Пушкин после южной ссылки

Южная ссылка

В мае 1820 года Александр Пушкин выехал из Петербурга в Екатеринослав. Так началась ссылка поэта на юг Империи. Причины южной ссылки Пушкина были весьма тривиальны: выпуск «в свет» нескольких едких эпиграмм на власть предержащих самого высокого уровня. Даже в наши дни за подобное предусмотрена хоть и формальная, но всё же весьма неприятная ответственность. Что же говорить о тех смутных временах, когда даже шуточное представление монарха на карикатуре приравнивалось к государственной измене. Как бы то ни было, благодаря вмешательству в дело Чаадаева и Карамзина, серьёзных последствий молодой Пушкин смог избежать.

География поездок Пушкина в период 1820-1824 годы была весьма обширной и включала в себя юг Малороссии, Крым, Бессарабию. Биография поэта того периода наполнена яркими событиями: тут и поездки поэта по Крыму, и прелести армейской жизни в Кишиневе, и богатая событиями и интригами, почти столичная, жизнь в Одессе.

Период южной ссылки – романтический период творчества А.С. Пушкина. Романтизм поэта не был навязан модными веяниями западной литературы, он являлся отражением того времени и тех событий, которые имели место на его родине – ведь тогда в русском обществе происходили серьёзные изменения: носители наиболее передовых на тот момент идей задумывались о переходе от революционных мечтаний к революционным действиям. На юге Империи поэт попадает в раскалённую среду революционной романтики. Лирика поэта того времени и является отражением идей и чаяний той среды.

Почти все творчество Пушкина в то время – это романтические произведения. Первое стихотворение, созданное им в августе 1820 г. – «Погасло дневное светило» было написано под впечатлением от прекрасного путешествия в Гурзуф. Это была классическая романтическая элегия, однако, в ней происходит переход Пушкина от беспроблемной юности к творческой зрелости, при котором поэт осознаёт ответственность за свой талант, учится непредвзято судить сам себя.

Через несколько дней Пушкин приступает к написанию «Кавказского пленника», над которым работает более полугода. Здесь впервые в отечественной литературе читателю предстаёт новый образ романтического героя. Он не просто переживает романтические чувства, но и воплощает свои идеи в жизнь. Это принципиально новый типаж – в отличие от предыдущего поколения, целью жизни которого были наслаждения и праздности, здесь мы наблюдаем попытку современников Пушкина найти более высокий идеал человека, найти действительно интересную цель в жизни. В характере главного героя отражается неизбежный переход от праздной юности к зрелости, когда личность, помимо жизни страстями и удовольствиями, хочет жить мыслью и действием.

Более поздние стихи Пушкина периода южной ссылки – это поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1823 г.) и «Цыганы» (1824 г.). В них герои ещё более романтизированы, чем в «Пленнике». Критика общества, выраженная словами Алеко, главного героя «Цыган», это не просто развенчание старых идеалов, это декларирование романтического героя, вообще никак не связанного с обществом, окончательно порвавшего с ним. Но здесь Пушкин как-бы хочет показать, к чему приводит «абсолютный романтизм», показывает что романтика, оторванная от реалий жизни, ни к чему хорошему не приведет. Именно в процессе написания «Цыган» происходит начало преображения Пушкина, его уход от романтизма; как раз тогда автор приступает к первым наброскам своего бессмертного произведения «Евгений Онегин».

Говоря кратко о южной ссылке Пушкина, можно сделать вывод: по окончании ссылки в творчестве автора наметился перелом. Пушкин попрощался со своим романтическим прошлым, с его героями и идеалами, он, как говорят, перешел на новый уровень. Он вырос. Переход от романтических поэм к реализму, от элегий к трагедиям совершался не только от перемены мыслей и идеалов в душе поэта, но и под воздействием обстоятельств, вносимых в его жизнь событиями того исторического периода.

Окончательную точку в своём романтическом периоде Пушкин поставил 7 апреля 1825 года, когда в деревеньке Воронич заказал панихиду по Джорджу Байрону. Многие восприняли этот жест, как очередную экстравагантную выходку поэта. Никто тогда не понимал, что эта панихида по «Байрону в себе». Пушкина-романтика больше не было, появился Пушкин-реалист.

Южные поэмы Пушкина

Южными принято называть произведения, написанные Пушкиным во время его пребывания в Южной ссылке. На Кавказе, в Крыму и в Молдавии поэт столкнулся с иной культурой, бытом, и конечно легендами, которые взволновали страстную душу поэта. Он не мог пройти мимо столь изумительных сюжетов. Все поэмы написаны в романтическом духе. Они, прежде всего, о сильной и страстной любви. Предлагаем Вашему вниманию список южных поэм Пушкина с кратким описанием каждой.

Пушкин назвал «Кавказский пленник» повестью. Но с таким жанровым определением трудно согласиться. Это поэма. А точнее – песнь Кавказу и людям, живущим в этом изумительном горном крае. Если взять во внимание, что композиционно произведение состоит из одной сюжетной линии и построено на отношениях русского пленника и молодой девушки-черкешенки, то можно причислить это произведение к стихотворной повести. Сюжет произведения необычайно прост. Юная черкешенка влюбилась в русского пленника, который был прикован цепью, и стала приходить к нему по ночам. Она приносила ему еду, пела песни, разговаривала с ним. Но в один прекрасный день он признался, что безнадежно любит другую, и не хочет обманывать ее чувств.

Через некоторое время, когда все мужчины аула уехали, чтобы совершить набег на казачье селение за Кубанью, она пришла к пленнику и предложила ему бежать. Она принесла пилу, чтобы распилить ею тяжелую стальную цепь и кинжал. Цепь была перепилена, и казак из благодарности предложил ей бежать вместе с ним. Но девушка отказалась. Он бросился в реку, чтобы вплавь перебраться на другой берег. По всплеску воды, и кругам на поверхности он понял, что девушка утопилась.

В заключении поэмы Пушкин воспевает русских генералов – Цицианова, Котляревского, Ермолова, покоривших Кавказ и его непокорные народы.

Сюжет «Бахчисарайского фонтана» был навеян посещением Пушкиным Бахчисарайского дворца. Здесь он услышал эту удивительную легенду о грузинке Зареме и полячке Марии. Все события поэмы развиваются в гареме хана Гирея. Его окружают красавицы из разных стран, но хан удручен. В его гареме появилась новая наложница, в которую он страстно влюблен. Но белокурая панночка не хочет делить любовь с человеком, погубившим ее близких, и разрушившим ее привычный мирок. Он задаривает девушку подарками, позволил жить отдельно от остальных наложниц. Но Мария только плакала и молилась Деве Марии, не обращая на хана совершенно никакого внимания.

Зарема, почувствовав, что хан охладел к ней, тоже страдает. Она не хочет ни с кем делить любимого. И однажды ночью пришла к Марии с мольбой отворотить от себя сердце хана. В эту ночь польскую красавицу нашли мертвой. В смерти Марии обвинили Зарему, и ее казнили, выбросив в море. Сам Гирей надолго уехал в поход, оставив свой гарем стареть под наблюдением верного евнуха.

Замысел поэмы «Цыганы» родился во время пребывания Пушкина в Молдавии, где он общался с таборными цыганами, был их гостем. Поэма написана красочным языком, дающим яркое представление о быте кочующего народа.

Однажды цыганка Земфира привела в табор молодого человека, который решил бежать от цивилизации и городской жизни. Что его толкнуло на это бегство, он не рассказывает. Два года он прожил в таборе, став мужем Земфиры. За эти годы юная цыганка повзрослела и… по- настоящему влюбилась в молодого цыгана. Заподозрив неладное, Алеко – так звали пришельца – стал следить за своей женой и однажды застал ее на старом кладбище с молодым любовником. Он сначала зарезал любовника, а потом ударил ножом девушку. Цыгане похоронили влюбленных и изгнали Алеко из табора.

Поэма «Братья-разбойники» была уничтожена Пушкиным. До читателя дошла только одна глава – рассказ одного из братьев о своей жизни. Рано осиротевшие юноши были вынуждены добывать себе хлеб насущный, и они занимались разбоем. Но недолго братья разбойничали на большой дороге, обирая всякого проходящего – будь то поп, или купец. Их поймали и посадили в острог. Младший брат начал болеть, бредить, его мучила совесть за убитого старика. Но молодой организм победил болезнь, и брат выздоровел.

Однажды братья в цепях собирали подаяние для острога на городских улицах. И они решили бежать. Несмотря на цепи, они бросились в реку, и усердно работая ногами, поплыли. Им удалось оторваться от погони, они переплыли на другой берег и крылись в лесу. Но, возможно, от пребывания в холодной воде к брату вернулась болезнь, и вскоре он умер. Старший выкопал могилу и похоронил его. А сам прибился к лесным разбойникам.

Что объединяет эти поэмы? В юные годы Пушкин и его товарищи по лицею увлекались творчеством английского писателя Джорджа Гордона Байрона, а книга «Паломничество Чальд-Гарольда» стала для них настольной. Молодые поэты того времени подражали Байрону. Не избежал этого подражания и Пушкин.

Как уже было сказано, все поэмы – о сильной и страстной любви. Но любви нет места в неволе. Все поэмы объединяет вольнолюбие и стремление главных героев к свободе. К свободе стремится кавказский пленник из черкесского аула, свободу и родной дом оплакивает полячка Мария в ханском гареме. Также свободной от семейных уз хочет быть цыганка Земфира. Цыганский табор являет собой воплощение свободы. Старик сказал Алеко, прогоняя его из табора:

Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —
Но жить с убийцей не хотим…

В четвертой поэме нет темы любви к противоположному полу, но есть любовь к ближнему своему. Памятуя о бреде брата, старший не поднимал нож на людей преклонного возраста. В поэме также присутствует тема свободы.

Идея свободы присутствует не только в южных поэмах. Она стала основной канвой творчества Пушкина, как самый главный критерий оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

Конспект урока «А.С. Пушкин в Южной ссылке 1820-1824 г.г.»

Тема «А.С. Пушкин. Южная ссылка, Михайловское, годы странствий. Основные мотивы лирики»

Цели:

Образовательные – познакомить учащихся с жизнью поэта в южной ссылке, Михайловском; показать спасительную роль творчества в трагической судьбе поэта.

Развивающие – совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения; развивать творческое логическое мышление, монологическую речь.

Воспитательные – воспитывать любовь к русской литературе через изучение творчества великого русского поэта А.С. Пушкина, воспитывать такие качества характера как бескомпромиссность, дружескую солидарность.

Оборудование: карточки со стихотворениями Пушкина, карточки для самооценки, компьютерная презентация, карточки для викторины, карточка для анализа лирического произведения.

Тип урока: комбинированный

Технологии: интерактивные технологии (работа в группах, использование элементов викторины, «Микрофон», интегрирование с географией, историей)

Ход урока.

1. Организация класса

2. Проверка домашнего задания.

— Учащиеся разбиваются на три группы, в которых будут проходить испытания на протяжении всего урока. Команда, которая победит, получит звание «Знатоки» и все члены команды получат по 12 баллов.

А сейчас викторина «Что? Где? Когда?»

1. Что вы можете сказать об этих датах?

2. Что в имени тебе моем?

3. Лица, лица…

4. Города.

5. Стихи.

Подведение итогов викторины, определение победителей, заполнение карточек самооценки.

3. Создание проблемной ситуации.

Слово учителя.

-Назовите основные мотивы стихотворений А.С. Пушкина «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».

— Как, по- вашему, царь на эти стихи поэта?

— Как бы вы поступили на месте Александра I?

— Да, вы правы, царь решил расправиться с Пушкиным и сослать его в ссылку.

4. Сообщение темы и целей урока.

(Продолжение работы в командах)

Команды получили задание найти дополнительную информацию о южной ссылке поэта:

1 группа – «Екатеринослав – Кишинев»

2 группа — «Каменка-Одесса

3 группа «Михайловское»

5. Изучение нового материала

Сообщение 1 группы.

Ученик 1

  • 17 мая Пушкин прибыл в Екатеринослав на место службы. Случилось так, что ещё не приступив к своим служебным обязанностям, Пушкин, искупавшись в Днепре, простудился и Инзов отпустил его лечиться на Кавказ на 2 месяца. По дороге в Гурзуф на палубе брига «Мингрелия» Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», ставшую началом романтического периода в творчестве поэта. В Гурзуфе он жил до сентября: читал любимых поэтов-романтиков (Байрона, А.Шенье), «купался в море и объедался виноградом».

Ученик 2

  • В обратный путь в сентябре Пушкин отправился верхом — через Крым (Алупка, Симеиз, Севастополь, Бахчисарай, Симферополь), через Одессу в Кишинёв, куда к тому времени была перенесена канцелярия генерала Инзова. В Кишинёве жизнь протекала не так тихо как на Кавказе и в Крыму, напоминала столичные проблемы. В Кишинёве Пушкин прожил с сентября 1820 по июль 1823 года, и эти годы стали заметным этапом в его жизни.

Ученик 3

  • Однако ещё более важным этапом стало пребывание в Крыму, хотя оно продолжалось всего нескольких недель. Здесь родились новые и развились прежние поэтические замыслы поэта. Необычный экзотический мир Кавказа, незнакомая речь и нравы горцев воспринимались поэтом как особенный романтический мир, как романтическое там. Интересно, что сама жизнь «помогала» романтизму — Пушкин поселился в стоящем на отшибе доме Инзова, окружённом запущенным разросшимся виноградником и пустырём. Именно здесь написаны знаменитые романтические произведения поэта: поэмы «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья-разбойники», стихотворения «Чёрная шаль», «Кинжал», «Чаадаеву», «Наполеон», «К Овидию» и др. — все они объединены образом автора-«беглеца».

Ученик 4

(Выразительное чтение стихотворения «Погасло дневное светило»)

Погасло дневное светило

На море синее вечерний пал туман

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной угрюмый океан

Я вижу берег отдаленный

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоённый…

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

Шуми, шуми, послушное ветрило

Волнуйся подо мной угрюмый океан

6. Самостоятельная работа (учащиеся работают с карточками для анализа стихотворения). Каждая группа делает по 5 заданий.

7. Проверка самостоятельной работы. Учащиеся зачитывают ответы. Учитель оценивает работу всей команды)

8. Изучение нового материала (продолжение)

Сообщение 2 группы («Каменка-Одесса»

Ученик 1. Виртуальная экскурсия в Каменку.

В 1649 году Каменка передано в наследственное владение Б. Хмельницкого В конце XVIII века городок стал центром владений известной дворянской семьи Раевских-Давыдовых.

Этот живописный уголок Украины вдохновлял на творчество выдающегося русского поэта А. Пушкина, который дважды побывал в Каменке (1820-1822 г.г.) и написал здесь несколько стихотворений, относящихся к шедевров мировой лирики Это стихотворения «Нереида», «Я пережил свои желания», закончено поэму «Кавказский пленник».

До наших дней сохранились остатки старинного парка Давыдовых, что сейчас называется парк им. Декабристов. Самым старым памятником архитектуры города является грот, построенный в конце XVIII века, — излюбленное место отдыха гостей Каменки, в том числе А. Пушкина, П.Чайковского, декабристов. Украшением парка им. Декабристов являются Зеленый домик и водяной Млынок — памятник архитектуры начала XIX века.

Ученик2

Пушкин об этом путешествии писал в письме к Гнедичу «Теперь нахожусь в Киевской губернии, в деревне Давыдовых, братьев генерала Раевского. Время мое протекает между аристократическими обедами и демократическими спорами. Общество наше -разнообразная и веселая смесь умов оригинальных, людей известных в нашей России.

Сын князя Сергея Волконского, одного из организаторов Южного общества, писал в своих воспоминаниях «Моему отцу было поручено принять Пушкина в общество и отец этого не исполнил. «Как мне решиться было на это, – говорил он мне не один раз, – когда ему могла угрожать плаха, а теперь его убили, я жалею об этом. -Он был бы жив, и в Сибири его поэзия стала бы на новый лад».

Ученик 3

А.С. Пушкин тяжело переживает первое изгнание. В элегиях «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья» (1820) поэт говорит о своем одиночестве и душевных муках. В его лирике появляется тема узника, навеянная личной судьбой, судьбой друзей, таких как «первый декабрист» В. Ф. Раевский, арестованный задолго до восстания декабристов («Узник», «Птичка»), в ней зазвучали мотивы разочарования и одиночества. Причиной таких переживаний стало осознание поэтом гражданской пассивности общества, не способного бороться за свою свободу, прозябающего в рабской покорности («Свободы сеятель пустынный …»). В южной ссылке Пушкиным написаны романтические поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан”, для которых характерны необычные обстоятельства, экзотический пейзаж, противопоставление личности главного героя окружающему миру.

Ученик 4

В августе 1823 г. Пушкин получает назначение в Одессу. Но здесь у него вскоре возникает конфликт с новым начальством. Одновременно полиция перехватила письмо Пушкина, в котором он положительно отзывался об атеизме (безбожие считалось государственным преступлением). Эти обстоятельства привели к тому, что по приказу царя поэт был уволен со службы и отправлен в новую ссылку — в «глухую деревню» Псковской губернии под надзор полиции и церкви — в село Михайловское.

В стихотворении «К морю», написанном в 1824 году перед отъездом из Одессы, поэт прощается с морской стихией, ставшей для него символом свободы.

  • Слово учителя.

Романтическое стихотворение «К морю» в первоначальном его варианте написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, т. е. таких качеств, которые особенно привлекают поэта. Этими качествами в восприятии романтически настроенных современников Пушкина обладали два «властителя дум» тогдашнего молодого поколения — Байрон и Наполеон ‘ В строфах, посвящённых Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своём отношении к нему. Но раньше в стихотворении «Наполеон» (1821) поэт охарактеризовал его как тирана, презирающего человечество, как «смирителя» революции и свободы.

Ученик 5. Выразительное чтение стихотворения «К морю»

  • Беседа.

— О каких двух выдающихся современниках говорит в стихотворении Пушкин? (Наполеон и Байрон).

-Какой след они оставили в истории?

— Кому из них симпатизирует Пушкин?

-Вспомните, какие мотивы были присущи творчеству Байрона.

— Есть ли похожие мотивы в стихотворении «К морю?

-Назовите основные мотивы стихотворения «К морю».

Проект 3 группы

  1. Виртуальная экскурсия в Михайловское.

Пушкинский государственный заповедник, объединивший места, теснейшим образом связанные с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина, включает села Михайловское, Тригорское, Петровское, городище Воронич, Савкину горку, Святогорский монастырь с могилой А.С. Пушкина.

Заповедник находится почти в самом центре Псковской области, на 112 км южнее города Пскова. В настоящее время Площадь Пушкинского заповедника превышает 700 га. Местность холмистая. На территории заповедника расположены два красивых озера — Кучане (Петровское) и Маленец, среди лугов протекает живописная река Сороть, больше половина площади заповедника занимает сосновый лес.

Через всю свою жизнь А.С. Пушкин пронес пылкую любовь к этому прекрасному уголку русской земли. Сюда он приезжал в 1817 и 1819 годах, здесь провел два года ссылки (1824-1826 г.). Здесь «ближе к милому пределу», завещал он похоронить свой прах. Два с половиной года, прожитые поэтом в этих местах, оставили в его жизни и творчестве неизгладимый след. Его окружала неповторимая по своей красоте природа. На святогорских ярмарках А.С. Пушкин общался с людьми разных сословий, вслушивался в образную народную речь. Очень любил бывать на городище Воронич и Савкиной горке, связанных с историей Руси. В Михайловском, Тригорском, Покровском наблюдал деревенскую жизнь и быт того времени. Такое богатство впечатлений способствовало развитию творческого гения поэта. Здесь Пушкиным было написано свыше ста художественных произведений.

«Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновения…»

писал поэт об этих местах в 1819 году. Учитывая огромное культурное и историческое значение пушкинских мест, 17 марта 1922 года Советское правительство объявило их заповедником.

В Михайловском (1824-1826)

Ученик №1

Ссылка в село Михайловское, находившееся вдали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество. Это было почти тюремное заключение: ему не разрешалось никуда выезжать, за ним был установлен полицейский надзор. Лишь творческая работа помогла поэту пережить ссылку и сохранить твердость духа и веру в лучшее. ”Поэзия спасла меня, и я воскрес душой”, — написал он впоследствии.Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством.

Ученик №2

Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью.

Пушкин в своем уединении пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку.

На известной картине Н.Н. Ге «Иван Пущин в Михайловском» мы видим приезд лицейского друга к опальному поэту. Об этой встрече Пущин писал в своих воспоминаниях:

Ученик №2

«Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим.»

Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор. Через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев.

Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял. Что ему не верится, что мы вместе.»

Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. «Я могу творить», — признается он. Им завершена поэма «Цыганы», написаны несколько глав романа «Евгений Онегин”», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», десятки стихотворений и среди них особо выделяется наполненное жаром и томительной страстью «Я помню чудное мгновенье…», задорная, отражающая вполне дух того времени «Вакхическая песня» и потрясающее своей силой послание «19 октября 1825 г.», воспевающие любовь, дружбу, разум, творческое вдохновение и свободу.

Ученик 4

Михайловском Пушкин узнал о подавлении восстания декабристов, в котором участвовали многие его друзья, члены тайных революционных обществ. Жестокая расправа царского правительства над участниками восстания потрясла поэта: пять человек, в том числе Пестель и поэт Рылеев, с которыми Пушкин был близок, были повешены, а 120 человек сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них были его самые близкие лицейские друзья — Пущин и Кюхельбекер. Поражение декабристов Пушкин пережил как личную трагедию. Несколько месяцев ожидал он решения царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворения, поэтому для его ареста были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось, и Николай I, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода, полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию «Борис Годунов».

Ученик 5. Чтение стихотворения «Пущину»

  • Беседа.

— Кому посвящено это стихотворение?

— Какова судьба этого человека?

— Какое место он занимал в жизни Пушкина?

-Назовите основне мотивы стихотворения.

10. Подведение итогов урока.

  • Беседа фронтальная.

-Назовите причину южной ссылки Пушкина.

— Какие имена ассоциируются у вас с южной ссылкой поэта?

— Назовите украинские города, в которых побывал Пушкин во время изгнания.

— Какие произведения были написаны в этот период?

— Каковы основные мотивы произведений южной ссылки?

11. Оценивание ответов учащихся. (по группам)

12. Домашнее задание.

1. Прочитать стр. учебника 171-175.

2. Выучить стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

3. Подготовить информацию о любовной лирике Пушкина.

Интересные факты о южной ссылке Пушкина

1. на самом деле не была ссылкой: Пушкина просто переводили на службу в другой город.

2. В назначенном ему для жизни городе, Пушкин пробыл всего 2 недели из 4-х лет ссылки.

3. Больше половины периода Южной ссылки Пушкин провел в путешествиях и разъездах.

4. Пушкин отправился в ссылку не один: с ним был слуга Никита.

5. В Екатеринославе Пушкин искупался в холодном Днепре, после чего серьезно заболел.

6. В том же Екатеринославе произошел побег двоих заключенных, которые были скованы кандалами между собой: в таком положении они сбежали и смогли переплыть Днепр. Эта реальная история стала основой для произведения Пушкина «Братья разбойники».

7. Известно, что во время жизни на юге у поэта было множество романов, и перед этими историями меркнут даже петербургские «шалости».

8. Во время жизни на юге в Кишиневе произошла знаменитая дуэль с черешней: пока Пушкин стоял под дулом пистолета, он спокойно ел черешню. Противник промахнулся, а сам Пушкин отказался от выстрела.

9. Несмотря на то, что на юге в окружении Пушкина было множество декабристов и участников тайных обществ, его никто не хотел посвящать в них. Во-первых, за Пушкиным велась государственная слежка, что создавало опасность для всех членов общества. Во-вторых, Пушкин как поэт не смог бы не сказать об этом в своих произведениях.

10. Однажды Пушкина как чиновника послали на поля, чтобы тот «разобрался» с саранчой, уничтожившей урожай. Для поэта эта работа была унизительной, но отказаться он от нее не мог. В результате Пушкин побывал там, но толку от него было мало.

В народе даже ходили стихи, которые будто бы написал сам Пушкин вместо отчета:

«Саранча летела, летела —
И села.
Сидела, сидела,
Все съела
И вновь улетела…»