Про святых

Доклад Святой Николай Чудотворец

В православной вере существует множество святых, чьи ряды до сих пор пополняются. Святые православной церкви – это люди, которые во время своей жизни вели себя праведно, верили в Христа и после смерти их прах не разлагается. Одним из самых популярных и основных святых считается Николай Чудотворец или как ещё его называют Николай Угодник.

Николай Чудотворец считается святым, который способен исполнять любые благостный желания людей, а на западе его считают покровителем путников и осиротевших детей. На Востоке люди верят, что он помогает детям, которые к нему обращаются. Считается, что именно с его образа был создан Санта Клаус. Причиной тому является его житие, в котором указан следующий факт: Николай превратил приданной трёх дочерей небогатого человека. Так православный святой похож на Санту Клауса, который дарит подарки на рождество.

Николай Чудотворец родился в 3 веке нашей эры, через 3 века после прихода на землю Иисуса Христа. Рождение святого произошло в греческой колонии в римской провинции. С самого раннего детства мальчик верил в бога и следовал христианским канонам. Благодаря состоятельности родителей он смог получить хорошее образование и изучил Священное писание. Когда Николай стал юношей его дядя поставил будущего святого чтецом в церкви, где позже он стал священником, а затем и епископом. Средства, доставшиеся ему в наследство, Николай отдал нуждающимся. Николай жил во время, когда гонения на Христиан прекратились и церковь начала свое восстановление. Николай лично боролся с ересью и язычеством. Это и стало основной причиной наказания Николая. На одном из вселенский соборов святой дал пощечину высокопоставленному служащему.

После смерти тело Николая стало мироточить, тогда и стали к его могиле приезжать паломники. За свою жизнь святой совершил множество чудес, среди которых самыми значимыми и известными являются следующие: воскрешение моряка, который погиб во время мореплавания – таких случаев воскрешения несколько; спасение от наказания трёх граждан его города и воевод. Во время очередного мятежа он силой убеждения смог поговорить с людьми и прекратить его.

За все свои деяния и совершенные чудеса Николая причислили к лику святых и назвали чудотворцем или угодником. Это один из самых великих святых, которые существуют в православной и католической церкви. Николай и по сей день исполняет желания тысяч людей каждый день.

Картинка к сообщению Святой Николай Чудотворец

Популярные сегодня темы

  • Вши

    Вшами — мелкие кровососущие насекомые, что обитают в местах на теле человека, обладающих растительностью. Подобное заболевание также называется педикулезом, однако данный медицинский термин

  • Никитин Иван Саввич

    В Воронеже, 21 сентября 1824 года, в семье мещанина родился сын, нарекли его Иваном по отцу Савичем. Его отец был владельцем лавки по продаже свечей.

  • Растительный мир Австралии

    Мир растений каждого материка нашей планеты уникален по-своему. Необычный растительный мир Австралии имеет свои особенности, где таится немало прекрасных моментов и опасностей. Представители

  • Ученые России и их изобретения

    История России богата многими славными именами. Среди многих выдающихся фамилий были десятки, а, возможно, и сотни выдающихся ученых, двигающих технический прогресс не только в рамках нашей с

  • Туристический поход

    Как заманчиво и многообещающе звучит это словосочетание – туристический поход! Кто из молодежи не ходил в походы с гитарами и палатками, кострами и тяжелыми рюкзаками. Романтика жизни, плечо

  • Модест Петрович Мусоргский

    Модест Петрович Мусоргский (1839-1881 гг.) относится к великим русским композиторам, чье музыкальное наследие входит в классическую шкатулку мирового творчества.

Почитание святых

Н. В. Лебедев

Почитание святых является догматом Православной Церкви. Догмат этот наша Церковь всегда свято чтила и бережно хранила, защищая его в довольно упорной борьбе с протестантством и его многочисленными разветвлениями в виде так называемых рационалистических сект, отрицающих почитание святых. Святые являются нашими заступниками, ходатаями и молитвенниками пред Богом. Утверждая так, мы отличаем их от нашего «Единого Ходатая (Посредника) Христа Иисуса», о Котором говорит св. апостол Павел: «Един есть Бог, и Един Ходатай (Посредник) Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1Тим.2:5-6).

Славянское слово «ходатай», или русское «посредник» у апостола значит живой свидетель, стоящий посреди и соединяющий посредствуемых, совокупивший в себе разъединенное (Бл. Феодорит). Апостол словами: «Един Бог и Един Ходатай» имел в виду показать, что другого спасения нет, как в Господе Иисусе: как Бо один, так и Посредник между Богом и людьми один. Другого посредника нет и быть не может. Иисус Христос стал Посредником чрез вочеловечение. И Блаженный Феодорит говорит: «Апостол назвал Христа Иисуса Посредником, следовательно, состоящим в единении и с Отцом по Божеству и с нами по человечеству». «Посредничество состояло не в слове только ходатайственном, но и в деле, и требовало жертвы», – объясняет святитель Феофан Затворник, – как и говорит Апостол Павел: «Давый Себе избавление». Посему и в церковных песнопениях воспевается: «Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, и к Светоначальнику Отцу Твоему от нощи неведения (из мрака неведения) приведение имамы (мы получили доступ к источнику Света – Твоему Отцу)» (5-я песнь Канона 2-го гласа).

Итак, по природе, по искуплению у нас один Ходатай или Посредник между Богом и человеками – Иисус Христос. По благодати же ходатаями или молитвенниками нашими пред Богом являются кроме Матери Божией и ангелов все святые, которых мы прославляем, и со своими молитвами к которым обращаемся. Мы находимся в теснейшем общении с торжествующею, небесною Церковью (ср. Евр.12:22-24), или, как говорит Премудрый Сирах: «Церковь будет возвещать хвалу праведников» (Сир.44:14). И мы прославляем праведников, конечно, не божеским прославлением и поклонением им, а особым почитанием, свидетельствующим о нашей любви и преданности к ним. Мы прославляем праведников и почитаем их за богоугодную жизнь и чудотворения. Из слова Божия видно, что верующие во Христа, движимые взаимною любовью молятся друг за друга. Апостол Иаков прямо заповедует нам: «Молитесь друг за друга» (Иак.5:16). Святые не нуждаются в наших молитвах за них: они без нас достигли совершенства (Евр.11:40). Но мы испрашиваем у святых ходатайства их за нас пред Богом, или молитв за нас грешных и недостойных. Сам Бог говорит чрез пророка Исаию: «Праотец твой согрешил и ходатаи твои отступили от Меня» (Ис.43:27). И у пророка Иеремии находим свидетельство о ходатайстве святых (Иер.7:16). В Священном Писанин находим прямое повеление Божие просить молитв за нас угодников Божиих. В книге Иова читаем: «Возьмите (т. е. друзья Иова) себе семь тельцов и семь овнов и поидите к рабу Моему Иову…, и раб Мой Иов помолится за вас ибо только лице его Я приму» (Иов.42:8). Святые, озаренные Святым Духом, могут слышать наши молитвы к ним и видеть такие события на земле, которые нам, слабым людям, кажутся тайными (см. 3Цар.14:4-6).

Отцы Седьмого Вселенского Собора, рассуждая о почитании и прибывании святых, постановили: «Если кто не исповедует, что все святые досточестны пред Богом по душе и по телу, или не просят молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир по церковному преданию: анафема».

Почитание святых выражается в молитвенном призывании их на помощь, как наших ходатаев и заступников пред Богом. Оно также выражается в благоговейном почитании святых икон и останков святых или их нетленных мощей, что является нашим дорогим сокровищем и благодатным источником нашей духовной жизни.

Истина почитания мощей утверждена Седьмым Вселенским Собором. Мощи святых этот Собор назвал источником исцелений и определил: «Дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные: если кто епископы или клирики, да низложатся а если иноки или миряне да лишатся причащения (Деян. Соб. 3 и 7) Собор также определил, чтобы святые мощи были полагаемы в церквах при освящении их (под престолом и в антиминсах – ныне), за неисполнение чего угрожает извержением из сана епископского.

На протяжении всего существования Церкви воссиявали в ней святые, «яко звезды пресветлые», из которых мученики, как «багряницею и «иссом кровьми украсили Церковь».

Почитание святых имеет важное значение. И недаром Церковь на седьмом Вселенском Соборе догматизировала почитание святых О чем это говорит?

Святые, время от времени воссиявающие в Церкви, свидетельствуют о действительности непрерывного молитвенного общения между Церковью небесной и земною и о несомненности и действенности благодатных даров Св. Духа в Церкви. Через Святого Духа, в виде огненных языков в день Св. Пятидесятницы сошедшего на апостолов, преизобильно излилась благодать. Ее, так сказать, осязали все присутствующие когда апостолы стали говорить на разных языках. Ее несомненность свидетельствуется и многочисленным и многоименным сонмом святых воссиявших в Церкви и продолжающих воссиявать. Этот сонм – явное свидетельство благодатности Церкви Христовой. И недаром Святая Церковь в первую неделю по Пятидесятнице посвящает памяти всех святых, а Русская Православная Церковь во вторую неделю – памяти святых, в земле Российстей просиявших.

Святыми почитаются люди, особенно угодившие Богу. Как же устанавливается святость того или иного подвижника? В Церкви издавна создался особый прием установились определенные правила для причисления к лику святых. Прием этот известен под именем канонизации (слово канонизация – греко-латинское и означает буквально: включение в список). Он существует в Церкви издавна, а наша Русская Православная Церковь заимствовала его у Греческой Церкви.

Канонизация, т.-е. причисление к лику святых, производится на основании установленных Церковью правил.

Главным основанием для причтения усопших подвижников к лику святых, или канонизация, служил в нашей Церкви дар чудотворений.

В числе чудес, которыми прославляет Господь святых, одно из самых поразительных – нетление св. останков или мощей. В нетлении святых мощей Господь являет нам один из признаков возвращения человеческого тела, силою Божественной благодати, из тления в нетление. Божественная благодать проницает собою самое тело подвижника Христова и уготовляет в нем Себе благоуханный сосуд для источения чудес верующим и просящим чрез св. угодника милости Божией. Сила благоухания так велика, что действие ее простирается иногда на одежды, в которые облачено было нетленное тело угодника Божия, и на другие останки от него.

Однако не все святые прославляются нетлением св. останков, или мощей. От многих святых мощей не сохранилось: тела их подверглись тлению, подобно телам обыкновенных людей, как видело истление тело величайшего из ветхозаветных святых царя и пророка Давида (Деян.13:36). По неисповедимым судьбам Божиим, телесные останки одних святых прославляются нетлением, другие же нет.

Тела умерших людей могут долгое время не предаваться тлению, вследствие каких-либо благоприятствующих сему климатических и других местных условий, и это не относится к действиям благодати и не означает какого-либо нравственного достоинства того умершего человека, тело которого не истлевает. Сила благодати Божией познается тогда, когда оставшиеся нетленные части тела или одни только кости его не только пребывают в целости, но источают исцеления. Вот как смотрит на это Митрополит Московский Филарет.

«Что значит это видимое неравенство видимой награды, даруемой святым? …Оно некоторым образом соответствует степеням внутреннего их освещения, по которому, – как говорит Апостол Павел, – «звезда от звезды разнствует во славе, такожде и воскресение мертвых» (1Кор.15:41-42), и последнее совершительное, и первое начинательное». Но большую вероятность святитель Филарет усвояет другому соображению, именно: нетление мощей совершается не ради самих святых, которые не ищут славы человеческой, а для нас живущих, «для удостоверения в воскресении Христовом и в нашем будущем воскресении, для укрепления немощных в подвигах противу греха и смерти, для возбуждения невнимательных и нерадивых в подвигах благочестия» .

Во всяком случае нетленные останки святых угодников имеют значение в Церкви, не только как удостоверения святости почившего подвижника, но главным образом как посредства для излияния свыше милостей Божиих, и в этом отношении поклонение и почитание их подобно почитанию и поклонению святому кресту и иконам. Но одно нетление не является признаком причисления усопшего к лику святых.

Тела некоторых усопших, скончавшихся в вере и благочестии, как например Митрополита Тобольского Павла Конюскевича, умершего на покое в Киево-Печерской Лавре в 1770 г., сохраняются открыто в нетлении, однако же по этому только признаку они не причислены к лику святых.

Обычай открывать мощи, т.-е. переносить их из могил в церкви, начался очень рано, сначала в Греции в IV–V вв., а затем и у нас на Руси. Этот обычай никогда не был обязательным. Обычно мощи святых открыто почивают в гробе или раке в лежачем положении. Есть единственный пример почивания мощей не в гробе, но в креслах. Это – мощи Патриарха Афанасия Константинопольского, скончавшегося 5 апрели 1654 г. в Лубенском монастыре Полтавской губ., на возвратном пути из Москвы домой в Константинополь, и известного у нас под именем «Афанасия сидящего». Рака имеет вид не гроба, а киота, шкафа. Св. Афанасий, как Патриарх, по обыкновению восточных церквей, был погребем сидящим, в таком виде и обретены его мощи, в таком же виде они и почивают.

«Мощи святых, – говорит проф. Голубинский, – когда они нетленны, составляют чудо, но лишь дополнительно к тем чудесам, которые творятся чрез посредство их. Доказательство святости святых составляют чудеса, которые творятся при их гробах, или от их мощей, а мощи, целые тела или только кости, суть дарованные нам, для поддержания в нас живейшего памятования о небесных молитвенниках за нас; священные и святые останки некоторых святых, которых мы должны чтить, как таковые, и суть те земные посредства (по выражению пространного катихизиса Митрополита Филарета), через которые Господь наиболее проявляет свою чудодейственную силу (проф. Голубинский, «История канонизации святых», стр. 302). В прославляемых нетлением телах святых угодников это нетление обнаруживается не в одном и том же объеме бывшей их телесной храмины.

На основании многих рукописных и филологических данных, проф. Голубинский доказывает, что слово «мощи» употреблялось для означения не целого тела, а частей его, преимущественно костей, как, например, сказано: «лежат мощи – кости целы», и что слово «мощи» означает не что-либо целое, а лишь часть какого-либо священного и несвященного предмета, так разобрать какой-либо предмет на мощи в старину значило разобрать его на части (ibidem, стр. 297–298).

У греков вовсе не проповедуется учение, что мощи означают целое тело, и мощи как большей части святых в Греции и на Востоке (равно, как и на Западе), суть кости.

Церковь никогда не скрывала, когда и что обретала в святых мощах. Например, в летописи о мощах св. равноапостольной кн. Ольги сказано: «Кости Ольги в царство равноапостольного Владимира и Митрополита Леонтия обретошася целы» (Голубинский, стр. 57, примечание 2).

В 1667 г. в донесении Митрополиту Новогородскому Питириму об открытии мощей св. Нила Столбенского читаем: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи (т.-е. кости) святыя его целы все».

Церковь никогда не учила, что «мощи» святых всегда и непременно целые тела, а учила, что они могут быть и одними костями. Митрополит Даниил в одном своем слове о мощах говорил: «воистину чудо преслав- но, яко кости наги и источают исцеления» (Голубинский, стр. 299– 300 и примечание).

Митрополит Московский Филарет, в слове на день Преп. Сергия Радонежского (25 сентября) говорит: «в предлежащих нам священных останках праведника мы усматриваем собственными очами образ, как и во гробах тучнеют и процветают кости праведных». Особенно прямо и решительно Церковь заявляла о мощах, не только как о целых телах, но как и о костях при освидетельствовании святых мощей пред их открытием, например, при открытии св. мощей Преп. Серафима Саровского. В акте свидетельствования его честных останков января 1903 г. сообщалось: «По снятии крышки гроба Преп. Серафима присутствующие (производившие свидетельствование) увидели: ясно обозначенный остов почившего, прикрытый остатками истлевшей монашеской одежды. Тело приснопамятного старца о. Серафима предалось тлению. Кости же его, будучи совершенно сохранившимися, оказались вполне правильно размещенными, но легко друг от друга отделяемыми. Волосы главы и брады седовато-рыжеватого цвета сохранились, хотя и отделились от своих мест» («Церковные ведомости» 1903, № 26). Тогдашний Петроградский Митрополит Антоний (Вадковский) выступил со статьей «Необходимое разъяснение» («Новое время» 1903 г. от 21 июня и «Церковные ведомости» 1903, № 26), в которой между прочим писал: «Есть для многих мучительный вопрос: что в гробу? Дадим прямой ответ на вопрос: что же в гробу? В гробу обретен ясно обозначавшийся под остатками истлевшей монашеской одежды остов почившего старца. Тело предалось тлению. Кости же и волосы головы и бороды совершенно сохранились. Таково содержимое гроба… И святость старца Серафима,–писал Митрополит Антоний,–определялась не свойством его останков, а верою народа и многочисленными чудесами. После удостоверения в святости и молитвенном дерзновении о. Серафима пред Богом постановлено, чтобы и всечестные его останки были предметом благоговейного чествования от всех притекающих к его молитвенному предстательству (Деяния Св. Синода 9 января 1903 г.) …останки тела о. Серафима, т.-е. кости его, для верующего суть драгоценная святыня, истинное сокровище, чрез посредство которого подается почитающим его цельбоносная помощь. У святого человека все свято и чудодейственно. Итак,– заканчивал Митрополит Антоний, – от старца Серафима остались в гробу только кости, остов тела, но как останки угодника Божия, человека святого, они суть мощи святыя».

Святые после своей смерти за святую и благочестивую жизнь становятся «сосудами благодати Божией», вследствие чего и по своей праведной кончине они продолжают свою благотворную деятельность на пользу людей. Многочисленные чудеса и исцеления, подаваемые им, служат неопровержимым доказательством их живой связи с земным миром, что еще более углубляет благоговейное почитание их. Вера в действенность их ходатайств перед Богом побуждает людей обращаться к ним с горячими молитвами. Верующие толпами стекались на могилы почивших праведников и здесь совершали по ним заупокойные Литургии и пели панихиды.

Над местом их погребения устраивали гробницы или раки, с возложением пелены или покрова и иконы или портрета.

Если подвижник был погребен вне церкви, на кладбище, то над его могилой ставились палатка или часовня, а в ней устроялась гробница или рака. Иногда вместо часовен над гробами праведников устроялись церкви в честь тезоименитых им святых.

Нередко в честь почитаемых благочестивых подвижников еще до прославления их составлялись жития их, каноны, тропарь и кондак, акафисты и вообще церковная служба. Церковная власть требовала, чтобы служба и пролог – синаксарь (житие) были составлены «по подобию», чтобы они соответствовали известной форме и были удовлетворительны по своим литературным качествам.

Для проверки святости усопшего подвижника в Церкви установился определенный порядок, идущий в общем из древности. «Мы же о сем молим святителя всего нашего Российского царства… известно пытати и обыскивати о великих новых чудотворцах… по свидетельству тамо сущих жителей от священнического и иноческого чину и от боярска и от княжеска роду и всех богобоязненных мужей и жен, где которой святой прославился и просиял добрыми делы и чудесы» (Стоглав).

Это «пытание и обыскивание» получило название обыска. Он состоял в проверке святости жизни почившего угодника, в достоверности чудес, совершаемых по молитвам угодника. Следователи расспрашивали самих получивших чудесное исцеление, духовных отцов их и знакомых их. По удостоверении в истинности чудес, высшею церковною властию составляется определение о причислении прославляемого чудесами подвижника к лику святых или канонизации его, причем указывался день, когда полагается праздновать память его и как править в честь его церковную службу.

Большая часть угодников Божиих могут быть названы местночтимыми, так как известны и почитаются только в тех областях или епархиях, где подвизались и прославились чудесами. Общецерковными могут быть названы лишь те святые угодники, которые просияли, главным образом, в первые времена Церкви, когда она находилась почти в пределах единой всемирной Греко-Римской империи, и когда в христианах в особенности живы были и высоко над всеми другими преобладали интересы веры и Церкви, чему много способствовали времена тяжких испытаний, постигавших Церковь в той великой борьбе, какую она вынесла с врагами. Святые угодники Божии, просиявшие в это время, и сделались известными во всей Церкви. Словом какого-либо различия по достоинству на том только основании, что одни святые почитаются во всех Церквах, а другие в некоторых, или даже в одной какой-либо Церкви, полагаемо быть не должно.

Московский Всероссийский Собор 13 августа 1918 г. восстановил существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти всех святых, в земли Российстей просиявших, и составил им особую службу, которая должна отправляться в первое воскресенье Петрова поста, и поручил Высшему Церковному Управлению издать точный месяцеслов, со внесением в него памятей всех русских святых.

Православный народ свято чтит память святых, этих ходатаев и заступников пред Богом и обращается к ним с молитвами.

maks_korol

Эта книга является одной из самых трудночитаемых (по кропотливости и внимательности) книг Библии. Эта книга Библии является кодексом святости нашего Бога. В ней показаны самые удивительные стороны характера нашего Бога и одновременно она учит нас, на примере Израильского народа, с каким трепетом и почтением нам нужно обращаться к нашему Великому и Достославному Богу. Давайте мы с вами откроем третью книгу Библии, книгу Левит 11:44 и прочитаем этот удивительный по своему значению стих:

ибо Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; (Лев.11:44а)

(Если кого-то из вас смущает, что я не прочитал вторую часть стиха и это создает мысль, что я вырвал часть стиха с общего контекста, то уверяю вас, это не так. Все то, о чем Моисей написал выше и ниже данного стиха, заключается именно в этой короткой части стиха. Давайте же будем внимательны и углубимся в познание Бога на том уровне, на котором это сейчас возможно).

I. Характер Божьей святости

Итак, что такое святость? По сути дела, когда мы говорим о Божье святости, мы говорим о том, что Бог и грех – это несовместимые понятия. Божье присутствие не терпит греха. Это — совершенная и абсолютная чистота. Вся Библия учит нас, что Бог свят, и составной частью святости Божьей является Его ненависть к греху, Его отделение от греха, от грешника и всякого зла. Для Бога любой грех является абсолютной мерзостью, и Он никогда не будет мириться с этим. Святость Бога проявляется прежде всего в том божественном совершенстве, благодаря которому Он абсолютно отличается от всех Своих творений и возвышается над ними в Своей бесконечной величественности.

Во свете Божьей святости открывается любой грех.

Каждый, кто встречался с Божьей святостью был поражен этим. Чего только стоят великие примеры Моисея, который был поражен, когда увидел святость Бога Исх.34:8

Моисей тотчас пал на землю и поклонился

Подобное происходило с Иовом, Исаией, Иезекиилем. Всякий, кто когда-либо приближался к Богу, всегда был поражаем Его абсолютной святостью. В библейском учении о святости Божьей используются определенные слова. В Библии Бог назван «Святым» Ис.40:25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.

и в ней мы находим Божье повеление: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16), которое является конкретным и ясным утверждением Божьей святости.

Одной из главных задач Ветхого завета заключается не в том, чтобы показать поиски Бога человеком, а именно показать святость Божью.

Ветхий Завет в основном представляет собой откровение святости Божьей и того, что Бог сделал в Своей святости, поэтому вы можете найти учение об этом повсюду. Не в том ли состояла цель закона, чтобы научить Израиль и дать ему откровение о святости Божьей? Поэтому Бог отделил для Себя народ и хотел, чтобы израильтяне поняли, что они — особый народ. Но они смогли понять это только тогда, когда увидели и оценили святость Божью, и в этом заключалась основная цель закона.

Затем посмотрите различные предписания, касающиеся скинии: разделение на внешний двор, Святое и Святое Святых, куда первосвященник мог войти только один раз в год и только с кровью жертвенного животного. Скиния была предназначена, чтобы преподать Израилю, что и случилось на практике, великое учение о святости Бога. Затем обратите внимание на то, что сказано о церемониальном законе и о чистых и нечистых животных. В чем смысл всех этих предписаний? Зачем нужна такая сложность всех этих обрядов? Они были даны, чтобы показать Израилю, что он — народ святой и что Его Бог — святой Бог. Израильтяне не должны были употреблять в пищу того, что употребляли все остальные люди. Разделение на чистое и нечистое было необходимо. Весь этот длинный перечень правил и постановлений также был частью учения о святости Бога.

И, конечно же, о святости Бога постоянно учили пророки. В этом заключался смысл их служения и проповеди. Прекрасный пример этого мы находим в следующих стихах:

Исх.15:11 Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?

Ис.5:16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

Иез.28:25 Так говорит Господь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны, и явлю в них святость Мою перед глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову:

Тот же самый акцент на святости Божьей делается и в Новом Завете. Например, наш Господь обращается к Богу со словами «Отче Святой» (Иоан. 17:11). Даже Иисус Христос, несмотря на то, что Он был равен Богу, обращался к Нему: «Отче Святой».

В 1 Иоан. 1:5 есть определение: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Итак, повсюду в Священном Писании мы встречаем это учение.

Господь Иисус Христос назван «Святым Сыном» (Д. Ап. 4:27), «Святым и Праведным» (Д. Ап. 3:14), в нем говорится о «Духе Святом», и, таким образом, мы постоянно видим три Лица славной Троицы, каждому из которых дается определение «Святой».

И, если у вас спросят, где в Библии лучше всего показана святость Бога, то вам нужно указать на Голгофу. Бог настолько свят — абсолютно свят, что ничто, кроме ужасной смерти, не могло сделать возможным наше прощение. И именно Крест показал величайшую ненависть Бога к греху и одновременно непревзойденную Его любовь к человеку.

Также мы можем увидеть достаточно примеров из Ветхого Завета, когда люди несерьезно относились к повелению Божьему и, следовательно, страдали. Чего стоит плачевная история о человеке по имени Оза. Это устрашающая иллюстрация того, насколько строго Бог относится к тому, как мы приближаемся к Нему и поклоняемся Ему.

Давайте мы ее прочитаем: 2Цар.6:1-8

1 И собрал снова Давид всех отборных из Израиля, тридцать тысяч.

2 И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах.

3 И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу.

4 И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом.

5 А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.

6 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его.

7 Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.

8 И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы».

Представьте себе, какой в то время был национальный праздник религиозного характера: ковчег Божий переносится в Иерусалим, народ радуется, играет на музыкальных инструментах и вот из-за того, что вероятно, колесница наехала на камель и, следствием стало то, что она наклонилась и, следовательно, ковчег завета начал наклонятся вместе с колесницей. Что делает Оза? Как мы уже выше прочитали, он с самых благих и радостных побуждений решил поддержать ковчег, чтобы он не упал. Я думаю, каждый бы на нашем месте, если бы конечно не знал этой истории, поступил бы подобным образом. Ведь это благое дело: поддержать, чтобы не упал. Но что происходит дальше? Оза, еще с протянутыми руками, которые пытались поддержать ковчег, падает прямо там замертво. Музыкальные инструменты умолкают, процессия останавливается, кое-где слышны крики, плач, но уже ничего невозможно изменить. Дальше написано:2Цар.6:9,10

9 И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню?

10 И не захотел Давид везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина.

Знаете, почему Бог поразил Озу? Ответ прост: он проигнорировал Божье повеление, которое гласило следующее: Чис.4:15 (Бог дает постановления относительно перевозки ковчега и священных вещей)

15 Когда, при отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести; но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть. Сии скинии собрания должны носить сыны Каафовы.

Оза не исполнил Божье повеление. Мы не знаем почему. Можно предположить, что радость и веселие от того, что ковчег Божий входит в город Давидов настолько затмили его разум, что он попросту забыл повеление Божье и не подумал о последствиях, которые его ждут, если он прикоснется к ковчегу. Но Божий вердикт в данном случае очевиден: смерть. Здесь Бог нам показывает насколько устрашающей является Его святость. И в тот момент в сознании людей Бог утвердил восприятие Своей святости и страх приближения к Нему без надлежащего приготовления.

Вы спросите: и зачем нам этот пример? Неужели Бог поступит с кем-то из нас подобным образом? 1Коринфянам 10:6 вполне ответит и на этот вопрос:

А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

Все то, что происходило с Израильским народом, все его грехи и наказания за них, являются для нас образами (примерами).

Святость, в полном смысле этого слова присуща только Богу. Святость – это Его суть, подобно тому, как свет – суть солнца. Каждая строка в Божьем Слове дышит святостью и побуждает нас к святости. Все, чтобы не делал Бог, является святым, потому что такова Его природа и иначе Он поступить не может.

Понимаете, мало верить в то, что Бог Святой, нужно принимать это и делать соответствующие выводы о своей жизни. Ведь каждый из нас понимает, что если бы не было заместительной жертвы Иисуса Христа и если бы нас поставили в Божье присутствие, то мы были бы испепелены Его гневом. Божья святость требует и Божьей справедливости. А Божья справедливость требует смерти за грехи. Это естественная плата за грех! Наши уста не должны переставать благодарить Бога, за то, что Он отдал Своего Сына на крест за наши грехи. Вы понимаете, что было бы с нами, в противном случае, если бы Иисус не умер за нас? СМЕРТЬ! Рим.6:23

23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Вы осознаете тот, факт, что если бы Бог не избрал вас к спасению, то после своей жизненной дороги вы провели бы свою вечность в аду? Некоторые “христиане” настолько стали беспечными в своем христианстве, что принимают дар спасения от Бога как что-то должное. Это поражающе ужасно. Других слов подобрать невозможно! Если кто-то из вас дойдет до такого состояния, то вспомните об Озе, вспомните о змеях в пустыне, о тех, которые за грехи побивались камнями… Бог настолько к нам милостив, что Он благоволил к тому, чтобы мы по Его воле уверовали в Воскресшего Сына Иисуса Христа. Не переставайте Его благодарить за это. И как жалко тех людей, которые идут в погибель. Надо отдать должное Богу за Его долготерпение к людям, которые бесчестят Его имя. Нам бы такое долготерпение и любовь, когда нас оскорбляют.

Я думаю, насколько это сейчас возможно, мы увидели, что такое святость Божья и в следующей записи мы порассуждаем о ее влиянии на человека.

Tags: Проповеди, святость Бога, характер Бога

Святые

См. разделы СВЯТЫЕ И СВЯТОСТЬ, СВЯТООТЕЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

  • Библейское понимание святости
  • Зачем молиться святым, если есть Христос?
  • Жития святых Библиотека «Отечник»
  • Лики святости
  • Почитание святых В.Д. Сарычев
  • Молитвенное призывание и почитание святых свящ. Вячеслав Рубский
  • Почитание Богоматери и святых в православии прот. Сергий Булгаков
  • О почитании святых и язычестве свящ. Павел Семёнов
  • Аудио о святых
  • Видео о святых

1) Святые – лик мужей и жен, благоугодивших Богу в том или ином роде жительства и подвига и причисленные Православной Церковью к лику святых, т.е. канонизированные. К ним относятся праведные, преподобные, святители, патриархи, мученики, пророки, апостолы, благоверные, блаженные, бессребреники, исповедники и др.

Имена канонизированных Церковью святых указаны в Святцах, называемых также Месяцесловом. Следует отличать от подвижников, не прославленных Церковью в лике святых. Святые почитаются Церковью не как боги, а как верные слуги, угодники и друзья Божии, совершившие подвиги и добрые дела при помощи благодати Божией и во славу Его, так что вся честь, воздаваемая святым возносится к величию Божию, прославившемуся в них.

Святые – состоявшиеся христиане. Канонизация – не пропуск в Рай, а пример для нас.

Почитание святых заключается:

— в изучении их опыта духовной борьбы (исцеления от тех или иных страстей), нужно знать своего святого, ежедневно читать жития святых, чья память празднуется в этот день;
— в подражании их добродетелям (т.е. не только подвигу, духовной борьбе как средству, но и её плодам);
— в молитвенном общении с ними (небесной Церковью).

Христианское понимание святости

Говоря о понимании святости, возможно использовать три слова: один, некоторые, все.
– Только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией.
– Далее мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью, мы видим их имена в церковном календаре.
– Наконец, мы говорим, что к святости призваны все. Когда ап. Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и других городах, он обращается к христианским общинам. В смысле стремления к святости святы все христиане.

В памятниках первых веков христианства, вплоть до первой половины V в., это наименование как у восточных, так и у западных христиан не усвоялось ни апостолам, ни мученикам, ни исповедникам, т.е. лицам, ставшим впоследствии особо почитаемыми Церковью. На Западе в то время выражались просто: «Павел», «Петр» (не прибавляя: «апостол» или «святой»). Римский календарь, изданный Бухером, а потом Рюинардом, доводит список особо чествуемых в Церкви лиц до IV в. включительно (до папы Либерия), при этом ни разу не встречается именование «святой». Лишь в календарных Карфагенской Церкви, в III–IV вв., при поминовении умерших, особо чтимых Церковью, слово «святой» встречается часто. Первый календарь, в котором встречается «святой» при имени особо чтимого лица — Календарь Полемия. На древних изображениях надпись «святой» и встречается не раньше конца VI в. Причина, по которой христиане первых веков избегали этого эпитета, заключается, по мнению некоторых ученых, в том, что слово «святой» (sanctus) часто употреблялось в языческих титулованиях, которым христиане не хотели подражать. Вместо него (или наряду) часто употреблялось наименование «господин, госпожа» (dominus, domina) при имени почитаемого Церковью лица; возможно, они означали – мученик, мученица.

Любовь и почитание братьев по вере, засвидетельствовавших своею кровью истину христианства, к V в. приобретает общецерковный характер. Почитают останки мучеников и исповедников, на местах их кончины и упокоения воздвигают храмы и часовни. Празднества в память некоторых получают самое широкое распространение. Обычай этот, хотя и глубоко укореняется, но держится в установленных границах. Христианами ясно осознается, что между почитанием святых и поклонением Богу существует коренное различие.

К прежним святым вскоре присоединяются новые. Прежде ограничивались почитанием мучеников, ныне с прекращением гонений стали признавать святыми также и тех, кто, не удостоясь мученического венца, прославились своими трудами и благочестием. Таковы прежде всего, пустынники, святители и монахи. Особое почитание стало воздаваться тем, кто ближе всех из людей стоял к Господу во время его земной жизни: Пресвятой Богородице, апостолам, женам-мироносицам. Места погребения апостолов и великих святых особенно почитаются.

Зачем молиться святым, если есть Христос?

1. Потому, что так угодно Богу. Свидетельства о многочисленных случаях помощи святых проходят через всю историю Церкви. Если было это не угодно было Богу, то Он не давал бы им такое служение. Аналогично Богом созданы Ангелы, каждому из которых поручено Богом определённое служение, наивно было бы думать, что Господь не мог обойтись без них.
2. Христос не только принял, но и поставил в пример сотника, который не лично просил Его об исцелении слуги, но направил с мольбой посредников — иудейских старейшин и друзей (Лк.7:1-10).
3. Если живые могут просить молитв друг у друга, то что нам мешает призывать праведников, чья святость засвидетельствована Церковью, в сомолитвенники к Богу? Неужели с потерей тела люди автоматически теряют любовь и сострадание?
4. Церковь — это семья. Если мы общаемся с главой какой-то семьи — отцом, то это не значит, что необходимо игнорировать двоюродных братьев и сестер.
5. Можно сказать, что молитва святым — это форма молитвы Богу. По словам преподобного Паисия Святогорца «наши молитвы ко Пресвятой Богородице и святым в конечном итоге все обращены ко Христу».
6. Церковь Христова — это совокупность небесной и земной церквей. Церковь небесная и земная есть одно Тело, Глава которого — Христос. Все мы, в том числе и святые — это члены одного Тела. Но разве члены одного тела не заботятся друг о друге, тем более, что Сам Глава Церкви ставит высшей заповедью любовь!
7. Спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову. Синоним слова святость — обожение. Святые помогают нам не собственными усилиями, а силой (благодатью) Божией. Апостол Павел свидетельствует: «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).

Иногда говорят — я молюсь своими словами, мне другие молитвы не нужны. Это всё равно, что человек говорит — а зачем читать стихотворения? Их же написал кто-то. Ну, написал — от того состояния, которое испытывал. Как сказал один современный поэт — «больше того, что есть в нашей душе, мы, увы, не напишем, мой друг». И через возвышенные чувства, которые кто-то выразил в поэзии, человек проникает в это состояние, поэтически возвышенное. Так же и через молитвы – с нами молятся святые, которыми составлены эти молитвы, и мы таким образом, по возможности, каждый по своей силе, проникаем в это молитвенное состояние.

***

Святые — «гении религиозности».
О. Сергий Булгаков

***

Как о смысле музыки мы судим не по ресторанным шлягерам, а по Моцарту и Баху, как о сути живописи мы составляем представление не только на основе комиксов — так и о духовном подвиге надо судить не только по знакомой прихожанке.
диакон Андрей

См. ИМЕНИНЫ, АГИОГРАФИЯ, ЖИТИЯ СВЯТЫХ, МОЩИ СВЯТЫХ