Православные приходы и монастыри севера

Красота уходящая: 15 деревянных храмов русского Севера


Деревянные храмы русского Севера.

Деревянные строения являются отличительной частью архитектурного наследия России, особенно в традиционных деревнях на севере страны. На протяжении более тысячи лет, до XVIII века, буквально все строения возводили из дерева, в том числе дома, амбары, мельницы, княжеские дворцы и храмы. Начиналось это все с простых деревянных куполов, но в течение веков деревянная архитектура в России достигла такой степени изящества, что красотой некоторых из этих религиозных комплексов восторгаются до сих пор. Особенно интересными являются традиционные деревянные церкви севера России.

На русском Севере можно увидеть невероятной красоты церкви.

Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).

Деревня Ильинский остров (Моша). Храм пророка Илии (XIX в.) до восстановительных работ

Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.

Сегодня многим деревянным церквям необходима реставрация.

Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост


Кижский погост а Карелии.

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.

Купола Преображенской церкви.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.

Одно из самых высоких деревянных строений в мире.

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.


Архитектурный ансамбль Кижи.

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали


ячсмчясмсчям

В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.

Один из куполов Суздальского храма.

Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.

г. Суздаль Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево.

3. Церковь Всех Святых в Сургуте


Историко-культурный центр «Старый Сургут». Церковь Всех Святых.

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры — деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Передки

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере


Разрушенная церковь Святого Елисея.

Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось — только на другом берегу.

Церковь Елисея пророка — Сидозеро (Яковлевское) — Подпорожский район — Ленинградская область

Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.
Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями — храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.

Вид на Церковь Пророка Елисея с западной стороны.

Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, — видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние — ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину… Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, — стильная красота церкви — спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль


Церковь Воскресения Христова из села Потакино.

Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах


Церковь Святого Георгия Победоносца.

Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке


Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.

Ни единого гвоздя!

Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.
Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.
В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

8. Церковь Святого Николы в Великом Новгороде


Церковь Святого Николы в Великом Новгороде.

9. Церковь Преображения Господня в Пермском крае


Церковь Преображения Господня в Пермском крае.

10. Церковь Воскресения Христова из Патакино


Церковь Воскресения Христова

11. Храм в Чухчерьме


Храм в Чухчерьме

12. Храм Владимирской иконы Божией , деревня Подпорожье


Храм Владимирской иконы Божией

Храм Владимирской иконы Божией, построенный в 1757 году, сегодня является памятником федерального значения. Храм стоит на высоком берегу реки Онеги. Внешне храм достаточно крепок, от интерьера сохранилось «небо». В некоторых местах разрушена крыша. Центральная часть храма проседает вниз и тянет за собой примыкающие к ней пределы. Нужны серьезные реставрационные работы.

13. Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье


Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье, 1665 г/

Памятник федерального значения. Храм расположен на берегу Северной Двины и уникален тремя главками на крещатой бочке. В 2011 году был заменен тес на крыше трапезной, частично отремонтирована крыша по периметру, а также выкопан дренажный ров вокруг храма.

14. Храм Преображения Господня, деревня Нименьга.


Храм Преображения Господня, деревня Нименьга, 1878 г.

Деревня находится на берегу Белого моря. Река Нименьга живописно огибает храм с трех сторон. Фотографии сделаны в июне в два часа ночи. Храм очень большой по размеру. В настоящее время требуется реставрация.

15. Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деревня Семеновская


Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Так выглядит часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких после восстановительных работ
Огромный интерес вызывает и храм Святого Духа в Талашкино под Смоленском, построенный Рерихом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

LiveInternetLiveInternet

Добравшись до Кириллова поздно вечером и проезжая через город к месту предполагаемого ночлега, мы увидели монастырь… Несмотря на то, что фотографии монастыря мы видели при подготовке маршрута, нас поразило то, что он выглядел не как тихая обитель. Это была мощная неприступная крепость.

Вообще, как мне показалось, а точного ответа я пока не нашел (а если честно, то особо и не искал), Кирилло-Белозерский монастырь — это собирательное название обнесенной крепостной стеной территории, на которой расположены два монастыря: Успенский и Ивановский, Острог и Новый город.

Рано утром мы были у монастырских стен.
Тот вид Кирилло-Белозерского монастыря, который дошел до нашего времени, сформировался в 1675 году, после завершения строительства новой оборонительной линии: протяженность монастырских стен стала более полутора километров, высота до дести и толщина до семи метров, стены имели три боевых яруса… С этого момента Кирилло-Белозерский монастырь превратился в крупнейшую крепость России. Но участвовать в военных действиях Кирилло-Белозерскому монастырю после завершения строительства уже не довелось. Хотя ранее, с 1612 по 1614 годы ему пришлось выдержать длительную осаду и отражать нападения польско-литовских войск, но он ни разу не покорился захватчикам.


Неприступные стены Кирилло-Белозерского монастыря — крепости (XVII в.)


Боевые ярусы стен Кириллово-Белозерской крепости


Берег Сивеского озера

Кузнечная башня крепостной стены вокруг Нового города

Кузнечная башня и старая крепостная стена Ивановского Монастыря (XV в.)

Свиточная башня (XVI в.) Кирилло-Белозерского монастыря

Церковь Преображенья XIV в.

Годом основания монастыря считают 1397 год, когда преподобный Кирилл, будучи уже шестидесятилетним старцем, пришел на берег Сиверского озера и построил скит. До этого Кирилл был настоятелем Симонова монастыря в Москве, но отказался от поста из-за интриг, и вдохновленный беседами со старцем Ферапонтом, ушел с ним в северные земли.

С самого своего основания Кирилло-Белозерский монастырь занимал видное место в колонизации необжитых еще просторов Русского севера, в просвещении этого края. В частности, благодаря этому монастырь привлекал пристальное внимание многочисленных князей, стремящихся к влиянию на эти земли.
Первоначально все постройки монастыря были деревянными, но после многочисленных пожаров и щедрых пожертвований, в том числе и со стороны царствующих особ, с XV века качалось каменное строительство.
За крепостной стеной. Ивановский монастырь

Часовни на месте скита Преподобного Кирилла (справа) и креста, который Кирилл поставил
около своего скита (слева). На заднем плане — церковь архангела Гавриила 1534 г.

Трапезная палата церкви Сергия Радонежского XIVв.

В 1924 году на территории монастыря был создан музей. Сегодня монастырь принадлежит государству и открыт для посетителей. В безвозмездную аренду Русской православной церкви отданы лишь постройки Малого Ивановского монастыря, часть келий Успенского монастыря (эти монастыри расположены в пределах территории, огражденной крепостной стеной) и один из храмов, в котором проводятся богослужения. Акт передачи в аренду произошел в 1997 году на 600-летие основания монастыря, но еще около года монахи в него не вселялись — до последнего времени на его территории в монашеских кельях находилось женское общежитие местного Училища Культуры.

Хорошо, что мы пришли к Кирилло-Белозерской крепости рано утром: музей еще был закрыт, посетителей – никого, торговцы сувенирами только разворачивали свои палатки на площади перед главными воротами, когда мы, совершив блиц-осмотр, уже тронулись к Ферапонтову монастырю.

Главные ворота в крепость. Казанская башня

Кстати, на обратном пути в Москву ночевали мы опять под Кирилловым. Когда мы прибыли в Кириллов, был солнечный ранний вечер и монастырь выглядел как «сказочный град».

Сказочный град на берегу озера

И напоследок несколько бытовых зарисовок жизни горда Кириллова.

12 уникальных деревянных храмов

1 мая 2019

Александр Можаев рассказывает о деревянных храмах, которые еще можно застать в живых. Другие выпуски цикла об исчезающем архитектурном наследии читайте

Деревянные храмы Русского Севера — явление совершенно самобытное, уникальное в масштабе мировой архитектуры. Огромные бревенчатые башни в сопровождении небольших, камерных церквей и колоколенок разбросаны по Архангельской, Вологодской, Карельской и Мурманской землям. Пожар в Кондопоге напомнил, что, встречаясь с этими удивитель­ными памятниками, мы никогда не можем быть уверены, что увидим их еще раз. Огромное количество деревянных храмов утрачено в ХХ веке, десятки из числа сохранившихся пребывают в аварийном состоянии. Государство не слишком заинтересовано в решении проблемы, но в последние годы огромные усилия к спасению памятников прилагают волонтеры общественных организаций.

1. Колокольня в Цивозере

1 / 4 Иван Билибин. Открытка «Цивозеро. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд». 1904 годАукционный дом «Антиквариум» 2 / 4 Колокольня церкви Флора и Лавра. Цивозеро, 1942 год© Соборы.Ру 3 / 4 Юрий Ушаков. Северная Двина. Село Цивозеро. 1961 год© Юрий Ушаков / Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» 4 / 4 Колокольня церкви Флора и Лавра. Цивозеро, 2013 годWikimedia Commons

Деревянная колокольня в северодвинском селе Цивозеро — один из признан­ных символов Русского Севера. Эту традиционную постройку не назовешь шедевром (это не Кижи), зато она достаточно ранняя (1658), самобытная и гармоничная. Ее отличительная особенность — вызывающая нерегулярность: неровность углов, пляшущие выпуски хвостов бревен. Яркость этого образа усилило время: колокольня издавна имеет заметный наклон. Это значит, что десятилетиями дождь лил на внешнюю сторону косого сруба, поэтому поло­вина подлинного материала насквозь трухлява и колокольня держится чудом.

При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что с реставрацией торопиться не стоит: обычные работы по замене ветхого материала приведут к утрате образа памятника и его знаменитой фактуры. Единственный вариант, который позволил бы сохранить подлинный материал: не дожидаясь обрушения, разобрать подлинник, сделать по его образцу точную копию для установки на прежнем месте, а для оригинала придумать вариант экспонирования в каком-нибудь специальном павильоне  Например, в 2018 году в Ловозерских тундрах Мурманской области реализован экспериментальный проект по консервации памятника на его исконном месте: в прозрачную поликарбонатную сферу заключена крохотная часовня XVII века..

2. Церковь Василия Блаженного в Чухчерьме

1 / 7 Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 1910–1915 годыСоборы.Ру 2 / 7 Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 1942 годСоборы.Ру 3 / 7 Церковь Илии Пророка. Чухчерьма, 1910 годСоборы.Ру 4 / 7 Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons 5 / 7 Вид с юго-восточной стороны на церковь и Северную Двину. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons 6 / 7 Колокольня церкви Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons 7 / 7 Интерьер трапезной церкви Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons

До 1930-х годов церковь Василия Блаженного в Чухчерьме Холмогорского района Архангельской области была частью тройника — комплекса из двух церквей (большой летней и меньшей зимней, имевшей печь) и отдельно стоящей колокольни. В больших северных приходах, объединявших по несколь­ко деревень, существовали десятки подобных ансамблей. На сегодняшний день их уцелело пять, считая знаменитые Кижи. Главным украшением Чухчерь­мы являлся девятиглавый Ильинский храм. Сегодня сохранились только шатровая колокольня 1783 года и церковь Василия Блаженного, построенная в 1824 году, но выглядящая очень архаично, — может быть, это реплика прежней церкви, стоявшей здесь с XVII века.

Церковь утратила граненую кровлю над алтарем и давно пребывает в тяжелом техническом состоянии. Но в последнее время основной угрозой стала Север­ная Двина, подмывающая берег. Исчезло обращенное к реке крыльцо, и теперь к обрыву сползает западный притвор. Необходима реставрация с переносом храма дальше от берега. Странно, что столь небольшой и важный федеральный памятник никак не может ее дождаться.

Пять историй с видео и музыкой о пяти уникальных, но забытых храмах Музыка в затерянных храмах: путешествие Arzamas в Тверскую область

3. Храм в Ракулах

1 / 4 Общий вид Ракульского погоста. Церковь Воскресения Христова (слева) и колокольня. Начало XX векаСоборы.Ру 2 / 4 Игорь Грабарь. «По Северной Двине. Церкви села Ракулы в XVIII веке». 1905–1922 годыАукционный дом «Литфонд» 3 / 4 Колокольня на Ракульском погосте. Иллюстрация из журнала «Нива». 1884 годСоборы.Ру 4 / 4 Церковь Воскресения Христова в Ракулах. 2007 год© Иван Вдовин / Diomedia

Среди особо ценных памятников, годами пребывающих в стабильно тяжелом состоянии, — церковь в Ракулах Холмогорского района Архангельской области. Это древнее селение было основано новгородцами чуть ли не в XII веке, а цер­ковь стоит на берегу Северной Двины с 1766 года. Уникальная постройка с пятью чуть изогнутыми шатровыми верхами на мощном кубическом осно­вании — остаток еще одного тройника. Стоявшая рядом с храмом колокольня XVII века вошла в учебники архитектуры: ее рисовал реставратор Игорь Гра­барь и обмерял архитектор Петр Барановский. Колокольня также венчалась пятью шатрами, но представляла собой не обычный сруб, а архаическую конст­рукцию на каркасе из вертикальных столбов. Колокольня и зимняя церковь утрачены в ХХ веке, Воскресенская церковь реставрировалась в 1970-е, но теперь стоит под худой кровлей и с перекошенными стенами.

На противоположном берегу Двины, тоже в Ракуле, есть еще один забытый государством деревянный памятник — Никольская часовня 1728 года. В 2016-м местные жители проявили инициативу и обшили ее недопустимым в реставрации виниловым сайдингом, скандал чуть было не дошел до суда. Остается надеяться, что Воскресенский храм дождется профессиональных реставраторов прежде любой иной напасти.

4. Рождественская церковь под Каргополем

1 / 4 Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография Ивана Билибина. 1900-е годыСоборы.Ру 2 / 4 Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография из паспорта объекта культурного наследия. 1970–80-е годы© Русские церкви 3 / 4 Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография из паспорта объекта культурного наследия. 1970–80-е годы© Соборы.Ру 4 / 4 Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. 2008 год© Дмитрий Вадатурский / CC BY-SA 3.0

Рождественская церковь в Большой Шалге под Каргополем Архангельской области построена не позже 1745 года. Восьмигранная башня в основании шатра, или восьмерик, имеет легкое расширение кверху. Шатер изящно изогнут (примерно это древние греки называли мудрым словом «энтазис»). Церковь расположена всего в 10 километрах от города и в 15 метрах от ухожен­ной действующей кирпичной церкви. Рядом не так давно построена прекрасная деревянная усадьба священника с приходской школой. Но шатровый храм стоит без дверей и окон, замшелый и аварийный. В 1990-е начали реставрацию, но успели лишь разобрать большую трапезную с крыльцом и приделом. Его главка стоит на земле возле церкви, прочий материал успел потеряться, а храм по-прежнему окружен ветхими строительными лесами. Тем временем в распо­ло­женной неподалеку, но среди совершенно чистого поля Красной Ляге волон­теры привели в относительный порядок огромную церковь 1655 года, еще недавно казавшуюся столь же безнадежной.

5. Ильинская церковь в Задней Дуброве

1 / 4 Церкви Заднедубровского погоста: шатровая Ильинская и клинчатая Успенская. До 1917 годаКаргопольский музей / onegaonline.ru 2 / 4 Общий вид Ильинской церкви с юго-востока. Задняя Дуброва. 1970-е годы© Архангельский краеведческий музей 3 / 4 Ильинская церковь. Задняя Дуброва. 2015 год© Сообщество «Задняя Дуброва» в социальной сети «Вконтакте» / Fair use 4 / 4 Консервация разрушающегося сруба Ильинской церкви в деревне Задняя Дуброва. 2017 год© Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»

Старейший на Онеге храм в Плесецком районе Архангельской области построен в 1622 году и принадлежит к наиболее архаичному типу деревянных шатровых храмов. Основанием шатра здесь является монолитная восьмигран­ная башня, восьмерик, тогда как более поздние шатровые церкви, как правило, стоят на четырехугольных основаниях. В Архангельской области существовали две такие церкви, датируемые 1600 годом, но в 1940-е Паниловская сгорела, а Выйскую опрокинули сознательные трактористы.

На дореволюционных фотографиях Дубровы мы видим тройник — комплекс из Ильинской церкви, более скромной Успенской и колокольни. Сейчас суще­ст­вует только руина главного храма, утратившего шатер и вообще рассыпаю­ще­гося на глазах: восьмерик просел, и из конструкции выбило несколько рядов бревен в нижней части сруба. В 2015 году группа энтузиастов выставила подпорки и соорудила временную кровлю. То же самое происходило с Николь­ским храмом 1670 года в селе Волосово под Каргополем: шатер давно рухнул, и церковь казалась обреченной, пока в 2017 году ей не занялись волонтеры фонда «Вереница».

6. Тройник в Ратонаволоке

1 / 5 Церковь Петра и Павла. Ратонаволок. 1942 год© Соборы.Ру 2 / 5 Церковь Николая Чудотворца. Ратонаволок. До 1970 года© Соборы.Ру 3 / 5 Церковь Николая Чудотворца. Ратонаволок. 1975 год© Соборы.Ру 4 / 5 Храмовый комплекс. Ратонаволок. 2017 годWikimedia Commons 5 / 5 Церковь Петра и Павла. Ратонаволок. 2017 годWikimedia Commons

В Емецком районе Архангельской области существует не вполне традиционный тройник, в котором отдельная колокольня была заменена на каменный храм с колокольней. Таким образом, над речкой Ваймугой выстроились две деревян­ные церкви 1720-х годов — Петропавловская и Никольская — и еще одна Николь­ская, кирпичная, 1870-х.

В ХХ веке каменная церковь лишилась колокольни и пятиглавия. Петропавлов­ская, увенчанная необычной ярусной башней под шатром, более-менее уверенно стоит до сих пор, хотя и не действует. А вторая Никольская, ранее также бывшая шатровой, лежит в руинах. Верх ее обвалился давно, того гляди рухнет оставшаяся часть из восьмерика на четырехгранном основании. Может показаться, что здесь уже совсем ничего не поделать, однако опыт ряда рестав­раций, в частности церкви Цыпинского погоста с провалившимся верхом, показывает, что безнадежных памятников не бывает.

7. Шатры на крещатых бочках в Едоме

1 / 5 Церковь Николая Чудотворца. Едома, середина XX векаАрхангельский краеведческий музей 2 / 5 Церковь Николая Чудотворца. Едома, 1986 год© Александр Фурсов / Соборы.Ру 3 / 5 Колокольня церкви Николая Чудотворца. Едома, 1986 год© Александр Фурсов / Соборы.Ру 4 / 5 Церковь Николая Чудотворца. Едома, 2013 год© Соборы.Ру / Евгений Шелковников 5 / 5 Колокольня церкви Николая Чудотворца. Едома, 2010-е годы© Виртуальный музей новомучеников и исповедников земли Архангельской

Некоторые северные регионы имели свои собственные архитектурные привычки и свои типы храмов. В окрестностях рек Пинеги и Мезени были распространены так называемые шатры на крещатых бочках — бочкой называют кровлю сложной формы, напоминающую перевернутый корпус корабля либо луковичную главу в разрезе. А «крещатая» означает кресто­образное сочетание бочек. Если в центре креста поставить шатер, а четыре главы поменьше расставить по его сторонам, получится типичный мезенский компромисс между привычным северным шатровым храмом и более канонич­ным пятиглавием. Из многих храмов этого типа целиком сохранилась лишь одна, недавно реставрированная церковь в селе Кимже.

Никольская церковь в Едоме Пинежского района Архангельской области утратила самую яркую часть — те самые пять верхов на четырех бочках. В 1980-е годы ее сняли, чтобы перевезти памятник в заповедник «Малые Корелы» под Архангельском, однако на том дело и кон­чи­­лось (как говорят местные, «Господь не дал свезти нашу церковь»). Это можно исправить, пока целы храм 1698 года постройки и сильно покосившаяся колокольня, выстроенная спустя ровно сто лет. В прошлом году активисты движения «Общее дело» установили на церкви временную кровлю.

8. Бывший монастырь в Соезерской Пустыни

1 / 4 Церковь Святой Троицы с колокольней. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф 2 / 4 Вид на Троицкую церковь от дороги. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф 3 / 4 Церковь Святой Троицы. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф 4 / 4 Колокольня церкви Святой Троицы. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф

Название деревни Соезерская Пустынь (Верхнетоемский район Архангельской области) напоминает о монастыре, существовавшем на берегу лесного озера с XVII века до 1930-х годов. Когда-то сохранившаяся Троицкая церковь 1748 года постройки была монастырским храмом c трапезной. Рядом стоит шатровая колокольня XVIII века.

Основной объем здания довольно прост, но редок для Севера: это два яруса восьмериков на четырехгранном основании. Яркой чертой своеобразия являются изящные, почти крохотные бочковые завершения скатных кровель крыльца и апсиды (в деревянных храмах ее называют алтарным прирубом). Церковь пустует, утрачена глава, стены перекошены и грозят обрушением. В 2010 году сообщалось о том, что жители Соезерья начали сбор средств на реставрацию федерального памятника, но постоянное население деревни составляет всего 12 человек.

9. Преображенская церковь и колокольня в Нименьге

1 / 4 Церковь Спаса Преображения. Нименьга, 1985 год© Онежский историко-мемориальный музей 2 / 4 Церковь Спаса Преображения. Нименьга, 1992 год© Информационно-справочная система «Архитектура Российского Севера» 3 / 4 Церковь Спаса Преображения и колокольня. Нименьга, 2013 годWikimedia Commons 4 / 4 Колокольня церкви Спаса Преображения. Нименьга, 2013 годWikimedia Commons

В Нименьгу Онежского района Архангельской области можно доехать поездом, но гораздо интереснее плыть катером из города Онеги: сначала Белым морем, а потом извилистой речкой, всего около 50 км. В одной из излучин реки расположена живописная пара из Преображенской церкви 1878 года и более старой колокольни. В 2000-е годы под северной стеной колокольни сильно просел фундамент. Памятник диковинно изогнулся и мог рухнуть от порыва ветра.

В 2017 году в Нименьгу прибыли энтузиасты проекта «Общее дело». Бригада из двух москвичей и трех местных жителей отчасти «разогнула» колокольню за счет выемки трех бревен на южной стороне сруба. Работы проводились вручную, без техники и домкратов. Одновременно залатали дыры на кровле храма. В этом сезоне работы будут продолжены, но это лишь начало большого и сложного процесса.

10. Никольская церковь в Унежме

1 / 3 Церковь Николая Чудотворца. Вид с востока. Унежма, 1907 годСоборы.Ру 2 / 3 Церковь Николая Чудотворца. Вид на юго-восточный фасад. Унежма, 1970-е годы© Соборы.Ру 3 / 3 Церковь Николая Чудотворца. Унежма, 2009 год© Flickr / napugal / CC BY-NC-ND 2.0

Храм стоит на гранитных холмах, с трех сторон омываемых Белым морем. Так выглядит мыс Бранница, который находится в 60 км от Онеги. Церковь, увенчан­ная одной главой на кубоватой (то есть напоминающей граненую луковицу) кровле, была выстроена к 1824 году на месте более древней. Рядом стояла стройная шатровая колокольня XVIII века. Вокруг — поморское село на сотню дворов, со школой и почтовой станцией. В 1930-е село стало колхозом «Великое дело», церковь — клубом, колокольню уничтожили. Позже в церкви сделали коровник, а место полностью обезлюдело. Сейчас храм с проваливши­мися кровлями стоит в окружении нескольких пустых изб заброшенной и весьма труднодоступной и безлюдной деревни.

11. Ильинская церковь в Белозерске

1 / 5 Церковь Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годLibrary of Congress 2 / 5 Две иконы в церкви Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годLibrary of Congress 3 / 5 Икона в церкви Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годПроект «Наследие Прокудина-Горского» 4 / 5 Церковь Ильи Пророка. Белозерск, 1978 год© Витольд Муратов 5 / 5 Церковь Ильи Пророка. Белозерск, 2008 годWikimedia Commons

Не сельский, а городской ярусный храм, 1690 года, с выразительным больше­головым силуэтом. Особую ценность представляет уникальная настенная роспись петровского времени. Сцена Распятия с предстоящими, пейзажем и домиками, написана на криво отесанных бревнах сруба. Сейчас эти бревна сложены на полу Спасо-Преображенского собора, стоящего в кольце валов бывшей Белозерской крепости. В далеком 2009 году Ильинскую церковь разобрали, чтобы реставрировать, через год начали собирать, используя для замены нижних венцов не подобающую сосну, а ель — менее качественную и более тонкую. Поднялся скандал, и рабочий процесс окончательно остано­вился. С 2012 года периодически приходят новости о том, что чиновники продолжают работать над корректировкой проектно-сметной документации.

Эксперты винят во всем систему ежегодных тендеров, проводимых Минкуль­том. Подрядчик выбирается не на весь проект, а лишь на год, по итогам которого проходят новые конкурсы, акцентированные на рациональные сроки и стоимость работы, а не на ее добросовестность. Одной из жертв этой системы стала Варваринская церковь 1650-х годов из карельского Яндомозера, которую в 2016-м разобрали для перевозки в соседнее село по зимнику, но, не поспев к весне, бросили лежать вдоль дороги  В 2018 году оставшиеся бревна наконец прибыли в пункт назначения, начата сборка нижних венцов. По оптимистичным прогнозам, реставрация окончится в 2021 году при сохранности не более 40 % подлинного материала..

12. Деревянные храмы в Астраханской и Нижегородской областях

1 / 4 Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 1985 год© Храмы Ахтубинской епархии 2 / 4 Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2012 год© Wikimapia 3 / 4 Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2012 год© Wikimapia 4 / 4 Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2018 год© Ахтубинская епархия

Наибольшее число русских деревянных храмов сохраняется на просторах Севера. Тем более, казалось бы, должны дорожить своими немногочисленными памятниками прочие регионы. Одна из старейших деревянных построек в Астраханской области расположена в Ивановке Енотаевского района. Ее датируют 1781–1786 годами, хотя в саму Ивановку она попала не так давно: в 1885 году была куплена у соседней станицы Сероглазки, в которую также попала из вторых рук. Церковь выстроена по подобию каменных восьмерико­вых ярусных храмов, широко распространенных в XVIII веке, и имеет образ простой, но стройный и выразительный. С 1930-х годов использовалась под склад, после долго стояла заброшенной. В 2018 году обрушилось завершение храма, сохранявшее остатки росписи свода. Практически одновременно обрушилась и Никольская церковь в селе Богомолово Городецкого района Нижегородской области, выстроенная в стиле деревянного классицизма, с трогательными расписными ромашками на своде. О консервации оставшихся частей памятников речи пока не идет.

другие редкие архитектурные памятники, которые вот-вот могут исчезнуть 8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах Почему нужно срочно спасать Вышний Волочек, Кимры, Вологду и другие городские поселения 7 древних палат Старинные каменные дома Москвы, Новгорода и других городов 7 старинных мостов Древние плотины в Царицыно, валунная дамба на Соловках и мост, под которым Лермонтов пугал прохожих 10 дореволюционных имений и дач Где увидеть останки эклектики и модерна конца XIX — начала XX века 12 старинных усадеб, погибающих в российской провинции Елизаветинский дворец под Дмитровом, роспись Брюллова в Ступино и Кваренги под Воронежем 8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть Итальянский Ренессанс в Тверской области, калининградская готика и рококо под Липецком Путеводитель по промышленной архитектуре Куда ехать смотреть прекрасные, но ветхие заводы микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив