Престол в алтаре храма

Престолом называется специальный стол (трапеза), располагающийся в центре церковного алтаря и установленный на четыре «столпа» (ножки). Он предназначен для проведения ритуала Евхаристии (Причастия) и поставлен напротив Царских врат, находящихся в середине иконостаса.

Значение престола в православии

Престол считается священным местом в Божьем храме, областью, где сам Спаситель естественным образом пребывает в Святых Дарах, то есть вине и хлебе, олицетворяющих Кровь и Тело Христа. Священную трапезу часто ассоциируют с Гробом Спасителя, Сыном Божьим или Троицей, что определено за счет множественности библейских событий, в которых постоянно проявляется вездесущность Бога.

Престол храма знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы

Алтарь, в середине которого стоит этот Священный стол для проведения обряда Причастия и где служат Литургию, символизирует духовное небо, место, где пребывает бесконечно блаженный Всевышний Творец. Он считается главным местом церковного сооружения, сюда разрешено вступать только священнослужители и чтецы.

Важно! Мужчины, получившие благословение архиерея, также могут оказаться в пределах алтарной зоны, женщинам проход сюда воспрещен.

Читайте о православном храме:

  • Алтарь в православном храме
  • Как правильно ставить свечи в храме
  • Почему служители тушат свечи в храме

Устройство престола

Эта Священная трапеза является важнейшей святыней христианской церкви, обителью Господа, его покрывают изящной парчовой тканью. Под каждым из алтарных столов хранятся чудотворные останки какого-либо святителя. Традиция положения мощей появилась во времена гонений на первых христиан, которые были вынуждены совершать богослужения в пещерах на гробах умерших собратьев.

Важно! Частицы святого праведника под Священной трапезой — обязательная составляющая церковного убранства, без этого проведение ритуалов становится невозможным.

На Престоле всегда находится следующая атрибутика:

  • Катасарка (в переводе с греческого «приплотие») — особым образом освященная нижняя одежда белого цвета (срачище). Этой тканью покрывают Священную трапезу до самого основания, она символизирует Плащаницу, в которую оборачивали Христово тело во время положения во Гроб.
  • Вервие — 40-метровая веревка, используемая во время освящения, с её помощью Престол опоясывают. Атрибут является символом пут, которыми связан Христос, а также той божественной силы, держащей в себе все мироздание.
  • Индития («нарядная одежда») — для христиан она представляет одеяние Славы Спасителя, Сына Божьего. Это величие присуще Богу еще до сотворения Вселенной. Слава Господа открылась апостолам после Преображения Мессии на Фаворе, до этого времени ученики сомневались в божественном могуществе Христа.

Престол располагается в центре алтаря, напротив царских врат

Изначально Священную трапезу покрывали и «нижней» и «верхней», «нарядной» тканью. Архиерей, возглавлявший церемонию, в начале церемонии носил белое одеяние (срачище), в которой усматривался афоризм на Плащаницу Спасителя. Когда же главную часть алтаря покрывали индитией, архиерей также облачался в нарядные ткани.

Важно! Во время ритуала освящения у трапезы могут присутствовать только служители церкви. Они могут пересекать алтарное пространство только по необходимости, когда же ее нет, Престол нужно обходить с восточной стороны. Из алтаря убирают атрибуты, которые можно перенести (иконы, кадила и т.п.). Это указывает на непреложность, неподвижность и твердость Божественного Закона, предметы возвращают по завершении обряда.

Дополнительные атрибуты

Это есть средоточие всего творения, это знамение Господа Вседержителя. Четыре стороны Священного стола означают части света, времена года и части суток, то есть всепоглощающую полноту. Он есть также сам Христос и Гроб, в котором покоились мощи Сына Божьего до Воскресения. Для христиан эта божественная трапеза становится знамением о смерти Мессии ради человечества и о божественной Славе Бога-Отца.

Прикасаться к престолу и проходить перед ним имеют право только священнослужители

Другие атрибуты:

  • Антиминс — Четырехугольная ткань с изображением сцены положения Сына Божьего во Гроб. Здесь же можно рассмотреть орудия Страстей, евангелистов с индивидуальной символикой, а также надпись епископа, проводившего ритуал освящения. В этот платок заворачивается губка, при помощи которой собираются остатки Даров.
  • Илитон (обертка) — шелковая ткань, символизирующая погребальную повязку на голове Спасителя.
  • Напрестольное Евангелие говорит о том, что Бог лично присутствует на богослужениях и дарует благодать.
  • Напрестольный Крест — атрибут, применяемый для освящения воды и верующих в храме, к нему же прикладываются губами.
  • Дароносица — ковчежец, где находятся необходимые для обряда чаши, ложки и сосуды для вина.

На заметку! В древности эти божественные столешницы изготавливали из дерева, они переносились из одной катакомбы в другую. В IV в. для них отвели особое место в церквях, в изготовлении стали применять камень. Иногда использовали четыре ножки, реже — одну или каменное основание. С XV столетия главная часть алтаря становится монолитной, её изготавливают в виде особой рамы с плитой сверху. Престол в алтаре храма

Православие. Том 2: Освящение храма и антиминса

Чин великого освящения храма совершается после того, как все строительные работы завершены. Этот чин совершается архиереем и лишь в исключительном случае может быть совершен священником (в этом случае некоторые молитвы опускаются). В чине великого освящения храма два смысловых центра: первый относится собственно к храму как к дому Божию, вместилищу Божественной благодати; второй к мощам мученика или святого, которые кладутся в основание престола. О значении христианского храма, его символике и его ветхозаветных прообразах мы уже говорили достаточно подробно. О значении мучеников для христианской Церкви также неоднократно говорилось в нашей книге.

В чин освящения храма включены священнодействия, сближающие его с Таинствами крещения, миропомазания и священства: здесь тоже употребляется вода и миро, священнослужители облачаются в белые одежды, бывает хождение по кругу (процессия). Все эти священнодействия направлены на то, чтобы храм, построенный человеческими руками из камня или дерева, обрел дух жизни, стал вместилищем святыни, домом Бога Живого.

В канун дня освящения храма при закрытых царских вратах и задернутой завесе совершается всенощное бдение. К освящению храма должен быть приготовлен престол, облачение для престола и жертвенника, илитон (четырехугольный плат), антиминс, розовая вода, вино, святое миро и ряд других предметов. Перед приездом архиерея приготовляется воскомастих — раствор из растопленного воска, мастиха, сока алоэ, простого и росного ладана.

Освящение храма совершается перед началом литургии. Архиерей облачается в полное святительское облачение, поверх которого надевает запон (фартук) и нарукавники. Запоны и нарукавники надевают также сослужащие священники. Затем архиерей вместе со священнослужителями входит в алтарь, все миряне и прислужники алтарь покидают, царские двери затворяются. Приносится святая вода, и архиерей окропляет ею четыре угла престола. Затем приносится кипящий воскомастих, архиерей возливает его на столпы престола и снова окропляет престол святой водой. Читается молитва перед началом освящения храма, после чего священники приносят доску на верх престола, архиерей окропляет ее святой водой с обеих сторон, и она полагается на четыре столпа престола при чтении псалма 144. Далее читается псалом 22, после чего священники при помощи заранее приготовленных камней вбивают гвозди в углы напрестольной доски. Царские врата отверзаются, архиерей выходит на амвон и, преклонив колена, читает молитву, в которой, вспоминая освящение Иерусалимского храма царем Соломоном, просит Бога о ниспослании Святого Духа на новосооруженный храм и о том, чтобы этот храм сохранился до скончания века. Произносится великая ектения, заканчивающаяся словами: «Яко Свят еси, Боже наш, иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши…»

Далее архиерей вновь входит в алтарь, и царские врата затворяются. Приносится теплая вода, вино и розовая вода. Архиерей читает молитву на освящение воды; вода смешивается с вином и розовой водой, после чего раствор возливается на престол, а священники отирают его специальными платами при чтении псалма 83. После произнесения слов «Слава Богу нашему во веки веков» архиерей тем же раствором окропляет антиминс. Читаются стихи 50-го псалма, и священнослужители вытирают престол губками. Архиерей произносит «Благословен Бог наш…» и помазывает престол крестообразно святым миром: кресты наносятся на напрестольную доску в трех местах и на каждом из четырех столпов престола. Антиминс тоже помазывается миром крестообразно в трех местах. Хор поет псалом 132, по окончании которого архиерей возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков». Начинается чтение псалма 131, во время которого престол облачается в срачицу (рубашку кубообразной формы) и обвязывается веревкой таким образом, чтобы на каждой стороне престола образовался крест. Затем престол облачается в индитию (верхнее облачение, тоже кубообразной формы). Читается псалом 92, после которого архиерей произносит возглас «Благословен Бог наш…» и облачает жертвенник. Далее царские врата отверзаются, архиерей снимает запон и нарукавники и совершает полное каждение алтаря и всего храма при пении псалма 25. Архиерея сопровождают священники, один из которых кропит стены храма святой водой, а другой помазывает стены святым миром, используя кисточку, прикрепленную к высокому шесту.

Вернувшись в алтарь и встав перед престолом, архиерей читает молитву, в которой вспоминает о ниспослании Святого Духа на апостолов и просит Бога наполнить новопостроенный храм Своей славой, дабы в нем совершалась бескровная Жертва. После возгласа «Мир всем» читается следующая молитва:

Благодарим Тя, Господи Боже сил, яко юже излиял еси благодать на святыя Твоя апостолы, и на преподобныя наши отцы, сподобил еси многаго ради Твоего человеколюбия, и даже до нас грешных и непотребных раб Твоих оную прострети: и молимся Тебе, Владыко Многомилостиве, исполни славы, и святыни, и благодати жертвенник сей, якоже претворятися на нем бескровные Жертвы претворялись в Пречистое Тело и Честную Кровь Твоего Единородного Сына… ко спасению всех людей Твоих и нас, недостойных…

Благодарим Тебя, Господи Боже сил, за то, что благодать, которую Ты излил на святых Твоих апостолов и на наших преподобных отцов, Ты по великой Твоей любви к людям, простер и на нас, грешных и недостойных рабов Твоих. Молимся Тебе, Многомилостивый Владыко, наполни этот жертвенник славой, святостью и благодатью, чтобы приносимые Тебе яже на нем приносимым Тебе безкровным Жертвам в Пречистое Тело, и Честную Кровь Единороднаго Твоего Сына… ко спасению всех людей Твоих и нашего недостоинства…

По прочтении этой молитвы архиерей зажигает свечу и поставляет ее на горнем месте за престолом (до этого времени светильники в алтаре не зажигались), берет Евангелие и крест и вручает их священникам, а другим предстоящим раздает горящие свечи. После возгласа архиерея «С миром изыдем» торжественная процессия движется из храма. По Уставу она должна двигаться в соседний храм, где приготовлена частица мощей мученика или святого, которая должна быть принесена в новосооруженный храм. При этом поются тропари мученикам:

Иже во всем мире мученик твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

Яко начатки естества насадителю твари, вселенная вся приносит Ти, Господи, богоносныя мученики: тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Церковь Твоя, Христе Боже, украсившись во всем мире кровью мучеников Твоих, как пурпуром и багряницей, через них взывает к Тебе: ниспошли людям Твоим милости Твои, даруй мир Твоему народу и душам нашим великую милость.

Как начатки существ Создателю всех творений вселенная приносит Тебе, Господи, богоносных мучеников. Многомилостивый, молитвами их и Богородицы сохраняй в глубоком мире Церковь Твою, народ Твой.

Придя в соседний храм, архиерей входит в алтарь и произносит молитву, в которой просит Бога удостоить верующих быть подражателями святых мучеников и соучастниками их наследия. Покадив мощи, архиерей берет их, поднимает над головой и так несет в новопостроенный храм; двое священников поддерживают архиерея под руки; двое или четверо иподиаконов осеняют архиерея рипидами, еще двое несут дикирий и трикирий. Перед входом в новопостроенный храм поются тропари «Святии мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже» из чинопоследования венчания.

Так предписывает совершать процессию с мощами церковный Устав, отраженный в Требнике и Чиновнике архиерейского священнослужения. На практике, однако, частица мощей святого заранее приносится не в соседний храм, а в тот храм, который подлежит освящению: она полагается на дискос, покрывается звездицей и воздухом и поставляется перед иконой Спасителя. После возгласа «С миром изыдем» архиерей исходит из храма, держа над головой дискос с частицей мощей. Процессия в этом случае движется не из храма в другой и затем обратно, а вокруг новосооруженного храма, возвращаясь к вратам храма под пение тропарей из чина венчания.

Когда процессия подошла к дверям храма, певчие входят внутрь, и двери затворяются, архиерей же вместе со всеми священнослужителями и с народом остается вне храма. Дискос с мощами полагается на заранее приготовленный столик, и архиерей произносит «Благословен Бог наш…», а певчие изнутри храма отвечают: «Аминь». Далее архиерей возглашает: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певчие изнутри храма отвечают: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей совершает каждение святых мощей, Евангелия и предстоящих, после чего вновь возглашает «Возмите врата…», а певчие вновь отвечают «Кто есть сей…» Читаются две молитвы, в первой из которых архиерей просит Бога об утверждении храма до скончания века, а во второй просит, чтобы вместе со священнослужителями в храм вошли святые Ангелы. После этого архиерей поднимает дискос с мощами, начертывает им знамение креста и, как бы отвечая на вопрос хора, возглашает: «Господь сил, Той есть Царь славы». Двери храма отворяются, и архиерей следует в алтарь, продолжая держать дискос с мощами над головой.

Войдя в алтарь, архиерей ставит дискос с мощами на престол и вновь кадит святые мощи; приносится воскомастих «несколько приустыл» (немного остывший) и святое миро. Архиерей помазывает частицу мощей миром, влагает в заранее приготовленный ковчежец, заливает воскомастихом и ставит под престол. Другая частица мощей таким же образом влагается в антиминс. Читается молитва, в которой архиерей просит Бога о спасении всех предстоящих по молитвам мучеников. Затем, преклонив колена вместе с народом, архиерей читает заключительную молитву чина освящения, в которой, вспомнив о сотворении мира и явлениях Бога Моисею, просит о ниспослании Святого Духа на всех присутствующих, о сохранении между ними единомыслия и мира. В молитву включено особое прошение о создателях храма. Чинопоследование завершается ектенией, отпустом и пением многолетия. Сразу же за освящением храма следует Божественная литургия.

Если антиминс освящается отдельно от освящения храма, то для этого употребляется особый Чин освящения антиминса. По сути, он является сокращенным воспроизведением чина освящения храма. И молитвы, и священнодействия совершаются те же самые, что и при освящении храма. Это связано со значением антиминса как переносного престола, своего рода переносного храма.

Православный храм: внешнее и внутреннее устройство — Алтарь

Алтарная часть храма. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Алтарь. Третья, восточная часть церкви называется алтарь. Эта часть храма символизирует рай, духовное небо и символизирует место, где находится Господь. Это главная часть в церкви и место, куда могут входить все священнослужители и иподиаконы и чтецы. А еще в алтарь могут входить мужчины получившие благословение настоятеля храма или архиерея.

Алтарь. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Женщинам строго запрещается входить в алтарь. В древности сюда могло входить женщины-диаконисы. Это женщины, которые занимались подготовкой женщин оглашенных. В алтаре священнослужители совершают богослужения и требы. Православный храм покрыт церковными фресками, изображающие сцены из жизни Иисуса Христа, Девы Марии и святых. Кроме того, фрески могут изображать образы Бога Отца, Сына Божия, Пресвятой Троицы, Божией Матери, святых и т. д.

Св. Престол. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Св. Престол. В центре алтаря находится Св. Престол. Это главная святыня каждой церкви, это особенное место, мето пребывания Бога. Св. Престол – это стол, покрытый красивой парчовой тканью. Под каждым церковного престола находится частица мощей святого. Положение частицы мощей святого происходит со времен, когда в первые три века христиане были гонимы, они совершали богослужение в катакомбах на гробах умерших братьев по вере. Положение частицы мощей святого в престол является обязательной, и без нее не можется совершиться ни одно богослужение в храме.

Св. Престол. Фото: www.azbyka.ru

Есть и передвижные Св. Престолы, так называемые походные престолы. Они используются, например, там, где не возможно построить храм, в миссионерской деятельности, когда еще церковь не построена, а необходимо совершать Св. Таинстава, во время военных действий, длительных экспедиций…

На Св. Престоле обычно священники совершают Литургию. На престоле приготовляется Св. Причастие.

Богослужебные предметы находящиеся на Св. Престоле. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

На Св. Престоле находятся следующие богослужебные предметы: крест, с которым священник благословляет верующих, Св. Евангелие, антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа. Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон. Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Св. Даров. В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Дарохранительница. Фото: www.yapokrov.ru

Дарохранительница. Здесь, также, находится лампада, два подсвечника по одной свечой, которые находятся на правой и левой стороне на престоле и дарохранильница. Дарохранительница имеет форму маленькой церкви или гробницы.

Алавастр или мирница. В алавастре хранится Св. Миро и находится возле дарохранительницы.

Мирница. Фото: www.yapokrov.ru

Дароносица. Дарохранительница предназначена для сохранения Св. Даров для больных православных христиан и дароносица. С ней иерей приносит на дом и причащает тяжело больных, трудно передвигающихся и неподвижных прихожан, которые физически не могут сами прийти в храм и приять Св. Дары.

Дароносица. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник. За престолом находится семисвечник – подсвечник на высокой подставкой с семью свечами. В древней Православной Церкви не было семисвечника в церковном алтаре. В древности на престоле зажигались только две свечи. Они символизируют две природы Сына Божия – божественную и человеческую. Он позже появился в православных молитвенных домах. Сегодня он является обязательным богослужебным предметом в алтаре в церкви. Корни семисвечника в православном храме уходят к Ветхозаветному иудейскому храму.

Семисвечник. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник имеет более чем один символ. О его символах мы узнаем из последней книги Нового Завета — Откровение, написанная Св. Иоанном Богословов. Из этой священной книги мы узнаем, что симисвечник символизируют семь духов Божиих, семь православных церковных таинств, семь церквей, семь чаш гнева Божиего, семь громов, семь печатей таинственной книги, семь ангельских труб.

Запрестольный крест и запрестольный выностной крест. Фото: www.yapokrov.ru

Запрестольный крест. Возле семисвечника находится и запрестольный крест с Распятием Иисуса Христа. Это большой деревянный крест с изображением распятого на кресте Спасителя.

Жертвенник. Кроме престола в святой святых в православном молитвенном доме находится жертвенник. Он расположен в левой, северной стороне престола. Жертвенник еще называется предложением или протисисотом. По своим размерам, он почти тождественный с престолом и имеет ту же высоту что и престол. В первые века строительства православных храмов жертвенник не находился в алтаре. Он позже был перенесен в алтарь.

Жертвенник. Фото: www.azbyka.ru

На жертвеннике находятся следующие священные предметы: Св. Чаша или Св. Потир. Это Священная Чаша, в которую наливают воду и вино. Св. Потир является символом Крови Иисуса Христа. Дискос – это плоский круглый металлический сосуд в форме диска. На него ставится хлеб для Св. Причастия. Причастный хлеб символизирует Тело Сына Божьего. Копие – это металлическая палочка, похожая на маленький нож, с помощью который вынимаются частицы из причастного хлеба, во время Проскомидии. Символ копия является копье, с которым был пронизан распятый Спаситель. Звездица – это две дуги, сверху соединенные крестом. Он служит для того, когда дискос с вытащенными частицами причастного хлеба покрывается покровцами. Поэтому, между дискосом и покровцами ставится здездица, чтобы частицы не касались покровцов. Металлическая чашка для теплой воды, которая называется теплота. Лжица для причастия. Эта ложечка используется для мирян в храме. Воздух – это четырехугольная ткань размером семьдесят по семьдесят сантиметров, покровцы – ткани, имеющие крестообразную форму, губка и так далее. На жертвеннике совершается проскомидия — первая часть Литургии.

В алтаре находятся другие богослужебные предметы, как кадило или кадильница, дикирий, трикирий и две рипиды.

Дикирий – это подсвечник с двумя свечами, которые символизируют две природы Нашего Господа Иисуса Христа – человеческую и божественную. Соответственно, трикирий – это подсвечник с тремя свечами, символизирующий три Лица Святой Троицы. Они используются митрополитами и патриархом, когда служат в храме с местным священником и благословляют ими прихожан.

Дикирий, трикий и рипида. Фото: www.azbyka.ru

Рипида – металлический круг на длинном шесте. В ранние века христианства они были сделаны из перьев павлина и служили для того чтобы отгонять насекомых от Св. Причастие. В настоящее время они имеют духовную символику. Они символизируют присутствие ангельских сил над Телом и Кровью Христовых.

Кадильница. Фото Илья Свинковский, www.foma.rukadilo.html

Ризница. А еще в алтаре есть ризница. Она расположена в правой стороне от престола. Это место, где одеваются священнослужители и сохраняются богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Также, здесь сохранятся церковная утварь и богослужебные книги. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего является обыкновенный гардероб. В небольших и сельских Божьих домах в Болгарии ризницей „служит” стол, на котором лежат богослужебные облачения.

Горнее место с архиерейским троном. Фото: www.simvol-veri.ru

Горнее место. Место между престолом и восточной стеной алтаря называется Горнее место. Оно „вошло” в алтарь с древних времен. Это возвышенное место за престолом, где в древности находилось кресло архиепископа – архиерейский трон. Сегодня этот трон в болгарских православных храмах находится в наосе.

Использаванны материалы

1. Статья „Кто может входить в храм”. — https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Статья „Клирос” — https://ru.wikipedia.org/wiki/

3.„Устройство православного храма”. — http://berezniki.cerkov.ru/ustrojstvo-pravoslavnogo-xrama/

4. Макариополски епископ д-р Николай и ар химандрит д-р Серафим, „Храм” — http://www.pravmladeji.org/node/36

5. «Алтарь и церковная утварь”, Храм Пресвятой Богорицы в г. Балканабату (Туркменистан) — http://www.balkanabat.prihod.ru/

Виталий Чеботар

магистр богословия

Поддержите наш сайт

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Святой Престол (лат. Sancta Sedes) — официальное собирательное название Папы и Римской курии.

Святой Престол владеет собственной суверенной территорией, городом-государством Ватикан.

Государство Город Ватикан (лат. Status Civitatis Vaticanae, итал. Stato della Citta del Vaticano) — государство-анклав внутри территории Рима, полностью независимое от Италии. Ватиканом управляет административный орган — назначаемая Святым Престолом Папская Комиссия во главе с губернатором.

Святой Престол, вне зависимости от наличия суверенной территории, является самостоятельным субъектом международного права (persona sui generis). Святой Престол является постоянным наблюдателем при ООН и при целом ряде других международных организацих. Дипломатические отношения устанавливаются со Святым Престолом, а не с городом-государством Ватикин. Дипломатические миссии Святого Престола в других странах называются апостольскими нунциатурами и возглавляются апостольскими нунциями, обладающими статусом чрезвычайного и полномочного посла.

Святой Престол возглавляется Понтификом (Папой Римским), избираемым конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно. Верховный Понтифик как преемник св. Петра, есть постоянное и зримое начало и основа единства как епископов, так и множества верных (Апостольская Конституция Lumen Gentium II Ватиканского Собора, п. 23).

С церковной точки зрения, Римский Понтифик является епископом Рима и, вместе с этим, — главой Католической Церкви и ее высшим правящим иерархом;

С точки зрения международного права, Римский Понтифик является главой Святого Престола и монархом города-государства Ватикан.

Исполнением решений Папы и координацией деятельности Римской курии занимается Государственный секретариат, возглавляемый Государственным секретарем (с 2006 года Государственный секретарь — кардинал Тарчизио Бертоне).

В составе Государственного секретариата действуют, в частности, отдел по общим вопросам и по отношениям с государствами (иностранным делам).

Также в состав Римской курии входят 9 конгрегаций, включающих 4 комиссии, 3 трибунала, 9 папских комиссий и 11 папских советов, 5 межведомственных комиссий. Помимо этого есть также синод епископов, кадровая служба, несколько служб, а также исторически сложившиеся учреждения.

Конгрегации

  • Конгрегация Вероучения;
  • Конгрегация Восточных Церквей;
  • Конгрегация Богослужения и Таинств;
  • Конгрегация по Канонизации Святых;
  • Конгрегация Евангелизации Народов;
  • Конгрегация по делам духовенства;
  • Конгрегация по делам Институтов Посвящённой Жизни и Обществ Апостольской Жизни;
  • Конгрегация Католического Образования;
  • Конгрегация по делам Епископов.

Трибуналы:

  • Апостольский Пенитенциарий;
  • Верховный Трибунал Апостолической Сигнатуры;
  • Трибунал Римской Роты.

Папские Советы:

  • Папский Совет по делам мирян;
  • Папский Совет по содействию Христианскому Единству;
  • Папский Совет по делам Семьи;
  • Папский Совет Справедливости и Мира;
  • Папский Совет Cor Unum;
  • Папский Совет по Пастырскому попечению о мигрантах и странствующих;
  • Папский Совет по Пастырскому попечению о работниках здравоохранения;
  • Папский Совет по интерпретации законодательных текстов;
  • Папский Совет по межрелигиозному диалогу;
  • Папский Совет по Культуре;
  • Папский Совет по массовым коммуникациям.

Папские комиссии и комитеты:

  • Папская Комиссия по делам Латинской Америки;
  • Папская Комиссия по культурному наследию Церкви;
  • Папская Комиссия по священной археологии;
  • Папская Библейская Комиссия;
  • Папская Комиссия Ecclesia Dei;
  • Папская Комиссия по пересмотру Вульгаты;
  • Международная Теологическая Комиссия;
  • Папский Комитет по Международным Евхаристическим Конгрессам;
  • Папский Комитет по историческим наукам;
  • Папская Комиссия по делам государства-града Ватикан;
  • Дисциплинарная Комиссия Римской курии;
  • Комиссия по Катехизису.

Другие Папские ведомства:

  • Апостолическая Палата;
  • Администрация Имущества Святого Престола;
  • Префектура экономических дел Святого Престола;
  • Префектура Папского Дома;
  • Служба Папских Литургических Церемоний;
  • Пресс-служба Святого Престола;
  • Центральная Статистическая Служба;
  • Фабрика Святого Петра;
  • Служба Папских милостей;
  • Ватиканская апостольская библиотека;
  • Ватиканский секретный архив.

Официальный сайт Святого Престола — www.vatican.va