Протоиерей Владимир правдолюбов

Ледовая переправа — это звучит заманчиво. И как только от iske_kazaner поступает предложение поехать по ледовой переправе до Ключищ, оно принимается безоговорочно. Переправа начинается от места бывшей пристани у Старого Аракчино, недалеко от Храма Всех религий
Переправа
Вид сзади
Вид спереди
Вид сверху
Толщина льда — 45 см
Трек переправы на карте Генштаба
Через 4 минуты мы на другом берегу. Ледовая дорога приводит в Верхний Услон, и по традиции посещаем могилу Д.Меньшиковой
Координаты могилы: Высота — 76.6 м; Широта 55 град 46.6240 мин; Долгота 48 град 59.1390 мин
Трудно удержаться и не сфотографироввать памятник Ленину с большой рукой и маленькой головой в снежном убранстве
Затем едем к вышке, наблюдать панораму зимней Казани
Вид на Зилантов монастырь
Заброшенная водокачка порохового завода
Елка наблюдает как дымят трубы Казани
За рощей усадьбы Паулуччи виднеется колокольня церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1804 г.)
Еще летом ее ремонтировали
Теперь церковь обновленная и снаружи, и внутри
Про эту церковь и далее про маршут очень хорошо написано у iske_kazaner
Является подворьем Свято-Успенского Зилантова женского монастыря.
Настоятель – протоиерей Владимир Лавреньтьев. Отец Владимир почитается в Казани как целитель, способный молитвой вылечивать различные болезни. Поэтому сразу после освящения храма к нему в Ключищи стали приезжать желающие исцелиться. Далее продолжать чтение у автора (http://iske-kazaner.livejournal.com/3647.html
Стройматериал средних веков востребован и ныне
В Нижнем Услоне Сергия Радонежского церковь (1890) почти на век старше ключищенской
Внутри церковь очень светлая
Настоятель церкви Владимир с внучкой дьякона Николая Воздвиженского, на заднем фоне могила дьякона
Родной вход в церковь перегорожен газовым узлом
После церкви через небольшой овраг находится Никольская церковь, построенная в 1907-1908 для старообрядцев Белокриницкой иерархии.
В справочниках про Никольскую церковь отмечают, что она выделяется нетрадиционнами формами и сплошным декоративным убранством
Сейчас там находится дом культуры.
К участку церкви примыкает дом купца-судовладельца И.К.Савина
Он же и предоставил земельный участок и средства на постройку храма. В его доме (конец 19 — начало 20 вв.) теперь расположен магазин
Внутри дома магазина
Улица, которая идет от дома Савина вниз к обрагу, выглядит живописно
Вдоль улицы деревянные дома, украшенных резьбой,
Дом перед спуском
После спуска — современный коттедж директора ключищенского кирпичного завода. Технично и комфортно.

Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 1: Семья

Протоиерей Владимир Правдолюбов

Эта беседа с протоиереем Владимиром Правдолюбовым, сыном священноисповедника Сергия и внуком священномученика Анатолия Правдолюбовых, почетным настоятелем храма святителя Николая в г. Касимове Рязанской области, записывалась на сороковой день по кончине митрополита Симона (Новикова), в доме отца Владимира и в самом Никольском храме, где в 1950-е годы служил приходским священником почивший около года назад архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Уходят предстатели пред престолом Божиим, чье служение пришлось на ХХ век – самое скорбное и противоречивое время в истории Русской Церкви, по духовным плодам и последствиям своим сравнимое с целой эпохой. О подвижниках минувшего века, которые своей жизнью учат нас мужеству, терпению и любви, о современной жизни древнего города Рязанской Мещеры, давшего нашей многострадальной земле многих святых молитвенников пред Господом, повествуют воспоминания отца Владимира Правдолюбова.

Священнический род наш, Правдолюбовых, – древний: мы по линии отцовской не знаем мужчин-предков не-священников, за исключением одного псаломщика – это наш родоначальник чтец Симеон. Его сын Авдий – священник, закончил жизнь иеромонахом Антонием. Его сын, внук чтеца Симеона, Анатолий Авдеевич, – священномученик. Его старшие дети: Владимир Анатольевич – мученик, Сергей Анатольевич – исповедник, Николай Анатольевич – священномученик. Брат жены отца Анатолия – протоиерей Михаил Дмитрев – тоже расстрелян в 37-м, прославлен как священномученик. Эпоха репрессий и последующая канонизация дала нашему семейству много прославленных святых.

Сщмч. Анатолий Правдолюбов

А как много священников из других родов – тоже священномученики, тоже исповедники, – но не прославлены! Ведь канонизацией Церковь не возводит во святые, а свидетельствует о святости. И свидетельствует именно о тех, о ком есть воля Божия, чтобы они помогали живущим здесь, на земле. А остальные – они в той же радости, даже большей, может быть, но мы о них ничего не знаем.

Вот наш бывший настоятель архимандрит Иннокентий (Измер) то ли 13, то ли 17 лет провел в ссылке. Говорит: «Скольких архиереев я своими руками похоронил!» Сам он из Западной Белоруссии, окончил медицинский факультет Варшавского университета, и, видимо, это помогло ему пройти все ссылки, не умер он от истощения. В лагерях он был лекпомом – лекарским помощником, как и мой папа. Лекпомство очень помогало иногда.

Так что о многих только Бог ведает.

А священномученики и исповедники Правдолюбовы канонизованы благодаря нашей близости к блаженной Матроне Анемнясевской. Когда встал вопрос о ее прославлении и из ФСБ взяли архивные документы, то оказалось, что она проходила по одному делу с попами Правдолюбовыми, поэтому вся эта группа и канонизована вместе.

Как все это происходило? Дяде Володе сказали: «Христос воскресе», а он ответил: «Воистину воскресе». Но посадили его не за это. За это только из Москвы выслали. Его посадили, как я уже сказал, за Матрону Анемнясевскую.

Дело в том, что мой дядя, отец Николай, служил здесь в Казанском монастыре, потом разрушенном. А там могила была, часовня внука последнего касимовского хана Арслана – Иакова. У Арслана был сын Сеид-Бурхан Арсланович, который в крещении стал Василием. А внук, стало быть, Яков Васильевич. Он в детстве получил исцеление пред Казанской иконой Божией Матери в Казанском монастыре и благотворил обители.

Сщмч. иерей Николай Правдолюбов

От могилы царевича Иакова были чудеса, потрясающие чудеса – от рака исцелялись в таком состоянии, когда врачи уже оставили. В 1928 году исцелилась от рака одна женщина, а в 1933-м, выждав пять лет, она об этом заявила. Этот факт был записан, зафиксирован с подписями свидетельскими отцом Николаем. И он стал собирать чудеса Иакова-царевича. До революции священники их тоже фиксировали, но все было уничтожено. Потом матушка Акилина записывала, но она была малограмотная и писала недостаточно четко.

Отец Николай взял это дело на себя. А потом, когда Владимира из Москвы выслали и он приехал сюда, решили они всё воедино собрать и написать. И составили книжечку о царевиче Иакове, о старице Иустинии, которая привезла Казанскую икону к нам из Казани, об отшельнике Петре и блаженной Матроне, которая была тогда еще жива. Они к ней ездили, пытались узнать о ее жизни. Но она им и слова не дала промолвить: быстро-быстро стала говорить о том, что нужно быть твердым в испытаниях, не бояться идти за Христа на смерть… В общем, обоим им подготовку к мученической кончине дала. Предрекла.

сщисп. протоиерей Сергий Правдолюбов

Написали они эту книжечку, и добросердечный, доверчивый отец Николай дал почитать ее одному касимовскому интеллигенту. И эта книжечка оказалась в НКВД, а Владимира и Николая – «под замок». Кстати и Сергия со старшим сыном Анатолием замели туда же за компанию. А чуть позже, в 1936 году, Матрону арестовали, а в 37-м – отца Анатолия и отца Александра Туберовского.

Отец Александр прежде был профессором Московской духовной академии, светским человеком. Диссертация его вызвала полемику между Флоренским и Тареевым. После революции его приглашали в университет, а его старший брат, местный священник отец Сергий Туберовский, в то же время отказался служить: «При большевиках служить не буду». Профессор решил, что это неправильно. От места в университете отказался и поехал на место отца Сергия. Рукоположился. А в 1937 году его взяли и расстреляли.

Все они проходили по общему делу. Глава заговора против советской власти – Анатолий Правдолюбов. Его соучастники – Александр Туберовский, Николай Карасев, Константин Бажанов, Евгений Харьков – священники. С ними пострадали и некоторые миряне. Их в один день расстреляли. И прославили всех вместе. В святцах их имена вместе собраны.

Матрону же отдельно и осудили, и канонизовали.

Есть еще одна мученица – Вера. Она помогала отцу Николаю и Владимиру писать эту брошюру. Вера Николаевна Самсонова – учительница. Она учительствовала только до революции. Когда иконы вынесли из классов, Вера Самсонова отказалась быть учительницей и стала старостой церкви, в которой служил отец Николай, и во всем ему помогала. В 1935 году ее арестовали, а в 40-м, не доживши то ли нескольких дней, то ли нескольких часов до освобождения, она скончалась в тюрьме.

Святая блаженная Матрона Анемнясевская (Икона написана Лукиными)

Люди часто задаются вопросом: как возможно было перенести такие страдания человеку или целой семье? Ведь не всем с детства прививали такую «устойчивость». А если вдруг нам придется? Когда в 1935 году арестовали моего брата Анатолия, дедушка (протоиерей Анатолий Авдеевич – будущий священномученик) сказал ему вдогонку: «Помни, Анатолий: возрадуйтеся в той день и взыграйте». Конечно, вы помните этот текст: «Блажени будете, егда возненавидят вас человецы и егда разлучат вы и поносят и пронесут имя ваше яко зло Сына Человеческого ради; возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси» (Лк. 6: 22–23).

«А если вдруг…»

На это я вам скажу вот что: есть житие мученицы Перпетуи, у которой была рабыня Феликитата. Всех из их дома арестовали в дни гонений в Карфагене. Феликитата была беременной. Она рожала в тюрьме и кричала на всю тюрьму, потому что боль была страшная. И после этого тюремщик ей говорит: «Вот ты естественное дело – ребенка родила, и мучилась так страшно. А завтра тебя еще не так будут мучить. Что с тобой будет?» А она говорит: «Я отдала дань женскому естеству – то было наказание от Бога, которое нам, женщинам, дано. А завтра я буду мученицей Христовой, и верю, что Господь даст мне перенести мучения мужественно». Вот очень важный момент: сверх силы Бог не дает искушения. Если Бог позвал на подвиг, Он даст и силы, Он поддержит обязательно.

Надо сказать, что и наши арестованные очень чувствовали поддержку, Божию поддержку и людей тоже. Вот, например, очень тяжело было в Бутырках. Там и мучили их, страшные меры физического воздействия к ним применяли. И не только физического. Дело в том, что для отца Николая (это мой дядя и крестный) что-то организовали такое в соседней камере, что он слышал голоса своей жены и детей. И решил, что они тоже арестованы.

У него было повреждение: он участвовал в первой мировой войне и попал под газовую атаку, а в Бутырках получилось нечто вроде помрачения рассудка. И слава Богу, что они попали на Соловки вместе с папой. Папа как-то сумел его убедить, что его дети и жена на воле и живы.

Сщмч. Аркадий Остальский

Они приехали на Соловки. Пришли в камеру. Им показали места, они располагаются и вдруг слышат: «Кто здесь Правдолюбовы?» Они сказались, и к ним подошел владыка Аркадий (Остальский), благословил их, дал им большой огурец из теплицы, где он тогда работал, и сказал: «Приветствую вас на соловецкой земле». Священномученник Аркадий (Остальский) освободился примерно в 1936 году и приехал в Касимов рассказать нам о том, как наши родственники там пребывают. И несколько служб служил здесь в Касимове и в Селищах. В 37-м его снова арестовали и расстреляли в Бутове.

А наших, получается, ссылка уберегла от расстрела в 37-м. Папа говорил: «Если бы нас арестовали не в 35-м, а в 37-м, мы бы не вернулись».

Вот дедушку Анатолия сразу расстреляли. Пришли за ним, а он хотел взять с собой глазные капли… «Старик, тебе капли не потребуются». Тетушка мне рассказывала, что перед тем, как его арестовали, очень серьезно воспалением легких заболела бабушка Клавдия, его супруга. И он со слезами на глазах молился о том, чтобы она выздоровела. День и ночь стоял в кабинете и молился. И она во сне увидела: над Окой как бы радуга, и женщина в сиянии стоит и смотрит на нее, и плачет, и рукой так махнула. Она решила, что это Божия Матерь ее оставляет жить, и очень горевала об этом. Потому что тут же она выздоровела, а его-то арестовали. И конечно расстреляли. Она прожила довольно долгую жизнь, и эта жизнь была наполнена многими-многими скорбями. Вроде бы ее хотели забрать, а он отмолил. Бабушка Клавдия умерла в 1948 году, папа в 50-м, а в 56-м – отец Феодор Дмитрев, брат бабушки и священномученика Михаила Дмитрева.

Записано монахом Павлом (Щербачёвым)

Продолжение

Митрополит Симон (Новиков), бывший Рязанский и Касимовский, пребывавший на покое в Николо-Бабаевском монастыре, скончался 1 сентября 2006 г. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) скончался 5 февраля 2006 г.

Память священномученика Анатолия (Правдолюбов; 1937) совершается 10 декабря (здесь и далее дни памяти указаны по юлианскому календарю).

Память мученика Владимира (Правдолюбов; 1937) совершается 21 сентября.

Память исповедника Сергия (Правдолюбов; 1950) совершается 5 декабря.

Память священномученика Николая (Правдолюбов; 1941) совершается 31 июля.

Память священномученика Михаила (Дмитрев; 1937) совершается 19 ноября.

Память блаженной Матроны Анемнясевской ( 1936) совершается 16 июля.

Память священномучеников Анатолия, Александра, Николая, Константина и Евгения ( 1937) совершается 10 декабря.

Память мученицы Веры (Самсонова; 1940) совершается 1 июня.

Память священномученика Аркадия (Остальский; 1937) совершается 16 декабря.

Протоиерей Владимир Седов

Седов Владимир Юрьевич родился 25 апреля 1955 года в г. Баку. Отец — Седов Юрий Семенович — окончил Московский институт связи и институт иностранных языков, работал инженером, мать — Васильева Нина Ивановна — имела среднее медицинское и высшее педагогическое образование, преподавала английский язык.

В семье не было религиозного направления. Мама даже была некрещеной, происходя из среды сектантов-молокан, некогда сосланных в Закавказскую область. Главное, чему уделялось внимание в семье, было образование; к материальным благам отношение было равнодушное.

В 1966 г. семья переехала в г. Пущино Московской области. Там Владимир окончил в 1972 г. школу. Затем, увлекшись в старших классах математикой, он поступил на механико-механический факультет МГУ, который окончил в 1978 г. С 1978 г. по 1990 г. работал по специальности математика-программиста в Московском Институте Стали и Сплавов и в научно-исследовательском вычислительном центре АН СССР в г. Пущино. По существу, к математике у Владимира было религиозное отношение, ему казалось, что она содержит высшую объективную Истину.

Учась на старших курсах мехмата, Владимир крестился в Свято-Троицкой церкви, что на Воробьевых горах, рядом с университетом. Крестным был человек, окончивший в свое время философский факультет МГУ, а в то время работавший сторожем при этом храме. Впоследствии он принял священство. После погиб в автомобильной катастрофе. Звали его о. Константин Глимьянов. Он и привез Владимира в Гребнево, где тогда служил о. Димитрий Дудко, и он сразу остался при нем, став чем-то вроде келейника. Служебные седмицы о. Димитрия Владимир проводил при нем в Грибневе, а когда он был свободен от служб, жил у него дома в Москве.

На день Ангела — святого Равноапостольного князя Владимира, о. Димитрий написал записку: «Дай Бог, чтобы Ангел-Хранитель тебя вел, вел, вел и привел к священству». Троекратное «вел», видимо, указывало на длительность пути и, действительно, в первый священный сан — диаконский, о. Владимир был посвящен через 12 лет, 28 января 1990 года. А в 1992 году 24 февраля в день семидесятилетия о. Димитрия и его день Ангела — преподобного Димитрия Прилуцкого, он водил о. Владимира трижды вокруг престола по чину иерейской хиротонии в своем храме Святителя Николая в Черкизове, куда его приехал поздравлять с 70-летием Высокопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. О. Владимир служил тогда диаконом в Свято-Троицком храме г. Люберец, и продолжал служить там священником до 1999 года, когда был переведен настоятелем в церковь Успения Пресвятой Богородицы села Старые Кузьменки серпуховского благочиния, где служит по сей день.

С серпуховским благочинием связывает еще одно обстоятельство: по благословению о. Димитрия Дудко, в 1988 -1990 гг. занимался регистрацией православной общины в Пущино, и о. Димитрий предложил освятить новопостроенный храм во имя Архистратига Михаила, а второй придел — апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Известно, что празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 8 (21) ноября установлено для искоренения ложного поклонения Ангелам, имевшего место в древности и носившего гностический характер. Видимо, о. Димитрий хотел, чтобы в городе науки люди стали почитать Бога — Источника премудрости, которому поклоняются ангелы.

Храм Рождества Иоанна Предтечи, село Ключищи

Церковь действует
Престолы: Рождества Иоанна Предтечи, святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Николая Чудотворца
Архитектурные стили: Классицизм, Ампир
Год постройки: 1804 г., 1891 г. — левый придел.
Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, с. Ключищи
Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Через 5,5 км после моста через Волгу налево на развязке по указателю «Ульяновск». Еще через 7,5 км на перекрестке сложной формы с круговым движением прямо (направо, налево на 180 градусов и направо) по указателю «Нижний Услон». Ехать по главной дороге через Нижний Услон 5,2 км. На самом выезде из Услона,где установлен дорожный знак конца населенного пункта, повернуть налево, на Ключищи на дорогу под спуск (не прямо, в небольшой подъем, к Керамическому заводу). Через 1,5 км движения по узкой асфальтовой дороге церковь будет справа от нее.

История храма

Храм был возведен в срок с 1797 по 1804 гг. на средства помещика Павла Петровича Нарышкина. Правый придел был освящен в честь его жены Варвары. Подрядчиком и строителем был местный крестьянин Андрей Иванович Рябина. Левый придел построен в 1890-1891 гг. на средства, собранные священником Андреем Боголюбовым, крупную сумму пожертвовали маркиза Елизавета Михайловна Паулуччи, владевшая селом с 1881 г., и ее муж Александр Филиппович.

Уроженкой Ключищ была первая российская медсестра Дарья Лаврентьева, известная как Дарья Севастопольская. В 1891–1892 гг. она жила в Ключищах и пожертвовала в храм несколько икон.

В 1801–1825 гг. в приходе служил священник Семен Иванович Чернышов. Служивший в храме в 1887–1905 гг. священник Андрей Иванович Боголюбов составил и опубликовал описание храма и прихода.

В Советское время, он, как и многие другие Российские храмы подвергся осквернению, был опустошен и закрыт.

Реставрация храма велась в 2011 году на средства благотворителя – председателя правления акционерного общества банка «Заречье» Натальи Владимировны Девятых.

26 ноября 2011 года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий совершил торжественный чин освящения церкви, которая обрела с этого времени новых небесных покровителей – её придельные храмы были освящены в честь двух почитаемых во всем христианском мире святителей – Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского, а главный престол, как и в дореволюционное время, был освящен в честь Иоанна Предтечи.


Теги: Храмы Иоанна Предтечи Ключищи протоиерей Владимир Лаврентьев

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

В Батайск на престольный праздник Покровского храма приехал священник из Испании

Всего в этот день в храме на Речной молились более 500 человек, а прихожане отметили необыкновенно красивое убранство храма из живых цветов.

Праздничное богослужение возглавил клирик Донецкой епархии протоиерей Максим Блощица. Батюшка знаком прихожанам Покровского храма, так как является настоятелем храма в ДНР и во время обострения там боевых действий уезжает на несколько дней к родственникам в наш город. А когда боевые действия затихают, отец Максим возвращается на служение в свою епархию.

Ему сослужили благочинный приходов батайского округа иерей Пётр Удовенко, настоятель храма Покрова Божией Матери протоиерей Владимир Удовенко, настоятель Свято-Троицкого храма Батайска протоиерей Сергий Наливайко, настоятель Князь-Владимирского храма иерей Сергий Мазуренко, настоятель Свято-Георгиевского прихода города Валенсия из Испании протоиерей Сергий Просандеев.

Особенно радостной была встреча духовенства и прихожан храмов города с протоиереем Сергием Просандеевым, который именно в этот день отметил годовщину иерейской хиротонии, то есть был рукоположен священником. И произошло это 27 лет назад, 14 октября, в батайском храме. Затем отец Сергий служил в Ростове, пока не был направлен с русской миссией настоятелем Свято-Георгиевского прихода в Валенсии, Мадридской и Лиссабонской епархии (Испания и Португалия).

Отец Сергий никого не предупредил о своем визите, а просто вдруг вошел в храм перед службой на Покров. Радость от встречи давних знакомых была особенно теплой.

Всего только за время службы отца Владимира из Покровского храма Батайска вышли десять священников!
Поздравили прихожан и гостей с престольным праздником и представители администрации города: Геннадий Павлятенко, глава администрации Батайска, и Игорь Любченко, председатель батайской городской Думы — глава города Батайска.

– Радостно видеть, что сегодня очень много людей пришли на престольный праздник, учитывая, что будний день (для сравнения, в прошлом году, когда Покров выпал на воскресенье, пришло в два раза больше людей — прим. автора). После Божественной литургии священнослужители и прихожане совершили крестный ход, а затем все гости были приглашены на праздничную трапезу, — рассказал Пётр Удовенко, иерей, благочинный приходов Батайского округа.

Празднование Покрова Пресвятой Богородицы особенно почитается на Руси за скорое заступничество Божией Матери всех, к ней с верою приходящих.

Полина Какичева, фото предоставлено Петром Удовенко