Приход в церкви, что это?

Церковный приход

Церковный приход

Прихо́д, или парафия (в древней церкви — греч. παροικία, польск. parafia, укр. парафiя, белор. парафiя — «приход», от лат. раrосhiа «округ», «район») — церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан.

В древней христианской церкви, а также в Древней Руси прихожане сами избирали членов причта, представляя в последнем случае епископу так называемые «заручные прошения», получившие начало после Владимирского собора 1274 г.

В России в конце XIX в

Особый приход может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в приходе свыше 700 душ мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в приходе, имеющих менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существуют для епархий западно-русских и кавказских, где приход образуются и при меньшем числе прихожан.

Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и её земельные владения составляют её неотъемлемую собственность. Церковно-приходские дела не относятся к ведомству сельских и волостных сходов и не могут быть предметом их суждения. Мирские приговоры сельских и волостных сходов о мирских сборах в пользу церквей, на покупку колокола для церкви и т. п. признаются обязательными для крестьян данного общества. В случае просьб об образовании новых приходов должны быть указаны средства для построения храма и содержания причта и для постройки домов для причта. Отвод установленных участков земли для причта во вновь открываемых приходов возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании прихода.

Общее собрание прихожан выбирает из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причём, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При приходе учреждаются церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан. В 1885 г. был возбуждён Московским земством вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Синодом этот вопрос был разрешён отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединённое с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствуется.

Впрочем, Синод признал, что «право прихожан в смысле заявления ими епископу своего желания иметь преимущественно известное лицо или в смысле свидетельства о добрых качествах ищущего рукоположения лица не было отменяемо и, как показывают восходящие в Синод дела, нередко применяется и в настоящее время». Отсюда ясно, что Синод считает возможным такое совмещение приходского выбора с нравственной ответственностью епископа за рукоположение, при котором одно другому не противоречит. Получение специально подготовительного к священству образования и право выбора прихожан на церковно-приходские должности также не исключают одно другого, потому что из нескольких лиц, получивших специальную подготовку, одно может быть более известно и более желательно, чем остальные. Не только в евангелической, но даже и в католической церкви на Западе представление или избрание кандидата на церковно-приходскую должность не считается посягательством на права епископа или противоречием нравственной ответственности епископа за рукоположение.

Настоящее время

В 1988 году в РПЦ было 6893 прихода, а в 2008 году — уже 29 263.

Примечания

  1. Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  2. «Шестнадцатый». И. Елков. «Российская газета» № 14 (4838) от 29 января 2009.

Литература

  • Н. Суворов, «Курс церковного права» (т. II, Ярославль, 1890).
  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Церковная община, литургическая жизнь и христианское служение

Материалы конференции «Современная молодёжь в Церкви: проблемы и пути их решения», прошедшей в в Московском Свято-Даниловом монастыре
16 февраля 2005 года.

1. Назначение, область деятельности и задачи церковной общины
2. Принципы взаимоотношений клира и мирян
3. Трудности молодого человека в церковной общине
4. Литургическая жизнь общины
5. Возможности реализации молодого человека в общинной жизни
6. Опасности духовного характера для молодого человека в общине
7. О норме приходской жизни
8. Приход и семья
9. Заключение
Приложение
Примечания

1. Назначение, область деятельности и задачи церковной общины

Назначение, область деятельности и задачи церковной общины (православного прихода) ничем не отличаются от таковых всей Церкви. Приход – это Церковь, явленная в конкретной и ощутимой общине. В общем смысле задачу церковной общины можно определить как спасение человека во Христе. Центром жизни церковной общины является Евхаристия, областью деятельности – богослужение, осуществление духовной жизни на приходском уровне и их выражение во внешнем служении, то есть благовестие словом и делом. Приобщившись Христу в Евхаристии, христиане призваны нести Его дар в мир через свою жизнь и христианское, в том числе социальное, служение.

Внебогослужебная деятельная жизнь общины естественным образом вытекает из евхаристической жизни и должна быть прежде всего направлена на сам приход. Только после этого она может быть распространяема вовне в миссионерском и социальном служении.

2. Принципы взаимоотношений клира и мирян

Основные принципы взаимоотношений настоятеля и церковной общины можно определить как семейность, братство и отцовство, выражающие любовь и доверие между всеми членами прихода, как священниками, так и прихожанами. В духовном отношении идеальной является ситуация, когда настоятель и другие священники прихода являются духовными отцами прихожан. С другой стороны, прихожане и священники должны соблюдать определенную субординацию в отношениях между собой, так как нередко можно встретить случаи искажения принципа отцовства, например, модель отношений «свой – чужой» или элитарное самосознание той или иной общины. Необходимо понимать, что подобные отношения порой воспитываются и провоцируются самим священником.

Следует отметить важность послушания прихожан священнику в силу осознанного выбора его как духовного руководителя (в области личной духовной жизни), а также в силу статуса служения священника (в области вероучительной и административной). В то же время священник призван помнить, что миряне в своей полноте являют, согласно апостолу Петру, «царственное священство, народ святой» (1Пет. 2:9). Поэтому в принятии важных решений, связанных с жизнью общины, желательно участие всего прихода.

Отцовство священника по отношению к прихожанам выражается в первенстве в любви, деятельном участии во всех делах общины, а также в учительстве, духовном руководстве и таинственном служении. Приход – это семья, и все члены этой семьи и, особенно, несущие пастырское служение, призваны активно участвовать в жизни общины. Роль священника только как требоисполнителя или культового «посредника» между народом Божьим и Богом неприемлема – от пастыря прихожане ожидают живого и деятельного участия в жизни общины.

3. Трудности молодого человека в церковной общине

Приход молодого человека в общину, не имеющую сложившихся традиций внебогослужебной жизни, ставит его в положение одиночества. В таких приходах чаще всего отсутствует стремление к осуществлению какой-либо внебогослужебной деятельности. Отчасти это объясняется составом подобных приходов и инерцией священства. С другой стороны, общины храмов, которые имеют развитую внебогослужебную деятельность и несут активное христианское служение, представляют качественно иную картину. Именно в такие общины чаще всего приходит молодежь, и их преимущество состоит в том, что молодым людям даётся возможность деятельно реализовывать себя в служении ближним.

Одна из основных проблем молодого человека в приходе – найти применение своих способностей в жизни церковной общины. Основной фактор, способствующий сплочению прихода и возникновению внебогослужебного общения – наличие общего направления деятельности, в котором заняты все прихожане. В свою очередь, подобное общение способствует привлечению в храм новых людей. Поэтому проблемы молодого человека связаны с отсутствием общинной жизни как таковой. Еще одним важным фактором для молодого человека в церковной общине является доступность священника для бесед и личного общения.

Важно отметить, что вовлечение молодого человека в деятельность общины должно происходить в духе христианской любви, постепенно и без насилия над его волей. Настоятель призван выстроить жизнь общины вокруг литургического богослужения таким образом, чтобы приходская внебогослужебная жизнь была бы его следствием. В этой деятельности настоятель выступает как пастырь, воспитатель, отец и предстоятель церковной общины.

4. Литургическая жизнь общины

1. Каждый член христианской общины нуждается в полноценном участии в литургической жизни, необходимыми аспектами которой являются:

а) Живое участие в Литургии, стремление к более частому причащению святых Христовых Таин, в идеале за каждой Литургией, на которой человек присутствует: «Многие, вижу, нечасто причащаются: это дело дьявола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто нечасто причащается, дает большую власть над собой дьяволу, и дьявол волю над ним принимает и ведет его на все злое» (Святитель Иоанн Златоуст). Вместе с тем, следует помнить слова того же святителя: «Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью».

б) Осмысленное, молитвенное и деятельное участие в богослужении и домашней молитве. Для реализации последнего крайне желательно создание особого краткого молитвослова на русском языке для новоначальных молодых христиан.

в) Христианское служение, неотделимое от литургической жизни христианина. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II, «служение есть плод освящения во Христе и продолжения свидетельства о Нём». Архиепископ Анастасий Яннулатос (нынешний предстоятель Православной Церкви Албании) пишет об этом так: «Литургия должна быть продолжена в личной и повседневной жизни. Каждый верующий призван к тому, чтобы продолжить литургию на сокровенном жертвеннике собственного сердца и осуществить таким образом живое возвещение Благой Вести для жизни мира. Вне этого продолжения храмовая литургия останется неполной».

г) Общинная жизнь. Без дружественных и искренних отношений, взаимопомощи и поддержки между членами общины человек не может полноценно участвовать в литургии.

д) Напряженная духовная жизнь, которая включает в себя постоянное самоиспытание, принуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т.д.

Напряжённая духовная жизнь, к которой призван христианин, зависит от воли самого христианина и от его пастырского окормления. Но существуют внешние причины, наносящие серьёзный ущерб пониманию и участию в богослужении и затрудняющие недавно пришедшим молодым людям ведение правильной и осмысленной литургической жизни. Основные из них следующие:

I. Отделение в сознании верующих богослужения от реальной жизни. В сегодняшней церковной действительности, в силу многих исторических и духовно-нравственных причин, храмовое богослужение в известной мере потеряло значение соборной молитвы, а стало восприниматься как «индивидуальное» средство спасения. Люди приходят в храм часто только ради себя, они не знают, а часто и не хотят знать, кто стоит и молится рядом с ними. К причащению приступают с целью личного освящения, ощущение единого Тела Христова мало присутствует в наших приходах. Да и сам процесс молитвы в храме часто сопровождается вынужденным усилием, направленным на «отгорожение» от других людей, на то, чтобы из-за шума, шепота, самочинного подпевания хору и т.д. «молитва не разорилась».

II. Проблемы литургической жизни, проявляющиеся в непонимании смысла богослужения:

1. Современность и запросы воцерковляющейся молодёжи выявили проблему закрытости евхаристического богослужения для прихожан. Это не новая проблема, но для молодых людей она является одной из самых важных. Серьёзный ущерб пониманию наносит чтение священником про себя или тихо так называемых «тайных молитв», из-за которого «подавляющее большинство мирян не знает, не слышит самого текста Евхаристии, лишено этого драгоценнейшего дара. И ведь никто и никогда не объяснил, почему «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы» (1Пет 2:9), не может слышать молитвы, им же Богу приносимой?».

2. Невнятное, тихое, быстрое чтение и пение богослужебных текстов, в том числе Апостола и Евангелия, а также длительное поминовение живых и усопших на ектеньях.

3. Тексты, некорректные с богословской точки зрения, например, службы погребения Божьей Матери. Желательна правка подобных текстов богослужебной комиссией Русской Православной Церкви.

4. Закрытость предстоятеля царскими вратами, в результате чего теряется дух соборной молитвы и часто не слышно даже возгласов священника.

5. Малопонятность языка богослужения, особенно для новоначальных. Патриарх Алексий II отмечает: «Славянский язык не для всех понятен: поэтому многими литургистами нашей Церкви давно уже ставится вопрос о переводе всего круга богослужебных текстов на русский». О «упрощении богослужебного славянского языка и о предоставлении права, где того пожелает приход, совершать богослужение на родном языке» писал ещё епископ Сергий Старогородский (будущий Патриарх). Необходимо ускорение процесса поновления славянского перевода текста богослужений и исправления в нём ошибок, о чём писал ещё святитель Феофан Затворник: «Есть вещь крайне нужная. Разумею новый упрощенный и уясненный перевод церковных богослужебных книг. Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений – совсем непонятны. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям для коих они назначены и имеются. Вследствие чего новый перевод богослужебных книг неотложно необходим. Ныне-завтра, надобно же к нему приступить, если не хотим нести укора за эту неисправность и быть причиною вреда, который от сего происходит».

6. Неоправданно длинная пауза между запричастным стихом и причащением, негативно сказывающаяся на целостности восприятия Литургии верующими.

III. Большие различия в требованиях к условиям участия христиан в причащении. Святейший Патриарх Алексий II констатировал, что «иногда верующие не допускаются до Причастия без достаточных оснований». В связи с тем, что лишение христиан евхаристического общения установлено каноническим правом за достаточно серьёзные нарушения, участники конференции выступают за унификацию требований к причастникам (см. Приложение).

IV. Отвлекающие моменты на богослужении в храме.

1) Торговля и шум в храме.

2) Наличие неканонических изображений и икон.

3) Неразборчивое и излишне «оперное» пение

4) Совершение исповеди во время Литургии, не оправданное необходимостью.

5) Проведение одновременно нескольких служб (молебны, панихиды, отпевания) в одном храме и т.д.

Ради облегчения входа и пребывания молодёжи в Церкви указанные негативные факторы возможно смягчить с помощью предоставления приходам права проведения особых миссионерских служб, в которые были бы внесены элементы катехизации и которые обладали бы следующими особенностями:

Богослужение без нарушения его цельности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях перемежается с катехизацией и объяснением молитв.

На время богослужения в храме поддерживается благоговейная тишина, в храме прекращается торговля и убираются другие отвлекающие факторы.

Закрытие и открытие царских врат осуществляется по архиерейскому чину.

Евангелие, Апостол, паремии и другие чтения Священного Писания читаются или повторяются на русском языке.

Содержание смыслообразующих «тайных» литургических молитв обязательно доводится до молящихся.

Сведение паузы между запричастным стихом и причащением к минимуму.

По благословению правящих архиереев подобные богослужения в миссионерских целях уже проводятся в различных епархиях Русской Православной Церкви. Более широкое их применение явилось бы деятельным решением поднятой ещё в 1996 году Святейшим Патриархом Алексием II проблемы «приближения в миссионерских целях литургической культуры Православия к пониманию наших современников».

5. Возможности реализации молодого человека в общинной жизни

Приходская внутриобщинная жизнь призвана перенести акценты от необходимости исполнения внешней обрядности на внутреннюю жизнь человека и сделать саму жизнь богослужением и богообщением. Церковная община призвана дать молодому человеку то же, что и Церковь в целом – «полноту бытия». Основное в христианстве – приобщение Христу и жизнь с Ним и в Нем, что отнюдь не обеспечивается внешней формой благочестия и подобием духовной жизни, но только лишь реализацией Евангелия в своей жизни. Евхаристия и проистекающая из нее, как из источника, внелитургическая жизнь общины и есть эта полнота домашней, служебной, досуговой и других аспектов жизни и деятельности человека. В этом смысле исполнение дел милосердия тоже не является абсолютной целью христианской жизни. Таким образом, вся церковная, богослужебная, миссионерская, духовная и т.п. жизнь является лишь способом приобщения ко Христу.

Существуют приходы с доминирующим направлением деятельности. Эта область деятельности может выражаться в социальном, миссионерском, образовательном служении и т.д. В то же время жизнь подобных приходов не ограничивается заранее выбранной областью деятельности. Если в общине выполняется принцип отцовства и семейности, то сама жизнь определяет конкретные цели, роли и виды служения. Первейшая задача общины – строить жизнь вокруг Евхаристии как центра собрания. Церковная община, как настоящая семья, сама собой вбирает в себя и реализует то служение, потребность в котором возникает ежедневно. Таким образом, внебогослужебные виды деятельности молодого человека в общине зависят прежде всего от его желания, способностей, от интенсивности его приходской литургической и семейной жизни, а также опыта настоятеля.

Виды этой деятельности могут быть следующими:

  • Помощь священнослужителям при богослужении.
  • Хозяйственные послушания внутри прихода.
  • Занятия с детьми в воскресной школе.
  • Миссионерское служение.
  • Просветительское служение.
  • Социальное служение.
  • Молодежное служение и т.д.

6. Опасности духовного характера для молодого человека в общине

Духовные опасности и проблемы наиболее остро встают перед молодым человеком в период неофитства. Это происходит в связи с неправильным направлением духовных усилий, идеализацией внешней жизни Церкви, излишней идеологизацией каких-либо явлений, склонностью искать непререкаемые духовные авторитеты (в том числе священников) с целью переложить на них ответственность за свою жизнь.

Этому, в частности, способствует следующее. Во-первых, неопытный человек склонен воспринимать встречающиеся в святоотеческой литературе частные практические рекомендации отдельным людям, как общецерковные законы духовной жизни. В результате монашеский уклад жизни переносится на повседневную жизнь христианина. Подобное восприятие частных методов решения как универсальных для жизни любого другого человека представляется опасным. Подвижники благочестия индивидуально подходили к каждому конкретному человеку, поэтому не следует воспринимать их опыт без учета культурно-исторического контекста.

Во-вторых, при определенных условиях воцерковляющийся человек склонен идеализировать священников, считая, что благодатные дары священства обеспечивают пастырю личную святость. В результате этого подхода некоторые православные христиане ошибочно воспринимают священника как наивысший авторитет, стараясь выстроить всю свою жизнь в соответствие с любым его мнением и пожеланием.

Отдельной опасностью для церковной общины является постановка внебогослужебной деятельности на первое место, т.е. стремление превратить храм в клуб по интересам.

Часто приходится встречаться с элементарной безответственностью члена общины, взявшего на себя те или иные обязанности и не выполнившего их. Эта проблема может иметь не только духовные, но и психологические причины, и, к сожалению, распространена в приходской жизни.

7. О норме приходской жизни

Опыт миссионерской работы и катехизации свидетельствует о том, что наиболее благотворно воцерковление молодежи происходит на приходах, жизнь которых включает в себя:

  • Еженедельное причащение членов общины.
  • Храмовую и домашнюю молитву друг за друга.
  • Общеприходские беседы с настоятелем, проходящие в неформальной обстановке.
  • Посещение настоятелем прихожан (в силу его духовного отцовства).
  • Материальную поддержку и социальную помощь нуждающимся, заботу о прихожанах, неспособных прийти в храм.
  • Совместные паломнические поездки.
  • Совместная работа прихожан и клириков по благоустройству храма.
  • Воскресную школу семейного типа, где, по возможности, преподают клирики и прихожане храма.
  • Приходской детский сад по выходным дням (во время богослужения), осуществляемый силами прихожан, имеющих опыт воспитания маленьких детей.
  • Молодёжный клуб, в котором бы проходило дружеское и молитвенное общение молодых членов прихода.
  • Приходскую кассу взаимопомощи.
  • Внебогослужебные молитвенные собрания прихожан с чтением Священного Писания в малых группах.
  • Миссионерскую и социальную деятельность членов общины.
  • Приходскую библиотеку.
  • Активное выполнение членами общины административных и хозяйственных функций в соответствии с их компетентностью и способностями.
  • Совершение Таинств Церкви и треб исключительно за пожертвования, а не по установленному тарифу, добровольную «десятину» на нужды храма и содержание священнослужителей, адекватную оплату труда работников храма, занимающего у них много сил и времени.

8. Приход и семья

Семья молодого христианина должна по возможности полноценно участвовать в жизни общины. Важно, чтобы Венчания, Крещения и прочие Таинства и обряды совершались в общине с участием большинства ее членов.

Община призвана принимать участие в жизни молодых семей, деликатно поддерживать их в бытовом и других отношениях. В свою очередь священник призван участвовать в жизни семьи своих прихожан, знать членов семьи, посещать их. Но, недопустимой является ситуация, когда священник вмешивается во внутрисемейные вопросы, например супружеские взаимоотношения, воспитание и образование детей, а так же быт семьи. Пастыри призваны помогать новообращенным в построении христианских взаимоотношений с родителями и ближними.

9. Заключение

Необходимо признать, что большинство из перечисленных выше проблем, как правило, имеют свои корни в длительном гонении на Церковь, вызвавшем разрыв духовных и церковных традиций, а также неправильное толкование их современным человеком. В большинстве стран Восточной Европы приходские общины были уничтожены, о их возрождении не было и речи. Те храмы, которые ещё не были закрыты, воспринимались лишь как места предоставления населению религиозных услуг.

К сожалению, в наши дни, когда пришли времена относительной свободы, процесс возрождения приходских общин встретил новые трудности. Естественный консерватизм Православной Церкви порой играет здесь отрицательную роль. Традиции и уклад жизни приходов, сложившиеся вследствие определённых исторических факторов на протяжении нескольких десятилетий, начинают восприниматься чуть ли не как святоотеческие, искони православные. В результате, некоторые из настоятелей приходов боятся что-либо менять на своём приходе, в том числе, созидать общинную жизнь.

Сегодня уже становится очевидным, что внимание церковной общественности важно переориентировать с возрождения внешних церковных форм и попечения о материальном благосостоянии на созидание общинной жизни и творческую церковную работу.

Происходящие сейчас в Церкви и обществе процессы дают нам право смотреть в будущее с оптимизмом. Несмотря на все сложности, люди с надеждой обращают свой взор в сторону Церкви, количество приходов увеличивается, в том числе, и за счёт молодёжи. Пройдя через неофитство как через естественную болезнь роста, люди обретают истинные смысл и радость жизни в любви ко Христу и единении с Ним, возрождается миссионерская и катехизаторская деятельность, растёт уровень церковного самосознания. Вера, укоренённая в словах Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18) даёт нам силы для исполнения христианского служения ближним.

Приложение

Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки.

Примечания

1. Анастасий Янулатос. Литургия после литургии.

2. Прот. Александр Шмеман «Евхаристия: Таинство Царства», с. 299.

3. Речь Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси на торжественном акте по случаю присвоения ему учёной степени доктора богословия honorius causa Тбилисской Духовной академии во время визита Его Святейшейства в Грузию 27 апреля – 1 мая 1996 г. См.: Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 1 июля 1996 г., с.3

4. Отзывы епархиальных архиереев, III, 443.

5. Епископ Феофан. Душеполезное чтение №10. М., 1896 г., ч. III. с. 462-463.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II «Подлинный старец бережно относится к каждому человеку» 6.

7. Например, краткие пояснения перед важными моментами богослужения.

8. Евангельские и апостольские чтения желательно читать лицом к народу.

9. Речь Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси на торжественном акте по случаю присвоения ему учёной степени доктора богословия honorius causa Тбилисской Духовной академии во время визита Его Святейшейства в Грузию 27 апреля – 1 мая 1996 г. См.: Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 1 июля 1996 г., с.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ
пособие для настоятелей приходов

(автор — протоиерей Константин Островский;
под редакцией иеромонаха Лазаря (Беломоина))

Задача данного пособия — помочь настоятелям приходов Московской епархии в решении организационных вопросов, которые во множестве возникают в приходской жизни.

В обществе постоянно происходят какие-то перемены: издаются новые законы и иные нормативные акты, происходят структурные изменения в системе государственного и муниципального управления, меняются обычаи и тому подобное. По этим и другим причинам не обходится без перемен и в церковном управлении. Поэтому следует учитывать, что настоящее пособие в общих чертах отражает конкретную ситуацию в Московской епархии на первый квартал 2013 года.

В значительно большем объёме и более подробно материал настоящего пособия изложен в разделе «Организация приходской жизни» на сайте Епархиального отдела по реставрации и строительству по адресу http://eorest.ucoz.ru. Там же можно найти большое число документов, образцов, бланков и другой полезной для ведения приходских дел информации.

Очень многие официальные материалы размещены и регулярно обновляются на официальном сайте Московской епархии по адресу http://www.mepar.ru.

+

Деятельность приходского священника

Священник – руководитель и врач душ целого прихода. Приход -его дети. На будущем Суде Господнем он обязан будет явиться с паствой своей. И блажен он, если сможет сказать: «Се аз и дети мои». Не расхитил их волк, не украл их души диавол. И горе ему, если растеряет он овец своих. Великое ответственное служение. «Люди священство считают служением маловажным и обыкновенным», но оно «дорого ценится Христом», говорит Златоуст. Великой «чести удостоила священников благодать Духа… Люди, живущие на земле, поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам» (О священстве. Златоуст. Слово II и III). Но какими средствами может священник подчинить своему влиянию приход, как он может добиться, чтобы его слову внимали и шли за ним, как за пастырем, к вечному спасению.

Само собою разумеется, нужно, чтобы сам священник горел верой и желанием спасения. Только горящий может вложить огонь в иные души. Нужна личная святость пастыря (в меру сил человеческих); скажем умереннее – личное стремление пастыря к тому, чтобы вырасти духом в «мужа совершенна». Тот, кто молится за всю вселенную и умилостивляет Бога за грехи всех, тот каким сам должен быть? Он должен во всем превосходить всех, за кого молится. «Подумай, – говорит Златоуст, – какими должны быть руки, совершающие эту службу, каким должен быть язык, произносящий такие слова, кого чище и святее должна быть душа, приемлющая такую благодать Духа (О священстве. Златоуст. Слово VI). Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его Дух Святый и чтобы он мог сказать: Живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал.2:20). «Душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать и просвещать души взирающих на него». «Он должен охранять душу свою от всякой нечистоты и соблюдать неповрежденную духовную красоту» (Там же).

Но это требование от пастыря так явно и очевидно, что нет нужды долго останавливаться на нем. Поговорим о иных свойствах пастыря, какими дополняется сила, влияние христиански настроенной души.

Задача пастыря – врачевание душ. Но чтобы врачевать души, нужно знать их болезнь. Посему пастырь должен изучить своих пасомых, их болезни и нужды. Он должен знать каждую душу, так как иначе он будет врачевать не по болезни. Дело врачевания – трудное дело. Есть два рода пастырей, которых хвалят сыны человеческие. Одни умеют ладить со всеми, со всеми в мире. По-видимому, это истинные миротворцы. Но когда присматриваешься к жизни прихода, то спрашиваешь себя с недоумением: не лжепророк ли этот священник вроде тех лжепророков Израиля, которые говорили «мир, мир», а мира нет. Многое есть в приходе, что должно бы вызвать работу пастыря-пророка, иногда обличителя, иногда устроителя, и этой работы нет. Пастырь, видно, ищет мира и тишины за счет дела устроения прихода и душ чад своих.

В другом месте пастыря называют ревностным слугой Божиим, обличителем, Нафаном, не зрящим на лица и звания. Но, к удивлению, и здесь в приходе не множится порядок и жизнь христианская, а, наоборот, уменьшается, смущается раздорами и распрями. Почему это?

А потому, что для того, чтобы священник имел истинное благостное влияние на приход, ему нужна не одна пастырская дерзновенность, но и мудрость, не одно миролюбие, но и любовь к совершенствованию чад своих.

Священник должен быть мудр. Внимательно со всех сторон наблюдает он состояние души своих пасомых с разнообразными свойствами их личности и различными состояниями их духовной жизни, требующими от священника тщательности. И врачевание должно сообразоваться с расположением грешников. Осторожно и умело пастырь пользуется теми немногими средствами, которые имеет он в своем распоряжении. По представлению Григория Великого, тот из пастырей враг Искупителя, кто домогается не столько заслужить любовь Его или исполнить свой долг, сколько восхитить у пасомых привязанность и расположение к себе. Не может быть и истинным другом и отцом для своих пасомых, отвечающих своему званию, тот слабый пастырь, который, «опасаясь потерять у своих подчиненных расположение к себе, не предпринимает никаких мер к исправлению нравственных недостатков, замечаемых в них, а иногда даже позволяет себе лестью и угодничеством потворствовать тому, что надлежало бы ему порицать и осуждать. К таким пастырям можно отнести следующие слова пророка: «Горе сшивающим возглавийцы под всякий локоть руки, и сотворяющим покрывала над всякую главу всякого возраста, еже развратити души» (Иез.13:17). Он может быть смел в обличении, истинным свидетелем истины. Посмотрите на Предтечу Иоанна. Разве Иоанн Креститель изобличал бесчинства при дворе Ирода в проповеди, пользуясь неясными общими намеками? Тогда, быть может, ему простили бы, сказали бы: «Пророк говорил, как подобает говорить пророку, он исполнил свою обязанность». И, без сомнения, не стали бы больше тревожиться. Но что смущало, беспокоило, раздражало, и чего не могли простить, так это слов Иоанна, которые он говорил Ироду прямо в лицо, без всяких ораторских предосторожностей, как некогда Нафан говорил Давиду: «Этот человек -ты». Он говорил истину, не боясь даже смерти, не думал о том, понравится или не понравится его речь, – такой и должна быть речь пастыря. Но, не заботясь о том, понравится речь или нет, нужно думать и много думать, полезна ли будет речь…

«Смелость пастыря должна быть соединена с осторожностью. Не для всех одинаково должно быть пастырское слово. Для иных, – говорит святой Григорий Богослов в своем известном слове о священстве, или в апологии своего бегства, – нужен бич, а для других узда; ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру, и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим далее цели, и таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово… Одних исправляет увещание, других – выговор, и последний или по всенародном обличении, или по тайном вразумлении. Ибо одни привыкли пренебрегать вразумлениями, сделанными наедине, но приходят в чувство, если укорят их при многих; другие же при гласности обличений теряют стыд, но их смиряет тайный выговор, и за такое снисхождение к себе воздают они благопокорностью. Иные, надмеваясь мыслью, что дела их тайны, о чем они заботятся, считают себя умнее других, и в таких надобно тщательно наблюдать все, даже самые маловажные поступки; а в других лучше иного не замечать и, как говорится, видя не видеть, слыша не слышать, чтобы, подавив их ревностью обличений, не возбудить к упорству и напоследок не сделать дерзновенными на все, истребив в них стыд, – сие средство ко внушению способности» (Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х т. Св-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т. 1. С. 34–35 – Ред.). Согласно с этим, особенную разборчивость в обличениях советует соблюдать пастырю другой св. Григорий, папа Римский, именуемый Великим и Двоесловом. «Поэтому, когда мы заметим после обличения, что поразили слушателей своих через меру, более надлежащего, тотчас должны с сознанием прибегнуть к покаянию и со слезами просить у Господа прощения в том, что от неосмотрительной ревности по Его святом законе согрешили, прося иногда извинения и у тех, кого этим, может быть, обидели».

Но более всего нужно бояться того, чтобы к обличению не примешивалось личное чувство, личное раздражение. Малейший признак того, что в своих отношениях к прихожанину священник руководится чувством личной обиды и что в его обличение примешивается признак того, что сюда вмешивается нечистое побуждение личного самолюбия, изменяет действие обличительного слова: отшатнется и закроется впечатлительная душа от такого обличения и будет видеть в нем не столько вразумление, сколько обиду для себя; вместо теплого умиления оно может вызвать в обличаемом недовольство, злобу и гнев против обличителя.

Согласно ли с духом Евангелия вмешательство пастыря в чужие распри и ссоры? И требуется ли то прямым его долгом? Нередко на этот вопрос отвечают отрицательно. Ссылаются на слова Господа Иисуса Христа, Который отклонил просьбу, обращенную к Нему одним из народа: «Учителю, рцы брату моему разделити со мною достояние. Он же рече ему: Человече, кто Мя постави судию или делителя над вами?» (Лк.12:13–14). Если Господь отстранился от участия в решении тяжбы между братьями, когда Его призывал к этому один из них, то могут ли и должны ли вмешиваться в подобные дела, не входя в противоречие с духом Его наставлений, те, кому Он вручил быть продолжателями Его служения на земле? Нет, слова эти не имеют того смысла, какой в них хотят вложить. Священник не может вмешиваться в дела мирские как власть, как судья, но может и должен войти в споры и распри своих как миротворец, как врач. Священник – врач, он должен навещать всякую больную семью, он должен, как врач, заходить к своим и тогда, когда он не знает, есть ли там больные. Всяким случаем и поводом обязан он пользоваться, чтобы «прослушать» вверенных его врачеванию и дать добрый совет. В особенности он должен пользоваться временами своих служебных посещений, например в праздники для треб. Часто священник после требы остается для трапезы. Нужно пользоваться этим временем для лечения недугов семьи, если они ему ведомы, или для предупреждающей доброй беседы. «Не грешно разделять трапезу любви, когда предлагает ее любовь прихожанина, если это позволяет время», – говорит один писатель. Но вот это-то время не должно бы пропадать совершенно даром, если священник хочет отвечать своему призванию. Не в бражничестве, не в пустых беседах, не в каком-либо балагурстве должно проявляться это общение любви пастыря с пасомыми. Пастырь Церкви никогда не должен забывать, что он пастырь, особенно когда он приходит в дом прихожанина по вызову церковного обычая и для совершения церковной требы, хотя бы он после совершения этой требы принимал участие и в простой трапезе. Сознание этого должно давать тон и направление его беседе и всему его поведению. Чем ближе его общение с прихожанами при этой трапезе, тем сердечнее и внушительнее может быть его беседа.

Высшая цель пастырства – духовная, спасение людей во Христе при помощи богодарованных Церкви средств. Следовательно, забота о душе, о духовном и небесном должна всегда стоять на первом месте пастырской деятельности.

Но человек есть существо психофизическое, состоящее из души и тела. Каждый по собственному опыту знает, какая тесная связь существует между этими половинами человеческой природы: одна влияет на другую, и сама в своем развитии зависит от другой. Если дух господствует над телом, то, с другой стороны, и состояния тела не безразличны для духа. Однако эта сторона часто очень низко оценивается в пастырском деле. Опекая лишь душу пасомых, пастыри недостаточно обращают внимание на их тело, на их материальное благополучие. Пастырская энергия, ограничиваясь лишь сферой духовных интересов и духовных средств воздействия, часто становится односторонней и потому мало продуктивной по результатам. Христос Спаситель, томимый голодом после сорокадневного поста в пустыне, на коварное предложение диавола обратить камни в хлебы ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Но Он же Сам потом, снисходя к нуждам своих слушателей, чудесным образом насытил их двукратно в пустыне; напитав их душу духовной пищей, не забыл и тело. Этот пример Христа Спасителя должен иметь законоположительное значение и для пастырей, указывая им, кроме непосредственного духовного воздействия на паству, еще и другой путь – воздействие на дух чрез посредство тела. На этом основании заботы пастыря о земном, о материальном благополучии пасомых не унижают высокого достоинства пастырства, не отклоняют пастырской деятельности от ее высокого и святого предназначения, а лишь расширяют сферу и умножают средства пастырского воздействия. Весьма поучителен в этом отношении пример наших монастырей: исполняя свое назначение – жить в Боге и для Бога, они свои великие духовные силы и дарования проявляли не только в области внутренней – в подвижничестве и в религиозно-нравственном самосовершенствовании, но и в области внешней – хозяйственно-экономической, чем и объясняется их общепризнанное великое культурно-просветительное и историческое значение в судьбах нашего отечества.

В сфере материальных отношений наша эпоха стоит под знаком экономизма, характеризующегося необычайным развитием капиталистической культуры, с одной стороны, и не менее быстрым обеднением широких народных масс – с другой. Вопрос о богатстве и бедности близко затрагивает и волнует все классы общества, и экономическая проблема стоит в центре понимания современного человека. Никогда еще вопрос о хлебе насущном не ставился с такой остротой, как в наше время, когда громадному большинству людей нужно напрягать до крайности все силы, чтобы не умереть с голоду. Здесь именно в значительной степени лежит причина нравственного упадка и огрубения нашего народа, о чем так красноречиво говорит сама жизнь. Поэтому нравственное оздоровление народа возможно прежде всего при условии устранения нищеты и обеспечения ему необходимого материального достатка. Лучшие люди, государственные и общественные учреждения давно уже сознали это и энергично вступили на борьбу с народным обнищанием – учреждаются кассы взаимопомощи, кредитные товарищества и различные организации кооперативного характера, удешевляются орудия земледельческого труда, популяризуются знания техники и различных производств и культуры земли и т.п. Ошибочно думать, что вся эта материально-техническая сторона жизни лишена высокого идейного характера и потому должна быть чуждой людям, призванным заботиться лишь о духовном удовлетворении и духовных интересах своих ближних. Пастырь, по примеру апостола, должен быть «всем вся» (1Кор.9:22); следовательно, во имя высоких этических задач своего служения, он и в сфере материальных отношений должен проявлять свою пастырскую энергию и заботливость. Этим, в силу современных условий жизни, он может сделать свою пастырскую деятельность более продуктивной и содействовать духовному благу своей паствы не менее, чем чрез словесное, хотя и одушевленное, поучение и наставление.

Пастырь ближе всех стоит к народу, ему лучше всех ведомы его нужды. К кому, как не к своему батюшке, естественнее всего обратиться прихожанину за разъяснением, советом, указанием, помощью, тем более что в глухой деревне зачастую священник является единственным представителем образованности во всех ее видах. Прихожанин ждет от своего пастыря не только слова спасения, но и хлеба или содействия в его получении. На этом пути создаются и крепнут тесные отношения и связь прихожан со своим духовным руководителем, вырастает в их глазах его авторитет и значение, а через это расчищается и удобряется почва для благотворного пастырского воздействия.

Заботясь о душах прихожан, священник, если он хочет приобрести влияние на приход и его уважение, обязан думать и об их телесных нуждах, говорит св. Григорий Двоеслов в своем правиле пастырском. «Нельзя одобрить тех пастырей, которые посвящают свои занятия исключительно одним духовным предметам, так что внешние нужды паствы для них как бы не существуют. Следствие этого бывает то, что пасомые, не видя в них сочувствия к своим нуждам, остаются, в свою очередь, равнодушны и к ним, пренебрегая большею частью их пастырскими наставлениями… Выслушивая из уст их обличения своего невежества и своих поступков, но не видя сочувственного сострадания к своим немощам и нуждам настоящей жизни, они неохотно слушают их духовные беседы, а еще менее выполняют то, что им внушается в них… Поэтому пастырям необходимо заботиться и о невинных средствах к процветанию внешнего благосостояния членов своих паств, если для них вожделенно, чтобы и внутреннее их благочестие тем более процветало». Тем более необходимо живое соучастие в делах прихода в наши дни, когда мир, народ не хочет видеть в священнике только требоисправителя, но руководителя по всем сторонам жизни.

Первое дело священника, конечно, руководство организацией в приходе благотворительного дела. В древней Церкви для дела благотворения была учреждена даже особая степень диаконов, которые для того, главным образом, и поставлялись в Церкви. Они должны были принимать заявления со стороны ищущих пособия, сами разведывать, кто где нуждается в какой помощи, сообщать об этом представителю Церкви и потом передавать церковное пособие тем, кому, по соображению нужд, предстоятель церковный найдет возможным помочь из церковных средств. Когда открывались какие-либо чрезвычайные бедствия, вроде голода, моровой язвы, нашествия варваров и пленения многих из граждан, и не доставало средств, собираемых в церковную сокровищницу, для удовлетворения вопиющим нуждам и для облегчения участи страдальцев, тогда ревностные из пастырей по побуждению сострадательной любви употребляли прямое достояние церковное, продавали золотые и драгоценные сосуды, нужные для отправления богослужения, и на вырученные отсюда деньги старались облегчить бедствия, каким в тяжелую годину подпали члены христианской общины. Так св. Василием Великим устроена была в Кесарии Каппадокийской больница, названная по имени устроителя Василиадою; в эту больницу принимались люди, подверженные какой-либо тяжкой болезни, например зараженные проказой, в ней св. Григорий Богослов говорил свое замечательное слово о любви к бедным в 373 году. Такую же больницу устроил в Константинополе другой великий святитель – св. Иоанн Златоуст. Позднее и даже теперь в греческом приходе и у нас в старом русском богадельня (дом для бедных) была необходимой принадлежностью прихода. Теперь, по обстоятельствам жизни, участие священника может быть разнообразнее и шире. И эта дорога обязательна для пастыря, потому что, как мы сказали, по св. Григорию, с этим связано и дело спасения душ. Но в этой работе пастырь не должен выдвигать себя на первый план: он должен делать все трудом и советом всей своей паствы.

Пусть та или другая светлая мысль вышла не из моей головы, а из головы мирянина, пусть то или другое доброе святое дело принадлежит не моей инициативе, а инициативе моего доброго прихожанина, все равно -пастырь без гордости и упрямства обязан для славы имени Божия и для пользы Церкви воспользоваться тем и другим, потому что искание Царства Божия и правды его – обязанность всякого сына этого Царства, будь то пастырь или простой мирянин. А когда то или другое доброе стремление общества и прихода не находит сочувственного отклика в душе пастыря, этот последний не только перестает пользоваться вниманием и уважением общества, он роняет и самое дело Христово. Ведь если Сам Господь всякому добру вспомоществует, то неужели ближайший служитель Его не призывается к тому же самому? Не обижаться, не завидовать и не упорствовать должен пастырь Церкви, когда видит, что мирянин лучше его делает дело христианской любви и знания; напротив, как истинный отец, он должен радоваться этому и всячески стараться привлекать к делу Церкви как можно большее число мирян-работников. К этому обязывает самая идея Церкви как Тела Христова, а ведь по этой идее Церковь состоит не из одних клириков, но и из мирян.

В общей работе – гарантия того, что приход не станет противодействовать пастырю, будет уважать его. Гарантия успеха – дело, над которым почиет благословение Господне.

ПРИКАЗ БОЛЬШОГО ПРИХОДА

Смотреть что такое «ПРИКАЗ БОЛЬШОГО ПРИХОДА» в других словарях:

  • Приказ Большого прихода — Приказ Большого прихода, или просто Большой приход, как он назван у Котошихина, является в первый раз в 1573 г. В нём сидели окольничий и два дьяка. Доходы приказа были свыше 500 тыс. руб. и составлялись из сборов с лавок, с гостиных дворов в… … Википедия

  • ПРИКАЗ БОЛЬШОГО ПРИХОДА — 1534–1699, «ведал сбором налогов, преимущественно военного назначения: на городовое, засечное и пороховое дело; заведовал сбором таможенных пошлин, а иногда и ямских денег» (28) … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

  • Приказ каменных дел — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия

  • Приказ (орган управления) — У этого термина существуют и другие значения, см. Приказ. Приказ в Москве. Александр Янов Приказы органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особы … Википедия

  • Приказ Большой казны — один из центральных государственных органов России 17 начала 18 вв. Генетически связан с ведомством царской казны («Казённого двора»), возникшим в конце 15 начале 16 вв. Образован в январе 1622 в ходе мероприятий, проводившихся… … Большая советская энциклопедия

  • Приказ Большой казны — Неволин относит учреждение его ко времени Иоанна III, хотя достоверно известно его существование только в царствование Иоанна IV. Ведал его тот же боярин, что и стрелецкий приказ, с ним были в товарищах думный дворянин и 2 3 дьяка. Приказ этот… … Википедия

  • ПРИКАЗ БОЛЬШОЙ КАЗНЫ — Большая казна, центр. финанс. учреждение России 17 нач. 18 вв. Создан в 1621/22 по инициативе патриарха Филарета для руководства гос. х вом. В его ведении находилась казенная пром сть, торговля и торг. население (гости, торг. люди гостиной и… … Советская историческая энциклопедия

  • Земский Приказ — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия

  • Монастырский Приказ — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия

  • Новая четверть (приказ) — Новая четверть или Приказ новыя четверти существовала уже в 1597 году и названа так, по всей вероятности, в отличие от других существовавших тогда четвертей. Четь от слова четверть. После взятия Казани к существовавшим Владимирской, Новгородской… … Википедия