Пушкин до лицея

Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.

Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына. Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.
Итак, юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.

Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.

С преподавателями у воспитанников сложились дружеские отношения. Лицеистам была предоставлена максимальная свобода действий. В некоторых мемуарах встречаются заметки о том, что профессор А. Галич частенько принимал участие в пирушках вместе со своими учениками. В лицейские годы Пушкин увлекался римскими прозаиками, глубоко изучил классическую мифологию. Но первыми в списке наук для него стояли история, русская и французская словесность. Александр был в числе членов редколлегии всех рукописных лицейских изданий. Это были подборки эпиграмм и памфлетов. Ни одно собрание поэтического кружка не проходило без него. При этом усердия в учебе он не проявлял и в число отличников не входил. Преподаватели отмечали его природный талант, острый гибкий ум и при этом полное отсутствие прилежания.
Его отношения в лицеистами складывались по- разному. Одни его любили и боготворили, другие обзывали » французом» и относились с недоверием и холодностью. Пушкин, имея крайне вспыльчивый характер, часто заводил ссоры, а потом терзался от раскаяния, запираясь надолго у себя в комнате. Несмотря на то, что многих лицеистов связывала с Александром дружба искренняя и сильная, не всегда они могли простить ему неуместных острот и издевательств. Первая дуэль Пушкина произошла именно в лицее, с Кюхельбекером.
Отечественная война 1812 года отозвалась в душах лицеистов болью, гневом и бунтарством. На первый план выходят патриотические чувства и настроения. И молодой человек, который даже думал по-французски, начинает сочинять стихи о российских просторах, народной жизни.
Незабываемым стал для Пушкина день переходного экзамена- 8 января 1815 года. Молодой поэт спать не мог от волнения, ведь сам Державин должен был слушать его выступление. Александр прочитал «Воспоминания в Царском Селе» собственного сочинения. Написано оно было в высокопарном стиле (по совету Галича) и до слез растрогало старого поэта. В порыве Державин хотел прижать Пушкина к груди, но тот стремительно сбежал и долго еще не мог прийти в себя от волнения.
Так, год от года в Царском Селе креп талант поэта. В 1816 он уже настолько знаменит, что члены императорской семьи заказывают ему оды и пьесы, а признанные писатели рассыпаются перед молодым лицеистом в комплиментах.

В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата. Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви » К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение- главная тема которого дружба.

Василий Федорович Малиновский

В. Ф. Малиновский. Неизвестный художник.

Малиновский Василий Федорович , русский публицист, просветитель. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 году назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в нём атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное «Рассуждение о мире и войне», написанное в 1790—1798 годы, в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся Малиновским журнале «Осенние вечера» (1803, № 1—8) развивались идеи народоправства, равенства всех людей и народов. Был сторонником промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. М. Сперанского. В записке «О освобождении рабов» (1802, опубликована 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями.

Русский дипломат

Малиновский, Василий Фёдорович (1765-1814) — русский дипломат, учёный. Окончив Московский университет, Малиновский работал в коллегии иностранных дел; состоял при Лондонской миссии в качестве переводчика. Принимал участие в переговорах о заключении Ясского мирного договора 1792 года (…). В 1803 году в Петербурге была издана его работа «Рассуждение о войне и мире», написанная в 1790-1798 годы, но задержанная цензурой. Эта работа, а также статья «Вечный мир» являются одними из самых первых русских сочинений, относящихся к области международного права. Малиновский выступал решительным противником войны и защитником международного мира. Он проводил мысль о необходимости использовать все мирные средства, прежде чем начать войну. «Независимая держава, подобно частному человеку, не имеет права начать ссору без всякого посредничества и суда». Для обеспечения международного мира Малиновский предлагал создать общеевропейский совет, состоящий из представителей союзных народов, задачей которого явилась бы охрана общей безопасности, предупреждение всякого нарушения мира и разрешение международных споров.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Царскосельский лицей

Малиновский и Пушкин

Малиновский Василий Федорович (1765-1814). В плане автобиографических записок Пушкина под 1811 годом читаем: «Лицей. Открытие. Малиновский… Куницын» — и немного позднее: «Смерть Малиновского — безначалие…». Это о первом директоре Царскосельского лицея В. Ф. Малиновском, возглавлявшем его менее трех лет. Воспитанник Московского университета, он служил в русской миссии в Лондоне и позднее был генеральным консулом в Молдавии. Современники отмечают его широкую образованность и отличное знание европейских и восточных языков. Малиновский придерживался прогрессивных для своего времени взглядов и был убежденным сторонником отмены крепостничества в России. Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, и не случайно в семье директора лицеисты любили проводить досуг — в беседах с ним и его близкими.

В конце марта 1814 года Малиновский преждевременно скончался, и Пушкин с другими воспитанниками участвовал в его погребении на одном из петербургских кладбищ. По мнению современника, если бы Малиновский довел «первый выпуск до конца, то уровень воспитывавшихся в нем был еще выше и нравственнее…».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 21.

Социальный мыслитель, теоретик международного права

Малиновский Василий Федорович (1765, Москва – 23 марта (4 апреля) 1814, Петербург) – социальный мыслитель, теоретик международного права. Происходил из семьи священника. После окончания философского факультета Московского университета в 1781 и до 1811 года служил в архиве Коллегии иностранных дел, находился на дипломатической службе в русской миссии в Лондоне. С 1811 года – первый директор Царскосельского лицея.

В трактате «Рассуждение о мире и войне» (1790–98. Опубл. в 1803), а также в своем еженедельнике «Осенние вечера» (1803) в рамках теории международного права развивал идеи государственной безопасности, невмешательства, патриотизма. Разрабатывал популярную тогда теорию вечного мира, уделял большое внимание политико-правовым проблемам войны и мира. В борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать все человечество. Для мировоззрения Малиновского характерна гуманистическая направленность. Сторонник теорий естественного права и общественного договора, но распространенные тогда в России положения социальной философии Просвещения носили у него отвлеченно-утопический характер. Провозглашал свободу и равенство главными ценностями человека. Его концепция недействительности всяких отношений между людьми, не основанных на равенстве и свободе, объективно была направлена против крепостного права. Был убежден в божественном происхождении государственной власти. Провидение в его деистической концепции выступало гарантом соблюдения законности верховной властью, именно поэтому, опасаясь «гнева Божия», обсуждал меры, способные конституционно ограничить абсолютизм в России. Критикуя тиранию и абсолютизм, развивал мысль о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением «общей воли». Развивая идеи народоправства, указывал на необходимую зависимость политической формы государства от воли народа. Малиновский – сторонник мирного, реформаторского пути преобразования действительности, осуждал революционные методы и, в частности, Французскую революцию, в то же время подчеркивал необходимость учета ее опыта.

Перевел, издал и снабдил рекомендациями для российских законодателей «Отчет генерал-казначея Александра Гамильтона… о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию» (1803–07). Одним из первых выступил с проектом освобождения крестьян (записка «Об освобождении рабов» (1802)). Поддерживал реформационную политику Александра I.

И.Ф. Худушина

Просветитель

Малиновский Василий Федорович (1765, Москва — 23.03(4.04).1814, Петербург) — просветитель. Окончил философский ф-т Московского ун-та (1781). Имел большой опыт государственной службы — в архиве Коллегии иностранных дел, в русской миссии в Лондоне, а затем в представительстве России на Ясском конгрессе (1791). Указом Александра I в 1811 году Малиновский был назначен первым директором Царскосельского лицея; стремился воспитать лицеистов в духе свободомыслия, преданности народу и родине. В историю русской мысли вошел как автор трактата «Рассуждения о мире и войне» (Ч. 1-2. 1790-1798, опубл. 1803), проникнутого гуманистическими идеями. В области методологии Малиновский — приверженец философско-антропологической традиции (Гердер, Лессинг, Кант, Шиллер, Джефферсон, Поп, Гельвеций, Радищев и др.). Уподобляя весь человеческий род одному «отдельно взятому человеку», Малиновский рассматривал процессы, происходящие в нем, в духе антропогенеза. В анализе проблемы войны и мира обращают на себя внимание выводы Малиновского о «праведных» и «неправедных» войнах, о необходимости вовлечения в борьбу за «вечный мир» всех людей мира, «всего человечества». Гуманную и свободолюбивую позицию защищал Малиновский и в статьях, опубликованных в еженедельном обозрении «Осенние вечера», журнале «Сын Отечества», в других периодических изданиях. Малиновский принадлежат перевод и издание в 1803-1807 годы «Отчета генерал-казначея Александра Гамильтона, учиненного Американскими Штатами в 1791 году, о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию». Перевод снабжен предисловием Малиновского, в котором сформулированы рекомендации для российских законодателей. В 1802 году им была направлена «Записка об освобождении рабов» на имя графа В. П. Кочубея, возглавлявшего по поручению Александра I «Комиссию о законодательстве». Ряд неопубликованных работ Малиновского (среди них «История России для простых и малых», «Пустынник», отрывки проектов гражданских узаконений и т. п.) хранится в архивных учреждениях Петербурга и Москвы.

П. С. Шкуринов, Н. Г. Самсонова

Сочинения: Избр. общественно-политические соч. М., 1958.

Разработал один из первых проектов отмены крепостного права

Малиновский Василий Федорович (1765 — 23.III.1814) — русский публицист, просветитель-демократ. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 году назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в лицее атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное «Рассуждение о мире и войне», написанное в 1790-1798 годы (ч. 1-2, 1803; последнее изд. в кн. «Трактаты о вечном мире», 1963), в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся Малиновским журнал «Осенние вечера» (1803, No 1-8) развивались идеи патриотизма, народоправства, равенства всех людей и народов. Малиновский доказывал необходимость промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. M. Сперанского. В записке «Об освобождении рабов» (1802, опубл. 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Резко критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями. Личный архив Малиновского хранится в ЦГАЛИ в Москве.

E. P. Грекулов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958.

Была связующим звеном между просвещением 18 века и декабристами

Малиновский Василий Фёдорович , русский дипломат и общественный деятель, просветитель-демократ, предшественник утопического социализма в России. Сын малороссийского священника. После окончания Московского университета (1781) служил в Коллегии иностранных дел, выполнял ряд дипломатических поручений. С 1811 года первый директор Царскосельского лицея. Активно участвовал в просветительской деятельности, начало которой положил Н. И. Новиков, в различных тайных (масонских) обществах. В сочинениях и в издаваемом им журнале «Осенние вечера» (1803) Малиновский выступил с программой антифеодальных реформ, был автором одного из первых проектов ликвидации крепостного права («Записка об освобождении рабов», 1802, опубл. 1958), поборником введения конституционного «республиканского» правления в России. В трактате «Рассуждение о войне и мире» (написаны части 1—2, 1790—98, опубл. 1803) выступил в поддержку освободительной борьбы народов и их права на самоопределение. Малиновский изложил проект установления «вечного мира» в Европе путём создания общеевропейского союза федеративных государств, образованных по национальному признаку и управляемых на основе демократического волеизъявления народов. В неопубликованной 3-й части трактата демократические и республиканские принципы государственного устройства сочетались с утопическими эгалитаристскими идеями отмены частной собственности на землю, наделения ею всех нуждающихся, устранения имущественных контрастов между бедными и богатыми и введения всеобщего образования. Являясь убеждённым сторонником равноправия всех народов, Малиновский положил начало демократическому и освободительному течению в панславистском движении 19 века, а также оказал влияние на общественную мысль России 1-й половины 19 века. Деятельность Малиновского была важным связующим звеном между русским просвещением 18 века и декабристами.

Зять о тесте:

Василий Федорович Малиновский, получив классическое образование в университете, путешествовал с пользою и с научною целью по Германии, Франции и Англии 46). Он отлично знал новейшие языки европейские и древние, евреев, греков и римлян. Чрезвычайная скромность и глубокая религиозность составляли отличительные черты его характера. В часы досуга от службы в иностранной коллегии перевел он на русский язык прямо с подлинника греческого Новый Завет, а из Ветхого, с еврейского — псалтырь, книгу Бытия, Притчи Соломоновы, Экклезиаст, книгу Иова; многие из его переводов и рукописей хранятся у жены моей 47). В царствование императора Павла был он назначен консулом в Яссы; несколько лет исправлял он эту должность так совестливо, так полезно, что жители Яссы долго хранили память о примерном его бескорыстии. По интригам в столице, по искательству грека был он отозван чрез пять лет, в 1805 году, возвратился в Петербург 48) в иностранную коллегию с небольшим серебряным кубком, с единственным подарком, который он согласился принять от признательных жителей и в день выезда, между тем как консулы возвращались оттуда и вывозили столько денег и шалей турецких, что покупали себе дома и поместья. Он был по службе в близких сношениях с министром Чарторыйским, был членом благотворительного общества, которое с неутомимою деятельностью отыскивало бедных и помогало им. Напечатав замечательную книжку свою «О мире и войне», издав небольшой журнал «Осенние вечера» 49) и быв известен своею чистою любовью к отечеству, обратил он на себя внимание влиятельных лиц, так что император Александр, когда в 1811 году основал рассадник для лучшего воспитания русского юношества, назначил его директором императорского Царскосельского лицея. Товарищ мой И.И. Пущин, воспитанник лицея, в позднейших записках своих, напечатанных в «Атенее», в Москве, в 1858 году 50), описывая день открытия лицея в присутствии императора, выставил директора в крайнем смущении. Малиновский был необыкновенно скромен и проникнут важностью церемонии, в первый раз в жизни говорил с государем и должен был произнести речь, которая десятки раз была переправлена предварительною цензурою: так мудрено ли, что он был смущен? и диво ли, что природа не дала ему голоса лихого батальонного командира пред фронтом? 51) Безмерные и постоянные труды ослабили его зрение, расстроили его здоровье. В 1812 году лишился он домашнего своего счастья, примерной жены своей, а в 1814 году, пробыв слишком два года директором, скончался на месте должности, в такой бедности, что родной брат похоронил его на свои средства.

Примечания

46) В 1789—1791 гг. В. Ф. Малиновский состоял переводчиком при русской миссии в Лондоне; в 1791 г. был в Турции. Данных о пребывании его в Германии и во Франции нет.

47) См.: Малиновский В. Ф. Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958.

48) В 1801 г. В. Ф. Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавии и Валахии. В Яссах он пробыл около двух лет и в 1802 г. возвратился в Петербург. Грек — это К. К. Родофиникин, управляющий азиатским департаментом Министерства иностранных дел.

50) Большая часть названных произведений декабристов была опубликована в изданиях вольной печати. Воспоминания Е. П. Оболенского опубликованы в журнале П. В Долгорукова «Будущность» (Париж, 1861, № 5—11), затем были перепечатаны Н. В. Гербелем в изданном им Полном собрании сочинений К. Ф. Рылеева (Лейпциг, 1861). «Воспоминание о Рылееве» Н. А. Бестужева напечатано в ПЗ на 1861 г. (кн. VI. Лондон, 1861). Отрывки из воспоминаний И. И. Пущина помещены в московском журнале «Атеней» (1859, № 6), полный текст его «Записок»— в ПЗ на 1861 г. (кн. VI. Лондон, 1861). Отрывок из второй части «Записок» И. Д. Якушкина (следствие по делу декабристов и приговор) опубликован в ПЗ на 1862 г. (кн. VII, вып. I. Лондон, 1861). Далее Розен упоминает «Разбор Донесения, представленного российскому императору Тайной комиссией в 1826 году», написанный в начале 1839 г. М, С. Луниным. Примечания к этой работе составил Н. М. Муравьев. Впервые произведение М. С. Лунина было опубликовано в П 3 на 1859 г. (кн. V. Лондон, 1859). В этой же книге напечатана статья М. С. Лунина «Взгляд на тайное общество в России (1816—1826)». Розен познакомился со статьями М. С. Лунина по публикациям в П 3 а 1860 г. (ИР Л И, ф. 606, д. 22, л. 121). В изданных Вольной русской типографией А. И. Герцена и Н. П. Огарева «Записках декабристов» были перепечатаны первая и вторая части «Записок» И. Д. Якушкина (вып. 1. Лондон, 1862) и «Разбор…» М. С. Лунина (вып. 2—3. Лондон, 1863). Отрывок из «Записок» Н. В. Басаргина, посвященный его воспитанию в Училище для колонновожатых, был опубликован в Р А, 1868, № 4—5.

51) Смущение В. Ф. Малиновского объясняется тем, что он вынужден был читать не свою речь, забракованную министром просвещения, а речь, специально для него сочиненную.

Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство 1984. сс. 101-102.

Далее читайте:

Розен (Малиновская) Анна Васильевна (1797-1883), дочь В.Ф. Малиновского.

Розен Андрей Евгеньевич, барон (1799-1884). Поручик л.-гв. Финляндского полка, зять В.Ф. Малиновского.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт, выпускник Царскосельского лицея.

Сочинения:

Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958.

Литература:

Семевский В.И. Размышление В.Ф.Малиновского о преобразовании государственного устройства России. – «Голос минувшего», 1915, № 10;

Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971;

Достян И.С. Европейская утопия В.Ф.Малиновского. – «Вопросы истории», 1979, № 6.

Анненков П.В. А.С. Пушкин в Александровскую эпоху. СПб., 1874. С.31.

Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII — начала XIX века. // Из истории русской культуры. М., 1996. Т. 4.

Малиновский В.Ф. О войне. // Осенние вечера. 1803. № 3. С. 22.

Северный Вестник. 1804. Ч. II. С. 317.

В память первого директора Императорского Царскосельского Лицея, В.Ф. Малиновского // Русский инвалид. 1861. № 131. 17 июня.

Селезнев И.Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его десятилетие, с 1811 по 1861 год. Спб., 1861.

Селезнев И.Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его десятилетие, с 1811 по 1861 год. Спб., 1861. С. 157.

А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1985.

Розен Е.А. Неизданная биография В.Д. Вольховского // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники.

Араб-Оглы Э. А. Выдающийся русский просветитель-демократ // Вопросы философии. 1954. № 2;

Достян И. С. Европейская утопия В. Ф. Малиновского // Вопросы истории, 1979. № 6;

Шкуринов П. С. Философия России XVIII в, М., 1992. С. 215-220.

Архивы:

РГАЛИ. ф. 312.

Кто учил Пушкина?

Когда речь заходит об учителях Александра Пушкина, чаще всего на ум приходит имя Василия Жуковского – автора знаменитых строк, обращенных к молодому поэту: «Победителю ученику от побежденного учителя». Однако в жизни Пушкина и его товарищей-лицеистов была целая плеяда выдающихся преподавателей-наставников. «Фома» рассказывает об учителях первого, «золотого» выпуска Императорского Царскосельского лицея.

Директор

Василий Федорович Малиновский (1765–1814) – первый директор лицея, статский советник, выпускник Московского университета. Вся подготовительная работа по устройству лицея, отбор преподавателей, составление правил и инструкций легли на плечи Малиновского. Современники вспоминали его как человека доброго, робкого и простодушного.

Интересные факты

  • Малиновский происходил из семьи священника.
  • Служил в Коллегии иностранных дел и одно время жил в Англии в качестве чиновника русского посольства.
  • Занимался благотворительностью – был директором Дома трудолюбия, учрежденного Филантропическим комитетом, существовавшим в те годы.
  • Малиновский – автор труда «Рассуждение о мире и войне». Основная идея сочинения – проповедь вечного мира, в которой говорится о вреде войны и отсутствии всякой необходимости в ней.

В марте 1814 года Василий Фёдорович неожиданно скончался, и Лицей остался без директора. После его смерти, в течение двух лет, до марта 1816 года, когда новым директором стал Егор Энгельгардт, в лицее было настоящее «безначалие»: сменилось несколько ничем не отличившихся “директоров”.

Егор Антонович Энгельгардт (1775–1862) Второй директор лицея. Энгельгардт ратовал за дружеское общение между преподавателем и воспитанником. Директор смог завоевать полное доверие и любовь лицеистов. Один из его питомцев вспоминает: «Энгельгардт действовал на воспитанников своим ежедневным с ними обращением в свободные от уроков часы. Он приходил почти ежедневно после вечернего чая в зал, где мы толпою окружали его, и тут занимал он нас чтением, беседою, иногда шутливою». Энгельгардт также приглашал лицеистов на семейные вечера к себе домой и устраивал совместные прогулки. О привязанности к наставнику свидетельствует тот факт, что многие выпускников Лицея, в том числе Пущин и Вольховский, поддерживали переписку с Энгельгардтом в течение всей жизни.

Интересные факты

  • При императоре Павле Энгельгардт был секретарем магистра «державного ордена св. Иоанна Иерусалимского», во главе которого стоял правитель.
  • Был директором Педагогического института в Санкт-Петербурге.
  • Был наставником наследника Александра по нравственным и политическим вопросам, что обеспечило последующее доверие государя к Энгельгардту после того, как последний стал директором Лицея, благоволение Александра не раз помогало уладить различные лицейские неурядицы.

«Законоучитель православного вероисповедания»

Пресвитер Николай Васильевич Музовский (1772 — 1848) был первым законоучителем Лицея. Закон Божий был обязательным предметом для лицеистов. Кроме плановых занятий они самостоятельно читали Библию, а в воскресные и праздничные дни воспитанники Лицея присутствовали на богослужении. Также лицеисты посещали занятия по духовному пению.

Интересные факты

  • Отец Николай впоследствии стал духовником императорской семьи.
  • До служения в Лицее отец Николай проповедовал при различных посольствах, например, в Венгрии.
  • Музовский сопровождал принцессу Шарлоту (будущую императрицу Александру Федоровну) в ее путешествии из Берлина в Петербург в 1817 году. Он же давал принцессе первые уроки русского языка, рассказывал ей об основах православия и помогал учить Символ веры.
  • В сане протопресвитера Николай Музовский стоял во главе военного духовенства на должности обер-священника армии и флота (1827-48 гг.), на этом поприще он известен тем, что установил правила ведения церковного хозяйства в армии.
  • Отец Николай был преподавателем Санкт-Петербургской духовной семинарии, а с 1814 года – членом Российского Библейского общества.
  • Музовский был духовником младших великих князей – Николая и Михаила.

Учителя словесности

Несмотря на то, что «русский язык» как предмет отсутствовал в расписании лицейских дисциплин, русскому языку и словесности (как отечественной, так и зарубежной) отводилась главенствующая роль.

Профессор латинской и российской словесности Николай Федорович Кошанский (1784-1831) был «страстным любителем древней классической поэзии и талантливым переводчиком многих классических произведений», старался увлечь своих юных слушателей античными текстами. Кошанский также обучал лицеистов стихосложению и критически разбирал их стихотворения. Однако некоторым лицеистам Кошанский казался несколько чопорным и скучным преподавателем. Пушкин называл его «угрюмым цензором», преподающим «уроки учености сухой», но тем не менее все лицеисты уважали словесника. Многим нравились его занимательные лекции и советы.

Интересные факты

  • Закончил два факультета Московского университета в 1802 году – философский (с золотой медалью) и юридический.
  • Занимался педагогической деятельностью в различных учебных заведениях Москвы, частных домах и пансионах. Например, преподавал риторику в Московском университетском пансионе
  • В 1807 г. Кошанский защитил диссертацию «Изображение мифа о Пандоре в античных произведениях искусства» (на латинском языке), получив степень доктора философии.
  • Составил учебники по риторике, ставшими главными книгами по этой дисциплине для нескольких последующих поколений учащихся: «Общая риторика» (1829) и «Частная риторика» (1832).

Александр Иванович Галич (1783-1848) временно заменял Кошанского, когда тот заболел. Однако за недолгий период преподавания (с мая 1814 года по июнь 1815 года) этот молодой двадцатилетний учитель русской и латинской словесности снискал подлинную любовь лицеистов. Галича лицеисты считали своим другом. Словесник вел себя с молодыми воспитанниками по-товарищески, как добрый приятель, поэтому лицеисты любили его занятия и особенно ценили чувство юмора преподавателя. Когда Галич открывал книгу какого-нибудь античного автора, например, Корнелия Непота, то всегда говорил: «А теперь, господа, потреплем старика». Это выражение стало у лицеистов поговоркой.

 Молодой учитель участвовал в лицейских собраниях и застольях, устраивал для лицеистов философские диспуты и соревнования по ораторскому искусству.

Интересные факты

  • Галич родом из религиозной семьи. Он был сыном дьячка и внуком приходского священника.
  • Как одного из лучших выпускников Петербургского педагогического института Галича отправили за границу для усовершенствования знаний.
  • Галич стал одним из первых представителей философской кафедры в Петербургском университете.
  • В конце 1810-х годов издал в двух томах «Историю философских систем», за что в 1822 году был обвинен в революционных настроениях и отстранён от преподавания в университете.
  • Пушкин нередко упоминает Галича в своих стихотворениях («Пирующие студенты», «К Галичу», «Послание к Галичу» и др.). Поэт также называл учителя «мудрецом» и «другом мудрости».

Преподаватель истории и географии

Иван Кузьмич Кайданов (1780 – 1843) — преподаватель исторических наук. Это был доброжелательный и ироничный человек, который никогда не обижался на всевозможные шалости лицеистов на занятиях, хотя те, как правило, слушали лекции историка с большим вниманием и интересом. К примеру, Пушкин и Пущин однажды сочинили шуточные вольные стишки и прочли их Кайданову. Учитель же ответил: «Не советую вам, Пушкин, заниматься такой поэзией, особенно кому-нибудь сообщать ее. И вы, Пущин, не давайте волю язычку».

Интересные факты

  • Происходил из духовного сословия, окончил Киевскую духовную академию и был учителем в Переяславской семинарии.
  • Кайданов закончил Петербургский педагогический институт.
  • Будучи в Германии в 1808-1811 гг., слушал лекции по истории.
  • Кайданов – автор многих научных трудов по истории (например, «История средних веков») и учебников («Учебная книга всеобщей истории для юношества»), которые были переведены на многие европейские языки, включая польский, немецкий и румынский. Долгое время его учебники по истории были единственными принятыми во всех школах.
  • Трое сыновей Кайданова впоследствии были воспитанниками Царскосельского Лицея.

Преподаватель нравственных и политических наук

Александр Петрович Куницын (1783–1841) – преподаватель нравственных наук, юрист. Куницын был одним из любимых учителей большинства лицеистов и, в частности, оказал на Пушкина значительное влияние. Поэт позднее посвятил ему строки, в которых говорил о влиянии Куницына на воспитание и нравственное становление товарищей и него самого:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…

Один из воспитанников лицея также вспоминал, что «Пушкин охотнее всех других классов занимался в классе Куницына».

С лицейской карикатуры Алексея Илличевского. 1816

Интересные факты

  • Происходил из семьи священника и получил первоначальное образование в духовном училище, а после продолжил учение в Тверской семинарии.
  • В 1808 году окончил Петербургский педагогический институт (факультет нравственно-политических наук) и был отправлен за границу для усовершенствования знаний по своей специальности: слушал лекции в Германии и Франции.
  • При открытии Лицея в 1811 г. Куницын произнес торжественную речь, о которой вспоминал Пушкин в 1836 году:

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли, и встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

Преподаватель физики и математики

В Лицее уделялось пристальное внимание преподаванию точных наук. Кабинет физики с необходимыми аппаратами и приборами был образован самым первым. Преподавателем физико-математических наук был профессор Я. И. Карцов (1784–1836). Строгого и во многом раздражительного преподавателя математики лицеисты недолюбливали и прозвали Червяком в своей иронической эпиграмме. Чаще всего на его уроках лицеисты готовились к другим предметам или писали стихи. Один только Владимир Вольховский любил занятия Карцова и был чуть ли не единственным, кого учитель вызывал к доске. Хорошо известен случай с Пушкиным на одном из уроков математики, о котором вспоминал впоследствии Иван Пущин: Пушкина вызвали к доске решать алгебраическую задачу. Он долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Преподаватель спросил его наконец: «Что же вышло? Чему равняется “икс”?» Пушкин ответил: «Нулю!» Карцов ответил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи». Несмотря на противоречивое отношение лицеистов к себе и математическим вычислениям, у Карцова иногда получалось и рассмешить воспитанников, и привлечь их внимание к своему предмету.

Начальные основания физики

Интересные факты

  • Учился в Смоленской духовной семинарии.
  • Как лучший ученик был отправлен за границу и слушал курс наук в Йенском, Галльском и Геттингенском университетах, занимался в College de France и Парижском музее натуральной истории.
  • Карцов, Куницын и Кайданов вместе окончили Петербургский Педагогический институт, вместе были отправлены за границу для приготовления к профессорской деятельности и вместе стали преподавателями Царскосельского Лицея.
  • Карцов перевел с немецкого книгу «Начальные основания физики», которая была рекомендована в качестве учебника.

Учитель фехтования

Алекс Вальвиль (? — 1850), или Александр Васильевич, как стали называть его в России, приехал из Франции на рубеже XVIII-XIX веков, став французским фехтмейстером на русской службе. Позже французский прозаик Александр Дюма (сын) написал свой роман «Учитель фехтования», используя факты биографии Вальвиля. Получив должность преподавателя Лицея, где большое значение придавали гимнастическим упражнениями и фехтованию, Вальвиль снискал любовь и уважение юных воспитанников. Особо выдающимися учениками по предмету фехтования были Александр Пушкин, Сергей Комовский и Аркадий Мартынов.

Интересные факты

  • В 1805 году Вальвиль осуществил постановку батальных сцен в трагедии Владислава Озерова «Фингал».
  • Вальвиль – автор учебника по фехтованию «Рассуждение о искусстве владеть шпагою», изданного на русском и французском языках.
  • С 1816 года Вальвиль руководил подготовкой учителей фехтования в гвардейских кавалерийских полках. Эту деятельность он успешно сочетал с преподаванием в Лицее.
  • Проводил ежегодные смотры-соревнования фехтовальщиков гвардии в Михайловском манеже.

Учитель чистописания

Главной целью учителя чистописания Фотия Петровича Калинича (1788–1851) была выработка у лицеистов красивого аккуратного каллиграфического почерка. Особенно хорошо искусство каллиграфии удавалось Кюхельбекеру, Горчакову и Данзасу. Лицеисты считали Калинича заносчивым и довольно насмешливым человеком, однако уважали его, хоть и нередко подшучивали над ним.

Интересные факты

  • Фотий Петрович также был хорошим певцом и даже участвовал в хоре лицеистов.
  • Калинич прослужил в Лицее до самой смерти.
  • Помимо преподавательских обязанностей Калинич нередко исполнял роль гувернера.
  • Все лицейские грамоты и похвальные листы подписывались рукой Калинича.

Учитель рисования

Воспитанники относились к учителю рисования Сергею Гавриловичу Чирикову (1776–1853) дружелюбно и часто собирались у него в квартире на верхнем этаже Лицея для чтения стихов (был образован литературный кружок). Спокойный добродушный и тактичный человек, Чириков стал чуть ли не единственным преподавателем, на уроках которого лицеисты вели себя смирно и не шалили.

Интересные факты

  • Чириков преподавал не только изящные искусства, но и исполнял обязанности гувернера.
  • Одним из любимых занятий Чирикова было сочинение стихов.
  • У преподавателя рисования было прозвище Герой Севера в честь сочиненной им поэмы с таким названием.

Учитель музыки и пения

Теппер де Фергюсон (1768–1838) – польский музыкант и композитор,

назначенный на должность преподавателя хорового пения в Лицее. По воспоминаниям лицеиста Модеста Корфа, преподаватель пения «не только учил нас, но и сочинял для нас разные духовные концерты…». Теппер был образованный и приятный человек, воспитанники с удовольствием посещали его занятия. Преподаватель организовал лицейский хор, о котором у многих воспитанников остались добрые воспоминания. Также Теппер был автором музыки к известной прощальной песни Дельвига «Шесть лет промчалось, как мечтанье», ставшей одним из «гимнов» лицея.

Интересные факты

  • Был членом Петербургского Филармонического Общества.
  • До того, как попал в Лицей, был учителем музыки великой княжны Анны Павловны, а также занимался музыкой с императрицей Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I.
  • Принимал участие в первом исполнении симфонии Гайдна «Сотворение мира» в зале Филармонического общества в марте 1805 года.
  • У Теппера был свой дом в Царском Селе. Воспитанники нередко бывали у него в гостях, где музицировали, беседовали и пили чай.
  • Теппер писал музыку к лицейским спектаклям.

Учитель французской словесности

Давид Иванович де Будри (1756–1821) был преподавателем французского языка и французской литературы. Будри преподавал в Лицее уже в преклонном возрасте и был хоть и строгим, но справедливым учителем. По словам Корфа, из всех лицейских наставников Будри особенно чутко понимал свое призвание и к каждому ученику находил индивидуальный деятельный подход.

Интересные факты

  • Настоящая его фамилия де Будри – Марат. Он был родным братом знаменитого якобинца Ж. П. Марата – одного из лидеров Великой французской революции.
  • Будри родился в Швейцарии в семье доктора медицины и философии. Образование получил в женевской академии со степенью кандидата богословия
  • Оказавшись в России, Будри преподавал в пансионах и частных домах, а также был учителем французской словесности в институте благородных девиц ордена св. Екатерины и в Петербургской губернской гимназии.
  • Издал французскую грамматику с русским переводом.
  • Вместе с воспитанниками ставил на лицейской сцене французские пьесы.

Преподаватель полевой фортификации

Специалистом по военным наукам был профессор Алексей Михайлович Пушкин (1793-1821), однофамилец и дальний родственник будущего великого поэта. Он читал лекции по полевой фортификации (военно-инженерной науке об укреплении местности для ведения боя и военных сооружениях). Лицеисты, которые решили избрать военную карьеру, дополнительно изучали «оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства».

Жизнь — театр

Владимир Дмитриевич Вольховский Иван Пущин

Вторым лицейским товарищем Пушкина, который оказался на Сенатской площади в рядах восставших декабристов, был Иван Пущин. В годы учебы он был одним из лучших друзей поэта. Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина. Модест Корф писал о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей», а Пушкин посвящал ему стихи — «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину».

Вскоре после окончания учебы в Лицее Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель», основанное гвардейскими офицерами в 1814 году. Позже был членом тайных политических обществ — Союза спасения и Союза благоденствия.

11 января 1825 года Пущин приехал в Михайловское к ссыльному Пушкину. «Он как дитя был рад нашему свиданию», — позже написал Пущин.

…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил. Александр Пушкин, «19 октября», 1825 год

В том же году, незадолго до событий 14 декабря, Иван Пущин вернулся в Петербург, чтобы участвовать в восстании. После его подавления Верховный уголовный суд признал Пущина «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», и приговорил к смерти через повешение, которую заменили пожизненной каторгой.

Через год Пушкин, рискуя попасть в опалу, послал Пущину в сибирские рудники стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…»:

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.

Спустя 20 лет, в 1856 году, Пущин получил амнистию, а через год женился на Наталье Апухтиной, вдове декабриста Михаила Фонвизина. Последние годы жизни он провел в имении жены Марьино в Бронницах, где и умер 3 апреля 1859 года.

Адександр ГорчаковАлександр Сергеевич Пушкин и Александр Михайлович Горчаков – два великих имени, составившие славу первого выпуска императорского Царскосельского лицея. О том, как складывались отношения между ними, до сих пор ожесточённо спорят историки и исследователи литературы. Кем же были Француз (Пушкин) и Франт (Горчаков)? Лицейскими друзьями? Или завистливыми конкурентами? По словам лицеиста Модеста Корфа, Горчаков «в душе завидовал Пушкину за его гений и то и дело хвастался пред ним своей красотой и знатностью рода», а Пушкина привлекали в юном князе его незаурядные способности, но ближайшими друзьями лицеисты никогда не были.
Да, скорее всего, о тесной дружбе, подобной той, которая связывала Александра Пушкина с Большим Жанно (Иваном Пущиным), говорить нельзя, но всё же юноши были интересны друг другу, они чувствовали между собой некую духовную связь, определяющую их взаимоотношения. Один тот факт, что в Лицее Пушкин написал два стихотворения, обращённые к Горчакову, а ещё одно в 1819 году, говорит о многом: ведь больше никому из лицеистов Александр Сергеевич не посвящал столько стихов. Речь идёт о посланиях «Пускай, не знаясь с Аполлоном…» (1814 год), «Встречаюсь я с осьмнадцатой весной…» (1817 год) и «Питомец мод, большого света друг…» (1819 год). Александру Михайловичу посвящены также строфы в стихотворениях «Пирующие студенты» (1814 год) и «19 октября» (1825 года).

В первом послании «Князю А. М. Горчакову» 1814 года Пушкин, поздравляя друга с днем ангела, спрашивает его:
Что должен я, скажи, в сей час
Желать от чиста сердца другу?
Глубоку ль старость, милый князь,
Детей, любезную супругу,
Или богатства, громких дней,
Крестов, алмазных звёзд, честей?

Кажется, что юный поэт в этих строках как бы предрекает Горчакову всё, о чём пишет: Александр Михайлович проживёт дольше всех лицеистов первого выпуска и умрёт в почтенном возрасте восьмидесяти четырёх лет, он будет счастливо, хоть и недолго женат и иметь двух прекрасных сыновей, а уж о «громких днях», «крестах», «алмазных звёздах» и почестях и говорить не приходится – их великий дипломат заслужит большое количество.

Данзас Конастантин Карлович

Ещё на школьной скамье сблизился с А. С. Пушкиным, издавал рукописный школьный журнал «Лицейский Мудрец» и сам писал для него.
Был выпущен в 1817 году по низшему лицейскому стандарту — офицером в армию (не в гвардию); состоял на должности прапорщика Инженерного корпуса; с 1827 года штабс-капитан Отдельного Кавказского корпуса; участвовал в походах против «персиан» (1826, 1827, 1828); в 1828—1829 годы принимал участие в главных сражениях с турками на европейском театре, за отличие в Турецкой войне получил чин капитана. В 1828 году в бою под стенами Браилова был ранен в левое плечо с раздроблением кости; в июне того же года был награждён золотой полусаблей с надписью «за храбрость».
За секундантство на дуэли Пушкина, произошедшей 27 января 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки, на которой Пушкин получил смертельное ранение, был приговорён к виселице, но это наказание, по ходатайству военного и надзорного начальства, Высочайше, было заменено на 2 дополнительных месяца ареста в Петропавловской крепости. Был освобождён 19 мая 1837 года.
Семьи не имел.

Талантливым флотоводцем и полярным исследователем станет друг Пушкина Федор Федорович Матюшкин.
После лицея, Матюшкин с экспедицией В.М.Головина отправится в кругосветное путешествие. Двухгодичное плавание стало серьезной школой для новичка и укрепило в нем желание стать настоящим моряком.
Вскоре Матюшкин с экспедицией Ф.П.Врангеля отправляется по северным берегам Сибири и по Ледовитому океану, с целью произвести описание берегов Сибири и дальше по Ледовитому океану. Тогда еще бытовало мнение, что Азия и Америка «соединена». Поэтому, второй целью было разрешить эту гипотезу. Экспедиция Ф.П. Врангеля окончательно опровергла легенду о соединении американского материка с азиатским.
(Барон Пётр Николаевич Врангель — один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, является отдаленным родственником Ф.П.Врангеля).
С 1828 года Матюшкин служит в составе военного флота. Он участвовал в блокаде Дарданелл, где отличился и получил орден св. Владимира 4 ст., в сражении с идриотами острова Пароса, за что ему был пожалован бант к ордену св. Владимира. Матюшкин участвовал в битве против горцев и при взятии местечек Туапсе Шапсухо, за что был произведен в капитаны 2 ранга. В 1840 году ему присваивается звание капитана 1 ранга, а в 1949 году – контр-адмирала.
В общей сложности, за умелое командование и личную отвагу Матюшкин был награжден:
Орденом св. Владимира 4 ст. с бантом,
Орденом св. Георгия 4 ст.,
Орденом св. Владимира 3 ст.,
Орденом св. Станислава 1 ст.
Орденом св. Владимира 2 ст. с мечами.
Ему присвоено высшее воинское звание на флоте – АДМИРАЛ.
До конца жизни Пушкин переписывался со своим другом Матюшкиным. Он советовал ему написать книгу о Севере: «Ты очень много сделал в Сибири. И если сейчас… недостаточно ценят твои заслуги, то будет же когда-нибудь настоящая Россия, которая заставит мир почитать труды Русских. Потомство вернет им честь первооткрывателей» Матюшкин внес большой вклад в исследование Якутии и ему по праву принадлежит «честь первооткрывателя».
Смерть своего друга Пушкина Матюшкин переживал очень тяжело. В феврале 1837 года он писал из Севастополя лицейскому товарищу Яковлеву: «Пушкин убит! Яковлев! Как ты это допустил? У какого подлеца поднялась на него рука? Яковлев, Яковлев! Как мог ты это допустить? Наш круг редеет…»
В 1851 году Матюшкин сошел на берег – закончилась его служба на море. Он поселился в Петербурге. В Петербурге, в гостинице Демут Матюшкин и Яковлев вдвоем отпраздновали день лицея. Друзьям было уже больше пятидесяти лет.
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил,
И назначал свои закланья.
(А.С.Пушкин)
Матюшкин пережил почти всех, кого любил Пушкин
Скончался в Санкт-Петербурге 16 сентября 1872 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, в 1956 году перезахоронен на Некрополе мастеров искусств Лавры.

Яковлев Михаил Лукьянович
В стихотворении «19 октября» Пушкин написал, обращаясь к другу:
Счастливый путь! С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О, волн и бурь любимое дитя!
Лицейский друг Пушкина Яковлев Михаил Лукьянович, к которому с упреком за то, что не спас Пушкина обращался Матюшкин, был разносторонне одаренным человеком. Писал стихи, сочинял музыку, прекрасно пел и играл на скрипке. Всего ему приписывают 21 опубликованное музыкальное произведение. Его романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова Пушкина исполняют и сегодня.
В лицее он еще прославился как пародист. Он умел, как никто, смешно имитировать, «передразнивать» людей, за что получил кличку «паяс». С ним всегда было весело. В стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин посвятил ему такие строчки:
А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою…
Музыкой Яковлев занимался всю жизнь, сочетая это занятие со службой на высоких государственных постах. Он часто выступал с исполнением своих романсов на вечерах у М.Глинки («Вчера вакхических друзей», «Когда, душа, просилась ты», «Роза ль ты, розочка», «Зимний вечер» и песни «Кудри», «Пела, пела пташечка», «Сиротинушка девушка» и др.) На слова Пушкина он написал три романса: : «Слеза», «Признание» и часто исполняемый в наши дни романс «Зимний вечер».
Скончался М.Л.Яковлев через 30 лет после гибели Пушкина в 1868 году.
«К кому-то сердце мчится вдаль,
Кого-то нет, кого-то жаль!»
М.Л.Яковлев.

Иван Малиновский

Дольше всех из лицеистов, вхожих в пушкинский кружок, прожил Иван Малиновский — старший сын директора Лицея. В годы учебы Малиновский был способным учеником, а товарищи любили его за живой, веселый и добрый нрав. При этом он был вспыльчивым и задиристым, за что и получил прозвище Казак. «Приятель задушевный» — так Пушкин называл Малиновского.

Однажды воспитанники, среди которых были Пушкин, Дельвиг, Малиновский и Пущин, решили устроить вечер с алкоголем — приготовить гоголь-моголь. Для этого смешали ром, сахар и яйца, после чего стали очень веселы (ромом подростков снабдил дядька Фома, которого за это потом с треском выгнали из лицея). Все шло хорошо, но на одного из участников пирушки гоголь-моголь подействовал особенно сильно — он начал шуметь, веселье вскрылось. Студентов чуть не исключили из Лицея, но обошлось.

Мы недавно от печали,
Пущин, Пушкин, я, барон,
По бокалу осушали.
И Фому прогнали вон. Александр Пушкин, 1814 год

Спустя 23 года, уже после роковой дуэли Пушкина с Дантесом, по воспоминаниям секунданта Константина Данзаса, поэт с сожалением произнес: «Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Малиновский дослужился до чина полковника и в этом звании вышел в отставку. Много лет избирался предводителем уездного дворянства. Скончался 10 февраля 1873 года от воспаления легких.

В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали:
Бакунин, Александр Павлович (1797—1862)
Броглио, Сильверий Францевич (1799 — между 1822 и 1825 годами)
Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798—1841)
Горчаков, Александр Михайлович (1798—1883)
Гревениц, Павел Фёдорович (1798—1847)
Гурьев, Константин Васильевич (1800—1833), исключён из Лицея в 1813 году
Данзас, Константин Карлович (1801—1870)
Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831)
Есаков, Семён Семёнович (1798—1831)
Илличевский, Алексей Демьянович (1798—1837)
Комовский, Сергей Дмитриевич (1798—1880)
Корнилов, Александр Алексеевич (1801—1856)
Корсаков, Николай Александрович (1800—1820)
Корф, Модест Андреевич (1800—1876)
Костенский, Константин Дмитриевич (1797—1830)
Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846)
Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799—1857)
Малиновский, Иван Васильевич (1796—1873)
Мартынов, Аркадий Иванович (1801—1850)
Маслов, Дмитрий Николаевич (1799—1856)
Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872)
Мясоедов, Павел Николаевич (1799—1868)
Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)
Пущин, Иван Иванович (1798—1859)
Ржевский, Николай Григорьевич (1800—1817)
Саврасов, Пётр Фёдорович (1799—1830)
Стевен, Фёдор Христианович (1797—1851)
Тырков, Александр Дмитриевич (1799—1843)
Юдин, Павел Михайлович (1798—1852)
Яковлев, Михаил Лукьянович (1798—1868)

После декабрьского восстания 1825 года Лицей был реорганизован. Был установлен контроль за подбором преподавателей и содержанием лекций. Указом Николая Первого от 23 февраля 1829 года Лицей переводился на подготовку чиновников только для статской службы. Военная кафедра была закрыта, вместо нее ввели курсы статистики, логики, психологии и географии.

6 ноября 1843 года вышел указ Николая Первого о переименовании Царскосельского Лицея в Императорский Александровский лицей с переводом его из Царского Села в Петербург. Некоторые фото из музея Лицея в Царском Селе.
Царскосельский Лицей. Знаменская церковь.
Царскосельский Лицей.
Герб Лицея на доме директора Лицея в Царском Селе.»Комната № 14 в Царскосельском лицее». Комната № 14, в которой жил Александр Сергеевич Пушкин во время учебы в Императорском Царскосельском лицее.
Царскосельский Лицей. Большой зал.
Царскосельский Лицей. Большой зал.
Царскосельский Лицей. Большой зал.
Царскосельский Лицей. Большой зал.
Царскосельский Лицей. Большой зал.
Высочайшая грамота,дарованная Императорскому Царскосельскому лицею Александром I
Царскосельский Лицей. Библиотека.
Царскосельский Лицей. Газетная комната.
Царскосельский Лицей. Комната для занятий после классов (Проходная).
Комната для занятий после классов(Длинная). Предметы фехтования.
Царскосельский Лицей. Учебный класс.
Царскосельский Лицей. Физический кабинет.
Царскосельский Лицей. Учебный класс.
Царскосельский Лицей. Учебный класс.
Царскосельский Лицей. Учебный класс.
Царскосельский Лицей. Певческий класс.
Царскосельский Лицей. Певческий класс.
Царскосельский Лицей. Вид из окна на плац Екатерининского дворца.Царскосельский Лицей. Класс с рисунками воспитанников.Царскосельский Лицей. Парадная лестница.