Притвор в храме

Зачем в храме нужен притвор

Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов».

Притвор в современном русском храме — это чаще всего, то место, где люди могут написать записки, оставить верхнюю одежду, где висит доска объявлений, место, где можно просто пообщаться. К сожалению, мы почти забыли, что на самом деле притвор в храме — это особое место. Притвор — образ земли, образ покаяния. Поэтому его чаще всего делали низким, с малым количеством окон. Это место, где может проходить исповедь, по древнему обряду там кладутся входные земные поклоны. Это место оставления земной жизни. Кроме всего сказанного есть еще одно: там находились оглашенные — те люди, которые только готовились принять крещение. Сейчас все это нивелировалось, как таковых оглашенных, которые ходили в храм по полгода, прежде чем креститься, у нас нет, все стало не так жестко. Но, к примеру, в греческих храмах притвор до сих пор играет важную роль. У них притвор — это часть храма, которая соизмерима с самим храмом. Например, на Афоне службы начинаются в притворе. Там читаются часы, затем отодвигаются завесы, открываются двери, и все — монахи и прихожане — входят в храм. Они оставляют все земное, «всякое житейское попечение» и тогда начинается Литургия. Хорошо бы и нам обратить внимание на греческие традиции и возродить свои.

Фото свящ. Константина Пархоменко

НАРТЕКС

Нартекс (гр. νάρθξ) — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.

Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр.

В IV-VI вв. нартекс — большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы.

Экзонартекс — внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII-IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.

В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.

Литература

Значение слова НАРТЕКС в Православной энциклопедии Древо

НАРТЕКС

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Нартекс (гр. νάρθξ) — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть -вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.

Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр.

В IV — VI вв. нартекс — большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII — XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов . Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы .

Экзонартекс — внешняя открытая паперть . В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII — IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.

В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития , крещение , а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.

Литература

Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 2 v. NY — Oxford, 1991. Р. 1438-1439.

Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Р. 32, 361.

Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.

Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.1 (2) М. 1997. С.64-66.

Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб 2000.

Уайбру Х. Православная литургия. М. 2000. С. 13, 84-86, 172.

Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 436.

Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.

Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-.). Л. 1987.

Православный храм: внешнее и внутреннее устройство

Православный храм. Фото: www.spiritualfragranceinc.соm

Формы храма.В древности православные молитвенные дома были разными. Они имели разные формы. Древние храмы имели круглую и восьмиконечную форму.Насегодняшний день наиболее распространенными являютсяпродолговатые и крестообразные храмы.

Купола храма. Каждая церковь должна иметь хотя быодин купол.Есть храмы с тремя, пяти, семи и тринадцати куполами.Купол символизирует горящее пламя свечи, пламя молитвы и стремление христианина к Богу.

Церковные колокола.Православный дом для молитвы должна иметь колокол.Церковные колокола оповещают верующих о начале богослужения, о самых важных моментах церковной службы и так далее.

Крест на храме. На куполе на каждой церкви есть крест. Крест бывает четырехугольной формы – это традиционный крест с одной вертикальной и одной горизонтальной балки. В нижней части вертикальной балки, которая пересекает горизонтальную балку она длиннее, чем верхняя.

Внешнее устройство церкви. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Шестиугольныйкрест – он похожий на четырехугольный крест. Но на нижней вертикальной части есть еще одна наклоненная балка, левый его конец приподнят, а правый опущен вниз. Эта наклонная балка символизирует подставку для ног на Кресте Господнем. Восьмиконечный крест — он выглядит как шестиугольный крест, но на верхней вертикальной балке есть еще одна небольшая табличка, поставленная во время распятия Иисуса Христа. На табличке, на которой на трех языках на еврейском, греческом и латинском, следующие слова: „Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Так же, мы можем видеть и восьмиконечный крест с полумесяцем в нижней части вертикальной балки. Согласно церковному толкованию полумесяц – это якорь, который в эпохе раннего христианства символизировала духовное спасение человека.

Паперть. Внешний притвор. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Внешний притвор.Над входом в Божьем доме, как правило, есть икона или настенный образ покровителя, чье имя он носит. Перед входом в каждую церковьестьвнешняя площадка. Эта площадка, еще называется внешним притвором. Сам вход перед храмом называется папертью.

Церковный двор. Собор Архангела Михаила в Сочи. Фото: www.fotokto.ru

Церковный двор.Каждый православный молитвенный дом имеет свой церковный двор. На его территории может находиться церковное кладбище, где захоронены священнослужители, ктиторы, известные верующие люди, принесшую свою лепту в жизни и делах храма. Кроме того, во дворе у церкви может находиться библиотека, воскресная школа, хозяйственные постройки и др.

Части православного храма. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Внутренняя структура церкви

Каждый храм делится на три части: притвор, среднию часть и алтарь.

Притвор храма. Фото: www.prihod.org.ua

Притвор:Первая часть храма называется внутренним притвором. В древности, в первой части церкви стояли оглашенные, то есть те люди, которые готовились принять Св. Крещение и те христиане, которые совершили большие грехи, были отлучены от молитвенного участия и принятии Св. Причастия. Стены притвора покрыты церковными фресками и иконами.

Средняя част храма (наос). Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Средняя часть храма: Средняя часть церкви предназначена для верующих. Она еще называется наосом или кораблем. Здесь они молятся во время богослужения, возносят молитвы к Богу, зажигают свечи, целуют иконы и так далее.

Престольная и праздничная иконы в церкви. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

В наосе есть аналои (подставки для икон) с иконами Сына Божия, Девы Марии, Св. Троицы, святых и др. Также, в средней части храма есть два аналоя с престольной иконой и праздничной иконой или так называемой иконой дня.

Престольная икона — это икона, на которой написан образ святого и событие праздника, чье имя носит данный православный Божий дом. Икона дня – это икона, изображающая праздник или того, чья память отмечается в этот день. Обычно, аналой с этим образом находится в середине наоса.

Паникадило.www.nesterov-cerkov.ru

А еще, на в середине потолка закреплен большой висячий подсвечник с множеством свечами. Он зажигается во время важных моментов богослужения. Этот подсвечник называется паникадилом. В болгарских церквях он называется греческим словом полиелей. Обычно в храмах в Болгарии есть два паникадила – большой и поменьше. Для удобства в современных православных храмах свечи заменены специальными электрическими лампочками. Они имеют форму горящего пламени свечи или форму церковного куполка.

Канун. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Канун.В православном молитвенном доме есть место, где мирянин может поставить свечку и молится о своих почивших близких. Это место называется кануном. В русских церквях канун представляет маленькую поставку с крестом с изображением распятого Иисуса с множеством углублениями для свечей. В Болгарии церковный канун переставляет большой сосуд, напоминающий глубокий дискос наполненный мелким песком.

Иконостас в храме. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Иконостас.Алтарь и среднюю часть церкви отделяет иконостас. Слово „иконостас” происходит от греческого языка и переводится как „подставка для изображения”, который обычно представляет собой деревянную перегородку с иконками, красивыми резными орнаментами, а сверху, в центре иконостаса находится крест с человеческим черепом. Крест на иконостасе имеет двойной смысл. Он реально представляет собой место смерти Спасителя и символизирует небо.

Северные и южные врата иконастаса. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Иногда иконостас может представлять только поставку с иконой. Первые девять веков никогда не перекрывала святую святых в православном храме, но была только низкая деревянная перегородка с иконками. „Поднятие” подставки для изображения началось после 10-го века, и в течение веков приобрела свой нынешний вид. Вот как толкует смысл иконостаса и его предназначение средневековый греческий церковный архиерей, известный православный литургист и учитель Церкви Св. Симеон Солунский: „С антропологической точки зрения алтарь символизирует душу, наос – тело, а иконостас, в действительности, отделяет две части храма и делает одну видимую и другую часть невидимой для человеческого глаза.

Царские врата. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

С космологической точкой зрения иконостас отделяет небо и землю, так как храм символизирует мир. В этом смысле иконостас представляет собой перегородкой между видимым и невидимым миром, а святые на нем являются посредниками к невидимому миру, так как они являются связующим звеном между двумя мирами”.

Иконостас имеет три входа с дверьми. Через два не больших входа заходят и выходят священнослужители и их помощники во время некоторых моментах Литургии, например, во время совершении Малого и Великого входа. А центральный более большой вход, между алтарем и средней части церкви называется Царскими вратами. Кроме Царских врат средний вход на иконостасе есть и завеса из ткани. Обычно она красная. Иконы иконостаса идентичны во всех православных храмах. На Царских вратах всегда находится икона с изображением сцена, повествующая как Ангел сообщает Деве Марии, что Она избрана Богом и что зачнет от Св. Духа ребенка, который станет Спасителем мира. На правой стороне иконостаса расположены иконы Сына Божия и Святого Иоанна Крестителя, на другой стороне помещены икона Девы Марии с младенцем и образ того, чьем именем названа церковь. Для остальных икон нет точного определения того, какие образа будут там находиться и какое расположение они займут на иконостасе.

Певница, клирос (клырос). Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Клирос, клылос, цевница. Перед иконостасом, слева и справа находятся места, где поет церковный хор. Эти места называются клиросами или певницами. В русском просторечии певницы называются крылосами.

Хоругви.Обычно в болгарских храмах рядом с клиросами находятся хоругви. Это специальные церковные знамена с иконками на длинных деревянных шестах. Они используются по время церковных процессий. Хоругви стали использоваться в Св. Православной Церкви с 4-го века и символизирует победу христианства над язычеством.

Хоругвь. Фото: www.yapokrov.ru

Солея и амвон. Поднятое одной или несколькими ступеньками пространство между цевницами и алтарем называется солеей, а его центральная часть в центре перед алтарем называется амвоном. Здесь священники возносят молитвенные возгласы, произносят проповеди и т. д.

Солея. Амвон. Церковная лавка.

Фото: www.nesterov-cerkov.ru

В православном Божьем доме есть место для продажи свечей, православнойлитеретуры, икон,нательных крестиков и др. А также здесь подаются записки о здравии и об упокоении, заказать отслужить какую-либо церковную требу. Оно находится в притворе или средней части храма. Это место называется церковной лавкой.

Притвор

Притвор — пристройка перед входом в храм.

Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Происхождение термина обычно выводится из претория — в Древнем Риме площадка для претора, место для палатки полководца, позже — центральная площадь города, резиденция, загородный дом. Отсюда и произошло древнерусское слово притория, а затем и притвор.

Притвор обычно отличают от нартекса, последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объем храма.

Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники.

В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения.

В древности в русских храмах часто притворов не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в церкви уже строго не отделялись оглашенные, то есть готовящиеся принять крещение, и кающиеся.

К этому времени людей уже крестили, как правило, в младенческом возрасте, причём крещение взрослых иностранцев было не так часто, чтобы ради этого делать притворы.

Те христиане, которые за греховное поведение или проступки получили церковное наказание — епитимию, стояли некоторую часть церковной службы у западной стены храма или на паперти.

В дальнейшем все же опять возобновилось массовое строительство притворов. Собственное название этой части храма — трапеза, поскольку раньше в ней устраивались угощения для нищих в праздничные дни или дни поминовения усопших. Теперь почти все православные храмы имеют притворы.

В настоящее время по Церковному уставу они имеют богослужебное значение: здесь совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полунощница и оглашение, панихиды по усопшим.

Притвор в храме Двенадцати Апостолов на Галилейском море.

В притворе даётся женщине очистительная молитва родительнице в 40-й день после родов, без неё невозможно входить в храм.

Иногда в притворе, например, в монастырях, устраивается трапеза после литургии, подобно тому, как в древности здесь же, вслед за таинством причащения, для всех верующих приготовлялся ужин или вечеря любви.

Дозволяется мирянам приносить в притвор в день Пасхи куличи, сыр и яйца для освящения.

Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.