Провести экскурсию

Мастер-класс «Как подготовить и провести экскурсию в музее»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

«КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ЭКСКУРСИЮ В МУЗЕЕ»

Цель: ознакомление педагогов с основными аспектами опыта работы

по организации и проведению экскурсии в школьном краеведческом музее.

Задачи мастер-класса:

— передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

— совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной проблемы;

— создавать эмоциональный положительный настрой на деловое сотрудничество, стимулировать активность участников через включение педагогов в работу по подгруппам;

— рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: мультимедийная установка, музейные экспонаты, тексты, документы, раздаточный материал.

План

  1. Организационно-мотивационный этап (индукция)

  2. Презентация опыта

  3. Создание проблемной ситуации

  4. Моделирование (имитированная игра)

  5. Физкультминутка

  6. Афиширование

  7. Подведение итогов

  8. Рефлексия

Ход мастер класса

  1. Организационно-мотивационный этап

Приветствие участников мастер-класса.

Объявление темы.

Совместное целеполагание.

Что необходимо сделать, чтобы подготовить и провести экскурсию в музее?

Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение

«Свободный разговор»:
— Поговорим?
— О чем?
— О разном и о прочем.
— О том, что хорошо,
— И хорошо не очень.
— Чего-то знаешь ты.

— А что-то мне известно.
— Поговорим?
— Поговорим.
— Вдруг будет интересно.

II. Презентация опыта

— Я рада, что вы выбрали краеведческий кружок и хотите изучать историю своей малой родины. Я хочу поделиться с вами тем, что изучила, апробировала и прочувствовала сама, а также отработала вместе со своими учащимися, которым интересна краеведческая работа.

Это наше 1 занятие, на котором мы познакомимся с краеведческим музеем средней школы №1 , его разделами. У вас на столах лежат визитные карточки музея. В ходе заочной экскурсии в наш школьный краеведческий музей вы более подробно познакомитесь с ним.

(Презентация о школьном краеведческом музее ГУО «Средняя школа № 1 г. Старые Дороги имени Героя Советского Союза Ф.Ф. Куликова»).

  1. Создание проблемной ситуации

— А теперь пришло время поставить задачу нашей встрече. В ходе вашей работы мы выберем экскурсоводов, исследователей, журналистов, тех, без кого невозможно представить деятельность ни одного музея.

— Перед тем, как отправиться на экскурсию я хочу вас угостить и пригласить в наш музей. (Участникам предлагается выбрать конфету)

— Сейчас попрошу занять место за столом, который совпадает с цветом вашего раздела.

Мы находимся с вами не в нашем музее, но у вас есть уникальная возможность посетить его не только виртуально через презентацию, но и реально разглядеть, оценить и поработать с экспонатами с помощью мобильного музея – «Музея в чемодане». Как вы думаете, что можно вместить в такой небольшой чемодан?

Я хочу вам предложить вместе научиться оценивать музейный экспонат, давать ему характеристики и говорить о нем. Ведь не зря же существует высказывание: «Вещи говорят!»

Участникам мастер класса предлагается совместная работа с мастером.

Не изучив до конца, невозможно судить о предмете в целом. Вашему вниманию предлагается один из экспонатов нашего школьного краеведческого музея – гляк (сосуд). Наша задача – описать его и выяснить, где, когда, кем, для чего он применялся и какой материал использовался для его изготовления. Полученную информацию мы должны применить для того, чтобы составить текст экскурсии и провести ее.

  1. Моделирование

(Работа в группах)

I. На столах лежат музейные экспонаты, документы, тексты.

Каждой группе необходимо:

1. Составить рассказ с показом экспоната с пояснениями (для журналистов)

2.Познакомиться с архивными документами и сделать вывод (для исследователей)

3.По предложенному тексту провести экскурсию по своему разделу (для экскурсоводов)

1 группа (Стародорожчина литературная) (книги стародорожских авторов: К.Цвирко, А.Усеня)

2 группа (Шла война народная) (пилотка, письма с фронта)

3 группа (Народные промыслы) (пояс, миска гончарная)

4 группа (Матуля-школа) (перо с чернильницей, прошение на открытие школы)

5 группа (Край Стародорожский) (книга «Старые Дороги», камень с отверстием (орудие труда) 2-1 тыс. до н.э.).

  1. Физкультминутка

  1. Афиширование

(Презентация групповой работы участников мастер-класса)

  1. Подведение итогов

1.По завершении работы каждому вручается звание:

  • экскурсовод,

  • исследователь,

  • журналист.

2 .Совместная практическая работа

Эмблема краеведческого кружка. Чтобы надолго сохранить в памяти воспоминания о посещении различных интересных мест, люди обычно приобретают предметы с изображением каких-либо объектов той местности, где они побывали. Мы также вместе с вами соберем эмблему нашего учреждения образования. Собираем из мозаики эмблему средней школы

№ 1. У каждой группы на столе лежит элемент пазла для единого рисунка. (Приклеиваем на большом ватмане).

Вот и я считаю, что после нашего мастер класса у вас появилось представление о том, в чем заключается работа музейного работника. После собственных попыток описать экспонат, составить о нем рассказ и применить его во время экскурсии запомнится вам надолго.

  1. Рефлексия

Игра «Чемодан ПОЖЕЛАНИЙ»

Каждому участнику по очереди: все участники группы на прощание собирают «чемодан пожеланий», кладя в него экспонаты, с которыми они работали. Каждый высказывается и обязательно выражает свое восхищение положительными сторонами личности и формулирует свои пожелания.

— Что вы получили от мастер-класса?

— Оправдались ли ваши надежды?

Большое спасибо за работу.

Неоспоримо одно:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Я хочу, чтобы все услышанное также вы пропустили через свое сердце, тогда у вас все получится.

Глина

Заужен к верху, широкий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Музей СШ №1, раздел: народные промыслы

Глина

Заужен к верху, щирокой закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Музей СШ №1, раздел: народные

промыслы

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Узкий, самотканый из цветных нитей

Удовлетворит.

Ношение одежды

Глина

щирокая закругленной формы

Удовлетворит.

Для продуктов питания

Стекло, металлическое перо

Перо с рукояткой, квадратная чернильница с подставкой для пера

Удовлетворит.

Написание текстов

бумага

письмо

Копия

Открытие школы

Книга

«Старые Дроги»

бумага

Книга с иллюстрациями города

Удовлетворит.

Изучение истории города

Камень

Камень с отверстием внутри для рукоятки

Удовлетворит.

Обработка шкур

Каменное орудие труда: к. II – нач.I тыс. до н.э., д. Левки, Стародорожский район, в ходе полевых работ учащихся

Книга «Старые Дороги»: подарок учителя истории Станилевич И.М.

Письмо-прошение на открытие школы:

Перо с чернильницей: к.XIX – нач. XX века, подарок учащихся

Миска гончарная: к.XIX – нач.XX века, дар музею от местной жительницы д. Старые Дороги

Пояс тканый: нач.XX века, дар музею от местной жительницы д. Залужье

Пилотка:

Письма с фронта:

К. Цвирко:

А. Усеня:

Конспект ООД на тему «Профессия экскурсовод» для детей старшего дошкольного возраста (познавательное развитие) план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

Конспект ООД

на тему «Профессия экскурсовод»

для детей старшего дошкольного возраста

(познавательное развитие)

Воспитатель:

Филякина О.В.

г.о.г. Кулебаки, 2018

Форма проведения: фронтальная.

Цель: познакомить детей с профессией экскурсовод, дать им представления о мире профессионального труда.

Программные задачи:

Образовательная:

  • Расширить познания к краеведению;
  • Закрепить знания детей о профессии экскурсовод;
  • Способствовать включению детей в собственный исследовательский поиск
  • Формировать умения анализировать, синтезировать, классифицировать информацию, используя возможности всех доступных источников; качества творческой личности ребенка;
  • Ввести в активный словарь детей название профессии экскурсовод, эрудированный.

Развивающие:

  • Развивать мышление, речь ребенка, расширять кругозор;
  • Развивать речь, логическое мышление, внимание.

Воспитывающие:

  • Воспитывать самостоятельность при ответах на вопросы, в высказываниях; уважение к труду людей; гордость за достопримечательности города Кулебаки.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Методические приемы:

  • Беседа;
  • Дидактическая игра;
  • Художественное слово;
  • Просмотр презентации.

Словарная работа: экскурсовод, достопримечательности, эрудированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, мини-музей «Волшебная пуговица».

Предварительная работа:

  • Экскурсия в музей истории и краеведения г. Кулебаки;
  • Изготовление атрибутов для мини-музея «Волшебная пуговица»;
  • Создание презентации «Виртуальная экскурсия в музей».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: — С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (ответы детей)

— И я пришла на работу с хорошим настроением, потому что я очень вас люблю, люблю наш детский сад, свою работу.

— А как называется моя профессия? (ответы детей)

— Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. И все они тоже по профессии педагоги. А давайте, мы им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение.

— Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Сейчас мы продолжим путешествие в Страну Профессий. Мы с вами уже познакомились с профессиями повар, швея, парикмахер, пожарный. Сейчас у нас новое путешествие — и новая профессия!

Закройте глаза… Медленно покружитесь… Представьте себя летящими в волшебном «Чудолете». Повторяйте за мной…

Сядем дружно в «Чудолет»

И отправимся в полет,

Раз-два-три-четыре-пять

Пора глаза нам открывать!

— Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, вход в Страну профессий откроется, если вы отгадаете загадку.

Он весь город нам покажет,
Всё о нём к тому ж расскажет.
И от нас вопросов ждёт,
И на всё ответ найдёт…

— Кто это?! … Экскурсовод!!! Правильно, именно экскурсовод проводит экскурсии для групп отдыхающих и туристов по достопримечательным местам, выставкам, экспозициям, музеям, заповедникам.

И встречает нас сегодня… экскурсовод музея истории и краеведения нашего города Прасковья Викторовна Фролова.

Экскурсовод: — Здравствуйте, ребята! Мы с Вами уже встречались, вы были у нас гостях и посетили выставочные залы нашего музея.

Я работаю в музее. Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением разных предметов.

Моя профессия – экскурсовод. Экскурсовод — это специалист, который проводит экскурсии (для туристов или местного населения). Помимо отличного знания достопримечательностей он должен быть коммуникабельным и где-то даже артистичным человеком, чтобы заинтересовать слушателей имеющейся информацией.

Чтобы стать грамотным и успешным экскурсоводом необходимо получить знания о истории и географии, о музыке и спорте, о животных и птицах.

Воспитатель: — Да, профессия экскурсовод очень интересная и важная. Наши дети подготовили для вас стихи.

Если вы в музей пойдете,
Трудно будет вам понять
Без ученой строгой тети,
Где осмотр ваш начинать.
Тетя за собой неспешно
Группу целую ведет.
Слушают ее прилежно,
Ведь она – экскурсовод.

Перед нами – экспонаты:
Мамонт вот до потолка.
Знаю, этот зверь, ребята,
Вам знаком наверняка.
Рядом – трудно нам поверить –
Первобытный человек.

Жил в холодной он пещере,
Был его недолог век.
Первый вот топор и сети,
Лук и стрелы тоже есть.
Словно разные столетья
Чередой проходят здесь.
Так бродить с экскурсоводом
Мы готовы целый день.

Вот любимый зал природы –
Как живой, стоит олень.
Вот большой горшок из глины,
Высотою он до плеч;
И разрез избы старинной:
Прялка, зыбка, рядом печь.
А вот здесь, смотри-ка, — пушка,
Ядра сложены горой.
В шлеме, кованой кольчуге
Русский воин. Он – герой!

Театральные афиши,
Абажур, резной комод.
Каждый вам предмет опишет
Эрудит-экскурсовод.

И к космическому залу
Приведет, конечно, вас.
Как ракета ввысь летала,
Здесь услышите рассказ.
Вот скафандр космонавта
И учебный самолет.
Ждет когда-нибудь, ребята,
Тоже вас такой полет.
Подошел конец осмотра,
Каждый знать чуть больше стал.
А помог экскурсовод вам –
Он всё это показал!

Экскурсовод: — Сегодня я проведу для вас виртуальную экскурсия по залам нашего музея. Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее

Правила:

  • не кричать и не шуметь;
  • не перебивать экскурсовода, а вопросы задавать с поднятой рукой;
  • конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

— Правила мы повторили, теперь можно начинать экскурсию.

Показ презентации

«Виртуальная экскурсия в музей истории и краеведения»

Воспитатель: — Очень интересная и познавательная экскурсия, спасибо.

Ребята! Много людей самых разных профессий живут в нашем городе, а вот кого у нас нет, отгадайте.

— Я буду называть слова – профессии, так вы хлопайте, а сели вам кто-то не понравится – топайте.

Физкультминутка: «Хлопай – топай»

(пожарный, лодырь, артист, пианист, обжора, фигурист, почтальон, хулиган, фермер, жадина, библиотекарь, ябеда и т. д.)

— Какие слова вам не понравились? (ответы детей) Правильно. Эти слова не относятся к профессиям, они характеризуют плохие качества человека.

— Прасковья Викторовна, у нас в группе тоже есть музей – мини-музей «Волшебная пуговица». Мы вас приглашаем посетить его, а Анечка Шевякова выступит в роли экскурсовода, поддержим её.

Аня Шевякова: — Здравствуйте, уважаемые гости. Вы находитесь в музее «Волшебная пуговица».

Скажите мне пожалуйста, что означает слово «пуговица»?

Я Вам сейчас расскажу… Слово «пуговица» близко по звучанию со словами «пугать» и «пугало». Ведь раньше пуговица была как охранный оберег для человека – «пугалка». Пуговица была похожа на бубенчик круглой формы с камушком или кусочком металла внутри. Носили «пугалку» на груди – поближе к сердцу.

Шло время, развивалась мода, изменялся и внешний вид пуговицы: она становилась вот такой (показывает обычную пуговицу).

Из чего только их не делали: из кости и дерева, кожи и хрусталя, стекла и жемчуга, драгоценных и поделочных камней.

Пуговицами дорожили. Их передавали по наследству, прятали в качестве кладов.

Сейчас видов пуговиц видимо невидимо. В нашем музее есть детские пуговицы (показывает)… есть пуговицы из дерева, ткани и кожи (показывает)… Пуговицы бывают разной формы – круглые, квадратные, прямоугольные (показывает), разных цветов и размеров (показывает).

В нашем музее есть поделки из пуговицы, их сделали ребята и игры с пуговицами (показывает). В эти игры мы играем.

Пуговица – это интересный и замечательный предмет!

Воспитатель: Спасибо, Аня. Очень интересная экскурсия!

На этом наше путешествие в Страну профессии заканчивается. Садимся в свой «Чудолет» и возвращаемся в детский сад.

Закрываем глаза. Повторяйте за мной.

Раз- два-три-четыре-пять

Пора глаза нам открывать!

— Вы отлично справились со всеми заданиями. Молодцы!

Идея бизнеcа: как открыть бизнес «экскурсии по городу»

Перед тем, как начнем

Перед началом организации экскурсионного бюро следует досконально изучить маршруты конкурентов. Создайте уникальные предложения, составьте подробный бизнес-план и приступайте к организации.

Основные риски

В большом городе с богатой историей новичка ожидает жесткая конкуренция. Но отказываться от идеи не стоит – создайте оригинальный маршрут, не совпадающий по графику с экскурсиями конкурентов. Знакомьте гостей города с достопримечательностями, не включенными в список большинства туристических агентств. Предложите более современный и творческий подход в методике проведения экскурсий. Туристы, жаждущие новых и ярких впечатлений, обязательно оценят оригинальность подачи информации.
Для туристического бизнеса в маленьком городе с ограниченным выбором достопримечательностей и небольшим потоком туристов характерна проблема недостатка клиентов. Узнайте все о возможностях интересного и активного отдыха в своей местности. Это может быть заповедник или просто редкий по красоте природный уголок, расположенный поблизости древний монастырь, руины замка, действующий исторический музей с интересной экспозицией, горно-лыжный курорт, селение с возможностью пожить в крестьянской избе – хоть что-то из этого списка вы обязательно сможете предложить потенциальным клиентам.
В последние годы растет популярность зеленого туризма с максимальным погружением в мир природы – организуйте велосипедные или конные туры. Клиентов предпринимателям из небольших городков придется искать в крупных туристических центрах, но при грамотной организации процесса это может стать настоящей изюминкой и началом успешного бизнеса.

“Пошаговая инструкция, как открыть бизнес «экскурсии по городу»”

Местоположение

Большая часть работы экскурсионного бюро с клиентами проходит вне офиса. Но пренебрегать поиском достойного помещения не стоит – это визитка вашей компании. Где лучше всего расположиться?
Центр города не является обязательным требованием, да и для начинающего предпринимателя арендная плата может оказаться слишком высокой. Рассмотрите вариант взаимовыгодного сотрудничества с одной или несколькими гостиницами города. Администраторы гостиницы могут предлагать услуги вашего бюро гостям, буклеты с предложениями будут демонстрироваться возле стойки администратора. Гостинице, кроме наличия дополнительных услуг, можно предложить определенный процент от дохода с каждого привлеченного клиента. При наличии подобных договоров первые несколько месяцев деятельности знакомство с клиентами и организационные моменты будут происходить в холле гостиницы, с которой вы сотрудничаете, или расположенного поблизости кафе. Офисная техника может располагаться у вас дома.
В дальнейшем, ищите помещение в районах, наиболее посещаемых туристами. Это может быть здание возле крупной гостиницы, автостанции или вокзала, крупного торгового или развлекательного центра. Большое помещение вам не нужно, но оно должно быть комфортным. Удобная мебель, креативное оформление, фото достопримечательностей и довольных клиентов, наличие удобного подъезда для транспорта – вот и все требования к офису бюро экскурсий.

Оборудование

В офис компании необходимо приобрести компьютер. Обязательно подключитесь к интернету, создайте сайт-визитку с возможностью заказывать экскурсии в режиме онлайн. Телефоны для бесперебойной связи с клиентами, гидами, администрациями музеев и развлекательных центров необходимы. Также, вам понадобится набор оргтехники для распечатывания памяток туристов и бланков договора.
Нельзя экономить на приобретении специальных средств для экскурсоводов. Разработчики аудиоаппаратуры предлагают современные и высокотехнологичные гаджеты и программное обеспечение, позволяющие проводить экскурсии в любых условиях.
Электронный экскурсовод.
Радио-гид – отличный выход для работы на открытой местности.
Аудио-переводчик – комплект, обеспечивающий перевод на все языки.
Приобретение оборудования станет самой затратной статьей в вашем бизнес-плане. Полный комплект офисной техники и аппаратуры для экскурсовода будет стоить около 75 тысяч рублей.

Кадры

Экскурсоводы – это ваше все. Не обязательно приглашать дипломированных специалистов. Право проводить экскурсии имеют люди, прослушавшие курс специализированных лекций и получившие соответствующий сертификат. Ищите креативных, мотивированных и увлеченных сотрудников. Возможно, вы пригласите на работу выпускников исторического факультета, сотрудников краеведческого музея, стремящихся получить дополнительные доходы и возможность в увлекательной, неформальной форме знакомить гостей города с его историей. Экскурсии должны быть максимально информативными, оригинальными и нескучными. В выборе экскурсоводов руководствуйтесь именно этими критериями. Обязательное требование для работы с туристами – свободное владение английским языком.
Важный момент – комфортная транспортировка клиентов. При наличии достаточного количества средств вы можете приобрести собственный транспорт и нанять водителей. В начале деятельности с минимальным стартовым капиталом следует заключить договор с транспортной фирмой.
Вопрос о найме бухгалтера на постоянную работу следует решать при наличии постоянного потока клиентов. На начальном этапе ведение финансовой и отчетной документации можно доверить компании, специализирующейся на оказании бухгалтерских услуг.
Постоянный сотрудник нужен для приема заявок на экскурсии, организации работы бюро и взаимодействия с администрациями заведений, включенных в маршрут. На начальном этапе деятельности компании и при небольшом потоке клиентов эту часть работы может взять на себя владелец.

Документы и лицензии

Российское законодательство не требует получения лицензии для проведения экскурсий. Обязательной является регистрация предпринимательства в налоговой инспекции. Для этого вида деятельности подходит ИП.
Для осуществления деятельности в выбранном направлении необходимо подготовить пакет документов:

— Договор с транспортной фирмой на перевозку клиентов.
— Подробный договор на предоставление услуг. Его следует составить с опытным юристом. Укажите все предложения по экскурсиям, план действий, перечислите все свои обязательства и те моменты, за которые ваша компания ответственности не несет.
— Для получения разрешения на ведение деятельности вам необходимо оформить должностную инструкцию для сотрудников. В документе подробно описываются служебные обязанности для каждой должности, план действий в случае возникновения внештатной ситуации.
— Сформируйте список достопримечательностей, с которыми вы можете ознакомить клиентов. Также, необходимо несколько вариантов маршрутов.
— Создайте памятку для клиентов. В ней кратко и емко опишите маршруты, свои предложения и возможности для развлечений.

Во избежание проблем с контролирующими органами оформите договора с каждым сотрудником. На начальном этапе вы можете не вводить экскурсоводов в штат и работать с ними на договорной основе, но все должно быть оформлено документально и в полном соответствии с законодательством.

Маркетинг

Успех компании, предлагающей экскурсии по городу, базируется на трех китах:

  1. Максимально тесное сотрудничество с гостиницами города, руководителями музеев, культурных и развлекательных заведений. Вас должны рекомендовать туристам.
  2. Оригинальность и качество проведения экскурсий, большой выбор интересных и удобных маршрутов, пунктуальность и высокий уровень сервиса.
  3. Реклама в самых посещаемых туристами местах. Очень многие гости больших городов по неопытности пытаются изучать достопримечательности самостоятельно. Через несколько часов мучения в общественном транспорте, очередях в выставочные залы и популярные музеи человек понимает необходимость привлечения гида с комфортным транспортом и интересной экскурсионной программой. В этот момент турист должен увидеть вашу рекламу. Не скупитесь и размещайте баннеры, объявления, плакаты максимально.

Сайт с возможностью обсудить маршрут и заказать экскурсию заранее современной компании, работающей с туристами, необходим.

Резюме

Бизнес «Экскурсии по городу» может принести успех и достойный доход даже в небольших населенных пунктах. Изучите все, что достойно внимания и восхищения в вашем городе, составьте грамотный бизнес-план, пригласите увлеченных и компетентных сотрудников. Оригинальный подход к проведению экскурсий, продуманный подход к формированию стоимости услуг обязательно принесут успех вашей компании.

Как правильно организовать школьную экскурсию

Сейчас заметно ужесточились правила для вывоза детей на экскурсию. Данная статья поможет разобраться во всех правилах и тонкостях. А также поможет выбрать экскурсию, настроить и организовать детей, договорится с родителями.

Педагог на собственном опыте рассказывает об особенностях организации детского выезда, учитывая возрастные и сезонные факторы. Автор затрагивает тему связи с учебно-воспитательным процессом и говорит о том, какие документы нужно собрать.

Как правильно организовать экскурсию

Отличный способ сплотить коллектив и полезно провести время вместе – это организовать школьную экскурсию. В детском возрасте впечатления самые яркие, и ученики навсегда запомнят каждый совместный выезд. Так что задача педагога – сделать так, чтобы экскурсия была максимально интересной, организованной, и чтобы все прошло без происшествий.

Когда в моем классе назначалась какая-то экскурсия, связанная с выездом за город, за несколько дней появлялась атмосфера праздника. Мы обсуждали, что взять с собой, как подготовиться, чем заняться в дороге. И это были теплые и приятные моменты.

Польза от школьных экскурсий затрагивает и учебные, и воспитательные, и познавательные моменты:

  • расширение кругозора;
  • углубление школьного материала;
  • налаживание отношений между учащимися;
  • жизненный опыт в виде нестандартных ситуаций;
  • повышение мотивации к учебе;
  • выработка позитивного отношения к школе.

Выбор экскурсии

Педагог имеет право выбрать экскурсию самостоятельно, но лучше сначала посоветоваться с родителями на собрании. В начале года я сразу говорила, куда бы хотела свозить детей, и оценивала реакцию родителей. Особенно осторожно нужно быть, предлагая массовый выезд за границу – это не всем может быть по карману. Но ведь наша задача охватить как можно больше учащихся, а не ехать с маленькой группкой. Так что нужно выяснить вопросы платежеспособности родителей заранее. Я обычно задавала вопросы так: «кто поддерживает идею выезда?» и «кто точно не поедет по каким-либо причинам?».

Может, кто-то из родителей подаст вам интересную идею. К тому же, среди них могут быть работники музеев, галерей и заводов, где проводятся экскурсии. Возможно, имеются представители интересных профессий, и кто-то даже сам захочет рассказать о ней детям и показать место работы.

СОВЕТ: Попробуйте сразу найти себе помощников среди родителей для решения организационных вопросов. Спросите, кто мог бы заняться автобусом, связаться с турфирмой. Может кто-то сможет взять на себя питание в поездке или фотосъемку.

С детьми лучше тоже обсудить, что им будет интересно. Я иногда зачитывала ребятам вслух предложения турфирм, и мы вместе обсуждали варианты.

Экскурсия должна быть в радость, а не очередным скучным выездом «потому что так надо». Думайте не только о пользе детям в плане знаний и опыта, но и о впечатлениях, которые учащиеся привезут с экскурсии и сохранят на всю жизнь. В моей деятельности были по-настоящему скучные познавательные экскурсии. А были почти бесполезные, но у детей так горели глаза, они так искренне радовались, что это было оправдано.

Возрастной фактор

Самый главный фактор, который следует учитывать – это возраст учеников. Собираетесь ли вы совмещать несколько классов? Если да – позаботьтесь о том, чтобы дети были примерно в одной возрастной категории.

Для начальной школы хорошо подойдут экскурсии познавательно-развлекательной направленности. Еще лучше, если там есть игровые элементы и возможность сделать что-то своими руками. Например, посещение кондитерской фабрики с мастер-классом по изготовлению печенья.

Сейчас много познавательных мероприятий организуется в форме квестов, игр и интерактивов с участием актеров. Или же это могут быть актуальные для младших школьников экскурсии в музей кукол, на завод по изготовлению игрушек, фабрику шоколада. Моему классу очень понравился музей восковых фигур. Они с удовольствием фотографировались с экспонатами и в ненавязчивой форме получали информацию об исторических личностях.

Взрослым учащимся подойдут более серьезные экскурсии. Они могут быть связаны с каким-то предметом – литературой, географией, историей. Например, посещения дома, где проживал один из поэтов или писателей. Или знакомство с историческими объектами вашего города и области.

Сезонный фактор

Экскурсию необходимо подобрать в соответствии со временем года. Если погода холодная или очень нестабильная, не стоит выбирать долгие прогулки по городу или поездки на природу.

Зимою младших школьников порадуют атмосферные экскурсии в Усадьбу Деда Мороза или на выставку елочных игрушек. В моем городе зимой популярны выезды в Польшу на парад Санта Клаусов . Турфирмы включают в программу также экскурсию по городу, посещение крупного аквапарка, музеи, мастер-классы и другие места по желанию.

Весна – подходящее время углубиться в биологию в Ботаническом саду. А близость 9-го мая – отличный повод посетить места славы и исторические музеи.

Связь с учебно-воспитательным процессом

Какие учебно-воспитательные цели для вас, как для педагога, сейчас актуальны? Можете ли вы углубить знания, повысить интерес к какому-то предмету с помощью экскурсии?

Проанализируйте, что сейчас актуально для вашего класса, сверьтесь с планом учебных занятий и решите, какая цель вам сейчас наиболее важна:

  • патриотическое воспитание учащихся;
  • расширение знаний о мире, других странах;
  • повышение мотивации к труду и трудовой деятельности;
  • воспитание любви к искусству;
  • расширение знаний об экологии вашего города и мира;
  • развитие экономической грамотности;
  • расширение исторических знаний;
  • изучение природы;
  • расширение познаний в области географии.

В соответствии с выбранными актуальными целями, временем года и учебным планом подберите объект экскурсии:

  • места, имеющие историческое значения и хранящие в себе память о важных событиях;
  • строения, на основе которых можно изучать архитектуру или внутреннее убранство прошлых веков и бытовой уклад;
  • природные объекты – лес, роща, море, горы, озеро;
  • заводы, фабрики и производства;
  • храмы и церкви;
  • музеи, галереи, выставки;

Детям предварительно стоит рассказать, с какой целью вы отправляетесь на экскурсию, чтобы они не воспринимали ее просто как развлекательную прогулку. Предложите ребятам вопросы, на которые им нужно будет ответить в ходе экскурсии, раздайте задания для мини-исследований.

С младшими школьниками такую работу можно провести в виде игры. Можно представить себя историками, географами, биографами, исследователями или детективами.

Какие вопросы обсудить перед экскурсией

Если экскурсия намечается долгая, от нескольких часов, нужно детально обговорить с учащимися и с родителями, что взять с собой. Опыт показывает, что иногда разговоров мало, и необходимых вещей часто не оказывается. Так что лучше раздать памятку со списком всего, что нужно взять с собой в поездку.

Нужно быть готовым к разным обстоятельствам. Например, отправляясь к водоему, лучше захватить с собой запасные сухие носки и средство от комаров. Если едете за город на природу – обсудите продукты для пикника и постарайтесь организовать с родителями горячее питье в термосах или термостатах. Не забудьте напомнить про теплые вещи. Когда за окном солнце, многие родители и не думают, что куртки могут пригодиться.

Многочасовые экскурсии предполагают наличие горячего питания. Возможно, есть смысл заранее заказать обед в кафе по дороге. Обязательно нужна чистая питьевая вода для всех.

Если предстоит поездка в автобусе более 3-х часов, продумайте, как обеспечить детей сухим паком.

СОВЕТ: Организуйте фотографа в поездке, чтобы остались яркие профессиональные снимки. Может кто-то из детей увлекается фотографией или среди родителей есть фотограф. Можно даже нанять профессионала.

Еще интереснее, если у кого-то из родителей есть возможность сделать видеосъемку, а потом смонтировать небольшой ролик. Такой документальный фильм будет интересен всем, и даже можно будет снова посмотреть его всем вместе через несколько лет на выпускном.

С детьми важно проговорить заранее правило поведения на экскурсии. И как следует вести себя в автобусе. Уведомите детей, что в транспорте:

  • запрещено вставать со своих мест, ходить, пересаживаться;
  • есть во время движения автобуса;
  • громко общаться, кричать;
  • кидать мусор;
  • портить кресла, ремни и другие детали автобуса;
  • если замечена поломка – необходимо сообщить об этом водителю или сопровождающему.

Я не всегда была готова к тому, что от перевозбуждения поведение детей становится плохо контролируемым. Так что постарайтесь максимально обезопасить себя в плане дисциплины.

Транспорт для экскурсии

Чтобы найти подходящий автобус, нужно действовать через надежную и проверенную автотранспортную компанию или обратиться в турфирму, которая занимается перевозкой детей. Средство перевозки должно соответствовать всем современным требованиям:

  • исправные ремни безопасности;
  • световая и звуковая сигнализация;
  • наличие лицензии на перевозку детей у водителя;
  • присутствие дополнительных камер и зеркал;
  • автобус должен быть выпущен не позже, чем 10 лет назад;
  • наличие тахографа;
  • навигатор ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
  • наличие двух огнетушителей и трех аптечек;
  • присутствие знаков «дети»;
  • действующие противооткатные упоры.

Убедившись, что транспорт вам подходит, заключите договор фрахтования на арену.

Тот человек, на чье имя заключен договор, должен предоставить в ГИБДД информацию о вывозе детей. Без такого уведомления экскурсия и транспортировка учащихся невозможны.

Требования при проведении экскурсии

Так как вывоз группы детей – это большая ответственность, требования к организации экскурсий в последние годы значительно повысились.

  1. На один автобус предполагается количество сопровождающих по количеству дверей транспортного средства. Один из них назначается ответственным за весь процесс. Если автобусов несколько – должен быть один старший, который отвечает за всю группу и управляет действиями всех остальных сопровождающих.
  2. Поездка должна осуществляться до 23-00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение.
  3. После 23-00 можно перевозит детей в сторону вокзалов, аэропортов, а также завершать маршрут, если это время указано в графике движения. Расстояние до места в это время не должно быть более, чем 50 километров.
  4. Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.
  5. Скорость не должна превышать 60 км/ч.
  6. У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование. На них ложится вся ответственность за жизнь и здоровье детей.
  7. Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
  8. Группа для экскурсии – от 10 до 40 человек.
  9. На каждые 25 человек должно приходиться 2 сотрудника школы.
  10. Можно везти учеников в общественном транспорте – автобус, трамвай, электричка, метро. Тогда действуют общеустановленные правила для данного средства передвижения. Мне часто приходилось так перевозить детей, и хочу предупредить, что контролировать дисциплину в этом случае очень непросто. Будьте готовы к тому, что остальные пассажиры могут выказывать недовольство по поводу шума.
  11. В автобусе должен находиться медицинский работник с подтверждающими это документами.
  12. Если в пути возникает происшествие, педагог имеет право отменить экскурсию или изменить маршрут.

Документы для экскурсии

К экскурсии нужно будет начать готовиться заранее. Иначе выезд может не состояться, если вы не успеете подготовить все нужные документы. Для правильной организации экскурсии понадобится следующее:

  • Уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером или решение о сопровождение автобусов машиной ГИБДД.
  • Траектория движения с отметками всех остановок по времени.
  • Перечень учащихся – их фамилии, имена, отчества, даты рождения и телефоны родителей.
  • Перечень сопровождающих – ФИО и контактные данные.
  • Схема размещения детей в автобусе по местам – можно заполнить после того, как дети рассядутся.

ВАЖНО: в пути ученики должны сидеть согласно своим местам и не меняться с одноклассниками.

  • Приказ директора учебного учреждения об организации экскурсии.
  • Договор фрахтования, если перевозка осуществляется по нему.
  • Сведения о медработнике, копия его лицензии.
  • Список продуктов в сухом пайке, если поездка длится более трех часов.
  • У каждого ребенка должно быть согласие родителей на выезд.

Конечно, организация экскурсии – дело не простое. Значительно меньше хлопот будет, если обратиться в турфирму, но при надобности можно справиться и самостоятельно. В любом случае, постарайтесь найти себе помощников среди родителей и делегировать часть обязанностей.

После экскурсии дайте детям возможность поделиться впечатлениями и полученными знаниями, посмотрите фотографии на проекторе. Если вы заранее предлагали детям задания для наблюдения и исследования – проверьте, как они справились.

Можно задать на дом сочинения, но в таком случае я предпочитаю творческую форму. Например, в виде репортажа или заметки для школьной газеты. И договориться с редакцией, чтобы самые интересные были опубликованы. Или просто фэнтезийные сочинения с иллюстрациями. После посещения старинного замка – «Кем бы я был в 18-м веке?». После похода в зоопарк – «Каким животным я бы хотел быть и почему?»

Можно сделать яркую школьную газету с фотографиями и впечатлениями и вывесить в коридор, чтобы и другие классы могли вдохновиться на экскурсию.