Православный крест

Православные кресты: виды и значение

Крест – символ древний и значимый. И в православии он имеет огромное значение. Здесь это и знак веры, и указание на принадлежность к христианству. История возникновения креста в православии довольно интересна. Чтобы узнать об этом подробнее, рассмотрим православные кресты: виды и значение.

Православный крест: немного истории

Крест как символ используется во многих мировых верованиях. Но для христиан он изначально имел не очень хорошее значение. Так, провинившихся евреев казнили сначала тремя способами, а затем прибавили еще один, четвертый. Но Иисусу удалось изменить этот порядок в лучшую сторону. Да и распят он был на столбе с перекладиной, напоминающем современный крест.

Так сакральный знак прочно вошел в жизнь христиан. И стал настоящим обережным символом. С крестом на шее человек на Руси вызывал доверие, а с теми, кто нательного крестика не носил, старались не вести никаких дел. И говорили про них: «Креста на них нет», имея в виду отсутствие совести.

Кресты разного формата мы можем видеть на куполах храмов, на иконах, на церковной атрибутике и в качестве украшений на верующих людях. Современные православные кресты, виды и значение которых могут разниться, играют важную роль в трансляции православия по всему миру.

Виды крестов и их значение: христианство и православие

Существует огромное множество видов православных и христианских крестов. Большинство из них бывает следующей формы:

  • прямолинейные;
  • с расширенными балками;
  • квадратом или ромбом посередине;
  • криновидными окончаниями балок;
  • треугольными концами;
  • окружностями на концах балок;
  • процветшим оформлением.

Последняя форма символизирует Древо Жизни. И обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.

Помимо различий по форме, у православных крестов есть отличия по видам. Виды крестов и их значение:

  • Георгиевский крест. Утвержден Екатериной Великой как наградный символ для священнослужителей и офицеров. Этот крест с четырьмя концами считается одним из тех, чья форма признана правильной.

  • Виноградная лоза. Этот крест с восьмью концами украшен изображениями лозы винограда. В центре может иметь изображение Спасителя.

  • Семиконечный крест. Был распространен на иконах 15-го века. Встречается на куполах старых храмов. В библейские времена форма такого креста служила подножием алтаря священнослужителей.

  • Терновый венец. Изображение колючего венца на кресте означает муки и страдания Христа. Этот вид можно встретить на иконах 12-го века.

  • Виселицеобразный крест. Популярный вид, встречающийся на стенах храмов, на одежде церковных служащих, на современных иконах.

  • Мальтийский крест. Официальный крест ордена святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Имеет равносторонние лучи, расширяющиеся на концах. Этот вид креста выдается за воинское мужество.

  • Просфорный крест. Похож на георгиевский, но имеет надпись на латыни: «Иисус Христос – победитель». Изначально такой крест был на трех церквях в Царьграде. Согласно православной традиции древние слова с известной формой креста печатаются на просфорах, символизируя выкуп грехов.

  • Каплевидный четырехконечный крест. Капли на концах балок трактуются, как кровь Иисуса. Такой вид был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого 2-м веком. Символизирует борьбу за веру до конца.
  • Восьмиконечный крест. Самый распространенный вид сегодня. Форму крест принял после распятия на нем Иисуса. До этого он был обычным и равносторонним.

Последняя форма креста в продаже встречается чаще других. Но почему этот крест так популярен? Все дело в его истории.

Православный восьмиконечный крест: история и символизм

Этот крест напрямую связывают с моментом распятия Иисуса Христа. Когда Иисус нес на гору крест, на котором его должны были распять, его форма была обычной. Но после самого акта распятия на кресте появилась подножка. Она была сделана воинами, когда они поняли, куда достанут ноги Иисуса, после казни.

Верхняя планка была сделана по распоряжению Понтия Пилата и представляла собой табличку с надписью. Так и зародился православный восьмиконечный крест, который носят на шее, устанавливают на надгробия, украшают церкви.

Кресты с восемью концами ранее использовались как основы для наградных крестов. Например, во времена правления Павла Первого и Елизаветы Петровны на такой основе изготавливались наперсные кресты для священнослужителей. И форма восьмиконечного креста даже была закреплена законодательно.

История восьмиконечного креста ближе всего к христианству. Ведь на табличке над головой Иисуса была надпись: «Сей есть Иисус. Царь Иудейский». Уже тогда, в минуты смерти, Иисус Христос получил признание от своих мучителей и от своих последователей. Поэтому восьмиконечная форма так значима и распространена среди христиан всего мира.

Какой крест считается нательным в православии?

В православии нательным крестом считают тот, который носится под одеждой, ближе к телу. Нательный крест не выставляется напоказ, не одевается поверх одежды и, как правило, имеет восьмиконечную форму. Сегодня в продаже имеются кресты и без перекладин сверху и снизу. Они тоже допустимы к ношению, но имеют четыре конца, а не восемь.

И все же каноничные кресты – это восьмиконечные изделия с фигурой Спасителя в центре или без таковой. Давно ведутся споры о том, стоит ли покупать распятия с Иисусом Христом, изображенным на них. Одни представители духовенства считают, что крест должен быть символом воскрешения Господня, и фигура Иисуса в центре недопустима. Другие же думают, что крест можно считать знаком страданий за веру, и изображение распятого Христа вполне уместно.

Приметы и суеверия, связанные с нательным крестом

Крест человеку вручается во время крещения. После этого таинства церковное украшение нужно носить, почти не снимая. Некоторые верующие даже моются в своих нательных крестах, боясь их потерять. Но что значит ситуация, когда крестик все же теряется?

Многие православные люди считают, что потеря креста – знак приближающейся беды. Чтобы ее отвести от себя, православные усердно молятся, исповедаются и причащаются, а затем приобретают в церкви новый освященный крестик.

Еще одна примета связана с тем, что нельзя носить чужой крестик. Бог дает каждому человеку свою ношу (крест, испытания), и, надевая чужой нательный знак веры, человек берет на себя чужие трудности и судьбу.

Сегодня члены семьи так же стараются не надевать кресты друг друга. Хотя раньше крест, украшенный драгоценными камнями, передавался из поколения в поколение и мог стать настоящей семейной реликвией.

Найденный на дороге крест не поднимают. Но если подняли, то стараются отнести в церковь. Там его освящают и очищают заново, отдают нуждающимся.

Все вышеперечисленное многие священники называют суевериями. По их мнению, крест можно носить любой, но нужно следить, чтобы он был освящен в церкви.

Как выбрать нательный крест для себя?

Нательный крест можно выбирать, исходя из собственных предпочтений. При его выборе действуют два главных правила:

  • Обязательное освящение креста в церкви.
  • Православный вид выбранного креста.

Все, что продается в церковной лавке, несомненно, относится к православной атрибутике. А вот католические кресты православным христианам носить не рекомендуется. Ведь у них совсем иное значение, отличное от остальных религиозных направлений.

Если вы являетесь верующим человеком, то ношение креста становится актом соединения с Божественной благодатью. Но защита Бога и благодать даются не всем, а только тем, кто истово верит и искренне молится за себя и ближних. А также ведет праведный образ жизни.

Многие православные кресты, виды и значение которых разобраны выше, лишены ювелирных изысков. Ведь они не являются украшением в полном смысле этого слова. В первую очередь крест – это знак принадлежности к христианству и его нормам. И лишь потом – бытовой атрибут, который может украсить любой наряд. Конечно, иногда нательные кресты и кресты на кольцах священников изготавливают из драгоценных металлов. Но и здесь главным является не стоимость такого изделия, а его сакральный смысл. И этот смысл намного глубже, чем может показаться изначально.

Виды христианских крестов

Традиционно большинство памятников оформляется портретом, текстом, словами памяти и крестом. При выборе креста на памятник у заказчиков достаточно часто возникают затруднения: какой крест выбрать? Кресты бывают четырёхконечные, шестиконечные, восьмиконечные. Какой из них православный, какой католический, в чём разница между крестами? Попробуем выяснить.

Как выбрать крест на памятник

В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи и в современности для выражения различных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.

В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, – однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.

Чтобы определиться с выбором памятника в виде креста, необходимо понимать разницу между различными их видами. Учитывая, что большинство белорусов идентифицирует себя с христианством, более подробно остановимся на разновидностях христианских крестов, использующихся на территории Беларуси.

Разновидности христианских крестов

В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Спаситель.

Самые распространённые виды крестов в Беларуси:

  • Шестиконечный русский православный крест
  • Восьмиконечный православный (крест святого Лазаря)
  • Восьмиконечный крест — Голгофа
  • Четырёхконечный латинский (или католический). Как вариант – это также и православный крест.

В чём разница между этими крестами?

Шестиконечный русский крест

Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Однако, нужно отметить, что распространение такого типа креста более характерно для Беларуси. В России гораздо чаще можно встретить восьмиконечный православный крест.

Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Спасителя ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).

Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

Четырёхконечный крест

Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.

Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге. Если говорить о Беларуси, то четырёхконечный крест с полумесяцем можно увидеть на куполе храма Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.

Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.

Выбирая крест для памятника усопшего, который исповедовал католическую веру, лучше всего выбрать именно четырёхконечный латинский крест.

Отличие православного и католического распятия

Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.

Отличия православного и католического распятий:

  • Число гвоздей, визуально различимых в распятии
  • Положение тела Христа

Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.

Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.

Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.

Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.

На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках по собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.

Правильное расположение креста на памятнике

На самом деле как такового «правильного» расположения на кресте нет. Самое большое значение имеет само наличие креста, если усопший был христианином.

Безусловно, весь памятник может быть выполнен в форме креста, и этот вариант, вероятно, был бы лучшим надгробием для христианина. Однако в современных памятниках крест чаще используется в виде гравировки на стелах разнообразных геометрических форм. Крест может быть гранитным, как составная часть монумента, может быть накладным металлическим или гравированным.

Обычно крест располагается чуть выше портрета или медальона, при их наличии, в более высокой части памятника. Если изображение отсутствует, то крест располагается над текстом (над Ф.И.О. умершего).

На симметричной стеле крест лучше расположить справа, потому как иконы Спасителя на иконостасах православных храмов располагаются с правой стороны. Традиционно правая часть внутреннего пространства церкви считается «мужской», женщинам в храме отводится левая часть, хотя данное правило более строго соблюдается в храмах при монастырях.

Форму перекладин креста можно выбрать, принимая во внимание шрифт текста. Если текст печатный, форма перекладин также может быть прямая, без декоративных элементов. К тексту, выполненному курсивом, можно выбрать крест с фигурными перекладинами.

Что делать, если маленький размер гранитного креста не позволяет сделать его шести- или восьмиконечным?

В таком случае на четырёхконечную форму наносится гравировка шестиконечного или восьмиконечного православного креста. Очень часто нательные православные крестики выполнены именно по такому принципу.

Надеемся, наша статья поможет Вам сделать правильный выбор формы креста на памятник. Если у Вас возникнут затруднения, проконсультируйтесь с нашими приемщиками заказов. По возможности мы поможем Вам определиться с выбором креста на памятник.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СИСТЕМЫ

Современная Александрия. Остатки былого величия.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КРЕСТ

Египетские обелиски – произведения искусства древних мастеров, во все времена вызывали живейший интерес не только у простых людей, но и у множества правителей, которые шли на любые затраты ради того, чтобы настоящий обелиск оказался в их столице.

Обелисков в Египте много и все они имеют свою историю. Однако судьба некоторых монументов оказалась настолько связана, что не может быть объяснена просто случайными совпадениями.

Все монументы, о которых пойдёт речь ниже, кроме прямой связи с древним Египтом и между собой, загадочным образом, так или иначе, оказались связаны с древней столицей эллинистического мира – Александрией, основанной Александром Македонским в 332 году до н. э.

Обелиск в Лондоне.

Установка обелиска в Нью-Йорке.

Обелиски в Лондоне и Нью-Йорке, (См. статью «Иглы Клеопатры»), родом из Гелиополиса. В этом древнейшем городе Египта, сегодняшней окраины Каира, находился главный центр поклонения верховному Богу Солнца, первоначально Атуму, а затем Ра. За 14 лет до Рождества Христова, император Август перемещает эти обелиски, в Александрию. В 19 веке Иглы Клеопатры были перевезены в Лондон и Нью-Йорк.

Парижский обелиск был привезен из Луксора, в котором остался его брат близнец.

В истории с этим монументом, интересно то, что первоначально французы планировали забрать Александрийский обелиск, уже обещанный англичанам. Но затем передумали, на радость Мехемета Али, и решили взять Луксорский, так как он был больше и красивее. Причем обелиск сначала доставили в Александрию, а затем в Париж.

С приобретением французы явно не прогадали, так как Луксор вместе с Карнаком, это Фивы – древняя столица Верхнего Египта.

Обелиск в Стамбуле.

Ещё один египетский обелиск из Карнака, занял своё место в другой столице христианского мира – Константинополе, сегодняшнем Стамбуле, куда был доставлен по велению византийского императора Феодосиуса I.

Обелиск в Ватикане.

В столице Римской империи имеется несколько подлинных египетских обелисков. Один из них установлен на площади перед собором Святого Петра в Ватикане. Его высота 25,34 м, вес 330 тонн. По христианским преданиям, на ипподроме возле этого обелиска был казнен апостол Петр. Обелиск был привезён Калигулой из Египта, как считают из Гелиополя, хотя на это нет точных указаний.

На площади Пьяца дель Пололо в Риме, с отходящими от нее тремя лучами улиц — одна из которых ведет в Ватикан, был установлен ещё один египетский обелиск высотой 23,2 м и весом 235 т. Этот монумент, судя по иероглифическим надписям на его гранях, был создан во время правления сына Рамсеса II Меренпта (1223—1211 гг. до н.э.) и установлен в Гелиополисе — религиозном центре Древнего Египта. Так, что этот монумент точно имеет такое же происхождение, как и обелиски в Лондоне и Нью-Йорке.

Итак, мы имеем следующие центры мировых цивилизаций разных времён, в которых установлены древнеегипетские обелиски – Фивы, Гелиополис, Александрия, Рим, Константинополь, Лондон, Париж и Нью-Йорк.

Нанеся эти точки на карту, мы уже сможем увидеть несколько интересных закономерностей в их расположении. Но для полноты картины, всё же будет не хватать ещё трёх столиц, также связанных и с Египтом, и с Александрией и с монументами.

Площадь Независимости. Киев.

Вашингтонский монумент.

Две из них, как несложно догадаться, это Вашингтон и Санкт-Петербург, а третья – Киев, — город, откуда христианство пришло на Русь. Поэтому Киев, лежащий на меридиане Великой пирамиды и непосредственно связанный с Константинополем, как древняя славянская столица, вполне может присутствовать в этом списке. Тем более что в 2001 году, при реконструкции Майдана, на площади Независимости установили характерный монумент.

Вашингтон вообще изначально задумывался своими создателями, как копия древней Александрии. В Вашингтоне имеется целый район, который так и называется – Александрия. Разумеется, в Вашингтоне есть и обелиск – грандиозное сооружение Вашингтонский монумент, копирующий египетские обелиски. См. статью «Новая Атлантида».

Александрийский столп.

Санкт-Петербург, лежащий на пересечении меридиана Великой пирамиды с 60-й широтой, также имеет непосредственную связь с Египтом и другие уникальные закономерности в своём расположении.

В центре города установлен гигантский монолит весом более 600 тонн — Александровская колонна, второе название которой — «Александрийский столп», Сегодня происхождение монумента вызывает очень много вопросов у непредвзятых исследователей.

Не меньше вопросов вызывает памятник Петру Великому, который при внимательном изучении оказывается, больше похож на памятник Александру Македонскому.

Теперь мы имеем все необходимые точки, для того чтобы полностью исключить случайность в их расположении.

Если обозначить расположение всех вышеупомянутых объектов на трёхмерной карте, что очень легко сделать в программе Google Earth и соединить их линиями, мы увидим, на первый взгляд хаотичные пересечения.

Но если присмотреться, можно заметить, что пять объектов, Вашингтонский монумент и обелиски в Нью-Йорке, Ватикане, Александрии и Гелиополе расположены практически на одной линии. Причем эта линия является касательной к 50-й широте. Некоторые точки образуют явно правильные треугольники и другие геометрические фигуры.

Рассмотрим отдельные комбинации линий более подробно. Начнём с самых дальних точек – Вашингтона и Нью-Йорка. Эти два города, кроме того, что лежат на линии Теотиуакан – Стоунхендж, равноудалены от Санкт-Петербурга (СПб) и Ватикана, обелиск которого выберем за точку обозначающую Рим.

Угол между направлениями в обоих случаях одинаков и равен 24 градусам – 1/15 от всей окружности. Расстояние между Вашингтоном и Нью-Йорком, такое же, как между Лондоном и Парижем, — ровно 3 градуса по дуге земного шара или 1/120 от всей длины окружности.

Как мы знаем 24° это 2 х 12°, а число 12, как известно, задаёт и пентаграмму, и гексаграмму (12° х 6 = 72°, 12° х 5 = 60°).

Теперь если взять окружность, т.е. ортогональную проекцию, в центре которой будет или Вашингтон, или Нью-Йорк, и разбить её по 12°, то положение СПб и Ватикана относительно центра можно получить при помощи циркуля и линейки.

Пересечение сторон гексаграммы или пентаграммы с соответствующими «меридианами» будут давать точки расположения СПб и Ватикана. Гексаграмма даёт положение от Вашингтона, а пентаграмма от Нью-Йорка.

Данное построение становится возможным только благодаря уникальному расположению Вашингтона и Нью-Йорка относительно Петербурга и Ватикана.

Для выявления математических закономерностей в расположении вышеперечисленных мировых столиц необходимо выполнить измерения расстояний между ними и углов между направлениями. Результаты измерений приведены ниже в двух таблицах.

В первой таблице показаны практически все расстояния между столицами, в которых за точку измерения были приняты египетские обелиски или соответствующие им монументы.

ТАБЛИЦА РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ МИРОВЫМИ СТОЛИЦАМИ.
ЛИНИЯ РАССТОЯНИЕ (км) ТОЧНО В ГРАДУСАХ ОКРУГЛЁННО ПРИМЕЧАНИЯ
1 ЛОНДОН — ПАРИЖ 342 3.07 3 1/120 от БК
2 ВАШИНГТОН – НЬЮ-ЙОРК 336 3.02 3 1/120 от БК
3 АЛЕКСАНДРИЯ — ЛУКСОР 664 5.97 6 1/60 от БК
4 РИМ (ВАТИКАН) — ПАРИЖ 1107 9.95 10 1/36 от БК
5 АЛЕКСАНДРИЯ — СТАМБУЛ 1093 9.82 10 1/36 от БК
6 КИЕВ — СПБ 1056 9.49 10 1/36 от БК
7 КИЕВ — СТАМБУЛ 1057 9.50 10 1/36 от БК
8 ГЕЛИОПОЛЬ — СТАМБУЛ 1225 11.0 11
9 РИМ (ВАТИКАН) — СТАМБУЛ 1381 12.41 12 1/30 от БК
10 РИМ (ВАТИКАН) — КИЕВ 1680 15.10 15 1/24 от БК
11 РИМ (ВАТИКАН) — АЛЕКСАНДРИЯ 1958 17.60 18 1/20 от БК
12 ПАРИЖ — КИЕВ 2031 18.25 18 1/20 от БК
13 СПБ — СТАМБУЛ 2109 18.95 19
14 СПБ — ЛОНДОН 2105 18.92 19
15 РИМ (ВАТИКАН) — ГЕЛИОПОЛЬ 2135 19.19 20 1/18 от БК
16 ЛОНДОН — КИЕВ 2140 19.23 20 1/18 от БК
17 СПБ — ПАРИЖ 2170 19.50 20 1/18 от БК
18 СТАМБУЛ — ПАРИЖ 2263 20.34 20 1/18 от БК
19 СПБ — ВАТИКАН 2350 21.12 21
20 СТАМБУЛ — ЛОНДОН 2505 22.51 23
21 РИМ (ВАТИКАН) — ЛУКСОР 2580 23.18 23
22 ПАРИЖ — ГЕЛИОПОЛЬ 3212 28.87 29
23 СПБ — ГЕЛИОПОЛЬ 3313 29.77 30 1/12 от БК
24 ЛОНДОН — АЛЕКСАНДРИЯ 3335 29.97 30 1/12 от БК
25 ЛОНДОН — ЛУКСОР 3982 35.79 36 1/10 от БК
26 ЛОНДОН — НЬЮ-ЙОРК 5578 50.13 50 5/36 от БК
27 ВАШИНГТОН – ПАРИЖ 6180 55.53 55 11/72 от БК
28 НЬЮ-ЙОРК — СПБ 6896 61.98 62
29 НЬЮ-ЙОРК — РИМ (ВАТИКАН) 6898 61.98 62
30 ВАШИНГТОН – СПБ 7215 64.84 65 13/72 от БК
31 ВАШИНГТОН – РИМ (ВАТИКАН) 7234 65.01 65 13/72 от БК
32 НЬЮ-ЙОРК — СТАМБУЛ 8082 72.63 72 1/5 от БК
33 ВАШИНГТОН – ЛУКСОР 9795 88.01 88 11/45 от БК

Как видно из таблицы большинство расстояний, помимо одинаковых значений, имеют пропорциональную привязку к длине всей окружности Большого Круга – линии вокруг Земли, соединяющей две точки по кратчайшему расстоянию.

Следующая таблица хоть и имеет сложное название, но отражает простой смысл. Таблица показывает углы между направлениями в конкретных точках (столицах) на другие столицы. Для этого измеряются азимуты на заданный объект, в нашем случае на обелиски, затем из одного азимута вычитается другой и получается угол между направлениями.

Углы между направлениями в точке – Лондон.

Например, если мы находимся в Лондоне, то угол между направлениями на Париж и Ватикан, будет равен 15 градусам. Такой же угол в Лондоне между направлениями на Александрию и Стамбул.

15° — это ровно половина угла между направлениями из Лондона на СПб и Киев, или 1/24 от всей окружности.

Угол между направлениями на Рим и Александрию равен 12° или 1/30 от всей окружности.

Самое интересное, что в Париже, угол между направлениями на СПб и Киев, так же равен 30°, как и в Лондоне.

Вместе, все четыре столицы, образуют замечательную комбинацию, случайное возникновение которой вряд ли возможно.

Комбинация четырёх столиц.

Углы между направлениями в точке – Париж.

Париж вместе с Лондоном, СПб и Александрией также образует два одинаковых угла равных 75°, т.е. 15° х 5 = 75° или 5/24 от 360.

Ниже во второй таблице показаны ещё некоторые закономерности связанные с углами между направлениями.

При нажатии на название исходной точки вы сможете увидеть изображение данной комбинации углов между направлениями.

ТАБЛИЦА УГЛОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ МЕЖДУ НАПРАВЛЕНИЯМИ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СТОЛИЦ НА ДРУГИЕ МИРОВЫЕ СТОЛИЦЫ.
ОБЪЕКТ НАПРАВЛЕНИЕ НА АЗИМУТ УГОЛ ПРИМЕЧАНИЯ
1 ЛОНДОН СПБ 81.14 30 1/12 от 360
КИЕВ 51.64
ПАРИЖ 148.33 15 1/24 от 360
ВАТИКАН 133.33 12
АЛЕКСАНДРИЯ 121.04 15 1/24 от 360
СТАМБУЛ 106.36
2 НЬЮ-ЙОРК ВАТИКАН 57.38 24 1/15 от 360
СПБ 33.38
3 ВАШИНГТОН ВАТИКАН 55.28 24 1/15 от 360
СПБ 31.92
4 ПАРИЖ АЛЕКСАНДРИЯ 120.20 75 ОДИНАКОВЫЙ УГОЛ
5/24 от 360
СПБ 44.87 75
ЛОНДОН 330.34
ПАРИЖ КИЕВ 74.26 30 1/12 от 360
СПБ 44.87
5 СПБ ЛОНДОН 257.07 9 ОДИНАКОВЫЙ УГОЛ
1/40 от 360
ПАРИЖ 247.87
6 КИЕВ ЛОНДОН 285.08 9
ПАРИЖ 275.98
7 ВАТИКАН ЛОНДОН 322.53 63 ОДИНАКОВЫЙ УГОЛ
СПБ 25.25
СТАМБУЛ 88.62 63
СПБ 25.25
8 КИЕВ ПАРИЖ 275.97 33 ОДИНАКОВЫЙ УГОЛ
ВАТИКАН 242.47
9 ВАТИКАН АЛЕКСАНДРИЯ 121.92 33
СТАМБУЛ 88.62
10 ВАТИКАН ПАРИЖ 317.90 17 ОДИНАКОВЫЙ УГОЛ
ВАШИНГТОН 300.73
11 ПАРИЖ АЛЕКСАНДРИЯ 120.20 17
СТАМБУЛ 102.71
12 СТАМБУЛ ЛОНДОН 307.7 6 ОДИНАКОВЫЙ УГОЛ
1/60 от 360
ПАРИЖ 301.7
АЛЕКСАНДРИЯ 175.4 6
ГЕЛИОПОЛИС 169.4
13 ВАТИКАН ЛУКСОР 127.87 6
ГЕЛИОПОЛИС 121.77
14 АЛЕКСАНДРИЯ ПАРИЖ 318.36 6
ВАТИКАН 312.39
15 ВАШИНГТОН ВАТИКАН 55.3 5 1/72 от 360
НЬЮ-ЙОРК 50.3
ЛУКСОР 58.11 10 1/36 от 360
СТАМБУЛ 48.52
ПАРИЖ 51.78 20 1/18 от 360
СПБ 31.92

Теперь рассмотрим взаимное расположение Петербурга, Ватикана, Лондона и Стамбула. Эти столицы образуют правильную геометрическую фигуру, состоящую из двух смежных, равносторонних треугольников.

Если провести высоту этих треугольников – линию СПБ — ВАТИКАН, то она разобьёт фигуру на четыре прямоугольных треугольника.

Причем верхние большие треугольники, являются египетскими, с соотношением сторон 3:4:5.

Теперь, если соединить Лондон с Киевом и убрать диагонали, мы получим перевёрнутый христианский крест, в правильных пропорциях и с нужными углами.

Так, что всё закономерно. Ангел – Александр, или Александра (Александрия) на колонне в СПб держит в руке латинский крест, вершиной которого является Ватикан. Причем крест в руках Ангела, явно точно такой же, какой получается при пересечении линий, только без наклонной перекладины.

Глядя на крест, который образуют египетские обелиски в трёх столицах и монументы в СПб и Киеве, становится более понятно, почему христианские правители, в том числе и Петр Первый, на протяжении нескольких веков с такой настойчивостью стремились вернуть Константинополь, а мусульманские его завоевать.

Интересно, что в 5-ти километрах от точки пересечения перпендикулярных линий креста расположен маленький австрийский городок Фюрстенфельд, в центре которого установлена уменьшенная копия Александровой колонны, с девой Марией на вершине. Монумент был установлен в 1664 году в честь победы над турками. В одной руке Мария держит скипетр в виде того же латинского креста, в другой младенца Христа, над головой Девы ореол из девяти звёзд, а под ногой полумесяц – символ победы.

Кроме перечисленных «случайностей», в расположении европейских столиц есть и другие не менее интересные «совпадения».

Если через линию СПб – ВАТИКАН провести широту Стоунхенджа она разделит её пополам, по 10.5 градусов. Теперь если соединить линиями точку пересечения широты с Лондоном и Стамбулом, мы получим правильный ромб, образуемый Лондоном, Ватиканом, Стамбулом и точкой пересечения. Причем угловые расстояния сторон в ромбе будут равны 12 градусам.

Данное построение, не что иное, как трёхмерное изображение четырёхгранной пирамиды, основанием которой является ромб.

Следующем изображение, на котором неискаженный чертёж Великой пирамиды совмещён с вершиной и точками основания, оставим без комментариев.

Как видно из первой таблицы расстояние между Петербургом и Киевом такое же, как между Киевом и Стамбулом. Это расстояние равно 1056 км, или 9.5 градусов дуги.

Если ещё раз заглянуть в таблицу, можно заметить, что растояние между Питером и Киевом, это половина расстояния между Петербургом и Лондоном, а также Стамбулом.

Теперь, если соединить точку Киев с центром линии СПБ – Лондон, мы получим ещё два правильных египетских треугольника, в которых соотношение сторон будет равно 6°:8°:10° или 3:4:5.

А как же Москва, спросит пытливый читатель, и будет совершенно прав. Ну как же без неё, без столицы нашей родины?

Поскольку все города, о которых мы говорили выше, так или иначе связаны с Александрией, давайте посмотрим, есть ли такая связь у Москвы. Оказывается, есть, и достаточно прочная.

На Славянской площади в Москве, недалеко от Солянки, есть Всехсвятская церковь – самая известная и одна из самых древних. По преданию она была основана Дмитрием Донским, сразу после его возвращения с Куликовской битвы в 1380 году.

С 1999 года решением Священного Синода Русской Церкви храм Всех святых на Кулишках является Подворьем Александрийской Православной Церкви в Москве и местом постоянного пребывания представителя древнего Александрийского престола при Московском Патриархате. Примечательно, что в Александрии существует аналогичное Московское подворье. Богослужение в Александрийской Церкви совершается на древнегреческом и арабском языках.

Обелиск в честь пограничников.

Неподалёку от церкви, на той же Солянке нашелся и обелиск, правда, не египетский, но из гранита и очень на него похожий. Этот монумент установлен на площади Яузских ворот, в честь советских пограничников. Напротив обелиска, на другом берегу Яузы, расположена знаменитая высотка – Дом на Котельнической набережной.

Все эти объекты находятся в пределах километра от Кремля, поэтому в качестве точки отсчёта всё же выберем колокольню «Иван Великий» – самое высокое сооружение Москвы до начала XVIII века.

Измерение расстояний между Москвой и другими столицами, выявило следующие особенности в их расположении. Оказалось, что от Москвы до Петербурга – 636 км, почти столько же, сколько от Александрии до Луксора (664), т.е. 6 градусов.

Затем выясняется, что Москва, равноудалена от Лондона и Парижа, причем на такое же расстояние, как между Лондоном и Стамбулом – 2508 км.

От Москвы до Луксора – 3361 км, столько же, сколько от СПб до Гелиополя, или от Лондона до Александрии – 30°.

Не менее интересные результаты дало измерение углов между направлениями. Выяснилось, что между направлениями из Москвы на СПб и Нью-Йорк — 10°, между СПб и Лондоном — 45°. Это значит, что угол в Москве между направлениями на Нью-Йорк и Лондон равен 35°. Точно такой же угол — 35° между направлениями из Москвы на Лондон и Ватикан, а так же между направлениями на Ватикан и Стамбул.

Угол в Москве, между Киевом и Стамбулом — 17°, равен углу в Ватикане между Парижем и Вашингтоном, или в Париже между Александрией и Стамбулом. См. 2-ю таблицу.

Интересно, что в Москве, значение угла между направлениями на Нью-Йорк и Вашингтон составляет ровно 1 градус, или 1/360.

Угол в Москве между направлениями на Петербург и на Ватикан равен 80° или 2/9 от всей окружности. Причём азимут линии Москва – Санкт-Петербург составляет 320°, это такой же азимут, какой имеет линия Великая пирамида — Стоунхендж.

Иными словами, в Москве смотреть в сторону Петербурга, это всё равно, что в Гизе смотреть на Стоунхендж.

Увидеть закономерности связанные с расположением Москвы можно на интерактивной карте в конце страницы. Для просмотра карты необходимо скачать и установить на компьютере плагин Google Earth. Для просмотра всех линий в программе Google Планета Земля вы можете .

Конечно, каждая из перечисленных выше закономерностей, связанных с расположением центров мировых цивилизаций, по отдельности, вполне может быть простым совпадением, но все вместе, они представляют собой единую систему, построенную по математическим законам.

Расположение столиц демонстрирует явное наличие общих исторических и геометрических принципов, которые судя по всему, берут своё начало в древнем Египте и соблюдаются по наши дни.

Такие системы не могут быть объяснены случайными совпадениями, поскольку предполагают обязательное наличие исходного проекта и общих принципов, по которым система развивается.

При полном или частичном копировании обязательна.

Традиция почитать иконы и носить нательные кресты пришла к нам из древних времен. Крестная символика часто встречается в древних храмовых орнаментах и оформлении старых церковных книг. Сейчас кресты располагают на верхушках куполов, распятие можно встретить на стене в доме у христианина. Иногда ношение нательного креста — это дань моде или традиции. Но чаще всего — это символ безусловной веры.

История

Крест издавна указывает на принадлежность его носителя к христианам. Крест почитается верующими, ведь на нем Спаситель принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи всего человечества. Этот способ экзекуции был популярен в Римской империи того времени, раньше такую казнь считали позорной. После страданий Христа крест стал знаком победы и напоминанием о бесконечной любви Спасителя к людям.

Важно! Крест был освящен кровью Сына Божьего. Своими страданиями Христос закрыл долг человечества перед Всевышним, добровольно взвалив на свои плечи вину всех людей.

На Руси традиция ношения нагрудного крестика возникла после того, как князь Владимир признал христианство официальной религией русского государства. Многие язычники не хотели принимать крещение и скрывали свои религиозные убеждения.

Крест как символ используется во многих религиях

Тогда было решено выдавать всем тем, кто был действительно крещен, маленькие крестики, которые следовало всегда носить с собой. Только так можно было отличить язычника от христианина.

Важно! С тех пор право носить крестик имеет только крещеный человек.

Традиционные виды крестов

Кресты разного формата можно увидеть на куполах храмов, иконах, церковной атрибутике и в качестве украшений. Современные православные кресты, виды и значение которых могут разниться, однако, играют важную роль в трансляции православия по всему миру.

Четырехконечная форма

Такой вид нательного крестика чаще всего встречается у христиан на Западе. Такая символика встречалась еще на развалинах древних римских часовен, поэтому католики до сих пор отдают предпочтение именно такому символу веры.

Восьмиконечная форма

Такой крест — традиционный символ веры в православии, он точно отображает тот крест, на котором принял свою смерть Спаситель. Первая перекладина изображает табличку с именем Иисуса Христа, нижняя — подставку для ног. Перекладина для ног всегда наклонена влево.

Восьмиконечный нательный крест

Это объясняется тем, что преступник, который находился справа от Христа, покаялся. Грешник признал Христа Господом и был удостоен Царствия Небесного. Второй же разбойник преступными словами осложнил свое положение. Его нераскаянные грехи стали причиной, по которой он отправился в ад.

Шестиконечная форма

Подобная символика была распространена среди христиан Древней Руси. На ней, также как и на восьмиконечной, есть перекладина для ног. Нижний ее край напоминает о грехах, тянущих душу вниз, в преисподнюю. Верхний конец символизирует освобождение, которое получает раскаявшийся грешник.

Важно! Сила креста заключена не в его внешнем виде. Его чудотворность — в силе Сына Божьего, победившего смерть. Крест любой формы признается Церковью, если он помогает человеку укрепиться в вере.

Другие формы креста

  • Т-образный. В годы, когда первых христиан преследовали за их веру, буква Т служила изображением креста.
  • Египетский. Он похож на египетский иероглиф, значение которого — жизнь. Такой символ часто использовался ранними христианами, чтобы знакомый знак не привлекал внимание язычников.

    Египетский крест Анкх

  • Андреевский. Похож на букву Х. По преданию, на таком кресте закончил свою жизнь апостол Андрей, поэтому крест был назван в его честь.
  • Монограммный. Напоминает андреевский крест, который пересекает посередине еще одна черта. Означает буквы I и Х, как символ имени Спасителя.
  • Монограмма Константина. Этот крест был явлен царю Константину во время ночного видения. Господь завещал правителю защищаться им от всякого зла. Символ состоит из букв Х и Р, и означает слово «Христос».
  • Солнцеобразный. В нем константиновская монограмма дополнена знаком I.
  • Катакомбный. Археологи находят такие символы в росписи древних храмов и в катакомбах, где проводили богослужения первые верующие. Сейчас крест используется в орнаменте, которым украшают стены храма и церковную утварь.
  • Семиконечный. Встречается на древних иконах северного письма.
  • Терновый венец. Такие символы изображались в христианских рукописях древней Армении, на церковных атрибутах в России.
  • Виселицеобразный. Символ используется для украшения атрибутики в храме и облачений священников.
  • Виноградная лоза. «Я есмь виноградная лоза, а вы ветви», — так говорил о себе Христос. С тех пор лоза ассоциируется у верующих с Таинством Причастия, которое позволяет верующим почувствовать себя единым целым с Господом.

    Нательный крест Виноградная лоза

  • Лепестковый. Такая фигура часто встречается в церковном изобразительном искусстве.
  • Греческий. Крест похожей формы установил князь Владимир на берегу Днепра, вернувшись из Константинополя. Его часто вписывают в круг, изображающий небесную сферу.
  • Накупольный. Крест с полумесяцем, венчающий купола храмов.
  • Трилистниковый. Наиболее распространенная форма напрестольных крестов.
  • Георгиевский. Используется на рукояти жезлов архиереев. Кроме того, эта форма использовалась при изготовлении орденов Святого Георгия.
  • Плетеный. Древние христиане выполняли такие кресты из мозаики, вырезали из дерева. Византийское плетение украшает старопечатные книги.

Распятие

Верующие христиане уделяют большое внимание отображению распятого Христа на нательных крестах.

Ещё о святом кресте:

  • Православный крест на могилу
  • Почему на православных крестах есть полумесяц
  • Молитва “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…”

Согласно католической традиции, на распятии изображаются муки Христа, которые он принял ради людей. В Православии Христа изображают воскресшим, что отражает торжество жизни над смертью.

Важно! Все верующие знают, что Христос принял смерть на кресте. Но всем известно и то, что после всех перенесенных страданий Он воскрес. Он ожил для того, чтобы научить людей хранить свои души от скверны, чтобы каждый из ныне живущих тоже мог воскреснуть и жить вечно. Распятие в Православии символизирует торжество жизни и светлую пасхальную радость.

Надписи на крестах

  • На верхней перекладине, которая изображает табличку с именем осужденного, пишут символы IНЦI. Так как прокуратор Иудеи не смог окончательно определить вину Христа, на табличке было указано «Иисус назарянин, Царь Иудейский».

    Нательный крест с надписью

  • На средней перекладине пишут христограмму, обозначающую настоящее имя Христа.
  • Чуть ниже располагаются буквы НИКА, которые переводятся как «победитель».

Приметы и суеверия

К сожалению, народная молва часто связывает символ веры с различными суевериями. Так, потерю крестика связывают с приближающейся бедой. Для того чтобы избежать ее, люди усердно молятся и причащаются.

Суеверия так же связаны и с ношением чужого крестика. Якобы, человек, надевший на себя чужой крестик, взваливает на свои плечи чужие тяготы. По этой же причине не поднимают крестики, найденные на дороге. Есть притча, рассказывающая именно о таком случае.

Маленький мальчик нашел на дороге крест и принес домой. Его суеверная мама испугалась, что ребенок принес в дом беду, и спросила сына, зачем он это сделал. На что ребенок ответил, что на крестике написано «Спаси и сохрани». Поэтому мальчик спас крестик и сохранил.

О нательных крестиках:

  • Как освятить крестик
  • Что делать, если потерялся крестик
  • Что делать с крестиком умершего человека

На этом примере можно увидеть, что детское сердце, не зараженное суевериями, понимает истинный символизм и силу креста, стремится уберечь его. Все суеверия, связанные с крестом, не имеют ничего общего с православной верой. Навредить может только нераскаянный грех, поселившийся в душе человека.

Как выбрать себе нательный крест

Ассортимент нательных крестов на прилавках церковных лавок и ювелирных магазинов огромен, но часто продавцы сами путаются в многообразии форм. Перед покупкой следует разобраться в этом вопросе, так как крест — не просто талисман или ювелирное украшение.

Православная религия допускает использование любых форм крестиков, католицизм традиционно приветствует ношение четырехконечного креста.

Крестик можно купить:

  1. В церковной лавке или киоске, в котором продают церковные атрибуты. Там продают уже заранее освященные крестики. Можно выбрать крест из благородных металлов, простой металлический крестик или деревянный. Стоимость крестика не имеет значения и никак не отражается на качестве жизни его владельца.
  2. В ювелирном магазине. Нательный крестик можно выбрать на свой вкус, а затем отнести в ближайшую церковь и освятить.

Крест – это знак принадлежности к христианству

Многие православные кресты лишены ювелирных изысков. Они не являются украшениями в прямом смысле этого слова. Не зря ведь крест называется нательным — он прилегает к телу и зачастую бывает спрятан под одеждой. Это не бытовой атрибут, призванный украсить повседневный образ, а символ веры и принадлежности к христианству.

С другой стороны, выполнение изделия из драгоценных металлов и украшение орнаментами не возбраняется. Нет единого канона и в отношении размера нательного крестика. Любой размер изделия будет допустимым.

Интересно знать! Иногда верующие говорят: «Он несет свой крест». Этой фразой обозначают трудности, с которыми человек сталкивается на протяжении жизненного пути. Таким образом, неся свой крест, каждый человек совершает жизненный подвиг, в соответствии с заповедями Божьими.

Что нельзя делать с нательным крестиком

Нельзя:

  • Относиться к кресту как к безделушке или талисману;
  • Выбрасывать старые или поврежденные крестики;
  • Носить их вместе с подвесками, не относящимися к христианству.

Священник Александр Дьяченко отметил, что люди часто считают крест символом смерти. Хотя на самом деле, это символ любви. Великой и всепрощающей любви Спасителя к людям. Нательный крест говорит о том, что человек принимает в свое сердце Христа. Крест защитит его носителя от бесовских нападок и недобрых людей, если ношение креста будет сопряжено с крепкой верой и искренней молитвой.

Что дает ношение нательного креста? Протоиерей Андрей Ткачёв