Протоиерей Михаил

«Протоиерей Михаил Васильев, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья в Сокольниках г. Москвы, настоятель храма вмц. Варвары и прп. Илии Муромца — Патриаршего подворья в п. Власиха Московской области, освобождается от должности настоятеля Благовещенского храма в Сокольниках и приписного к нему храма вмч. Георгия Победоносца в п. Медвежьи озера Московской области, с оставлением при этом в должности настоятеля храма вмц. Варвары и прп. Илии — Патриаршего подворья в п. Власиха в Московской области». +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ (Указ).

о. Михаил это еще одно витринное лицо нашей церкви, капризно разбитое патриархом Кириллом. В смысле — он один из немногих людей, которых не стыдно было выводить в люди и оставлять в любой аудитории. За его плечами МГУ, бросок в Приштину на броне русского БТРа, прыжок с нераскрывшимся парашютом и сломанный позвоночник, прогулки по минным полям, падение в сбитом вертолете в Чечне, оконченная (уже в поповском состоянии) Академия Генштаба, орден Мужества. Шесть детей. И несколько построенных храмов — в том числе и тот, что вчера у него отобрали. Одну ошибку совершил о. Михаил — дал себя использовать в рекламном фильме к 10-летию интронизации патриарха.

Выдержка из статьи диакона Андрея Кураева.

Полный текст

Краткая биография отца Михаила Васильева.

Родился 19 мая 1971 года. В 1993 году закончил философский факультет МГУ, в 1996 году — аспирантуру по кафедре религиоведения философского факультета МГУ. В 2005-ом году окончил Высшие курсы Академии Генерального штаба ВС РФ. Рукоположен в сан диакона 7 марта 1998 года, в сан иерея 27 апреля 1998 года. В 2008 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан протоиерея. В 2004 году Указом Святейшего Патриарха иерей Михаил Васильев назначен настоятелем Патриаршего Подворья при штабе ВДВ в Сокольниках храма Благовещения Пресвятой Богородицы с приписными храмами: пророка Божия Илии, Георгия Победоносца при 38-ом Отдельном полку связи ВДВ, в честь иконы Божией Матери «Благодатное Небо» при 45-ом Отдельном разведывательном полку ВДВ Специального назначения. Протоиерей Михаил Васильев является участником миротворческих операций в составе ВДВ в Боснии, Косово, боевых действий на Северном Кавказе, Абхазии, Киргизии. Протоиерей Михаил Васильев награжден орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом преп. Сергия Радонежского III степени. Женат, имеет 6-ых детей.

Этого человека называют воином от Бога. Он является протоиереем и настоятелем храма ВДВ. Это тот священник, который сам не раз бывал в горячих точках и, с помощью Бога, возвращался на Родину. Кто же такой Протоиерей Михаил и какова его история?

Происхождение и рождение, семья

Михаил родился в самой обычной семье советского военного. И мать, и отец были обычными атеистами. То же они прививали и сыну. Жили надежды, что Михаил пойдет по стопам отца и выберет жизнь военного. Появился мальчик на свет 19 мая 19711 года. Это было достаточно иронично. Почему? 19 мая — день советской пионерии, то есть организации атеизма. Однако Бог дал Михаилу совершенно другое будущее.

Протоиерей Михаил Васильев

Детство Михаила прошло на дальних северных рубежах Родины в военных городках. Из-за частых переездов менялись школы, и друзей у мальчика не было. Первые годы жизни были совершенно обычными для советского человека.

Юношеские годы и молодость

Несмотря на мнение родителей, Михаил поступил в самый престижный университет страны. Его направлением стали философия. Здесь молодой человек изучал основные каноны понимания жизни и атеизм. Стоит заметить, что уже тогда Михаила интересовала не идеология советского союза, а происхождение всех мировых религий.

О других священнослужителях РПЦ:

  • Протоиерей Андрей Лоргус
  • Протоиерей Евгений Попиченко
  • Протоиерей Вадим Леонов

Это направление так его увлекло, что после студент стал уже аспирантом на кафедре религиоведения. Обучение было блестяще окончено в 1996 году. Второе образование стало все же военное. Первое желание зайти в настоящую церковь появилось уже в более взрослом возрасте.

Рукоположение в церковный сан

В церкви Михаил встретил своего будущего наставника протоиерея Дмитрия Смирнова. Тогда батюшка и предрек жизнь молодого человека. Он сказал: «быть тебе священником в военном гарнизоне».

Отец Михаил является настоятелем Благовещенского храма в Сокольниках

7 мая 1998 года Михаил был рукоположен в сан диакона. Чуть меньше чем через месяц молодой человек достиг сана иерея. Сан протоиерея был возложен на Михаила еще через 10 лет самим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Церковная служба

В самом начале своего служения Михаил был направлен в храм преподобного Илии Муромца и великомученицы Варвары. Интересно то, что эта церковь находилась в подмосковной Власихе при штабе ракетных войск. Предсказание Дмитрия Смирнова сбылось.

Прошел всего год и батюшка направился в Чечню. Это стала его первая и далеко не последняя военная командировка. В 2004 году вышел Указ Патриарха о переводе в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках при штабе ВДВ.

Военные годы

Батюшка Михаил не держал в руках оружия, потому что это запрещено по церковным канонам. Однако, несмотря на это, мужчина более 100 раз прыгал с парашютом и участвовал во многих военных операциях. Десантники, с которым подружился Михаил, называют его «военный батюшка».

Протоиерей Михаил Васильев благословляет бойцов ВДВ

Сам мужчина считает, что в российской армии катастрофически не хватает священнослужителей. Дело не в том, кто может держать оружие. Дело в моральной поддержке. Так батюшка сделал подсчеты, по которым армии необходимы:

  • 400 православных священников;
  • От 30 до 40 мулл;
  • От 2 до 3 буддистских лам;
  • 1 или 2 еврейских раввина.

Современная деятельность

Сейчас батюшка женат. Он воспитывает 5 детей. Наравне с семейной жизнью не уступают позиции и частые военные командировки в самые горячие точки. Батюшка Михаил участвует также и в миротворческих операциях в Боснии, Абхазии, Киргизии и на Северном Кавказе.

Батюшка занимается своей церковью в Сокольниках. Она является главным собором Воздушно-десантных войск. В 2000 годах церковь была разрушена, и поэтому батюшка Михаил настоял на ее восстановлении и возвращении в лоно православной церкви.

Деньги давали все желающие. Сам министр обороны Сергей Шойгу выделил на восстановление храма 20 млн. руб.

История протоиерея Михаила Васильева

Протоиерей Михаил Васильев: в Воздушно-десантных войсках верующих военнослужащих около 96 процентов

2 августа – день Воздушно-десантных войск, и в этот же день Русская Православная Церковь празднует день Илии Пророка, небесного покровителя ВДВ. Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы, Патриаршего Подворья при штабе ВДВ в Сокольниках протоиерей Михаил Васильев рассказал нам в канун праздника о том, сколько верующих в десантных войсках и какова на сегодня ситуация с военным духовенством в армии, какие проблемы еще остались и требуют своего решения.

Почему Илия Пророк покровитель десантников? Дело в том, что как раз 2 августа на учениях Московского военного округа под Воронежем в 1930 году был высажен первый парашютный десант в количестве 12 человек. Первое десантирование в это безбожное время на 2 августа, – согласитесь, не без промысла Божия. А до революции Илия Пророк считался покровителем всех, кто путешествует по воздуху. Он был покровителем, например, Русского императорского воздушного флота.

Что касается ситуации в армии с военным духовенством, то по сравнению с тем, что было раньше, все поменялось довольно сильно. Можно сказать, произошли просто революционные изменения. Напомню, что в 2009 году было принято решение о возрождении института военного духовенства. Однако, как ни странно, официально (я подчеркиваю, только официально) в армии по-прежнему нет священнослужителей традиционных религий народов России, в том числе и православных.

На сегодня существуют только ведомственные документы Министерства обороны Российской Федерации, регламентирующие это направление работы с личным составом, но они не имеют силу даже подзаконного акта, а тем более, федерального закона. И в соответствии с этими ведомственными положениями официально в армии есть лишь помощники командиров по работе с верующими. По статусу они приравниваются к гражданскому персоналу Министерства обороны РФ, таким, скажем, как электрики, бухгалтеры, шоферы или уборщицы. И это на самом деле очень плохо, потому что священник должен быть, прежде всего, священником. А когда происходит некое непрофильное обременение в виде «помощника командира», то этим даже могут злоупотреблять не очень дальновидные командиры. Например, они говорят батюшке: «Извините, но вы не батюшка, а помощник командира по работе с верующими. Давайте-ка поэтому, сделайте то-то и то-то», требуя в том числе то, что выходит за рамки обязанностей священнослужителя. Бывали и такие случаи, хотя они все же скорее исключение.

Или, например, начальник штаба в соединении может сказать: «Раз вы помощник командира, то соблюдайте регламент рабочего времени. Почему вас не было на построении? Или почему вы вдруг отлучаетесь на какой-то престольный праздник собора вашей епархии, у вас же есть регламент! По нему вы должны быть в части от сих до сих». А недавно бывшие замполиты в Минобороне выдумали даже странную формулу выведения коэффициента эффективности работы батюшки в части.

Так что опять-таки официально в нашей армии не существует полковых священников, как это было в дореволюционной Российской армии. Или, как скажем, это имеет место, например, в армиях большинства стран Европы и США, Южной Корее или Австралии с Канадой. То есть, официально мы не военные священники, а помощники командиров по работе с верующими в непонятном для нас статусе технического персонала вроде электриков или бухгалтеров.

Но ведь логично, чтобы священнослужитель мог иметь тот социальный статус, который соответствует важности его служения. Вроде это руководящий состав, а статус и жалование у него как у технического персонала. Вот представьте себе, что Вы являетесь заместителем главного редактора журнала, а при этом жалование у Вас меньше, чем у охранника. А у большинства священников многодетные семьи.

Чтобы эффективно заниматься просвещением невоцерковленных людей, которые крещены, но не воцерковлены, этому надо посвящать 7 дней в неделю. Как и любому другому, впрочем, если хочешь, чтобы был результат. А если просто приходить в свободное между приходских послушаний и служб время от времени в ближайшую воинскую часть – эффект нулевой. А как, с другой стороны, быть священнику? Армейское жалование смешное, поэтому он или в ближайшем храме где-то подрабатывает и тем самым отвлекается от работы с личным составом, либо пытаться что-то клянчить у спонсоров, это не дело для военного священника. А если не дай Бог, священник погибнет на поле боя, его семья не получит социальный пакет, такой же, как и в подобном случае с обычными военнослужащими.

И всё таки, повторюсь, очень многое поменялось в лучшую сторону. Священники появились в тех частях и подразделениях, куда бы их раньше просто не пустили бы конкретные командиры с атеистическим мировоззрением. А теперь, поскольку священник все же предусмотрен в штатном расписании, нравится это командиру или нет, он его принимает и священник может трудиться. Ведь каждый человек имеет конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания. То есть, практиковать ту религию, которая не вступает в противоречия с законом.

У нас в Воздушно-десантных войсках, которые я окормляю последние 17 лет, процент верующих военнослужащих составляет около 96 процентов. Ведь каждый призыв проводится анкетирование офицерами по работе с личным составом. И около 96 процентов солдат именно так себя и позиционируют. Из них 99 %, или 98 с хвостиком, если быть точными – это православные. Вы должны четко понимать, десантники верующие, потому что иначе трудно, например, прыгать с парашютом из летящего самолета. ВДВ – это войска для войны. Эти военные – наша паства, а мы, священники, находимся рядом с ними уже давно, и, надеюсь, теперь так будет всегда.

Сейчас в Воздушно-десантных войсках трудится 21 священник, помимо прочего они совершают добровольно и парашютные прыжки. Денег за них батюшке не платят. Есть в ВДВ и свой мулла. Например, у протоиерея Саввы Щербина – 900 прыжков с парашютом. Священник иерей Сергий в Усурийской бригаде ВДВ за год совершил 68 прыжков с парашютом. Есть у нас священник, награжденный двумя Орденами мужества, который рисковал жизнью, есть среди батюшек раненные и контуженные.

За прошедший год только в полях на учениях причастилось более 15 тысяч воинов- десантников. Созданы и испытаны три мобильных храма ВДВ. Построено 16 храмов, пять часовен в ВДВ.

И подавляющее большинство офицеров и командиров оказывают нам поддержку в том числе потому, что просто видят практическую пользу от нахождения наших священников в ВДВ. Это прежде всего наш православный командующий ВДВ Герой России генерал-полковник Шаманов Владимир Анатольевич. Знаем мы как доброго христианина Министра Обороны России генерала армии, Героя России Шойгу Сергея Кужугетовича.

Мы, священнослужители помогаем сохранить нашим ребятам в армии человеческое лицо, чтобы они действительно оставались людьми, в самом высоком смысле этого слова. Чтобы воин не озлобился, ни в коем случае не потерял то высокое достоинство, которое мы именуем христианским образом жизни. А те, кто его еще не имеет, приобрели его воцерковляясь через трудности и опасности нелегкой военной службы.

Зачем десантники ходят крестным ходом по Ильинке, почему Илья Пророк выбран небесным покровителем ВДВ, зачем нужны священники в армии и для чего благословляют оружие? Отвечает настоятель главного храма Воздушно-десантных войск (пророка Илии в Китай-городе) протоиерей Андрей Речицкий.

— Зачем Воздушно-десантным войскам свой небесный покровитель?

— Десантные войска регулярно выполняют сложные боевые задачи. При этом десантники неизбежно сталкиваются с серьезными испытаниями, когда стоит вопрос жизни и смерти. В таких условиях они неизбежно понимают, что даже если ты сделал все, что в человеческих силах, многое по-прежнему зависит от Бога. И не остается никаких сомнений, что благословение Божие очень важно.

2 августа 1930 года, в день памяти пророка Илии, было первое десантирование под Воронежем, тогда же был подписан указ о создании ВДВ. Так, что Илия Пророк с самого начала взял под свое покровительство десантников и все эти годы незримо присутствовал в войсках. А теперь его присутствие обрело явную форму в празднике «Ильин день».

— Образ десантника у многих скорее ассоциируется с фонтаном, чем с храмом…

— Мы привыкли, что день ВДВ — это особый день, когда ничего ужасного не происходит, но большинство людей, все-таки, стараются держаться подальше от мест массовых гуляний. СМИ создают образ десантника-хулигана, который может в фонтане искупаться, разбить арбуз об голову и как-то еще нарушить общественный порядок. Но по своему опыту мы знаем, что по своей сути десантники это очень достойные люди. Это люди, которые не щадя своей жизни готовы выполнять свой долг и защищать Родину. Очень многие из них жизнь действительно отдали, оставаясь верными присяге. Многие стали героями. А какие отношения выстраиваются между боевыми офицерами и солдатами — уже за одно это их можно уважать. Десантники ведь все время находятся на острие боевых задач, и от взаимоотношений внутри группы зависит жизнь каждого из них. Безусловно, эти отношения имеют свое продолжение и после увольнения в запас.

Когда такие люди приходят на праздник, то понимаешь, что картинка в СМИ немного не соответствует реальности, и десантники достойны уважения и всяческого почтения. Вот почему для нас очень важно, что наш праздник стал новой формой для Дня ВДВ и начал менять сложившиеся стереотипы. Мы понимаем, что все вместе предстоим пред Богом, и возникает ощущение особого единства армии, Церкви и тех, кто трудится на Ильинке.

За эти годы через наши торжества прошло более трех тысяч курсантов и воинов ВДВ. Теперь и для них этот день означает не только купание в фонтане, но память их небесного покровителя. Они прошли крестным ходом, вместе с командующим молились на Лобном месте, торжественно прошли по Красной площади перед иконой своего небесного покровителя. Для любого офицера и воина это знак особого доверия и большая честь, память о таком событии остается на всю жизнь.

А что касается хулиганств, то и командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Анатольевич Шаманов, и председатель Союза десантников России генерал-полковник Валерий Александрович Востротин неоднократно говорили, что вместе с десантниками 2 августа выходят гулять и «ряженые». Таких немного, но они придают празднику ненужную окраску.

— Читал в комментариях к фотографиям с крестного хода, что Церкви в армии быть не должно, она лезет не в свое дело. Что на это можно ответить?

— Есть ли у такого комментатора внутреннее право делать подобные заявления в Интернете, не пустые ли это слова? Мне было бы интересно посмотреть, как он сам повел бы себя на поле боя или в других обстоятельствах, требующих от человека самопожертвования. У нас на празднике присутствуют ветераны Афганистана. Есть икона Илии Пророка, которая прошла весь Афганистан, в иконе заключены частички афганской земли, на которой шли кровопролитные бои. Ветераны ее так и прозвали — «Илия Пророк Афганский». Эти ветераны знают, что без веры на войне невозможно, они подтверждают это своей жизнью. Сможет ли такой критик Церкви подойти к этим ветеранам и без внутреннего лукавства сказать им, что они поступают неправильно?

Чаще всего люди, которые приводят такие доводы, либо не знают своей истории, либо страдают очень характерным недугом современности — легковесностью. Современный мир приветствует легковесность в людях, интернет-дискуссии предполагают легковесность, безответственность суждений. Люди думают, что нет никаких проблем рассуждать и высказываться обо всем на свете, даже о том, что, может быть, на несколько порядков превосходит уровень их личного развития. Порой «способности ума не соответствуют силе жития». Жизнь и поступки современного человека очень часто не соответствуют тому, о чем он говорит. Объяснять ему, что не обо всем он имеет право судить в Интернете — это как объяснять дальтонику разницу цветов. Как вы объясните? Его сначала вылечить нужно, восстановить целостность личности. Поэтому, прежде чем возражать, выясните — а не идет ли речь о серьезном повреждении? Если да, то вопросы воспринимать всерьез нельзя.

— Там же звучит и другая претензия — как можно благословлять воинов и оружие, если есть заповедь «не убий»?

— Да, Церковь благословляет оружие. Но Церковь не благословляет убийство. Оружие предназначено не только для того, чтобы отнимать жизни на войне. Оно, помимо прочего, удерживает людей от зла. Зачем военному ружье? Зачем полицейскому пистолет? Давайте все у них заберем. И тогда придут другие люди, с оружием, у которых нет никаких внутренних ограничений. И они будут командовать, а мы будем ходить строем. Заповедь «не убий» касается лично тебя. А если на твоих глазах издеваются над другим, над ребенком, то действует другая заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Ты употребишь усилие или даже силу, чтобы избавить ребенка от опасности. И в какой форме получится это сделать — как Бог даст. Церковь не благословляет оружие на убийство, она благословляет оружие на защиту Отечества, на удержание от зла других людей. И, может быть, это благословение как-то удерживает и самих обладателей оружия от его неправильного использования.

— Приходы всегда разные, одни считаются интеллигентскими, другие любят миссионерство. А каков ваш приход?

— У нас храм маленький и находится он в районе, в котором нет местных жителей, только сотрудники расположенных рядом организаций. В связи с этим наш приход, по московским меркам, очень небольшой и похож на покаянную семью, все друг друга знают. У священников на исповеди есть возможность уделять время всем прихожанам. Строй и порядок службы позволяют поговорить с каждым и, по возможности, оказать поддержку в духовной жизни, разобраться в каких-то духовных, а порой и житейских вопросах.

Еще одна черта прихода — большая семейная воскресная школа. Школа является продолжением нашей приходской жизни вне богослужения. Здесь учатся детки с двух лет до самого солидного возраста. Это не такая школа, которую можно закончить и получить аттестат. Это общее семейное приходское дело, где после службы есть возможность собраться по интересам, послушать лекцию, сходить в поход, отправиться в паломничество, разделить радость и скорбь друг с другом.

Беседовал Кирилл Миловидов

***

Храм Илии Пророка в Китай-городе

Храм Илии Пророка построили в Москве в 1519 году на территории Ильинского монастыря. В перестроенном виде храм сохранился до сегодняшнего дня и дал название улице Ильинка. В 1606 году с удара в колокол Ильинского храма началось народное восстание против Лжедмитрия I. В советское время храм был закрыт, колокольня снесена, а внутреннее помещение разделено на этажи и комнаты, в которых разместили коммунальные квартиры и различные организации.

Службу в храме возобновили в 1995 году. После того, как пророк Илия был выбран покровителем десантников, высшее руководство ВДВ начало искать и подходящий храм. По благословению Патриарха Алексия II были осмотрены храмы Илии Пророка в Москве, и выбор остановился на храме в Китай-городе, хотя он и находился в аварийном состоянии. Генерал-полковник Георгий Шпак, командовавший ВДВ, обратился к Патриарху Алексию II с просьбой определить храм Илии Пророка как воинский храм ВДВ, и Патриарх благословил.

Первые совместные с ВДВ торжества прошли в Москве на площади перед зданием Торгово-промышленной палаты в 2003 году. В 2005 году по Ильинке прошел первый крестный ход, и дореволюционная традиция молебного пения на Красной площади была восстановлена.

***

Торжества по случаю Ильина дня в Москве (фотоальбом)

Московская городская епархия