Православные врачи в контакте

Источник: Общество православных врачей Санкт-Петербурга

Протоиерей Сергий Филимонов

– Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, в чем особенности православного отношения к болезням.

– В отличие от других тварей, человек органично сочетает в себе два мира – материальный и духовный. Разделите их, и человек перестанет быть человеком. В своей земной жизни душа так же нуждается в теле, как тело в душе.

В личностной структуре человека Церковь выделяет три уровня организации: телесный, душевный и духовный. В соответствии с ними и болезни подразделяются на телесные (соматические), душевные (психические) и духовные. Но поскольку болезни – это проявление общей греховной поврежденности человеческой природы, такое деление достаточно условно. Медицина облегчает, главным образом, телесные страдания.

Душевными болезнями занимается психиатрия, при том, что большинство психиатров даже не признает существования души. А ведь есть еще духовные болезни, при которых страдают и дух человека, и душа, а нередко и тело. К ним относятся грехи, страсти, пороки, отделяющие нас от Бога, например, гордость, тщеславие, гневливость, лень, чревоугодие, блудная страсть. Такие болезни лечатся только под покровом Церкви.

Когда здоровый дух повреждается, душа становится одержима нечистыми страстями, а тело наследует через это различные болезни. Понимание этой взаимосвязи отличает православного врача.

– Должен ли православный больной в процессе лечения подчиняться требованиям официальной медицины или ему позволено искать другие подходы?

– Все врачи работают на основании положений закона об охране здоровья граждан. Эти положения по многим пунктам отличаются от социальной доктрины Русской Православной Церкви в области медицины и биомедицинской этики, в частности, по вопросам экстракорпорального оплодотворения, лечения бесплодия, стерилизации и т.д. Официальная медицина представляет широкий спектр медицинских услуг, которые по некоторым пунктам находятся в противоречии с православной религиозной моралью, другие – с мусульманской или иудейской и т.д.

То, что устраивает одних, не подходит другим. Например, сроки беременности, при которых еще допустим аборт. В христианской традиции считается, что жизнь начинается с момента зачатия, поэтому с этого момента нельзя применять даже абортивных быстродействующих оральных контрацептивов, потому что возникает мини-аборт. Следовательно, верующий человек должен не покоряться любым требованиям Минздрава, а выбирать из них те, которые соответствуют его религиозным убеждениям.

– Расскажите, пожалуйста, о православном отношении к тем направлениям медицины, которые, так сказать, не лежат в ее «официальном» русле: гомеопатии, рефлексотерапии, биоэнергетике, йоге и т.д.

– Как православный врач, я приветствую любые методы лечения, если они не противоречат православной вероучительной истине. Это гомеопатия (за исключением использования препаратов зарубежных фирм, стоящих на по зициях антропософской или аюрведической медицины и враждебных православному христианству), фитотерапия – лечение травами, мануальная терапия, музыко- и цветотерапия (при условии, конечно, что они совершаются профессионально). К иглорефлексотерапии тоже следует относиться положительно, если ее проводят, во-первых, врачи-профессионалы, игло-рефлексотерапевты, которые не являются одновременно биоэнергетиками или экстрасенсами, а во-вторых, когда процедура проводится в рамках чистой физиологии – на основании знаний меридианов и амплитуды потенциалов биологически активных точек.

Никакие мантры или заклинания при этом недопустимы. Любые оккультные, биоэнергетические, экстрасенсорные, магические методы лечения, йога, все методы, связанные с активным внедрением в психику человека (то есть включающие гипноз, самогипноз, внушение, аутогенную тренировку, кодирование и т.п.), для православного христианина запрещены.

– Как Церковь относится к психиатрии, психологии, психотерапии, которые, судя по названию, тоже имеют дело с душой (“психэ” – по-гречески душа), как и религия?

– Психиатрия, психология и психотерапия – эти три науки вышли из лона Церкви.

В конце XIX века уже обсуждались проблемы пастырской психиатрии, психотерапии, психологии. Рассматривались формы взаимоотношений священнослужителя с пациентами, которые страдают шизофренией, маниакально-депрессивным психозом и другими заболеваниями.

Наиболее крупные душевные лечебницы (они назывались именно душевными лечебницами, а не психиатрическими больницами) находились при самых крупных монастырях и храмах. Там проходило сочетанное лечение – как духовное, так и медицинское. Когда произошла секуляризация и Церковь была запрещена, психиатрия получила сильный толчок как медицинское направление, как наука, но без церковного осмысления. В результате психиатрия до сих пор не признает явления нечистых духов, нечистой силы, не признает бесоодержимость. Считается, что это различного рода галлюцинации – слуховые, зрительные, обонятельные, то, что все это может происходить на самом деле и что существует потусторонний мир, современная психиатрия отрицает.

– Как соотносятся между собой исповедь и психотерапия?

– Конечно же, в исповеди обязательно присутствует психотерапевтический компонент. Священник при проведении исповеди может найти те или иные слова утешения, совета, построить свой разговор так, что в нем уже будет момент рациональной психотерапии. Но психотерапевт никак не может заменить священника, потому что исповедь – это не только психотерапия, это прежде всего таинство, в котором человек общается с Богом, испытывает глубокое покаяние, глубокие духовные переживания, и Бог отпускает ему грехи.

– Мы часто слышим о чудесах исцеления – по молитве, от чудотворной иконы и т. д. Стоит ли об этом всем рассказывать, сообщать в газете, давать советы болящим, что надо делать?

– Церковь всегда отрицательно относилась к афишированию чудес. Каждый акт чуда требует проверки и перепроверки, что бы не было всякого рода фальсификаций и т. д. Второе: Господь, когда исцелял, часто советовал исцеленным скрывать этот факт. Обычно, когда происходит исцеление, молящиеся скромно извещают об этом, оставляя цепочки, крестики, украшения свои на самой иконе, и уже другой верующий, подходя потом к иконе, видит, что икона чудотворная.

Разумеется, в каком-то своем узком кругу люди рассказывают, что с ними произошло, но чтобы везде звонить о чуде, афишировать и печатать – это нонсенс. Конечно, Бога надо прославлять и благодарить за свое излечение, но разумно, чтобы не было обратного результата.

– А как относиться к рекомендациям от такой-то болезни молиться такой-то иконе или такому-то святому?

– Да, этот подход популярен сегодня, он, так сказать, магический. Хотя, конечно, есть иконы, которые больше помогают при определенных болезнях. То есть та или иная икона, тот или иной святой получают свою особую благодать исцеления. Это известно и даже расписано во многих православных книгах и справочниках. Например, иконе Казанской Божьей Матери рекомендуется молиться при болезнях глаз. Св. Амвросий Оптинский в течение 50 лет практически был обездвижен, и он получил особую благодать исцеления именно при заболеваниях ног. У св. Серафима Саровского был асцит: вся брюшная полость заполнена жидкостью. Из Жития известно, что Божия Матерь прикоснулась к нему, и вся жидкость вытекла, поэтому он имеет особое заступление при подобных болезнях. Примеров можно привести много.

Однако в болезни с молитвенной просьбой надо прибегать прежде всего к Спасителю, к Божией Матери, к своему тезоименному святому, Ангелу Хранителю и св. целителю Пантелеймону, а потом уже к тем святым, которые ходатайствуют перед Богом об исцелении той или иной болезни.

Святой великомученик и целитель Пантелеимон

– Некоторые верующие отказываются лечиться, ссылаясь на слова св. Серафима Саровского: «Если Богу будет угодно, выздоровлю».

– Я бы продлил этот тезис:

«Если Богу будет угодно, выздоровлю, но к своему выздоровлению приложу все возможные усилия». Жизнь и здоровье – Божий дар, поэтому человек, заболев, обязан побеспокоиться, чтобы его тело, в котором он совершает добрые дела и молится, было в нормальном состоянии. Говорят «мое тело», но тело – это не достояние человека. Оно создано Богом и дано нам «в аренду» на время жизни.

Потом душа возвращается к Богу, а арендованное тело – туда, куда ему положено. Поэтому пренебрегать медициной, избегать возможности лечиться, проявлять халатное отношение к своему здоровью – это большой грех перед Богом и перед своими близкими, которые могут заразиться, остаться без кормильца, осиротеть и т.д. Святые Отцы осуждали пациентов, прибегающих только к помощи Божьей, и считали это знаком очень большой гордыни. Потому что человек не пользуется теми средствами, которые создал Бог в природе, то есть лекарствами -минералами, травами, водами, грязями и т.д., и не прибегает к помощи людей, которым Господь дал соответствующее медицинское образование. Об этом мы читаем и в «Добротолюбии», и в 38-й главе книги Премудрости Иисуса сына Сирахова. Людей, которые по их глубокой вере получают благословение духовника отказываться от медицинского лечения и целиком полагаться на волю Божию, очень немного.

Источник: Общество православных врачей Санкт-Петербурга

6 советских священников, причисленных к лику святых

«РГ» рассказывает о шести священниках Советского Союза, причисленных к лику святых. Флоринский Сергей Федорович

Священномученик и протоирей Сергей Федорович Флоринский родился 4 марта 1873 года в Суздале в семье священников. Естественно, что единственным выбором своего жизненного пути юный Сергей видел только служение Богу. После успешного окончания Владимирской духовной семинарии работал семь лет учителем в земском училище. Сан священника святой Сергий получил в 1900 году, одновременно с этим он был командирован к 151 пехотному Пятигорскому полку.

Во время русско-японской войны полк, где был священником Флоринский, направляют в китайскую Маньчжурию занять стратегически важные территории, а во время Первой Мировой и вовсе бросают на передовую. За свою деятельность в это время Сергий получает несколько наград. Революция 1917 года оказала на армию сильный деморализующий эффект — дезертирство высших чинов, расстрелы.

оложение духовенства в армии стало крайне небезопасным — революционеры обвиняли их во многих провалах войны. В начале 1918 года Эстляндия была захвачена немцами, Флоринский, находящийся в это время там, не мог вернуться домой, в Петергоф к семье. Он молился и ждал освободительных операций Красной армии, еще не догадываясь, что смерть придет к нему в лице освободителей.

19 декабря 1918 года Флоринский был арестован как представитель старого, царского режима. Ему был предъявлен ряд обвинений и, самое главное, подстрекательство к вооруженному мятежу против красноармейцев. Расстрелян святой был 30 декабря 1918 года. Известна его фраза, сказанная совсем незадолго перед смертью — на последнем допросе: «Считаю одно: вина моя, что я священник, в чем и расписываюсь».

17 июля 2002 года святой Сергий Флоринский был причислен к лику святых РПЦ. В начале июля 2003 года нетленные мощи священномученика были перемещены в Раквереский Богородице-Рождественский храм, который после этого стал объектом посещения туристов со всех концов света.

Серафим Вырицкий

Будущий миллионер Василий Николаевич Муравьев родился в семье крестьянина. Еще мальчиком он потерял отца, семья стала голодать, от голода погибла сестренка Василия. Тогда подросток отправился в город на заработки.

Он сделал удивительную, даже для нашего времени, карьеру: в 40 лет уже слыл известным мехоторговцем не только в России, но и во Франции, Германии, Великобритании. Однако в 50 лет он от всего отказался: закрыл предприятие, раздал работникам двойную зарплату, а то, что осталось, отдал церквям.

Он поселился в келье Александро-Невской Лавры. Однажды Серафим сильно простыл, началось воспаление суставов. Он был перевезен в деревенский домик. Там и состоялся его главный духовный подвиг: 1000 дней он посвятил столбничеству. Ежедневно обессилившей от болезни преподобный с помощью близких добирался до камня неподалеку от дома. Там молился столько, сколько позволяло здоровье: час, два или даже больше. Делал он это в любое время года и в любую погоду.

Старец был известен в народе, многие приходили к нему за помощью. Когда в деревне оказались фашисты, они тоже искали Серафима Вырицкого. Они дважды приходили к нему и пытались узнать будущее.

— Немецкие офицеры спросили у старца, скоро ли они пойдут победным маршем по Дворцовой площади, он ответил, что этого не будет, — рассказывает историк Валерий Филимонов.

Также старец назвал им точную дату изгнания немцев из-под Ленинграда. Близкие вспоминают, что он говорил мало, но каждое его слово сбывалось. Умер преподобный 3 апреля 1949 года, канонизирован 1 октября 2000 года.

Петр Корелин

Родился в 1863 году в семье священника. После Пермской Духовной семинарии и женитьбы был рукоположен в сан священника. В 26 лет был избран членом благочинного совета, законоучителем мельниковской церковно-приходской школы при Богоявленской церкви, наблюдателем церковно-приходских школ округа. В 1895 году стал духовным следователем округа. Не раз избирался депутатом. В это же время он был единственным священником и должен был совершать все службы и исполнять требы. Но удивительным образом он все успевал и даже получал церковные награды за труды.

В 1904 году священник был переведен в Свято-Троицкий храм Каменского завода Камышловского района. После Октябрьской революции летом 1918 года Каменский совет большевиков постановил изъять из церкви метрический книги с регистрацией рождений, смертей, браков. Прихожане собрались в храме с намерением не отдавать красным книги. Когда документ все-таки изъяли, священники ударили в колокол, после чего по колокольне стали стрелять большевики. Возмущенные этим прихожане избили работников совдепа и даже хотели разгромить здание Совета.

Боец Красной армии Петр Бажов, известный нам более как писатель, вспоминал: «Поповщина, опираясь на имеющийся в Каменском заводе монастырь, пыталась организовать открытое выступление против Советов. Поводом послужило изъятие книг. Попытка встретила такой отпор со стороны вооруженных рабочих, что попам больше не приходилось думать об открытом наступлении. В ответ на избиение толпой работника совдепа Давыдова был открыт огонь по колокольне. Организатор избиения поп Корелин был немедленно расстрелян».

Однако исторические данные говорят о том, что Бажов ошибался, Корелин остался жив. В книге «Жития святых Екатеринбургской епархии» сказано, что его арестовали и отправили в Екатеринбург. В тюрьме он встретился с известным ныне епископом Тобольским Гермогеном. Позже они были переданы «Карательной экспедиции Тобольского направления» на буксир «Ермак». У села Покровского всех узников, кроме Петра Корелина и Владыки Гермогена, пересадили на пароход «Обь».

Красным нужны были рабочие руки в строительстве укреплений против белых. Там и потрудились епископ и священник. После дня работы их снова посадили на корабль, а ночью вывели Петра Корелина на палубу, раздели, избили ремнями, обрили наголо, потом привязали к нему два гранитных камня и выбросили за борт. Позже такая же участь постигла Владыку.

Тело епископа Гермогена было найдено, останки отца Петра обнаружены не были, но решением Священного Синода он прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Кукша Одесский

Преподобный Кукша, в миру Косьма Кириллович Величко, родился в 1875 году в маленьком поселке Арбузинка недалеко от Херсона в семье глубоко верующих родителей. Его мать с детства мечтала стать монахиней, а когда родители все-таки выдали ее замуж, решила, что хотя бы один из ее детей должен стать «божьим помощником». Поэтому она была счастлива, когда маленький Косьма, едва научившись грамоте, прочел все православные книги в доме. Со временем он еще больше полюбил уединение и молитвы, которым уделял многие часы.

Спустя некоторое время двадцатилетний Кукша отправляется в Иерусалим, где живет чуть меньше года, за это время он посещает святые места «древнего города» и Палестины, на обратном пути домой Косьма побывал на Святой горе Афон в Греции. Впоследствии он скажет, что решил уйти в монашество именно после посещения этого, значимого для любого православного верующего, места. Кстати, интересен случай повторного им посещения Иерусалима — в храме Воскресения Христова на него опрокинулась лампадка с елеем, что было воспринято прихожанами как «божий знак». В 1896 году Кукша поступил послушником в Свято-Пантелеимоновский монастырь, где ревностно нес послушание до 1912 года, когда греческие политики потребовали выслать всех русских священников со Святой горы.

Следующим местом послушания будущего святого стала не менее известная Киево-Печерская Лавра, правда, пробыл он там совсем недолго. Началась Первая Мировая война и отца Ксенофонта — такое имя он получил при постриге в монахи — отправили медицинским помощником в санитарный поезд. Именно с этого времени об отзывчивом и добром батюшке начинает идти слух среди народа. В 1931 году отец Ксенофонт сильно и, как думали, безнадежно заболевает, на смертном одре его решают постричь в схиму, что и происходит, с наречением его именем Кукша, в честь священномученика Кукши из Дальних Пещер Киево-Печерской Лавры. Но постриг в схиму буквально исцелил Кукшу, через несколько дней он уже мог ходить.

В 1938 году святой отец был арестован большевистской властью и приговорен к 5 годам лагерей в городе Вильма Молотовской области (нынешняя Пермская). Но даже на тяжких лесозаготовительных работах Кукша помогал молитвой и вниманием другим заключенным вплоть до своего освобождения в 1947 году. Умер будущий святой в 1964 году в Успенском монастыре, что в Одессе. Известно много десятков случаев исцеления тяжелобольных на его могиле: землю, взятую оттуда, прикладывают к больному месту и болезни, по словам верующих, отступают.

Причислен к лику святых Кукша Одесский был 4 октября 1994 года.

Лука Крымский

При жизни Лука Крымский открыто говорил о том, что является епископом РПЦ, но, даже несмотря на это, советские власти поощряли его за труд. Он был гениальным хирургом с мировым именем, и уже в сане священника он стал Лауреатом Сталинской премии. Его канонизировали всего спустя 39 лет поле кончины — удивительный случай, ведь обычно РПЦ ждет для этого 50 лет. Но быстрая канонизация была объяснена тем невероятным количеством чудес, которые происходили, когда к святому обращались за помощью.

Современники вспоминают, что доктор медицины приходил на операцию в рясе, вешал иконы в ординаторской, а еще мог одновременно принимать исповедь и лечить больных.

В юности Лука мечтал стать художником, но неожиданно, уже поступив в Санкт-Петербуржскую академию художеств, пошел учиться на врача в Киевский институт. Стал священником после смерти жены. За служение церкви трижды отправлялся в тюрьму и в ссылки. Там он и врачевал души. Известен факт, что когда отца Луку перевели в Бутырку, почти все заключенные сразу стали верующими.
В Великую Отечественную войну Лука вдруг вышел из тюрьмы и стал консультантом всех военных госпиталей Сибири.

— Отбывая срок, он написал Михаилу Калинину письмо: «Могу приложить все свои знания и умения в лечение красноармейцев и офицеров. Прошу приостановить мою ссылку, после окончания войны я готов ее продлить», — рассказывает Майя Прозоровская, племянница Святого Луки.

И действительно, после войны епископа Русской православной церкви Луку награждают «За доблестный труд в Великую Отечественную войну» и снова отправляют в ссылку.

-Он всегда узнавал, православный ли лежит на операционном столе или нет. Если православный, он крестил его, потом операционную, крестил себя и только потом начинал операцию, — рассказывает доктор медицинских наук Генрих Кассирский.

При жизни Луке Крымскому, в миру Валентин Войно-Ясенецкий, удостоился бюста при институте им. Склифосовского, после его смерти открыты храмы при центре сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, военном госпитале им. Бурденко, медико-хирургическом центре им. Пирогова. К лику святых причислен в 2000 году.

Константин Богоявленский

В 1896 году родился в семье дьякона Стефана Богоявленского. Был рукоположен в сан пресвитера 6 февраля 1917 года. В 21 год определен священником в Михаило-Архангельскую церковь села Меркушино Верхотурского уезда. Это село хорошо известно по всему православному миру, в нем были обретены мощи Симеона Верхотурского.

В «Житиях святых Екатеринбургской епархии» рассказывается, что в 1918 году в село пришла новая власть, начались тяжкие поборы, и уже летом в Меркушино назрел бунт. В период страды у селян комиссары пришли объявить призыв в Красную армию. Многие мужики только сейчас вернулись с фронтов Первой мировой войны и были возмущены новым призывом. В потасовке с большевиками они избили красных, а одного из них застрелили. Поняв, что натворили, они бросились к молодому священнику. Константин предложил организовать Крестный ход к мощам Симеона Верхотурского, чтобы просить святого о помощи.

На следующий день в Меркушино пришло много женщин и мужчин из ближайших сел, чтобы участвовать в крестном ходе. Перепуганные большевики решили, что селяне собираются воевать с новой властью в Верхотурье.

— Реакционные элементы сельской местности и города делали все, чтобы свергнуть молодую советскую власть. Так, в жаркие дни июля 1918 года эти элемент… колокольным боем собирают мужиков на сборный пункт. С иконами, хоругвями, самодельными пиками, ружьями, топорами в руках озверелых враги погнали народ в направлении Верхотурья свергать большевиков и освобождать мощи Симеона праведного. Во главе колонны шел священник с крестом… Это была так называемая деревянная война. При выходе на Ирбитский тракт остатки колонны были обстреляны из винтовок красногвардейскими отрядами, колонна разбежалась, бросив хоругви и иконы. Так бесславно и позорно для местной буржуазии кончилась затея «крестового похода» против большевиков, — писал через много лет один из участников Гражданской войны.

Следствие продолжалось больше недели, власть нашла 4 виновных, после чего был устроен показательный расстрел. Вспоминали, что по дороге на расстрел Константин отпевал арестованных. На месте их заставили выкопать себе могилу, а потом убили выстрелами в голову. После селяне попросили перезахоронить убитых и получили на это разрешение.

31 мая 2002 года при восстановлении разрушенного храма были обретены нетленные останки неизвестного священника: тело сохранилось почти полностью, даже волосы и ресницы не истлели, пальцы правой руки были сложены в благословляющий жест. В гробу было найдено небольшое Евангелие, подписанное Константином Богоявленским. Через полтора месяца после обретения мощей священномученика канонизировали.

Святой целитель Пантелеимон (Пантелеймон) — житие и молитвы

Друзья, добрый день. Сегодня я вам расскажу о великом Целителе Христовым, о великомученике Пантелеимоне.

Как всегда, вначале кратко о житии, а в конце статьи сборник молитв великомученику Пантелеймону.

Родился великий святой в городе Ни­ко­ми­дия (Малая Азия), в семье богатого язычника и нарекли его именем Пантолеон, что в переводе означает “по всему лев”.

Впрочем, мать его, святая Еввула была, христианкой и воспитывала мальчика по своей вере.

Умерла Еввула рано и мальчика отправили учиться в языческую школу, к знаменитому врачевателю того времени, врачу Ев­фро­си­ну. Вскоре юношу приметил сам император Максимиан и повелел служить Пантолеону при своём дворе.

В Никомидии в это время жил священомученик пресвитер Ермолай, который прозорливо приметил в юноше “замысел Божий”. Ермолай ежедневно заходил к Пантелеимону и рассказывал ему о христианстве, объясняя основные истины веры Христовой.

Однажды Пантолеон увидел ребёнка, умершего от укуса змеи. Юноша взмолился Иисусу Христу о воскрешении укушенного мальчика и об умерщвлении ядовитой змеи. Пантолеон твёрдо решил, что в случае исполнения молитвы, он уверует во Христа и примет Святое Крещение. К своему удивлению мальчик ожил, а змея разлетелась на куски.

После этого случая, Пантолеона крестился и получил имя Пантелеимон. Став христианином, Пантелеон решил подвести к истинной вере и своего отца.

Если вам помог святой Пантелеимон

Об этом можно написать или поблагодарить святого в комментариях. Это полезно для тех, кто духом упал.

Поделиться

Помог случай.

Так как Пантолеон прослыл искусным врачевателем, то ему домой привели безнадёжного слепца.
«Свет гла­зам тво­им воз­вра­тит Отец све­та. Бог ис­тин­ный, во имя Гос­по­да мо­е­го Иису­са Хри­ста, про­све­ща­ю­ще­го сле­пых, про­зри!» — сказал святой. Слепой прозрел на глазах изумлённого отца. После этого чуда бывший слепой и отец Пантелеимона приняли крещение “во имя Отца и Сына и Святого Духа”.

После смерти отца святой стал безмездным врачевателем и бескорыстно лечил больных и страждущих. Из-за этого многие врачи города лишились своих доходов. Лекари доносят императору на святого, где пишут о том, что Пантолеон — христианин, и он “лечит христианских больных”.

Император Максимиан уговаривает святого опровергнуть донос и просит принести жертву идолам. Святой предлагает императору пройти прилюдное испытание — кто излечит неизлечимого больного, та вера истинна.

Согласно житию, врачи-язычники не смогли вылечить безнадёжного больного, а святой Пантелеимон силой молитвы даровал расслабленному полное исцеление. Увидев великое чудо исцеления, многие свидетели уверовали во Христа и приняли Святое Крещение.

Максимиан ожесточился на Пантелеймона и велел подвергнуть святого мучениям, а исцелённого больного казнить.

«Гос­по­ди Иису­се Хри­сте! Пред­ста­ни мне в эту ми­ну­ту, дай мне тер­пе­ние, чтобы я до кон­ца мог вы­не­сти му­че­ние!» — молил Бога святой. И Бог услышал святого, послав утешение в образе пресвитера Ермолая. «Не бой­ся, Я с то­бой» — услышал Пантелеимон.

Пантелеимон подвергся многим мучениям. Его тело вешали на железных крюках, его растягивали на колесе, жгли свечами и даже кидали в кипящее олово. Святой с защитой Божьей остаётся жив, тогда его кидают в море с камнем на шее, но и сейчас святой остался невредим.

Тогда Максимиан приказывает кинуть святого в цирк на растерзание к голодным хищникам, но они только лижут ноги Пантелеимона. Увидев это, многие зрители стали кричать: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский! Да бу­дет от­пу­щен непо­вин­ный и пра­вед­ный юно­ша!»

Максимиан взбешен, он требует обезглавить всех: кричавших зрителей, провинившихся хищников и великомученика Пантелеимона. Святого привязывают к масличному дереву и даже пытаются обезглавить, но меч стал мягкий как воск.

Палачи замечают, что святой молится и в это время Господь вновь открывается святому, назвав его прилюдно Пантелимоном (“многомилостивый”), а не Пантолеоном. Услышав голос с небес, палачи падают ниц и просят у великомученика прощения.

Палачи отказываются приводить приказ в исполнение, но великомученик повелевает исполнить волю Максимиана.
Тогда воины со слезами прощаются со святым, целуя его руку, после чего с плачем отсекают Пантелеимону голову.

Происходит чудо — из раны, вместе с кровью течёт молоко, а масленичное дерево, к которому был привязан святой, в момент расцветает и наполняется целительных плодов.

Брошенное в костёр тело не сгорело, и христиане погребли Пантелеимона в зем­ле схо­ла­ста Ада­ман­ти.

Сейчас глава Пантелеимона хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне, а частицы мощей святого можно встретить во многих монастырях России.

В Православии святой Пантелеимон, почитается в лике великомучеников. Святому молятся о здравии, об исцелении, Ему молятся воины об успехах в ратном деле.

ДНИ ПАМЯТИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

В Православной церкви 27 июля (9 августа), в Католической церкви — 27 июля

Молитва святому Пантелеимону об излечении

О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеимоне!

Умилосердись надо мной, грешным рабом Божиим (имя), услыши стенание и вопль мой, умилостиви Небеснаго, Верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от жестокаго гнетущаго мя недуга.

Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек.

Посети мя благодатным посещением. Не возгнушайся греховных язв моих, помажи их елеем милости твоей и исцели мя;

да здрав сущи душею и телом, остаток дней моих, при помощи благодати Божией, возмогу провести в покаянии и угождении Богу, и сподоблюся восприяти благий конец живота моего.

Ей, угодниче Божий!

Умоли Христа Бога, да дарует ми предстательством твоим здравие тела и спасение души моей.

Аминь.

Молитва святому Пантелеимону от напастей и болезней

К тебе, как безвозмездному врачу, утешителю скорбящих, обогатителю неимущих, прибегаем мы ныне, святый Пантелеймон.

Любомудрию мирскому и искусству врачебному хорошо научившись, во Христа ты уверовал и, от Него дар исцелений, безмездно недугующих исцелял их.

Богатство все свое нищим, убогим, сиротам и вдовам раздавая, в узах томимых ты посещал, святый страдалец Христов, и врачеванием, беседою и подаянием утешал их.

За веру во Христа многообразные испытал мучения, ты во главу мечем был усечен, и пред кончиною твоею, явившись Христос наименовал тебя Пантелеймоном, то есть всемилостивым,

потому что дал тебе благодать всегда миловать всех притекающих к тебе в любых обстоятельствах и скорбях.

Услышь нас, с верою и любовью прибегающих к тебе, святый великомученик, ибо ты от самого Спаса Христа всемилостивым был наречен, и в жизни своей земной одному врачевание,

другому милостыню, иному утешение нескудно подавал, никого не отпуская от себя необлагодетельствованным.

Так и ныне, не отринь и не оставь нас, святой Пантелеймон, но внемли и поспеши на помощь нам;

от всякой скорби и болезни исцели и уврачуй, от бед и напастей освободи, и в сердца наши пролей утешение Божественное, чтобы бодры будучи телом и духом, прославили мы Спаса Христа во веки.

Аминь.

Молитва великомученику Пантелеймону о помощи

О великий Христов угодниче и преславный целебниче, великомучениче Пантелеимоне!

Душею на Небеси Престолу Божию предстояй и триипостасныя Его славы наслаждаяйся, телом же и ликом святым на земли в Божественных храмех почиваяй и данною ти свыше благодатию различная чудеса источаяй,

призри милостивным твоим оком на предстоящия люди, честней твоей иконе умильно молящияся и просящия от тебе целебныя помощи и заступления: простри ко Господу Богу нашему теплыя твоя молитвы и испроси душам нашим оставление согрешений.

Се бо мы, за беззакония наша не смеюще возвести очеса наша к высоте Небесней, ниже вознести глас молебный к Его в Божестве неприступней славе, сердцем сокрушённым и духом смиренным тебе,

ходатая милостива ко Владьще и молитвенника за ны, грешныя, призываем, яко ты приял еси благодать от Него недуги отгоняти и страсти исцеляти.

Тебе убо просим: не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоей помощи требующих.

Буди нам в печалех утешитель, в недузех страждущим врач, напаствуемым скорый покровитель, очесем недугующим прозрения датель, ссущим и младенцем в скорбех готовейший предстатель и исцелитель:

исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная, яко да твоими Господу Богу молитвами получивше благодать и милость,

прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго в Троице Святей славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.

Молитва святому Пантелеимону от всяких невзгод и болезней. О покровительстве.

О, преславный мучениче и доблий воине Небеснаго Царя, Пантелеймоне всеблаженне, Милостиваго Бога преизрядный подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав и многообразный за Него муки претерпев,

неувядаемый приял еси венец на небеси, идеже вечнаго наслаждаешися блаженства и со дерзновением Престолу Трисолнечнаго Божества предстоиши!

К твоему Христоподражательному состраданию по Бозе прибегаем вси мы грешнии и всеусердно молим тя, теплаго заступника и предстателя нашего:

не престай призирати на нас, сущих в нуждех и скорбных обстояниих, и твоею молитвенною помощию и цельбоподательною силою избавляй нас присно от лютых зол, всегубительства и всякия иныя беды и болезни.

Ты бо приял еси, святе, неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за твердую твою к Нему веру, при чистом и непорочном житии,

запечатленную мученичеством и многопобедною твоею кончиною, в нейже по данней ти благодати и наименован от Христа Пантелеимоном, милости тезоименитым, милующим всех притекающих к тебе в скорбех и болезнех.

Сего ради ведуще тя милостиваго ко всем помощника и исцелителя, с верою взываем к тебе, услыши нас и богоприятным ходатайством твоим подавай нам вся благопотребная в житий сем и нужная к вечному спасению.

Мученическим же дерзновением твоим умоли Милостиваго Бога, да помилует нас, грешных и недостойных, по велицей милости Своей, да избавит от труса, потопа, огня, меча и всякаго праведнаго гнева и прещения, благовремение подвизая нас к очистительному и умилостивительному во гресех наших покаянию, ради множества щедрот Своих,

да подаст всем нам безбедное, тихое и богоугодное житие, и всех нас от врагов видимых и невидимых да сохранит благодатию Своею и непобедимым ополчением ангел Своих,

имиже ограждаеми и наставляеми да поживем в веце сем в покаянии, чистоте и в творении богоугодных дел;

да сподобимся твоим теплым предстательством христианскую кончину улучити безболезненну, мирну, непостыдну, избавится от козней воздушных князей тьмы и вечныя муки и быти наследниками безконечнаго, всеблаженнаго царствия.

Ей, угодниче Божий!

Не престай молитися за ны грешныя, да, твоим ходатайством временных и вечных бед избавлени, величаем тебе, заступника нашего и молитвенника,

и вечно прославляем общаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Молитва целителю Пантелеимону от всякой болезни, от невзгод и несчастий

Святый великомучениче и целебниче Пантелеймоне!

Моли Бога о нас (имена) и не допусти долее оставаться в нас болезням, коими болим душею и телом!

Исцели те язвы и струпы, кои причинены нам страстями нашими.

Болим мы леностию и расслаблением — исцели ны.

Болим влечением и пристрастием к земным предметам — исцели ны.

Болим, о святый Пантелеймоне!

Болим забывчивостию: о деле спасения, о наших грехах и немощах, о наших обязанностях — исцели ны.

Болим злопомнением, гневливостию, ненавистничеством — исцели, о целебниче Свято-Афонский и всемирный.

Болим зависитию, гордостию, надменностию, превозношением, при всей скудости и непотребстве — исцели ны.

Болим многими и разными припадками плотоугодия:

чревоизлишеством, невоздержанностию, многоядением, сластолюбием — исцели ны.

Болим сонливостию, многословием, празднословием, осудливостью — исцели ны, о святый Пантелеймоне!

Болят наши очи греховными воззрениями, болят наши уши слушанием пустословия, злоречия, наветов — исцели ны.

Болят руки нерасположением к молитвенному воздеянию и к подаянию милостыни — исцели ны.

Болят наши ноги нежеланием поспешно идти в храм Господень и стремлением к хождениям по стогнам и к посещениям домов мирских — исцели ны.

Болит, зело болит язык наш, уста наши:

пустословием, празднословием, злоречием, отвращаясь от молитвословий и славословий, или произнося их небрежно, рассеянно, без внимания, без понятия — исцели ны, о милостиве!

От главы до ног болим мы:

болит в нас разум непонятливостию, неразумностию и безумием;

болит в нас воля, отвращаясь от святых занятий и стремясь к делам вредным и богопротивным;

болит в нас память, забывшая наши прегрешения и содержа в себе неутратно согрешения и оскорбления ближних наших;

болит в нас воображение, не умея и не желая живо представить нам нашу смерть, вечную муку грешных, блага Царствия Небесного, Божий гнев, крестные страдания Христовы, Его распятие — исцели ны, о святый Пантелеймоне!

Все в нас болит.

Немоществует и душа наша вся со всеми ее силами и способностями.

Немоществует и тело наше все со всеми его членами.

Исцели ны, о святый Пантелеймоне, Целебниче безмездный и любвеобильный Врачеватель, слуга Пресвятыя Богородицы, и не оставь наше окаянство в толицех недугах и в толицей немощи:

да исцелясь твоею благодатию, прославлю Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа и Пресвятую Богородицу, тебе на служение болящим посылающую, и возблагодарю твою, о святый Пантелеймоне, цельбоносную святыню во веки.

Аминь.

Молитва святому Пантелеимону о здравии ребёнка

Обращаюсь в мольбах к тебе, Пантелеймон Целитель!

Даруй ребенку моему исцеление, ниспошли ему силы, прикоснись к плоти его, поцелуй душу его.

Погаси огонь пылающий, укроти страсть, отзови немощь.

Разбуди раба Божьего (имя), подними его с одра болезненного.

Пусть ложе озлобленное его отпустит.

Пусть он будет одарен церковным благословением.

Покоряемся воле твоей и ожидаем милости.

Благодарственная молитва святому великомученику Пантелеимону по исцелении и помощи

Святый великомучениче, целителю и чудотворче Пантелеймоне, всеизрядный угодниче Божий и молитвенниче присный христиан православных!

Достойно наречен еси Пантелеймоном, еже есть всемилостивый, яко приняв от Бога благодать молитися за ны и болезни целити, ты богатно подаеши всем, к тебе притекающим, различная исцеления и вся к жизни временней и ко спасению потребная.

Сего ради и мы, недостойнии, сподобившеся твоея милости, паки пред святою твоею иконою прибегаем к тебе, и прославляюще тя,

яко искренняго угодника Божия, нашего же вернаго молитвенника и исцелителя, усердие благодарим тя и Подателя всех благ Господа Бога нашего о великих благодеяниих, от Него тобою нам бывших.

Приими убо милостивно малое сие молитвенное благодарение наше, зане не имамы ино что по достоянию воздати тебе, и прочее время живота нашего не лиши нас,

немощных и грешных, твоея помощи и молитвеннаго ходатайства у Господа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, благодарение и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

  • Категории:С Богом
  • Ключевые слова:Молитвы,Святые

Православные медицинские центры и консультации возникают при храмах. Их создатели — священнослужители или активные прихожане. Принимая участие в церковной социальной деятельности, добровольцы сталкиваются с необходимостью возникновения православных медицинских роддомов, консультационных центров, аптек и больниц. Адреса и телефоны некоторых из них мы публикуем.

Больницы


Центральная Клиническая больница свт. Алексия, митрополита Московского, МП РПЦ:

Адрес: Москва, Ленинский просп., д. 27.
Телефон справочной службы: (495) 952-36-41.
Регистратура: (495) 952-11-41, 952-15-62, 952-39-84.
Факс: (495) 952-49-41, 952-36-62.
Сайт: medpatriarh.ru.http://www.medpatriarh.ru/
Директор больницы: Валерий Константинович Доронкин.
Главный врач: Екатерина Яковлевна Богданова.
Настоятель больничных храмов (храм свт. Алексия, митрополита Московского, храм Тихвинской иконы Божией Матери): иерей Александр Доколин.
Количество мест: 220.

Отделения хирургии, терапии, неврологии и эндоскопии:
Госфинансирование составляет около 30%, остальные средства поступают от Церкви и частных благотворителей.
Больница была основана в 1902 г. как лечебное благотворительное учреждение. В советское время преобразована в городскую клиническую больницу № 5. 26 мая 1992 г. была передана Патриархии. В настоящее время — единственная церковная больница в Москве.
Медицинская помощь оказывается жителям Москвы, а также священнослужителям всех епархий Русской Православной Церкви. Люди, не имеющие московской прописки, могут пройти медицинское обследование, предоставив направление от духовника, заверенное Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы.

Епархиальная православная церковная благотворительная больница святой блаженной Ксении Петербургской:

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 19.
Телефон: (812) 274-81-76.
Факс: (812) 274-22-29.
E-mail: bolnicakseniespb@mail.ru.
Главный врач и духовник больницы: настоятель больничного храма во имя св. блж. Ксении Петербургской протоиерей Артемий Темиров.
Количество мест: 35.

В больнице предусмотрены должности врачей-терапевтов, врачей-консультантов: кардиолога, эндокринолога, хирурга, невролога, врача-физиотерапевта и врача лучевой диагностики. Большая часть среднего и младшего медицинского персонала — палатные медицинские сестры и санитарки.

Храмы Санкт-Петербуржской и Ладожской Епархии отчисляют 2% от своего бюджета на содержание больницы. Остальное финансирование осуществляется за счет частных пожертвований.
Больница была построена по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в 1990 году. Недавно она открылась после ремонта. Госпитализация осуществляется по направлению духовника, после утверждения на комиссии больницы. Максимальный срок госпитализации — 30 дней, но может быть продлен по прошению прихода. За год через больницу проходит около 110-130 человек, а за все время существования больницы — около 2500 больных. Лечение бесплатное.

Елизаветинская больница, поликлиника г. Пермь

Адрес: г. Пермь, ул. Екатерининская, 224 (4-х этажное здание бывшей МСЧ №5).

Тел. регистратуры: (342) 236-85-55

Православные медицинские центры, поликлиники, приходские консультации

Общество православных врачей Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского:

Председатель Общества: доктор медицинских наук, кандидат богословия, профессор протоиерей Сергий Филимонов.
При Общество создан консультативный пункт. Помощь безвозмездная. Консультируют: невропатолог, терапевт, педиатр, психолог и психиатр (взрослый и детский), онколог, эндокринолог, гинеколог-эндокринолог. Эти врачи трудятся в медицинских учреждениях, а в свободное время оказывают безвозмездную медицинскую помощь в центре.

На прием к специалистам (или телефонные консультации) необходимо записываться заранее. Телефон и время работы диспетчера можно узнать на сайте Общества www.opvspb.ru http://www.opvspb.ru/
Телефон: +7 (812) 293-27-51

Медицинские консультации при Обществе православных врачей во имя святителя Антония (Смирницкого):

Адрес: Воронеж, ул. Освобождения труда, д. 20.
Телефон: 8 (4732) 55-27-84.
Руководитель общества: Андрей Савченко, заведующий отделением для новорожденных детей Воронежской областной детской клинической больницы № 1.
Общество православных врачей оказывает медицинские консультации с 2003 года. Больных принимают специалисты: невролог, окулист, терапевт, гастроэнтеролог, стоматолог, кардиолог, врач физиодиагностики, онколог, лор, педиатр, врач по лабораторной клинической диагностике, фтизиатр, рентгенолог. Запись на прием осуществляется в течение дня. Обратившегося больного направляют к специалисту, который работает в государственном медицинском учреждении. Помощь оказывается бесплатно. На больного заводится карта и выдается свидетельство об обследовании. При необходимости пациент направляется на дополнительное обследование. Кроме того, общество православных врачей практикует выезд специалистов в сельские населенные пункты по согласованию с благочинным.

Православная поликлиника №5 г. Нижний Новгород

Адрес: Адрес: г. Нижний Новгород, Окский съезд, д.2 «а», корпус № на территории Крестовоздвиженского женского монастыря.

Режим работы: Пн-Пт с 8:00 до 20:00, Сб-Вс: выходной

Заведующий: Александр Модестович Черноносов

Регистратура: (831) 433-00-82
Факс: (831) 430-31-71
Единая справочная: (831) 428-81-88, 464-05-05

Часы работы с 8.00 до 18.00

Поликлиника обслуживает священнослужителей, членов их семей, монашествующих, сотрудников всех структурных подразделений Нижегородской Епархии, активных прихожан.

Сайт: http://www.pomc.ru/structure/clinic_5


Православный медицинский центр в честь святой блаженной Ксении Петербургской:

Адрес: Коломна, ул. Лазарева, д. 11
Телефон: (261) 4-27-44.
Сайт: http://www.novogolutvin.ru/obedience/med/socorx/index.html
Главный врач: монахиня Екатерина (Варфоломеева).
Православный Медицинский центр в честь св. блаженной Ксении Петербургской открыт в Ново-Голутвинском Свято-Троицком монастыре 6 октября 1997 года для оказания бесплатной медицинской помощи прихожанам, жителям города, паломникам, жителям других регионов, насельницам монастыря. Прием ведут инокини монастыря, имеющие медицинское образование, — терапевт, невропатолог. Врачи самостоятельно проводят экстренное обследование: электрокардиографическое исследование, экспресс-определение содержания гемоглобина и сахара в крови. Для лечения болезней прибегают к фитотерапии, аллопатическим средствам и рецептам народной медицины. За время существования центра за медицинской помощью обратилось более 15 тыс. человек. Время приема — сб, вс с 11 до 16.

Хосписная служба Екатеринбургской епархии:

Адрес: Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 57 (Свято-Троицкий кафедральный собор).
Телефон: (343) 351-65-72.
Руководитель: доктор Елена Шарф
Духовник: протоиерей Евгений Попиченко, руководитель социального отдела Екатеринбургской епархии.
Служба была основана 1 июля 2002 года. Она оказывает бесплатную медицинскую помощь на дому тяжелым онкологическим больным (IV терминальной стадии). Для первичной консультации на дом к больному выезжает врач-онколог, затем наблюдение ведет медицинская сестра. За время существования службы была оказана помощь более 1 тыс. человек.

Медицинская служба при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москвы:

Адрес: Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 12, стр. 1.
Телефон: (495) 267-34-28.
Руководит медслужбой, основанной в 2004 году, приходской совет. Принимаются все желающие. Медицинская помощь оказывается безвозмездно, оформляются медицинские карты пациента. Врачи — кардиолог, взрослый эндокринолог, детский эндокринолог — ведут прием в воскресенье, после поздней литургии — с 12.00.

Мобильный отдел Православной службы спасения бездомных, Москва:

Адрес: Москва, Ленинский просп., д. 8, корп. 12 (больничный храм во имя святого благоверного царевича Димитрия).
Телефон: (495) 764-49-11.
Руководитель: Илья Кусков.
Духовник: протоиерей Аркадий Шатов, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы.
Служба основана 27 ноября 2004 года. Автобус «Милосердие» оказывает безвозмездную медицинскую помощь бездомным. Фельдшер и медсестры перевязывают и промывают раны. Чаще всего в Службу спасения обращаются бездомные с гнойными ранами, расстройствами желудка, температурой.
В зимнее время автобус совершает рейды по городу, оказывая помощь бездомным. В сложных случаях, при необходимости госпитализации, сотрудники службы спасения вызывают скорую помощь.

Консультации православного врача:

Адрес: Лесосибирск, ул. Кедровый парк, д. 27, Крестовоздвиженский собор.
Телефон: (39145) 43-28-9.
Руководитель: иерей Андрей Чугунов.
Прием по предварительной записи ведут два специалиста: педиатр и терапевт. Рекомендации даются в устном виде, медицинская помощь оказывается безвозмездно.
Помощь специалистов больным оказывается в рамках работы Сестричества во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), созданного в 1997 году при Центральной городской больнице.

Подготовила Ольга БЕЛЯЕВА

Комментарий эксперта:

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук: Сейчас во множестве храмов открываются врачебные консультации. Я считаю, что это весьма перспективно и будет развиваться и в дальнейшем. Болящих сейчас очень много. И если они хотят попасть на прием к доктору, исповедующему Православие, почему бы им не прийти в храм. Вспомним: раньше в общины сестер милосердия для консультаций приглашали лучших врачей того времени. Потому что и тогда, и сейчас содержание медицинского учреждения, в котором работают высококвалифицированные специалисты, требовало и требует больших затрат. Да и не должны мы брать на себя функции здравоохранения, подменять как-то государственную структуру. Только дополнять. По моему мнению, все должно быть разделено и каждый должен заниматься своим делом. В государственных учреждениях и роддомах нужны храмы, чтобы их посещали и больные и доктора. Для того же, чтобы больной попал к православному доктору, нужны консультации при храмах, на которых человек получит совет, рекомендацию, к кому обратиться дальше. В случае же, когда помимо телесных хворей есть тяжесть душевная, (что случается часто), пациент от врача-консультанта идет к священнослужителю в этом же храме.