Псалом 136

Псалом 136

В еврейской Библии псалом не имеет надписания имени автора, в латинской же и греческой стоит имя Давида. Последнее указание нельзя считать правильным: содержание псалма (Пс.136_1–3) – представляет воспоминание о плене вавилонском уже по его окончании и возвращении евреев на родину, свидетелем каковых событий Давид не мог быть. Самый характер изложения есть живой и трогательный рассказ автора о пережитом им, что тоже не могло быть испытано Давидом. Более точное определение времени написания псалма можно найти в указании Пс.136_8 и Пс.136_9 ст., где Вавилон представляется грозным и еще не опустошенным. Из сопоставления содержания первых трех стихов псалма и последних двух можно заключить, что псалом написан вскоре по возвращении евреев из плена при Кире Персидском до опустошения Вавилона в 517 г. в 6 год Дария Гистаспа, значит прежде окончания и освящения второго храма.

В плену вавилонском замолкли наши песни и арфы висели на деревьях (1–2). Притеснители наши просили нас пропеть из Сионских песней. Да иссохнет мой язык и рука, если буду петь и играть в чужой стране и если я забуду тебя, Иерусалим (3–6)! Господи, отмсти Едому за его злобу к Иерусалиму. Блажен тот, кто разобьет о камень и твоих детей, дочь Вавилона, опустошительница (7–9).

Пс.136:1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

«При реках Вавилона» – разумеются реки Тигр и Евфрат, с их притоками и искусственными каналами, проведенными вавилонянами для орошения своих полей.

Пс.136:2. на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

«На вербах». По берегам многочисленных рек и притоков вавилонской низменности росло множество ив, или верб. Берега рек были любимым местом посещения пленников.

Пс.136:3. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

Еврейский народ был одним из самых музыкальных народов древнего Востока. Евреи славились как обилием поэтических произведений, так и развитием инструментальной музыки. Но музыка и поэзия еврейского народа носила религиозный характер: она касалась воспевания Бога и Сиона и имела молитвенное содержание. Она тесно была привязана к Палестине, храму и разнообразным проявлениям водительства Богом еврейского народа. Пение этих песней имело, поэтому, священное значение и национальное. Просьба вавилонян, чтобы евреи пропели им из священных Сионских песен, была лишь простым любопытством, развлечением, и исполнение этой просьбы плененными евреями являлось в глазах последних профанацией, оскорблением святости содержания своей поэзии и своего религиозного чувства, почему она с негодованием отвергалась.

Пс.136:5. Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;

Пс.136:6. прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

«Забудь меня десница» – перестань действовать, т. е. высохни. – «Прилипни язык» – тоже высохни. «Поставить Иерусалим… во главе веселия» – радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах. Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью.

Пс.136:7. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

Едом или идумеяне, родственный народ евреям, всегда был враждебно настроен к своему собрату, и во всех печальных событиях его жизни принимал деятельное и злое участие. Так было и при разрушении Иерусалима вавилонянами, когда идумеи радовались этому национальному бедствию (Ам. 1:11; Авд. 1:10–15).

Пс.136:8. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

Пс.136:9. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

У пророка Исаии (Ис. 13:16–18) предсказана тяжелая судьба Вавилона именно теми чертами, которые указаны в этом псалме. Тяжесть этого приговора – непреложная воля Господа, которая непреложно же осуществится и найдет своего исполнителя. Последний называется писателем псалма блаженным, так как им осуществляется одно из предначертаний Божественных, а потому справедливых и благодетельных, хотя бы они казались в глазах человека жестокими и тяжкими.

Весь псалом прекрасно передает то грустно-покаянное настроение, каким жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о своем национальном возрождении.

Текст молитвы псалом 136 известен больше как «На реках Вавилонских». Благодаря тому, что художественная культура напомнила о хвалебной песне, Псалом получил вторую жизнь. Он используется в кино и литературе, в эстрадной и академической музыке.

Текст молитвы псалом 136

Самыми популярными версиями текста псалма 136 являются еврейская, старославянская и латинская. В храмах используют церковнославянский вариант, а в домашних условиях верующий может зачитывать текст на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

Дави́ду Иереми́ем.

1 На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на.

2 На ве́рбиих посреде́ eго́ обе́сихом орга́ны на́ша.

3 Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии: воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских.

4 Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й?

5 А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.

6 Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́.

7 Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний eго́.

8 Дщи Вавило́ня окая́нная, блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам.

9 Блаже́н и́же име́т и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень.

На русском языке

Давида, через Иереми́ю.

1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

5 Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя;

6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

История написания

Во многих вариациях авторство царя Давида не подписано. В греческом и латинском варианте все же есть имя царя. Псалмы были написаны во времена правления царя Давида.

Тогда иудейский народ переживал непростые времена. Данная хвалебная песнь рассказывает о жизни евреев в момент падения Иерусалима. Случилось это в VI веке до Рождества Христова. Войско Вавилона силой вторглось в древний город, уничтожив при этом все, даже Храм Господень. Это был единственный храм, в котором поклонялись Богу. Все жители города были пленены. Люди были потеряны, они лишились не только своего дома, но и религии.

Толкование псалма 136

Текст молитвы псалом 136, толкование которого мы предлагаем, несет в себе боль всего еврейского народа. В каждой строчке чувствуется пустота и плач людей.

Стихи 1-3: Рассказывается о быте вавилонян. Описывается удивительная природа рек Евфрат и Тигр. И берега этих рек стали излюбленными для еврейских племенников. Многие знают, что евреи были очень музыкальны. Они с песней засыпали и просыпались. Почти все песни и стихи народа прославляли Господа и были религиозны.

Стихи 4-6: Каждый еврей не может позволить себе забыть свой город и дом. Первая и самая главная мечта народа – восстановить свой город, чтобы с ним расцвела и жизнь.

Стихи 7-9: Не смотря на то, что еврейский народ всегда был добр и не воинственен, у него всегда были враги. Одними из них является народ идумеяне. Они злорадствовали при падении Иерусалима.

Правила чтения

Все Псалмы разделены на кафизмы. Псалом 136 «На реках Вавилонских» является частью 19-й кафизмы. Текст зачитывается в Православной церкви каждую неделю во время утренней пятничной молитвы. Также песнь используется в богослужениях к Великому посту. В домашних условиях можно читать текст на русском языке еженедельно.