Проскомидии, что это?

Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.

Порой самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: «Чем отличается молебен от сорокоуста?» выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: «беременная», «воин», «учащийся», «иеромонах», да и надо ли?

Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал:

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

(Мф. 18:19-20)

Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые «простые записки», будут поминаться дважды.

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии — особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

На проскомидии священник особым ножом — «копием» вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников — каждый свою часть записок.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых»

и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Если же записки, которые вы будете подавать, будут «заказными», то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того «о здравии» эта записка или «об упокоении», её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях («…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…» и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви — то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? — Николая, Елены, Павла,..) и полностью (Николая, а не «Коли», Петра, а не «Пети»). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: «митр.» — митрополита, «еп.» — епископа, «иером.» — иеромонаха, «диак.» — диакона, «мон.» — монаха.

Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения:

  • «в.» перед именем воина в силу тяжести его служения,
  • «мл.» — перед именем младенца из-за его нежного возраста
  • и «бол.» — перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

Церковные требы: все, что нужно знать

Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде «уч.», «плодон.», «бер.», «отр.» и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть — священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида — о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида — об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью «молебен»), на панихиде — заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью «панихида»).

Панихида по усопшим: наша помощь умершим

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые «сорокоусты». Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения — их можно подать на 40 дней (отсюда и название «сорокоуст»), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать «вечное поминовение» или чтение «Неусыпаемой Псалтири». Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая форма пожертвования».

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто — нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

Церковное поминовение в течение года

Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет.

Длительное поминовение бывает с частицей (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или без частицы (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и сестры храма в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Календарный год – это период жизни христианина, в течение которого он призывается Церковью взойти на новую ступень духовной лестницы, возводящей нас на небо к Самому Богу: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48). Но, положа руку на сердце, признаемся себе, все ли мы понимаем, как этого достичь?

Большинство населения России считает себя православными. Однако если Рождество и Пасху Христову знают многие, то в остальные дни не все регулярно ходят в храм и участвуют в церковных таинствах, не понимая важности этого.

Между тем, в течение года каждый день в храмах творится молитвенная память кого-то из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, праведников, блаженных – тех, кто своей жизнью показал нам пример служения Богу и ближним, пример достижения заповеданного нам Господом совершенства. Кроме того, есть еще ежегодные праздники в честь Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Потому в Церкви каждый день года – праздник, малый, средний или великий, а святые на небе – это наши друзья, которым мы должны подражать.

Вот почему важна ежедневная молитва в течение года: чтобы не быть похожими на блудного сына, ушедшего за легкой и сладкой жизнью, но впавшего в скорби, болезни, тоску и уныние без Бога и Матери-Церкви!

Храни Господь Вас и Ваших близких!

Обычное пожертвование за ежедневное церковное поминовение на каждый день в течение года за 1 имя — 1000р.

Что такое записка «на проскомидию»?

У нас в храме можно подать записку «на проскомидию», а что это такое? Что значит «простая» и «заказная» проскомидия?

Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».

Потом все вынутые частички собираются на дискосе (специальная тарель для Агнца) и во время Божественной Литургии пребывают вместе с Агнцом. В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

В древности первые христиане сами пекли такие хлеба — просфорки, приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частичку и возвращал хлеб хозяину.

В записку «на проскомидию» можно вносить имена только крещеных православных людей (в отличие от молебна или панихиды — на них мы можем подавать записки с именами даже некрещеных и инославных).

О том, что такое «простая» и «заказная» записка на проскомидию, надо отдельно узнавать в каждом конкретном храме. Обычно «простая» записка — это та, по которой частичка за человека вынимается только на проскомидии, а «заказная» — когда имя человека звучит и на проскомидии, и на молебне.

Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru
На заставке фрагмент фото: spbpda/www.flickr.com

Отличия проскомидии от молитвы за здравие и за упокой

Людям, которые недавно стали ходить в храм, бывает сложно понять смысл церковных служб. Одним из священнодействий, вызывающих много вопросов, является проскомидия. Как она проходит, чем этот обряд отличается от простой молитвы за близких, мы рассмотрим ниже.Что такое проскомидия

Проскомидия – что это?

Проскомидией называют первую часть Божественной литургии (или обедни). Обедня – простонародное слово. Так на Руси именовали утреннюю церковную службу, которая заканчивалась до обеда.

На проскомидии священнослужители приготавливают хлеб и вино к таинству евхаристии (причащения). Хлеб символизирует собой Плоть, а вино – Кровь Спасителя, пролитую за нас. Таинство совершается в память о Тайной Вечере, на которой Иисус Христос впервые провёл обряд причащения для своих учеников. Оно напоминает нам о том, что Спаситель ради нашего спасения оставил нам не только поучения и заветы, но и отдал всего себя. Причащаясь, мы соединяемся с Богом, получаем его благодать.

Также евхаристия символизирует единение всех христиан. Не зря Иисус Христос, угощая учеников, отламывал куски от одного хлеба. При возникновении Церкви прихожане сами приносили на службу разные сорта хлеба, красное вино, а также масло, сахар и другие продукты. Лучшие из них использовались во время литургии, остальное съедались за общим обедом после её окончания. Так подчёркивалась общность всех, кто присутствовал в храме.

Именно поэтому в переводе с греческого «проскомидия» значит «приносить». Хлеб, используемый во время обряда, называют «просфора» — от греческого «дар».

Обязательно нужно знать, что такое причастие в церкви, и как причащаться правильно.

Требование к просфорам и вину

Сегодня традиция приносить в храм необходимые для литургии продукты утрачена. Хлеб выпекают обычно жены священников или вдовы из числа прихожан. Требования к нему следующие:

  • Хлеб должен быть белым и квасным, т. е. приготовленным на дрожжах. Именно такой хлеб предлагал своим ученикам Иисус Христос.
  • Тесто хорошо вымешивают.
  • Используют только свежую выпечку.
  • Просфорам придают округлую форму, делают их двухъярусными как символ двойственной природы Спасителя (земной и небесной).
  • Для изготовления просфор используются печати с изображением Богородицы и святых. На просфоре Агнца, которая служит непосредственно для причащения, должны быть отпечатаны буквы IC XC (Иисус Христос) и НИ КА (победитель). Их разделяет крест.

Как пшеница даёт жизнь только после своей смерти, размолотая и превращённая в хлеб, так и Спаситель дал человечеству шанс на жизнь вечную, умерев на кресте.

Вино для проскомидии берут красное, изготовленное из винограда. Именно такое вино пил Иисус Христос, о чём упоминается в Библии. Начиная с XIX века, в храмах используют для этой цели кагор. В те времена вино этой марки было лучшим. Принято разбавлять его водой. Это напоминание о моменте, когда воин копьём пронзил ребро Спасителя, висевшего на кресте. Из раны потекли кровь и вода.

Церковные записки

Во время проскомидии совершается поминовение как живых христиан, так и усопших. Традиция помнить о близких и молиться за них очень древняя. Чтобы священник зачитал имена близких вам людей в алтаре, можно заранее написать записки. Обычно их подают с вечера или ранним утром до начала литургии. В записках допустимо указывать только тех людей, кто был крещён при жизни. Также запрещается подавать записки с именами самоубийц.

В некоторых храмах существует деление записок на обычные и заказные. Когда мы подаём обычную записку, на проскомидии из просфоры вынимаются частицы по числу указанных имён, которые затем опускаются в вино. Это символизирует очищение поминаемых душ через кровь Спасителя.

Имена из заказных записок дополнительно звучат во время ектений, священник произносит их перед алтарём. После литургии молитва о здравии живых продолжается во время молебна, поминовение мёртвых – во время панихиды.

Записки о здравии

Церковная молитва является очень сильной. Поэтому принято заказывать поминовение во время проскомидии тех людей, которые больны или нуждаются в поддержке Бога, наставлении на путь истинный. Под «здравием» в православии понимается не только физическое и психическое здоровье, но и благополучие человека, материальный достаток, духовные устремления.

В записках о здравии рекомендуется первыми писать имена Патриарха, Архипастыря, Преосвященного Архиерея, от которых зависит благополучие всей паствы. Затем указывается имя духовного отца, который наставляет человека. Следом идут имена родственников, близких людей. В конце записки можно вписать имена врагов, завистников, недоброжелателей. Молясь об их здравии, мы просим Бога привнести в душу наших врагов гармонию, примирить их с окружающими.

Записки об упокое

Поминовение усопших, которые оставили след в нашей душе, позволяет ощутить единение с ними. Православие учит, что смерти нет. Души людей вечные, и своей молитвой мы можем помочь ушедшим в их небесной жизни. Так же, как и они помогают нам оттуда.

Подавать записки об упокое следует регулярно, особенно в дни рождения и смерти покойного, в день крещения, на именины.

Правила написания записки

Существует несколько правил, которые помогут правильно написать церковную записку. Перечислим их:

  1. Писать можно на специальном бланке, который вам дадут в церкви, либо на обычном листке бумаги. В последнем случае нарисуйте крест и подпишите, какая это записка – о здравии или за упокой.
  2. Пишите разборчиво и крупно.
  3. В одной записке можно указать от 5 до 10 имён. Допускается подавать несколько записок.
  4. Вписывая имя, подумайте о человеке, пожелайте ему всех благ от чистого сердца. Это своеобразная молитва о нём.
  5. Указывайте те имена, которые люди получили при крещении. Они должны быть полными, а не сокращёнными.
  6. Записывайте их в родительном падеже: Александра, Николая, Ольги и т. д.
  7. Не упоминаются фамилии, отчества, степень родства.
  8. Если в записке есть имена детей до 7 лет, их называют младенцами.
  9. Также следует указывать сан духовных лиц.
  10. В записках о здравии допустимо упомянуть слова: «болящего», «заключённого», «воина», «путешествующего».
  11. В записках о поминовении усопших пишут «убиенный», «воин», «приснопамятный» (в день смерти или именин покойного). Если после кончины ещё не прошло 40 дней, указывают «новопреставленного».

Записки на проскомидию подаются отдельно от записок на молебен и панихиду.

Порядок проведения проскомидии

Проскомидия проходит в алтаре скрытно от прихожан, за закрытыми Царскими вратами. Так же скрытно пришёл в наш мир Иисус Христос. В это время читаются Часы по Часослову. Перед совершением обряда читаются входные молитвы, иерей облачается в специальные одежды и омывает руки.

Приготовление Агнца

Для Литургии пекут пять просфор, что должно напомнить православным христианам о пяти хлебах, которыми Иисус Христос накормил пять тысяч человек. Это символ духовного насыщения, которое можно получить только через Спасителя. Непосредственно для таинства евхаристии используют только одну из просфор – Агнца. Как Иисус разламывал на всех учеников один хлеб, так и Агнца должно хватить на всех причащающихся.

Священник подходит к жертвеннику и вырезает из агничной просфоры четырехугольную часть, которая и зовётся Агнец (ягнёнок). В ветхозаветные времена ягнёнка приносили в жертву Богу, чтобы искупить совершённый грех. За чужие прегрешения страдало чистое, невинное, кроткое существо. Агнецом Божим назвал Иисуса Христа Иоанн Креститель, ведь Он сошёл в наш мир не жить, а умереть за нас.

Эта часть обряда символизирует одновременно рождение и смерть Спасителя. Вырезанную часть просфоры кладут на дискос, который есть одновременно ясли и гроб Господень. Священник протыкает копьём правую часть агнца, как воин проткнул копьём ребро Иисуса Христа. После этого в потир (специальную чашу) наливают вино, разбавленное водой, как символ пролитой на кресте крови.

Вынимание частиц из других просфор

Остальные просфоры на проскомидии также имеют свой смысл.

  • Вторая просфора называется Богородничной. Из неё вынимают треугольную частичку в знак поминовения Матери Божьей и кладут на дискос справа от Агнца.
  • Третья – «девятичинная». Из неё изымают девять частей, символизирующих всех святых, и кладут слева от Агнца.
  • Из четвёртой просфоры вынимают две части: одну за всех живущих священнослужителей, вторую – за здравие всех живых православных мирян. Их кладут ниже Агнца.
  • Последней священник кладёт на дискос часть, изъятую из пятой просфоры. Она символизирует поминовение всех усопших.

Теперь приходит черёд малых просфор, поданных прихожанами. Из них вынимается количество частиц, соответствующее числу имён в прилагающейся записке. Зачитываются имена, читается молитва за здравие живых и упокоение усопших. Частицы помещаются на дискос.

Все частицы, вынутые из просфор, символизируют собой Единую Церковь, земную и небесную, в центре которой находится Иисус Христос. Здесь и святые, и заблудшие, и живые, и мёртвые, пребывающие во здравии и болящие, даже забывшие о Боге, отказавшиеся от Него – все те, кто Богу не безразличен, за кого мы молимся.

Частицы по окончании Литургии опускаются в вино. Это знак того, что все, находящиеся рядом со Спасителем, будут омыты его кровью от греха и прощены.

Окончание проскомидии

В конце обряда на дискос устанавливают звездницу, напоминающую верующим о Вифлеемской Звезде. Дискос и потир с вином накрывают тремя полотнами, которые символизируют одновременно и пелёнки младенца Иисуса, и погребальные пелены. Конец проскомидии означает смерть Иисуса Христа, конец его земной жизни.

Иерей кадит алтарь, изображая этим благоухание ладана, принесённого волхвами в дар младенцу. Он молит Бога принять дары в виде смоченных в вине просфор, помянуть тех, кто принёс их и тех, ради кого они были преподнесены.

Затем он открывает Царские Врата, что символизирует Воскресение Господне, вхождение его в Царство Небесное и одновременно – наше спасение. Так начинается торжественная часть литургии.

В православии считается, что поминовение близких на проскомидии обладает огромной силой. Благодаря этому обряду излечиваются неизлечимо больные, обретают спасение усопшие. Однако она отличается от простой молитвы за здравие и за упокой.

Во время проскомидии на дискосе собирается вся Церковь, через кровь Иисуса Христа стираются границы между жизнью и смертью, Небесным Царством и земным. Вынимая частицу просфоры и называя имя, мы приносим в жертву Богу своих близких, как принёс себя в жертву Иисус Христос. Вместе с ним они символически умирают для грешной жизни и воскресают для жизни вечной, исцелённой, духовной. Именно для такой жизни был создан человек изначально, ещё до совершения первородного греха. Благодаря Спасителю, мы обретаем шанс снова войти в неё.