Пушкин отцы пустынники

ОТЦЫ ПУСТЫННИКИ И ЖЕНЫ НЕПОРОЧНЫ…стихотворение А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина

Пушкин Александр
ОТЦЫ ПУСТЫННИКИ И ЖЕНЫ НЕПОРОЧНЫ…
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
ОЦЕНКА с духовной точки зрения стихотворения А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина иеромонах Иов (Гумеров)
Стихотворение Отцы пустынники и жены непорочны написано А.Пушкиным за полгода до гибели. Это было время духовного зрелости и просветления поэта:
Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.
Надолго ли?.. а кажется прошли
Дни мрачных бурь, дни горьких искушений.
В стихотворении Отцы пустынники выразился личный опыт переживания поэтом молитвы преподобного Ефрема Сирина. Она умиляет его и падшего крепит неведомою силой. Чаще всех других молитв она приходит на уста. Признание это весьма значимо, поскольку стихотворение написано 22 июля через четыре месяца после того, как закончился Великий пост. Последний раз в храме в 1836 году она произносилась 25 марта в Великую среду за Литургией Преждеосвященных Даров. Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего. Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой. В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой. Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
(1830 г.)
А.Пушкин в своей поэтической молитве, прося Господа избавить его от любоначалия, прибавил: змеи сокрытой сей. Изумляет точность метафоры. Страсть к любоначалию есть внешнее проявление гордости, которая у большинства людей бывает тайной, скрываясь подобно змее. Страсть любоначалия принимает личину заботы и попечения о других. Отсюда желание наставлять, учить, давать советы. Человек даже не замечает, что вместо мира и любви в отношениях между людьми он вносит болезненную напряженность, которая неизбежно кончается враждой.

Поэтическая молитва А.Пушкина существенно уступает великопостной молитве в композиционно-ритмическом отношении. У св. Ефрема Сирина четкая и выразительная последовательность прошений избавить его опасных и гибельных страстей завершается столь же сильной и решительной мольбой: Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. У А.Пушкина решительный тон первых четырех прошений внезапно сменяется пассивным обращением: Да брат мой от меня не примет осужденья. Необходимо отметить еще одну непоследовательность в стихотворении. Одни духовные дарования поэт просит Господа подать ему, а другие (дух смирения, терпения, любви и целомудрия) просит оживить, что предполагает обладание ими в прошлом при отсутствии других, которые он просит ему дать. Однако святые отцы-аскеты учат, что человек не может стяжать только часть добродетелей. Обладание одной из них не возможно без другой: все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависит: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Бес.40).
Насколько глубоким и устойчивым было духовное состояние А.Пушкина, запечатленное в стихотворении Отцы пустынники и жены непорочны, можно судить по другим его произведениям этого времени. В издаваемом им журнале Современник он опубликовал в 1836 году (кн.3) рецензию на книгу поэта и драматурга Сильвио Пеллико (1789–1854) Об обязанностях человека. Заметка эта свидетельствует о светлой христианской настроенности поэта: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие… Сильвио Пеллико десять лет провел в разных темницах и, получа свободу, издал свои записки. Изумление было всеобщее: ждали жалоб, напитанных горечью, – прочли умилительные размышления, исполненные ясного спокойствия, любви и доброжелательства» (ПСС, Л., 1978, т.VII, с. 322-23).

Отцы-пустынники смеются…

Из книги: Отцы-пустынники смеются. — М.: Издательство францисканцев, 1996. Книга подготовлена на основе издания: Piero Gribaudi «Bons mots et fasceties des p_res du desert», O.E.I.L., Paris. Перевод с французского и обработка: о. Анри Мартен.

К старцу пришли несколько отцов-пустынников и рассказали, что один из собратьев слишком удалился на юг Скитской пустыни и был там съеден каннибалами. Старец, чтобы утешить их в скорби, заключил:
– По крайней мере, таким образом эти несчастные дикари впервые вкусили нечто от нашей святой религии.
Один молодой монах спросил у старца:
– Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?
– Не беспокойся,– отвечал старец,– если твоя жизнь действительно будет христианской, мир немедленно сам от тебя отречется.
Некий мудрец века сего посетил однажды авву Зенона.
– Отче,– спросил он,– можешь ли ты сказать мне, что такое философ?
– Философ – это слепец, который ищет в темной комнате черную кошку, когда ее там нет,– отвечал старец.
– А кто же тогда богослов?
– Богослов это то же самое, но иногда он находит кошку…
Авва Филимон обнаружил однажды, глядя на весело играющих на деревенской площади мальчишек, что весьма недалеко еще продвинулся по пути совершенства. Он спросил их:
– Во что вы играете?
– Мы играем, кто больше всех соврет.
– Ох,– сказал старец,– в мое время не играли в такие игры!
– Молодец, отче, ты выиграл!– закричали хором ребята.
Авва Иоанн говорил:
– Не то, что мы едим, нас питает, но то, что мы перевариваем. Не то, что мы зарабатываем, нас обогащает, но то, что мы раздаем. Не та вера, которую мы исповедуем, нас освящает, но та, которую мы воплощаем в жизнь.
Несколько братьев, живших на краю Скитской пустыни, обнаружили однажды у себя корзину. В корзине плакал чернокожий младенец, который, несомненно, был подкинут эфиопским караваном, проходившим тут накануне. Растроганные таким непредвиденным подарком небес, братья стали усердно кормить и заботиться о младенце.
Шло время. И вот как-то один из братьев, весьма озабоченный, сказал:
– Нужно, чтобы кто-нибудь из нас выучил эфиопский язык.
– Но почему?– воскликнули изумленные братья.
– Потому что скоро младенцу исполнится год, и он начнет говорить, а никто из нас не знает его языка.
Пришедшему из пустыни было очень непросто проникнуть в Антиохию. В воротах стояли стражники и проверяли все товары, ввозимые в город. Однажды они остановили авву Серапиона, когда он шел, везя тележку, покрытую попоной.
– Отче, что у тебя в тележке?– спросил его стражник.
– Моя собака, брат!
– Какая же это собака, отче, это коза! У нее рога…
– Не вмешивайся в частную жизнь моей собаки, брат!
Когда авва Виссарион решил отправиться в пустыню, группа молодых бездельников окружила его, насмехаясь:
– Куда ты бежишь, Виссарион? Разве ты не знаешь, что дьявол умер?
– Примите мои соболезнования, бедные сиротки, – отвечал им святой старец.
Авва Макарий и авва Виссарион обменивались как-то мнениями об одном монахе.
– Я никогда не слышал, чтобы он плохо говорил о ком-либо, – сказал первый.
– Это, несомненно, оттого,– возразил второй,– что говорит он только о себе.
Однажды в Скитской пустыне случилось неслыханное – дождь лил целых три дня подряд. Молодой монах, испугавшись, спросил у старца:
– Отче, а вдруг это новый потоп?
– Не может быть,– отвечал старец, – ибо бесплодность первого убедила Бога не насылать второй.
В одном монастыре настоятель во время собрания братии заснул.
– Умолкнем, братья,– сказали монахи,– дадим поспать настоятелю.
Но тот, подняв голову, сказал:
– Как же мне спать, братья, если вы не будете говорить?
Молодой человек, недавно поступивший в монастырь, увидел как-то настоятеля, который, склонившись на пороге кельи, чистил свои башмаки.
– Отче,– сказал он,– ты чистишь свои башмаки?
– С тех пор, как я настоятель, я не могу чистить чужие,– отвечал тот.
Один из отцов как-то поведал старцу:
– Порой меня терзают сомнения при мысли о том, чем занимался Ной в ковчеге, плавая по безбрежному морю?
– Несомненно, он удил рыбу.
– То-то и оно! А как он это делал, если червячков у него была всего одна пара?
Один старец сказал: «Всевышний дал нам двое ушей и только один рот для того, чтобы мы говорили вдвое меньше, чем слушаем».
Двое отцов повстречались как-то посреди пустыни. Поклонившись друг другу, один из них спросил другого:
– Прости мою нескромность, брат, не жил ли ты какое-то время в Антиохии?
– Я никогда не бывал в Антиохии,– отвечал тот.
– И я тоже; должно быть, это были двое других монахов.
Однажды авва Пресонций получил урок. Когда он стоял на молитве в своей келье, кто-то постучал в дверь его хижины:
– Прости меня, авва,– сказал прохожий. – Не можешь ли ты указать мне дорогу в Алеппо?
– Нет,– отвечал авва,– но я знаю дорогу в Небо.
– Как я могу поверить, что кто-то знает дорогу, ведущую так далеко, если он не знает дороги в окрестностях?– сказал тогда путник.
Авва Сысой сказал по поводу александрийских богословов:
«Если бы Господь Бог поручил составить десять заповедей богословам, у нас было бы не десять заповедей, а тысяча».
Великий Пахомий диктовал свой Устав молодому монаху-писцу. В конце главы он велел ему перечитать написанное и едва сдержал вспышку гнева.
– Авва, почему ты вдруг сделался таким суровым?– спросил его молодой монах.
– Потому что я продиктовал тебе одно, ты понял другое, а написал третье,– отвечал старец.
Один старец сказал: «Тот, кто тебя оскорбил, вряд ли тебя простит».
Другой сказал:
«Если ты отвергаешь похвалу, то это, возможно, потому, что ты желаешь двойной».
Молодой монах пришел к старцу за советом.
– Отче,– сказал он,– я живу в пустыне чуть больше года, и за это время уже пять или шесть раз появлялась саранча. Ты знаешь, что это за напасть – она проникает всюду, даже и в нашу пищу. Что же мне делать?
Старец, который жил в пустыне уже на протяжении сорока лет, отвечал:
– Когда саранча попала мне в похлебку в первый раз, я все вылил. Затем, во второй раз, я выбросил саранчу, а похлебку съел. В третий раз я съел все, и похлебку, и саранчу. А теперь, если саранча пытается выбраться из моей похлебки, я отправляю ее обратно.
Один молодой человек желал поступить в монастырь Эннатон. Старец стал его расспрашивать, желая испытать, насколько серьезно тот решился оставить мир.
– Если бы у тебя было три золотые монеты, отдал бы ты их нищему?
– От всего сердца, отче!
– А три серебряных монеты?
– Охотно!
– А если бы у тебя было три медных монетки?
– Нет, отче.
– Почему же?– воскликнул старец в изумлении.
– Потому что у меня действительно есть три медных монетки.
Как известно, большинство египетских монахов были выходцами из крестьян. Однажды один из них пришел к старцу.
– Отче,– сказал он,– у меня возникли сомнения в истинности Евангелия.
– Как же они у тебя возникли?– спросил старец.
– Когда я читал Евангелие от Луки 14, 18. Там сказано, что один землевладелец, когда его приглашали на брачный пир, отказался, говоря: «Я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее».
– Ну, и что же?
– Не может быть, чтобы кто-то купил землю, не посмотрев ее заранее!
Один старец провел долгие годы в духовном борении, и вот однажды у него вырвались слова:
– Господи, если Ты повсюду, как получается, что я так часто оказываюсь где-то еще?
Один монах ходил повсюду, утверждая, что нет никого хуже него. Авва Димитрий тогда заметил:
– Этому брату вовсе незачем так умаляться, не настолько он велик.
– Правда ли,– спросили однажды старца,– что авва Серапион не хочет больше жить с тобою в одной келье?
– Правда,– отвечал тот,– и я очень этому рад. Захотели бы вы жить вместе с монахом, который постоянно болтает и жалуется?
– Конечно, нет!
– Вот и авва Серапион не захотел.
– Я пойду за советом к авве Поэмену,– сказал как-то один монах старцу.
– Помни,– отвечал тот,– что спрашивать совета почти всегда значит требовать от других, чтобы они были нашего мнения.
Авва Варсанофий сказал: «Чем менее умен священник, тем мирянин ему кажется глупее». По поводу же александрийских священников, чье поведение оставляло желать лучшего, авва Поэмен сказал: «Многим священникам следовало бы пойти в пустыню, чтобы принять имя «человек»».
– Отче,– сказал однажды старцу молодой монах,– мне кажется, что авва Кассиан страдает подозрительностью.
– Так и есть,– отвечал старец,– но это добрая подозрительность, ибо он по сто раз на дню прощает тебе ошибки, которых ты и не думал совершать.
Один человек сказал великому Антонию:
– Ты самый великий монах на всем Востоке!
– Дьявол мне это уже говорил,– отвечал Антоний.
Один игумен произнес как-то довольно долгую проповедь о творении, которую завершил словами: «Каждый росток травы есть проповедь для того, кто умеет понимать». Несколько дней спустя старец, проходя перед его хижиной, увидел, что игумен подстригает выросшую вокруг траву.
– Как приятно видеть тебя за укорачиванием твоих проповедей!– сказал он.
Один старец из Скитской пустыни имел дар пророчества, и много людей приходило к нему. Но вот однажды он заперся в своей келье, не желая больше никого видеть, и стал проводить свои дни в полном молчании. Через год и один день авва Исарий спросил его:
– Брат, почему ты решил перестать пророчествовать?
– Потому что я понял, что для того, чтобы быть пророком, достаточно быть пессимистом,– отвечал старец.
Однажды монастырь аввы Виссариона, чья душевная деликатность была широко известна, посетил епископ. Старец, желая почтить епископа, немного склонного к чревоугодию, постарался приготовить для него достойную трапезу. Но когда епископ ему сказал:
– Авва, надеюсь, ты не стал убивать кошку, чтобы приготовить этого зайца?– старец не смог удержаться и ответил:
– Нет, владыко, я воспользовался уже дохлой.
Один старец сказал: «Работа для монаха есть нечто доброе. Вот почему он должен всегда оставлять немного на завтра».
Один молодой брат пришел к старцу и сказал ему:
– Отче, прошу тебя, найди мне череп, чтобы размышлять, глядя на него, о краткости сей жизни. Я думаю, что таким образом мне будет легче сосредоточиться в молитве…
Старец обещал ему это, но, придавая мало значения такого рода вещам, он принес не один череп, а два.
– Отче, а почему два черепа?– изумился молодой монах.
– Чтобы удвоить твое рвение!– отвечал старец. – Гляди, брат, это два черепа великого Афанасия: один когда он был молод, а второй – на склоне лет.
– Как! Авва Памбо умер? Но ведь врач приходил к нему всего только раз…
– Как видно, брат, ты не в курсе последних достижений медицины…
Один старец сказал по поводу женщин: «Я помню, что прежде женщины, смущаясь, краснели. А теперь они смущаются, если покраснеют».
Старец упрекал молодого монаха:
– В твоем возрасте я работал по десять часов в день, а еще десять проводил в молитве.
Молодой монах отвечал:
– Я восхищаюсь твоим юношеским рвением, отче, но еще больше меня восхищает твоя зрелость, благодаря которой ты оставил эти крайности.
Один монах из Скитской пустыни, осаждаемый демоном уныния, пришел к авве Серафиму. Старец, видя его состояние, сказал:
– Прежде всего, брат, оставь всякое смятение; растянись на этой циновке и расслабь все свои члены. А затем скажи мне совершенно откровенно все, абсолютно все, что ты видишь в твоем унынии.
– Прежде всего, отче, я вижу, что потолок твоей кельи поистине нуждается в побелке.
Отцы-пустынники очень любили славить Бога гимнами и псалмами. Авва Илларион как-то сказал об одном монахе: «Голос у него до того сладостный, что на него слетаются мухи».
Один молодой монах как-то спросил авву Макария:
– Я знаю, что многие говорят о тебе плохо. Почему ты никак не реагируешь?
– Потому что, если бы те, кто говорит обо мне плохо, знали, что я о них думаю, они бы говорили гораздо хуже,– отвечал старец.
Один монах пришел пожаловаться старцу.
– Отче,– сказал он,– в этом монастыре никто, поистине никто не обращает на меня внимания!..
– Прости меня, брат, я думал о другом… Так что ты говоришь?
– Сегодня все так делают,– сказал молодой монах старцу по поводу какого-то обычая.
– Все пороки, когда они в моде, принимаются за добродетели,– отвечал старец.
– Отче,– спросил как-то один брат великого старца Антония,– почему ты не отвергаешь хвалы, которые тебе воспевают?
Отец монашества отвечал:
– Потому что мы отвергаем хвалы не из смирения, а чтобы получать их вдвойне.
Один весьма требовательный епископ прибыл как-то с визитом в монастырь в Фиваиде. Когда его пригласили к трапезе, он сказал:
– Мне довольно будет двух яиц, но изжаренных на камне, а не на противне, нежных, не пережаренных, хорошо посоленных, но без перца, сдобренных четвертью ложки масла, а главное – очень горячих.
Брат-кухарь поклонился и сказал:
– Все будет сделано по твоему желанию, владыко. Курицу, которая снесла эти яйца, зовут Сизина. Ее имя тебя устраивает?
В одном монастыре на берегу Красного моря жизнь уже давно текла монотонно, бесцветно, вяло. Наконец однажды настоятель, наблюдая за жизнью муравьев, увидел, с какой изобретательностью те добывают себе припасы. И вот томившее его уныние исчезло; он созвал монахов и сказал им: «Братья, нам нужно придумать что-нибудь новое для нашей жизни. Ибо если христиане утратят изобретательность, мир умрет».
Один святой отшельник из Нитрийской пустыни на вопрос путника, счастлив ли он, ответил, что у него совсем нет времени над этим задуматься.
– Мир настолько плох,– сказал один монах старцу,– что порой я и сам кажусь себе плохим…
– Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива,– отвечал старец.
Один из отцов Скитской пустыни, хотя и был очень усерден в молитвах, все-таки очень боялся смерти. Как-то он обратился за советом к старцу, и тот ему сказал:
– Так ли уж велика разница между смертью и нужником?.. Если уж нужно туда идти, нужно идти!
Монаху, который постоянно жаловался на свою жизнь, авва Виссарион сказал: «Послушай, может быть, это твоя жизнь тобою недовольна? Жизни нравится быть с тем, кому она доставляет удовольствие…»
Тот же старец сказал как-то одному мирскому человеку:
– Ближайшие пять лет у тебя будет очень тяжелая жизнь.
– А потом?– спросил тот, трепеща.
– А потом ты привыкнешь.
Один молодой парень спросил как-то старца:
– Как по-твоему, отче, я хороший?
– С таким парнем, как ты, я бы, пожалуй, не позволил тебе водиться… – отвечал старец.
– Сегодня ночью, брат, мне приснилось, что я нахожусь в раю.
– А я тоже там был?– спросил монах.
– Нет. Потому-то я и был уверен, что нахожусь в раю.
Священнику, который собирался произнести свою первую проповедь, старец сказал: «Запомни, брат, проповедь никогда не будет совсем уж плохой, если слушатели найдут ее короче, чем они ожидали…»
Один разбойник из пустыни пришел умирать к воротам Скитского монастыря.
– Бог меня простит,– сказал он вышедшему к нему монаху.
– Почему ты в этом так уверен?– спросил тот.
– Потому что это Его профессия…
Молодой монах, поселившийся в Кельях, пишет письмо своей семье: «Я нашел место, идеальное для тех, кто, подобно мне, ищет уединения. Их тут целые тысячи…»
Один монах нашел в пещере на берегу Красного моря свиток папируса, на котором его предшественник вел дневник. Среди прочего там было написано: «Понедельник: привести свои мысли в порядок… Вторник: посетить епископа… Среда: восстановить порядок в своих мыслях.
Молодой монах пришел к великому Иоанну.
– Отче,– сказал он,– многие поют нам хвалу. Какой совет ты дал бы мне по этому поводу?
– Вот какой,– отвечал старец. – Когда кто-то лижет тебе пятки, останови его, пока он не стал тебя кусать.
Один образованный монах, выходец из Антиохийской школы, спросил как-то авву Симеона:
– Отче, как ты думаешь, что такое реальность?
– Это прекрасная вещь, и была бы очень простой, если бы люди не взяли себе в голову объяснять, что это такое.
Одному монаху, который хотел писать книгу, старец сказал: «Запомни, бумага все стерпит, а вот читатель – нет».
Молодой монах сказал старцу:
– Ты знаешь, отче, что в Александрии я занимался политикой, и что в пустыню я пришел, чтобы забыть о ней. И все-таки, мне до сих пор любопытно, почему политики столь уклончивы?
– Потому,– отвечал старец,– что их мудрость состоит в том, чтобы не отвечать на вопросы, а искусство в том, чтобы не позволять себе их задавать.
Когда авве Феофилу было сорок лет, его спросили:
– Отче, сколько лет было великому Иоанну, когда он умер?
– Он умер в обычном старческом возрасте,– отвечал Феофил,– то есть шестидесяти лет.
Когда же авве Феофилу исполнилось шестьдесят, его снова спросили, в каком возрасте умер великий Иоанн.
– В обычном старческом возрасте,– отвечал Феофил,– то есть восьмидесяти лет.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
— в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Чудотворные слова: иллюстрация к стихотворению лермонтова молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Идейно-художественный анализ М.Ю.Лермонтов «Молитва»

М.Ю.Лермонтова часто сравнивают с А.С.Пушкиным. И это справедливо. За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич создал огромное количество литературных шедевров и вполне мог претендовать на лавры метра отечественной литературы. Но смерть всегда забирает лучших…

В наследство М.Ю.Лермонтов оставил множество лирических стихотворений, одно из которых, «Молитва», – мое любимое. Написанное в 1839 году оно и ныне способно задеть за живое любого, кто прочитал его.

В жизни поэта наступают тяжелые времена; все идет далеко не так, как хотелось. И в эту трудную минуту автор исполняет молитву Богу и верит, что Господь поможет ему. Молитва – путь к спасению и душевной гармонии. М.Ю.Лермонтов видит в молитве нечто особенное, даже святое, способное залечить любые душевные раны. Человек, переживший злые удары судьбы, может надеяться только на чудо. И, по-моему мнению, этим чудом и должна стать молитва.

Стихотворение имеет глубокий философский подтекст и с помощью изобразительно-выразительных средств передает мысли и тревогу автора. Встречаются эпитеты (в минуту трудную, молитву чудную, сила благодатная), метафоры, (теснится грусть, слов живых, дышит прелесть), градация (и верится, и плачется, и так легко, легко. ), инверсия (в минуту жизни трудную). Рифма перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой; размер стиха – ямб с пиррихием (слог ударный и безударный); рифма мужская (ударение падает на последний слог) чередуется с дактилической.

Стихотворение произвело на меня большое впечатление. Вместе с поэтом я испытал те переживания, которые были у М.Ю.Лермонтова в момент написания. Гениальность произведения, на мой взгляд, заключается в невыдуманности сюжета и идеи. Чувствуется, что «Молитва» исходит из сердца автора и описывает один из эпизодов его жизни. Никакая выдуманная красивая фальшь никогда не сможет сравниться с «душевным» стихотворением.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…)

Михаил Юрьевич Лермонтов в своем произведении «Молитва» точно описал чувства, свойственные многим верующим людям. В этом стихотворении открылись новые грани личности поэта. Он верит в Бога и надеется на избавление от тяжестей судьбы и сомнений. Поэт будто исповедуется перед читателем и открывает ему секрет легкой жизни. Он проводит читателя по пути от отчаяния до очищения души.

В первой строфе Лермонтов представляет мрачное настроение лирического героя, от которого и призвана избавить молитва. Какая из многочисленных молитв приносит ему успокоение, остается тайной.

Независимо от этого в каждой молитве содержатся живые слова. Они наполнены духовным смыслом и даруют благодать, что означает надежду на спасение души. Во второй строфе Лермонтов олицетворяет безликие слова, они «живые» и «дышат». Притом он не может объяснить природу божьей благодати, скрытой в молитве.

Третья строфа описывает воздействие молитвы. Вера заменяет сомнения и вызывает слезы облегчения. Единственное действие, которое совершает лирический герой – твердит слова молитвы. Все остальное происходит с ним независимо от его воли. Не сказано, чем заслужил герой искупление, а значит, оно даровано Богом.

Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…» (Молитва)

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’»плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

В позднем периоде своего творчества Михаил Лермонтов пишет стихотворение «Молитва». Несмотря на то, что автору всего 25 лет, он уже успел побывать в ссылке и переосмыслил собственную жизнь. В ней чаще всего ему приходилось играть роль дебошира и светского льва.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. История создания стихотворения

После возвращения с Кавказа поэт понимает, что изменить мир, который его окружает, невозможно. Он не в состоянии сделать этого. Чувство бессилия заставляет Лермонтова обратиться к Богу. По причине классического религиозного воспитания поэт никогда не воспринимал веру всерьез. Современники его нередко отмечали в своих записках, что деятельная и бурная натура Лермонтова очень часто заставляла его сначала совершать поступки, а затем только думать над содеянным. Являясь бунтарем по жизни, поэт никогда не пытался скрыть своих политических убеждений. Только после нескольких месяцев, проведенных на Кавказе, он проникся идеями высшего начала, которым подчиняется судьба человека.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Попытка переосмыслить жизнь

В душе Лермонтов все равно остается бунтарем. Но начинает осознавать, что его миссия не заключается лишь в том, чтобы доказать окружающим их глупость и никчемность. После Кавказа он возвращается в Москву, где посещает светские рауты и близко сходится с Марией Щербаковой. В одной из бесед юная девушка заявляет поэту, что только лишь молитва, обращенная к Богу, помогает обрести душевное равновесие и найти силы в самые тяжелые минуты жизни. Нельзя утверждать, что этот разговор заставил Лермонтова по-новому взглянуть на мир. Но, видимо, поэт нашел в словах юной барышни свою, особую истину. Он пишет свою «Молитву» – самое светлое и лирическое произведение.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Основная тема и идея

Стихотворение не содержит просьб, покаяния и самобичевания. Поэт признает, что простые слова могут обладать силой, очищать душу от тоски, скорби и тяжкого бремени, вызванного тем, что человек осознает свое бессилие. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» показывает, что поэт воспринял слова юной Марии Щербаковой всерьез. Он начинает молиться в те моменты, когда оказывается загнанным собственными мыслями и переживаниями в угол. Сомнение – еще один коварный враг поэта. Оно как наказание для него. Являются ли верными его желания и стремления? Вдруг увлечение литературой – это всего лишь самообман, а идеалы, отождествляющие взаимное уважение людей и равноправие, – вымысел, плод богатого воображения? Чтобы избавиться от подобных мыслей, развеять сомнения и тревогу, пытается найти духовную опору Лермонтов.

«Молитва»: анализ и выводы

Создавая произведение, поэт старался смириться с предначертанным ему путем. Одновременно он укреплял веру в собственные силы. Не исключено, что написание стихотворения – это предчувствие скорой смерти. Это своеобразное покаяние в стихах. И смысл его заключается в том, что поэт борется с собственными слабостями, которые вынуждают его скрывать свои истинные мысли и чувства за маской благопристойности. Об этом говорит и проведенный художественный анализ. «Молитва» Лермонтова – это переломная точка, разделяющая его творчество на два отличающихся друг от друга периода.

Анализ стихотворения “Молитва”

Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни

Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы)

В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук ).

Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную – легко; теснится грусть – бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная пропала, а появились ,. Эти звуки более открытые, в отличие от .

Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.

Таким образом, первая строфа – это описание состояния души лирического героя, вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья – рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.

Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное – я верю написанному Лермонтовым.

«Молитва (В минуту трудную.)», анализ стихотворения Лермонтова

Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом. оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм. «Молитва» имеет очень стройную композицию.

Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную». «теснится грусть». «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная». непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая. «Созвучье слов живых». «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву. Ключевое слово этой строфы — «благодатная». дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.

С осенённой благодатью души «скатывается бремя». уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко». которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится». и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

Текст «Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М. Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» 9 класс

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Творческий проект «Сипа стихотворения «Молитва»

«Сила стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва»

Стихотворение “Молитва”может стать ключом самопознания, самопонимания, может помочь найти внутренние силы в трудной ситуации. В работе представлен анализ стихотворения, продуктом деятельности является буклет – рекомендации “Если в твоей жихзни возникли трудности”

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования»

«Сила стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва»

Выполнила ученица 7а класса

Савинцева Н. А., учитель

русского языка и литературы

Цицорина О.Н, психолог

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Цели, задачи проекта
  2. Гипотеза, обоснование гипотезы
  3. Сила стихотворения «Молитва». Анализ стихотворения
  4. Продукт деятельности. Рекомендации «Если у тебя в жизни возникли трудности»
  1. Заключение
  2. Список использованных источников
  3. Приложение

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» известно всем любителям поэзии. Это очень простое, легкое и, казалось бы, понятное произведение. Но в нем сокрыты глубокие возможности. Это стихотворение может стать ключом самопознания, самопонимания, может помочь найти внутренние силы в трудной ситуации.

Изучение одухотворяющей силы «Молитва».

  1. Проанализировать стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва».
  2. Объяснить силу воздействия на душу читателей.
  3. Разработать вместе со школьным психологом рекомендации «Если в твоей жизни возникли трудности».
  1. Гипотеза, обоснование гипотезы

Знакомство со стихотворением «Молитва» для нас началось необычно. После прослушивания стихотворения нам было предложено сделать рисунки-ассоциации, подобрать слова-образы и передать содержание в цвете. В иллюстрациях, которые мы показывали друг другу, следует выделить изображение иконы, ангелов, борьбу света и тьмы, образ человека в молитве. Слова-ассоциации связаны с образами рисунков: жизнь, бог, молитва, свет. И это все объяснимо содержанием произведения.

Наибольший интерес представляет работа, в которой содержание стихотворения было предано в цвете. Рассматривая цветовые ассоциации, мы со школьным психологом пришли к интересным выводам.

Все учащиеся нашего класса для каждой строфы стихотворения подобрали разные цвета, а у большинства цвет меняется от темного оттенка к более светлому. Школьный психолог Цицорина О. Н. объяснила, что такое расположение цветов означает изменение внутреннего состояния человека в сторону успокоения, умиротворения, появления надежды. Мы задались вопросом: «Почему так происходит? В чем сила стихотворения «Молитва?»

Мы предположили, что стихотворение «Молитва» обладает одухотворяющей силой воздействия на душу читателей, слушателей.

  1. Сила стихотворения «Молитва». Анализ стихотворения

Стихотворение «Молитва » написано в 1839 году. Можно сказать, что это стихотворение позднее, так как написано поэтом уже со сложившимся мировоззрением. Во времена создания стихотворения поэт был увлечён княгиней Марией Алексеевной Щербаковой, которая велела поэту молиться. О. А. Смирнова писала: «Машеньки велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». Стихотворение написано в виде лирического монолога. Оно небольшое по объему – всего три строфы. Но в этих трех строфах целая история преображения души человека. Первая строфа – причина или условие, при которых человек обращается к молитве («в минуту жизни трудную», «теснится грусть»). Душа лирического героя чувствует «благодатную силу» молитвы. Как следствие, вторая строфа – лирический герой ощущает «благодатную силу» «созвучья слов святых». Он сам еще не осознает, что с ним происходит, но чувствует необъяснимую силу молитвы («и дышит непонятная святая прелесть в них»), чувствует происходящие изменения. Третья строфа говорит об изменениях, происшедших в герое: лирического героя оставили заботы («с души как бремя скатится»), он уверен в своих силах («сомненье далеко»), в душе наступает умиротворение и покой.

Почему так происходит? Главные слова в этом стихотворении – «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть». Они связаны с верой, с христианской традицией. Молитва творит чудо, обладает благодатной силой. Благодатная – «хорошая», «несущая благо, довольство». Но для русского верующего человека 19 века слово это значило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать – очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого – независимо от его заслуг и поступков. Она, как говорили, «путеводит всех». Благодать – это обещание спасения души. Для спасения же и божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная – это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.

  1. Продукт деятельности. Рекомендации «Если в твоей жизни возникли трудности» (Приложение 1).

Стихотворение «Молитва» обладает силой воздействия на душу человека. Хотя сокровенная молитва не звучит, обращение к ней, к животворящим словам, преображает душу, дает надежду, новые силы. Поэтому стихотворение «Молитва» может быть использовано в процессе самопонимания, самоуспокоения.

Нами разработаны рекомендации «Если в твоей жизни возникли трудности». Основными пунктами являются положения:

  1. Прочитай стихотворение.
  2. Сейчас в твоей «жизни минута трудная», «теснится в сердце грусть».

Поверь, это временно.

  1. Постарайся вспомнить молитву, которую ты знаешь. Прочитай ее про себя.
  2. Если не знаешь молитв, не расстраивайся. Постарайся найти слова, которые заменят тебе молитву

«Это все временно»

«Трудные времена пройдут»

«За черной полосой всегда следует белая»

«Я хочу преодолеть трудности»

» Я обязательно смогу преодолеть трудности»

  1. Только твоя вера может помочь тебе.

Стихотворение «Молитва» обладает одухотворяющей силой. В «Трудные минуты жизни», минуты слабости и душевных мук, поэт обращается с молитвой к Богу. Живые слова молитвы становятся спасательным мостиком, связывающим человека, погруженного в душевные муки, и Бога. Хотя слова молитвы не звучат, понимание того, что есть эта молитва, есть слова способные поддержать человека, преобразовать, дать надежду, укрепляют веру в жизнь, в себя, в возможность душевного просветления.

Лермонтовская энциклопедия /Институт рус. литературы АН СССР

(Пушкинский дом), Науч.- ред. совет изд-ва «Советская энциклопедия»;

Гл. ред. В. А. Мануйлов. – Москва: Советская энциклопедия, 1981.

Литература. 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / авт.-сост. В.Я. Коровина.- Москва: Просвещение, 2008.

«Образцовый анализ стихотворения» по статье Т. Злобиной / «Русский язык в школе», 1994. – №3.

Подписи к слайдам:

Сила стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» Работа Буровицкой Изабеллы Руководители: Савинцева Н.А., Цицорина О. Н.

Цель Изучение одухотворяющей силы стихотворения «Молитва»

Задачи Проанализировать стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» Объяснить силу воздействия на душу читателей Разработать вместе со школьным психологом рекомендации «Если в твоей жизни возникли трудности»

Продукт деятельности Рекомендации для одноклассников «Если в твоей жизни возникли трудности»

Обоснование гипотезы 1) Иллюстрации- ассоциации 2) Образы-ассоциации 3) Содержание стихотворения в цвете

Гипотеза Стихотворение «Молитва» обладает силой воздействие на душу читателей, слушателей

Стихотворение «Молитва» Стихотворение «Молитва » написано в 1839 году. Посвящено Марий Алексеевне Щербатовой. Современница Лермонтова писала: «Машеньки велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи «.

Содержание стихотворения Стихотворение написано в виде лирического монолога. Первая строфа – причина или условие, при которых человек обращается к молитве («в минуту жизни трудную», «теснится грусть»). В торая строфа – лирический герой ощущает «благодатную силу» «созвучья слов святых», чувствует необъяснимую силу молитвы, происходящие изменения . Третья строфа говорит об изменениях, происшедших в герое: лирического героя оставили заботы («с души как бремя скатится»), он уверен в своих силах («сомненье далеко»), в душе наступает умиротворение и покой.

Художественно-изобразительные средства Эпитеты «молитва чудная”, “сила благодатная”, «слов живых», ” святая прелесть “. Благодатная – “хорошая”, “несущая благо, довольство”. П ротивопоставления в первой и третьей строфах: трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится.

Звукопись стихотворения Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися «у». Этот звук темный, ночной. В о всех четырех рифмах – ударный «у». ( В мин у ту жизни тр у дную, теснится ль в сердце гр у сть ). Не пропущено ни одного ударения. В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные – открытые «а», «э». В о второй и третьей строках не по три, а по два ударения – строчки стали “легче”, они как бы «взлетают».

Синтаксический строй стихотворения Н есколько личных предложений – они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращенных к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один – «я твержу». Две последние итоговые строчки – предложения безличные: «и верится» (не я стал верить), «и плачется», и как итог – «так легко, легко» – слова категории состояния, передающие состояние лирического героя после преображения.

Итоги анализа В минуты слабости и душевных мук, поэт обращается с молитвой к Богу. Живые слова молитвы становятся спасательным мостиком, связывающим человека, погруженного в душевные муки, и Бога . Хотя слова молитвы не звучат, понимание того, что есть эта молитва, есть слова способные поддержать человека, преобразовать, дать надежду, укрепляют веру в жизнь, в себя, в возможность душевного просветления.

Продукт деятельности Прочитай стихотворение. Сейчас в твоей «жизни минута трудная», «теснится в сердце грусть». Поверь, это временно. Постарайся вспомнить молитву, которую ты знаешь. Прочитай ее про себя. Если не знаешь молитв, не расстраивайся. Постарайся найти слова, которые заменят тебе молитву Можешь повторить: «Это все временно» «Трудные времена пройдут» «За черной полосой всегда следует белая» «Я хочу преодолеть трудности» » Я обязательно смогу преодолеть трудности» Только твоя вера может помочь тебе.

Сфера использования Классный уголок 7а класса. К абинет психолога. Распространение опыта. (Конференция «Моя страна – моя Россия».

Спасибо за внимание!

“Морская болезнь” у космонавтов

Рисуем ананас акварелью

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?