Православный психолог

Михаил Хасьминский, кризисный психолог (Москва)

Старейший Центр кризисной психологии, созданный по благословению Патриарха Алексия II находится рядом с метро «Семеновская». Здесь служат высокопрофессиональные православные психологи, которые помогли уже тысячам людей, обратившихся с нашего сайта.

Если Вы (Ваши дети, родственники, друзья, знакомые), нуждаетесь в психологической поддержке в связи с переживанием кризиса:

Разводов, расставаний, проблем в семье

Горя в связи с потерей близких (или другой утратой)

Тяжелыми соматическими хроническими заболеваниями (онкологические, кардиологические и др )

Переживающим физическое насилие или психические страдания, связанные с участием в боевых действиях, стихийными бедствиями, катастрофами, актами терроризма, вынужденной миграции, неуставными отношениями в армии, преступлениями против личности, переживанием посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР)

а так же другими системными кризисами

Помощь оказывается

 Взрослым и детям

 членам любых религиозных конфессий, маловерующим, сомневающимся и атеистам.

 за пожертвования, которые определяются вашими возможностями и благодарностью. Оказание помощи в Центре никак не связано с суммой пожертвования(или его полного отсутствия) .Если у Вас тяжелое материальное положение, то это ни в коем случае не должно Вас останавливать в получении психологической помощи в Центре. Сотрудники Центра в первую очередь воспринимают свой труд именно как служение Богу, а не зарабатывание денег.

В центре трудятся несколько психологов.

Руководит Центром Хасьминский Михаил Игоревич

Главный редактор сетевого журнала «Русская православная психология» (www.dusha-orthodox.ru). Главный эксперт группы сайтов Пережить, Член Ассоциации онкопсихологов России,

Составитель серии книг для переживающих горе. Автор многих публикаций и интервью, а также соавтор более 10 популярных книг. Многие интервью и статьи по кризисной психологии были переведены и опубликованы на сербском, английском, румынском, китайском, украинском, немецком языках

Ведущий семинаров и тренингов по практической кризисной и православной психологии.

Занимается научной, преподавательской и общественной деятельностью

Записаться к Михаилу Игоревичу Хасьминскому Вы можете по тел +7 (925) 642-34-61

Христианская психология

Всякое направление в психологии имеет то или иное отношение к концепции человека, к тому или иному пониманию человека. Психология не существует вообще, сама по себе, это всегда психология человека. Следовательно, для того чтобы изучать психологию человека, мы должны иметь образ самого человека, должны понимать, в чем его суть, в чем заключается его природа. Каждое направление в психологии по-своему соотносится с этим вопросом – прямо или косвенно.

Таким образом, когда мы говорим о христианской психологии, мы прежде всего говорим об определенной концепции человека. В христианской психологии человек — это образ и подобие Божие, человек имеет бессмертную душу и целый ряд других оснований. Психология в этом свете рассматривается не как существующая сама по себе, а как существующая для служения человеку. Дело в том, что психика — это, в известной степени, инструмент. С помощью этого инструмента мы мыслим, запоминаем, принимаем решения и так далее. Но есть такое известное высказывание: «мыслит не мышление». То есть само по себе ваше мышление мыслить не может, и ваша память сама по себе, ради интереса, ничего не запоминает. Вы запоминаете и мыслите потому, что это входит в ваши задачи как человека. В этом плане изучение психики не является прерогативой христианина или психолога, который придерживается какого-либо другого направления в психологии. Законы психики вполне инвариантны, они у всех одни и те же. Не существует какой-то особой психики запоминания или психики восприятия человека христианского вероисповедания. Законы психики — это общие законы, другое дело, к чему они отнесены и в каких рамках они находятся.

Собственно говоря, христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека. В этом и заключается простое, но важное отличие ее от других направлений психологии. Это отличие проявляет себя прежде всего в тех областях, которые связаны с личностью, психотерапией, в общем, с человеком. В исследованиях, скажем, особенностей симультанного восприятия или в чем-то подобном вряд ли можно найти какие-то специальные вещи, взгляд на которые христианского психолога отличался бы от взгляда представителей других направлений психологии. Но, кроме этого, есть все-таки разница в отношении к испытуемому. Здесь можно привести в пример христианскую медицину. Христианская медицина не подразумевает, что врач не использует новейшие медицинские средства, не использует хирургию, — конечно, использует, но там другое отношение к пациентам, основанное на принципах доброго и милосердного отношения к человеку.

Христианскую психологию от традиционных психологических направлений отличает другое отношение к человеку?

Да, и не просто другое отношение, а другое понимание человека. На мой взгляд, в этом суть христианской психологии.

Как применяется на практике теория христианской психологии?

Если брать все поле психологии, то выясняется, что христианских психологов не так уж много. Но некоторые все же применяют теорию христианской психологии в своей работе. Скажем, Ф.Е. Василюк занимается психотерапией, и в его концепцию психотерапии входят некоторые постулаты христианской психологии. Христианская психология ставит перед психотерапевтом другие задачи, и, соответственно, отсюда вытекают и другие способы их выполнения, которые не подразумеваются традиционными направлениями психотерапии. Возьмем для примера такое течение, как бихевиоризм. Вот ситуация: человек приходит с какой-то проблемой, что-то его волнует, он смущается, он не может выполнить задачу, связанную с публичным действием. И психолог может ему помочь, то есть научить его действовать определенным образом, но на этом его задача как психолога обрывается. Кроме того, не ставится вопрос о том, что, возможно, способ, которым психолог научил чему-то пациента, на самом деле приносит ему вред. А терапевт, который исповедует направление христианской психологии, всегда будет помнить об этом и будет стараться не совершить ошибки. Да, у нас есть люди, которые занимаются врачебной деятельностью с таких позиций, но нельзя сказать, что это какое-то сильное направление, у которого есть много сторонников. Их не много. Внутри науки — это направление, которое только обозначило себя. Но в науке правильное или успешное направление не определяется голосованием. Те направления, которые сейчас являются главенствующими в психологии, когда-то были на периферии, и когда-то на них смотрели как на недоразумение.

Не вступает ли христианская психология в противоречие с традиционными психологическими направлениями?

На мой взгляд, здесь нет конфронтации. Новая позиция в науке не отметает все уже накопленные к ее появлению знания. Действительно, так получилось, что психология долгое время находилась в конфронтации с теологией, эта конфронтация с точки зрения, так сказать, подросткового возраста была неизбежна и необходима. Как науке, психологии нужно было становиться на ноги. И образцом научности для психологии были естественные науки. Но сейчас становится очевидно, что за всем этим мы потеряли человека. И не потому, что мы были такие плохие, а потому, что становящаяся наука требовала максимальной конкретизации рамок исследования и не могла себе позволить заниматься общими вопросами, имеющими моральную и этическую сторону.

Другими словами, был накоплен огромный материал, проведено множество специальных исследований, которые сделали психологию равноправной с другими науками, но вдруг оказалось, что мы упустили человека.

И когда сейчас встает проблема целостного человека, то, естественно, встает проблема той теории, с позиций которой мы будем говорить об этой целостности. Если же мы, напротив, будем пренебрегать накопленным в науке опытом, мы впадем в ошибку. Поскольку христианский врач не может себя оправдать (если он упустил больного) тем, что он басурманской фармакологии не доверяет, — он должен быть хорошим врачом. Другое дело, что он по-другому смотрит на пациента, он представляет себе, что он может молиться за его душу. Поэтому, когда меня спрашивают, кто такой христианский психолог, где он может работать (со студентами мы это обсуждали), ответ простой: это хороший психолог, он может работать где угодно, но при этом у него есть еще библейское представление о человеке.

Братусь Б.С. (доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ, действительный член Академии естественных наук РФ)

А как вы относитесь к христианской психологии?

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Общая информация о факультете православной психологии

Профессорско-преподавательский состав:

Декан факультета Психологии Проректор РПИК по учебной работе — кандидат психологических наук, профессор Евдокимова Ольга Григорьевна.
Заведующая кафедрой психологии религии — кандидат исторических наук, доцент факультета Психологии Метелица Анна Сергеевна,

практикующий психолог, психотерапевт, религиовед, Сертифицированный травматерапевт (ISPI, США; МИПИТ), системный психотерапевт (WISL, Германия; APSYS, Австрия), телесно-ориентированный терапевт (институт танатотерапии), психолог-консультант по позитивной психотерапии (ИППТ).

Интересы: исцеление человека после шоковой и множественной травматизации, пограничные личностные расстройства, влияние ПТСР на процесс индивидуации и религиозный опыт. История раннего христианства, древневосточных церквей, религиозно-философские системы Индии.

Ректор РПИК — преподаватель теологии,философии и психологии,
Бондарчук Вадим Алексеевич.
Старший преподаватель — преподаватель психологии,бизнес тренер,
Новотроицкая Мария Юрьевна.
Преподаватель психологии — Гоголева Елена Александровна.

В настоящее время в состав факультета психологии входят 7 кафедр:

  1. Православной антропологии;
  2. Психологии религии.
  3. Православной и Социальной психологии;
  4. Приходского Психологического консультирования и психотерапии;
  5. Методологии психологии;
  6. Клинической Психологии;
  7. Возрастной и Педагогической психологии

Кроме того, при факультете действуют:

Научно-Методический Центр Православной Психологии и психотерапии «ПРОСОПОН»
Курсы повышения квалификации
Православная психологическая школа «Основы православной практической психологии»;
Православно-психологический лекторий «Святоотеческая психология и духовно-нравственное воспитание».

Организация учебной деятельности на факультете строится на основе требований Государственного стандарта профессионального образования, в учебных планах учтен опыт работы отечественных психологических центров, используется информация о работе зарубежных университетов, прежде всего Англии, США, Германии.

Ежегодно в январе на факультете проводится Ежегодная Рождественская Научно-практическая Конференция, на которую собираются ведущие психологи нашей страны, а также ученые из-за рубежа. По результатам проведения конференции издается Сборник Института РПИК.

Обращаем внимание слушателей!
Длительность курсов:

  • от 18 до 200 ч. — это повышение квалификации с целью освоить новую компетенцию или ряд компетенций;
  • от 500 до 1000 ч. — это профессиональная переподготовка с целью освоить новый вид деятельности, но в рамках имеющейся квалификации;
  • свыше 1000 ч. — освоение нового вида деятельности с присвоением новой квалификации.

Учебный план программы профессиональной переподготовки

Сроки и стоимость обучения по направлению подготовки
37.03.01.62 — Психология

Базовое образование Форма обучения Срок обучения Стоимость обучения в год
11 классов,
НПО,
СПО (не профильное)
Дневная (очно) 4 года 30000 руб.
Вечерняя (очно-заочно) 5 лет 30000 руб.
Группа выходного дня (очно-заочно) 5 лет 30000 руб.
Заочно 5 лет 24000 руб.
Дистанционно 5 лет 24000 руб.
СПО (профильное) Дневная (очно) 3 года 30000 руб.
Вечерняя (очно-заочно) 4 года 30000 руб.
Группа выходного дня (очно-заочно) 4 года 30000 руб.
Заочно 4 года 24000 руб.
Дистанционно 4 года 24000 руб.
Высшее (соответствие направления подготовки ранее полученному ВПО) Дневная (очно) 2 года 24000 руб.
Вечерняя (очно-заочно) 3 года 24000 руб.
Группа выходного дня (очно-заочно) 3 года 24000 руб.
Заочно 3 года 24000 руб.
Дистанционно 3 года 24000 руб.
Высшее (несоответствие направления подготовки ранее полученному ВПО) Дневная (очно) 3 года 35000 руб.
Вечерняя (очно-заочно) 4 года 35000 руб.
Группа выходного дня (очно-заочно) 4 года 35000 руб.
Заочно 4 года 35000 руб.
Дистанционно 4 года 24000 руб.
  • Профили подготовки

«Православная психология и психотерапия»
Педагогическая психология»
«Социальная психология»
«Психология личности»
«Клиническая психология»

Общий учебный план программы курса повышения квалификации:

«Православная психология и психотерапия»

Наименование дисциплин

Количество учебных часов

Форма контроля

Дисциплины Модуля I

(Теология)

Библеистика

(Священное Писание Ветхого и Нового Завета)

12

экзамен

Православное вероучение

(Догматическое богословие)

12

экзамен

Специальный курс

Святоотеческая письменность

(краткий курс патрологии.Анализ святоотеческих текстов )

12

экзамен

Этика и аксиология в религии

(Нравственное богословие)

12

зачёт

Христианская антропология

12

зачёт

Итого по Теологии

60

Дисциплины Модуля II

(Психология)

Методологические основы православной психологии.Теория и методология православной психотерапии.

Теория и методология психотерапии, фокусированной на переживании: диалогово-феноменологический подход
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/mpj/2014/n3/73339.shtml Теория и методология психотерапии, фокусированной на переживании: диалогово-феноменологический подход
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/mpj/2014/n3/73339.shtml Теория и методология психотерапии, фокусированной на переживании: диалогово-феноменологический подход
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/mpj/2014/n3/73339.shtml

14

зачёт

Диалогово — феноменологический метод

+

Индивидуальная психотерапия (Практикум)

16

зачёт

Современные интегративные методики

+

Групповая психотерапия (Практикум)

14

зачёт

Интерпретация святоотеческого учения в практике психологического консультирования и психотерапии

+

Семейное консультирование (Практикум)

16

зачёт

Итого по Психологии

60

Итоговая аттестация

Итоговый экзамен

2

экзамен

Подготовка и защита итоговой квалификационной работы

20

экзамен

Всего часов

144

ОБЪЯВЛЕНИЕ!
Факультет «Православной психологии», кафедра «Возрастной и Педагогической психологии»
объявляет набор

на образовательную программу повышения квалификации

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

(В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ, МЛАДЕНЧЕСТВЕ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ)»

Начало занятий — февраль 2015 г.

Программа ориентирована на подготовку специалистов для работы на приходах православных храмов,в медико-психолого-социальных центрах, женских консультациях, родильных домах, Центрах планирования семьи и репродукции, центрах «Семья и брак», детских поликлиниках и стационарах, школах по подготовке к родительству.

Слушатели программы получают знания и практические навыки по:

  • психологии беременности и родов,
  • психологии родительства,
  • психологии детей младенческого и раннего возраста,
  • семейному консультированию,
  • индивидуальному психологическому консультированию беременных женщин и будущих отцов,
  • групповой работе с будущими и молодыми родителями,
  • диагностике психических и личностных нарушений в период беременности, родов и лактации,
  • дифференциальной диагностике и коррекции развития ребенка первого года жизни

В курсе используются интерактивные методы обучения, авторские учебники, мультимедийные учебные пособия.

Студенты посещают мастер-классы в родильных домах и психолого-педагогических центрах.

Руководитель программы —ст.преподаватель РПИК кафедры Гоголева Елена Александровна

Преподаватели — доктора и кандидаты наук, имеющие длительный опыт психологического консультирования, известные психологи-практики, врачи из ведущих медицинских учреждений. Студенты посещают мастер-классы в медицинских учреждениях.

Публичная лекция М.Е.Ланцбург «Перинатальная психология: современное состояние и перспективы развития».

Мы приглашаем для обучения специалистов: психологов, социальных работников, педагогов, медиков со средним специальным или высшим образованием, а также студентов 4–5-х курсов.

Продолжительность обучения — 2 года (508 часов).
Форма обучения — очно-заочная,дистанционная (1 раз в неделю по субботам с 18.00. до 21.00.)
Набор студентов производится на основе собеседования.

Обучение на внебюджетной основе — для всех желающих.

Предварительная запись у инспектора курсов: Кравец Индиры Бахтиеровны

по телефонам:
8 (499) 390- 19-83,
8-962-995-22-68 ,
8-926-376-12-67

по e-mail: institut.rpik@yandex.ru

Характеристика направления «Православная Психология»

С 2015 года факультет психологии осуществляет подготовку студентов по направлению «Православная Психология» (профпереподготовка-бакалавриат). Профессия психолога в современной России относится к числу наиболее популярных и востребованных. Ее роль значительно повышается в связи с непростой экономической и социокультурной ситуацией, переживаемой в настоящее время российским обществом, обусловленной сегодняшним мировым финансовым и экономическим кризисом. Размытость ценностей, падение авторитета науки, снижение культурного уровня и ослабление здоровья населения, в том числе молодежи, делают актуальной задачу подготовки психологов с университетским образованием. Эти специалисты призваны оказывать разнообразные виды психологической помощи и поддержки населению, психологическое консультирование на приходах православных храмов, осуществлять психологическое сопровождение профессиональной деятельности людей и трудовых коллективов, служебной деятельности воинских подразделений и подразделений органов МВД, ФСБ, МЧС, спортивных команд, образовательно-воспитательного процесса на различных уровнях системы образования (от детского сада до вуза), лечебного процесса в медицинских учреждениях, способствовать повышению качества жизни людей посредством психологического просвещения, консультирования, обучения специальным способам и приемам решения психологических проблем, преодоления жизненных трудностей, оптимизации взаимоотношений в семье, на работе и т.д.

Организация учебного процесса по направлению «Православная Психология»

Приоритетом в образовательной деятельности факультета психологии в целом и кафедры,православной и социальной психологии как выпускающей по данному направлению высшего профессионального образования, в частности, является подготовка специалистов, которые исповедуют православную веру, христианские ценности, опираются на духовный святоотеческий опыт и церковные традиции ,а также всех тех, кто желает повысить свою квалификацию, изучать и применять православный подход в психологической практике, высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики. Залогом этого служит тот богатый опыт по реализации специальности «Православная Психология», который накоплен профессорско-педагогическим коллективом РПИК факультетом и кафедрой.

Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (бакалавриат). Настоящий ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 759 от 21 декабря 2009 года. Обучение осуществляется во всех формах обучения: очной (нормативный срок обучения – 4 года), очно-заочной (вечерней) для лиц, уже имеющих высшее образование (срок обучения – 3 года), заочной ( группы выходного дня) и дистанционной( с использованием Дистанционных Образовательных Технологий. ДОТ) Выпускники получают квалификацию «бакалавр».

В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. При этом, согласно требованиям ФГОС ВПО, лекционные занятия составляют 39% от всех аудиторных занятий, 20% аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах.

В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями кафедры православной и социальной психологии широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства. Особой формой обучения в процессе подготовки студентов-психологов являются практикумы и тренинги.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации (студенты сдают междисциплинарный экзамен по психологии и защищают выпускную квалификационную работу).

Выпускники-психологи имеют возможность продолжать обучение по направлению 030300 «Психология», и одновременно повышать свою квалификацию, обучаясь на курсах повышения квалификации по дополнительным программам по педагогической психологии, так и в аспирантурах по различным психологическим специальностям других вузов и научных учреждений страны (Психологического института Российской академии образования, Института психологии Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербургского государственного университета, Тульского государственного педагогического университета и др.).

Характеристика профилей направления «Психология»

С 3 курса начинается профилизация в обучении студентов-психологов. Кафедра православной и социальной психологии как выпускающая кафедра реализует четыре профиля: «Православная и Социальная психология», «Психология личности», «Клиническая психология» и «Православная психотерапия»

Профиль «Православная и Социальная психология» ориентирует будущих психологов преимущественно на работу в приходах православных храмов, с группами и коллективами людей, а также с другими православными организациями. По этому профилю изучаются такие дисциплины, как «Психология группы», «Психология общения», «Психология экстремальных ситуаций», «Юридическая психология», «Методы социально-психологического исследования», «Технологии социально-психологического развития группы», «Психология управления персоналом», «Организационная диагностика и организационное консультирование», «Методы активного социально-психологического обучения» и др. Выпускники этого профиля могут работать психологами на приходах, в сферах образования, здравоохранения, в семейных консультациях, психологических центрах, службах занятости населения и других православных организациях

Профиль «Психология личности» ориентирует будущих психологов преимущественно на работу с отдельной личностью, ее внутренним миром, самосознанием, эмоционально-волевой сферой и пр. По этому профилю изучаются такие учебные дисциплины, как «Психологическая экспертиза профпригодности», «Основы психотерапии», «Семейное консультирование и терапия», «Психология зависимости», «Психологические проблемы профессиональной карьеры», «Игровые методы в психотерапии» и др. Выпускники этого профиля могут работать психологами в сферах образования, здравоохранения, в семейных консультациях, психологических центрах, службах занятости населения и т.д.

Профиль «Клиническая психология» ориентирует будущих психологов преимущественно на работу с личностью и ее внутренним миром в условиях воздействия на нее каких-либо патогенных факторов, в экстремальных и кризисных ситуациях и т.п. По этому профилю изучаются такие учебные дисциплины, как «Психология здоровья», «Психология зависимости», «Основы психотерапии», «Перинатальная психология», «Семейное консультирование и терапия», «Введение в реабилитационную и коррекционную психологию», «Психологическая реабилитация детей средствами сказкотерапии» и др. Выпускники этого профиля могут работать клиническими (немедицинскими) психологами в учреждениях здравоохранения (лечебно-профилактических, реабилитационных, санаторных, медицинских учреждениях родовспоможения и детства), в семейных консультациях, психологических центрах, образовательных организациях и т.д.

Профиль «Православная психотерапия» ориентирована , в первую очередь на психологов и психотерапевтов, исповедующих православную веру, строящих свою практику на основаниях святоотеческого учения Православной Церкви, с учётом знания христианской антропологии, а также молодых специалистов,которые интересуются духовно-ориентированным подходом в практике психологического консультирования и психотерапии.

Особенностью реализуемых кафедрой профилей является то, что имеются их инвариантный и вариативный компоненты. Инвариантный составляют общие для всех профилей спецкурсы ( «Теология» «Организация психологической службы», «Частная психодиагностика», «Психология стресса», «Психология конфликта», «Психология девиантного поведения»), вариативный – специфические для конкретного профиля (указаны выше). Эффективность такой концепции подготовки студентов-психологов подтверждается всем предшествующим опытом осуществления кафедрой ряда специализаций при обучении студентов по специальности «Психология». Сочетание инвариантного и вариативного компонентов в профилизации обучения бакалавров-психологов позволит дать им не только узконаправленную, но и базовую специальную подготовку, сформировать у них достаточный для решения разнообразных задач круг и уровень профессиональных компетенций, что, безусловно, расширит возможности трудоустройства выпускников-психологов.

Помимо этого, независимо от профиля, все студенты направления «Православная Психология» проходят солидную психолого-терапевтическую практику и получают право, согласно образовательному стандарту данного направления, осуществлять психологo-терапевтическую деятельность в качестве немедицинского психотерапевта.

Практики направления «Психология»

Существенным компонентом образования будущего психолога является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВПО направления «Психология» предусмотрено проведение ряда практик. При их реализации самым активным образом используется опыт успешно осуществляемой на факультете системы практик специалистов-психологов. В течение четырех лет обучения в Институте бакалаврам-психологам предстоит пройти следующие практики: учебная (2 курс – 2 недели и 3 курс – 2 недели; всего 4 недели), производственная «Практическая психология в образовании» (4 курс – 4 недели), педагогическая (4 курс – 2 недели), научно-исследовательская (4 курс – 1,5 недели). Общая цель всех практик – обучить и подготовить студентов к решению разнообразных профессиональных задач.

Главная цель учебной практики (2 и 3 курсы) – формирование и закрепление у студентов знаний, умений, навыков и компетенций работы психолога, знакомство с отдельными направлениями профессиональной деятельности практического психолога в различных организациях и учреждениях.

Основная цель производственной практики «Практическая психология в образовании» (4 курс) – формирование и закрепление у студентов профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций практической работы психолога образовательного учреждения, знакомство с системой работы практического психолога и в целом службы практической психологии в сфере образования как наиболее сложившейся и оформленной в России психологической службы.

В ходе педагогической практики (4 курс) студенты осваивают методику преподавания психологии в православных общеобразовательных школах, колледжах, средних специальных учебных заведениях и воспитательной работы с обучаемыми, приобретают опыт общения и взаимодействия с учениками, их родителями, а также коллегами-педагогами.

В ходе научно-исследовательской практики (4 курс) решаются научно-практические задачи, что позволяет студентам качественно выполнять выпускные квалификационные работы.

У кафедры общей и социальной психологии сложились устойчивые и продуктивные творческие контакты с рядом организаций и учреждений городов Москвы и Тулы, являющихся базами для проведения названных видов практик:

Как выучиться на православного психолога?

Есть ли такая профессия — православный психолог? Если есть, то где можно получить такое образование? Отвечает священник Андрей ЛОРГУС, декан факультета психологии Российского Православного института св. Иоанна Богослова

Здравствуйте! Я учусь в 11 классе. Хотела бы узнать, есть ли такая профессия — православный психолог? Если есть, то где можно получить такое образование (может быть, существует учебное заведение с этим направлением). Подскажите, пожалуйста.
Екатерина

Отвечает священник Андрей ЛОРГУС, декан факультета психологии Российского Православного института св. Иоанна Богослова

Уважаемая Екатерина!
Профессия православного психолога основана на базовом образовании —
классической психологии, которое можно получить в нескольких вузах, в том
числе и в нашем. Наш факультет существует шестой год, имеет государственную аккредитацию и готовит специалистов по специальностям «Психология личности» и «Психология религии». Выпускники ориентируются на психотерапевтическую помощь людям в разных ситуациях и с разными проблемами.

Если вы получите полное образование психолога в другом вузе, вы также сможете дополнить его мастер-классами, спец-семинарами у нас. Но базовое образование обязательно.

Православная психология — молодая дисциплина, но очень востребованная. И в Церкви, и в обществе спрос на психологов — православных христиан — высок. Доверие к православным психологам и авторитет Церкви важны и для нас, и для нуждающихся в психологической помощи.

Помочь проекту!

В Санкт-Петербурге основано Общество православных психологов

5 мая 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил создание Общества православных психологов Санкт-Петербурга. В тот же день владыка Владимир утвердил Внутреннее Положение данного Общества, которое ниже приводится полностью:

В Н У Т Р Е Н Н Е Е П О Л О Ж Е Н И Е
об Обществе православных психологов Санкт-Петербурга

I. Общие положения

1.1. Общество православных психологов Санкт-Петербурга (далее – Общество) является добровольным профессиональным общественным объединением граждан православного вероисповедания, действующее на территории Санкт-Петербургской Епархии.
1.2. Общество учреждается по благословению правящего Архиерея Санкт-Петербургской Епархии. Духовное руководство Обществом осуществляет духовник, назначаемый правящим Архиереем по представлению председателя Общества в соответствии с решением общего собрания (простым большинством голосов). Административное и научное руководство Обществом осуществляет председатель Общества, избираемый общим собранием его членов и Совет Общества, состав которого предлагается председателем и утверждается общим собранием простым большинством голосов.
1.3. Общество осуществляет свою деятельность при соблюдении действующего законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга. В своей деятельности Общество соблюдает под окормлением духовника канонические правила и внутренние установления Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), руководствуется указаниями и распоряжениями правящего Архиерея.
1.4. Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом.
1.5. Общество осуществляет сотрудничество с иностранными и международными организациями.
1.6. По благословению правящего Архиерея Общество может иметь подведомственные организации, включая филиалы, учреждения социальной сферы, издательские организации, средства массовой информации.
1.7. Общество учреждает общественные награды и премии за вклад в развитие православной психологии и психотерапии, а также за заслуги в православном социальном служении.
1.8. Общество не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им профессиональную, материальную и иную помощь.

II. Цели, задачи, деятельность Общества

2.1. Общество является профессиональным общественным объединением православных психологов и священнослужителей. Оно имеет целью содействие консолидации усилий психологов православного исповедания и священнослужителей для духовно-нравственного развития общества в целом и усовершенствования профессиональной деятельности его членов.
2.2. Задачи:
– консолидация сил членов Общества в реализации образовательных, просветительских, социальных и иных программ в рамках настоящего Положения;
– организация психологического консультирования на базе Общества, а также в православных приходах и иных организациях;
– популяризация научных знаний в области православной психологии;
– духовно-личностный рост членов Общества;
– содействие развитию психологической науки, практики и образования на основе православного святоотеческого учения о человеке.
2.3. Для реализации целей и задач Общество осуществляет следующие виды деятельности:
– осуществляет научно-исследовательскую, просветительскую, консультационную, а также издательскую деятельность;
– организует исследовательские группы и лаборатории;
– создает научные центры, образовательные и просветительские организации, консультационные центры;
– проводит собрания Общества, конференции и совещания, обучающие семинары, тренинги, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
– содействует повышению профессиональной квалификации членов Общества;
– оказывает членам Общества информационную, теоретическую и методическую помощь в повышении уровня профессиональной подготовки;
– осуществляет экспертную оценку психологических школ и направлений, программ и методов;
– содействует формированию православных целостных подходов в работе по отдельным темам (духовно-личностные проблемы воцерковления жителей мегаполиса, семейные отношения, проблемы преодоления патологических зависимостей, созависимость и др.);
– обобщает, анализирует и распространяет практический опыт работы;
– проводит благотворительную социальную работу;
– организует профессиональные конкурсы, учреждает и вручает общественные награды и премии в сфере своей деятельности.

III. Члены Общества, их права и обязанности

3.1. Членами Общества могут быть христиане православного вероисповедания, имеющие высшее образование, участвующие в деятельности Общества и разделяющие его цели, а также священнослужители.
3.2. Члены Общества подразделяются на следующие категории:
– духовник Общества – православный священник, назначаемый правящим Архиереем по представлению председателя Общества в соответствии с решением общего собрания (простым большинством голосов). Осуществляет духовное руководство деятельностью Общества.
– действительные члены Общества – православные психологи, имеющие высшее психологическое или медицинское (специализация по психотерапии), участвующие в деятельности Общества, а также священнослужители. Решение о принятии в действительные члены осуществляется общим собранием простым большинством голосов по представлению председателя Общества из кандидатов на основании их письменного заявления и благословения духовника Общества.
– кандидаты в действительные члены Общества – православные психологи (и студенты-психологи), готовящиеся к вступлению в Общество и участвующие в его деятельности. Прием в кандидаты осуществляется председателем Общества на основании личного заявления кандидата.
– ассоциативные члены Общества – лица пограничных специальностей, имеющие высшее образование, участвующие в деятельности Общества. Прием в ассоциативные члены осуществляется председателем Общества на основании личного заявления кандидата.
– почетные члены Общества – избираемые общим собранием Общества православные специалисты и священнослужители, а также благотворители, имеющие перед Обществом особые заслуги.
3.3. Действительные члены Общества имеют право:
– участвовать с правом голоса в собраниях и совещаниях Общества;
– избирать и быть избранными в руководящие органы Общества;
– получать консультации, информационную и методическую помощь по интересующим вопросам психологической науки и практики;
– добровольно выйти из состава членов Общества.
3.4. Члены Общества обязаны:
– содействовать осуществлению целей и задач Общества;
– выполнять настоящее Положение.
3.5. Исключение из числа членов Общества осуществляется по благословению духовника Общества на основании решения общего собрания в случае несоблюдения настоящего Положения и совершения проступков, несоответствующих духу и целям Общества.

IV. Структура и руководящие органы Общества

4.1. Высшим органом Общества является общее собрание его членов. В промежутках между собраниями его работой руководит председатель и Совет Общества. Председатель избирается на 1 год простым большинством голосов присутствующих на заседании действительных членов общества. Досрочное прекращение полномочий председателя Общества может быть принято только по решению общего собрания Общества и по благословению духовника Общества. Решение Общества о прекращении полномочий председателя принимается 2/3 голосов от всего числа действительных членов Общества.
4.2. Состав Совета и штатное расписание Общества определяет председатель Общества. Состав Совета Общества предлагается председателем (из числа действительных членов Общества) и утверждается общим собранием простым большинством голосов.
4.3. Председатель Общества:
– распоряжается имуществом и средствами Общества, действует от имени Общества;
– заключает договоры и совершает иные правовые взаимоотношения со сторонними организациями;
– осуществляет исполнительно-распорядительные функции;
– представляет Общество в отношениях с государственными и церковными структурами, а также с российскими и иностранными юридическими и физическими лицами;
– выдает доверенности;
– открывает в банках расчетные и другие счета Общества;
– издает приказы, распоряжения, инструкции и другие акты, обязательные для исполнения сотрудниками аппарата Общества;
– принимает на работу и увольняет с работы сотрудников аппарата Общества;
– руководит научной деятельностью Общества;
– определяет благотворительную политику Общества;
– утверждает учебные программы;
– распределяет обязанности между членами Общества.

V. Порядок внесения изменений и дополнений в Положение об Обществе

5.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются общим собранием Общества. Решения о внесении изменений и дополнений в Положение принимаются 2/3 голосов от всего числа действительных членов Общества и утверждаются правящим Архиереем по ходатайству духовника Общества.

VI. Порядок реорганизации и ликвидации Общества

6.1. Общество может быть ликвидировано или реорганизовано по решению общего собрания Общества и по благословению духовника Общества в случае утверждения такого решения правящим Архиереем. Решение Общества о ликвидации или реорганизации Общества принимается 2/3 голосов от всего числа действительных членов Общества.
6.2. Реорганизация и ликвидация Общества как юридического лица осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.