Православные ценности

Реферат: Вечные ценности морали и религии на примере христианства

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Понятие морали……………………………………………………………….4

2. Мораль и религия…………………………………………………………….6

3. Заповеди — торжество вечных непреходящих ценностей

нравственной нормы…………………………………………………………….9

4. Вечные моральные ценности в христианстве…………………….11

Заключение………………………………………………………………………….16

Список используемых источников………………………………………..18

Введение

«Мораль, конечно, может быть основана только на Боге».

В. Чеснокова

Актуальность : Тема данного реферата очень актуальна, так как мы будем говорить о непреходящих, вечных истинах морали с точки зрения религии, а в частности христианства. В наше время, к сожалению, у людей стирается понимание нравственности, достойного поведения. Молодые не почитают взрослых, дети непокорны родителям, гомосексуалисты уже во многих странах легализируют свои отношения, с каждым годом растет преступность. В обществе распространяются различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности «сверхчеловека», мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о ценностях морали, содержащихся в Священном Писании. И это особенно существенно для молодёжи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.

Цель данной работы – раскрыть понятие морали посредством непреходящих христианских истин.

Задачи:

1. Дать определение морали с научной точки зрения.

2. Показать какое позитивное воздействие производит на нравственную жизнь человека вера в Бога.

3. Раскрыть духовно-нравственные истины Ветхого и Нового Завета.

Предмет исследования: нравственность (мораль) в целом.

Объект исследования: вечные ценности морали с точки зрения христианства.

Структура работы: реферат состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемых источников.

1. Понятие морали

Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения морали:

1) нравственность (мораль) есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.

2) мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Нравственные нормы, отраженные также в категориях долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека.

В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости).

Природными началами морали предстают врождённые нравственные чувства и, прежде всего, чувства совести, сострадания, любви, долга, благоговения. Есть много истинного в учении В.С. Соловьёва, который за субъективные основы морали принимал три чувства — стыд, сострадание и благоговение.

В нравственности существуют и социальные основы. К социальным основам нравственности надо отнести реально существующие нравственные отношения, нравы, обычаи, традиции, нормы и принципы поведения. Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия вырабатывают свои специфические нравственные ценности, отношения, нормы. Нравственность предстаёт продуктом исторического творчества всего человечества. На развитие и существование морали оказывают огромное влияние такие социальные институты, как семья, право, государство, церковь.

В морали есть и свои духовные основы. И это, прежде всего, духовная деятельность самого человека. От человека требуется подчас огромное мужество, сила духа, чтобы противостоять злу, развить в себе нравственные качества.

2. Мораль и религия.

На всем протяжении своей истории нравственность всегда тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле Бога, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремится уподобиться Богу и, в какой-то степени, преображается.

По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare» («связывать», «прикреплять»). То есть в религии речь идет о связи человека с Богом. Она открывает для него наивысшие добродетели – святость, любовь, смирение и справедливость, тем самым, указывая дорогу добра и любви к ближнему, как можно без препятствий пойти этот жизненный путь, где он становится более совершенным с познанием этих истин.

Вера в Бога оказывает многоплановое позитивное воздействие на морально-нравственную жизнь человека:

— во-первых, она создает такую картину мира, в которой на основе взаимодействия между естественными (человеком) и сверхъестественным (Богом) определенно воздаяние, которое будет соответствовать, как написано:

— «…Бог воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде — ярость и гнев; скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудею, потом и Еллину; напротив, слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Книга Нового Завета, послание к Римлянам 2 : 7-11);

— «…ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе» (к Римлянам 6 : 23);

— «блажены те, кто соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на дерево жизни и войти в город небесный воротами, а вне — псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий, и делающий неправду» (Апокалипсис 22: 14) и др.

Таким образом, обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным, в этой земной скоротечной жизни: утверждается вера в то, что моральное добро, в конечном счете, вознаграждается, а зло и грех подвергнутся заслуженному наказанию.

В образе вечного Бога формируются понятие идеала, как высшего нравственного образца, приближение к которому должно определять жизнь всех людей на земле:

— формулируются важнейшие нравственные требования к человеку;

— определяется перечень основных положительных и отрицательных качеств личности: добродетелей и пороков, разрабатываются аскетическая практика обретения первых и искоренения последних.

Так, например, в Библии в послании к Галатам апостол Павел говорит о вечных непреходящих ценностях христианской морали: «…плод же духа Святого есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, на таковых нет закона», он же порицает аморальное поведение человека, его грехи: «…дела плоти суть известны – они: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласии, (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял , что поступающие так Царствия Божия не наследуют…».

Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует духовность, как стремление к совершенству, смыслом которого является познание Святого Бога, через, открывшегося людям Иисуса Христа.

Сделаем вывод: религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств, прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны: и богатый, и бедный, и царь, и слуга, и старый и малый.

Истинное христианское учение, в определенной мере, предохраняет людей от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания, до высоких «смысложизненных» вопросов.

В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях.

3. Заповеди — торжество вечных непреходящих ценностей нравственной нормы.

В Ветхом Завете нравственность понимается, как праведность, что есть безусловное повиновение Божественному закону. Благодаря могуществу Бога, праведные действия приведут к житейскому благополучию и счастью, а неправедные (грехи) — к внутреннему разложению человека (деградации) и преждевременной смерти.

Патриархальная модель господства и подчинения, на которой выстраивается ветхозаветная мораль, предполагает сыновнюю почтительность и отеческую заботу. Еврейский народ, заключивший завет с Богом, считали себя возлюбленными детьми Божьими, на которых Небесный отец обращает свою милость и любовь. «Завет» — это своего рода обещание, в котором одна сторона предъявляет другой определенные требования («заповеди»), обещая какое-то вознаграждение за их выполнение и наказание за невыполнение; другая же сторона обязуется эти требования выполнять. Заповеди даны в форме безусловных повелений, поскольку наследие первородного греха продолжает жить в сердце человеческом.

В десяти заповедях Моисея, содержащихся в ветхозаветных книгах «Исход» и «Второзаконие» сформулированы требования, касающиеся отношения человека к Богу и отношения между людьми:

1. Не признай других богов и не поклоняйся им,

2. Не делай себе кумира и никакого изображения и не поклоняйся им,

3. Не произноси имя Господне напрасно,

4. Посвяти Богу день субботний,

5. Почитать отца и мать,

6. Не убивай,

7. Не прелюбодействуй,

8. Не кради,

9. Не произноси ложного свидетельства,

10. не завидуй.

Вывод: Появление 10 заповедей – существенный этап в становлении этики. Впервые в мировой истории ритуальные предписания были заменены нравственными требованиями, и последние выражены в обобщенной форме. Заповеди – это торжество вечных непреходящих ценностей нравственной нормы.

4. Вечные моральные ценности в христианстве .

Неизмеримое богатство христианских нравственных ценностей содержится также в 27 книгах Нового завета.

По своему нравственному содержанию христианство радикально отличается от всех других религий универсальностью общечеловеческого содержания. Оно обратилось с Евангелиями (переводится с греческого как «благая весть») к тем слоям населения, которые для многих других религиозных нравственных систем выступали образцом социально-моральной деградации.

Христианство учит о равенстве всех людей перед Богом, а значит, и по отношению друг к другу, учит нравственному поведению, которое покоится на единых для всех людей устоях. Христианство обращается к униженным и оскорбленным, отвергнутым и угнетаемым: к тем, кто занимает в иерархии низшие места – к чужакам, рабам и изгоям.

Проповедь Христа обещает Царство Божие, в котором нет ни рабов, ни господ, но все друг другу братья, а всякое насилие уступает место справедливости, милосердию и любви, и взаимопониманию.

Сын Божий – Иисус воплощает в себе всю полноту божественной, и человеческой природы: он всемогущ и премудр, но может испытывать человеческие чувства, он может радоваться и страдать, скорбеть и сострадать, наказывать и миловать, с другой стороны — исцелять и воскрешать мертвых, обличать и прощать грехи, менять радикальным образом жизнь и сердца людей. Он может быть для людей не только недостижимым идеалом, но и образцом для подражания. Быть духовно- нравственным, это означает подражать Христу, читать и слушать Его Слово, исполнять его наставления.

В учении апостола Павла огромное значение приобретает идея о грядущем преображении человека. Душа человека освободится от греховности, и закон утратит для нее значение, ибо, где закон, там и грех, как отступление от него. Закон необходим для человеческой натуры, которая не может творить добра без принуждения и наказания.

Жертвенная смерть Иисуса на кресте и Его воскресение — стали залогом нашего спасения и благодати (незаслуженной милости), которая выше всякого закона. Грех преодолевается не только исполнением закона, но и повиновением и любовью, верой и надеждой, как в благодарность за то, что совершил Христос ради нас.

На этой основе существенно изменяется акцент в нравственном отношении человека к человеку. Главным становится не буквальное соответствие поступка закону, а намерение, мотив, по которому совершается поступок. Преображение человека происходит за пределами земной жизни, но начинается уже на земле с чувства любви и благоговения перед Богом. Любовь знаменует начало Царства Божия в сердце каждого верующего: «…Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1-ое послание от Иоанна. 4: 16) — гласит одно из вероисповедных положений христианства.

Любви подчинены две другие высшие вечные христианские ценности: вера и надежда, эти три добродетели вместе — составляют нераздельное единство, ибо надежда и любовь невозможно отделить от веры во Христа, а любовь и вера неотделимы от надежды. Любовь вбирает в себя все содержание нравственности, в том числе и то, которое было в Моисеевых заповедях. На ней основаны все добродетели христианства, занимающие основное место в системе нравственности.

Эта система поддерживается идеями Нового Завета – завета между Христом и лично человеком, согласно ему — нравственное отношение распространяется на всех людей без исключения, Иисус сказал: «…вы слышали, что сказано в Ветхом Завете: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», а Я же говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас» (Евангелие от Матфея 5: 43-44).

Нравственные идеалы, достойные человека, были подробно изложены Христом в Нагорной проповеди. То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне справедливым действовать по принципу «око за око, зуб за зуб» или «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о мстительной справедливости, сколько любви.

Нравственное совершенство требует решения еще более сложной моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих. Любить любящих вас и приветствовать братьев ваших — что тут особенного? Но «…любить врагов, молиться за обижающих и гонящих вас, прощать ненавидящих вас…» — выполнение этой заповеди предусматривает большую работу над собой на пути морального совершенствования. Это очень сложно, но стремиться к этому как к высшему идеалу – необходимо, ведь в любви к другому, человек становится нравственнее и чище.

Как видно, христианство открывает новые глубинные пласты нравственности. Нагорная проповедь Иисуса не отменяет Декалога Моисея, но включает его как частный момент в более широкую систему требований. Ветхозаветное «не убий» расширяется до осуждения враждебности, как таковой во всех ее проявлениях: во гневе, оскорблениях, ссорах и т.д. Осуждается не только сам факт прелюбодейства, но даже внутреннее потворство соблазну. Христос открывает исключительное «золотое правило нравственности»: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Матфея 7:12).

С точки зрения истинного христианства, целью жизни не является земное благополучие, ни наслаждение плотское, а спасение бессмертной души человеческой для жизни вечной. Под спасением подразумевается избавление от зла морального – греха, и физического – адских страданий и смерти вечной. Земная жизнь рассматривается только, как подготовительная ступень к переходу в вечность.

В связи с такой переоценкой морально-духовных ценностей особое значение приобретает отношение к самому себе и к ближнему. Праведный человек, как полагает христианское учение, ведет непрестанную работу не столько с внешними, сколько с внутренними врагами: соблазнами и собственными похотями, в числе которых: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1-ое послание от Иоанна. 2: 16). Для того, чтобы победить грехи и соблазны, Иисус учит: «…бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Евангелие от Марка 14: 38).

В Библии говорится, что у каждого человека открыты два пути: узкий и широкий, путь » вечной жизни» и «путь погибели». Многие идут последним путем — путем соблазнов и удовлетворения плоти, потребительства и мирской суеты. Это убивает человека, его душу, поскольку на первый план выходят материальные потребности, эгоизм и себялюбие. Человек становится эгоцентричным, руководствуется только своими прихотями и желаниями и творит зло не только окружающим, но прежде всего самому себе. В результате разрушается личность. Узкий путь, «путь жизни» — это путь духовного совершенствования, путь духовной чистоты, внутреннего покоя, путь мира, праведности и покаяния. Это — сложный путь, и немногие его находят.

Как говорится в юридических кругах — не знание закона не освобождает от ответственности, так и духовно-моральном плане: люди, не знающие закона Божьего, и не читавшие Библию, не могут быть оправданы перед Богом за свое аморальное поведение.

Так, апостол Павел писал в Послании к Римлянам: «…когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (к Римлянам 2: 12-15).

В подтверждении этому древний философ Тертуллиан (II в) утверждал: «Итак, прежде Моисеева Закона, написанного на каменных скрижалях, я утверждаю, существовал неписаный закон, который обыкновенно понимался естественным образом и соблюдался предками».

Заключение:

Из всего вышеперечисленного материала сделаем следующие выводы:

1. Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Природными началами морали предстают врождённые нравственные чувства и, прежде всего, чувства совести, сострадания, любви, долга, благоговения.

2. С точки зрения религии, происхождение морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Христианское учение в определенной мере предохраняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания до высоких смысложизненных вопросов. В известных границах, религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях.

3. Христианская этика — это этика, которая основывается, как на откровении Бога человеку нравственных истин, так и на естественных, социальных фактах морали. Утверждается, что умопостигаемые людьми нравственные истины дополнены в откровении теми, которые нельзя «открыть» умом, как, например, заповедь любви к врагам своим или истина об освящающей душу Божией благодати и т.п. Христианская этика признаёт в качестве духовных основ морали — Благодать Божию, через которую, считается, переданы человеку определённые нравственные положения, законы. Здесь ссылаются на религиозный опыт человечества, в котором отражено подобное божественное происхождение некоторых нравственных предписаний. Так, своё законодательство еврейский народ получил впервые на горе Синай через Моисея от Бога, что отражено в Ветхом Завете Священного Писания. В Новом Завете описано нравственное учение Иисуса Христа, в которого истинные христиане верят как в Богочеловека.

Для чего нужно нравственное совершенствование, высокая духовность? Ведь жизнь преходящая штука, все тленно, все сотрет смерть. Может быть, в таком случае надо спешить и брать от жизни все, что можно и больше, но – нет! Как сказал один герой из романа Н. Островского «Как закалялась сталь»: «…жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…».

Богатство, слава, власть и деньги — все это не наполняют жизнь человека: сегодня — нищий, завтра — король, сегодня — враг, завтра – герой, а тяга к вечному и неизведанному сохраняется в каком бы социальном статусе не жил человек. Потребительская и ненасытная жизнь или просто чувство пустоты рано или поздно приводит личность к размышлению о более высоких ценностях. Человек всегда ищет высший смысл жизни, стремится к чему-то вечному, гармоничному, прекрасному. Поэтому главное в проповеди Христа то, чтобы люди могли коренным образом изменить свою греховную безнравственную натуру, приобрести духовно-нравственные ценности и следовать им, чтобы земное их существование было в надежде на новый тип бессмертного бытия.

Список используемых и рекомендуемых источников:

1. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические)

2. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. Н.И. Яблокова. — М.,

2004. — С. 347.

3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 2005. — С. 306.

4. Гараджа В.И. Социология религии. — М., 2005. — С. 89.

5. Васильев Л.С. История религий Востока. — М., 2003. — С. 72.

6. Токарев О. Религия в истории народов мира. — М., 2004. — С. 55.

7. Никольский Н.М. История русской церкви. — М., 2005.

8. Религия и религиозные организации в современной России. — М.,

Ценности нашего христианства и как они влияют на нашу жизнь

В жизни существует много ценностей, которые непременно меняют нашу жизнь. Но в христианской жизни они также есть. Какие они? Что они собой представляют? Как они меняют нашу жизнь? И чем они так отличаются от ценностей этого мира?

Ценности нашего христианства:

1. БОГ — является самой основной ценностью нашего христианства. Вы спросите почему? Ответ таков:

» В начале было Слово, и Слово было у Бога, И слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» ( от Ион. 1:1-3)

Сам Бог дает основание нашей жизни, нашего характера, наших чувств, наших эмоций.

2. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ — это та ценность в которой мы очень часто нуждаемся. Общаться Богом, мы можем в любом месте в любое время, нам не требуется, идти искать Его где-то , чтобы с Ним поговорить. Он всегда рядом, и мы в любое время можем к Нему обратится.

3. МОЛИТВА- это одна из тех ценностей, в которой нуждаются не только христиане, но и неверующие. Многие из нас понимают, что молитва является, частью нашей жизни. Через нее, мы общаемся с Богом, получаем ответы на наши нужды и вопросы. А еще, что самое ценное, она объединяет, тех, кто молясь находится далеко.

“Непрестанно молитесь” (1Фес.5:17).

“Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам” (Мк. 11,24).

4. ЧИСТЫЕ ЧУВСТВА- ничего коварного, нечистого или же лживого. Еще одна ценность христианства, когда принимаешь в свою жизнь Бог, твое сердце меняется, вместе с твоими обманчивыми чувствами, эмоциями или же характером. Все, что было не настоящим, становится настоящим, чистым и искренним.

5. ПРИЗВАНИЕ- делать, что-то необычное, непостижимое, что меняет не только твою жизнь но и жизнь других. Призвание, сделать, что-то великое, на что ты никогда не думал, быть готовим.

6. СЛУЖЕНИЕ- каждому из нас Бог дает возможность служить, не зависимо маленький ли ты или же большой, бедный или же богатый. Даже самое меленькое служение, приносить огромные плоды.

7. СЕМЬЯ — все мы одна большая семья, в которой Бог является нашим Отцом, а мы Его дети! Черные и белые,богатые и бедные, маленькие и большие, не важно какие, мы семья. А когда ты знаешь, что ты не один, ты чувствуешь, что ты кому нужен и кто-то без тебя просто не может. Знать это, бесценно…

8. ЕДИНСТВО- очень важно знать, что не только ты один стремишься к истине, но есть и те, кто также к этому идут. Быть в единстве очень важно.

9. ОТНОШЕНИЯ- чистые, без корыстные, те в которых сияет любовь Бога.

10. ЦЕРКОВЬ- многие из нас ходят или же посещают церковь, но знаем ли мы, что значить церковь- невеста Христа? Это не дом, в который мы ходим, а это люди, которые приходит к Богу, общаются с Ним, ищут Его ( даже в домашних группах). Очень важно это понимать, что церковь является, основой тела Христа. Мы члены, которые составляют эту церковь. Здесь, ты всегда сможешь найти покой, утешение, и самое главное Бога.

Можно еще много называть ценностей, но я назвала, самые основные, на которые большинство обращают свое внимание.

Скажу одно, эти ценности реально меняют нашу жизнь. Они дают нам то, в чем мы нуждаемся так сильно: общение, семью, искуренные чувства и эмоции, они показывают цель нашей жизни, они нас просто объединяют и конечно же мы приобретаем смысл своей жизни, и можем его понять.

Отличаются они, от ценностей мира тем, что христианские ценности вечные( они не имеют срока годности, они настоящие, чистые), а вот ценности этого мира, заканчиваются, исчезают или же просто становятся не нужными…

Я считаю, мы должны стремится к настоящему, а не к поделки. То что предлагает Бог, является тем настоящим, что способно придать истинный смысл жизни.

Православные ценности в сравнении с принципами современной педагогики

Данная статья посвящена православной аксиологии (учению о ценностях), применимо к одной из наиболее важных для каждого областей — школьной педагогике. Рассуждения о ценностях и смыслах для взрослого христианина могут не покидать пространства праздных разговоров, но ребёнок воспринимает мир некритично — благодаря авторитету учителей у наших детей формируется картина мира, которая подчас может сильно отличаться от духовных принципов древлеправославия. И для того чтобы не упустить своих детей, мы должны, во-первых, разобраться в основах теории ценностей, во-вторых, проанализировать идейные основания современного школьного образования.

Азы аксиологии

Аксиология — раздел философии, изучающий ценности (греч. «аксиос»). Обычно в аксиологию также включают этику (осмысление моральных норм поведения) и эстетику (осмысление прекрасного).

Ценность — это мировоззренческая установка, влияющая на принятие решений. Ценность — это отражение значимости для индивида или общества каких-либо норм, правил, принципов. Ценность — это возможность осуществления какого-либо правила. Согласно учению Сократа, ценности бывают идеальные (то, как должно быть) и воплощённые (то, что есть). Когда ценность воплощена, превращена из проекта в реальность, она становится благом. Благо — это воплощённая ценность. Ценности бывают абсолютными и относительными, вечными и преходящими, всеобщими, коллективными и индивидуальными. Различные религиозные и философские школы претендуют на то, что выработанные ими ценности являются всеобщими, вечными, абсолютными.

Фото: Александр Говоров

Ценности — это принятая в обществе шкала восприятия различных норм морали. Каждое общество и индивид обладают ценностной системой. Настоящая личность обладает системой ценностей, не просто заимствованной из общества, но глубоко прочувствованной и самостоятельно воспринятой (хотя она может быть схожей с общепринятой ценностной системой).

Норма (от лат norma — «руководящий образец») — это общественная установка, определяющая границы возможного, допустимого, правильного . Нормы устанавливаются обществом, в обществе же нормы генерируются, как правило, элитой — духовной, интеллектуальной, военной, экономической, информационной. Именно нормы формируют развитие национальной и международной юриспруденции.

Нормы и ценности, принятые в российском обществе, большей частью являются эхом от православно-христианской модели поведения, распространённой на Руси в Средние века. Но с XVII века они были разбавлены и почти вытеснены западно-христианскими моделями поведения, затем — западными обмирщёнными (включая социалистические и современные постмодернистские). Человек и общество, рассматривая какую-либо норму поведения, придают ей ценность, положительную или отрицательную, большую или меньшую.

Зачастую ценности сменяются на противоположные. Например, традиционно-православная норма патриархальной многодетной семьи — «малой Церкви» — была вытеснена западнической нормой малодетной семьи — добровольного союза индивидов, объединившихся для взаимоудовлетворения потребностей.

Нормы могут «переворачиваться» даже на юридическом уровне. Например, 400 лет назад нормой жизни наших предков была церковность, истовая православная вера, пропитывающая все сферы жизни; быть атеистом — значило быть ненормальным. Теперь же попытки учить о Христе, о православном христианстве в рамках школы или вуза пресекаются как «нарушение свободы совести».

Картина В. Серова «Ярославна в Путивле»

Пример христианской шкалы ценностей:
Абсолютные, вечные и всеобщие ценности: Бог, Христос и Его Церковь, Царство Небесное, вечная жизнь в раю, Церковь, христианское учение о спасении. Все остальные ценности рассматриваются исходя из того, насколько близко они стоят к традиционным христианским церковным принципам. Потому ценными являются те нормы жизни, которые соответствуют христианскому вероучению: порядок, милосердие, справедливость, добродетель, верность, искренность, ответственность. Все остальные ценности являются относительными и преходящими (ситуативными).

Франц Крюгер “Портрет императрицы Александры Федоровны”

Пример ценностей современного западного общества: оригинальность, индивидуализм, равенство, независимость, самореализация, чувственность, удобство, удовольствие.

Каждый индивид, ориентируясь в жизни, старается, как правило, разработать собственный идеал (хотя современное большинство попросту берёт идеал общепринятый за собственный, не пытаясь разобраться в нём). «Идеал — это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений» . Истинная личность ориентирует свою жизнь так, чтобы она соответствовала выбранному идеалу. Рассматривая свою или окружающую жизнь на предмет соответствия идеалу, человек даёт оценку окружающей реальности. Оценка — это мера соответствия ценностному идеалу.

Девичьи наряды

Особое место в формировании мировоззрения занимает интерпретация — истолкование общепринятых норм и ценностей на собственном языке. От неправильной или искусственно искажённой интерпретации зависит отношение субъекта к нормам и ценностям. Особое значение истолкование занимает в современную эпоху Постмодерна, когда у воспитанных телевидением индивидов всё слабее аналитические способности и всё большее значение в формировании мировоззрения занимают не книга или размышление, а облегчённое толкование или комментарий. Притом современный комментатор и толкователь почти всегда действуют в корыстных политических интересах, формируя «общественное мнение». Специалист по пиару — неотъемлемая часть любой экономической корпорации или политического штаба.

Формируя мировоззрение, личность стремится отразить смысл и цель своей жизни и деятельности. Цель — это итог общей устремлённости. Вся жизнь у последовательного и цельного человека выстраивается как путь к избранной и чётко очерченной цели. Смысл — это повседневное наполнение жизни, отображение действительной устремлённости жизни к избранной цели.

Ценностные принципы современной школы

Теперь, опираясь на вышеприведённый понятийный аппарат, проанализируем ценности и смыслы, преподаваемые нашим детям в наших школах. Принципиальные основания современной светской педагогики, сформулированные в XVII–XVIII веках в Западной Европе, возникли в обществе, построенном на фундаменте христианской Традиции, но именно как попытка преодолеть оную. Отсюда — проблемное отношение православных христиан к идейной подоплёке современной школы: с одной стороны — нечто знакомое и отчасти приемлемое своей риторикой (понятия человеколюбия, защиты слабого, развития духовности как главного фактора человечности), с другой — неприемлемое категорически по своему антицерковному духу (однако сказанное околохристианским языком, что приводит к снижению критичности восприятия и зачастую — к недостаточно ясно выраженной позиции) .

Секуляризация (обмирщение) есть планомерное изживание Традиции. «Стремление вытеснить религию из общественной сферы, отвести ей место на задворках человеческого бытия, свести ее исключительно к области частной жизни отдельных индивидуумов — вот та программа, над выполнением которой трудятся представители современного либерального гуманизма, вдохновляемого идеями Просвещения с его специфическими представлениями о свободе и толерантности. При этом толерантность по отношению к религии распространяется только на те её аспекты, которые не выходят за рамки политкорректности и не противоречат так называемым ,,общечеловеческим ценностям”. Всё же, что выходит за эти рамки, объявляется подлежащим ограничению, запрещению или полному искоренению» (митр. Иларион) . Навязываемая как символ свободы секуляризация есть не что иное, как агрессивная дехристианизация .

Фото: signaiusa.com

Именно школа является основным транслятором идеологии современности, и отдать ребёнка в современную школу для верующих родителей означает вторгнуть его в поле ценностей, которым он почти не сможет противостоять в силу отсутствия и жизненного опыта, и чёткой мировоззренческой позиции. Но родители также плохо ориентируются в вихре интерпретаций и оценочных суждений, преподносимых светскими учителями как «здравый смысл» . Если исходить из Православия как полноты христианской Традиции, то под сомнение должны быть поставлены и принципы, и практика современной школы.

Принцип гуманизма. Гуманизм понимается в своём минимальном значении — как «человеколюбие», как уважение к абстрактному человеку, готовность предоставить обязательный минимум возможностей и ценностей всякому, невзирая на способности и задатки. На практике гуманизм приводит к толерантному отношению ко взглядам и неприемлемости какой-либо ярко выраженной идейной позиции, претендующей на исключительность, к возвышению безрелигиозного («светского») видения действительности — над религиозным. Кроме того, гуманизм приводит к униформизму материала, преподаваемого школьникам, к унификации национальных форм организации учебного процесса, к преодолению гендерных, этнических, интеллектуальных и моральных различий учеников в классе. Гуманизм есть яркое проявление дехристианизации. Классик русского консерватизма Тертий Филиппов писал:

«Оторвавшись от истинных начал жизни, проповеданных Евангелием, западный человек ищет для неё новых оснований и, разумеется, не находит: ибо их нет. Всё, что бы ни создал человек сам от себя в замене отвергнутой им истины, всё будет ложь; до истинных законов человеческого естества не может возвыситься наше повреждённое умствование, они открыты только божественному видению. Итак, в основание человеческого воспитания должно положить учение христианское: оно одно может указать человеку, в чём состоит истинное просвещение, истинная добродетель и истинное счастье; без него он нигде и ни в каком случае не может быть ни счастлив сам, ни полезен другим» .

Фото: Серафима Смирнова

В современной школе православный ребёнок не может высказаться, что его вера — единственно истинная, что его национальность для него священна, что история его Церкви есть главный фактор мировой истории. Такими заявлениями он оскорбит одноклассников из семей атеистических, мусульманских и пр. Таким образом, толерантность на практике — это либо молчание о своей вере и национальности, либо «мультикультурализм» с постмодернистской идеологией множественности и виртуальности моральных норм.

В школах, построенных на светско-гуманистических принципах, пытаются ликвидировать различия, проведённые между людьми Творцом: между мужчиной и женщиной, между сословиями интеллекта, действия и труда, между этничностью автохтонной и пришлой. Интерпретация учебного материала проводится либо на основе уравнительного капитализма (главной идеологией которого является полезность для извлечения прибыли), либо на основе абстрактного «человекоуважения», ни к чему не применимого на практике и развивающего в ребёнке стратегию вседозволенности и жажду власти (в случае, если он хочет настоять на исключительности своих ценностных построений). Гуманизм провозглашает все-свободу абстрактного индивида, подчиняющегося социальным нормам только из-за опасения нарушить все-свободу другого индивида/индивидов. Понятие абсолютного «нет», Божественной воли, нарушение которой есть грех, в гуманизме категорически отсутствует . Соответственно, «у руля» будут те, кто сможет навязать всем остальным свою ценностную систему и манеру чувствования. И школа для этого — главный полигон.

Принцип прогрессизма, согласно которому история есть развитие-совершенствование. Предыдущие этапы истории примитивны перед современностью и — тем более — перед будущим. Предыдущие научные открытия есть лишь подготовка к современному научно-техническому прогрессу (самоценности!), максимумом которого является будущее. С этой точки зрения, ценности прошедших («преодолённых» наукой!) эпох есть, в лучшем случае, достояние музеев и ценителей культуры. А период, предшествовавший «эре Разума», был временем невежества и тьмы.

Престольный праздник в старообрядческом храме во имя святителя Николы г. Кирова. 2017 г.

Православие совершенно иначе расставляет акценты: священно именно прошлое; современность есть греховное отступление от Традиции, а будущее — всеобщее богоотступничество (апостасия). В Православии прошлое не преодолено, оно незримо связано с нами в Церкви. Вне Церкви история есть глобальная и тотальная деградация, и каждый шаг по установлению принципов «современности» есть акт грехопадения.

На практике прогрессизм школы выражается в обучении детей эволюционизму, подаваемому не как теория и даже не как одна из существующих научных парадигм, но как «здравый» взгляд на сущность человека и истории. Самыми эволюционистскими предметами являются не столько биология, сколько история, МХК и т.п. На них предыдущие этапы истории рассматриваются как нечто пройденное, имеющее ценность только в качестве истока современности. Идеалом объявляется современный западный человек, его образ жизни и мировоззрение. Тогда традиционная культура автоматически обращается в нечто отжившее, ретроградное, смешное в попытках «навязать» себя Современности.

Универсальный западнизм («глобализм»). История всего человечества есть история Западной Европы и Северной Америки. Западная юриспруденция, образ жизни, мировоззрение — эталон для всякого незападного мира и человека. К примеру, чисто западные концепции прав личности, прав ребёнка, «общечеловеческих ценностей», которые в школе преподносятся как универсальные, сами собой разумеющиеся. С православной точки зрения, каждая нация уникальна в своём Богоискательстве и культуротворчестве (что не может не являться результатом Богоискательства). Во-вторых, с православной точки зрения, история Запада есть история ересей, последовательного и ширящегося отступления от священных норм изначального христианства (Православия). При таком подходе православному школьнику будет тяжело сопоставить православную веру и уважение к Церкви и родной православной культуре — с чисто западническими концепциями прав личности, «отделения Церкви от государства», «религии как частного дела каждого». «Нация — это общность святынь» (Арсений Гулыга).

Фото: trening.ru

Пример западнизма, внедрённый в наших школах, — «половое просвещение». Сфера, которая для православного христианина есть сфера интимного, постыдного и непристойного, в современных школах России не просто преступно предоставляется для обсуждения. То, что в православной Традиции считается извращением, светской педагогикой пропагандируется как норма. Ассоциация планирования семьи давно уже сделала наши школы своим главным ресурсом. Предлагаю сравнить идеологию «полового просвещения» и принципы «гуманистической» педагогики вообще — со словами св. Иоанна Златоустого:

«Что конь необузданный, что зверь неукротимый, — то же самое есть и юность. Поэтому, если в начале и с первого возраста поставим для неё настоящие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно; не будем угождать им, потому что они дети, но преимущественно будем сохранять их в целомудрии. Ибо это более всего приносит вреда юности. Об этом более всего должны заботиться, к этому мы особенно должны быть внимательны. Скоро будем брать для них жён, чтобы они, имея чистое и нерастлённое тело, соединились с невестами. Такая любовь бывает особенно пламенна. Кто был целомудренным до брака, тот большей частью остается таким и после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое» .

Множественные нынешние сетования на развращённость современной молодёжи, ужас перед пандемией абортов и венерических заболеваний как-то обходят вопрос: где наши школьники получают теоретическую закваску «свободной любви свободных людей»?

Антииерархичность, непризнание кастовых (сословных) и гендерных различий. Согласно идеологии «просветителей», изначальное кастовое неравенство есть зло: сословные ограничители (социальные и политические) повсеместно на Западе признаны тормозом в общественном развитии. Принцип изначального неравенства женщины и мужчины, с позиции западников-прогрессистов (формирующих идеологию современной школы), также зло.
Для православного христианина, старающегося в неизменности хранить не только догматическую строну своей веры, но сам традиционно-православный образ жизни, кастовое деление есть норма, установленная Создателем, и борьба с этими перегородками есть один из наиболее удобных рычагов нынешнего секулярного богоборчества.

Павел и Анастасия. Фотография после таинства венчания в храме во имя святителя Николы. Село Красное, город Киров 2018 г.

Православная философия семьи принципиально отрицает и тезис о равенстве (как одинаковости) мужчины и женщины. Н.Е. Пестов писал:

«По установленному для человечества Богом закону, муж — это питатель семьи и поэтому не может все свое время проводить в семье. Но мать должна принадлежать семье и детям. В их воспитании, в заботе о семье заключается ее долг перед Богом, государством, обществом и мужем» .

Равны мужчина и женщина только в деле спасения души, но путь к спасению осуществляется полярно разными методами. На практике начиная с 5 класса на разных предметах (причём не только гуманитарных) подвергаются цинической критике понятия сословного неравенства, общины, Домостроя, патриархата, традиционной иерархии. Светские понятия семьи как контрактного соглашения равных, общества как поля состязания в успехе и способностях, индивидуалистической морали являются не просто антихристианскими. Как было сказано выше, все принципы современной западной (мирской) идеологии, важнейшим рычагом которой является школа, одним из своих исходных принципов обязательно имеют некоторое положение христианского вероучения и/или образа жизни. Этот принцип донельзя изменяется в своём секулярном развёртывании и в итоге становится антихристианским, сохраняя притом какие-либо элементы христианской риторики, что чрезвычайно снижает критичность восприятия христианином. На православно-бытовом языке такой подход именуется развращением.
Современная идеология школы в России совершенно не отвечает традиционно-христианскому видению педагогического процесса. По этой причине обучение православного ребёнка в светской школе нельзя назвать комфортным в ценностном плане.

«Враг моего врага…»

Особое измерение означенная проблема приобретает в плане «конкуренции» древлеправославной и официально-новообрядческой позиций в сопротивлении светскому гуманизму. С одной стороны, именно новообрядцы активизировали борьбу против светского гуманизма, проанализировав и обозначив его тлетворное влияние на умы подрастающего поколения — это нашло отражение в вышеупомянутой статье митрополита РПЦ МП Илариона (Алфеева) .

С другой стороны, тактика новообрядцев и староверов совершенно различная. Более трёхсотлетнее существование в различном политическом статусе привело к тому, что некоторые позиции официальной церкви категорически неприемлемы для древлеправославных христиан — это подробно объяснил один из главных специалистов в вопросе А.В. Муравьёв .

Крестный ход на праздник святых жен-мироносиц в Москве на Рогожском

Сопротивление секуляризации для новообрядцев — это оправославление государственного аппарата, патриотический тренд, в котором существенное значение имеют духовные практики, изначально чуждые старообрядчеству: старчество, цензура, «силовое миссионерство», представление об имперской миссии России в мире. Староверы привыкли к сопротивлению «снизу» — через семейное воспитание, общинное самоуправление, приобщение исключительно к древнерусскому и древнецерковному духовному опыту . По этой причине старообрядцы лишь до определённой черты могут примыкать к контрсекулярному протесту новообрядцев — необходимо создавать собственные, альтернативные учебники по соответствующим дисциплинам (что частично уже осуществил А.В. Муравьёв), создавать собственные общеобразовательные школы на основе общин, а главное — подробно анализировать дух и букву современных образовательных стратегий и тактик, чтобы уметь различить элементы полезные, терпимые и недопустимые.

Источники