Расположение храма по сторонам света

Прочитав статью http://rodline.livejournal.com/43000.html мне захотелось посмотреть в программе Гугл-Планета Земля ориентацию других храмов Екатеринбурга.
Был взят файл отсюда — http://memocode.asia/2013/08/smena-polyusov-ili-budni-planety-zemlya/ с готовыми направлениями на прошлый и позапрошлый полюса разных исторических сооружений — чтоб легче было сравнить.
Проверены некоторые храмы нашего города. Осевая храма это — запад-восток то есть на западе вход в храм, соответственно алтарь на востоке. И перпендикуляр к этой линии даст направление Север-Юг.
Что выяснилось:
Вознесенская церковь на Вознесенской горке:

имеет направление на современный Северный полюс

Храм Рождества христова на Уралмаше

Имеет направление на современный Северный полюс

Храм Успения Богородицы на Визе (восстанавливающийся)
имеет направление на современный Северный полюс

Храм Иоанна Предтечи

почти имеет направление на современный Северный полюс,
если присмотреться — ось отклонена чуть вправо от основного направления

или так — если присмотреться то центральный стадион ориентирован точно по оси храма Север-Юг и тоже чуть виден наклон

но скорее всего это некритично.
Вознесенская церковь и храм Иоанна Предтечи, храм Рождества христова на Уралмаше и храм Успения Богородицы на Визе имеют направление на современный северный полюс. То есть это самые молодые храмы, и если верить теории смещения полюсов — то они построены позднее чем 400-500 лет назад.
Храм Александра Невского
и весь комплекс Ново-Тихвинского монастыря (включающий и восстанавливающиеся храмы
— церковь всех скорбящих Радосте и др. )
направлены на прошлый полюс в Небраске и более древние чем предыдущие.
как и было уже показано тут — http://rodline.livejournal.com/43000.html
Если сравнить по внешнему виду Собор Александра Невского и Исакиевский в Питере -то мы
видим очевидное сходство — это центральный купол большего размера и по бокам 4 маленьких купола, ну и характерная колоннада. И Исаакиевский собор, указывает также
на прошлый полюс в Небраске — http://memocode.asia/2013/08/smena-polyusov-ili-budni-planety-zemlya-2/.
Также и Крестовоздвижеский собор у нас указывает на прошлый полюс.
То есть эти храмы более древние чем первые и их фундаменты были заложены до последнего сдвига полюсов то есть им 400 — 500 лет и более. (по версии http://memocode.asia/)
Оказалась самой древней (по ориентации) Михайловская церковь в Кировском районе города,
она указывает на позапрошлый полюс в Гренландии

(как и было сказано тут — http://rodline.livejournal.com/43000.html).
Вероятно она построена на древнем фундаменте какого-то возведенного очень давно (а именно от 700-1000 лет) сооружения, какого именно — мы не знаем.
Не случайно Михайловский храм расположен более близко (Кировский район) к озеру Шарташ нежели другие храмы города.
Рассмотрим также направление собора Святой Живоначальной Троицы, той церкви, что непосредственно на побережье оз. Шарташ и находится на улице Проезжей.
Это бывшая старообрядческая церковь, при советском строе превращенная в кинотеатр, а потом в 2000 годы вновь отстроенная, сейчас действующая.
Вот ее результат — Север-Юг прямо скажем, непонятный.
Линия вверх — это Север-Юг, под 90 град — это Запад-Восток.
Линия перпендикулярная оси алтаря указывает куда-то в сторону и проходит с правой стороны современного северного полюса куда то к Восточно — Сибирскому морю.

И мы видим как линия этой близкой к озеру церкви отличается от всех остальных линий в городе

Почему бы? А линия алтаря данного храма проходит чуть выше Красной горки (http://dged9.livejournal.com/3440.html)

Такое вот интересное, но непонятное расположение данного храма.
Если допустим предположить что это в древности был храм Митры или зароострийцев и направлен он должен алтарем на юг…..Но тоже получается что-то не то. Значит остается предположить что старообрядцы просто при строительстве немного промахнулись с направлением алтаря и вымеряли его по компасу — по магнитному полюсу.
Файл с направлениями осевых храмов — https://cloud.mail.ru/public/LfZg/6HTS1THZ3
Продолжение следует.

«для задней же стороны скинии к западу сделай шесть брусьев» (Книга Исход 26:18-23)
Таким образом вход в Скинию оставался с востока, а Святая Святых — располагалась на западе.
Так же по образу скинии сориентированы были Первый и Второй Храмы.
«Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.» (Псалтирь 88:35)
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.» (Св. Евангелие от Матфея 5:17)
Первый Храм Гроба Господня, построенный Святой Еленой и освященный в 335, имел странную ориентацию. Алтарь был обращен на запад, но входы были с востока и с юга.
«Когда христиане получили возможность строить церкви, они сперва ставили их по-прежнему — “лицом”, входом на восток. Алтарь, где находится престол для совершения литургии, оказывался при этом на западе. Из 34 церквей, построенных в правление Константина Великого до 420 года, три четверти имели апсиду на западе и только четверть — на востоке»
Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215), говоря о том, что молитва совершается с лицом, обращенным к востоку, навстречу восходящему солнцу, отмечает: «По этой причине древнейшие храмы обращены были входом к западу, чтобы люди, стоя напротив изображений, привыкали обращаться лицом к востоку» («Строматы», кн. VII, гл. 7, § 43). Об обращении к востоку при молитве говорят затем и другие отцы церкви, в частности, Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 12)131. В древнерусских хронографах встречается специальная статья, озаглавленная: «Указ чесо ради покланяемся на восток».
Традиция моления на восток находит отражение в ориентации христианского храма. Как известно, алтарная апсида в христианских церквах, как правило, находится на востоке, и это специально регламентируется в так называемых «Апостольских постановлениях» (кн. II, гл. 57) второй .половины IV в. 133 Отметим, что при этом может сохраняться непосредственная связь с восходом солнца: при закладке храма обычно оказывается актуальной не столько ориентация по странам света, сколько ориентация именно на восход солнца, которое, как известно, по мере удаления от экватора не совпадает с востоком (иначе говоря, ось церкви направлена на ту точку горизонта, где в день закладки был видимый восход солнца). А так как храмы закладывались весной, часта ориентация на северо-восток. Например, Шартрский собор.
Исключение представляют древнейшие западные церкви — главным образом римские и североафриканские, — ориентированные, напротив, на запад (т. е. имеющие апсиду на западе и вход на востоке). Такая ориентация представлена, в частности, в римских базиликах св. Иоанна в Латеране и св. Петра в Ватикане (современный собор св. Петра, строившийся в 1506-1614 гг., сохраняет ориентацию древней базилики св. Петра, созданной при императоре Константине). Такого рода храмы превалируют на Западе до середины V в.
Ориентация Собора Св.Петра прекрасно видна на гуглмапе и подобных.
И, наконец главная цитата по теме (Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры»):
О поклонении на восток
Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы сложены как из видимой, так и невидимой, то есть духовной и чувственной природы, то и поклонение Творцу предлагаем двоякое, подобно тому как и поем умом и телесными устами, и крестимся как водою, так и Духом, и двояким образом соединяемся с Господом, имея участие в Таинствах и в благодати Духа.
Итак, потому что Бог есть духовный свет (см. 1 Ин. 1, 5), и Христос в Писаниях назван Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8; Лк. 1, 78), для поклонения Ему должно посвятить восток. Ибо все прекрасное должно быть посвящено Богу, Которым всякое благо думается хорошим. Говорит же и божественный Давид: царства земная пойте Богу, воспойте Господеви, Возшедшему на небо небесе на востоки (Пс. 67, 33-34). А также Писание еще говорит: насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт. 2, 8 ); его, согрешившего, Он изгнал, и всели прямо рая сладости (Быт. 3, 24), без сомнения, на западе. Итак, мы, отыскивая древнее отечество и пристально смотря по направлению к нему, поклоняемся Богу. А также и скиния Моисеева на востоке имела завесу и очистилище (см. Лев. 16, 14). И колено Иудово, как более уважаемое, располагалось станом с востока (см. Чис. 2, 3). А также и в славном храме Соломоновом врата Господни находились к востоку. Но, конечно, и Господь распинаемый, смотрел на запад, и таким образом мы поклоняемся, пристально смотря на Него. И возносясь, Он поднимался по направлению к востоку, и таким образом Ему поклонились апостолы, и Он такожде приидет, имже образом увидели Его идуща на небо (Деян. 1, 11); подобно тому как Сам Господь сказал: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). Итак, ожидая Его, поклоняемся на восток. Это же – незаписанное предание апостолов. Ибо они многое передали нам, не изложив письменно.