Противоречия в Библии

Содержание

Примеры логических противоречий в Библии

Устин Чащихин — экономист, атеист, кандидат в президенты России 2018, программа которого решает демографический кризис и экономическую отсталость и представлена на сайтах:

Примеры логических противоречий в Библии
С точки зрения математической логики необходимо и достаточно найти всего хотя бы 1 (ОДНО!) противоречие некой теории или идеологии с экспериментом, либо 1 (ОДНО!) внутренне противоречие в ней, чтобы доказать, что она ошибочна. Тем более, что сама Библия претендует на абсолютную истину, непогрешимость:
«никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1, 21)
«Все Писание богодухновенно» (2Тим. 3, 16)
Поэтому наличие хотя бы одного единственного противоречия в Библии доказывает, что она не является непогрешимым откровением от бога, а представляет собой сборник мифов.
В Библии обнаружено колоссальное количество противоречий. Разумеется, эта тема стара — она обсуждалась ещё во времена Римской империи. Для тех, кому интересно, более полный перечень логических противоречий в Библии есть на сайтах , их очень много. Для данной книги я решил отобрать и продемонстрировать лишь некоторые наиболее яркие противоречия, причем те, что более существенны для верующих, рассмотрены подробно, а остальные кратко.
Многие из этих противоречий способствовали церковным расколам и религиозным войнам, приводя к бесчисленным человеческим жертвам.
Некоторые из этих противоречий работают как двойные стандарты и тем самым формируют лживость и двуличие у священников.
При этом следует отметить, что многие верующие при демонстрации им фактов, опровергающих Библию или религию вообще, выдумывают различные изворотливые толкования, подгоняя факты под веру. И у разных конфессий разные толкования одних и тех же мест Библии. Однако свободномыслящий человек, наоборот, делает выводы из фактов и на основе фактов строит гипотезы и теории. Поэтому, если быть по-научному беспристрастным и честным в свободном поиске истины, то на основе этих данных можно сделать совершенно однозначный вывод о ложности Библии.
По этой причине здесь намеренно не рассматриваются различные толкования противоречивых мест в Библии.
Животные были сотворены раньше человека
Да. (Быт. 1:20-27)
Нет. (Быт. 2:7, 18-20)
Библия начинается с противоречия, которое многие не видят, читая ее невнимательно — там описаны два разных мифа о сотворении. Согласно Быт. 1:20-27, бог сначала создал растения, затем животных и затем людей, а согласно Быт. 2:4-25 — сначала бог сотворил мужчину, затем растения и животных, и только потом — женщину.
Понятно, что были два разных мифа о сотворении мира и авторы Библии даже не удосужились выбрать один из мифов, а запихнули в Библию обе исключающие друг друга басни.
Согласно теории эволюции, сначала возникли одноклеточные, из них — многоклеточные, затем крупные животные и только затем человек.
Душа смертна или нет?
Да. «ибо душа всякого тела есть кровь его» (Левит 17:14).
Нет. «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.» (Мф. 10:28)
Если душа — это кровь, то душа смертна. Если же душа нематериальна, но она бессмертна.
Согласно современной нейрофизиологии, оба библейских учения ложные, ибо нематериальной души нет и сознание человека представляет собой работу головного мозга, а не кровь. Смерть подобна вечному сну без сновидений.
Было ли бегство Иосифа, Марии и Иисуса в Египет и избиение младенцев Иродом?
Да. (Матфея 2:1-23)
Нет. (Луки 2:1-41)
Несмотря на весьма подробное описание рождения Христа, у Луки не описано ни бегства в Египет, ни избиения младенцев, которые описаны у Матфея, а у Матфея не описаны обрезание Христа и ежегодное посещение им Иерусалима, которые описаны у Луки:
· Маршрут по Матфею 2:1-23 такой: рождение в Вифлееме — несколько лет в Египте скрывались в бегах до смерти царя Ирода, и затем — Назарет. В Иерусалиме Иисус не был ни разу при жизни Ирода.
· А в евангелии от Луки 2:1-41 совершенно другая легенда: Назарет — рождение в Вифлееме — Иерусалим — Назарет — и «каждый год родители его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Луки 2:41) без какого бы то ни было страха быть пойманными Иродом.
Причем, очевидно, что два маршрута несовместимы — события в одном Евангелии исключают возможность событий в другом — находясь в бегах Египте после того, как «Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним… весьма разгневался, и послал избить всех младенцев» (Матф. 2:3,16), невозможно спокойно ходить в Иерусалим ежегодно, причём не тайно, а открыто, публично и на праздник (Луки 2:41).
Из этого следует, что в евангелиях описываны мифы, а не исторические события. Поэтому весьма вероятно, что никакого Иисуса Христа не было — это миф, сказка, вымысел.
Здесь уместно вспомнить о том, что было и множество апокрифических евангелий, в которых описаны совершенно другие мифы о Христе.
Поэтому весьма вероятно, что не было даже никакой реальной личности, о которой мифотворцы слагали свои евангельские басни.
Когда Савл шел к Дамаску, он увидел свет и услышал голос с неба. Услышали ли голос люди, шедшие с ним?
Да. «Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. (Деяния 9:7)
Нет. «Бывшие же со мною свет видели и пришли в страх, но голоса Говорившего мне не слышали» (Деяния 22:9). Все наоборот.
Когда Савл увидел свет, он упал на землю. Упали ли на землю люди, шедшие с ним?
Да. «Все мы упали на землю…» (Деяния 26:14)
Нет. «Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении…» (Деяния 9:7)
Обычно человек очень сильно запоминает яркие необычные впечатления и хорошо помнит их на протяжении всей жизни, часто в мелких деталях. Тем более, когда речь идет о внезапном явлении бога на небе, который высказывает тебе претензии! А когда человек врёт, то часто он не помнит, что именно он соврал и поэтому часто путается в показаниях. Здесь как раз такой случай — еврейский раввин Савл, переименовавший себя в апостола Павла, путался в показаниях, а значит ВРАЛ. А ведь половина книг Нового Завета представляет собой «Послания апостола Павла» — человека, пойманного на лжи.
В итоге евангелия, книга Деяний апостолов и послания Павла не являются историческими документами, а представляют собой вымысел, мифы. Следовательно, христианство — миф.
Вероятно, что миф о Христе и был придуман раввином Савлом, который самозванно переименовал себя в апостола Павла и выдумал миф о собственном чудесном обращении из раввина в вероятного основателя христианства.
Разрешены ли изображения (иконы)?
Нет.
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исход 20:4)
«дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» (Второзаконие 4:16-18)
Да.
«И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя» (Числа 21:8)
«и сделай из золота двух херувимов». (Исход 25:18)
Сколько людей было убито из-за одного этого противоречия! Сколько расколов и вражды между людьми возникло из-за него! В 8 веке был иконоборческий раскол в «непогрешимой» церкви — сначала церковь убивала иконописцев, а потом — иконоборцев. Раскол есть и поныне — иудеи, мусульмане и протестанты категорически против икон, а православные и католики — категорически за иконы.
Сколько богов, согласно Библии?
Один.
«Слушай, Израиль: господь, бог наш, господь един есть» (Второзаконие 6:4)
Несколько.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Бытие 1:26)
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Бытие 3:22)
«Я и Отец — одно.» (Иоанна 10:30)
«крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матфея 28:19)
«Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино.» (1Иоанна 5:7)
А доктрина троицы представляет собой абсурд с позиций логики. Если бог — это нематериальное сознание, то это либо одно сознание, либо несколько. Но что такое триединое сознание? Растроение личности? В психотерапии уже раздвоение личности у человека — серьезное психическое заболевание. А что тогда такое растроение личности? Как это понимать? Христиане даже не могут внятно ответить на этот вопрос, а только говорят слова типа «верую, ибо абсурдно», но думающие люди не верят в абсурды. Сравнение с трилистником нелепо по той причине, что растение имеет клеточную структуру, а сознание в религии, идеализме, бесструктурно. Все эти остатки многобожия в обоих заветах Библии лишний раз подтверждают версию о том, что при авторы-мифотворцы Библии заимствовали языческие мифы о многобожии. А затем попы пытались выдумать толкования для сглаживания противоречий.
Иисус за мир или против?
За.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.» (Матфея 5:9)
Против.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Матфея 10:34)
Это — двойной стандарт. Его можно использовать как для оправдания крестовых походов, так и для клятвенных уверений в том, что якобы “христианство — мирная религия”. Люди, использующие такие двойные стандарты, приучаются к лживости и двуличию. Кстати, Гитлер был католиком и римский папа его благословил именно на крестовый поход против безбожного СССР. Аналогичную позицию сегодня занимают и бандеровцы.
Кто настроил Давида против Израиля?
Бог (2-я Царств 24:1)
Сатана (1-я Паралипоменон 21:1)
Кто убил Голиафа?
Давид (1Цар. 17)
Елханан (2Цар. 21:19)
Бог везде, все видит и все знает?
Да. «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых». (Притчи 15:3), а также Псалом 139:7-10, Иов 34:22-21.
Нет. «…и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». (Бытие 3:8) и ещё Бытие 18:20-21 и Бытие 11:5.
Бог — автор зла?
Да. «…так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас» (Иеремия 18:11)
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это». (Исаия 45:7)
«Кто это говорит: `и то бывает, чему Господь не повелел быть’? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Плачь Иеримии 3:37-38)
Нет. «совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды (в Нем); Он праведен и истинен» (Второзаконие 32:4)
«Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иакова 1:13)
Нуждается ли бог в отдыхе? Устает ли бог?
Да. «…потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился». (Исход 31:17)
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал». (Бытие 2:2)
Нет. «…разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?» (Исаия 40:28)
Судить или нет?
Нет. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1)
Да. «судите судом праведным» (Ин. 7:24)
Тоже типичный двойной стандарт.
Моисей — кротчайший из всех людей?
Да. «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». (Числа 12:3)
Нет. «И прогневался Моисей на военачальников… пришедших с войны, и сказал им Моисей: (для чего) вы оставили в живых всех женщин? … итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте» (Числа 31:15-17)
«А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души…» (Второзаконие 20:16)
Иисус всемогущий?
Да. «дана Мне всякая власть на небе и на земле». (Матфея 28:18)
Нет. «я ничего не могу творить сам от себя… ибо не ищу моей воли, но воли пославшего меня Отца». (Иоанна 5:30)
Истинно ли свидетельство Христа о самом себе?
Да. «Если я и сам о себе свидетельствую, свидетельство мое истинно» (Иоанна 8:14)
Нет. «Если я свидетельствую сам о себе, то свидетельство мое НЕ есть истинно» (Иоанна 5:31)
Евангелие гласит, что вместе с Иисусом было также распяты два разбойника. Оба ли вора поносили Иисуса?
Да. «И распятые с ним поносили его» (Марка 15:32)
Нет. «Другой же напротив унимал его» (Луки 23:40-43)
Сколько женщин пришло ко гробу Иисуса?
Одна: Мария Магдалина. (Ин. 20:1)
Две: Мария Магдалина и другая Мария. (Мф. 28:1)
Три: Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия. (Марка 16:1)
Больше трёх: «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, (мать) Иакова, и другие» (Лк. 24:10)
Говорил ли Иисус тайно?
Нет. «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме… и тайно не говорил ничего» (Иоанна 18:20)
Да. «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все». (Марка 4:34) Ученики спросили его «Для чего притчами говоришь им?» Он сказал в ответ: Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матфея 13:10-11)
Полезен ли Закон Моисея?
Да. «Все Писание… полезно» (2-е Тимофею 3:16)
Нет. «Отменение же прежде бывшей заповеди (Моисея) бывает по причине ее немощи и бесполезности» (К Евреям 7:18)
Прибыл ли Иисус в рай в день своего распятия?
Да. Он сказал одному из разбойников: «Ты будешь сегодня со Мною в раю» (Луки 23:43)
Нет. Два дня спустя, он сказал Марие Магдалине «…Я еще не восшел к Отцу Моему» (Иоанна 20:17)
Являлся ли Иоанн Креститель Илией, который должен был придти?
Да (Матфея 11:14; 17:10-13)
Нет (Иоанна 1:19-21)
Узнал ли Иоанн Креститель Иисуса перед его крещением?
Да (Матфея 3:13-14)
Нет (Иоанна 1:32-33)
Хотел ли Ирод убить Иоанна?
Да, «потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее (жену брата). И хотел убить его, но боялся народа…» (Матфея 14:4-5)
Нет, Иродиада желала его убить, но не могла «ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый, и берег его; многое делал, слушая его, и с удовольствием слушал его». (Марка 6:19-20)
В списке двенадцати Апостолов, кто был десятым Апостолом?
«Леввей, прозванный Фаддеем». (Матфея 10:1-3; Марка 3:16-18)
Симон, прозванный Зилотом. (Луки 6:14-16)
Количество апостолов при распятии
Все апостолы сбежали (Мт. 26:56-58).
Иоанн остался (Ин. 19:25-26).
Что дали пить Иисусу при распятии?
Уксус, смешанный с желчью (Матфея 27:34)
Вино со смирною. (Марка 15:23)
Какими были последние слова Иисуса?
«Отче! В руки Твои предаю дух Мой». (Луки 23:46)
«Совершилось!» (Иоанна 19:30)
Кроме Иисуса, кто — либо еще восходил на небо?
Нет. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий… » (Иоанна 3:13)
Да. «…и понесся Илия в вихре на небо». (4-я Царств 2:11)
Сколько пар чистых животных бог приказал Ною взять в ковчег?
2 (Бытие 6:19-20)
7 (Бытие 7:2-3)
Когда израильтяне жили в Ситтиме, сколько сынов израилевых истребил господь?
24 000 (Числа 25:1-9)
23 000 (1-е Коринфянам 10:8)
Из этих и многих иных противоречий в Библии напрашиваются очевидные выводы:
· Библия — ложь, сборник мифов, басен, легенд, которые были отредактированы тысячи раз.
· Весьма вероятно, что Иисуса Христа вообще не было, т.е. это — миф, вымысел.
· До изобретения книгопечатания в Библию вносилось огромное количество правок.
Список литературы
Противоречия в Библии: http://1sci.ru/a/142
http://skepticsannotatedbible.com

О «противоречиях Библии» и нехристианском образовании

Далеких от христианства людей увлекает тема Библии – в том смысле, что библейское Откровение несостоятельно. Например, активно утверждается, что Библия противоречива, а потому образованные люди не доверяют Библии.

Иллюстраций в подтверждение скептического отношения к Библии приводится множество. Берут «примеры» из Евангелия, отыскивают их и в Ветхом Завете. Как быть со всеми этими противоречиями и далеко идущими выводами?

С выводами торопиться не будем. И с противоречиями тоже подождем. Хотя бы потому, что скептики сильно упрощают ситуацию.

Реальная ситуация много сложнее

Образованные христиане знают Библию не хуже образованных скептиков. И «противоречия Библии» видят, но признают, что понимание одного и того же отрывка из Библии может быть разным. Один и тот же отрывок может иметь два или даже три вполне законных толкования: буквальный смысл и еще иносказательные смыслы. Например, в Библии множество поэтических страниц, которые понимать буквально никому в голову не придет. И многие «противоречия» снимаются, если учитывать этот факт.

Последние 300 лет на Библию обрушивались с гиперкритикой. Однако иносказательные толкования Библии (анагогическое, типологическое…) появились на свет не в противовес общественной деятельности французских и немецких материалистов. Библию иносказательно толковали изначально, не забывая, конечно, о ее буквальном прочтении.

Святитель Григорий Нисский Заглянем в древние времена, вспомним о том, как Писание толковал в IV веке святитель Григорий Нисский (его память мы отмечаем 10/23 января). Для этого нам потребуется его сочинение «О жизни Моисея Законодателя».

Святитель Григорий не утверждает, что вся Библия одинаково понятна. Он отмечает, что божественные заповеди, смысл которых хорошо понятен, надо исполнять без лености. Это с одной стороны. А с другой – о сокровенных смыслах Библии не стоит вести разыскания, «но познание этого предоставлять единому Святому Духу, испытующему, как говорит апостол, глубины Божия».

В Библии есть вещи очевидные и есть – сокровенные, которые своими силами постичь нельзя. Здесь нужна особая помощь Божия

Итак, в Библии есть вещи очевидные и есть – сокровенные, которые своими силами постичь нельзя. Здесь нужна особая помощь Божия, иначе мы неправильно поймем Писание. Вот почему православные христиане очень ценят святоотеческие толкования Библии.

Иносказание в Библии

Святитель Григорий тщательно обсуждает ветхозаветное повествование об исходе из Египта. Во время исхода порабощенный народ Божий выпросил у египтян ценные вещи и ушел в пустыню на поклонение Богу. И в Египет больше не вернулся. Занятые у египтян вещи тоже не были возвращены.

В своем сочинении святитель Григорий превозносит добродетельную жизнь пророка Моисея. Для святителя невозможно подумать, будто бы Моисей наставлял делать несправедливости, велел занять у египтян ценные вещи и оставить у себя одолженное. Особое внимание святитель обращает на то, что именно Моисей в пустыне дал народу «законы, решительно воспрещающие всякую обиду ближнему». Для святого Григория есть противоречие между Моисеем-законодателем и «Моисеем-законопреступником». Посмотрим, как святитель будет об этом рассуждать.

Для начала он отметает упрощенные трактовки священной истории. Иные толкователи настаивают, что, когда Моисей и прочие израильтяне хитростью взяли с египтян заслуженную плату, это было справедливо. Эти толкователи заблуждаются.

Исход из Египта

Святитель не только указывает на их ошибку, он предлагает альтернативное толкование библейского отрывка: «Если же (кто) завладеет и своим, но обманув заимодавца надеждой получить назад, то, без сомнения, будет назван обманщиком. Поэтому… приличнее понятие высшее, повелевающее добродетельно ведущим свободную жизнь заготовлять богатство внешнего образования, которым украшаются иноплеменники по вере. Ибо нравственную и естественную философию, геометрию… словесные произведения и все, что уважается пребывающими вне Церкви, наставник добродетели повелевает, взяв в виде займа у богатых подобным этому в Египте, хранить у себя, чтобы употребить в дело при времени».

У иноверных народов можно брать культурные богатства, чтобы в подходящее время употреблять их с пользой для христиан

Вместо того чтобы извлекать из Священной Книги мысль о том, что позволительно обманывать заимодавца, святитель выводит более возвышенную мысль по мотивам библейского повествования: можно брать культурные богатства у иноверных народов, чтобы в подходящее время их употреблять с пользой для христиан.

Да и само понятие справедливости – добродетели, о которой рассуждает святой Григорий в связи с жизнью Моисея, активно анализировалось греками еще в дохристианские времена, у Платона. Понятие о справедливости святой Григорий берет взаймы и использует в размышлениях над нравственным смыслом Ветхого Завета.

Буквальный смысл Библии

Как же быть с буквальным смыслом истории с египетским займом? Буквальный смысл отодвинуло на второй план иносказание. Отодвинуло, но не отменило. Он остается, история с займом, и правда, была. Историческая ткань библейского повествования не растворяется в иносказательных толкованиях.

Святитель Григорий не верит, что заем был совершен по повелению Моисея, а тем более по повелению Божию. Пророк не мог допустить такого обмана и несправедливости. Ведь пророк заповедал людям: «Не желай дома ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20: 17). О займе с египтянами люди договаривались сами, это их поступок, и за него они отвечают, а не пророк Моисей. Этот поступок отдельных людей противоречит тому, чему учил Моисей.

Вообще говоря, не все, что описано в Священной Книге, обязательно одобряется священным автором. Некоторые события прямо осуждаются, а некоторые – косвенно. Некоторые события Бог вдохновляет и одобряет, а некоторые – попускает. Здесь имеется разница, ее необходимо замечать.

В истории с займом святитель Григорий отстраняется от ложных толкований, которые некоторых читателей побуждают утверждать, будто в словах и поступках пророка есть досадные противоречия. И помимо буквального толкования Пятикнижия Моисеева святой Григорий предлагает иносказательное истолкование: нам, христианам, у нецерковных людей тоже можно позаимствовать научные достижения, полезные для нас. Но к числу научных достижений «гиперкритика Библии» не относится.

Об этом и подумаем, читая пророка Божия Моисея и вспоминая святителя Григория Нисского.

Есть ли в Библии ошибки и противоречия?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны уточнить ряд принципиальных понятий. Что такое слово Божие и что мы считаем ошибкой или противоречием? Все христиане верят, что Библия богодухновенна — Бог особым образом направлял как отдельных священнописателей, так и весь процесс формирования библейского текста таким образом, чтобы безошибочно сообщить нам все истины, необходимые для нашего спасения.

При этом богодухновенность не уничтожает ни человеческой индивидуальности, ни культурной принадлежности, ни особенностей языка священнописателей; она далека от практики так называемого «автоматического письма», когда человек предоставляет водить своей рукой некоему духу, как бы совершенно устраняясь от процесса написания.

Предполагаемые «ошибки и противоречия» можно разделить на две категории — проявления непонимания со стороны читателя, когда разногласий в тексте просто нет, и проявления человеческой природы священнописателей, которые, однако, никоим образом не подрывают их свидетельства.

Для начала мы рассмотрим первую категорию — ошибки читателя.

Богодухновенность Писания никоим образом не обеспечивает безошибочности читателя. Читатель Библии, как благочестивый, так и, тем более, ее неверующий критик, может впадать в ошибки, заблуждения, превратные толкования — под влиянием личных предпочтений, культурного окружения, непонимания контекста и по любым другим причинам.

Это так не только с Библией — в любом издании древнего текста обычно половину книги составляют сноски и пояснения, без которых его смысл был бы чрезвычайно темен для современного читателя.

Тексты Библии создавались в совершенно другой культуре, где люди говорили на других языках, имели другие обычаи, другие взгляды на мир, другие «бродячие» сюжеты — поэтому непонимание этих текстов неподготовленным современным читателем вполне объяснимо. Не потому, что Библия — это какая-то шифровка, это ни в коем случае не так, но потому что мы с вами живем в другом мире.

Приведу пример: если вы учили иностранный язык, вы, возможно, замечали тот раздражающий момент, когда все слова, по отдельности, кажутся понятными, а вот смысл фразы совершенно ускользает. Но это не потому, что сама фраза бессмысленна, а потому, что вы пока плохо знаете язык, на котором она написана. На следующем этапе овладения языком вы понимаете смысл фразы, скажем, из газетной статьи, но не понимаете, о чем она, потому что не знаете ни культуры, ни текущей ситуации в чужой стране.

Дистанция между нашим миром и миром Библии может быть еще больше, поэтому у нас есть основания между двумя вариантами — «1. вот тут ошибки, противоречия и вообще чушь» и «2. я чего-то не понял» — выбирать второй. Большинство случаев, которые предъявляются как ошибки и противоречия, связаны, прежде всего, с элементарным непониманием библейского языка.

Эти предполагаемые противоречия можно разделить на следующие категории:

  • умолчания, принимаемые за противоречия,
  • расхождения в числительных,
  • невнимательное чтение текста,
  • непонимание смысла текста или отдельных выражений.

Матфей и Лука упоминают Непорочное Зачатие, а апостол Павел — ни разу. Разве тут не принципиальное противоречие?

Нет, конечно. Это пример того, как умолчание принимается за противоречие — и это достаточно очевидная ошибка. Из того, что апостол Павел не говорит о Непорочном Зачатии не следует, что он о нем не знал или не верил в него. Просто у него не возникало необходимости о нем специально говорить — очевидно, это не было предметом полемики и не требовало разъяснений. Точно также, в каком-нибудь современном сборнике проповедей оно может не упоминаться — из чего, конечно, никто не станет делать вывод, что проповедник в него не верит. Он просто не видит необходимости останавливаться на том, что уже бесспорно известно аудитории.

Это еще одни пример, когда умолчание принимается за противоречие. Евангелисты не обязаны подробно перечислять всех, кто присутствует при событии, они могут сосредоточить внимание на ком-то одном. Если я скажу «вчера я разговаривал с полицейским», в то время как при нашей беседе присутствовали двое полицейских и кто-то еще сообщит именно о двоих — это не будет противоречием. Просто каждый из нас обратит внимание на разные стороны ситуации.

Библия содержит противоречия в числительных. В частности, «мужей способных к войне» в Иудее было найдено 500 тысяч согласно Второй книге Царств 24:9 и 470 тысяч 1-я книга Паралипоменон 21:5 — и таких нестыковок десятки.

Библию, действительно, можно было бы счесть очень плохим статистическим справочником. Но дело в том, что Библия — это не статистический справочник, и ее язык — это не язык справочника, он ближе к нашему обычному разговорному языку, в котором мы используем числительные очень приблизительно (идите налево и там метров через двести будет поворот), округленно («народу собралось тыщ десять») или символически («я тебе уже сто раз говорил…»). Если поворот не через 200, а через 174 метра, народу собралось 6386 человек, а говорили мы не сто, а все-то раза три, это еще не делает наши слова ложными.

Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин сказал ему следовать за ним. Как звали этого человека? Матфей (Мф 9:9) Левий Алфеев (Мк 2:14).

Все эти имена принадлежат одному человеку. В библейские времена — как и в наши — одного и того же человека могли называть по разному. Например, Ивана Михайловича Васильева могут назвать «Ваней», «Ванечкой», «Ванькой», «Михалычем», «Иваном Михайловичем», «Васильевым» — что для иностранца, который не знаком с русскими именами, может оказаться немалой проблемой. Если этот иностранец, однако, начнет усматривать противоречие в том, что одни говорят о том, что «Михалыч-то бросил работу коллектора», а другие — что «Васильев уволился», это вызовет у нас улыбку.

Что сказал сотник, когда умер Иисус? «Истинно Человек этот был праведник» (Лк 23:47). «Истинно Человек сей был Сын Божий» (Мк 15:39).

В библейском контексте «Сын Божий» вполне могло иметь значение «праведник», так что и Марк, и Лука передают смысл слов сотника совершенно верно. Непонимание смысла этого выражения и приводит к недоумениям современных читателей.

Кто сказал женщинам о том, что случилось с телом Иисуса? Юноша, облеченный в белую одежду (Мк 16:5) или Ангел Господень, отваливший камень от двери гроба (Мф 28:2).

Это также пример непонимания смысла библейского слова — в данном случае, слова «ангел». Ангелы в Библии — это не младенчики с крылышками, как иногда их изображали художники ренессанса, а именно мужи (или юноши) в белой одежде. Ангел Господень в данном случае и выглядит как «Юноша, облеченный в белую одежду».

На горе, на ровном месте, в поле, в городе, на берегу — везде. Очевидно, что обращаясь к аудитории в разных местах, Господь повторял Свое учение сходными словами неоднократно, как это делает любой учитель. Мы с таким же успехом могли бы спросить: так где Мария Ивановна, учительница географии, рассказала ученикам, что Волга впадает в Каспийское Море — в 6-й аудитории на втором этаже или в 3-й на первом?

Здесь иллюзия противоречия возникает из-за невнимательного чтения и непонимания того, в чем состояла деятельность Господа в пору Его земного служения.

Узнал ли Иоанн Креститель Иисуса после его крещения? Иоанна 1:32-33 подразумевает, что да, Матфея 11:2-3 — что нет.

Речь идет о следующих стихах Писания:

И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин 1:32,33).

Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? (Мф 11:2,3).

Это еще один пример невнимательного чтения — брошенный в темницу Иоанн, конечно же, знает Иисуса как Мессию, просто в темнице, в ожидании своей мученической кончины, он переживает сомнения и колебания — опыт, знакомый многим благочестивым людям.