Православие в Германии

Категория:Германия

Герма́ния (нем. Deutschland), официальное название — Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (нем. Bundesrepublik Deutschland), ФРГ — государство в Западной Европе. Население, по итогам переписи 2011 года, составляет более 80 миллионов человек, территория — 357 021 км², является крупнейшей страной Западной Европы по населению. Занимает шестнадцатое место в мире по численности населения и шестьдесят второе по территории. Столица — Берлин. Государственный язык — немецкий. Около 64 % населения исповедует христианство.

Крупнейшие города

  • Берлин
  • Гамбург
  • Мюнхен
  • Кёльн
  • Франкфурт-на-Майне
  • Штутгарт
  • Дюссельдорф
  • Эссен
  • Бремен
  • Лейпциг

Православие в Германии

Германия не относится к традиционно православным регионам Европы, так как после 1054 года христиане Германии остались в зоне католического влияния.

В XVI веке в немецких землях начинается распространяться протестантизм, хотя ряд территорий (Бавария, Австрия и др.) остаются верны католичеству. Численность православных в стране начала расти только с начала 1960-х годов, когда в Германию устремился поток трудовых мигрантов из Восточной Европы. Среди них сейчас преобладают русские и русскоязычные, также болгары, румыны, украинцы, молдаване, сербы, македонцы и др.

До 1990-х основу православной диаспоры Германии составляли греки (в основном экономические мигранты из послевоенной Греции). Численность православных в стране по разным подсчётам оценивается от 1 до 2 млн чел, что составляет 2 % всего населения страны.

15 октября 2013 года на заседании Священного Синода Антиохийского патриархата была учреждена митрополия Германии, а её управляющим избран митрополит Исаак (Баракат).

Берлинская и Германская епархия

Берли́нская и Герма́нская епа́рхия (нем. Berliner Diözese der Russischen Orthodoxen Kirche) — епархия Русской православной церкви Московского патриархата, объединяющая приходы на территории Германии. Учреждена в 1921 году.

На 2014 год в епархии было 88 приходов, 60 священников и 10 диаконов. Епархия разделена на Северное, Баварско-Гессенское, Южное, Западное и Восточное благочиния. Свято-Воскресенский Собор — главный (кафедральный) собор епархии. Правящий архиерей — архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский) (с 1991 года; 25 февраля 1996 возведён в сан архиепископа).

История

В XVIII—XIX веках православные приходы и храмы на территории Германии в основном возникали при русских дипломатических учреждениях и в местах наиболее массового проживания российских подданных (как правило, в курортных городах). Появлению новых приходов способствовали тесные родственные связи между правящими династиями и аристократией.

После 1917 года русское православное население Германии стало резко увеличиваться за счёт покинувших Россию эмигрантов.

8 апреля 1921 года Патриарх Тихон, ссылаясь на постановление ВЦУ за границей от 19 ноября 1920 года, своим указом поручил управление приходами в Западной Европе архиепископу Волынскому Евлогию (Георгиевскому), оказавшемуся в эмиграции в числе других иерархов РПЦ. Местом пребывания архиепископа Евлогия стало здание Александровского приюта в Берлине, куда он прибыл вместе с архимандритом Тихоном (Лященко).

Напряжённость, а впоследствии разрыв в отношениях между главой РПЦЗ Антонием (Храповицким) и проживающим с 1922 года в Париже митрополитом Евлогием вызвали разделение православных общин в Германии. На Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремских Карловцах в июне 1926 года Германия была выделена в самостоятельную епархию во главе с Тихоном (Лященко). В юрисдикции РПЦЗ оказались почти все приходы в Германии.

После прихода в 1933 году к власти Адольфа Гитлера государство стало оказывать давление на приходы митрополита Евлогия, который 10 июня 1931 года был уволен Сергием (Страгородским) и затем перешёл в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, и настаивало на их подчинении епископу Берлинскому Тихону (Лященко).

После окончания войны и подписания Германией акта о капитуляции начался процесс перехода приходов РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ.

С октября 1946 года православные приходы Московского Патриархата в Германии были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ, главой которого стал архиепископ Венский Сергий (Королёв).

11 ноября 1954 года определением Священного Синода «Благочиние русских православных храмов в Германии» включалось в состав Западноевропейского Экзархата.

15 августа 1957 года Берлинская епархия была восстановлена. С 1960 года — епархиальный центр Среднеевропейского экзархата.

В 1952—1954 годах епархия издавала журнал «Голос Православия» на русском языке. Издание было возрождено в мае 1961 года уже на немецком языке под названием «Stimme der Orthodoxie» уже как орган Среднеевропейского Экзархата Русской православной церкви с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь — с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью… Экзархата». В журнале публиковались статьи на немецком языке, заметки, рецензии, посвящённые межконфессиональному диалогу, а также труды зарубежных богословов о православной церкви.

24 февраля 1971 года решением Священного Синода РПЦ из состава Берлинской епархии выделены Баденская и Баварская епархия на территории федеральных земель Баварии и Баден-Вюртемберга и Дюссельдорфская епархия в пределах земель Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В составе Берлинской епархии осталось 7 приходов в Берлине, Веймаре, Дрездене, Лейпциге и Потсдаме.

Решением Архиерейского Собора от 30 — 31 января 1990 года, в числе прочих зарубежных Экзархатов РПЦ, Среднеевропейский Экзархат был упразднён, а входившие в него епархии подчинены Патриарху и Синоду, то есть непосредственно Отделу внешних церковных сношений.

После упразднения Среднеевропейского Экзархата епархия стала именоваться Берлинская и Лейпцигская.

23 декабря 1992 года Синод РПЦ принял решение об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в единую Берлинскую и Германскую епархию.

21 марта 1996 года Берлинской епархии отошло Венгерское благочиние Московского Патриархата, которое до этого подчинялось непосредственно ОВЦС.

С начала 1990-х годов до середины 2000-х в Германию прибыло более 300 тысяч человек из России и стран бывшего Советского Союза, многие из которых являются православными. С 1992 по 2007 годы количество приходов увеличилось с двенадцати до шестидесяти одного. В 2008 году был открыт мужской монастырь Св. Георгия Победоносца в Гётшендорфе.

Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ)

Берли́нская и Герма́нская епа́рхия (нем. Diözese der Russischen Orthodoxen Auslandskirche) — епархия Русской православной церкви заграницей, возглавляемая архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом).

Действует Штутгартское викариатство, возглавляемое епископом Агапитом (Горачеком).

В 1924 году было учреждено Берлинское викариатство в подчинении управляющего приходами в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского).

В июне 1926 года, после Архиерейского Собора РПЦЗ в Сремских Карловцах, Берлинское викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию во главе с епископом Тихоном (Лященко). В юрисдикции РПЦЗ оказались почти все русские православные приходы в Германии.

В период правления нацистов германское государство проявляло показную заботу о Германской епархии Зарубежной Церкви, при этом оказывая на неё давление с целью её использования в пропагандистских целях. Так, власти оказывали давление на остававшиеся в Германии «евлогианские» приходы для переведения последних в состав епархии Зарубежной Церкви. В феврале 1938 года германское руководство потребовало от Архиерейского Собора назначить вместо действующего епископа Берлинского и Германского Тихона этнического немца Серафима (Ляде), что и было сделано.

26 мая 1942 года Берлинская и Германская епархия с согласия властей была преобразована Синодом РПЦЗ в Средне-европейский митрополичий округ, а архиепископ Серафим (Ляде) стал митрополитом.

Сразу по окончании Второй мировой войны прошла волна переходов церквей, оказавшихся на территориях, занятых Советской армией (в том числе в советской зоне оккупации Германии), из ведения Зарубежной Церкви в Московский Патриархат.

В 1986 году в состав епархии вошли приходы упразднённой Венской и Австрийской епархии.

После распада СССР в Германию хлынул поток эмигрантов из стран бывшего социалистического лагеря. За 15 лет с начала 1990-х до второй половины 2000-х прибыло более 300 тысяч человек из стран бывшего Союза. Это обусловило укрепление позиций епархии.

В 1990-е годы епархия получила в центре Мюнхена здание бывшей американской военной церкви, которая после перестройки была преобразована в кафедральный Собор святых новомучеников и исповедников Российских.

После восстановления общения между Русской Церковью в Отечестве и За рубежом, Германия отличалась живым и плодотворным взаимодействием местной епархии Зарубежной Церкви и епархии в прямом подчинении Патриархата.

В 2008 году в Берлине был приобретён комплекс зданий, который после реконструкции стал вторым административным центром епархии.

В 2014 году был принят новый устав вместо устаревшего устава 1936 года. Устав вступил в силу 1 января 2015 года.

Современное состояние

Берлинская и Германская епархия РПЦЗ возглавляется архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом), насчитывает более пятидесяти приходов и два монастыря: мужской преподобного Иова Почаевского в Мюнхене и женский в честь святой преподобномученицы Елизаветы в Бухендорфе. Кроме того в подчинении РПЦЗ находится ставропигиальный бенедиктинский монастырь, подчинённый непосредственно первоиерарху РПЦЗ.

Епархия активно занимается переводами православной литературы на немецкий язык, с 1981 года издаёт на русском и немецком языках епархиальный журнал «Вестник Германской епархии РПЦЗ» («Der Bote»), ведёт строительство и реконструкцию многих объектов церковного назначения.

Святые

  • Бонифаций (Bonifatius), священномученик, архиепископ Майнцский, просветитель Германии
  • Святой Гоар
  • Фридолин (Fridolin), преподобный, игумен, миссионер

Более полный список смотрите .

Святыни

Все святыни Германии

Сводная таблица храмов и монастырей Германии

Земли Германии Храм Монастырь
1 Баден-Вюртемберг Храм святителя Николая (Штутгарт), Приход пророка Божия Илии (Штутгарт), Храм-усыпальница святой Екатерины на холме Вюртемберг (Штутгарт), Преображенская церковь (Баден-Баден), Приход Сретения Господня (Ален), Храм святителя Нектария Эгинского и блаженного Прокопия Устюжского (Бишофсхайм-на-Рёне), Приход праведных Иоакима и Анны (Гейдельберг), Приход Архангела Михаила и всех Небесных Сил бесплотных (Зинген), Приход блаженного Прокопия Устюжского (Констанц), Приход Богоявления Господня (Пфорцхайм), Приход преподобной Марии Египетской (Тюбинген), Приход святителя Николая Чудотворца (Фрайбург-в-Брайсгау), Храм иконы Божией Матери «Знамение» Курско-Коренной (Ульм), Часовня мучеников Валентина и Пасикрата (Ульм), Храм святого Александра Невского (Мангейм)
2 Свободное государство Бавария Церковь святого Михаила (Мюнхен), Приход Воскресения Христова (Мюнхен), Кафедральный собор Новомучеников и исповедников Российских и cвятителя Николая (Мюнхен), Церковь Сергия Радонежского (Бад-Киссинген), Храм cвятителя Николая (Ингольштадт), Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Регенсбург), Храм-часовня Воскресения Христова в Дахау, Приход Владимирской иконы Божьей Матери (Альтёттинг), Приход во имя святых апостолов (Байройт), Приход равноапостольной Нины (Хоф), Община преподобного Севастиана Карагандинского (Бамберг), Приход Благовещения Пресвятой Богородицы (Вюрцбург), Община преподобного Серафима Саровского (Кобург), Приход блаженной Ксении Петербургской (Нюрнберг), Приход Рождества Иоанна Предтечи (Швайнфурт), Храм иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Аугсбург), Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Эттринген), Храм святителя Николая (Ландсхут), Храм Рождества Иоанна Предтечи (Штраубинг) Мужской монастырь преподобного Иова Почаевского (Мюнхен), Свято-Елисаветинский монастырь (Бухендорф)
3 Берлин Воскресенский собор (Берлин), Приход святого Исидора Ростовского (Берлин), Свято-Вознесенский храм (Берлин), Свято-Покровский храм (Берлин), Храм Архангелов Михаила и Гавриила (Берлин), Храм Константина и Елены (Берлин), Храм преподобного Сергия Радонежского (Берлин), Храм равноапостольного князя Владимира (Берлин), Храм святого Саввы (Берлин), Храм святого царя Бориса Крестителя (Берлин)
4 Бранденбург Церковь Александра Невского (Потсдам) Георгиевский монастырь (Гётшендорф)
5 Свободный ганзейский город Бремен Храм святых Царственных cтрастотерпцев (Бремен)
6 Свободный и ганзейский город Гамбург Храм святого Иоанна Кронштадтского (Гамбург), Храм святых Жен-мироносиц (Гамбург), Приход равноапостольных Кирилла и Мефодия (Гамбург), Храм блаженного Прокопия Устюжского (Гамбург)
7 Гессен Церковь святой Елизаветы (Висбаден), Церковь Всех Святых (Бад-Хомбург), Храм cвятой Марии Магдалины (Дармштадт), Приход святых Киприана и Иустины (Франкфурт-на-Майне), Храм святителя Николая Чудотворца (Франкфурт-на-Майне), Приход иконы Божией Матери «Жировицкая» (Гиссен), Приход Новомучеников и исповедников Российских (Кассель), Приход Сретения Господня (Фульда), Храм святителя Иннокентия и преподобного Серафима Саровского (Бад-Наухайм)
8 Мекленбург-Передняя Померания Храм великомученика Димитрия Солунского (Шверин), Приход блаженной Ксении Петербургской (Росток)
9 Нижняя Саксония Храм cвятителя Николая (Гифхорн), Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Ганновер), Приход Архистратига Божия Михаила (Гёттинген), Община Успения Пресвятой Богородцы (Зулинген), Храм священномученика Илариона Вeрeйского (Лер), Община Воскресения Христова (Люнебург), Приход иконы Божией Матери «Иверская» (Целле), Храм преподобного Серафима Саровского (Клоппенбург), Храм Рождества Христова (Ганновер), Храм иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная (Ганновер)
10 Северный Рейн-Вестфалия Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Дюссельдорф), Храм Святого Саввы (Дюссельдорф), Храм cвятых Константина и Елены (Кёльн), Храм святого великомученика Пантелеймона (Кёльн), Храм cвятой великомученицы Варвары (Крефельд), Приход царицы Грузинской Тамары (Ахен), Приход святого апостола Иакова (Билефельд), Приход Покрова Пресвятой Богородицы (Бонн), Храм преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Вупперталь), Приход Святой Живоначальной Троицы (Дортмунд), Приход иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (Дуйсбург), Приход святых бессребреников Космы и Дамиана (Эссен), Община равноапостольной княгини Ольги (Клеве), Приход преподобного Антония Великого (Мёнхенгладбах), Приход святых Архангелов (Нойс), Спасо-Преображенский храм (Билефельд), Храм равноапостольного князя Владимира (Минден), Приход Казанской иконы Пресвятой Богородицы (Мюнстер)
11 Рейнланд-Пфальц Храм cвятой царицы Александры (Бад-Эмс), Приход Святого Честного и Животворящего Креста Господня (Бад-Кройцнах), Община иконы Божией Матери «Владимирская» (Кайзерслаутерн), Приход благоверных князей Бориса и Глеба (Кобленц), Приход мученика Христофора (Майнц), Храм сорока мучеников Севастийских (Трир) Скит святого Спиридона (Гайльнау)
12 Саар Приход великомученика и целителя Пантелеимона (Саарбрюккен), Приход святой Евгении (Саарбрюкен)
13 Свободное государство Саксония Церковь преподобного Симеона Дивногорца (Дрезден), Храм-памятник Русской Славы (Лейпциг)
14 Саксония-Анхальт Приход Всех Святых (Магдебург)
15 Шлезвиг-Гольштейн
16 Свободное государство Тюрингия Храм равноапостольной Марии Магдалины (Веймар)

Храмы

Список приходов, не вошедших в таблицу

Воскресенский собор (Берлин)

Воскресе́нский собо́р (нем. Christi-Auferstehungs-Kathedrale) — кафедральный собор Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви, расположенный в Берлине. Построен во времена Третьего Рейха. Памятник архитектуры.

Пятикупольный собор стоит на краю площади, на небольшом возвышении, среди зелени, и отличается простой композицией: центральный четверик завершён закомарами и увенчан световым барабаном с шлемовидным куполом, покрытым тёмной медью. К основному объёму примыкают боковые низкие притворы. Гладкие светлые стены расчленены лопатками и прорезаны высокими полуциркульными заглубленными окнами. Входной портал оформлен аркой, опирающейся на две колонны, и украшен иконой и крестом. На восточном фасаде возвышается звонница.

Адрес: Germany, 10713 Berlin-Wilmersdorf, Hohenzollerndamm 166

Телефон: +49 (030) 8731614

Кафедральный собор Новомучеников и исповедников Российских и cвятителя Николая (Мюнхен)

Кафедральный собор Новомучеников и исповедников Российских и cвятителя Николая — крупнейший православный храм РПЦЗ в Мюнхене.

Богослужения совершаются во все воскресные дни и праздники, большие и малые. В среднем при Соборе в год совершается около ста крещений, 15-20 венчаний и стольких же отпеваний. На воскресные богослужения собирается около 250 верующих, а на Пасху – больше тысячи. Главный язык – церковнославянский. Апостол и Евангелие читаются также и по-немецки. В среду совершается вечерня по-немецки, а ежемесячно и ранняя Божественная Литургия в приделе, на которой поет хор из православных немцев.

Адрес: Lincolnstr. 58 81549 München

Телефон: (089) 690 07 16

Церковь святой Елизаветы (Висбаден)

Церковь святой праведной Елисаветы относится к Берлинской и Германской епархии РПЦЗ, построена в середине XIX века, при храме располагается крупнейшее православное кладбище Европы.

Находится в городе Висбаден (земля Гессен), на горе Нероберг. Настоятель — архиепископ Марк (Арндт). Немецкое название — Russisch-Orthodoxe Kirche der heiligen Elisabeth in Wiesbaden.

Адрес: Christian-Spielmann-Weg 1, 65193 Wiesbaden

Телефоны: (+49)15167851736 (иерей Александр Калинский); (+49)1775409404 (староста – Илья Иваненков)

Монастыри

Все монастыри Германии

Георгиевский монастырь (Гётшендорф)

Свято-Георгиевский монастырь (нем. Kloster St. Georg, Монастырь в честь святого Георгия Победоносца) — единственный православный мужской монастырь Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви.

Расположен в местечке Гётшендорф недалеко от города Темплин (земля Бранденбург) в Германии.

Монастырь насчитывает пять человек братии, каждодневно совершаются уставные богослужения, которые временно проходят в домовом храме в честь св. преподобных Антония и Феодосия Печерских братского корпуса.

Адрес: Гётчендорф 33, 17268 Мильмерсдорф, Германия

Телефон: +49 171 4340444

Электронная почта: info@georg-kloster.de

Мужской монастырь преподобного Иова Почаевского (Мюнхен)

Монасты́рь преподо́бного И́ова Поча́евского (нем. Kloster des Heiligen Hiob von Potschajew) — крупнейший православный монастырь Западной Европы, живущий по афонскому уставу.

Относится к Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей.

Расположен в Оберменцинге, пригороде Мюнхена. При монастыре действуют епархиальное управление, свечной завод и типография.

Сегодня, много десятилетий спустя, в монастыре, как и прежде, продолжается монашеская жизнь более 10-и насельников постоянно проживают, молятся и трудятся в обители.

Адрес: Hofbauernstraße 26, 81247 Мюнхен

Телефон: 089/2031 9085

Свято-Елисаветинский монастырь (Бухендорф)

Свято-Елизаветинский монастырь или Монастырь в честь преподобномученицы Елизаветы (нем. Frauenkloster der Heiligen Großfürstin Elisabeth) — единственный женский православный монастырь Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей. Расположен в Бухендорфе, в 19 км от города Мюнхена и в 17 км от мужского монастыря преподобного Иова Почаевского.

Обитель принимает под кров свой на временное пребывание граждан из России, находящихся на лечении в Мюнхене. Таким образом, наши соотечественники имеют место утешения и духовного укрепления в своей скорби, находясь в чужой стране. Имеется бесценная возможность приступать к Таинствам Исповеди и Причастия во время лечения.

Адрес: Forstenrieder-Park-Straße 2, 82131 Gauting

Телефон: 089 6373520

Фото

  • Русская церковь в Висбадене

  • Русская церковь в Веймаре

  • Русская церковь в Дрездене

  • Русская церковь в Потсдаме

  • Русская церковь в Штутгарте

  • Русская церковь в Лейпциге

  • Сербская церковь в Хильдесхайме

  • Сербская церковь в Дюссельдорфе

Видео

Ссылки

  • Путешествие в Германию. Фотоотчет священника Константина Пархоменко
  • Берлинско-Германская епархия. Московский патриархат
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ. ГЕРМАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
  • Паломническая служба при Германской епархии Русской православной церкви заграницей
  • Возвращение к истокам: десять лет паломничества по Германии и Швейцарии
  • Настоящая Германия: как мы «в Сигор угонзали»
  • Реликварий с мощами волхвов из собора города Кёльна
  • Кёльнский собор и окрестности. Тема волхвов. Священник Филипп Парфенов
  • Бамберг (Германия, 10.08. 2013). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
  • Короткая прогулка по Потсдаму (23. 08. 2013). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
  • Мощи трех волхвов в Кельне — одна из главных христианских святынь
  • Святыни Кёльна
  • В Германии широко отмечается праздник «Трех королей-волхвов», мощи которых хранятся в Кельнском соборе

Православие в Германии

Смотреть что такое «Православие в Германии» в других словарях:

  • Православие в мире — Православие третья в мире после католичества и протестантизма христианская религия по популярности. Во всём мире православие исповедуют примерно 225 300 миллионов человек, в основном в Восточной Европе (страны Балкан и постсоветское… … Википедия

  • Православие по странам — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

  • ПРАВОСЛАВИЕ — одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. orqodoxa православие), называли себя в 1 м тысячелетии обе ветви христианства восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после… … Юридическая энциклопедия

  • Православие в Словакии — имеет давнюю историю. Впервые христианство распространилось здесь благодаря святым Кириллу и Мефодию в IX веке. В XX веке была создана Мукачевско Пряшевская епархия, находившуюся в юрисдикции Сербской церкви до 1940 х годов, когда вместе с… … Википедия

  • Православие в Чехии — представлено двумя епархиями Православной церкви Чешских земель и Словакии (Пражской и Оломоуцко Брненской), тремя епископами, 88 приходами и несколькими монастырями. Предстоятелем Церкви является архиепископ Пражский Христофор (Пулец). История… … Википедия

  • Православие в Республике Македонии — Православие в Македонии является доминирующей конфессией в стране; его исповедуют большая часть населения 68 %. Положение православия в современной Македонии осложнено церковным расколом: в стране параллельно существуют неканоническая… … Википедия

  • Православие в Белоруссии во время Великой Отечественной войны — Содержание 1 Ситуация в преддверии войны … Википедия

  • Православие в Беларуси во время Великой Отечественной войны — Православие в Белоруссии во время Великой Отечественной войны Содержание 1 Ситуация в преддверии войны 2 … Википедия

  • православие — Пасхальное богослужение в Патриаршем Богоявленском соборе, которое проводит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Москва, 7 апреля 1991. православие, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Православие в Исландии — исл. Rétttrúnað … Википедия

Православная Германия

3 июня в день памяти святой царицы Елены перед ее мощами, хранящимися в католическом соборе немецкого города Трира, прошла православная Литургия. В 2007 году подобная служба состоялась впервые со времен разделения Церквей в середине XI века, а сегодня массовые православные богослужения на германской земле уже никого не удивляют. Все в том же Трире осенью 2013 года на празднование юбилея Миланского эдикта, провозгласившего свободу вероисповедания для христиан в Римской империи, собралось несколько тысяч верующих, которые буквально заполнили собой весь центр города.

О Православии в современной Германии, о его корнях и сегодняшнем дне рассказывает архиепископ Берлинский и Германский Феофан.

Быть священником в России и здесь, в Западной Европе, совершенно не одно и тоже. Если ты служишь где-нибудь в русской провинции, где люди, даже если они не ходят в церковь, считают себя православными – это одна специфика. И совсем другое дело здесь, где людям приходится порой проезжать сотни километров, чтобы попасть на службу. А есть еще проблема неправославного окружения, проблема смешанных семей…

Поэтому здесь те, кто ходят в храм регулярно, прекрасно понимают зачем и почему они в него идут. И мотив их не в том, что вокруг православное окружение, не в том что «все идут и я иду». Приход к Церкви здесь — это личный осознанный выбор каждого человека.

В Германии у нас очень сильна общинная жизнь. Это наша гордость, и в тоже время это очень важно для тех, кто заходит в храм первый раз. Очень часто бывает так, что оказавшийся в чужой стране человек ищет, где бы его могли поддержать. Он ищет какую-то связь с родиной, и за этим приходит в храм… В его поступке абсолютно нет никакой религиозности в этот момент, но мы не можем его отталкивать. Наоборот, наша цель — выслушать его и попробовать помочь, ситуации ведь бывают тяжелые: у кого-то кто-то умер, кто-то просто остался один…

Здесь важно сперва оказать поддержку, а уже потом объяснять, что в храм нужно идти только ради Христа, а не за чем-то еще. Ведь наши храмы это не места для сохранения культуры, не центры по связям с соотечественниками, и уж тем более не хранители фольклора.

Наша главная задача — дать людям Христа. А национальное — это уже второстепенно.

Литургия в базилике святого
Константина Великого. 12 октября 2013 года

В Германии сегодня много православных. Вообще история Православия здесь весьма древняя. До татаро-монгольского нашествия весь север Европы был единым культурным полем, где Новгород не являлся исключением. В новгородские земли что-то проникало с Запада, а что-то наоборот, попадало на Запад. Так случилось и с православной культурой… Потом связь прекратилась, но уже с XVII века Русская Православная Церковь вновь закрепилась на немецкой земле. Потом была эмиграция вызванная революцией, она серьезно повлияла на жизнь православной Германии, но большинство тех эмигрантов уехали сразу после Второй мировой войны — в Германии им было не слишком комфортно. Зато с 60-х годов сюда поехали люди с юга Европы: греки, болгары, сербы. В 90-е стали приезжать люди из бывшего СССР.

Тогда наши приходы и епархии настолько выросли, что православные верующие осознали вдруг, что здесь они больше не маленькие религиозные общины, а одна большая и единая Православная Церковь.

Проблема была лишь в том, что греческие общины окормляются греческими священниками, арабские – арабскими, а русские – русскими. Таково уж церковное устройство. Чтобы консолидировать свои усилия, чтобы совместно вести диалог и с обществом и с немецким государством, мы решили создать общую комиссию, которая затем превратилась в конференцию православных епископов Германии.

Теперь мы собираемся два раза в году, стараясь делать это в разных частях страны, — так легче видеть, что происходит на местах. Каждый раз мы вместе служим Литургию и обсуждаем наиболее важные для нас проблемы.

Исповедь перед Литургией

Наша последняя встреча состоялась в Трире и была приурочена к юбилею Миланского эдикта, провозгласившего свободу вероисповедания для христиан в Римской империи. На службу здесь собрались тысячи православных верующих, также приехавших с разных концов страны — это просто прекрасно.

Думаю, паломничество даже в комфортных современных условиях — это все равно труд и выход из повседневной суеты. Паломник – это человек, который себя посвятил Богу. Это особое чувство. Паломнические традиции — одна из тех вещей, которые мы можем дать современному Западу.

Помню, как я служил в маленьком городке Эшо, где когда-то хранились мощи святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Тогда мало кто ездил туда, но прямо на моих глазах и во многом благодаря русским паломникам ситуация изменилась. Сперва были сотни людей, потом тысячи. Бедные мэр и священник —

они вообще никогда такого не видели! Это небольшой городок, очень древняя базилика. Сперва люди даже испугались такому наплыву, а потом им понравилось. Ведь они увидели искренний интерес приезжих к их городку. И это важно.

Комментарий к теме:

Давид Лангер, статс-секретарь министерства по социальной и работе и демографии Германии.

Христианство играет огромную роль не только в Германии, но и во всей Европе. Это и наша история, и наше настоящее. Оно определяет и наше душевное состояние, и наше будущее в целом. Потому я считаю, что немецкому государству так важен диалог с Церковью. И поэтому я так рад, что сегодня к нам приезжает так много людей из Восточной Европы, которые сохраняют свою православную веру. Православие помогает им сохранить связь со своими корнями, со своим народом, но в тоже время оно же помогает им интегрироваться и в германское общество.

Благодарим за подготовку материала Паломнический центр апостола «Фомы».

Русская Православная Церковь в Германии

Немного истории…

Дипломатические и экономические отношения между отдельными германскими государcтвами и Московским царством, позднее Российской Империей, имеют продолжительную историю. Так, уже в ранние века Германию посещало немало русских купцов, дипломатов, путешественников; многие приезжали сюда на учебу или на отдых. Между немецкими княжескими домами и русской правящей династией – домом Романовых – существовали к тому же и тесные родственные связи. Из одного лишь небольшого княжества Гессен-Дармштадт в Россию прибыли три принцессы, ставшие супругами русских императоров. Это были Наталья Алексеевна (Вильгельмина), 1755-1776; Мария Александровна (Софи-Мари), 1824-1880 и последняя Государыня Российская – Александра Федоровна (Алиса), 1872-1918.

В 1655 году в Восточной Пруссии появился первый русский православный богослужебный центр. Много новых православных храмов появилось и в последующие столетия. Они возникали при дворах и резиденциях по повелению русских великих княгинь, вышедших замуж в Германию, но предпочитавших и на чужбине хранить верность Православной вере. Эти храмы строились порой как надгробные часовни (как, к примеру, в Висбадене – так называемая “греческая часовня”; церковь на горе Ротенберг, неподалеку от Штутгарта, или же церковь в Веймаре). Некоторые православные храмы были построены в курортных местах, куда русские гости приезжали на воды: В Бад Эмсе, Бад Хомбурге, Бад Киссингене, Бад Наумхайме и Баден-Бадене. Иные же служили как кладбищенские храмы или как приходские церкви – неотъемлемая часть больших городов.

Среди русского духовенства этого периода было немало выдающихся личностей, например, протопресвитер Янышев (1826-1910), ставший впоследствии ректором Петербургской Духовной Академии (1866-1883) и духовником императорской семьи (1883-1910). В 1851-1866 гг. он был священником в Висбадене и Берлине. Большую известность снискал также благочинный протоиерей Алексий Мальцев (1854-1916), служивший в посольском храме в Берлине.

В двадцатом веке…

Революция 1917 года в России, взятие власти большевиками и разразившаяся впоследствии гражданская война вынудили большое число русских людей покинуть родину и искать пристанище в Китае, Америке и Европе. По данным Лиги Наций к 1923 году из бывшей Российской Империи в Германию прибыло около 600.000 человек.

Это способствовало превращению старых русских храмов в новые крупные приходские центры. В Мюнхене, Ганновере-Линдене, Бреслау, Аугсбурге, Данциге и Берлине были созданы новые приходы.

Русская эмиграция в Германии страдала не только от экономических затруднений. Она не смогла избежать политических разногласий и внутреннего раскола, затронувшего прежде всего область церковной жизни. Первоначально почти все русские православные приходы в Германии принадлежали Западноевропейской епархии, которая была основана в 1920 году с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона и доверена Владыке Евлогию (Георгиевскому), бывшему архиепискому Волынскому и Житомирскому. Однако уже в 1925-26 годах произошел разрыв между митрополитом Евлогием и так называемой “Русской Православной Церковью за границей”, ибо Владыко Евлогий, несмотря на все сложности, стремился как можно дольше сохранять связь с пребывавшей на родине Матерью Церковью. Зарубежная же Церковь к тому времени отказалась от этих связей.

Большая часть находящихся в Германии приходов оставалась в епархии митрополита Евлогия и после 1931 года, когда он не мог больше продолжать контакты с Московской Патриархей и предпочел перейти под юрисдикцию Константинопольского Вселенского Патриарха. Законом нового германского правительства национал-социалистов от 25 февраля 1938 года все русские церкви на территории Германской Империи административным порядком были подчинены Зарубежной Церкви. Большинство приходов и до сегодняшнего дня находится под ее юрисдикцией.

C 1945 года и до наших дней…

Массовые переселения людей по окончании Второй мировой войны вновь привели в Германию большое число православных христиан, среди которых было немало русских и украинцев. И вновь увеличилось число русских приходов. Уже в 1946 году на территории трех западных зон оккупации насчитывалось 150 русских православных приходов. Правда, большинство прихожан скоро позаботилось о своем переселении за океан, и их количество сократилось к 1949 году до 50.000, а количество приходов – до 77. В них осталось служить 135 священников. С тех пор число приходов и прихожан неуклонно падало.

В Берлине и на территории тогдашней советской оккупационной зоны, а позднее ГДР, уже в 1945 году приходы перешли в подчинение русской Матери Церкви – Московской Патриархии, и была образована Берлинская и Среднеевропейская епархия (1948-1960 гг. и снова с 1992 г.- Берлинская и Германская, а с 1990 г. – Берлинская и Лейпцигская). Первый приход на территории ФРГ был основан Московской Патриархией лишь в 1960 году в Мюнхене. Затем, в 1966 году последовало учреждение Западногерманской епархии (с резиденцией в Мюнхене); в 1971 году оно было разделено на епархию Баденскую и Баварскую, предназначенную для этих двух западных земель, а также Дюссельдорфскую – для северо-западной Германии.

22 декабря 1992 года Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия принял решение объединить Берлинско-Лейпцигскую, Дюссельдорфскую и Баден-Баварскую епархии в единую Берлинско-Германскую с епархиальным центром в Берлине. Преосвященный Феофан был назначен правящим епископом Берлинским и Германским, а бывший архиепископ Дюссельдорфский Лонгин – архиепископом Клинским, настоятелем Покровского ставропигиального (прямо Святейшему Патриарху подчиненного) храма в г. Дюссельдорфе и Постоянным Представителем Русской Православной Церкви в Германии. Высокопреосвященному архиепископу Лонгину было поручено ведение всех дел, касающихся связей с церковными, правительственными, общественными и деловыми кругами в Германии, средствами массовой информации в этой стране, а также координации гуманитарной помощи и проектов экономического сотрудничества.

При Представительстве Русской Православной Церкви в Дюссельдорфе издается информационный курьер “Покров”, освещающий события православной жизни в России и Германии.

Жизнь приходов сегодня…

В наши дни в Германии существуют ок. 60 русских православных приходов и богослужебные храмы, канонически подчиненные Московской Патриархии. В них каждое воскресенье, как правило, в 10.00 служится божественная литургия – в основном на славянском языке, но частично и на немецком.

Другие православные братья и сестры…

Большинство православных христиан в Федеративной Республике составляют в настоящий момент греки (350.000) и сербы (около 250.000), прибывшие сюда по политическим мотивам и по причинам трудоустройства. В последние десятилетия в Германию прибыло также немалое число православных румын, арабов и болгар.

Исходя из убеждения, что Православная Церковь едина, местные православные епархии учредили в 1994 г. для укрепления сотрудничества “Комиссию Православных Церквей в Германии”, в которой участвуют греческие, арабские, румынские, сербские, болгарские и русские православные христиане, живущие в Германии. Председатель греческий митрополит Августин, первый заместитель архиепикоп Клинский Лонгин.

Православная Церковь не принадлежит какой-либо одной нации, а существует как всемирная, сверхнациональная Церковь, представляющая собой единство в многообразии. Поэтому православные христиане, проживающие вдали от храма, в котором совершалось бы богослужение согласно их национальной традиции, могут посещать другие православные общины. В них возвещается все та же православная вера! В них совершается все то же благодатное богослужение и все то же православное общение!

иподиакон Николай Тон