Православный спорт

Каким должно быть отношение к спорту у православных христиан?

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Священник Петр Гурьянов:

– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Священник Димитрий Шишкин:

– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

Священник Михаил Гапоненко:

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Священник Святослав Шевченко:

Не должно быть спорта ради спорта

– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Священник Георгий Мерзликин:

– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Священник Павел Коньков:

Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись

– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Клирик четвертого дана

Штаб-квартира Союза православных единоборцев в храме Святителя Николая у подмосковной ж/д станции Правда. Этот статус практически ничего не выдает: внутри типовой сельской церкви — фрески с популярными православным­и святыми и библейскими сюжетами, совсем не связанными со спортом и единоборствами, и дюжина пожилых женщин. Бросается в глаза разве что огромный баннер на церковной пристройке, славящий Победу в Великой Отечественной.

В главе организации и настоятеле церкви тоже сперва трудно заподозрить бойца — только в контура­х того самого «физически развитого» тела под черной рясо­й и в сжатых выверенных движениях руки, которую он протягивает для поцелуя набегающим на него старуш­кам. Отец Кирилл Соколов, каратист с четвертым даном, проводит в трапезную под крышей колокольни, красный угол которой украшают не только икон­ы с Николаем Чудотворцем и Хрис­том, но и портрет патри­арха Кирилла. Под тихое пение молитвы, доносящееся снизу, священник начинает рассказывать о своем пути православного воина.

Служит священник здесь с 1999 года, церковь была возведена им с нуля из пустыря с намеченными стенами — спонсор постройки чуть не дождался конца 90-х и был убит киллером. Идея о возведении союза появилась у отца Кирилла спустя десять лет, в 2009 году, когда он отдал сына тренеру восточных единоборств Вадиму, а тот предложил отцу полтора часа ожидания ребенка проводить с пользой. «Встал вопрос: может ли батюшка заниматься спортом? Говорили разное: местами — «да», мес­тами — очень жестко «нет». Я понял, что это личный выбор каждого человека. Я занимаюсь не для того, чтобы стать сильнее, лучше», — рассказывает отец Кирилл.

Глава православных единоборцев отрицательно относится к Олимпийским играм и профессиональном­у спорту высших достижений в целом: где он, там деньги, а где деньги — там «все понятно». Профессиональный боксер, с точки зрения отца Кирилла, такой же гладиатор, как боец, выходивший биться на арен­у Колизея в Древнем Риме, а христианство никогда не поддерживало гладиаторские бои (многие первые христиане в них погибали).

Также Кирилл выписывает из спорта смешанные единоборства, несмотря на близкую дружбу с бойцам­и MMA Алексеем Удавом Олейником и Дмитрием Сос­новским: «Молимся за них, когда они выходят на ринг». И все же, по мнению священника, это работа, а не спорт, мало отличающаяся от кузнеческой или докторской.

«Сколько сегодня стоит боксерский матч в высшей лиге? Полмиллиона долларов. Боксер знает, что его за эти деньги будут травмировать, рискует своей жизнью, но все равно идет на ринг, потому что это заработок», — поясняет он. В любительских соревнованиях же часто бывает, что люди платят за участие.

Работа союза заключается в духовном и тренерском сопровождении борцо­в, в создании среды «право­славных спортсменов». В этом процессе придирчивость отца Кирилла уже не играет роли — в союз принимают всех, включая гладиаторов-эмэмашников. «И гнетущуюся душу нужно поддержать и направить», — аргументирует священник.

На этом этапе разговор­а становится очевидно, что отец Кирилл — боец. Но не сказать что в спортивном смысле, скорее верный солдат своей церкви, стоит речи зайти о других религиях или же о неприятных священнику внутрицерковных течениях, мягкость в его голосе сменяется сталью, лицо каменеет: брови сдвигаются, челюсть твердеет, рот изгибается в узкую враждебную дугу.

Отец Кирилл полагает, что православные сами оттолкнули тех спортсменов, о ком говорил патриарх, — ушедших в неоязычество. «Им говорят: сожги кимоно, сожги свой пояс, забудь все, это бесовское. Человек либо соглашается и ломается морально, либо отказывается выкидывать десять лет своей жизни и уходит», — рассуждает батюшка. Придя в храм, многие профессио­нальные спортсмены сталкиваются с откровенной неприязнью священников, некоторые из служителей и вовсе озвучивают «спорто­фобские» идеи на уровне главных церковных СМИ, распространены они и среди высшего клира, епископов и митрополитов.

«К сожалению, ересь толс­товщины очень сильно развилась», — несколько гневно бросает Кирилл. Несмотря на то что послед­ние толстовц­ы умерли в первой половин­е XX века в русской послереволюционной эмиграции, дело их живет и ныне, считает православный единоборец, через идею о непротивлении злу насилие­м. «Вот нас бьют, все хорошо, лежим дальше», — так ее формулирует для себя священник. По его мнению, развитие этих идей произо­шло из-за слишком резкого духовного возрождени­я в 90-х — церковь сразу устремилась к аскетик­е по образцу Отцов Церкви, живших в пустын­е и питавшихс­я ростками и молитвами, прыгнув таким образом «сразу в огонь».

«Человек должен вырас­ти, а не прийти и начать сразу делать тысячу поклоно­в. В этом спорт и вера похож­и. Когда человек приходит в зал, он не возьмет штанг­у в 100 килограмм и не отожмет от себя, а то надорвется и получит физические повреждения. Так и тут: человек приходит, хватает духовную штангу, говорит, что он, как древний отец, будет всю ночь стоять на коленях и молитьс­я. Что происходит? Духовны­й спад. Без подготовки нельзя подходить к большим подвигам», — пояс­няет батюшка.

Особую роль в жизни каратиста-священника Кирил­ла и его союза занимает Япония. Проводимый орга­низацией ежегодно Кубок равноапостольного Николая Японского с 4,5 тысячи участников вырос, можн­о сказать, из фукусимской радиации. В 2011 году, когд­а случилась эта трагедия, православные единоборц­ы решили устроить благотвори­тельное спортивное мероприятие для помощи пострадавшим там. Это была удача — в подмосковный город Пушкино приехали около 120 каратистов, и удалось собрать неплохую сумму.

На следующий год было решено все повторить, а покровителем Кубка выбрал­и первого и единственного православного святого, связанного с Японией. Оказалось, что святитель Николай напрямую связан со спортом — был духовником Василия Ощепкова, основателя самбо, а в его семинарии преподавалось дзюдо. Через несколько лет на турнир уже стало приезжать по 500 человек, союз рос как на дрожжах. Глава православных единоборцев каждый раз ведет фестиваль от и до: от раскладки татами в начале до его сбора по окончании. Некоторые японцы, участвующие в этом, в итоге крес­тятся. Не так давно, рассказывает отец Кирилл, в христианство перешел обладатель девятого дана. Помимо японцев на кубок съезжаются из Абхазии, Белоруссии, Болгарии, с Украины и из непризнанных ДНР и ЛНР.

При этом священник, кажется, максимально далек от самурайской медитативности и флегматичности. Он отказывается признавать связь карате и дзен-буддизма, а также мнение о том, что ката (различные техники. — Прим. MH) представляют из себя модели медитации в движении. «Как человек может уйти в нирвану, если он травмируется? Это же просто смешно», — говорит отец Кирилл. «Молиться же Богу во время боя вполне возможно, хоть и сложно», — добавляет он.

Глава Союза православ­ных единоборцев, что неуди­вительно, сторонник активного участия православных священников в качестве духовников спортивных команд всех видов спорта. Спортсмены других вероисповеданий при этом должны будут смиритьс­я с такой гегемонией — в исламском и буддийском мире, считает отец Кирилл, такой концепции, как духовник команды, просто не существует, то есть у спорт­сменов этих религий нет в духовниках нужды. Сложно представить в этой роли и раввина. Как быть с католиками и протестантами, священник не уточняет.

Сейчас союз уже всероссийская организация, работающая в 50 регионах. Суммарный охват ее духовного окормления, если верить отцу Кириллу, около 200 тысяч человек. В аппарате организации — около 30 человек. В недавнее время ее сети раскинулись на глухих, слепых, ментальн­о альтернативных и ограниченных в движении борцо­в из таких видов спорта, как паракарате, сурдосумо, сурдодзюдо, самбо слепых, а также адаптивного кудо для людей с ментальными особенностями.

Как сказал герой одного известного советского фильма: «Все люди во что-то верят. Одни верят, что Бог есть, другие, что его нет». Но когда в жизни случаются затруднения, либо человек очень хочет достичь какой-то цели, он обращается к Богу. Спортсмены в этом смысле не исключение. Даже те, кто не посещает храм по воскресеньям, как это предписано каждому православному христианину, перед серьезными стартами приходят на службу и просят у Батюшки благословения.
В олимпийской сборной России есть свой духовник — Клирик Ярославской епархии архимандрит Сильвестр, призванный окормлять спортсменов. Как утверждают многие спортсмены, именно они чаще других молятся Богу. С другой стороны, очень часто можно услышать мнение, что спорт и Православия – вещи несовместимы. Мол, большой спорт с его допингами, фанатами, мордобоями и прочими негативными явлениями – дело грешное во всех отношениях.
Сегодняшняя тема – «Грешно ли заниматься спортом? Нужен ли спорт современному человеку, если он думает о своей душе».

Православная церковь о спорте
Для начала узнаем официальную точку зрения Русской православной церкви по этому поводу. В свое время Архиерейским Собором РПЦ был принят документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.
В параграфе XI «Здоровье личности и народа» в частности говорится: «Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге — о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7. 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Были они неотделимы и от апостольского благовестия. Церковь Христова, наделенная своим Божественным Основателем всей полнотой даров Духа Святого, изначально была общиной исцеления и сегодня в чине исповеди напоминает своим чадам о том, что они приходят во врачебницу, дабы отойти исцеленными.
Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».
А вот, что сказал Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь… Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту».
Что касается физкультуры, то тут все понятно. А вот на вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, да еще к спорту профессиональному, однозначно ответить сложно. И тут противники большого спорта часто приводятся слова Апостола Павла: «…упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим.4,8). Но тот же Павел в другом месте пишет: «Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор.6,20).
Тут нет никакого противоречия, ибо фраза: «мало полезно» — не означает совсем бесполезно. Здесь еще надо понимать, что 2000 лет назад, когда писались эти строки, подавляющее число людей добывали себе на пропитание физическим трудом. И многим было не до спорта. Ныне, в эпоху офисов, компьютеров, смартфонов, городского транспорта и автоматизации всех процессов, человеку катастрофически не хватает движения.
И уже если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то становимся обузой своей семье и обществу. Больной человек ничего не производит, а только потребляет. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не докучать родных своим болячками.

Святые отцы о спорте
Давайте посмотрим, что по этому поводу говорили Святые Отцы.
Знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья — лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего».
Святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть».
Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, — как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.
«Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому, — писал священник Георгий Рябых. — Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».
Обычно, когда у священника спрашивают, какими видами спорта можно заниматься, а какими – нет, те отвечают, что единого мнения нет. Как правило, в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание, поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей.
Мода на фитнес и бодибилдинг – целая индустрия, бизнес, зарабатывающий на культе красивого тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно. Занятия боксом и другими единоборствами могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства. И так далее…
Профессиональные бойцы и Православие
В тоже время в этих видах спорта есть прямо противоположный пример — Федор Емельяненко. Наш земляк, родившийся в Рубежном, четырехкратный чемпион мира по ММА в тяжелом весе по версии «Pride FC», двукратный — по версии «RINGS», двукратный — по версии «WAMMA» (бои без правил), четырехкратный чемпион мира и семикратный чемпион России по боевому самбо. Это нагляднейший пример православного отношения к спорту, тем более к боям без правил в которых он участвовал. Его отношение к соперникам и православная вера помогает ему оставаться христианином всегда. Он часто приводит слова полководца Суворова, которые стали для него правилом: «Победи себя — и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!».
Несмотря на то, что Емельяненко, стал легендой в мире единоборств, первым номеров в рейтинге по всем классификациям смешанных единоборств и турнирных таблиц «боев без правил», его главной отличительной чертой является скромность. «У меня никогда нет злости по отношению к сопернику. Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой — твой личный враг» — признавался Федор.
Друга сторона медали — профессиональный спорт, как шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовую истерию. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий свист и безобразный мат-перемат. Последний такой пример, мы видели на финале Кубка Украины по футболу.
Для самого же спортсмена, большая опасность состоит в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Диакон храма преподобного Максима Исповедника отец Сергий Будников говорит: «Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть».

Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною
И тут снова можно вспомнить Апостола Павла, который писал в послании к Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Однако, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры.
Духовник олимпийской сборной России архимандрит Сильвестр, побывавший по благословению патриарха Кирилла на Олимпийских играх в Лондоне, рассказывал: «Спортсмены – живые люди со своими страхами, бедами, проблемами. И на таких соревнованиях, как Олимпийские игры, им особенно нужна поддержка в духовных вопросах. Потому что спорт невозможен без духовитости. Мое благословение не означает, что человек непременно выиграет. Но моя помощь, надеюсь, дает возможность человеку показать то, на что он способен. Многое решает воля Бога. Даже полное поражение – это не конец, это только начало пути. Я об этом часто говорю спортсменам. Много обсуждаем, что делать после спорта, ведь карьера скоротечна. Для многих та Олимпиада – последняя. Сегодня ты чемпион, к тебе особое отношение, а через какой-то год – обычный гражданин. Нужна новая цель, новая мотивация. Это сложный период в жизни. И атлеты не могут об этом не думать. Это не уныние, ибо уныние грех, а здравое отношение к жизни. Если мы не будем развивать спорт, то получим проблемы с наркоманией, пьянством, другими пороками. У молодежи должны быть ориентиры. Спорт их дает».

Разумеется, с вышеприведенными точками зрения можно спорить, можно полемизировать по поводу совместимости профессионального спорта и Православия.
Опубликовано в газете «Спортивное обозрение»

Священники-спортсмены

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): «Поражение даётся нам, чтобы потом победить»

Сергей Павлович Лукашенко родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского университета. После службы в армии был инженером, преподавал математику в Горном институте и учился заочно в семинарии. В 1983 году рукоположен в сан диакона, в том же году — во пресвитера, после чего в течение десяти лет возглавлял ряд приходов Ярославской епархии. В 1986 году принял монашеский постриг. С 1994 года — настоятель храма сщмч. Андрея Стратилата в селе Сулость (Ростовский район Ярославской области). В 2003 году возведен в сан архимандрита. Духовник Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Председатель церковного суда Ярославской епархии, член епархиального совета, духовник епархиального духовно-просветительского центра «Ярославский благовестник», председатель епархиальной ставленнической комиссии.

Ещё в юности серьёзно занимался лёгкой атлетикой, боевыми единоборствами, был чемпионом Ленинграда по бегу на стометровку среди юношей, входил в юношескую сборную по спринту и по прыжкам в длину. Спортивную карьеру прервала травма.

Отец Сильвестр — обладатель черного пояса (5 дан) по тхэквондо ATF, сопредседатель Союза Национальных и неолимпийских видов спорта России, вице-президент союза боевых искусств по Ярославской области, духовный наставник Российского союза боевых искусств, духовник спецподразделения «Альфа» и других силовых структур. Был духовником сборной России по неолимпийским видам спорта и духовником российской олимпийской сборной на ХХХ Играх летней Олимпиады в Лондоне в 2012 году.

На Олимпиаде в Сочи отец Сильвестр — в «духовном резерве».

«В этот раз пришла бумага из Патриархии, что Олимпиаду будет обслуживать Краснодарская епархия. Написали, что я должен быть готовым, если вдруг потребуюсь, с 3 по 23 февраля», — рассказал священник.

Говоря о духовной помощи спортсменам, отец Сильвестр называет своим главным оружием молитву:

«Молюсь за наших, благословляю их, разговариваю. Это могут быть исповеди и просто беседы. Среди наших спортсменов много искренне верующих людей. Говорю им, что там, где не удалось победить в этот раз, придёт победа в будущем. Ведь и поражение — дело временное. Оно даётся нам, чтобы потом победить».

Игумен Никон (Поляков): «Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей»

Наместник Свято-Никольского мужского монастыря в Саратове. Родился 1973 году, окончил Московский государственный педагогический университет, Московскую духовную cеминарию.

В юности занимался борьбой, был кандидатом в мастера спорта и членом сборной Москвы по самбо. После нескольких лет тренировок перешел в дзюдо, где добился звания мастера спорта. Придя в Церковь, постепенно изменил свое отношение к спорту, закончил спортивную карьеру и принял монашеский постриг.

«Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей, — говорит игумен Никон. — Например, если ко мне, священнику, придет спортсмен и спросит, грешно ли желать чемпионства — мне придется подходить к вопросу индивидуально. Как он сопоставляет то, ради чего живет — спасение души — с той целью, которой хочет достигнуть в спорте? Если чемпионат для него — проходящий этап, если победа не требует отдачи всех духовных и душевных сил, то Бог ему в помощь. Но если он готов заложить за чемпионство душу дьяволу… Имеет ли смысл заниматься православному христианину спортом? Если он достиг определенного уровня, и дальше ему предлагают допинг, то нет. А если он честно трудится — спорт способен в каком-то смысле приблизить его к Богу».

Протоиерей Александр Новопашин: «Спорт — моя проповедь»

Настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, основатель Новосибирского Братства во имя святого Александра Невского, руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства. Генеральный директор Православного детского оздоровительного лагеря во имя преподобного Серафима Саровского, руководитель Мужской православной общины по реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского. Сценарист и режиссер фильмов «Перелом», «Царь Болгарский» и «Меня это не касается», участник международных кинофестивалей.

Родился в 1962 году. Окончил Московскую духовную семинарию. Спортом начал заниматься еще в школе – бодибилдингом, затем русским стилем борьбы – стилем Кадочникова. Несколько лет священник занимается тяжелой атлетикой (жмет от груди 120 кг) и пауэрлифтингом. Серьезные занятия спортом начались после тяжелого заболевания в 2000 году.

«Меня вывезли из больницы, можно сказать, в инвалидном кресле: не мог ходить, да и говорить толком не получалось. Но я не хотел сдаваться, инвалидное кресло – не для меня. Вот тогда я плотно занялся спортом, и если бы не болезнь, таких спортивных достижений, которые есть у меня сейчас, я бы не имел, это точно. К решению серьезно заняться спортом меня подтолкнули наши ребята – реабилитанты, бывшие наркозависимые, которые живут и трудятся в наших православных общинах. Мы вместе приняли решение, что должно быть несколько составляющих реабилитационного процесса: молитва, труд и, чтобы заполнить досуг, занятия спортом», — рассказывает священник.

15 августа в Новосибирске прошёл чемпионат мира 2013 года по пауэрлифтингу, жиму штанги лёжа и становой тяге. Серебряным призером среди ветеранов на Кубке мира стал протоиерей Александр Новопашин. Бронзовую награду получил старший пономарь Александро-Невского храма, мастер спорта России по пауэрлифтингу Борис Левитан, внук знаменитого диктора.

«Все мои занятия: и спорт, и кино – это моя проповедь. Тренер мне как-то сказал, что в зале, после того, как я стал заниматься, ребята перестали ругаться. Очень много спортсменов подходит ко мне после занятий, да и во время них, просят ответить на наболевшие вопросы. У моих коллег-спортсменов исчезает страх перед священническим облачением. Печально, когда в общении мирянина со священником есть сдерживающий момент, человек не может переступить через свой страх, подойти и поговорить на больную для себя тему», — говорит отец Александр.

Священник Виктор Кочмарь: «Спорт не противоречит религии»

Настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы села Червоноармейское Болградского района Одесской области

Тяжелой атлетикой о. Виктор начал заниматься в 1988 году, когда он еще не служил в церкви. Перед тем, как стать священником, Виктор Кочмарь успел поработать в милиции, откуда добровольно ушел в звании прапорщика в 2000 году. Священник женат, воспитывает двух сыновей.

«Спортом я занимаюсь давно, это для меня не в новинку. А в церковь ходил, сколько помню себя. Все мои бабушки, родные были люди глубоко верующие. Дома всегда были иконы, все праздники и посты чтили. Поэтому мое решение служить Богу вызрело не за один день», — говорит священник.

Нa прошедшeм в мае 2011 года в Измаиле турнире имени Петра Митаки отец Виктор Кочмарь установил мирoвой рeкорд по жиму штанги из пoложения лeжа по вeрсии WDFPF (Всемирной Бездопинговой Федерации Пауэрлифтинга). Бeз специальной экипировки священник выжал 245 кг. Прeжнее мирoвое достижение в этой версии — 212,5 кг — было зарегистрировано в Мoскве на чемпиoнате мира 2010-го года. Есть люди, которые пoднимали штангу с гораздо большим весом, нo иx достижения регистрировались на соревнованиях, регламент которых не прeдусматривает допинг-теста. Oтец же Виктoр является убежденным противником «химии». К сoжалению, рекорд священника не был зафиксирoван междунарoдной сyдейской кoллегией и oстается неoфициальным. Нo y священника и без того немало рeгалий. В чaстности, он — сeребряный призeр чeмпионата мира-2010 по пауэрлифтингу по вeрсии WDFPF (безэкипировочный вариант). «Золото» тогда нe удалось завоевать из-за травмы. А в апреле 2013 года, выжав штангу весом 220 кг, отец Виктор стал победителем в весовой категории «140+» на проходившем в Кривом Роге чемпионате Украины по пауэрлифтингу и жиму лежа.

«В сочетании религии и спорта никаких противоречий быть не может. Человек, который в спорте, который идет нелегкой дорогой профессионального спортсмена, прилагает титанические усилия. Это своего рода проповедь. Это проповедь нормальной жизни, а не той, которую выбирает молодежь, проводя все свое время в барах или возле компьютеров», — говорит отец Виктор.

Иерей Сергий Акимов: «Перед боем молюсь, чтоб никого не покалечить»

Штатный священник храма в честь иконы Божией Матери «Балыкинская» города Нелидово, Тверской области (Ржевская епархия).

Родился в 1978 году. Окончил ПТУ в Нелидове, Смоленскую духовную семинарию. До принятия сана занимался боями без правил. Придя в Церковь, несколько лет отец Сергий занимался с детьми рукопашным боем, возил их на соревнования. Воспитанники священника занимали первые места, но сам он в боях не участвовал. Переломным стал 2007 год, когда священник принял участие в чемпионате Тверской области по боксу, выиграл его и получил разряд кандидата в мастера спорта. В 2009 году в Рязани стал мастером спорта.

Фото: Валерий Шарифулин

Дебют отца Сергия в профессиональном боксе состоялся 1 мая 2012 года. За плечами у священника три десятка боев, пять из них он проиграл. Все гонорары за участие в боях идут на строительство храма в Нелидово.

«Перед боем я по-своему прошу Бога: главное, чтоб никого не покалечил и сам не покалечился. Многим священникам подобного рода занятия не разрешают, но мне владыка Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий, разрешил. Сказал, что это хорошее дело. Тут все зависит от того, кто и что видит в боксе. Одни в этом видят мордобой, а другие — искусство, силу духа», — рассказывает иерей Сергий Акимов.

Иерей Василий Диденко: «Спорт – мощное средство воспитания»

Настоятель Александро-Невского храма города Хабаровска, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, кандидат педагогических наук, руководитель Центра допризывной подготовки «Витязи» при Александро-Невском храме.

Отец Василий был тайно от родителей крещён в детстве, но сам об этом узнал лишь в зрелом возрасте. Закончил институт физкультуры. В 1974 году стал серебряным призером Спартакиады народов России по боксу. Мастер спорта СССР по боксу.

Более двадцати лет отец Василий тренирует детей и молодежь по собственной системе, в которой объединил личный опыт, методику рукопашного боя А.А. Кадочникова, принципы боевой акробатики и оздоровительный комплекс.

«Спорт – это мощное средство воспитания, он закаляет характер. Состояние духа спортсмена играет ключевую роль для победы. Сегодня появляется понимание того, что бездуховная жизнь приводит в такой тупик, выйти из которого практически невозможно», — говорит священник.

Священник Сергий Поперечный: «Только вера может минимизировать отрицательные явления в спорте»

Настоятель храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области.

Родился в 1973 году. Воцерковлен был с детства. С 11 лет самостоятельно выбрал спортивную секцию греко-римской борьбы. Окончил Московскую государственную академию физкультуры. Хиротонисан в 2000 году, а в 2006 окончил Коломенскую духовную семинарию.

Мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира.

«В спорте есть положительные и отрицательные моменты. Если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте», — говорит отец Сергий.

Священник Андрей Овчинников: «Занятия для тела не должны мешать духовной жизни»

Клирик храма Христа Спасителя города Москвы.

Спортом занимался около 15 лет, сначала плаванием, затем – водным поло. Окончил Государственный Центральный Ордена Ленина Институт физической культуры по специальности тренер-преподаватель по водному поло. После окончания института стал интересоваться православием и сознательно воцерковляться. Работал учителем физкультуры в православной гимназии. Закончил Московскую Духовную Семинарию, затем – Духовную Академию.

«В один ряд со спортом можно поставить занятия музыкой, бизнесом или политикой… Совместимо ли все это с духовной жизнью? Эти виды деятельности человека очень сильно захватывают. Если мы посмотрим на опыт древних христианских подвижников, то увидим, что они, в основном, занимались теми занятиями, которые не мешали вести духовную жизнь. А спорт, который есть занятие для тела, очень сильно возбуждает страсти. К сожалению, современный человек, оторванный от Церкви, большую часть своей жизни служит своей плоти, низшей части нашего естества, вышедшей из-под власти души. Поэтому я, с большой натяжкой, говорю о совместимости профессионального спорта и христианской жизни», — говорит отец Андрей.

Иерей Василий Лях: «Пытаюсь помочь ребятам»

Настоятель Введенского храма г. Болхова, самый молодой священник в Орловско-Ливенской епархии.

Под впечатлением от фильмов с Джеки Чаном увлекся паркуром – скоростным передвижением в условиях города с преодолением препятствий. Не оставил спорт и после принятия сана, став одним из создателей орловской команды уличного спорта «Аутстрит». Тренирует молодежь и подростков, дает уроки паркура, уличной акробатики и воркаута – гимнастических упражнений на турниках.

«Многие говорят, что работа священника не очень вяжется с паркуром. Вот и жена, к примеру, думала поначалу, что я после свадьбы паркур брошу, что все это детские игры. Когда этого не произошло, она некоторое время даже выражала недовольство – волновалась за меня, опасалась травм. Тем не менее мы смогли договориться. Она работала в воскресной школе, много внимания уделяла детям. Я объяснял, что то, чем занимаюсь я, это почти то же самое – пытаюсь помочь ребятам. Слава Богу, она это приняла, теперь к моим занятиям относится хорошо. Я встречался с тремя владыками, которые в последнее время занимали кафедру архипастырей Орловско-Ливенской епархии. Все они меня поддержали», — рассказывает священник.

По материалам Интернета.

Опасный спорт

Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному, настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.

На вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт — просто спасение. С другой стороны, спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек — профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат — как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Существует мнение, что главный грех спортсменов — тщеславие. Возможно, но тут мне сразу вспоминается Александр Карелин, с которым я пять лет провел в сборной России. Читал недавно в «Фоме» интервью с ним, в котором тот в очередной раз показал себя чрезвычайно скромным человеком. А ведь он — личность легендарная, имеющая все мыслимые и немыслимые спортивные титулы. Как же он умеет себя вести! С каким уважением относится к любому, даже самому молодому члену команды! И никакой заносчивости, пренебрежения и тем более тщеславия.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех… Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.

Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.