Православная психология

Jetpack заблокировал форму входа вашего сайта.

Святоотеческая психология, как основа христианской цивилизации и культуры

Уникальный сборник в 5-ти томах духовно-аскетических трудов наиболее авторитетных православных авторов IV—XV веков, составленных афонским подвижником св. Никодимом Святогорцем и св. Макарием Нотарасом. Добротолюбие можно смело считать хрестоматией святоотеческой аскетики и психологии. На русский язык Добротолюбие переводил св. Паисий Величковский, первый перевод которого вышел в 1793 г. Впоследствии работу по составлению и дополнению сборника проводили великие русские святые епископы – Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Уникальный духовно-аскетический труд православного подвижника Аввы Дорофея(около 505 – 565, Палестина, Газа), почитаемого как преподобный, который написан очень простым и доходчивым языком, в силу чего стал хрестоматией святоотеческой аскетики и психологии. Данный труд содержит 21 духовное поучение и послания преподобного, которые можно определить как основополагающие принципы и ступени методологии умного делания. Данный духовный труд для огромного числа ищущих людей стал подлинным сокровищем и открытием глубин православной аскетики и психологии аскетики.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Уникальный духовно-аскетический труд православного подвижника, игумена Синайского монастыря Иоанна Лествичника (около 579 – 649, Константинополь, Синай), почитаемого преподобным, который в силу своей методологической верности, системности и доступности получил название «духовных скрижалей» восточного православия, став настольной книгой каждого православного христианина. Данный труд является наиболее глубоким отражением святоотеческого учения о страстях души и содержит подробное описание 30 базовых ступеней духовного роста и становления внутреннего человека.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Уникальный духовно-аскетический труд православного подвижника, монаха и святого православной церкви (около 600 – 700, Сирия, Ниневия), который по своей глубине и содержательности можно считать основой святоотеческой православной психологии. Данный труд содержит 91 Слово (параграф) о методологии трансформации (совлечения) ветхого человека или качественном изменении всей когнитивной и душевно-духовной сферы человека. Известный американский психолог Уильям Джеймс, прочитав этот духовно-аскетический труд Исаака Сирина, назвал его величайшим психологом всех времён и народов.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Наиболее известный духовный труд святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова 1815 —1894) – епископа, богослова, публициста и проповедника, прославленного в лике святителей. Данный труд создан на основе лекций по нравственному богословию, прочитанных в Санкт-Петербургской духовной академии. В книге на основе личного аскетического опыта раскрыт духовно-нравственный смысл христианства и православия. Данный труд можно считать пособием по нравственно-психологической помощи для каждого человека, осознанно ступившего на путь духовного спасения во Христе.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Известный духовный труд святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова 1815 -1894) — епископа, богослова, публициста и проповедника, прославленного в лике святителей. Данный духовный труд святителя представляет собой целостную трилогию, в которой он сформулировал духовно-нравственные основы православного вероучения, аскетики и православной психологии. Данный труд является по существу учебником православной нравственности, который определяет главные нравственные законы и принципы парадигмы православной психологии.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Известный духовно-аскетический труд святителя Игнатия Брянчанинова (в миру Дмиитрия Александровича Брянчанинова 1807 — 1867) — епископа, богослова и проповедника, прославленного в лике святителей. Данный труд святителя, именуемый Аскетические опыты, представляет собой по существу концентрированное изложение основ святоотеческой православной психологии через призму покаяния. В этой связи святителя Игнатия можно без преувеличений считать одним из величайших учителей покаяния и психологии покаяния, который осовременил для потомков богатейшее святоотеческое духовное наследие.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Известный духовно-аскетический труд Сергея Михайловича Зарина (1875 — 1936) — российского богослова, деятеля обновленческого движения. Данный труд не связан с обновленчеством и представляет собой магистерскую диссертацию С.М. Зарина в Санкт-Петербургской духовной академии, которая стала одной из наиболее значимых работ на эту тему в XX веке. Этот труд можно считать одной из наиболее серьёзных работ по нравственному богословию и психологии нравственности перед наступлением эпохи воинствующего атеизма и большевизма, которая на долгие годы предала забвению святоотеческую психологию и аскетику.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Современная православная психология

Данный труд одного из величайших катехизаторов современности, известного российского богослова, профессора Московской духовной академии и семинарии Алексея Ильича Осипова можно назвать возрождением исконного христианства и православия и уже отчасти позабытой святоотеческой традиции. Данный труд не является психологическим, поскольку он касается в большей мере фундаментальных основ веры, христианства и православия. Тем не менее, труд направлен на выработку истинного мышления и мировоззрения и потому может считаться соответствующим святоотеческой психологии.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Труд иерея Вадима Коржевского, вне сомнений, можно смело считать одним из наиболее значительных трудов нашего времени на тему святоотеческой православной психологи и аскетики. Компендиум (сокращение, сжатие) означает концентрированное изложение основ святоотеческой психологии через призму аскетики. Труд уникален тем, что представляет собой фактически цитатник святых отцов и даёт максимально целостное представление о динамике изменения состояний человеческого естества (естественное, падшее, сверхъестественное) через призму изменения всех сил души (ума, чувства, воли).

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Труд митрополита Иерофея (Влахоса), именуемый также Святоотеческий курс врачевания души, можно смело назвать одной из первых попыток совмещения (интеграции) взглядов на человека и его душевные проблемы современной научной психологии (психотерапии) и святоотеческой психологии. Митрополит Иерофей, как епископ Элладской православной церкви, в этом труде, который для многих специалистов психологов и психотерапевтов стал открытием подлинной науки о душе, в духе святоотеческой традиции чётко обозначил христианский подход к лечению и исцелению большинства душевных недугов.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга «Элементы православной психологии» ведущих специалистов Л.Ф. Шехофцовой – д.п.н., профессора кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии и Ю.М. Зенько – православного психолога, преподавателя психологии стала по существу методологическим прорывом в области формулирования основ православной психологии, как научной дисциплины. В книге впервые за последнее время предпринимается попытка научного анализа такой специфической категории, как душа через призму святоотеческой психологии и учения о душе и её структуре в разрезе трёх сил (ум, чувство, воля). Книга является на данный момент одним из лучших адаптированных пособий по православной психологии.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Ещё одна книга Л.Ф. Шехофцовой — д.п.н., профессора кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии «Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами» продолжает взятый ранее курс на анализ психологических проблем человека через призму святоотеческой традиции и учения святых отцов о душе и страстях души. В этой книге уже более подробно анализируются отдельные страсти тела, души и духа (чревоугодие, похоть, сребролюбие, гнев, печаль, уныние тщеславие, гордость) и механизмы их работы через прилог, сочетание, сложение и пленение души.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

В этой книге д.п.н., профессора кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии Л.Ф. Шехофцовой впервые за последнее время предпринимается попытка целостного (тримерного) понимания личности через призму православной и святоотеческой психологии. В данной книге автор чётко выстраивает последовательный онтологический и экзистенциальный ряд, убедительно говорящий о высшем духовно-нравственном предназначении и природе человека. Данный труд можно смело отнести к основам экзистенциальной нравственно-ориентированной православной психологии.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Труд «Начала христианской психологии» д.п.н., профессора, член-корреспондента РАО — Б.С. Братуся в соавторстве с В.Л. Воейковым, С.Л. Воробьёвым является попыткой научно-методологического осмысления парадигмы современной научной психологии через призму её новейшей истории с подменой такой фундаментальной категории как душа на исследование психофизиологии, как «кожи души». Авторы делают последовательный анализ всей новейшей истории современной психологии, подводя читателя к пониманию того, что истоки подлинной науки о душе нужно искать в христианстве и православии у святых отцов.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга Ю.М. Зенько – православного психолога, преподавателя психологии, которая ещё не достаточно хорошо известна широкому читателю, является основательным антропологическим трудом и своего рода справочником по антропологии человека. Особенностью книги является то, что автор делает анализ антропологии человека через призму христианства и православия, показывая читателю — кто же на самом деле человек, какова его природа, устройство, направленность, смысл жизни и главное — откуда берут своё начало все проблемы современного человека и современного человечества.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга двух известных специалистов практиков – православного психолога А.С. Бочарова и кандидата медицинских наук, врача А.В. Чернышева «Лекции по христианской психологии» (2007 г) представляет собой продолжение разговора, начатого ими в книге «Очерки современной церковной психологии» (2003 г). Первая их книга стала в своё время настоящим прорывом и открытием о перспективах и возможностях христианской психологии, как направления консультативной практики, как в церковной среде, так и в психологической. Данная книга, включающая в себя 5 основных лекций по ключевым аспектам христианской парадигмы, является попыткой более основательного методологического подхода и соотнесения парадигмы академической психологии и психологии христианской.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга «Христианство и психологические проблемы человека» сербского ученого, медика, православного психотерапевта и богослова Владеты Еротича, который больше 10 лет заведовал психотерапевтическим отделением в белградской больнице имени Драгиша Мишовича, посвящена такой специфической проблеме, как христианское мышление и мировоззрение через призму душевной и психической патологии и психопатологии. Автор предпринимает в своей работе одну из первых попыток исследования такой специфической и деликатной проблемы, как психическая норма через призму христианского понимания.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Ещё одна книга сербского ученого, медика, православного психолога и богословаВладеты Еротича, который заведовал психотерапевтическим отделением в белградской больнице имени Драгиша Мишовича, посвящена двум важнейшим аспектам антропологии — психологии и религиозности. В своем исследовании автор совмещает глубокое знание православной духовности с опытом современной мировой психологии и психотерапии. Книга будет интересна преподавателям и студентам, как светских, так и духовных учебных заведений, а так же всем тем, кто интересуется религиозной психологией и антропологией.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга «Общие аспекты психики или введение в православную психологию» П.В. Добросельского продолжает начатую автором религиозно — философскую серию «Очерки православной антропологии» и является ее третьем выпуском. В книге сделана попытка раскрыть, с точки зрения святоотеческой антропологии, общие аспекты психического бытия человека. Автор представляет различные точки зрения на понятия психика, рассматривая происхождение психики и ее отличия от категории души. В книге также рассматриваются три движущие силы души (ум, чувство, воля) в динамике их изменения до и после грехопадения.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга «Супружеские отношения и грань греха» П.В. Добросельского продолжает начатую автором религиозно — философскую серию «Очерки православной антропологии» и является ее четвертым выпуском. В настоящей работе автором предпринята попытка рассмотреть с точки зрения святоотеческой психологии и научной антропологии, отдельные аспекты брака, касающиеся супружеских отношений, а если точнее, то вопросы физической близости супругов. Тема, поднятая автором в этой книге, является крайне деликатной для верующих и может быть отнесена к категории православной сексологии.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга Дмитрия Авдеева — к.м.н., православного врача психотерапевта продолжает направление православной психотерапии, рассматривая основные виды психических расстройств через призму душепопечения и святоотческого учения о душе. В книге представлены семь лекций: «Психотерапия», «Неврозы», «Основные формы неврозов», «Причины психических заболеваний», «Депрессия», «Аддиктивное поведение», «Душевное здоровье ребенка» и очерк «Вехи истории отечественной психиатрии». Кроме того, книга содержит два интервью автора: «Исцеление души» и «О душепопечении».

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга «Диалог в практической психологии, наука о душе» д.п.н. — Т.А. Флоренской (1936-1999) посвящена проблемам диалога в практической психологии — как в профессиональной деятельности, так и в практике повседневного общения. Диалог трактуется в книге, как способ пробуждения и в самом себе и в собеседнике внутреннего духовного «Я». В данной книге Т.А. Флоренская смело переосмысляет многие традиционные представления на природу человеческого «Я» и структуру личности, имеющую не только внешнюю психофизиологическую, но и внутреннюю душевно-духовную основу.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга «Мир дома твоего» д.п.н. — Т.А. Флоренской (1936-1999) открывает направление семейной православной психологии и методологии православного психологического консультирования. В книге наиболее полно представлены основные работы Тамары Александровны Флоренской, посвящённые самым насущным вопросам человеческой жизни — браку, семье, воспитанию ребенка, дружбе, самоисследованию и др. В своё время (1997 г) эта книга Флоренской стала подлинным открытием в психологической среде, поскольку открывала направление духовно-нравственной семейной психологии.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Эта книга, написанная православным кризисным психологом и онкопсихологом М.И. Хасьминским — в прошлом майром милиции, руководителем отдела по борьбе с оборотом наркотиков, создана на основе огромного опыта работы кризисных психологов, врачей психотерапевтов, судмедэкспертов и священников, специализирующихся на помощи людям, которые предпринимали попытки суицида. Ценность книги — истории тех, кто прошел через это страшное испытание, а также напутствия и рекомендации. В книге даются ответы на вопросы о том, Что это за явление нашей жизни – суицид и каковы его подлинные мотивы и причины?

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Эта книга, написанная православным кризисным психологом и онкопсихологом М.И. Хасьминским — в прошлом майром милиции, руководителем отдела по борьбе с оборотом наркотиков, представляет собой практическое пособие по преодолению кризисных ситуаций. Книга адресована людям, оказавшимся в состоянии кризиса, которым нужна экстренная кризисная помощь. В книге рассматриваются различные виды кризисных ситуаций — переживание смерти близкого человека, тяжелую болезнь или депрессию, мысли о суициде. Эта книга без встреч с психологами поможет в разрешении многих тяжелых жизненных ситуаций.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга известного краеведа Михаила Николаевича Петуха много лет шла к читателю. Эту книгу можно назвать справочником по психосоматической православной медицине или пособием по естественному самооздоровлению. В данной книге с позиций парадигмы православной психологии рассматриваются проблемы духовного и телесного состояния человека в их органической взаимосвязи. Эта книга, рассчитанная не только на специалистов по психосоматической медицине, может стать верным помощником в изменении отношения к миру, к себе и своей болезни, делая выбор в пользу жизни и духовного исцеления.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга «Где живут счастливые ?» православного писателя и журналиста Натальи Евгеньевны Сухининой является прекрасным образцом жанра православно-психологического эссе, т.е. коротких и поучительных рассказов, отражающих по аналогии с притчами, те или иные сущностные вопросы и проблемы жизни через призму православного вероучения. В этом жанре Сухининой, пожалуй, нет равных по глубине психологического и духовно-нравственного анализа жизненных ситуаций. Выпускница факультета журналистики МГУ. Наталья Сухинина стала широко известна православной общественности именно как автор сборников рассказов «Куда пропали снегири?», «Где живут счастливые?», «Какого цвета боль?» и многочисленных очерков.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии» К.В. Яцкевича – кризисного православного психолога, и.о главного редактора научно-практического журнала «Медицина» представляет собой попытку систематизации святоотеческого духовно-нравственного наследия, опыта аскетической практики и монашеской традиции через призму современной научной психологии. В книге реализована идея целостного и систематизированного изложения методологических основ святоотеческой психологии, как теории, так и практики, через призму современного научно-психологического знания.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга отца Бориса Ничипорова — православного священника, психолога и общественного деятеля в большей степени посвящена задачам духовного просвещения и воспитания человека. Книга основана на пасторском и педагогическом опыте отца Бориса и относится к категории популярной православной психологии и психологии подготовки к воцерковлению. Книга не претендует на глубокую научность, но написана от души и очень искренне, а потому будет полезна всем тем, кто занимается духовным домостроительством и возрождением человеческой личности в духе христианства и православной традиции.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

«Книга об отцовстве» Андрея Лоргуса – священника, православного психолога и ректора Института христианской психологии поднимает крайне важную тему и проблему отцовства в современном инисексуальном мире. Книга приглашает читателя к серьёзному разговору о мужественности, о мужском призвании и достоинстве, о духовно-нравственной сущности отцовства, о трудностях и радостях отцовства, об отцовской ответственности и любви. Книгу можно отнести к категории семейной православной психологии. Книга будет очень полезна и женщинам, поскольку даёт правильное представление о роли мужа и отца.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга Гари Коллинза «Пособие по христианскому душепопечению» по мнению специалистов на сегодняшний день является одной из лучших адаптаций пастырского душепопечения через призму понятий и категорий современной кризисной психологии. Автор постарался сделать книгу универсальной и потому намеренно ушёл от академической психологии и выраженной конфессиональности, хотя православный человек сразу почувствует в книге нотки гуманистической психологии. Достоинство книги – это целостность содержания и очень профессиональный подход, которого не хватаем многим современным авторам.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Книга Леонида Виноградова «О страстях и искушениях. Ответы православных психологов» является попыткой рассмотрения основных базовых страстей души и соответствующих искушений, присущих этим страстям по святоотеческому учению через призму нравственно-ориентированной православной психологии. Книга состоит из восьми глав, по числу присущих человеку базовых страстей, которые уже позднее стали называться смертными грехами. Кроме Леонида Виноградова, авторами отдельных статей и материалов являются известные православные психологи: Н. Инина, Л. Шехофцова, Т. Гаврилова, С. Белорусов, Д. Новиков, Б. Воскресенский.

Скачать книгу при наличии и доступа можно в разделе Литература >>>

Уважаемые посетители сайта, бесплатное скачивание тематической литературы по прямым ссылкам доступно пока только учащимся курса «Основы православной психологии» из соответствующих разделов или получившим право полного доступа.

Эти и другие книги по теме Вы сможете найти в нашей Библиотеке святоотеческой литературы >>>

Святоотеческая антропология и психология: основные авторы, работы и темы с I по XIV век. Ю.М. Зенько >>>

Православная психология — что это?

Русская православная психология — что это за явление, зачем нужны православные психологи? И какое отношение Церкви к психологии? Ответы в нашей статье!

Православная психология

Нужно ли со своими «болячками» идти к психологу? Особенно если ты — верующий православный христианин? Если есть священники, Церковь, Евангелие и святоотеческое наследие, зачем еще нужна психология?

Все мы знаем, что в вопросах веры ничто так не ценно, как опыт. Поэтому, пытаясь ответить на вопрос «Нужна ли православному психология?», в первую очередь оглядываешься на реальный опыт своих близких. А он разный.

У одной из моих верующих, православных подруг была невыносимого характера и нрава сестра-подросток. Не получая от матери или сестры желаемого, кидалась утюгами, будильниками, громила мебель. В том, что подруга не преувеличивает, мы и сами убедились, когда однажды она привезла ее в нашу подмосковную общину при храме, куда мы съезжались на субботу-воскресенье под крыло своего духовника. До метания утюгов и будильников дело не дошло, но по речам и мелким поступкам, по увлеченному передразниванию взрослых было заметно, что подросток явно без тормозов. «Для меня нет авторитетов» — сквозило в бесшабашном ее тоне.

Дело дошло до того, что чрезвычайно умудренный, хорошо нас знающий священник однажды даже благословил Машу в период особо неукротимого буйства сестры… вызывать домой милицию.

Маша уходила от родных, чтобы не сталкиваться с сестрой, жила у друзей. Потом наше общение стало не таким тесным, а когда спустя какое-то время, встретившись, мы поинтересовались у Маши, в каком состоянии сестра, оказалось, что метательница утюгов и будильников — отличница юридической академии и уже давно не тиранит семью. «Что же произошло?!» — ахнули мы. «Я сводила ее к психологу в православный центр. Она с ней, видимо, точно и убедительно поговорила, и — как отрезало. Сестре вдруг стало все понятно и про себя, и про последствия своего поведения».

«Может быть, девочка «переросла» свое буйство, вышла из трудного подросткового возраста?» — не доверяли мы Машиному рассказу. «И это могло сказаться, — отвечала Маша, — но именно разговор с психологом оказался для нас тем самым ключом, который открыл ей дверь понимания — и себя, и других».

А вот совсем другая история. Еще одна моя знакомая, верующий человек, без особой нужды, ради любопытства к внутреннему миру стала ходить к давно знакомому и когда-то сыгравшему хорошую роль в ее жизни психологу на что-то вроде психоаналитических сеансов.

Над нею посмеивались даже неверующие — смотрите, она и на исповедь ходит, и к психоаналитику. Подруга поясняла: исповедь — целительное Таинство, а встречи с психологом — что-то вроде перестройки душевной архитектуры. Ей казалось, что они с ее знакомым психологом хорошие «прорабы» этой перестройки.

Спустя три года после начала этого интеллектуального и душевного приключения я встретила ее в состоянии мучительного кризиса. Она попала в тяжелые испытания, несчастья преследовали ее и ее родных, и она забыла обо всем на свете, кроме молитвы, постов, Церкви. На мой вопрос о психологе замахала руками: «Все это игрушки. И я не уверена, не опасные ли». Прочитав удивление в моих глазах, уточнила: «Я передоверилась тому психологу, он сказал, что мы занимаемся с ним “психодрамой”, а на поверку оказалось — чем-то непонятным. Похоже, он применял ко мне полугипнотические практики, а след этих практик я, несмотря на университетское образование и всегдашний интерес к гуманитарным текстам и практикам, сейчас не могу “считать”».

Та плотность боли и тот мучительный опыт реальных событий и переживаний, через которые моя подруга прошла потом, не оставил камня на камне от интереса к такого рода практической психологии, а подозрение к ней — оставил.

«Мне кажется, я развинтила себе душу этими странными самокопаниями и фантазиями, а когда пришли реальные испытания, встретила их в ослабленном состоянии, и чуть не погибла. В конце концов, Господь дает каждому то устроение души, которое дает. Надо терпеть в том числе и свои психологические слабости», — такую позицию заняла она в итоге.

Кризисный психолог: Как вернуть базовое чувство безопасности

Она не согласилась даже с моим соображением, что опасны, скорее всего, вот такие психоаналитические методы смутной духовной этимологии, ну а уж обычный-то разговор с хорошо образованным психологом — дело полезное. «Все нам дано, все у нас есть — в духовном опыте святых отцов. А психология — это “лабиринт, из которого нет выхода”».

Почему для кого-то психология становится нитью Ариадны, выводящей из лабиринта трудностей, а для кого-то — самим лабиринтом?

Сказать ли психологии решительное православное «нет»? Но не поскальзываемся ли мы тут на том самом обскурантизме, на который много раз указывала русская интеллигенция, говоря о церковном опыте?

Ведь у психологов в арсенале немало практических навыков. Недаром же на всех пресс-конференциях в дни напряженного поиска решений «что же делать с сидельцами пензенского оврага?» рядом со священниками сидела психолог и говорила дельные вещи. И из сект, все знают, людей лучше вытаскивать, опираясь на помощь профессионального психолога.

Ну и в конце концов: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Психология как идея фикс, как нечто формирующее предельный мировоззренческий горизонт — вот это уже, может быть, «превышение полномочий». А психология как опыт, как умное профессиональное знание — почему нет? Было бы большой гордостью пренебрегать и психологической культурой. Если, конечно, это не попытка вогнать в культурный слой нашей жизни бетонный раствор хамства и эпатажа.

Но всячески «снимая шляпу» перед психологической культурой, я бы, честно говоря, медлила восторги, когда речь заходит о психологии как таковой.

Конечно, любой предмет во всем великолепии своих глубоких смыслов предстает отнюдь не в учебниках. Честь всякой науки составляют авторы, первооткрыватели законов. И вот тут надо, мне кажется, заметить еще одну ахиллесову пяту психологии как науки — отсутствие жестких законов, если речь не идет о рефлексах и собаках Павлова. И присутствие авторов — часто ярких, но очень субъективных. В вершинах своих психология — это как раз набор ярких и противоречащих друг другу в позициях и взглядах фигур. Мне кажется, неискушенному легко оказаться в дебрях, может быть и весьма соблазнительных.

Спор одного из психологических столпов века Зигмунда Фрейда с религиозными основаниями наших мировоззрений меня лично и не страшит, и не отталкивает. Не страшит, потому что всякие системные наезды такого рода внутри нашей души и головы быстро рушатся. Это как интеллектуальная закалка. А не отталкивает, потому что, например, из лекций известного современного христианского философа Владимира Бибихина, ученика Лосева, я знаю о последнем развороте Фрейда в сторону религии. Просто этот разворот не успел отлиться в тексты, но все, что говорит о его духовном итоге Бибихин, цитируя Фрейда, мне кажется убедительным.

Однако молодой зеленый ум, руководимый страстью к оригинальности и ниспровергательству, склонный к шоку и эпатажу, вполне может вписать позиции Фрейда в число излюбленных постулатов. И тут, конечно, встает вопрос о том, не приготовляют ли такого рода позиции человеческую душу, ту самую, которая, как мы любим повторять вслед за Тертуллианом, по природе своей христианка, — к инфицированию грехом?

Вопрос о соблазнах — духовных, мыслительных — почти всегда будет вставать, когда речь будет заходить о постижении психологии, ее теориях и теоретиках.

Елена ЯКОВЛЕВА

Святоотеческая психология в ее отношении к духовной жизни

Выбирая тему своего доклада, я исходил из той темы нашей конференции, которая звучит следующим образом: «Научная психология и возрождение духовности: pro и contra». Но говорить в полной мере об отношении научной психологии к духовной жизни я не могу по той причине, что первая не имеет к последней прямого отношения. По моему глубокому убеждению, только святоотеческая психология дает полные знания о душе. Что же касается психологии научной, то предмет ее изучения более узок, и к тому же сфера ее изучения не пересекается с духовной жизнью души. Чтобы понять это, надо признавать то утверждение святоотеческой психологии, согласно которому, душа состоит не только из части душевно-телесной (физиологической) и душевной (психической), но еще и духовной, а также и то, что каждая из этих частей имеет свою собственную жизнь. Из этих представлений понятно, что научная психология занимается сферами низшими, видимыми, доступными для чувственного восприятия, т.е. сферой физиологической и отчасти психической, духовную же сферу она не знает, не признает и поэтому не изучает.

Впрочем, и святоотеческая психология, хотя и знает духовную жизнь души, но непосредственно ее изучением тоже не занимается. Изучением духовной жизни в полной мере занимается аскетика, которая и именуется прямо наукой о духовной жизни. Глагол ἀσκέω от которого производится общеупотребительное теперь слово аскетизм включает в себя такое понятие как старательные упражнения, развивающие телесные и душевные силы. Еще до появления христианства у философов стоической школы слово ἄσκησις, переводимое как практика, употреблялось в смысле упражнения в добродетелях. Христианские подвижники заимствовали такое понимание и через свой практический опыт со временем выработали целую аскетическую науку, представляющую собой проверенную до мельчайших подробностей систему тщательного упорядочения человеческой природы в определенном, целостном направлении. Но, развивая эту науку, они всегда старались рассматривать человека в его нынешнем состоянии всегда при свете понятия о том состоянии и о том направлении жизни, которыми он характеризовался до падения своего и которые он снова должен усвоить в Царствии Небесном. Исходя из этого, вся аскетическая литература, не только указывает пути освобождения от наследственной и свободно приобретенной греховной испорченности и разрабатывает методы достижения совершенной жизни о Христе, но и сообщает нам различные сведения о природе человека, а также свойствах и законах, по которым протекает жизнь его души. И поэтому некоторые отождествляют святоотеческую психологию с аскетикой, хотя это не одно и то же.

Святоотеческая психология составляет собственно пропедевтику аскетики1, являясь в прямом смысле слова подготовительным курсом, вводящим в аскетическую науку через сообщение необходимых предварительных сведений. Ее задача, как это отмечалось в предыдущем нашем докладе, «не просто дать те или иные интересные сведения о душе, а самим сообщением этих данных подвигнуть к работе над собой с целью нравственного совершенствования». И издревле христианскими подвижниками психология признавалась «прекраснейшей и важнейшей из всех наук» именно как основание и средоточие аскетики, ибо только на знании устройства и действия сил души и духа строится вся техника правильного подвижничества.

Например, порядок врачевания страстей подвижниками христианства ставится в зависимость от порядкового расположения душевных сил, что соответствует и традиционной восмиричной схеме страстей. Исходя из этого, подвижники требуют, сначала начинать борьбу со страстями желательной силы – чревоугодием и блудом, потом обратить внимание на врачевание чувствующей способности, болеющей сребролюбием, гневом, печалью и унынием, а уж после этого приступать к искоренению тщеславия и гордости – страстей познавательной силы души. «Почему, – делает из этого логический вывод св. Григорий Палама, – никогда не увидишь здравой раздражительную силу души прежде уврачевания пожелательной, и мыслительную – прежде уврачевания этих обеих». Да и само убеждение в возможности избавиться от страстей рождается из знания, что беспорядочность, производимая внутри нас страстями, «не природна нам, не принадлежит к природе человеческой, не так существенна в ней, чтобы без нее человек был уже не человек». Напротив, без нее человеческой природе возвращается ее нормальное, здравое состояние. Более того, знание этого положения ставит перед человеком прямую задачу: избавиться от недуга страстей и вернуть естеству души ее первоначальное, добродетельное состояние. А если вспомнить, что добродетельным является то состояние, когда «разумность ее находится в естественном чине», то есть на своем месте – в сердце, устремившись ко Господу, тогда само собой напрашивается выработка способа возвращения вышедшего из себя ума и приучение его к созерцанию просвещающего его Света. Только, опираясь на данные святоотеческой психологии, можно понять наставления подвижников о соединении ума с сердцем, как о соединении ума с самим собой или точней о возвращении ума к самому себе и через себя к Богу. «Мы вводим ум, – говорят они, – не только внутрь тела и сердца, но даже еще внутрь его самого». И как вводим? – через сосредоточение ума на сердце как физическом органе с помощью дыхания. «Да прильпнет к дыханию твоему молитва Иисусова», – сформулировал ученик св. Григория Богослова суть технической стороны умного делания на основании видимо тех медицинский знаний, которые получил от своего учителя, учившегося в светских заведениях того времени. «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь пользу безмолвия», – повторял преп. Иоанн Синайский то же утверждение античной физиологии, согласно которому воздух через дыхание поступает в сердце. Позже св. Феофан Затворник, делая перевод Добротолюбия, в наставлениях преп. Никифора это физиологическое обоснование несколько исправил уже согласно современным научным данным, говоря, что «орган, служащий к сему (т.е. дыханию), суть легкие, которые облегают сердце и, проводя через себя воздух, обдают им сердце. Таким образом, дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться». Отсюда делается очевидным, что практика умного делания основывалась на психофизических данных своего времени, соединяясь с блаженным опытом, подтверждавшим правильность совершаемого делания.

На пути от вне внутрь – от внешнего, материального мира в мир внутренний, духовный – воображение с фантазией составляют как бы инстанцию, мешающую духовным движениям разума. И чтобы дать разуму беспрепятственно действовать ее следует миновать как можно скорее, не останавливаясь на ней. Между тем, некоторые духовные практики, не обладая знаниями святоотеческой психологии, особое внимание уделяют воображательной силе, в частности ее фантастической способности. Достаточно посмотреть хотя бы на методы «духовных» упражнений латинских подвижников или методы раджа-йоги, чтобы убедиться в том, какое значение там отводится силе мечтательной. «Представьте себе мысленно, – говорит один из сторонников воображательного метода, – огромные языки пламени, и души осужденных, как бы заключенные в раскаленные тела. Услышьте упреки, плачь и вопли, предание проклятию Иисуса Христа и святых Его. Почувствуйте запах дыма, серы, разложения и гнили» и т.п.2 «Представьте себе, – говорит другой, – какое-нибудь место в вашем сердце и в сердце пламя, вообразите, что пламя – ваша собственная душа, что внутри этого пламени находится лучезарное пространство и что это пространство есть душа вашей души – Бог; созерцайте это в вашем сердце». Использовать подобный метод рекомендует и тот неизвестный подвижник XIX-го века, рассказы которого легли в основу очень популярной ныне книги «Откровенные рассказы странника». Этот «опытный» в духовной жизни странник говорит одному ослепшему крестьянину, просившему указать ему способ вхождения ума в сердце, следующее:

– Вот ты ничего не видишь, а ведь можешь умом вообразить и представить себе то, что ты прежде видел, то есть человека, или какую-нибудь вещь, или свой какой-нибудь член, например, руку или ногу, можешь так живо вообразить как бы на него смотрел, и можешь навести и устремить на него хотя и слепые свои глаза?

– Могу, – ответил слепой.

– Так ты точно так же вообрази свое сердце, наведи свои глаза, как бы смотрел на него сквозь грудь и как можно живее представь его, а ушами то внимательно слушай, как оно бьется и ударяет раз за разом. Когда к сему приспособишься, то и начинай к каждому удару сердца, смотря в него, приноравливать молитвенные слова.

Еще исследователи XIX века, сопоставлявшие между собой различные духовные направления, замечали по поводу вышеприведенного метода странника, что «устремленное в область сердца искусственное мысленное воображение, которое развил в себе странник, есть, в сущности, тот же прием, что применяют йоги, ищущие ясновидения». Но этому общераспространенному йоговскому методу странник научился тогда вполне самостоятельно, не зная основ святоотеческой психологии и приняв указания св. Симеона Нового Богослова в плотском смысле. «Прежде всего, – делится он своими аскетическими опытами, – я приступил к отыскиванию места сердечного, по наставлению Симеона Нового Богослова. Закрыв глаза, смотрел умом, т.е. воображением в сердце, желая представить себе, как оно есть в левой половине груди и внимательно слушал его биение». Плодом такого делания явилось то, что ему «в скором времени начало представляться сердце и означаться движение в оном», т.е. воображение представило ему ясную картину работы сердца как физиологического органа. А впоследствии он достиг таких результатов, что мог «входить внутрь себя и ясно видеть свои внутренние органы, удивляясь премудрому составу человеческого тела».

Основываясь на знании о тесном соединении души с телом и взаимной зависимости между психическими и физиологическими состояниями в человеке, можно обосновать и практику поста в системе христианского подвижничества. Священное Писание употребило для обозначения поста такое выражение: «Смиряйте души ваши» (Лев. 16:29). Объясняется это выражение тем, что по тесной и неразрывной связи души с физиологическим состоянием телесного организма, воздержание от обильного питания представляет собой благоприятную почву для появления и развития в человеке покаяния, смирения и сокрушения. Каждый на собственном опыте удобно может убедиться, что состояние самоуглубленности, раскаяния и терзания совести естественно и непринужденно в силу теснейшей органической связи души с телом, сопровождается потерей аппетита. Подвижник, предавшийся молитвенному подвигу и созерцанию, также естественно теряет на время позыв и влечение к пище. Отсюда делается очевидным, что всякое состояние особенной напряженности не располагает к обильному вкушению пищи и, наоборот, воздержание от пищи способствует приведению душевного настроения человека в указанное нравственное состояние.

Опять же только опираясь на положения святоотеческой психологии можно давать советы о разборчивости в чтении или общении. Зная, что всякому образу мыслей сопутствует тот или иной дух, который в свою очередь влияет на формирование того или иного образа мыслей, святые Отцы заповедовали следующее: «Храни ум и сердце от учения лжи, не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями… читающий книги лжеучителей, приобщается непременно лукавому, темному духу лжи». С другой стороны, зная, что «одежда духа есть осеняющее его чувство», Отцы советуют доводить до чувства истины христианские. «Надо все принять сердцем, все согреть в нем, вкусить, усвоить, лелеять. Истина пока не вошла в сердце, есть тоже, что пыль на полированной доске: повеет ветер и все снесет. Истина, принятая сердцем, что елей, прошедший в кости». И еще, так как чувства сердца обычно властвуют над умом, и ум поэтому привлекается к сердцу сочувствием к читаемому и слушаемому, то, исходя из этого принципа, во время брани необходимо преимущественно хранить сердце. «Не давай, – говорят на основании этого принципа святые Отцы, – доходить возникающим движениям (греховным) до чувства». Если сердце начало сочувствовать греху и услаждаться им, то стремление к делу столь же быстро, как падение тяжелого камня по склону горы. При сочувствии сердца греху победа очень трудна, если не сказать, невозможна. Отсюда и советы Отцов о внимании себе, трезвении и самонаблюдении. Только благодаря этому человек сможет обуздать свои неразумные чувства, стремления и желания, то есть страсти.

Как видно из этих немногих примеров объяснения тех или иных святоотеческих советов, источниками их являются психологические знания. И таким образом святоотеческая психология действительно является такой наукой, без которой подвижнику невозможно изучить в совершенстве науку подвижничества – аскетику. Что же касается психологии научной, то хотя она, как уже было сказано выше, к духовной жизни и не имеет прямого отношения, но все же ее знания в некоторой степени могут оказать некоторую помощь духовной сфере по причине тесной взаимосвязи жизни духа с жизнью души и тела. Правда помощь от научной психологии возможна только при одном условии, если ее знаниями психо-физической жизни будет пользоваться живущий духовной жизнью, ибо только духовный может судить о всем (1Кор. 2:15). Что же касается человека душевного, т.е. того, «кто познать все хочет своим умом, и то только признает истинным, что ему кажется таковым, кто жизнь свою и все начинания свои устрояет собственными своими способами, на них одних опираясь, как на прочной основе, кто целью жизни поставляет покой и счастье земные и все обращает в средство к тому, кто так привык к осязаемому и чувствуемому, что невидимое и духовное не считает и существующим», то надо помнить, что таковой не принимает того, что от Духа Божия по причине невместимости для него вещаний Духа и даже не может разуметь, потому что о сем надобно судить только духовно (1Кор. 2:14). И, следовательно, не он способен оказывается пользоваться своими знаниями в сфере духа, а только живущий в этой сфере, и живущий правильно, т.е. по законам правильного (православного) подвижничества.