Рассказ о том как

Книги, которые должен прочитать каждый подросток

Современные дети часто меняют мир художественной литературы на кино, компьютерные игры или в крайнем случае на телевизионные передачи. Это наносит серьезный вред их интеллектуальному и духовному развитию. Привить любовь к чтению могут родители. Представляем книги, которые должен прочитать каждый подросток 12–16 лет.

Источник фото: readrate.com

Все чаще родители и педагоги сетуют на то, что дети перестали читать книги. Вину возлагают на разнообразные технологические штучки, которые развлекают, не требуя от ребенка какого-то эмоционального или интеллектуального напряжения. Однако есть еще одна причина, которая кроется в школьной программе по литературе.

Современные дети не любят литературу, потому что есть списки художественных произведений, которые обязательно необходимо прочитать в течение учебного года. Хоть в этот перечень и входят лучшие книги, высокохудожественные тексты мировой классики, однако они мало интересуют детей, особенно подростков.

В возрасте 12–16 лет юноши и девушки с удовольствием читают о приключениях и путешествиях, о мистических происшествиях и детективных историях. Особый интерес представляют книги о первой любви, о взаимоотношениях полов, фэнтезийные истории — продолжение сказок.

Если хотите заинтересовать ребенка, тогда предложите ему книги, которые стоит прочитать для саморазвития. Они доставят истинное наслаждение манерой изложения, мастерством построения сюжета и красочностью образов.

Вот какие интересные книги придутся по вкусу подросткам:

Эрин Хантер «Коты-Воители»

Источник фото: ozon.ru

Эта серия написана коллективом авторов, которые спрятались за псевдонимом Эрин Хантер. Среди создателей романов о воинственных котах Грозового и Темного кланов профессиональная писательница, издатель и создатель комиксов. Поэтому книги вышли не только читабельными, но и красочными.

Истории этой серии придутся по вкусу подростковой аудитории 12–13 лет. Простой сюжет о противостоянии темных и светлых героев — котов-воителей — представителей двух основных кланов — наполнен конфликтами, которые характерны для подросткового сообщества. Здесь и борьба за лидерство, интриги и предательства, верность до смерти, борьба за свое Я, поиск предназначения. Обо всем этом рассказано в игровой, а поэтому увлекательной форме.

Кроме того, главные герои — коты. Читая эти книги, дети учатся любить окружающий мир, трепетно относиться к каждому живому существу.

Айджа Майрок «Почему я? История белой вороны»

Источник фото: ozon.ru

Все большее распространение в школах получает буллинг — жестокая, ничем не обоснованная травля группой детей какого-то ребенка. Обычно выбирают жертву, которая не может за себя постоять. Очень часто даже вмешательство взрослых не решает проблемы.

Книга, которую рекомендуем прочитать детям, написана девушкой, которая пережила нападки одноклассников и смогла выработать такую стратегию поведения, которая защитила ее от коллективных нападок.

Более того, в книге рассказано о том, как приобретенный в школьных баталиях моральный и психологический опыт помог героине сделать успешную карьеру во взрослом мире.

Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»

Источник фото: eksmo.ru

Увлекательная фантастическая история от классика жанра заставит задуматься подростков о том, что такое счастье и как стать счастливым. Все дети, а особенно подростки, предаются мечтам о том, что хорошо бы иметь какое-то устройство, которое бы воплощало мечты в реальность.

Над этим размышляют и герои повести «Вино из одуванчиков». Дедушка главного героя Дугласа Сполдинга платит мальчику небольшие деньги, чтобы тот приносил ему цветки одуванчиков. Из них старик делает вино. Таким образом он хочет законсервировать лето и те счастливые моменты, которые с ним связаны.

Над этой проблемой бьется и ювелир Лео, который создает машину счастья. Однако она разочаровывает всех, кто в ней побывал.

Так в чем же счастье человека? Может быть, в том, чтобы купить новенькие теннисные туфли или в удовольствии еженедельно стричь газон и наслаждаться запахом свежескошенной травы? Над этими вопросами подросток с удовольствием поразмышляет, погрузившись в мир Рэя Брэдбери.

Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»

Источник фото: oz.by

Этот эпистолярный роман был экранизирован в 2012 году. Несмотря на это, текст книги увлекательнее и богаче по содержанию, чем кинематографическое воплощение.

Основа сюжета — история подростка Чарли, рассказанная им самим. Он интроверт, поэтому никому не рассказывает о своих переживаниях и чувствах, боясь быть осмеянным. Однако ему хочется кому-то выговориться, поэтому он пишет письма незнакомцу, который умеет слушать. Мальчик тяжело переживает смерти двух близких ему людей — друга Майкла и тети Хелен.

Его рассказы — это открытия и испытания, которые готовит каждому подростку переходной период. Здесь есть все: первая любовь и первый сексуальный опыт, увлечение наркотиками и алкоголем, самоутверждение в коллективе одноклассников.

Произведение читается легко благодаря простоте слога и захватывающему сюжету, в котором есть место для драматической интриги. Этот роман поможет детям справиться с депрессивными состояниями и найти себя.

Сью Таунсенд «Тайный дневник Адриана Моула 13 и ¾ года»

Источник фото: oz.by

У тринадцатилетних подростков апокалипсис происходит ежечасно на протяжении дня: прыщ на носу, ужасная прическа, некрасивая фигура и детская одежда, насмешки сверстников и т. д. Ребенок в таком возрасте постоянно попадает в смешные ситуации, которые кажутся катастрофой. Родители над всеми трагедиями посмеются, а вот тети и дяди отнесутся с пониманием.

Главный герой романа Сью Таунсенд считает себя гениальным и непонятым окружающими. Ему приходится много страдать, делая сложный выбор будущей профессии (талантливый писатель или ветврач в деревеньке) или относительно своего внешнего вида. Причем последнее кажется более важным, потому что выскочивший на лице прыщ портит жизнь сейчас, а профессиональное поприще может подождать до завтра.

Юноше приходится пережить трагедию развода родителей и сделать выбор, с кем из них жить. В это время его размышления заняты одноклассницей Пандорой, к которой он испытывает романтические чувства.

Роман очень динамичный и искренний. Это подкупает и привлекает подростков.

Самые интересные книги для подростков: список

Корнелия Функе «Чернильное сердце»

Источник фото: oz.by

Злодеи, которые есть в любой истории, легко могут ожить и переселиться в мир людей. Монстры сделают их жизнь ужасной и сложной. Не верите? Тогда прочитайте фэнтезийную историю немецкой писательницы Корнелии Функе.

Главная героиня — девочка-подросток Мегги — сталкивается с ужасными событиями: ее отец Мо, наделенный особым даром «вычитывать» (оживлять) героев книг, вызывает в мир людей злодея Каприкорна, с верным слугой, пожирателем огня и бродячим артистом. Вместо них на книжные страницы переселяется мать Мегги.

Девочке предстоит побороть Каприкорна и вернуть его обратно в мир книги. Она попытается освободить мать, но только тогда, когда пробудит в себе такой же дар, как у отца.

Харуки Мураками «Хроники Заводной Птицы»

Источник фото: eksmo.ru

Это произведение является одним из самых мистических в наследии писателя. Именно этот компонент делает роман необычайно привлекательным для подростковой аудитории. В произведении японский писатель касается извечной темы — истинной любви.

Задача автора — очистить понимание этого чувства от той пошлости и примитивности, которая его сопровождает в современном информационном пространстве. Главный герой Тору Окада переживает кризис в работе и в отношениях: Тору увольняют из юридической фирмы, и исчезает его любимая жена.

Оказывается, что его брат-близнец — воплощение метафизического зла, стремится отобрать у Тору любовь. Он прибегает к различным формам и способам. В результате Тору приходится пройти испытания, открыть в себе экстрасенсорные способности и дождаться свою жену Кумико из заключения, куда она попала, убив брата-близнеца мужа, а точнее его злое Я.

Джон Рональд Руэл Толкин «Властелин колец»

Источник фото: oz.by

Конечно же, можно посмотреть красочную экранизацию трилогии английского писателя, однако книга намного красочнее и ярче. К тому же, читая ее, можно дать свободу фантазии.

Джон Толкин создал удивительный, сказочный мир Средиземья и Хоббитании, которые могут погибнуть, если злобный властитель Темного царства Саурон получит Кольцо власти. Его когда-то украл хоббит Бильбо и теперь передал своему племяннику Фродо. Молодому хоббиту предстоит избавиться от кольца. Для этого необходимо совершить путешествие в Мордор, где правит Саурон.

Фродо пришлось немало повоевать с орками, отыскать новых друзей, побороть свое темное Я, пока он не выполнил возложенную миссию. Сюжет очень динамичный и красочный. Толкин в мельчайших деталях продумал фэнтезийный мир, типажи, составил карту, которая поможет читателю разобраться с локациями событий.

Жан-Мишель Генассия «Клуб неисправимых оптимистов»

Источник фото: ozon.ru

Эта историческая драма перенесет читателя в послевоенный Париж, куда эмигрировала семья русского мальчика Михаила. Помимо интересных исторических и культурных деталей, которые конструируют эпоху 1950-х гг., читатели узнают о психологических конфликтах, с которыми сталкиваются подростки в пубертатном периоде. Здесь все: конфликты с родителями, с друзьями и одноклассниками, адаптация к новой школе.

Мишель Марини — главный герой повествования — оказывается втянутым в шпионский заговор. В его тайном убежище (парижском бистро) собирается разношерстный люд — эмигранты, беженцы, люди, потерявшие смысл жизни. Здесь разгораются горячие споры, открываются тайны, создают заговоры. Марини — невольный участник этих событий.

Драматически насыщенное повествование захватывает и держит в напряжении с первых страниц и до последней строки. Контраст оптимистического пафоса и трагического повествования нравится молодым людям, которые в душе остаются детьми, но позиционируют себя как взрослые.

Кэтрин Ингрэм «Где Уорхолл?»

Источник фото: babyblog.ru

Книга Кэтрин Ингрэм относится к популярному жанру литературы non faction. Ее основа — художественное повествование о мальчике Энди, который отправился в путешествие во времени по местам, имеющим мировое культурно-историческое значение.

Он становится свидетелем того, как работает над «Сикстинской Мадонной» Микеланджело, как расписывает улицы Жан-Мишель Баския. Герой увлекательно рассказывает, как работают над картинами Клод Моне и Ван Гог, Поль Гоген и Пьер Огюст Ренуар. Ему открыты тайны скандального ночного клуба «Студия 54», где тусят звезды Бродвея.

Каждая глава книги отлично иллюстрирована. Она создает полноценный образ творческой атмосферы от эпохи Возрождения до модернизма. Здесь в художественной форме представлены самые интересные факты о развитии искусства, о культовых шедеврах.

Подборка удовлетворит любые вкусы подростков. В этих книгах дети найдут ответы на вопросы, с которыми ежечасно сталкиваются. Кто-то увидит новые идеалы, отыщет истинные ценности, по-иному взглянет на психологические проблемы.

Порекомендуйте эти издания и увидите, как литература станет важнейшей составляющей жизни ребенка.

12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

В школе дети изучают литературу прошлых веков, о современной же русской (равно как и зарубежной) прозе у них представления самые туманные. Между тем, есть немало современных рассказов, не просто доступных, а вполне интересных подростку. Но мало того: если дети читают их и обсуждают вместе с родителями, такое чтение может сильно сблизить разные поколения. Рекомендации по такому семейному чтению дает Римма Исаковна Зандман, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.

У себя в гимназии я, помимо уроков русского языка и литературы, веду литературную студию, куда приходят подростки, начиная с 13-14 лет. На этих занятиях мы с детьми читаем и обсуждаем новейшую русскую прозу. Это заблуждение, что подросткам она недоступна, что их привлекают только фэнтези и ужастики. Нет, они с живым интересом читают те рассказы современных русскоязычных писателей, которые я им рекомендую, бурно обсуждают их. А студия у нас открытая, на занятия нередко приходят и родители, и наравне с детьми участвуют в обсуждении.

Так вот, я давно уже заметила, что такое совместное чтение и обсуждение не просто развивает детей, но и улучшает их отношения с родителями (равно как и с бабушками-дедушками), помогает разным поколениям в семье лучше понимать друг друга.

И, конечно, такое совместное чтение и обсуждение может происходить не только в формате школьной литстудии, но и просто у себя дома. Инициатива, конечно, тут должна исходить от родителей.

Однако сразу встает вопрос: а что именно читать с детьми? На мой взгляд, для этого лучше всего подходят именно короткие рассказы, а не повести и романы. Это такое чтение, которое не напрягает, но очень содержательно, глубоко, и в семье может быть обсуждено детально. Важно, что это рассказы из сегодняшнего дня, из жизни, которая детям понятна.

Но где же именно их брать, такие рассказы? Я своих ребят давно уже научила пользоваться крупнейшим сетевым ресурсом, публикующим качественную современную прозу и поэзию — «Журнальным залом» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).

Понятно, что подбор таких рассказов для чтения и обсуждения с подростками требует большой работы. Я постоянно мониторю периодику, езжу по книжным магазинам и изучаю содержимое полок с современной прозой. Но я — учитель, это моя работа, а вот родителям, тем более, далеким от филологии, будет сложнее. Поэтому я взяла на себя смелость рекомендовать читателям «Фомы» несколько рассказов из тех, что мы вместе с детьми и родителями обсуждали на занятиях литстудии. Все эти рассказы есть в интернете в свободном доступе.

Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»

Это грустный рассказ, который совершенно четко ставит проблему взаимоотношения ребенка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.

Подходит для подростков от 14 лет.

Вячеслав Комков. «Я — немец»

Рассказ на ту же тему — взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребенок — и терпение и любовь родителей… Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации. А вот показать художественные особенности текста — это уже дело учителя.

Подходит для подростков от 12 лет.

Елена Долгопят. «Часы»

Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный — там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своем прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема — ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.

Подходит для подростков от 12 лет.

Анна Игнатова. «Джинн Сева»

Это ужасно смешной рассказ. Пили сок «Джей севен» — и вдруг из пакета появился оранжевый субъект. Его спрашивают — ты кто? Он отвечает, что раз он из жидкости, значит, джин. А почему не из бутылки? А потому что, отвечает он, на нас, джиннов, бутылок не напасешься. И вот этот джинн Сева по всем сказочным канонам должен выполнить желания героини-девочки. Столкновение с этим джинном новой формации — очень смешное, и девочка в нем оказывается добрее и лучше, чем джинн. Когда у нее остается одно-единственное желание, она просит: пусть хотя бы на пять минут во всем мире наступит мир..

Подходит для детей от 10 лет.

Кстати, обращаю внимание на журнал «Октябрь», который периодически выпускает детские номера — целиком состоящие из произведений, адресованных юному читателю. И там тоже можно искать рассказы для совместного чтения с детьми.

Есть рассказы, которые лучше давать уже старшеклассникам (хотя в некоторых случаях они вполне доступны и ребятам от 14 лет). Например, такие:

Нина Литвинец. «Антиквар»

Грустный рассказ о стариках, об их восприятии жизни. Там есть и острая социальная линия — сюжет построен на том, как некий жулик-антиквар обманывает пожилую женщину. Вроде бы, с рациональной точки зрения, ничего такого не стряслось, но героиня рассказа не смогла пережить случившееся. «Ее мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алеше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим». Благодаря таким рассказам подростки гораздо лучше смогут понять внутренний мир своих бабушек и дедушек.

Подходит для подростков от 14 лет.

Олег Рябов. «Смерть старика»

В этом очень лирическом, пронзительном, берущем за душу рассказе есть очень важная тема — приход к вере. Если читать его вместе с детьми, это будет способствовать духовному сближению старших и младших.

Подходит для подростков от 16 лет.

Андрей Волос. «Калитка»

Рассказ о том, как у старика умерла жена, и он утратил смысл жизни — и это повод для разговора о том, что любовь дает придает жизни смысл. Тут можно поговорить о том, как хрупка человеческая жизнь. Рассказ завершается тем, что старик, поплакав на могиле жены, переступает через низенькую оградку, не открывая калитки, и вдруг задумывается: Господи, что же такое человеческая жизнь? Вот так перешагнул — и ты в мире живых, перешагнул обратно — и ты уже в каком-то другом мире.

Подходит для подростков от 16 лет.

Леонид Юзефович. «Поздний звонок»

Это рассказ, который с удовольствием прочитают и ребята из 10-го и 11-го классов, и родители. Рассказ о том, как появилось произведение, в котором по каким-то косвенным признакам человек опознаёт судьбу своего деда. И поскольку в произведении дед выглядит весьма непрезентабельно, то его внук звонит автору, начинается выяснение отношений… И вот тут очень интересно соотнесение творчества и жизни, тут важно стремление сохранить репутацию рода. Для обсуждения дома это очень важно. Причем в некоторых случаях можно читать его и с 13-14-летними подростками.

Подходит для подростков от 16 лет.

Елена Долгопят. «Скупой рыцарь»

Как замечательно здесь прослеживается литературная традиция! Как здесь интересно показано, что такое вообще жизнь! И как неожиданно здесь показано, что любой дом, в котором есть любовь и добро, может стать своего рода ноевым ковчегом. Причем все это не оторвано от земли, очень интересно там изображены пересекающиеся пространства человеческой жизни — от рынка до монастыря. И гостиница — с тем смыслом, что здесь, на земле, мы только гости. Вообще, в этом рассказе очень много смысловых слоев.

Подходит для подростков от 16 лет.

Александр Снегирев. «Фото в черном бушлате»

Это о превратностях человеческой судьбы, об ответственности за каждый шаг своей жизни, о последствиях лжи, о мужестве, о противостоянии агрессивному фанатизму.

Подходит для подростков от 15 лет.

Михаил Шишкин. «Пальто с хлястиком»

По большому счету это произведение о том, как рождается произведение, о том, что же лежит в основе творчества. И выясняется, что для писателя — героя рассказа, это отношения с мамой.

Подходит для подростков от 14 лет.

Игорь Лёвшин. «Полет»

Очень тонкий, интеллектуальный фантастический рассказ — о столкновении человека с новой виртуальной цивилизацией. Человеческое сознание и искусственный интеллект: как они взаимодействуют. И выясняется, что этот компьютерный мир порождает своих Мефистофилей и Фаустов.

Подходит для подростков от 16 лет.

Рассказы, участвующие в Конкурсе юмористических рассказов:

Номинация «С улыбкой о духовном»

Алексей Захаров «В лес по ягоды…».

Ольга Комиссарова «Виновата ли я, что люблю?..».

Анастасия Макарова «План развития».

Святослав Марусев «План набора Индивидуальной силы».

Владимир Павлов «Упражнения для достижения бессмертия».

Пётр Пархоменков «Нетрадиционный метод лечения».

Игорь Романов «Адекватность как основа Духовного совершенствования».

Анна Романова «Исповедь алкоголика».

Владимир Тюрчев «Нравы домостроевской улицы».

Номинация «Смешная повседневность»

Антон Баранов «Бесплатная медицина».

Светлана Баранова «Додо», «Климат».

Татьяна Виноградова «Зарисовка из путешествия».

Пётр Духов «Рыночное мукотворчество».

Оксана Иванова «Дверь», «Изгнание беса», «Подводник».

Клевцова Ирина «КЛАД спешит на помощь».

Андрей Комиссаров «Монолог в кабинете доктора за стаканом чая».

Юлия Кониовская «Продолжение».

Галина Новикова «Ностальгия».

Павел Подзоров «Замполит, или бдительный лейтенант».

Виктор Секистов «Папка».

Александр Серебрянников «Шокирующая Азия нон-фикшн».

Ринат Таиров «Иди и смотри», «На скамейке».

Софья Теплых «Безумие».

Лада Тюрчева «О вкусах не спорят».

Радмила Федотова «Вам и не снилось».

Дмитрий Филь «Выдумщики», «Записки в дневнике».

Номинация «Юмористическая поэзия»

Александр Рубис «В поисках работы».

Гортензия Асрян «Любимому мужу».

Светлана Баранова «Стих о коте Персике», «Стих о котёнке».

Елена Иванова «Баллада об ошибках».

Элеонора Кацман «Эпитафия личности».

Ольга Комиссарова «Не могу забыть тебя, хоть тресни!».

Влад Новиков «Страдания по поводу расставания».

Александр Савенков

«Лабиринт»,

«Рассветы»,

«Шаг вперёд!»,

«Я выбираю».

Александр Серебрянников

«Банка мёда»,

«Диван»,

«Какой прекрасный день…»,

«Машина»,

«О директорах»,

«Про злость»,

«Про пластилин»,

«Реальная любовь»,

«Ремонт»,

«Случай на дороге»,

«Ссора»,

«Тюрчеву В.Ф.».

Номинация «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Галина Азарова «Сказка о счастье».

Арсен Асрян «Сказка».

Надежда Афонина «Обезьяний сын Волчёк».

Светлана Баранова «Умная уточка».

Елена Белавенцева «Песня Земли».

Алёна Виндт «История».

Диана Волина «Веничек-оберег».

Елена Галкина

«Аграз»,

«Бабушкина чашка»,

«Капелька»,

«Лопушка»,

«Пушок»,

«Сказка о спасённом королевстве»,

«Счастливая встреча».

Ольга Демарина «Сказка о Любви».

Валерий Дубров «Сказка о собаке Шерифе».

Екатерина Дуброва «О птичке».

Ольга Егорова «Чудесные приключения зайки Оливки».

Людмила Захарова

«Заря Заряница»,

«Маг и Тассочка»,

Сказка без названия №1,

Сказка без названия №2,

«Сказка про любовь».

Маргарита Игнатьева «Кот и зебра», «Сказка о дружбе».

Ирина Клевцова «Сказка о зайке Зойке».

Валентина Колемасова «Сказка про бегемотика, который искал своё счастье», «Сказка про китёнка Колю и его друзей», «Посланник Бога».

Надежда Комиссарова «Сказ о том, как Гусли Землю спасли».

Ольга Комиссарова «Зимняя сказка».

Андрей Комиссаров «Мушкетёры в тридевятом царстве».

Юлия Кониовская «Сказка про некое существо», «Сказка про…».

Оксана Костенко «Сказка о бычке-волшебнике».

Марина Лаврентьева «Сказка».

Галина Лемещенко «Сказка про Галене».

Татьяна Малахова «Сказка», «Сказка про дракончика».

Лидия Молодкина «Сказка про Мышку и Порядок», «Сказка про серую мышку», «Сказка про царевну Любаву».

Надежда Незнакомова «Как коза Удойна сердце своё нашла».

Людмила Немировская «Летела над Миром Любовь», «Львиная сказка», «Сказка о лесном единении».

Наталья Новикова «Сказка про слониху Лилию».

Людмила Перфилова «Сказка про жирафа», «Сказка про Льва Львовича».

Татьяна Позднякова «Конёк-горбунок».

Игорь Романов «Львёнок».

Анна Романова «Сказка о том, как Мурка и Феликс добыли много денег», «Сказки о цыплёнке и коте – исполнение желаний».

Татьяна Рыжкова «Кабан Андре», «Радость жизни».

Александр Савенков «Старое зеркало».

Галия Садыкова «Котик».

Ольга Серебрянникова «Теория относительности».

Иосиф Сигалов «Молодильные яблоки».

Андрей Тулупов «Сказ про Иванушку», «Сказка про Барашка», «Сказка про Мыша».

Светлана Тулупова «Королева собак и Бассет».

Владимир Тюрчев «Петух-ветеран», «Сказка про котика Лемура».

Лада и Владимир Тюрчевы «Львы – дети солнца».

В Великобритании в 1980 году появился особый жанр рассказа — Drabble. Истории, написанные в этом жанре, состояли из 100 слов и демонстрировали способность автора выразить законченную мысль в короткой и ёмкой форме. В Бирмингемском университете Drabble существовал как форма словесной игры, а уже позже, в 1987 году, принял форму настоящего литературного конкурса. Позднее редактор журнала New Time Стив Мосс пересмотрел каноны жанра и объявил конкурс, участники которого должны были написать рассказ объёмом всего в 55 слов. Прочие требования остались неизменными: чёткий сюжет, проработанное представление о персонажах и необычная развязка. Мосс получил столько откликов от участников конкурса, что по его итогам ему даже удалось составить целый сборник, получивший название «Самые короткие в мире рассказы». Предлагаем вам ознакомиться с наиболее интересными, на наш взгляд.

1. «Чего хочет дьявол», Брайан Ньюэлл

«Два мальчика стояли и смотрели, как сатана медленно уходит прочь. Блеск его гипнотических глаз все ещё туманил их головы.

— Слушай, чего он от тебя хотел?

— Мою душу. А от тебя?

— Монетку для телефона-автомата. Ему срочно надо было позвонить.

— Хочешь, пойдём поедим?

— Хочу, но у меня теперь совсем нет денег.

— Ничего страшного. У меня полно».

2. «Вечерний сюрприз», Хиллари Клэй

«Блестящие колготки туго и соблазнительно облегали прекрасные бёдра — чудесное дополнение к лёгкому вечернему платью. От самых кончиков бриллиантовых сережек до носков изящных туфелек на тонких шпильках — всё было просто шикарно. Глаза с только что наведёнными тенями рассматривали отражение в зеркале, и накрашенные яркой красной помадой губы растягивались от удовольствия. Внезапно сзади послышался детский голос:
«Папа?!»

3. «Несчастная», Дэн Эндрюс

«Говорят, зло не имеет лица. Действительно, на его лице не отражалось никаких чувств. Ни проблеска сочувствия не было на нём, а ведь боль просто невыносима. Разве он не видит ужас в моих глазах и панику на моем лице? Он спокойно, можно сказать, профессионально выполнял свою грязную работу, а в конце учтиво сказал: «Прополощите рот, пожалуйста».

4. «Рандеву», Николь Веддл

«Зазвонил телефон.

— Алло, — прошептала она.

— Виктория, это я. Давай встретимся у причала в полночь.

— Хорошо, дорогой.

— И пожалуйста, не забудь захватить с собой бутылочку шампанского, — сказал он.

— Не забуду, дорогой. Я хочу быть с тобой сегодня ночью.

— Поторопись, мне некогда ждать! — сказал он и повесил трубку.

Она вздохнула, затем улыбнулась.

— Интересно, кто это, — сказала она».

5. «Судьба», Джей Рип

«Был только один выход, ибо наши жизни сплелись в слишком запутанный узел гнева и блаженства, чтобы решить всё как-нибудь иначе. Доверимся жребию: орёл — и мы поженимся, решка — и мы расстанемся навсегда. Монетка была подброшена. Она звякнула, завертелась и остановилась. Орёл. Мы уставились на неё с недоумением. Затем, в один голос, мы сказали: «Может, ещё разок?»

6. «Постельная история», Джеффри Уитмор

«- Осторожнее, детка, он заряжен, — сказал он, возвращаясь в спальню.

Её спина опиралась на спинку кровати.

— Это для твоей жены?

— Нет. Это было бы рискованно. Я найму киллера.

— А если киллер — это я?

Он ухмыльнулся.

— У кого же хватит ума нанять женщину для убийства мужчины?

Она облизнула губы и навела на него мушку.

— У твоей жены».

7. «В поисках Правды», Роберт Томпкинс

«Наконец в этой глухой, уединённой деревушке его поиски закончились. В ветхой избушке у огня сидела Правда. Он никогда не видел более старой и уродливой женщины.

— Вы — Правда?

Старая, сморщенная карга торжественно кивнула.

— Скажите же, что я должен сообщить миру? Какую весть передать?

Старуха плюнула в огонь и ответила:

— Скажи им, что я молода и красива!»

8. «Окно», Джейн Орви

«С тех пор, как Риту жестоко убили, Картер сидит у окна. Никакого телевизора, чтения, переписки. Его жизнь — то, что видно через занавески. Ему плевать, кто приносит еду, платит по счетам, он не покидает комнаты. Его жизнь — пробегающие физкультурники, смена времён года, проезжающие автомобили, призрак Риты.
Картер не понимает, что в обитых войлоком палатах нет окон».

9. «В больнице», Барнаби Конрадеще

«Она с бешеной скоростью гнала машину. Господи, только бы успеть вовремя. Но по выражению лица врача из реанимационной палаты она поняла всё. Она зарыдала.

— Он в сознании?

— Миссис Аллертон, — мягко сказал врач, — вы должны быть счастливы. Его последние слова были: «Я люблю тебя, Мэри».

Она взглянула на врача и отвернулась.

— Спасибо, — холодно произнесла Джудит».

10. «Прятки», Курт Хоман

«— Девяносто девять, сто! Кто не спрятался, я не виноват!

Я ненавижу водить, но для меня это гораздо легче, чем прятаться. Входя в тёмную комнату, я шепчу тем, кто затаился внутри: «Стукали-пали!».

Они взглядом провожают меня по длинному коридору, и в висящих на стенах зеркалах отражается моя фигура в черной сутане и с косой в руках».

11. «Благодарность», Эндрю Э. Хант

«Шерстяное одеяло, что ему недавно дали в благотворительном фонде, удобно обнимало его плечи, а ботинки, которые он сегодня нашёл в мусорном баке, абсолютно не жали. Уличные огни так приятно согревали душу после всей этой холодящей темноты… Изгиб скамьи в парке казался таким знакомым его натруженной старой спине. «Спасибо тебе, Господи, — подумал он, — жизнь просто восхитительна!»

12. «Решающий миг», Тина Милберн

«Она почти слышала, как двери её тюрьмы захлопываются. Свобода ушла навсегда, теперь её судьба в чужих руках, и никогда ей не увидеть воли. В голове её замелькали безумные мысли о том, как хорошо бы сейчас улететь далеко-далеко. Но она знала, что скрыться невозможно. Она с улыбкой повернулась к жениху и повторила: «Да, я согласна».

13. «В саду», Хоуп Эй Торрес

«Она стояла в саду, когда увидела, что он бежит к ней.

— Тина! Цветочек мой! Любовь моей жизни!

Наконец-то он это произнес.

— О, Том!

— Тина, мой цветочек!

— О, Том, и я тоже люблю тебя!

Том приблизился к ней, встал на колени и быстро отодвинул её в сторону.

— Мой цветок! Ты же наступила на мою любимую розу!»

14. «Высшее образование», Рон Баст

«— В университете мы просто протирали штаны, — сказал Дженнингс, вымывая грязные руки. — После всех этих сокращений бюджета они многому вас не научат, они просто ставили оценки, и всё шло своим чередом.

— Так как же вы учились?

— А мы и не учились. Впрочем, можешь посмотреть, как я работаю.

Медсестра открыла дверь.

— Доктор Дженнингс, вы нужны в операционной».

15. «Начало», Энрике Кавалитто

«Она была зла на него. В своей идиллической жизни они имели почти все, но она жаждала одного — того, чего у них никогда не было. Только его трусость была помехой. Потом надо будет избавиться от него, но пока еще рано. Лучше быть спокойной и хитрой. Прекрасная в своей наготе, она схватила плод.

— Адам, — тихо позвала она».