблизи храма был куплен отдельный дом.

Адрес: Ментона, rue Paul-Morillot, 14

Церковь святых Николая и Александры (Ницца)

Строительство было начато зимой 1856 года по инициативе вдовствующей императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I и при участии россиян, находящихся на лечении в Ницце.

Автором проекта церкви был синодальный архитектор Александр Кудинов, но его существенно изменил строивший храм зодчий из Ниццы.

Церковь освятили 31 декабря 1859 года во имя святителя и чудотворца Николая и мученицы царицы Александры.

Торжественное освящение храма состоялось в присутствии великой княжны Марии Николаевны, дочери императора Николая I, впоследствии принцессы Баденской, русских дипломатов и русской общественности. Это был первый русский православный храм во Франции.

Адрес: Ницца, rue de Longchamp, 6

Храм святителя Николая (Сен-Луи)

Храм основан в 1935 году. Так как, город Сен-Луи расположен рядом с местом, где сходятся границы трёх стран — Швейцарии, Франции и Германии, в 1 км от Базеля, с которым его связывает международная трамвайная линия, Храм Свт. Николая Чудотворца является, таким образом, одновременно приходом для трёх стран.

Приход, в основном, русскоязычный, ставший в последние годы довольно большим за счёт последней русской иммиграции. Посещают его не только русские по происхождению, но и грузины, молдаване, украинцы, русскоязычные немцы, французы и швейцарцы.

При приходе существует и действует швейцарская благотворительная организация «Милосердный Самарянин», которая уже около 15 лет помогает особо нуждающимся в России (сейчас это, в основном, студенты духовных школ и многодетные семьи). Тесные отношения связывают приход с Русской Православной Церковью в России, с Московской Духовной Академией и семинарией.

Адрес: Eglise Saint Nicolas 3, rue des Jardins F-68300 Saint-Louis, France

Телефон: +41 61 311 21 55

Храм-памятник Воскресения Христова (Сент-Илер-ле-Гран)

Церковь была построена по инициативе Союза офицеров бывшего Экспедиционного корпуса Русской армии во Франции. Экспедиционный корпус русской армии во Франции и Греции (Экспедиционный корпус, Русский экспедиционный корпус) — обобщающее наименование экспедиционных войск (соединений, бригад) Русской Императорской армии, участвовавших в Первой мировой войне на территории Франции и Греции, по инициативе двух государств в рамках интернациональной помощи и обмена между двумя союзниками по Антанте.

Специальный строительный комитет в короткий срок собрал необходимые для строительства храма средства (композитор Сергей Рахманинов пожертвовал на строительство 12 тысяч франков).

В апреле 1936 года состоялась закладка первого камня в основание строительства церкви. Архитектором выступил Альберт Александрович Бенуа, создавший крестово-купольную одноапсидную церковь новгородского типа. На звоннице церкви, продолжающей западный фасад храма, протоиереем Михаилом Яшвилем был собран и настроен комплект колоколов.

Адрес: France, Champagne-Ardenne, Mourmelon-le-Grand, Сен-Илер-ле-Гран, мемориальное кладбище

Храм Николая Чудотворца (Лион)

7 мая 1938 года совершена закладка храма на 200 человек. Протопресвитер Виктор стал главным вдохновителем строительства и главой строительного комитета. Автором проекта стал русский архитектор-эмигрант Сергей Баздерев. Много сделал француз Жюль Рош, долго живший в России — он ссудил 50 тысяч франков. Храм строили своими руками, главным образом вечером, после работы. Возили тяжёлые тачки, носили кирпичи, клали цемент. Сам настоятель месил глину. Были созданы две бригады, которые работали с большим усердием. Средства собирали везде, где только могли. Работы шли в течение всей Второй мировой войны, несмотря на военное положение, на бомбардировки, на крайне тяжёлое экономическое положение. Молодёжь, на велосипедах, ездила за город и привозила, с большим трудом найденные продукты, чтобы кормить на месте работающих.

31 августа 1945 года вместе с митрополитом Серафимом (Лукьяновым) и настоятелем протопресвитером Виктором приход перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата.

5 мая 1946 года храм был освящён митрополитом Серафимом.

17 января 1948 года приход вместе с настоятелем вернулся в юрисдикцию в РПЦЗ.

Адрес: 5 Rue Sainte-Geneviève, 69006 Lyon, Франция

Телефон: +33 4 78 24 72 66

Приход первомученика Стефана и святителя Германа Осерского (Везле)

Приход первомученика Стефана и святителя Германа Осерского в Везле был основан в 1986 году, относится к Западноевропейскому экзархату Русской православной церкви. Расположен недалеко от базилики святой Марии Магдалины.

Адрес: France, Maison Romane rue du Couvent 89450 Vezelay

Проезд:

Когда вы прибудете на площадь базилики, просто посмотрите направо и увидите маленькую улицу, где находится дом в романском стиле. Этот дом представляет собой здание 12-го века и является одним из старейших домов в Везле.

На первом этаже вы можете полюбоваться фресками с жизнеописанием святителя Германа Осерского.

Телефон: 33 3 86 32 31 74

Храм иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» и преподобной Геновефы (Женевьевы) в Париже

22 октября 2006 года парижский приход в честь иконы Всех скорбящих радость и преподобной Геновефы Парижской отметил семидесятилетие своего существования.

Торжества возглавил архиепископ Корсунский Иннокентий.

Во время Божественной литургии владыка Иннокентий рукоположил в сан пресвитера диакона Николая Лосского, профессора Свято-Сергиевского православного института. Отец Николай Лосский является сыном известного богослова Владимира Лосского, который вместе со своей супругой Магдалиной и протоиереем Михаилом Бельским был одним из основателей Всехскорбященского прихода.

Как отметил архиепископ Иннокентий в своей проповеди, Всехскорбященский приход стал второй общиной Московского Патриархата в Париже после потрясений 1931 года. Первым было Трёхсвятительское подворье, основателями которого оказались некоторые из тех, кто положил позднее начало существованию прихода в честь иконы Всех скорбящих радость.

Владыка подчеркнул, что на этом не ограничивается духовная и историческая связь между обоими приходами Московского Патриархата в Париже. Их объединяет также любовь к Матери-Церкви и верность своему священноначалию вопреки политическим и межличностным преградам.

В знак духовного общения и единения между двумя приходами, Владыка подарил общине икону Воскресения Христова, являющуюся копией фрески Трёхсвятительского храма.

Адрес: France, 4 rue S. Victor — 75005 Paris

Свято-Троицкий собор (Париж)

Кафедральный храм во имя Пресвятой Троицы на набережной Бранли в Париже был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 4 декабря 2016 года. Входит в комплекс Русского духовно-культурного центра.

Русский духовно-культурный центр — комплекс из четырёх зданий:

  • кафедральный собор Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви,
  • российско-французской начальной школы на 150 учеников,
  • выставочного центра,
  • здания епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями.

Центр расположен на территории общей площадью 4,2 тыс. кв. метров в VII округе Парижа, приобретённой Правительством России участке земли в Париже, в нескольких сотнях метрах от Эйфелевой башни и в непосредственной близости от музея Бранли, Гран Пале и парижского музея современного искусства. Территория центра является частью посольства РФ во Франции и обладает в этой связи дипломатическим иммунитетом.

Проект центра разработан французским архитектором Жаном-Мишелем Вильмоттом. Официальное открытие состоялось 19 октября 2016 года.

Адрес: 1 Quai Branly, 75007 Paris.

Собор Святого Саввы (Париж)

Собор Свято́го Са́ввы (серб. Црква Светог Саве у Паризу) — кафедральный собор Западноевропейской епархии Сербского патриархата, расположенный в городе Париже и освящённый в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии — святого Саввы Сербского.

В сентябре 1947 года в Париже была основана первая сербская православная община, которая 3 февраля 1948 года была официально признана французскими властями. На начальном этапе приход не имел своего отдельного храма и богослужения совершались в храмах других христианских конфессий.

В 1962 году община взяла в аренду протестантскую церковь на рю Симплон, а в 1984 году окончательно приобрела и переоборудовала здание для православных служб.

Здание собора было построено в неороманском стиле и снаружи облицовано тесаным известняком и украшено ажурным орнаментом. Над входом в храм помещена фреска святителя Саввы Сербского, написанная в стиле древней сербской церковной живописи. Внутри церковь разделена вдоль опорными столбами на две части: слева — храмовое пространство; в правом — установлена большая икона Пресвятой Богородицы «Всецарица». Резной двухярусный иконостас из морёного дуба с иконами (справа от Царских врат) в нижнем ряду — Спасителя, Архангела Михаила, Иоанна Крестителя, великомученика и целителя Пантелеимона; слева — образ Божией Матери «Троеручница», архидиакон Стефан, святитель Савва Сербский, святитель Николай Чудотворец. Во втором иконостасном ряду изображены двенадцать апостолов. Венчает иконостас образ Ветхозаветной Троицы и православный восьмиконечный крест. Росписей в храме нет.

Адрес: 23, rue du Simplon, 75018 Paris

Церковь святого Серафима Саровского (Париж)

Храм на рю Лекубр был построен в 1933 году и освящён в честь преподобного Серафима Саровского. Проект иконостаса церкви создал учредитель Общества возрождения художественной Руси, академик Н. В. Глоба. В нижнем ряду были установлены иконы письма П. А. Федорова.

Спустя сорок лет здание храма пришло в негодность, в связи с чем в 1973—1974 годах на месте старого храма по проекту архитектора А. Н. Фёдорова была построена новая деревянная церковь. Внутри храма находятся два массивных клёна, стволы которых выходят наружу через отверстия в крыше (одно растение живое, второе — засохшее). На одном из деревьев находится текст завещания Серафима Саровского.

Одной из главных святыней храма является икона преподобного Серафима с частицей его мощей. Также в церкви хранятся часть камня, вывезенного из Царского Села, на котором святой совершал свой молитвенный подвиг, часть мантии святого и небольшое количество муки, которую сестры Дивеевского монастыря мололи на ручной мельнице и раздавали по горстке паломникам как благословение.

Адрес: 91, rue Lecourbe, Paris 15e.

Собор Александра Невского (Париж)

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже — слишком тесного.

В 1847 году священник русского посольства — Иосиф Васильев — начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.

Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад — приблизительно 150 000 франков золотом. Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.

Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.

Адрес: Париж, Rue Daru, 12

Собор святого Стефана (Париж)

В 1890 году по проекту французского архитектора Жозефа Водреме (1829—1914) на улице Жоржа Бизе, 7 в XVI округе Парижа состоялась закладка греческого православного собора, освящение которого было совершено 22 сентября 1895 года в честь первомученика архидиакона Стефана.

Здание собора высотой 42 метра было построено в византийском стиле, облицовано белым и коричневым глазурованным кирпичом, а стены прорезаны длинными арочными окнами. Венчает собор купол, расположенный на парусах и равносторонний византийский крест. Арочный вход в храм обрамляют коринфские колонны из жёлтого известняка. Наружные стены собора частично застроены более поздними постройками.

В 1962 году в храме венчались легендарная певица Эдит Пиаф, принявшая православие, и греческий парикмахер Теофанис Ламбукас.

В 1977 году в соборе отпевали величайшую оперную певицу греческого происхождения Марию Каллас.

С 1980 года по субботам в храме регулярно проводит богослужения на арабском языке община Антиохийской православной церкви.

Адрес: 7 Rue Georges Bizet, 75016 Paris, Франция

Телефон: +33 1 47 20 67 22

Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших (Париж)

Храм всех святы́х, в земле́ Росси́йской просия́вших (фр. Eglise de Tous les Saints glorifiés en Terre Russe) — бывший храм Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) в Париже, основанный святителем Иоанном Шанхайским в 1961 году. Ныне центр неканонической Истинно-православной церкви Молдавии в Западной Европе.

Западноевропейская епархия канонической РПЦЗ числит этот храм в своей юрисдикции с оговоркой «приход временно не обслуживается»; всё движимое и недвижимое имущество прихода принадлежит «Православному культовому объединению», пребывающему в в расколе с 2001 года.

Адрес: 19, rue Claude Lorrain, Paris

Храм Трёх Святителей (Париж)

Храм трёх святителей (фр. Eglise cathédrale des Trois-Saints-Docteurs, Трёхсвятительское подворье) — кафедральный храм Корсунской епархии Русской православной церкви в Париже. Единственный православный храм Парижа, где службы совершаются ежедневно.

Интерьер церкви, устроенный в русском стиле, был украшен фресками и иконами письма Леонида Успенского и монаха Григория (Круга). Работы завершились в 1960 году.

В конце 2003 — начале 2004 года архиепископ Иннокентий (Васильев) предпринял капитальный ремонт Трехсвятительского храма.

Главой церкви в западной Европе был ….., главой восточной церкви был …., подчиняющийся императору. Они пытались Вмешиваться в дела друг друга. Кончилось это тем, что они В ………передавали друг друга проклятие, и церкви разделились. Западная церковь стала …., то есть всемирный, а восточная…, то есть правильный веры.

Английские колонии Составить таблицу : «Первые колонии» :Кто и почему ехали в Северную Америку. Составить схему гос.управления колоний, с аргуме нтами Помогите пожалуйста составить таблицу по теме «Внутренняя и внешняя политика в Японии сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи». Именного сегодн я, 30 апреля 2020.года,пожалуйста :> 20 баллов​ Какие трудности преодолел суворов на пути к своей мечте стать защитником отечества? Пожалуйста, очень кратко!! Кто из перечисленных деятелей культуры является скульптором Боттичелли Донателло Боккаччо Какие факторы обусловили принятие плана Дауэса? Выберите правильные ответы Сутність українського деседенського руху​ Составить синквейн по тебе Австро-Венгрия начало 19 в Что делал Исаак Ньютон помимо своей научной работы?​ СРОЧНО!!! Прочитайте утверждения. Укажите верный ответ. А. В начале XX века во внешней политике Николай II стремился не допустить новых военных конфл иктов в Европе и расширить сферу влияния России на Дальнем Востоке. Б. На Гаагской конференции был создан международный суд для разбирательства конфликтов между государствами. 1)оба утверждения верны 2)верно только А 3)верно только Б 4)оба утверждения неверны Ответьте на вопросы, Пожалуйста. Складите рассказ про восстание спартака согласно плану: a)причины восстания. Б) язык в капуи. В)побег на Везувий. Г) поход на полначь Д)новые планы. Е) предательство пиратов. Ж)последняя битва. З)причины проигрыша восстания. Второе задание: Представьте когда б спартак помог ,какие могли быть последствия его успешного похода.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ

Парижский Александро-Невский собор

Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе, Экзархат Московского Патриархата

Западноевропейский экзархат ведёт свою родословную от приходов сформированных беженцами из России в Западной Европе после революции 1917 года. Первый «управляющий русскими приходами в Западной Европе», эмигрировавший архиепископ Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский) был назначен на эту должность 1 октября 1920 года указом Южно-Русского Высшего Церковного Управления, находившегося в то время в городе Симферополе, в стане генерала Деникина. Подтвердительный указ в январе 1921 года был издан этим же ВЦУ, уже из Константинополя.

Декретами 423 и 424 от 8 апреля 1921 года святитель Патриарх Тихон основал «Временную администрацию русских приходов в Западной Европе» и передал её управление архиепископу Евлогию с согласия святителя митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) (см. письмо от 21 июня 1921 года), который до этого возглавлял юрисдикцию религиозных организаций Русской Православной Церкви в Западной Европе. Указом от 30 января 1922 года свт. Тихон возвел архиепископа Евлогия в сан митрополита.

Указ патриаршей канцелярии за № 348 от 5 мая 1922, написанный под сильнейшим нажимом безбожной власти, упразднял Высшее Церковное Управление Заграницей и передавал власть над всеми русскими беженцами митрополиту Евлогию, который, однако, не стал вступать в конфликт с прочими зарубежными русскими архипастырями. По его почину и по соборному решению зарубежных архиереев в согласии с указом патриарха совершается роспуск ВВЦУ, а затем организуется Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей в юрисдикции которого в 1923 году выделяется Западноевропейский митрополичий округ во главе с митрополитом Евлогием. Но уже в 1926 году митрополит Евлогий размежевался с Архиерейским Синодом и, в 1927 году, вошёл в подчинение Московскому Патриархату. Этим он отсёк группу приходов решивших сохранить верность Русской Зарубежной Церкви, во главе которых встал архиепископ Серафим (Лукьянов). Однако, общение с угнетённой Церковью оказалось невозможным – митрополит Евлогий указом митрополита Сергия (Страгородского) от 10 июня 1930 года был отрешён от должности и вскоре запрещен в священнослужении, а временное управление русскими церквами Московского Патриархата в Западной Европе поручено архиепископу Владимиру (Тихоницкому). При этом большинство приходов всё же остались под митрополитом Евлогием, по просьбе которого они, указом от 17 февраля 1931 года, были приняты Константинопольским Патриархом Фотием II как «Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе». Этот переход совершился без отпускных грамот и в ряде писем митрополита Сергия (Страгородского) Патриарху Фотию был признан канонически неосновательным и незаконным. При этом, как Патриарх Фотий в письме митрополиту Сергию, так и митрополит Евлогий в обращениях к пастве и пастырям, подчеркивали временный характер создавшегося положения.

В конце Второй мировой войны, с 1944 года, восстанавливаются связи с митрополитом Евлогием, главой русских приходов в Константинопольской юрисдикции. В ответ на прошение митрополита и его викариев от 29 августа 1945 года определением Священного Синода Русской Церкви от 7 сентября 1945 года Западноевропейский Экзархат был принят в лоно Русской Церкви с сохранением границ. После уведомления об этом Константинопольского Патриарха Вениамина Патриархом Алексием I и митрополитом Евлогием возражений не последовало.

Однако по смерти митрополита Евлогия 8 августа 1946 года и назначения также вернувшегося в Московский Патриархат митрополита Серафима (Лукьянова) на должность Экзарха, собрание Экзархата в октябре 1946 года в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР, постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией, которое было удовлетворено 6 марта 1947 года Патриархом Максимом V. Экзархат был возглавлен Владимиром (Тихоницким), также вышедшим из подчинения Русской Церкви. В то же время приходы оставшиеся верными Московскому Патриархату продолжили своё существование как Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата.

Грамотой от 22 ноября 1965 года Патриарх Константинопольский Афинагор I упразднил Экзархат ввиду того что Русская Церковь, «избавившись от разделений и организовавшись внутренне, приобрела и внешнюю свободу» и нужда во временной организации отпала. Предложение Патриарха Афинагора о возвращении в лоно Матери-Церкви, однако, не было исполнено руководством Экзархата, совет которого 30 декабря 1965 года провозгласил бывший Экзархат «независимой и самостоятельной Архиепископией Православной Церкви Франции и Западной Европы», которая в феврале 1966 года была переименована в «Православную архиепископию Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния».

22 января 1971 года решением Патриарха Афинагора и Священного Синода Константинопольского Патриархата Экзархат был восстановлен в форме «Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе» в составе Экзархата Константинопольского Патриархата в Западной Европе и подчинен митрополиту Еалльскому, чтобы, как говорилось в Синодальной грамоте, русские приходы в Западной Европе «не были совершенно лишены высшего церковного надзора и связи с административной системой Церкви». Правомочность этого действия не была признана Священноначалием Русской Православной Церкви.

19 июня 1999 года Патриарх Константинопольский Варфоломей издал «Патриарший и Синодальный Томос о восстановлении Патриаршего экзархата в Западной Европе», подчинив воссозданный экзархат Константинопольскому Патриаршему Престолу, с тем, что «организовывая церковную жизнь в Западной Европе, архиепископ — Патриарший экзарх согласуется с митрополитом Еалльским». Грамотой от 21 июня 1999 года Экзархату были даны права широкой автономии в областях административных, пастырских и материальных. Данное решение также было опротестовано Священноначалием Московского Патриархата.

В условиях свободы, обретенной Церковью в Отечестве, открылись новые возможности для ее общения с русской церковной диаспорой. С учетом результатов собеседований с представителями рассеяния, Патриарх Алексий II обратился 1 апреля 2003 года с посланием к архипастырям, окормляющим русское церковное рассеяние, а также ко всем православным приходам русской традиции в странах Западной Европы, призвав их к восстановлению церковного единства русской диаспоры путем создания самоуправляемого Митрополичьего округа как основания для грядущей многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе. В ответ на этот призыв, в заявлении Совета Архиепископии от 9 декабря 2004 года выражается готовность возглавляющего Экзархат архиепископа Гавриила (де Вильдера) «начать диалог о будущем Архиепископии и о ее связях с Московским Патриархатом», но признаются «неприемлемыми предложения, выдвигаемые Московской Патриархией» и сообщается что «отцы и учители в вере» Экзархата отвергали «всякую возможность возврата в Московский Патриархат».

На 2006 год приходы Архиепископии-Экзархата находились главным образом во Франции, но также и в Бельгии, Голландии, Германии, Норвегии, Швеции, Италии и Испании. Bо Франции Архиепископия насчитывала около 40 приходов, являясь наибольшей православной епархией. В её составе приходы русских эмигрантов, где службы идут на церковнославянском языке, сосуществуют с многонациональными приходами, наряду с чисто западными приходами, где службы ведутся на языках стран, в которых они находятся.

Воссоединение Архиепископии с Московским Патриархатом

27 ноября 2018 года Синод Константинопольской Церкви решил отменить патриарший Томос 1999 года, который патриарх Варфоломей предоставил Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе, этим решением упразднялся канонический статус Архиепископии. Константинопольский Патриархат призвал клир Архиепископии прекратить поминать своего собственного архиепископа и присоединиться к духовенству греческих митрополий. Согласно коммюнике Синода, «решение направлено на дальнейшее укрепление связи приходов русской традиции с материнской церковью Константинопольского Патриархата» . Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе отказалась выполнять решение Фанара о своем роспуске до общего собрания духовенства и делегатов от мирян.

23 февраля 2019 года на состоявшейся в Париже генеральной ассамблее Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе было принято решение о сохранении архиепископии как отдельной церковной структуры. Из 206 присутствующих за роспуск высказались всего 15, против – остальные 191.

7 сентября 2019 года состоялась очередная генеральная ассамблея Архиепископии, на которой рассматривался вопрос о присоединении Архиепископии к Московскому Патриархату. За вхождение в РПЦ проголосовали 104 человека, а 75 выступили против, однако по уставу структуры необходимо две трети голосов (117) генассамблеи.

14 сентября 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел обращение архиепископа Иоанна (Реннето), возглавляющего Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, в котором он сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование посредством вхождения в юрисдикцию Русской Православной Церкви и попросил о вступлении в каноническое общение и единство с Московским Патриархатом вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами. Синод постановил принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление.

На состоявшемся в Париже 28 сентября 2019 года собрании духовенства большинство клириков Архиепископии последовали примеру архиепископа Дубнинского Иоанна и присоединились к Русской Православной Церкви.

3 ноября 2019 года в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл вручил архиепископу Иоанну (Реннето) грамоту о восстановлении единства архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью. Как сообщил, архиеп. Иоанн, «На сегодняшний день мы сохранили 60 приходов, но есть ещё приходы, которые вернутся к нам. Что касается клириков, священников и диаконов — около 90 человек остались и утвердились в своём решении жить в архиепископии в общении с Московским Патриархатом… Около 10 общин остались в Константинопольском Патриархате, другие думают — кто в Румынский Патриархат уйти, кто в Русскую Православную Церковь Заграницей, но ещё не решились».

Исторические названия

  • Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе (1931 — 1945; 1947 — 1965)
  • Архиепископия русских православных приходов в Западной Европе (1971 — 1999)
  • Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе, Экзархат Вселенского Патриархата (1999 — 2018)

Статистика

  • 2003 — ок. 60 приходов, 4 монастыря, ок. 70 священников и диаконов
  • 2018 — 65 приходов, 11 действующих церквей, два монастыря и семь скитов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании. Клир насчитывает более 100 священников и 30 диаконов

Архипастыри

Викарные епархии

  • Брюссельская (недейств.)
  • Великобританская и Ирландская
  • Ниццкая (недейств.)
  • Пражская (недейств.)

Монастыри

  • Сен-Мар-де-Локенейский Силуановский (мужской)
  • Бюсси-ан-Отский Покровский (женский)

Учебные заведения

  • Парижский православный богословский институт прп. Сергия Радонежского

Использованные материалы

  • Страницы с официального сайта Архиепископии:
  • Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г.:
  • Страница портала «Русское Православие»:
  • Страница проекта «Иерархия Церквей»:
  • Солдатов, Г. М., «Предисловие», Солдатов, Г. М., ред., Совещание глав Русской Зарубежной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Варнавы. Сремские-Карловцы 1935, Minneapolis, Minnesota, AARDM PRESS, 2004:
  • Сафонов, Дмитрий, «Святитель Тихон и Русская Православная Церковь за границей в 1922-1925 гг. Неизвестные страницы истории. Часть 1»:

«Константинополь объяснил упразднение «русского экзархата» Европы желанием укрепить свою связь с русским православием» —

Кому подчинялась русская православная церковь?

дложения и ответ: 1 – если правильно, 0 – если это ошибка. Например, 1.0, 2.1 и т.д. Давайте восстановим справедливость и напишем правдивую историю о Спартаке!1. В гладиаторской школе города Рима возник заговор.2. Семьдесят смельчаков, завладев кухонными ножами, напали на охрану и вырвались на свободу.3. Своим предводителем восставшие выбрали Спартака, который был родом из России, воевал с римлянами, попал в плен и был продан в гладиаторы.4. Для борьбы с рабами встревоженный сенат послал стотысячное войско.5. По лестницам, сплетённым из виноградных лоз, рабы спустились с Везувия, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство.6. Спартак перенял боевой опыт римлян: укреплённый лагерь, тяжеловооруженная пехота, разведка и даже конница.7. Путь через Альпы был свободен, Спартак не стал менять планы, и двинулся через горы, повторяя путь Ганнибала.8. За золото пираты были готовы предоставить суда для переправы на Сицилию, однако они обманули Спартака: взяв плату, уплыли в море.9. В помощь римскому полководцу Крассу сенат вызвал из Испании Помпея, а из Македонии Лукулла.10. Древний историк написал: «Произошла грандиозная битва. Спартак был ранен, но римляне, высоко оценив его мужество и талант полководца, с почестями отправили домой».​