Распятие Христа картина

Страсти Христовы. Нетленные полотна великих мастеров

Г. Дорэ «Долина слез»

В преддверии Страстной недели многие задаются вопросом о том, что же такое Страстная неделя, почему так названа и что именно происходило в те дни в небольшом городке, принадлежавшем мало кому известному народу.

Лучше об этом расскажут священные тексты, незабвенные авторы и нетленные полотна.

Эль Греко «Иисус Христос»

Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. (Ин. 18; 1)

Н.Н. Ге «В Гефсиманском саду»

В. Перов «Христос в Гефсиманском саду»

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам. и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. (Мф. 26; 14-16)

Джотто ди Бондоне «Подкуп Иуды»

Моление о чаше. Настенная роспись храма.

Людовико Караччи «Моление о чаше»

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. (Лк. 22; 42-44)

Карл Блох «Христос в Гефсиманском саду»

…истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (Ин. 13; 21) появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. (Лк. 22; 47)

Караваджо «Поцелуй Иуды»

Джотто ди Бондоне «Целование Иуды» Фрагмент

Взятие Христа под стражу. Роспись стен храма.

Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него. (Лк. 22; 63-65)

А.Е.Егоров «Истязание Спасителя»

Джотто ди Бондоне «Поругание Христа»

И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату (Лк. 23; 1)

Джотто ди Бондоне «Иисус перед Каиафой»

Маэста «Христос перед Пилатом»

и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15; 17)

Карл Блох «Иисус в терновом венце»

Пьетро Перуджино «Христос в терновом венце»

Антонио ди Переда и Сальгадо «Христос в терновом венце»

Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом»

Гвидо Рени «Иисус в терновом венце»

Жеан Ресто «Страсти Христовы»

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин. 19; 4-5)

Антонио Чизери «Се Человек»

И. Глазунов «Распни Его»

И. Крамской «Хохот. Радуйся, Царю иудейский!»

Тициан «Се Человек»

Ботичелли «Иисус»

То ж не була вузесенька стежина.

Там цілі юрми сунули туди.

І плакала Марія Магдалина,

Що не подав ніхто Йому води.

Спішили верхи. Їхали возами.

Похід розтягся на дванадцять верст.

І Божа Мати плакала сльозами —

Та поможіть нести ж Йому той хрест!

Чи ви не люди?! Що за чудасія,

Дають старцям, підсаджують калік,

А тут же йде, ну, добре, не Месія,—

Людина просто, просто Чоловік!

Юрма гуде і кожен пнеться ближче.

Хтось навіть підбадьорює: терпи,

Вже он Голгофа, он Череповище! —

Хрущали під ногами черепи.

Сказати б, зброя, це хіба єдине?

Так що б зробили стражники юрбі?

А в юрмах тих малесенька Людина

тягла хреста важкого на Собі.

І хоч би хто! Кому було до того?

Всі поспішали місце захопить.

Воно ж видніше з пагорба крутого,

Як Він конає, як Вій хоче пить.

І Він упав. І руки аж посиніли.

Тоді знайшовся добрий чоловік:

Наморений ідучий з поля Симон,

Що йшов додому в протилежний бік.

Коли ж звершилась вся ця чорна справа,

І люди вже розходилися ті, —

От парадокс: заплакав лиш Варава,

Розбійник, не розп’ятий на хресті.

Чи пожалів, чи вдячен був Пілату,

Чи втямив, темний, раптом щось нове:

Що Божий Син таки іде на страту,

а він, розбійник,— він таки живе.

Ліна Костенко

перевод на русский:

Хотелось зрелищ. Наплевать на Сына.

И толпы шли, не ведая беды.

И плакала Мария Магдалина, —

никто не подал бедному воды.

Верхом спешили, ехали возами.

И кто-то, поучая, поднял перст.

И Богоматерь плакала слезами —

хотя б один помог нести тот крест.

Что вы за люди?! (Ослики трусили)

Даете нищим, любите калек.

А здесь идет пусть даже не Мессия,

пусть человек, пусть просто человек.

Толпа гудит. Унылые пейзажи.

Никак не успокоится толпа.

Голгофа — череп. Под ногами стражи,

как скорлупа, хрустели черепа.

Оружие у стражи, будто сеча.

Что сделали бы стражники толпе?

А в толпах тех избитый человечек

нес крест тяжелый, бедный, на себе.

Бог не пошлет вам, нелюди, другого.

Места спешили лучше захватить.

Виднее лучше из холма крутого,

как он доходит, как он хочет пить.

И он упал. Затрепетал от боли.

Поступку доброму в веках цвести:

усталый Симон шел домой из поля,

помог он крест тяжелый донести.

Конец всему. Расходится орава.

А он повис, казненный, в высоте.

Вот парадокс: заплакал лишь Варавва,

разбойник, не распятый на кресте.

Пилат был края прокуратор пятый.

Варавва осознал, что спас живот,

что Божий Сын казнен, застыл распятый,

а он, разбойник, — все-таки живой.

Лина Костенко

Перевод Николая Старусева

Джимпетрино «Несение креста»

Тициан «Несение креста»

Эль Греко «Христос, несущий крест»

Тициан

Паоло Веронезе «Несение креста»

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. (Лк. 23; 33)

К. Штейнберг «На Голгофе»

Дэвид Джерард «Христос, распятый на кресте»

В. Васнецов «Распятый Христос»

Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19; 19).

М. Нестеров «Распятие»

Лифферинкс Йоссе «Распятие»

Кук ван Альст, Питер «Распятие»

Карл Блох «Распятый на кресте»

Джовани Доменико Тьеполо «Три креста»

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. (Лк. 23; 44-45) …и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Мф. 27; 51-53)

В. Голынский «Распятие Иисуса Христа»

В.П. Верещагин «Ночь на Голгофе»

но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ин. 19; 34)

Дучо ди Буонисенья

Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф (Мф. 27; 57) – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. (Ин. 19; 38) Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи (Ин. 19; 39-40).

Рафаэль «Снятие со креста»

Рубенс «Снятие со креста»

Рембрандт «Оплакивание Христа»

и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Мф. 27; 57-60)

В. Васнецов

Джузеппе де Рибера «Оплакивание Христа»

Дирк Бои

Карл Блох «И положили его во гробе»

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф. 27; 3-5).

П. Васильев «Иуда, бросающий сребреники»

…Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (Мф. 26; 24)

Одному святому старцу, всегда размышлявшему о страданиях Христовых и горько рыдавшему, явился Сам Иисус Христос. Господь рассказал ему подробно, что Он претерпел и сколько пролил Крови ради спасения человеческого.

Начиная от Тайной Вечери Великого Четверга и до погребения, одних только воздыханий сердечных испустил 109. Кровавых каплей от Тела Его истекло 295. Воинов вооруженных было 110 и к ним присоединилось бесчинных людей 230 человек, всего же было 348 человек. Три воина вели Меня, творя надо Мной различные пакости: за волосы и бороду терзали; по земле влачили 77 раз; будучи подкновен, падал на землю, начиная от Гефсимании до первосвященника Анны, семь раз. По щекам и устам претерпел 105 ударов; плетьми в лицо – 20 ударов; будучи порываем и пинаем, от начала до конца получил 707 сильных ударов; 1109 смертельных о землю ударений претерпел; когда возложили на Меня терновый венец, то ударяли Меня тростию и палкой со всею силою 40 раз; от тех ударений 5 шипов от тернового венца пронзили Мне кость головы до мозга, три из которых, преломившись, остались там: с ними в голове и погребли Меня.

От прободившего голову тернового венца истекло 3 тысячи каплей крови, а ран на голове, терновым венцом прободенных было 1000, т.к. спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. Когда от прокуратора был веден на Голгофу, неся Крест и упав на землю 5 раз, был ударяем, получив 19 смертельных ударов. При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза. Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей. Выбили у Меня два зуба. Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. Нанесли 72 очень сильных ударений. В грудь и голову принял 58 ударений.

Три наибольших болезни Мои были таковы:

– Первая болезнь Моя была из-за того, что не видел кающихся, а значит Кровь Моя зря проливалась.

– Вторая болезнь Моя – это тягчайшая болезнь Матери Моей, под Крестом стоящей и горько плачущей.

– Третья болезнь, это когда руки и ноги Мои ко Кресту пригвоздили, так, что сбылось сказанное пророком Давидом: «Исчетоша вся кости Моя»

Из книги «Великое зерцало»

Распятие и Погребение Христа: иконы и картины

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Распятие. Страстной монастырь. Художник Парланд

Распятие. Художник Александр Айнетдинов

Распятие Христово

Распятие

Распятие. Из с. Чернокулова Юрьев-Польского р-на Владимирской обл. Начало XVI в.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Распятие. Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.

Дионисий. Распятие. XV в.

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Распятие Христа — Верхнерейнский мастер

Даже исполнители казни, — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь иудейский», и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский».

Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».

Джотто. Распятие. 1305 г.

И. Босх. Распятие с донатором. 1480-1485

Лукас Кранах Старший. Распятие Христа. 1503 г.

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: «Помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!»

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».

М. Грюневальд. Распятие. Изенхеймский алтарь. 1510-1515.

Микеланджело. Распятие Христа. 1541

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец-страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лима савахфани!» то есть «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: «вот, Илию зовет Он». А другие говорили: «посмотрим, придет ли Илия спасти Его».

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду». Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: «истинно, человек этот был Сын Божий». А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

В. Голынский. Распятие Иисуса Христа

Н. Ге Распятый Христос. Эскиз к утраченной картине. 1894 г.

Н. Ге Распятие. 1892 г.

М. Нестеров. Распятие

М. Шагал. Белое распятие. 1938 г.

Е. Черкасова. Несение креста

С. Антонов. Распятие (рельеф)

С. Антонов. Снятие с креста (скульптура)

Погребение Христа (фреска крипты кафоликона монастыря Осиос Лукас) XI в.

Положение во гроб. (икона школы Рублева)

Положение во гроб. (ростовская школа) XV в.

Положение во гроб. (икона критской школы)

Ботичелли. Положение во гроб. 1495-1500

Рафаэль. Положение во гроб. 1507

Микеланджело. Погребение Христа

К. Блох. Погребение Христа

А. Венецианов. Оплакивание Христа, 1811 г.

А. Иванов. Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа. 1850 г.

К. Вениг. Положение во гроб. 1859 г.

Н. Ге. Возвращение с погребения Христа, 1859 г.

Н. Кошелев. Погребение Христа. 1880-1881гг.

М. Врубель. Надгробный плач. Вариант 2. 1887 г.

Васнецов В. Плащаница 1901 год

Распятие и смерть Иисуса Христа. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать.

Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых.

Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

Распятие 15 в.Греция

Змитрович Геннадий.Голгофа .

По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Michelangelo Merisi da Caravaggio, Christ Carrying the Cross

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Нестеров «Несение креста»

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа.

Нестеров Михаил Васильевич. Несение креста.(фрагмент)

Голгофа Комаров Николай.

Голгофа .Jan Brueghel the Younger

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головой Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь Иудейский», и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь Иудейский, но напиши, что Он говорил: я Царь Иудейский».

Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой.

Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу.

Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».

видео «Днесь висит на древе» Хор Св.Троице-Сергиевой лавры

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т.е. на такие же муки и смерть)?

Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвой: «помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!»

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение.

С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец страждет, или мир разрушается».

Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Нестеров «Распятие «

Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду».

Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода.

Гойя Франциск.Распятие Христа 1780

После этого Он громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: «истинно, человек этот был Сын Божий».

А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь.

Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем.

Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам.

Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37.

И ещё картины и фрески из моих загрузок

Вальдивьесо и Энарехос, Доминго «Снятие с креста»

Боровиковский. Бог-Отец…

Васнецов .Положение во гроб

Васнецов. (предположительно) Положение во гроб

Врубель » Надгробный плач «

Жуковский Павел «Оплакивание Христа»

Николай Ге.»Возвращение с погребения»

Оплакивание Христа. Gaspar de Krayer 1584-1669

После вопроса elelet в посте «Грааль в образах. Часть 6» к стыду своему убедился, что моя информированность об истории иконографии Распятия ограничивается миниатюрой из Евангелия Раббулы, «граффито Алексамена» и весьма сомнительным «Орфеем Вакхом».
Между тем немногочисленные древние изображения Распятия заставляют задуматься о многом и позволяют понять, каким было развитие его иконографической схемы на пути к тому, как мы представляем ее сегодня.
1. Итак, первое по хронологии изображение магическая гемма из Британского музея. Датируется концом 2 – началом 3 века РХ, происходит из Газы.

Фигура бородатого человека с длинными волосами, распятого на высоком Т-кресте с коротким основанием. Кисти привязаны к кресту, ноги с согнутыми коленями разведены в сторону и как будто висят в воздухе.
Над головой фигуры буквы: υιε. Надпись в 8 строк слева и справа от изображения: πατηριη|σουχριστε|σοαμνωα|μωαωια|.σηιουω||.αρταννα|..υσιου|..ι… → Υἱέ, Πατήρ, Ἰησοῦ Χριστέ. ‘Сын, Отец, Иисус Христос.’ (J. Spier). Также возможно читается ἀρτάνη (“повешен”). На обороте магическая надпись с именами ΒΑΔΗΤΟΦW и CΤΡΑΠΕΤΚΜΗ. Также вроде бы прочитывается «Эммануил». Связь с христианской общиной этого амулета не очевидна. Однако и предположение о том, что гемма принадлежала нехристианскому магу, исцелявшему «именем Христовым», столь же недоказуемо.
2. Гемма Нотта (Nott gem) была куплена в начале 19 века в Риме английским коллекционером Джорджем Фредериком Ноттом. Ее местонахождение неизвестно, поэтому приходится ориентироваться на фотокопии гипсового отпечатка. Иисус стоит на колонне или столпе, широко раскинув руки под прямым углом. Над головой нимб. Справа и слева от пьедестала по шесть фигур, при этом ближние к нему фигуры изображены с поднятыми руками, касающимися основания колонны. Надпись EHCO XPECTOC, последние две буквы помещены справа и слева от агнца, изображенного под сценой Распятия. Предположительная датировка 4 век.

Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение: Британский музей.
Маловероятно, что на этих геммах представлены сцена Голгофы. Во-первых, Евангелия свидетельствуют, что апостолы не присутствовали при Распятии. Во-вторых, в число 12-ти тогда должен входить Иуда, что маловероятно. Изображение, вероятно, носит символический, апокалиптический характер и может являться прототипом иконографической схемы Христос среди 12 апостолов, по шесть справа и слева от него. Такое их расположение мы встречаем в поздних изображениях проповеди Христа и Тайной вечери и т.д. Однако более близким кажется раннехристианский мотив поклонения кресту, который встречается в изобразительном искусстве 4-5 веков. На саркофаге из Ватикана два апостола прикоснулись руками к лавровому венку лабарума, что напоминает гемму Нотта. Общий смысл изображения – торжественное провозглашение победы над смертью, поклонение небесному кресту. Это же толкование можно распространить на гемму Нотта и гемму из Констанцы.
Саркофаг 4 века РХ. Хранился в Ватикане, в настоящее время утерян.
3. Барельеф из капеллы Санта Сабина, Рим. Датировка: время правления папы Целестина I (422-433). Иисус изображен в окружении двух разбойников, фигуры которых значительно уменьшены. Все трое стоят (также, как Иисус стоит на гемме Нотта и гемме из Консанцы) в молитвенной позе «Оранта», распространенной в раннехристианский период. Ладони все троих прибиты гвоздями к брускам (?), однако ни одного креста не видно.
Sheckler и Leith в своем исследовании, посвященном дверям Санта Сабины предположили, что прототипом для этого изображения послужила сцена с изображением Трех отроков в горящей печи (Дан. 3).
4. Саркофаг из слоновой кости с изображением Евангельских сцен, около 450 года. Хронологически это первое изображение соответствующее текстам канонических Евангелий и ортодоксальной церковной традиции. Мы видим римского центуриона, наносящего удар копьем и мужскую и женскую фигуры (Дева Мария и Иоанн Богослов), предстоящие перед крестом. Слева – Иуда, повесившийся на дереве. На кресте надпись REX IUD.
Руки распростерты и прибиты гвоздями к кресту. Ноги прямые, следов того, что они прибиты или каким-то образом прикреплены к кресту нет.
Выражение лица, мускулистый торс и сама поза Иисуса не демонстрируют никаких намеков на страдание и контрастируют с фигурой мертвого повесившегося Иуды.
Типологически с одной стороны изображение близко к гемме Нотта и частично к гемме из Констанцы (распростертые под прямым углом руки, прямые ноги), с другой к барельефу из Санта Сабины (пробитые гвоздями ладони рук).
5. Очень грубое изображение распятия без малейших намеков на крест. Голова окружена нимбом, от которого исходят три луча. Вниз справа и слева две фигуры. Вверху надпись на «Иисус Мессия» (?). На обороте надпись на непонятном языке. Датировка: на сайте Британского музея датируется 4-5 вв. РХ. Хотя Spier и некоторые другие настаивают на более поздней датировке, указывая на то, что мотив согнутого страдающего тела Иисуса не встречается раньше 600 РХ. Справа и слева от Распятого две коленопреклоненные (?) фигуры. Возможно Дева Мария и Иоанн Богослов (?). Сиро-Палестинский регион. Местонахождение: The British Museum
6. Распятие из Евангелия Раббулы, около 586 РХ. В последнее время появилось предположение, что миниатюры Евангелия были созданы раньше, а затем просто вложены в него. Иисус одет в длинный колобиум. Руки и ноги прибиты гвоздями к кресту. Руки Иисуса, также как двоих разбойников распростерты под прямым углом.
В Латеранском реликвариуеме (около 600 РХ) Иисус, также как на миниатюре из Евангелия Раббулы изображен одетым в длинный колобиум.
Рисунок из London Oriental Manuscript, около 600 РХ. Манускрипт представляет собой коптскую заклинательную книгу. Изображение распятия иллюстрирует «Молитву, которую Иисус Христос произнес на кресте». Здесь впервые распятый Иисус и разбойники изображены в разных позах. Его руки распростерты, тогда как руки разбойников отведены за спину. Современное православное объяснение этого мотива

Распятие, или Гиперкубическое тело, Сальвадор Дали, 1954

Распятие, или Гиперкубическое тело — Сальвадор Дали. 1954. Холст, масло. 194,5×124
Живопись испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали (1904-1989) полна снов и «видений», но многое в его искусстве шло от разума, например идея изобразить в представленной картине развертку гиперкуба вместо креста. Таким образом художник сталкивает четкую геометрическую форму и страдание Христа, подчеркнутое его выгнутым телом с выпирающей грудной клеткой. Это рождает особое напряжение, которым наполнено полотно. Так Дали словно дает понять, что Бога распинают бездушие и холодность мира.
В этом произведении Дали продолжает традицию классической западноевропейской живописи, когда в картинах на евангельские сюжеты изображали конкретных людей, современников художника. Здесь на распятого Христа смотрит Гала, жена и муза Дали. Но она не просто предстоит перед Распятием, а созерцает его. Оно представляется ее внутреннему взору, это ее видение.
В полотне «Распятие, или Гиперкубическое тело», написанном Дали на родине после возвращения из Америки, нашел свое отражение испанский религиозный темперамент — страстный и порой экстатический.