Прообразы ветхого завета

Ветхозаветные прообразы новозаветных событий

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 43

Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его лиц и обрядов, говорит, что все это служило «тенью» или предызображением новозаветных лиц и событий (Евр.10.1). Значение предызображений (прообразований) признавал Сам Господь Иисус Христос – в проповеди Он применял ветхозаветные события к новозаветным; например, Он говорил: «Как Моисей вознес змию в пустыни; так должно быть вознесену Сыну человеческому» (Ин. 3.14), и еще: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12.40).

Прообразомназывается такой способ выражения таинственного смысла библейского текста, когда священные писатели сообщают понятие о каких-нибудь высших духовных предметах через действительные церковно-исторические лица, вещи, события и действия. Ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви ветхозаветной, очень часто под ними разумеют и раскрывают через них будущие события Церкви новозаветной. В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях Ветхого Завета предызображение того, что относится к Новому Завету, что потом исполнилось во Христе Спасителе и основанной Им Церкви.

Так, например, Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога Всевышнего (Быт. 14.18-20), вышел навстречу Аврааму, возвращавшемуся после победы над союзными царями, вынес ему хлеб и вино и благословил Авраама. Со своей стороны, Авраам пожертвовал Мелхиседеку десятую долю из добычи. Все, о чем в данном случае повествует Священное Писание, есть действительный церковно-исторический факт. Но, помимо своего исторического значения приведенное повествование имеет и глубокое, таинственно-прообразовательное значение по отношению к новозаветным временам. Мелхиседек, по объяснению ап. Павла (Евр. 7.1-2), был прообразом Иисуса Христа. А предметы, вынесенные Мелхиседеком – хлеб и вино – указывают, по объяснению отцов Церкви, на новозаветное таинство Евхаристии.


Манна небесная, которая в течение сорока лет скитаний в пустыне составляла избранному народу хлеб насущный, также является прообразом Евхаристии (Ин. 6.26-58; 1 Кор. 10.3), духовной пищи Церкви Христовой как новозаветного Израиля, нового народа Божия.

Прообразы Господа Иисуса Христа и Его крестных страданий.

Главным предметом ветхозаветных прообразов был Господь Иисус Христос, к Которому направлялись надежды и ожидания праведных мужей древнего мира.

Исаак.Принесение в жертву Исаака (Быт. 22) прообразовало Голгофскую Жертву, а сам Исаак – Единородного Сына Божия, который добровольно отдал Себя для спасения всего человечества. Исаак, подобно Спасителю, добровольно подчиняется воле отца, несет дрова, как Христос нес Свой крест. Вместо Исаака Бог велит Аврааму принести в жертву агнца — это указание на Агнца-Христа, Который станет Жертвой за грехи всего мира.

Иосиф.В истории патриарха Иосифа также проявляются многие черты служения Спасителя. Как Иосиф за свою чистоту был ненавидим братьями, как и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками Иудейскими за превосходство над ними. Ненависть братьев выливается в желание убить Иосифа, приводит к продаже его купцам. Иосиф продан за 20 сребреников, Спаситель – за 30 сребреников. Имя брата, который придумал продать Иосифа — Иуда. В Египте Иосиф претерпел безвинное оклеветание и тюрьму, потом был оправдан и вознесен до второго места в государстве. Через Иосифа Египет был спасен от страшных последствий неурожая; праведник простил и спас от голода своих братьев, причем спасение своему роду доставляется им посредством хлеба. Так же и Господь Иисус Христос по воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, насыщает людей Хлебом Жизни в Таинстве Евхаристии. И даже само имя, которое дается фараоном Иосифу в Египте, Цафнаф-панеах (Быт. 41.45) – Спаситель мира, также является прообразовательным.

Иов.Прообразом страдавшего и воскресшего Спасителя был праведный Иов Многострадальный, книга о котором читается на Страстной Седмице. Подобно Иову, из богатого сделавшему нищим, Сын Божий сошел с небес, «обнищал», сделавшись подобным нам Человеком, переносил все нужды человеческие и даже не имел, где главу приклонить. Праведный Иов во время скорби терпел укоризны и подозрения от своих ближайших друзей, прежде казавшихся ему преданными, не видел в них никакого сочувствия к своим страданиям. И Христос во время Своей земной жизни терпел поношения и клевету от Своих соплеменников, был предан Иудой, оставлен всемина Голгофе, во время Крестных страданий слышал издевательства и насмешки.

Но как после страданий Иов вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых и возшел во славе на Свой небесный Престол.

Пасхальный Агнец.Ветхозаветная Пасха (Исх.12) является прообразом новозаветной Пасхи, а ветхозаветный агнец – прообразом новозаветного Агнца, Господа Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является жертвой Богу за еврейский народ. Его мясо предлагается евреям для трапезы, а его кровью еврейские первенцы избавляются от смерти. В Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в Жертву за грехи всего человечества. Кровью Его мы все избавляемся от рабства диаволу. За Божественной Литургией Он предлагает всем верным в снедь Свое Тело и Кровь «во оставление грехов и в жизнь вечную». В ночь празднования Пасхи еврейский народ покинул страну рабства и как бы воскрес для новой, свободной жизни. Подобно этому в день Воскресения Христова Господь призывает нас покинуть мир рабства диаволу и перейти в мир истинной свободы и счастья, который может осуществиться только с Богом и в Боге.

Прообразы Креста Христова.

Медный змий.За ропот на Бога и Моисея во время странствий по пустыне избранный народ постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерло много людей. Израильтяне раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею отлить медного змея и прикрепить его на знамя посреди лагеря. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змея, тот оставался живым (Чис. 21.4-9). Этот медный змей в Ветхом Завете был прообразом Христа Спасителя: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.14, 15). Христос распял с Собою на кресте все наши грехи, и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от своих грехов и спасаемся от вечной смерти.

Помимо медного змея, в Ветхом Завете встречаются и другие прообразы Креста Христова:

Благословение Иаковом своих сыновей и внуков (Быт. 48.13-15): перед смертью Иаков, благословляя детей Иосифа Ефрема и Манассию, сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая – на голову Манассии. Обычно правую руку возлагали на голову старшего сына; Иаков же, крестообразно сложив руки, благословил Ефрема, как старшего, хотя он был младше. Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и указанием на то, что будет время, когда люди будут получать благословение Божие не по происхождению или старшинству, а по своим добродетелям.

Крест, который Моисей начертал своим жезлом при переходе через Чермное море,разделяя его, а затем вновь соединяя, также прообразует Крест Господень (Исх.14).

Случай с горькой водой в Мерре на пути израильского народа из Египта к Синаю. Моисей по повелению Божию погрузил в источник с горькой водой дерево, и вода сделалась пригодной для питья (Исх. 15.25). Древо, брошенное Моисеем в горькую воду, прообразовало древо Креста Христова. Спасение евреев от жажды через древо предызображало спасение через Крест Господень, которым преодолевается горечь земных страданий и смерти и даруется жизнь вечная. Этим чудом в сознании избранного народа навсегда соединялись два понятия – древо и спасение.

Крестообразно воздетые руки Моисея во время битвы с амаликитянами.

На пути еврейского народа к Синаю во время битвы с амаликитянами Моисей стоял на горе, воздев руки так, что все его тело представляло собой крест. Как только Моисей опускал руки, сила израильских воинов начинала ослабевать. Поэтому, чтобы даровать своему народу победу, Моисей на протяжении всей битвы, до захождения солнца, стоял с воздетыми в молитве руками. Этим он прообразовывал собой распятого на Кресте Спасителя, даровавшего человечеству победу над грехом, диаволом и смертью (Исх. 17.8-13).

Иисус Христос

Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 1Кор.3,11

Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, 1Петр. 2:7

…кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Мк.8,38

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. Мк.1,11

Сын Человеческий есть господин и субботы. Мк.2,28

..истинно Человек Сей был Сын Божий. Мк.15,39

..духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Мк.3,11

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца. Ин. 1,14

Сеятель слово сеет. Мк.4,14

И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Мк.9,7

Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. Рим.15,8–9

….иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. Мк.5,19

..и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк.3,22

Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи. Мк.2,10

..ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. Лк.9,56

Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Лк.9,58

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими. Лк.12,8

..а кто отвергнётся Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. Лк.12,9

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Лк.12,10

..вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Ин.1,29

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Ин.3,13

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ин.3,19

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой Твари. Кол.1,15

И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство. Кол.1,18

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно. Ин.5,31

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ин.6,55

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Ин.6,56

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Ин.8,25

Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Ин.8,26

Итак Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Ин.8,28

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Ин.20–30

Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Ин.20,31

Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего. Галл.1,4

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин.1,18

Иисус есть Христос. Деян. 18,5

Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Евр.13,11

Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Евр.10,12–13

Который есть образ Бога невидимого. 2Кор.4,4

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём; 2Тим.2,12

А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. 1Кор.1,23

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 2Петр.1,17

..если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. 2Тим.2,13

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе». Гал.3,13

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом. 2Кор. 5,21

Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Ин.1,17

И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.10,42–43

Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой. Деян.16,30

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Евр.13,8

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Ин. 3,16–17

Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. Лк. 2,11

Он есть прежде всего, и всё Им стоит. Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всём первенство. Кол. 1,17–18

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Ин.1,1

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца. Ин.1,14

Он был облечён в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие. Отк.19,13

Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. Рим. 9,5

И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Евр.9,15

И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе. 1Тим. 3:16

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти. Рим. 8,3

Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. Откр.17,14

Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт. Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ин.6,48–51

Завет Христа 

Символ Веры

Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло.

Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.

Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.

И воскресшего в третий день, по Писаниям.

И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца.

И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца и Сына исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков.

Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

Признаю одно Крещение, как видимое свидетельство прощения всех грехов. (Прошлых, настоящих и будущих грехов; первородного греха Адама и согрешения предков, а также решения последствий всех моих проклятий).

Ожидаю воскресения мёртвых, и жизни будущего века. Аминь.

Цели и задачи сайта

Можно перелопатить горы книг и потратить на это всю свою жизнь, но так и не найти ответы на вопросы которые задаёт нам наш дух – как и зачем мы пришли в этот мир, кто и с какой целью нас сотворил и куда мы все уходим, после того как душа оставляет своё тело? Для чего мы все живём?!

Друзья, Библия, единственное собрание книг в этом мире, которое ответит вам на все эти важные, а также и на многие другие ваши духовные вопросы, подскажет как обрести покой и радость познания своего предназначения. Если у вас есть духовные и жизненные вопросы, если вы достигли того о чём мечтали, но в душе пустота, если обстоятельства давят на вас, а выхода нет, то вы можете присоединиться к нам на форуме и попытаться посоветоваться с верующими в Бога людьми. Или же начать, вместе с нами, познавать слово Божье завет Христа, чтобы понять себя и встретиться с Богом — Творцом вселенной и Отцом нашим Небесным. Познавать Его слово от начала и систематически, ничего не вырывая в нём из контекста и ничего не прибавляя к нему от своего разумения и часто, не всегда хорошего, опыта.

Церковь Завета Христа, через настоящий сайт, проводит набор в группы онлайн обучения, в которых под руководством опытных библейских наставников вы узнаете о принципах «Сотворения, Грехопадения и Восстановления человека» и через призму знания этих духовных ключей, увидеть Христа от первой строки священного писания.