Притча что такое

Жанр — притча

Иногда поэтическое произведение автор выполняет в жанре «Притча». Жанр очень интересный, требующий от автора и огромного умения и глубины мысли, но очень выигрышный: такие стихи интересны для читателя и написанные хорошим языком надолго остаются в его памяти. Но прежде чем создавать притчу, необходимо понять, что это такое и как ее писать.
ПРИТЧА — короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. У нее две существенные особенности:
1. Обобщение. То, о чем говорится в притче, можно применить к разным жизненным ситуациям.
2. Передача мироощущения. В построении притчи отражается не частный эпизод, а мироощущение людей, которые начали познавать мир.
Притчей зачастую называют сюжет, содержащий напутствие слушающему или читающему. Рассказанное событие имеет притчевый вид только тогда, когда в его контексте проступает: делай так, а не иначе.
Возник жанр притчи на Востоке, в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями или аллегориями. АЛЛЕГОРИЯ (от греческого allos — иной, agoreuo — говорю) — это сказание, в котором за конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение. В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл — урок для всех людей, но увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим.
С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские сюжеты и сочиняли свои. Правда, их порой путали с БАСНЯМИ. Еще в 18 веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал «Притчи». Притчи и, правда, похожи на басни, но это не одно и то же.
ПРИТЧА — это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует ее наставлениям. В притче как бы соединяются два плана — видимый и невидимый, так же, как и во всех евангельских повествованиях, как и в жизни Христа. Всем виден внешний план, но редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха — самый главный, то, ради чего все написано или рассказано.
В конце басни обязательно содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Более подробно о басне мы с вами поговорим в другой статье.
Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни «характера». Это некий отвлеченный человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это «человек вообще». Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.
Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и Бог. Нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча была рассказана.
В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам («Притчи Соломоновы», «Евангельские притчи» и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к «высокому штилю». К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник» (1936):
«Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь не слишком ли нага?»…
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!»
Современные литераторы включают притчи в современные художественные тексты, что помогает раскрыть суть самих произведений, ответить на основные вопросы, задаваемые автором. Жанр притчи в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности. Поэтому использование притчи помогает разрешению или, наоборот, созданию конфликта художественного произведения, расширяет рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план. Иногда рифмованные притчи пишутся сами по себе, как отдельное поэтическое произведение в жанре «Притча» , но требования к ним все те же. Повторим их еще раз.
Жанровые признаки притчи:
1. Малый объем.
2. Форма сказа.
3. Кольцевая композиция (иногда).
4. Сюжет из обыденной жизни.
5. Иносказание в сюжете.
6. Отвлеченное понятие в спрятанном во внешнем сюжете тема.
7. Нравоучение.
И все-таки, главный вывод, к которому мы приходим, изучая особенности данного жанра, это то, что притча, и особенно — евангельская притча, это произведение, которое открывает бесконечный простор для понимания, тогда как в других дидактических жанрах проповедуется однозначная, не допускающая иного прочтения идея или мораль. Литературная притча лишь приглашает к размышлению, иносказательность и поучительность в ней могут проявляться по-разному, иногда можно говорить о притчевом начале в литературном произведении, как например, в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Милостыня».
А теперь было бы полезно разобрать произведения, написанные в жанре рифмованной притчи. Я сделаю это на примере конкурсных произведений пакета «Рифмованная притча», («Тематический конкурс МФ ВСМ, Председатель Жюри и организатор — Алмиханд, сентябрь 2014г)
Но об этом — см. http://www.stihi.ru/2014/09/15/7126

Как приготовить рыбу?

Вопрос о том, как приготовить рыбу, как оказывается, для многих сродни сложной теореме. Как ни печально, в России, где традиции приготовления рыбных блюд процветали и оттачивались столетиями, сейчас правильно готовить рыбу умеют немногие. Наши повара частенько грешат тем, что превращают вкусный и деликатный продукт, которым является рыба, в сухую подошву, вкус которой потом пытаются исправить луком или майонезом — с предсказуемым результатом. Между тем, рыбу можно и нужно готовить так, чтобы она стала главным гастрономическим воспоминанием месяца. Для того, чтобы облегчить эту задачу, я предлагаю вам антологию рецептов о том, как приготовить рыбу.

Если вы с рыбой не «на ты», нелишне будет напомнить, что рыба — не мясо: один и тот же рецепт всегда можно приготовить с разными видами рыбы, так что пусть название вроде «Сибас с розмарином» не пугает, если вдруг в вашем холодильнике вместо сибаса оказалась другая рыба. В сущности, в любом рецепте принципиальны только следующие моменты:

  • Филе или целая рыба? Филе — тоньше, в нем нет костей, а значит, и времени на его приготовление уйдет гораздо меньше. Если же вы все-таки соберетесь готовить целую рыбу по рецепту для филе, увеличьте время приготовления. То же самое касается и стейков.
  • Морская или речная рыба? Считается, что в морской рыбе не бывает паразитов, поэтому из сырой речной рыбы не готовят севиче, сашими, карпаччо и так далее. Кроме того, морская рыба более богата полезными веществами и, как правило, менее костиста — но в целом заменить морскую рыбу речной в большинстве случаев можно.
  • Рыба с белым или красным мясом? Рыба семейства лососевых более жирна, и имеет отчетливо другой вкус, нежели рыба с белым мясом. По этой причине по рецепту семги вполне можно приготовить форель или горбушу, а вот кефаль или дораду лучше приготовить иначе.

В остальных случаях замены допустимы. Разумеется, это не означает, что карась и черная треска одинаковы на вкус, но для начала, повторюсь, эти нехитрые правила — все, что вам нужно.

Ну а теперь, когда вы пополнили свой багаж новыми полезными знаниями о том, как приготовить рыбу, переходим к самому главному — к рецептам.

Рыбные закуски

Любой полноценный прием пищи принято открывать закусками, и наш случай не исключение — ведь из рыбы можно приготовить множество несложных и деликатесных закусок. Среди таких — семга слабой соли или копченая рыба, чуть больше времени требуют рилетты из лосося и террин из семги с зеленым горошком.

К закускам несомненно относятся и салаты — классический салат «Нисуаз», еще один вариант салата с консервированным тунцом, и салат с копченой рыбой.

Жареная рыба

Если вы не знаете, как приготовить рыбу, просто пожарьте ее. Этот способ приготовления подходит для любой рыбы (хотя, конечно, попадаются неприятные экземпляры, которые норовят расползтись на сковороде), и привносит в пресноватый вкус рыбы новые нотки.

Прежде всего жарить следует мелкую рыбу — жареная корюшка или жареная ряпушка улетят с тарелки целиком, остаются только головы. Точно также можно пожарить любую другую мелочь — пескарей, снетков, мойву и так далее, получится просто объеденье.

В случае с более крупной рыбой лучше жарить филе — жареное филе семги, жареное филе дорады, жареный судак, если вы их не пересушите, будут очень хороши. Филе любой другой рыбы готовится схожим манером.

Запеченная рыба

Запекать можно как целую рыбу, так и филе. Как правило, это самый простой способ приготовления рыбы — мороки минимум, а результат подчас получается шикарный. Например, вы можете запечь филе форели, филе белой рыбы с помидорами и фенхелем, или рулетики из палтуса.

Целая рыба, на мой взгляд, запекается еще лучше, и таких рецептов на моем сайте великое множество. Запеченная форель, cибас с розмарином — по этим рецептам вы можете приготовить любую рыбу с красным и белым мясом. Еще один рецепт — рыба, запеченная в соли, позволит получить не только вкусное кушанье, но и, при желании, удивить гостей или домашних, подав рыбу прямо в соляном «панцире» и ловко разделав ее прямо за столом.

Рыба на гриле

На гриле тоже можно готовить как целую рыбу, так и филе. Как приготовить рыбу на гриле? Очень просто! Для этого нужна сковорода-гриль, газовый гриль или уличный мангал, и сама рыба — лучше всего, если она будет довольно жирной. Стейк из семги на гриле, тунец на гриле и даже хорошо всем нам знакомая скумбрия на гриле раскрываются во всей своей красе.

Отварная рыба

Отварная рыба — пожалуй, едва ли не самое диетическое блюдо в мире, но и такая пища может быть очень вкусной. Самый полезный способ варки — отварить рыбное филе на пару. Если же вы вознамерились отварить рыбу в жидкости, вместо воды лучше взять рыбный бульон или белое вино: форель, припущенная в белом вине, получается чудо какой вкусной.

Запекание в пергаменте на первый взгляд вроде бы нужно отнести к запеченной рыбе, ан нет — при таком способе приготовления рыба получается ближе к отварной, чем к запеченной. Приготовьте рыбное филе в пергаменте, и обязательно попробуйте форель, запеченную в пергаменте, вы не пожалеете!

О соусах

В заключение хотелось бы добавить пару слов о соусах. Когда я подаю рыбу, чаще всего я готовлю к ней соус, который раскроет и дополнит ее нежный вкус. Рыба с соусом — это даже не в два раза вкуснее, чем рыба без него, а раз в десять!

Листая рецепты, вы увидите, что практически каждый из них содержит указания по приготовлению соуса, быстрого и вкусного: польский соус к рыбе, сливочный соус с креветками, соус айоли и так далее, всего не упомнишь. Не стесняйтесь экспериментировать, подавать соусы к разной рыбе, вносить в них свои изменения и так далее, от этого всем будет только лучше. Если же вдохновение вдруг иссякнет — добро пожаловать в мой Каталог рецептов, который работает для вас круглосуточно и без выходных.

Приятного аппетита!

Притчи

Притча открывает большую свободу для интерпретации. Она более философская по своему складу. В ней меньше однозначности по сравнению с басней. По смысловой направленности она может быть гораздо сложнее, а по форме — проще; также в притче не всегда присутствует чётко выявленный сюжет. Можно сказать, что иногда его нет вообще. Этим отличаются «минималистичные» притчи. Однако у многих коротких притч есть сюжет, но в сжатой форме, что позволяет читателю максимально сосредоточиться на смысловом подтексте литературной формы, нежели на филигранной проработке образов персонажей или ситуаций.

Что означает притча

Παροιμία (с греческого переводится как ‘припутное’) являлась кратким изречением, в котором выражалось жизненное правило, мудрость в сконцентрированной форме. Обычно это греческое слово применялось к библейским историям в виде таких притч, как притчи Соломона.

Другое слово Παραβολή уже означает более объёмное по форме сочинение, где за основу взяты ситуации из повседневной жизни, но через них иносказательным образом выражены высокие духовные понятия. Такие произведения были прежде всего предназначены для простых людей, чтобы облегчить им понимание умозрительных концепций, и через притчу-параболу сделать их доступными для восприятия. Притча в какой-то мере «снисходит» до уровня неподготовленного к философским понятиям читателя.

Иначе притчу ещё называют параболой, что и означает второе определение, представленное на греческом языке выше. Есть несколько гипотез по поводу происхождения слова. Тут и ассоциации с фигурой, т. е. рассказ, как «фигура». Есть и прямые указания на то, что строение литературного жанра притчи или параболы напоминает форму математической параболы. Начинается будто бы ниоткуда, издалека, затем повествование быстро приходит к критической точке, где происходит ключевой момент притчи, и затем идёт возвращение к тем мотивам, с которых начинали.

Слово «парабола» стали употреблять со времён Аристотеля, и в дохристианские времена её значение было близко аллегории и загадке. Многие из тех литературных терминов, которые мы сейчас разделяем, воспринимались как одно понятие. Под параболой подразумевались такие понятия, как басня, пословица, афоризм, эпиграмма. То, что объединяло эти понятия между собой, так это краткость изложения или включение сравнения во внутреннюю структуру композиции.

Интересные притчи, или параболы, в литературе

Парабола, или по-русски — «притча», пользовалась популярностью в XIX веке, но выделилась в отдельный жанр несколько позже, в XX-м веке, во многом благодаря произведениям Ф. Кафки и Б. Брехта. Из короткого произведения, каким считалась парабола, она стала больше походить на крупную литературную форму. «Повелитель мух» Голдинга, «Старик и море» Хэмингуэя, «Скотный двор» Оруэлла и другие произведения прошлого века пополнили сокровищницу романов-притч, иначе говоря, романов-парабол.

Однако по-прежнему наибольшей популярностью пользуются интересные фольклорные притчи. Народная мудрость, пронесённая через века, мало кого оставит равнодушным, а принимая во внимание то, что парабола многослойна, в подтексте есть несколько уровней, которые к тому же можно интерпретировать по-разному. Иногда приходится долго думать над поставленным в параболе вопросом, потому что всё не так однозначно, как кажется, и бывает очень интересно взглянуть и перечитать одну и ту же притчу через какое-то время, чтобы понять скрытое значение, которое она в себе несёт.

Если мы обратимся к фольклорной традиции, то перед нами предстанет огромный выбор притч народов мира: западные и восточные, греческие, индийские, христианские и суфийские, древние и современные. Каких только нет! Этот жанр действительно не остался незамеченным, пожалуй, ни одним народом, у которого было развито литературное творчество.

Чему учат притчи: короткие притчи, мудрые притчи

Короткие и мудрые притчи — это концентрат мудрости. То, чему они учат, часто можно до конца понять только после долгого времени, посвящённого их переосмыслению. Но, даже прочитав первый раз, мы всегда извлекаем для себя большую пользу, потому что притча – это учитель жизни, которого не встретишь лицом к лицу, но он всегда рядом, на страницах книги притч. Иногда с течением лет мы смотрим на произведение совершенно по-иному: то, что в юности мы понимали одним образом, в середине жизни переосмысливается, и наши взгляды коренным образом меняются, а ещё через какое-то время даже то, что уже было переоценено, рассматривается снова под другим углом. Этот процесс переоценки ценностей говорит нам только о том, что даже взгляды человека на бытие не могут быть неизменны в течение всей его жизни.

Один из мудрецов когда-то сказал, что тот, кто не меняет мнений, либо умер, либо дурак. Человек растёт, и его мировоззрение не стоит на месте. Взгляды становятся шире, во многом он становится терпимее, потому что жизненный опыт раскрывает глаза на то, что раньше воспринималось только с точки зрения максимализма, как чёрное или белое. Чем больше человек познаёт в жизни, чем с большим количеством людей встречается, тем более расширяется и его кругозор. Он принимает и понимает различные стили жизни других без осуждения, потому что начинает действительно понимать, что личность на Земле — это часть всеобщей мозаики. Но для того, чтобы эта мозаика получилась многоцветной и разнообразной, нужны все цвета, т. е. не обойтись и без тёмных оттенков.

Когда мы рассматриваем узор вблизи, мы оцениваем его по-другому. Мы слишком увлечены деталями, чтобы ухватить целый образ, а он виден только со стороны. То, что человеку, находящемуся рядом с фрагментом, кажется неприглядным и нелепо расположенным, на расстоянии будет выглядеть как занимающее своё место, только ему предназначенное.

Это так же, как любоваться метровыми полотнами Тициана или Рембрандта, стоя на расстоянии вытянутой руки от них. Чтобы оценить красоту творения, нужно сделать шаг назад и тогда целостность и выстроенность композиции откроется взгляду, потому что вы перестали смотреть лишь на небольшой фрагмент, отдалившись физически, вы приблизились мысленно и духовно. Это во многом сходно и с постижением произведений иносказательного характера, таких как басни и притчи.

Для того чтобы воспринять их во всей полноте, нужно отойти от них, отложить на время их чтение, но потом вновь к ним вернуться. Кто-то возвращается по случайному стечению обстоятельств через годы, кто-то целенаправленно делает вторую и третью попытки через определённое время и находит для себя совсем новые аспекты, казалось бы, давно понятого произведения.

Как понимать поучительные притчи

В том, как понимать поучительные притчи, многое зависит от восприятия. Наша психология – ключ хоть и не ко всем в мире вещам (т. к. есть и более высокие понятия, которыми заправляют не психические процессы), но к большей их части, и восприятие одно из них. В зависимости от того, на какой ступени психо-духовного развития вы находитесь, с той позиции вы и будете подходить к осмыслению притчи, такой смысл вы в ней и увидите. Необычность и уникальность притчи состоит в том, что она всем возрастам покорна, и вы, находясь на новом отрезке своей жизни, с каждым разом обращаясь к своим любимым притчам, будете открывать в них для себя что-то новое. Однако это будет происходить не по причине того, что в прошлый раз вы невнимательно читали. Притча тем и привлекательна, что это не парочка томов великих русских классиков, которые можно осилить только в течение некоторого времени, просто в её ёмкой форме заложено настолько много, что этой смысловой нагрузки хватило бы и на более масштабную литературную форму.

Притча не требует от читателя больших временных инвестиций. Она, своего рода, полезный «фастфуд», но в том смысле, что на её освоение не нужно тратить много времени, зато её «коэффициент полезности» для ума и души будет повыше самого лучшего витаминно-минерального комплекса. Притча — еда концентрированная. Много за раз употребить не удастся, а если и получится, то нужно всё это усвоить, обдумать и осознать. Вот на это и нужно время. Одну прочитал, и пища для ума есть на весь день, а может быть и дольше. Перечитал — и опять нашёл что-то новое, потому что посмотрел с другой стороны, а может быть под воздействием иных обстоятельств. Притча хоть и проста, но вместе с тем многогранна, однако грани её скрыты от глаз. Их не увидеть невооружённым глазом. Тут нужен навык. Нужно научиться видеть ценность алмаза, когда он ещё не огранён, потому что, когда он уже в оправе, восхититься сможет каждый, а вот рассмотреть и понять, что за самородок вы держите в руках, сможет только истинный знаток и ценитель.

Так и притча открывает свою подлинную суть и смысл только пытливому и умному читателю, который задумается и полностью осознает скрытый смысл, таившийся за нехитрым сюжетом повествования, а на деле оказавшийся самоцветами мудрости, подчас рассыпанными всего на одной печатной странице.

Притча о везении

Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.