Праздность, что это?

Праздность как качество личности – склонность бесцельно проводить время без всякого дела, в бесполезных хождениях и шатаниях.

Один человек умер и очутился в прекрасном саду, среди фонтанов и плодовых деревьев, на ветвях которых пели нежными голосами прекрасные птицы. Перед ним появилась сияющая крылатая фигура и сказала: — Я к твоим услугам, мой господин. Требуй, чего только пожелаешь. Человек попросил еды — и прислужник, взмахнув рукой, сотворил стол с самыми роскошными блюдами. Человек захотел пить — перед ним появились кувшины с родниковой водой, соками и лучшим вином. Человек захотел отдохнуть — возникла кровать, и рядом стояли прекрасные девушки с опахалами. Человек захотел секса — и девушки отложили опахала… Так прошёл день, другой, третий… И человеку стало скучно проводить дни за едой, прогулками и прочими развлечениями. Он сказал прислужнику: — Я хотел бы заняться какой-нибудь работой. — Проси о чём угодно, но не об этом. Желаешь насладиться музыкой, прекрасными танцовщицами, конной прогулкой, охотой на львов, пением птиц, изысканными винами? Только скажи! Человек провёл в праздности и развлечениях ещё несколько недель. И снова ему стало скучно. Он опять вызвал прислужника и сказал: — Дай мне какую-нибудь работу. — Здесь нет работы. Здесь для тебя есть только отдых и развлечения. Тебе предстоит вечно жить в праздности и удовольствиях. — Тогда лучше отправь меня в ад! — в гневе закричал человек. Крылатый прислужник рассмеялся и спросил: — А ты до сих пор не понял, где ты?

Праздность – это оскорбление времени. Она – мать всех пороков. От ничегониделания в праздную голову приходят дурные, а порой и безумные мысли. Для «кудрявой» жизни нужны деньги, но под праздноваляющегося человека монеты не сыплются. Приходится измышлять разные, нередко подлые и преступные, средства, как добыть деньги. Ложь, предательство, коварство, вероломство, воровство, манипуляторство – это далеко не полный список инструментов, используемых праздношатающейся особью для добычи денег. А. П. Чехов верно заметил: «Праздная жизнь не может быть чистою». Она влечет за собой порочность, болезни и страдания. Целеустремленный разум, напротив, дарит человеку бодрость и радость жизни. Еще Гиппократ писал: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье — напротив того, устремление ума к чему-нибудь приносит собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Ему вторит Ибн Сина (Авиценна): «Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни».

Если принудительный труд – дорога к несчастью, то праздность – накатанная дорога к безумию. Для человека, находящегося под влиянием энергии благости, праздная жизнь хуже смерти. Благостный человек и праздность – антиподы. Каждое мгновение своей жизни должно быть потрачено с пользой. Человек в благости считает убитым временем мгновения, не потраченные на свое самосовершенствование, служение другим людям и Богу.

Тот, кто находит удовольствие в праздности, находится под влиянием силы невежества, живет в иллюзии счастья. Когда человек постоянно находится в состоянии «расслабухи», позволяет себе наслаждений больше, чем надо, он постепенно становится пленником своего вожделенного, неугомонного ума и ненасытных чувств, то есть, в конечном счете, превращается в раба и безумца.

Безумный и праздный римский император Калигула однажды принял решение объявить войну богу морей — Посейдону, после чего приказал своим солдатам беспорядочно бросать свои копья в воду. Праздность и болезнь превратила его в настоящего монстра. Для плотских утех Калигула отнимал знатных женщин у их законных мужей, сожительствовал со всеми тремя родными сестрами. Свою среднюю сестру – Друзиллу, Калигула любил особо сильно и, как и прочих, отобрав ее у мужа, без стеснения держал в качестве законной жены. А после ее смерти Калигула объявил такой траур, во время которого смертельным преступлением считались любые проявления радости. Сам же он, не в силах вынести горя утраты, внезапно ночью покинул Рим и отправился в пустыню, а вернулся так же стремительно с отросшими волосами и бородой. Уже в 38 году Калигула объявил себя богом и стал появляться в одежде божеств и с их атрибутами – молнией Юпитера, трезубцем Нептуна и жезлом Плутона, а иногда даже в одежде Венеры. Широко известна история о том, как Калигула попытался сделать из своего любимого коня сенатора.

Праздность – это зарастание души. Жирный минус праздности ставится за то, что она гибельна для разума и духовной жизни. Если не удовлетворять свои интеллектуальные и духовные потребности, разум и душа без тренировки утрачивают свои способности. Например, если пианист долго не играет, ему понадобится время, чтобы достичь совершенства в игре. Бицепсы разума и души нуждаются в постоянных упражнениях, иначе они станут дряблыми и вялыми. Праздность – это анемия души и разума. Брошенная душа превращается в невозделанное поле, заросшее бурьяном. Жан-Жак Руссо писал: «От праздности происходит умственная и физическая дряблость».

В народе праздным человеком называют того, кто бьет баклуши, валяет дурака. Интересна этимология этого крылатого выражения. В древней Руси крестьяне в буквальном смысле катали по полям попов, чтобы получить хороший урожай или вызвать дождь.

Как отмечается в этнографических описаниях, «крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы “снопы были тяжелыми”, “посевы тучными”; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно». Обычай этот батюшкам, понятное дело, не нравился, но что только за деньги-то не сделаешь… Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб. А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть. Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания.

Весной, как только озимые пойдут в рост, карелы приглашают священника в поле отслужить молебен. После молебна они хватают священника, валят его на землю и катают по озими. По представлению карел, это способствует такому получению урожая, что рожь от тучности зерна будет склоняться до земли, как теперь склоняются озимые под тяжестью священника. Священник мог доказать крестьянам тщетность такого мероприятия, но тогда крестьяне не стали бы приглашать его служить молебен, и он бы лишился добавочного дохода. Оказывается, что для священника лучше было кататься по озими, чем лишиться его. А почему дурака? Вспомним А.С. Пушкина: «”Жил был поп, толоконный лоб”. “Толоконный лоб” – презрительная кличка глупца либо дурака.

Английский дипломат Ф. Честерфилд писал: «Праздность — один из способов самоубийства». Понять сущность праздности можно лишь после того, как появится понимание, на какой добродетели она паразитирует. Праздность (если отталкиваться от русской этимологии) — это не плохое состояние. Вопрос, ради чего? Ведь, по-славянски, праздность — это необремененность, незанятость, свобода. Для такого понимания праздности подходит греческое слово σχολάζων <схолазон> от σχολή <схоли> — досуг. Недаром торжества, когда человек освобождается от своих обязанностей, называются праздниками. Например, в некоторых духовных традициях суббота – день покоя. Человек должен иметь время для удовлетворения своих эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностей. Для этого и нужны праздники. Совсем другое дело праздность, как постоянная незанятость и опустошенность. Она мешает человеку приобщаться к высшим ценностям и самосовершенствоваться.

Если сегодня подойти к любому прохожему на улице и спросить, что такое празднословие, то далеко не каждый даст верный ответ. Еще меньше людей с уверенностью скажут, что это, на самом деле, грех. Так подробно стоит поговорить о самом понятии «празднословие», узнать его сущность, понять, как от него избавиться и не поддаться.

Что такое «празднословие»

Празднословие — это та речь, которая пуста. Это слова, которые не несут верной информации. Чтобы лучше понять смысл слова достаточно просто разобрать его или разбить на две части. «Праздно» и «словие», то есть несение народу праздных слов или ненужных речей. Этот грех появился тогда, когда человек научился говорить.

Читайте о грехах:

  • Грех злословия
  • Грех любостяжания
  • Грех лихоимства и мздоимства

Празднословие — изречение пустых слов, которые не содержат положительной информации По мнению схиигумена Саввы: «Это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего незначащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так… говорим, лишь бы что-нибудь сказать»

Что значит празднословие в православии

В православии этот термин имеет похожее значение. Это слова, которые не благочестивы. Они не способствуют исполнению воли Всевышнего. Если слова эти неверные и пустые, если приносят вред другим людям, духовный или физический, то это грех.

Лучше понять суть этого понятия в православии поможет история о блаженной Феодоре.

Блаженная Феодора — жена византийского императора-иконоборца, мать-регент императора Михаила. Она почитается в христианской, а именно православной церкви, за защиту иконопочитания. Кроме того, женщину восхваляли и за непосредственное восстановление истинной религии. Именно она вернула иконы в Византию в обход убеждений мужа.

Важно! В православной церкви днем почитания блаженной Феодоры является 24 февраля по новому стилю.

Женщина умерла, как и все она отправилась по дороге через мытарства к Богу. Перед тем как попасть в Рай, душа проходит через бесов, которые говорят о грехах человека, совершенных за его жизнь. Всего их 20, а первым является как раз празднословие. Феодора приблизилась к бесам. Там она слышала ужасный шум, гул и смех. Наконец, и сама блаженная предстала перед бесом. Он взял лист и стал громко читать грех празднословия женщины. Бес читал о частушках, беседах, пениях, глупом смехе.

Так можно легко понять, что же такое празднословие. Вообще одним из самых ценных качеств в истинном христианине считается именно умение молчать. Есть люди, которые имеют такую черту характера по своей природе. Есть же и те, кто специально молчат, чтобы не брать греха на душу. Здесь могут быть разные мотивы и разные цели, не стоит их путать.

В православии празднословие относится к грехам языка

Что же можно отнести к празднословию?

  • злые и глупые песни;
  • анекдоты;
  • высмеивание чужих пороков;
  • унижение и обсуждение человека у него за спиной;
  • обсуждение и разговор о глупостях;
  • сплетни.

Все это религиозные специалисты называют пустословием. Также священнослужители относят к этому греху разного рода телевизионные программы. Те, в которых обсуждается то, что не существенно и не важно. Так, сюда можно отнести и программы, обличающие или открывающие личную жизнь человека. Священнослужители относят к этому греху и радиопередачи, слова комментатора во время спортивных игр или соревнований.

Важно! Грех празднословие присутствует в каждом православном человеке. Он же и вокруг нас.

Причины появления

Святые отцы говорят, что источник этого греха таится в самом человеке. А именно в его гордыне, тщеславии, бесстрашии перед Господом, в злой привычке. Наше желание соответствовать нынешнему обществу переступает границы дозволенного. Так, человек ради успеха в той или иной компании может наговорить на другого.

Простое дело — ради поддержания беседы, согласиться с неверными слухами, передать их дальше. А ведь никто и не задумывался, что так можно сломать кому-то жизнь. Человеческая гордыня, неспособность хранить молчание, все это приводит к греху празднословия.

К чему приводит празднословие?

Каждый может заметить, что все грехи цепляются друг за друга. Они связаны и неразрывны. Это можно легко доказать на примере празднословия и лжи. Одно вытекает из другого. Сегодня человек в невинной беседе передал слух, что слышал от знакомого. Он не знает, верна ли эта информация, но все же передает ее. Завтра же, этот человек создаст свой слух. Это уже станет настоящей ложью. А ведь вранье уже является смертным грехом. Оно противно Господу.

Празднословие имеет и другие последствия. Этот грех отравляет человеческую речь, а значит и культуру. То, что говорит человек — это то, о чем он думает. Именно речь отражает внутреннее состояние души, даже когда кажется, что это обман. Бесполезные разговоры уничтожают разум. Если встретятся два мыслителя, то их беседа будет полезной для ума и человечества, а значит и всеобщей культуры. Если же встретятся два глупца, то они только потеряют остатки разума.

Святые отцы учат, что празднословие порождает множество страстей

Стоит сказать, что празднословие — это грех, который пронизывает все наше общество, все человечество. Порой люди даже не замечают того, что говорят. В беседе друг может легко обидеть друга словами, которые не имеют ничего общего с реальностью. В придачу к этому еще и покрыть ложью, нелепыми слухами другого, а через несколько секунд просто забыть.

С каждым днем, годом, десятилетием все ниже падает цена слова. Разве же это правильно? Всего несколько столетий назад, когда человек произносил фразу: «Я даю тебе честное слово», никто не сомневался в его чести и верности обещанию. Даже самым честным людям никто сейчас не верит. «Что мне твои клятвы и твои слова?» — с каждым днем все чаще звучит именно эта фраза. Вот к чему приводит празднословие — к разложению общества, в котором и без того, не так много верности и чести.

Важно! Священнослужители говорят, что слово было дано человеку не для того, чтобы он нес глупость народу, а чтобы нес волю Божию.

Как избавиться от греха

Если человек признает свой грех, то это уже пройдена половина пути к избавлению. Встает логичный вопрос. Как же избавиться от празднословия, ведь его порождает наш разговор? Приведем ниже несколько советов:

  1. Не стоит начинать пустых разговоров или принимать в них участия.
  2. Не растягивайте беседу на несколько часов. Говорить нужно кратко, а главное, информативно и о важных вещах и делах. Однако стоит сказать, что и здесь есть свои нюансы. Так долгий разговор, который ведет учитель в школе можно считать благочестивым. Конечно, если он поучительный.
  3. Не передавайте слухов и не становитесь их создателем.
  4. Не говорите о том, чего не знаете.
  5. Не обсуждайте человека за его спиной.
  6. Старайтесь больше молчать. Недаром говорят люди, что молчание — золото.
  7. Ведите себя сдержанней. Помните, что глупый смех, пустые, насмешливые песни и анекдоты — тоже порождение празднословия.

    В празднословии всегда будет осуждение, пересуды, клевета, хвастовство

  8. Не грубите и не оскорбляйте других людей.
  9. Не стоит жаловаться о своих бедах или неудачах.
  10. Если вы все же заметили, что грех празднословия с вами, то стоит обратиться к священнослужителю. Примите Таинство Причастия, исповедуйтесь, попросите совета у батюшки и благословения.
  11. Легко можно найти молитву для избавления от празднословия.

Святые отцы о празднословии

О грехе празднословия говорили священники во все времена и во всех народах. Именно этому греху посвящен отдельный псалом из Псалтыря.

Это интересно! Псалтырь — книга из Ветхого Завета. Она состоит из 150 псалмов или песен. Каждая из них несет в себе обращение к богу в разных формах. Есть жалобные, хвалебные, предсказывающие и другие. Псалтырь был переведен с еврейского языка. Самым известным писателем псалмов считается царь Иерусалима Давид.

Приведем несколько известных изречений известных людей о грехе празднословия:

  • Святой Исаак Сирин: «Если человек любит безгрешность и в ней видит Владыку всех, то не следует позволять самому себе совершать злоречий или каких-либо предрассудков и позволять слушать того, кто осуждает или же судит братий своих»;
  • Авва Иперхий: «Тот монах, который не способен будет удержать своего языка, ни в жизнь не сможет усмирить сладострастие. Не придержавший в гневе языка, не горазд сдержать пристрастья»;
  • Феофан Затворник: «…обсуждать окружающие нас вещи, чтоб добыть определенные о них понятия, всем и можно, и должно. Вот этим и следовало быть у всех занятою мыслительной силе. …она всегда должна быть занята серьезным делом обдумывания и обсуждения действительностей. Между тем, что видим в нашей мысленной области? Непрерывное движение образов и представлений без всякой определенной цели и порядка. …не рассуждение, а блуждание и рассеяние мыслей… праздномыслие и пустомыслие. Пристало ли так действовать разумной твари?».

Грех есть в каждом человеке. Не бывает безгрешных, об этом нам говорил еще сам Иисус. Святым же долгом человека является следование Божьим законам и заповедям. Людям нужно стремиться к избавлению от греха, а в первую очередь именно от празднословия. Не зря именно оно стоит первым в числе всех мытарств. Именно празднословие порождает другие, более тяжкие, а затем и смертные грехи.

В чем суть греха празднословия

ПРАЗДНОСТЬ

Праздность вредная и полезная

Не быть никогда в праздности, но что-нибудь делать полезное: а только упраздняться от злых дел, слов и помыслов. Сия бо едина праздность нам полезна (5:72).

Праздность от злых помыслов похвальна и полезна

Коль блаженный покой есть, когда ум от злых и душевредных мыслей, сердце от похотей лукавых упокоевается, очи не смотрят ничего, уши не слушают ничего, язык и уста не глаголют ничего, руки не делают ничего, что святому Божию закону противно! Блаженная сила праздность есть благословенный покой. Сего Творец наш и Господь от нас требует. Сию субботу не токмо на каждой седмице но и на каждый день, час и минуту праздновать должно нам. К сему спасительному и тишайшему упокоению, в котором не токмо внешние уды телесные, но и внутренние душевные силы от вредных дел упокоеваются, и совесть сладко почивает. Сам Христос призывает: «приидите ко Мне вси труждаюшиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28) (2:188–189).

Сердце человеческое праздно быть не может (2:187, см. ПРАЗДНОСТЬ, 760).

Праздность есть грех

Христиане не должны в «праздности жити», но в благословенных трудах упражняться. Понеже сама собою праздность есть грех, яко противна заповеди Божией есть: «в поте лица твоего снеси хлеб твой», глаголет Бог Адаму (Быт. 3, 19), которая заповедь и нас, сынов Адамовых касается (3:245).

Праздность есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ, 230).

Праздность есть нарушение заповеди

Праздность, или удаление от трудов, или леность, есть сама собою грех, ибо противна есть заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего ясти хлеб наш. Еще бо праотцу нашему Адаму сказано от Бога: «в поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю, от неяже взят еси» (Быт. 3, 19), которое повеление и нас сынов его касается. И Апостол святый и ясти тому запрещает, кто не хощет делати. Следственно в праздности живущии и чужими трудами питающиися непрестанно грешат, и дотоль грешить не престанут, доколь в благословенные труды не отдадут себе. От сего выключаются немощные и престарелые, которые хотя бы и хотели трудиться, но не могут (2:187)

Ни к кому удобно диавол не приступает, как к человеку, в праздности живущему (1:247, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Праздность – мать пороков

Празден не буди, ибо праздность всему злу научает. Всегда убо буди в трудах добрых, то есть: или книги читай, или молись, или буди в богомыслии, или ручное какое дело делай. Ни к кому так враг не приступает удобнее, как к живущему в праздности; тут ему дом подметен и украшен. Берегись убо праздности, да не впадеши во всякое зло (1:228).

Праздность – мать все ГРЕХОВ

Многие христиане, понеже хлеб готовый имеют, ни за какое дело приняться не хотят, но в праздности живут и в безполезных и бездельных разговорах упражняются, или то и знают, что прогуливаются и из гостей в гости проезживаются. Таковая праздность всему злу их научает. Таковые празднолюбцы и тунеядцы непрестанно грешат противу Бога, глаголющаго: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3, 19) (4:246).

Всякаго греха виною бывает праздность, что и самые язычники признали (3:245).

Не должен ты в праздности жить, но в трудах благословенных упражняться Понеже праздность всему злу виновна, и кто в праздности живет, непрестанно грешит. От сего выключаются немощные и престарелые люди, которые трудиться не могут (5:152)

Не токмо в праздности быть и житие без добрых трудов провождать грешно, как сказано, но сие и многих зол причиною бывает. Ибо СЕРДЦЕ человеческое ПРАЗДНО быть не может, но какими-нибудь мыслями занято бывает. А понеже оно склонно ко всякому злу; и к праздному сердцу, которое никакими полезными трудами не занято, не иначе как к дому праздному, пометенному и украшенному, удобно приступает душевный враг диавол, и мыслями злыми, как вредными плевелами, наполняет его, и в самое действие производить поучает оттуду бывает, что праздность много беззаконий раждает, а ко всякому добру безплодна бывает. Отсюду пьянство, многих зол и соблазнов виновное; отсюду всякия блудныя дела; отсюду злыя беседы, пересуждения, осуждения, насмеяния, злословия, хуления… Праздность вымышляет излишняя роскоши, которыя без обиды ближняго и разорения общества не могут быть… Тако «праздность научает многой злобе», по словеси премудрого Сираха (Сир. 33, 28). Откуду и Соломон глаголет: «в похотех есть всяк праздный» (Притч. 13, 4) (2:187).

Праздность приносит вред телу

Праздность не токмо душу погубляет, но и телу вред наносит. В праздности живущии всяким недугам и немощам подлежат. Как бо вода растлевается, которая течения не имеет, так тело человеческое без движения и трудов портится и ослабевает. Ибо кровь, от которой вся целость телесная зависит, в неимущем движении от трудов, загустевает, и так по малу согнивает. Не трудящийся не может в сладость и пищи принимать. Труды бо суть, как бы некая поджога к восприятию и варению пищи в желудке, без которых желудок отвращается пищи (2:187).

Для сохранения целомудрия избегать праздности (1:233, см. ЦЕЛОМУДРИЕ, 1152).

Чтобы убежать праздности, дорожить временем

Чтобы праздности и оной последующих зол убежать, должно твердо держать, что ВРЕМЯ дражайшее есть паче всякого сокровища. Как слова сказанного возвратить, так и ВРЕМЕНИ потерянного сыскать невозможно. Потерявшие напрасно время будут жалеть, и малейшаго времени к покаянию поищут, не иначе как жаждущие студеныя воды; но не обрящут, когда время будет суда, а не покаяния; строгости, а не помилования. Следует непременно ответ дать и за самое ВРЕМЯ, туне потерянное. Ибо настоящее ВРЕМЯ есть торг, на котором таланты, от Господа нашего нам данные, должно трудами с помощью Божиею умножать, чтобы с ленивым рабом не услышать страшного онаго определения Господня: «неключимаго раба вверзите во тьму кромешнюю» (Мф. 25, 30) (2:188).

Праздность, см. шестая глава, четвертой статьи, первой книги «О истинном христианстве» (2:186–189).

ПРАЗДНОСТЬ

Смотреть что такое «ПРАЗДНОСТЬ» в других словарях:

  • праздность — См. лень… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. праздность бездействие, лень; безделье; свободность, леность, досужесть, апатия, ничегонеделание, пустота, сибаритство,… … Словарь синонимов

  • ПРАЗДНОСТЬ — , праздности, мн. Нет, жен. (книжн.). 1. отвлеч. сущ. к праздный. Праздность разговора. 2. Праздная жизнь, праздное время препровождение, безделье. Жить в праздности. «Цветы! любовь! деревня! праздность! поля! я предан вам душой.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

  • праздность — ПРАЗДНОСТЬ, и, ж То же, что безделье. … Томящая праздность целого дня служила трудовой ночи необходимой подготовкой (Паст.) … Толковый словарь русских существительных

  • Праздность — ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. праздный 2. Праздная, бесцельная жизнь; безделье. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • праздность — праздность, праздности, праздности, праздностей, праздности, праздностям, праздность, праздности, праздностью, праздностями, праздности, праздностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • праздность — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. (греч. ἀργία) леность, беспечность. Дух праздности, уныния … Словарь церковнославянского языка

  • праздность — пр аздность, и … Русский орфографический словарь

  • праздность — (3 ж), Р., Д., Пр. пра/здности … Орфографический словарь русского языка

  • праздность — Syn: безделье, лень Ant: активность, деятельность … Тезаурус русской деловой лексики

  • праздность — и; ж. 1. к Праздный (2 4 зн.). П. жизни. П. разговоров. П. ума. 2. Незанятость трудом, делом, праздная жизнь; безделье. Жить в праздности. Жизнь наскучила от праздности. Умственная, физическая п … Энциклопедический словарь