Рассказ путешественники

Пять писателей-путешественников

Пять знаменитых сочинителей, которым лучше сочинялось в дороге

Текст: Федор Косичкин/ГодЛитературы.РФ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Работа писателей, казалось бы, располагает к неподвижности. Но были среди них и такие, кому лучше всего писалось именно в дороге или же на чужбине — даже если им, в отличие, скажем, от Герцена или Солженицына, ничто не мешало жить дома.

1. Николай Гоголь

Подобно многим провинциалам, Николай Васильевич в молодости совершил стремительный и достаточно болезненный марш-бросок из благодатной Полтавской губернии в суровый столичный Петербург. Но, в отличие от большинства честолюбивых юношей, на этом не остановился.

И, как только начали поступать гонорары от постановок «Ревизора», принялся колесить по Европе, особенно предпочитая Италию.

Гоголь охотно принимал приглашения своих русских друзей-аристократов пережить зиму на их итальянских виллах. Но
«Мертвые души», как известно, были написаны не на вилле, а в маленькой квартирке в Риме, недалеко от площади Испании.

По меткому замечанию одного из современных критиков, Гоголю нужно было максимально удалиться от России, чтобы заново воссоздать её в своем гениальном романе-поэме.

2. Иван Тургенев


Самый европейский из русских классиков, красавец и богач Тургенев учился в Берлине, говорил практически на всех европейских языках, первым из русских литераторов писал стихотворения в прозе, общался на равных с Флобером и Золя и красиво любил европейскую знаменитость Полину Виардо. Неудивительно, что он хотел быть к ней поближе.

Но не последнюю роль в его стремлении в Европу сыграли и накапливавшиеся десятилетиями разногласия с российской государственной машиной.

Про ссылку Пушкина в Михайловском все помнят, но гораздо менее известно, что в 1852–1854 годах автору как бы обличающих крепостничество «Записок охотника» было также настойчиво рекомендовано наслаждаться в Спасском-Лутовинове прелестями деревенской жизни, предаваться охотничьим радостям (что он и делал с большой охотой), а в столицы отнюдь не наведываться. Да и потом Третье отделение не обделяло его своим вниманием. К 1863 году 45-летний Тургенев окончательно выбрал для жительства Баден-Баден. Так что когда он описывает в финале «Отцов и детей» (1862) жительствующего в Германии Павла Петровича: «В Дрездене, на Брюлевской террасе, между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, вы можете встретить человека лет около пятидесяти, уже совсем седого и как бы страдающего подагрой, но еще красивого, изящно одетого и с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества», — это на самом деле ироничный автопортрет. Впрочем, в отличие от Герцена, друга его молодости, он не порвал с Россией, периодически в нее возвращаясь.

3. Иван Бунин

Бунину приписывается афоризм:

«Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать».

Сам Иван Алексеевич пользовался этой возможностью сполна, и вдохновенно писал об этом, будь то пряная «Роза Иерихона», экзотичная «Тень птицы» или же «Генрих» — самый восхитительный в русской литературе гимн железнодорожным путешествиям: «Опять будет запах газа, кофе и пива на венском вокзале, ярлыки на бутылках австрийских и итальянских вин на столиках в солнечном вагоне-ресторане в снегах Земмеринга, лица и одежды европейских мужчин и женщин, наполняющих этот вагон к завтраку…»

После революции, в эмиграции, Ивану Алексеевичу снова пришлось наездиться.

Но удовольствия эти перемещения по Франции ему уже не доставляли — горько путешествие, из которого невозможно возвратиться.

4. Эрнест Хемингуэй

После Первой мировой войны французский франк резко подешевел по отношению к американскому доллару. Чем поспешили воспользоваться начинающие американские писатели и художники. Скопив смехотворную по американским меркам сумму, они могли снять квартирку в центре Парижа и месяцами наслаждаться всеми прелестями европейской богемы, о которой в родной глуши могли только в книжках читать, — подолгу сидеть в кафе, пить кувшинами красное вино, брать приватные уроки французского языка у очаровательных мидинеток. Впрочем, Хемингуэй не только наслаждался, но и упорно работал (как впоследствии описал в книге «Праздник, который всегда с тобой») — и действительно стал великим писателем.

Но и став им, надолго отлучался с родины — то на охоту в Африку, то на вторую европейскую войну.

С 1949 года он поселился на Кубе — но через год после установления режима Кастро, в 1960 году, вынужден был всё-таки покинуть свой кубинский дом. А еще через год предпочел покинуть и этот свет.

5. Джонатан Литтелл


Возможно, родившегося в 1967 году Литтелла несколько преждевременно ставить «на одну доску» с Тургеневым и Хеминуэем, но уж больно необычна его литературная судьба.

Он родился в Нью-Йорке, с 3 до 13 лет воспитывался во Франции, с 27 до 34 лет, работая в гуманитарной организации, мотался по горячим точкам всего мира, от Конго до Чечни, а в 2001 году

Роман, вышедший в 2006 году, оказался чрезвычайно удачным. Помимо наград и гонораров, он, в частности, принес автору французское гражданство, предоставленное новоиспеченному французскому писателю в знак признания заслуг перед французской словесностью. Но в настоящее время американский француз Литтелл предпочитает жить с женой-бельгийкой в Барселоне.

Ссылки по теме:
«Ясная Поляна» обратила взгляд за границу

Великие путешественники

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.

Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:

— Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:

— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:

— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.

Леля сказала:

— А если, Степочка, мы встретим индейцев?

— Что касается индейцев, — ответил Степа, — то индейские племена мы будем брать в плен.

— А которые не захотят идти в плен? — робко спросил я.

— Которые не захотят, — ответил Степа, — тех мы и не будем брать в плен.

Леля сказала:

— Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.

Степка сказал:

— Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.

Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий. Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.

Мы шли около часа.

Наконец Степа сказал:

— Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

— Теперь пусть Минька понесет.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.

Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.

Степка свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.

Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.

Тогда Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.

Тут Степка решил сделать привал. Он сказал:

— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямо го пути.

И Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог.

И я, по совету Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.

Перед тем как пойти дальше, Степка выкинул из мешка почти все, что там было, и мы пошли налегке.

Я шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.

Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.

Но Степка запретил нам об этом и думать. Он сказал:

— Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе.

Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть.

Степка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.

Но не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились.

И, покушав хлеба, легли в темноте.

Степка торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Степка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом.

Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.

Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.

Леля шепотом сказала мне:

— Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас, куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полукруг.

Но от этого Степка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное, ему снилось, что на него напали индейцы и он зовет нас на помощь.

Мы стали ждать, когда Степка проснется.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:

— Хороши бы мы были, если б я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.

И Степка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба и двинулись в путь.

Дорога была знакома. И Степка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:

— Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что все повторяется, так как Земля есть круг.

Позади раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Степка сказал:

— Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в нее сесть.

Мы быстро покатили. И ехали не больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня Пески. Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:

— Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Степка еще больше изумился, когда мы подъехали к пристани.

Мы вылезли из телеги.

Сомненья не оставалось — это была наша пристань, и к ней только что подошел пароход.

Степка прошептал:

— Неужели же мы обогнули землю?

Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.

Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.

И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.

Мы подбежали к родителям.

И родители засмеялись от радости, что увидели нас.

Нянька сказала:

— Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.

Леля сказала:

— Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.

Мама воскликнула:

— Что я слышу! Их надо наказать.

Папа сказал:

— Все хорошо, что хорошо кончается.

Бабушка, сорвав ветку, сказала:

— Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.

Папа сказал:

— Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети, небось, и без порки поняли, какую глупость они совершили.

Мама, вздохнув, сказала:

— У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, — ну что это такое!

Папа сказал:

— Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.

С этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.

Что касается Степки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день.

А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть как ни в чем не бывало.

Остается еще сказать несколько слов о Тузике.

Тузик бежал за телегой целый час и очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера. А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне — остается покрытым мраком неизвестности.

По морям, по волнам. Книги о морских приключениях

Приключенья, приключенья.
Где дуэли и где погони?
Ах, как хочется приключений!
Как назло их все нет, как нет.
Что за жизнь без приключений —
Только правила и законы.
Разве можно смириться с этим,
Если стукнуло десять лет? песня из к/ф «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»)

Стоит только подумать о приключениях, как тут же в памяти возникнет песня из культового советского фильма про Петрова и Васечкина: если стукнуло десять лет, самое время отправляться на поиски настоящих приключений! А где еще можно найти столько приключений, как не на страницах самых интересных книжек! Сегодня мы отправимся вместе с любимыми героями по морям, по волнам, а наш обзор будет посвящен приключениям на воде и под водой, на морских берегах, в глубинах океана и на речных просторах. Полный вперед! Отправляемся в путь!

В морских романах опасностей в разы больше: захват судна пиратами, встреча с гигантскими спрутами или скатами, кораблекрушение, падение за борт. Море не прощает слабых и трусливых. Его герои — мужественные смелые капитаны, бороздящие просторы морей, отважные путешественники, рискующие всем для достижения цели, выдающиеся ученые, изучающие жизнь морских глубин. Поэтому приключенческие романы о море чрезвычайно важны для подростков: здесь всегда есть положительный пример для подражания!

Но что это? Слева по борту серия «Страна приключений», здесь ненадолго бросим якорь! Каких только приключений нет в этой серии! Читай — не хочу! Серия — подарочная. У книг серийное оформление, слегка увеличенный формат, обложка с тиснением, цветные иллюстрации современных художников. А найти в этой серии можно классику приключенческой литературы, хиты, проверенные временем: романы Жюля Верна, Александра Беляева, Джека Лондона и многих других писателей.

Все новые и новые читатели путешествуют на судне «Дункан» вместе с героями книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта», пытаются расшифровать странный документ, найденный в животе рыбы-молота, сталкиваются с ложью и обманом, с благородством и любовью, и в конце концов находят того, кого так долго искали.

А вот — роман Верна «Пятнадцатилетний капитан». Дик Сэнд, капитан судна «Пилигрим» отправляется в опасное путешествие. Как и другие романы писателя, этот роман густо населён: Верн наполняет свое повествование большим количеством харизматичных персонажей, показывая людей разных профессий и сословий. Пройдя радости и горе, они должны понять значение дружбы, любви, человеческой поддержки: добро и справедливость победят во что бы то не стало. Эта победа всегда в произведениях Верна является наградой за силу духа, мужество и самоотверженность.

Слева: «Дети Капитана Гранта». По центу: «Пятнадцатилетний капитан». Издательство «Нигма». Справа: «Коралловый остров». Издательство «ЭНАС-книга»

«Двадцать тысяч лье под водой» тоже не исключение. Все герои этого романа честны, благородны, увлечены своим делом. Профессор Пьер Аронакс, его слуга Консель и китобой Нед Ленд оказываются на борту подводного корабля, где становятся пленниками таинственного капитана Немо. Им предстоит знакомство с подводным миром, длительная прогулка по дну, борьба с гигантским спрутом и многое-многое другое. К слову, это сейчас путешествием на подводной лодке никого не удивишь, а во времена выхода романа, невозможно было даже представить, что подобные подводные корабли скоро начнут бороздить просторы океана!

Еще одна книга о путешествии на подводной лодке — «Тайна двух океанов» Григория Адамова. При загадочных обстоятельствах погибают советский теплоход «Арктика» и французский теплоход «Виктуар». Экипаж подводной лодки «Пионер» должен выяснить причины их гибели, пройдя через два океана из Ленинграда во Владивосток. Враги всеми силами пытаются уничтожить лодку. Команда моряков постоянно подвергается опасности: тут и битва с осьминогом, и встреча с доисторическим ящером, а главное — серьезная и решающая схватка с предателем! Ситуация осложняятся тем, что среди моряков оказался мальчик-подросток, пострадавший от кораблекрушения. Его жизнь нельзя подвергать риску. Несмотря на то, что книга очень «советская», она добрая и настоящая. И по-прежнему любима читателями!

В серии «Страна приключений» также хочется отметить роман Александра Беляева «Человек-амфибия» одно из самых известных произведений писателя. С этого романа часто начинают знакомство с приключенческо-фантастическим жанром. Приключения Ихтиандра, получеловека-полурыбы, поражали воображение читателей во время выхода романа и не оставляют равнодушными по сей день. Это книга о том, как непросто живется в обществе кому-то, кто не похож на остальных, о том, как жестоки порою люди. А еще о подводном мире, который одинаково прекрасен и жесток.

Еще один роман Беляева — «Остров погибших кораблей». Читатель окажется в центральной части Саргассова моря (моря, затянутого крепкими водорослями, в которых запутываются и гибнут корабли). Прочные водоросли и особенности дна не дают кораблям уйти под воду. Так появляется государство — «Остров погибших кораблей». В странном мире, затерянном среди мертвого моря и обломков кораблей, героев ждет множество приключений, разгадывание опасных тайн и преступлений, морские чудовища, несметные сокровища и, конечно, романтическая любовь.

Наш морской круиз продолжается, и мы плывем к серии «Мировая книжка» от издательства «ЭНАС-книга». Эта серия бюджетная: книги стандартного обычного формата, с черно-белыми иллюстрациями. В нее входят большей частью забытые и давно не издаваемые произведения. Например, «Коралловый остров» Р. Баллантайна! Повесть была невероятно популярна в конце ХIX века: Баллантайн решил пересказать сюжет «Робинзона Крузо», представив, что было бы, если бы вместо Робинзона на остров высадились потерпевшие кораблекрушение подростки. Их жизнь на необитаемом острове — волшебная сказка. Они одерживают победу в схватке с пиратами, строят жилье и шьют одежду. Примечательно, что «Коралловый остров» возмутил в свое время известного писателя У. Голдинга, и он написал в ответ Баллантайну своего знаменитого «Повелителя мух» в качестве пародии на его произведении. По иронии судьбы Пародия впоследствии затмила оригинал и стала одним из самых известных романов ХХ века.

Слева: «Человек-амфибия». Справа: «Остров погибших кораблей». Издательство «Нигма»

Еще одна «мировая книжка» — повесть Р. Киплинга «Отважные капитаны». Главный герой — сын одного из самых богатых людей в стране — оказывается на волосок от смерти, свалившись за борт комфортабельного судна. Родные уверены, что он погиб. Но мальчик оказывается на рабацкой шхуне, где у него больше нет заботливых слуг, и он должен сам о себе заботиться. Из капризного избалованного мальчишки Гарвей превращается в стойкого юношу, которого больше не пугают трудности и лишения. Книга читается с большим интересом, читать ее рекомендуем с 9-10 лет.

А вот эта книжка была самой любимой у многих читателей. Не сопереживать герою повести «Морской волчонок» Томаса Майн Рида невозможно. Юный Филипп Форстер оказывается в, казалось бы, безвыходной ситуации: он заперт в трюме корабля, и ни одна живая душа не кинется его искать. Филипп не протянет долго без пищи, воды и света… Необходимо искать выход! Эта повесть — детальная инструкция о том, как не унывать в самых сложных ситуациях, как сохранять бодрость духа, не терять воли и желания жить. Прочитав ее, становится понятно, что выход можно найти всегда, если только ты не бездействуешь и не успокаиваешься! Важная и необходимая для подростков книга.

Ну а мы снова меняем маршрут: право руля! Держим курс на «Остров сокровищ» от издательства «Махаон»! Книга в особом представлении не нуждается: классика приключенческой литературы! История о том, как юный Джим Хоккинс неожиданно для себя оказался втянут в историю с пиратами и сокровищами, будорожит умы не одного поколения читателей! Отрывки из произведения даже входят в обязательную школьную программу. И, конечно, это правильно, ведь романтика, воспитываемая приключенческими книгами, является движущей силой многих будущих открытий, а кодекс чести, прописанный в них, — основа любой зрелой личности. Например, отрывок, когда Джим отказывается спастись, так как дал слово Сильверу! Своему главному врагу! Можно сотню раз рассказать ребенку о чувстве долга, но насколько мощнее один подобный пример! В издании «Махаона» стоит обратить внимание на иллюстрации известного австралийского художника Роберта Ингпена, обладателя Международной Золотой Медали им. Х.К. Андерсена. Его рисунки правдивы и эмоциональны, они подкупают своей искренностью и передают самую суть произведения. Отличный подарок для любого подростка 10+.

Еще один приключенческий роман о невероятных событиях, произошедших с моряком из Йорка — «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Робинзон попадает на необитаемый остров, пережив кораблекрушение и встречу с пиратами. Но на острове его ждет новая опасность — встреча с дикарями-людоедами… В издании «Махаона» классический пересказ Корнея Чуковского, иллюстрации Заслуженного художника России Анатолия Иткина.

Слева: «Отважные капитаны». Справа: «Морской волчонок». Издательство «ЭНАС-книга»

Мы снова движемся в сторону «Нигмы», чтобы пришвартоваться у произведений Александра Грина — писателя-романтика, писателя-философа, любящего и знающего море. Один из лучших его романов — «Бегущая по волнам». Это приключенческая книга с элементами детектива, сказки и фэтези, главная мысль которой — «Нужно верить в свою мечту!». Главный герой Томас Гарвей ищет свою мечту и свой идеал. Не раз он окажется на грани жизни и смерти, но ему всегда будет помогать таинственная волшебница Фрези Грант, бегущая по морским волнам. Удастся ли Гарвею найти любовь всей жизни? Сможет ли он победить жестоких врагов и стать счастливым? Откуда взялась странная волшебница Фрези Грант? В романе хранится множество тайн, и их обязательно нужно разгадать.

И, конечно, главное произведение Грина, его своеобразная визитная карточка — «Алые паруса». Бессмертная история о любви, верности, мечте и, конечно, о море, над которым когда-то расцветет Алый парус…

Ну и напоследок мы должны зайти в бухту исторических приключений! Здесь хочется рассказать о двух книгах. Первая — «»Васа» выходит в море» Свена Нурдквиста и Матса Валя. Книга состоит из двух частей: первая — художественный текст, вторая — исторические факты. Обе части написаны прекрасно, читаются с интересом, напоминая одновременно приключенческий и детективный роман! «Ваcа» — один из крупнейших королевских кораблей военного флота шведского короля Густава II Адольфа. Это единственное судно, которое дошло до нас с начала семнадцатого века: его обнаружили на морском дне у входа в Стокгольмскую бухту в апреле 1961 года. Необычной истории корабля и посвящается книга. В этой истории есть все, что привлечет внимание мальчишек: приключения, пожар, эпидемия чумы, поиски пропавшей девушки, кораблекрушение и, разумеется, победа добра над злом. Действие развивается стремительно, читатели постоянно находятся в напряжении.

Вторая — «За три моря». Книга создана на основе записок Афанасия Никитина «Хождение за три моря» — одного из памятников древнерусской литературы. Афанасий Никитин рассказал в записках о своем шестилетнем путешествии по восточным странам и Индии, ее населении, великолепных дворцах князей и об индийском искусстве и архитектуре. Жизнь Никитина — невероятное и опасное приключение и пример беззаветного служения Родине и науке.

Всё, что пережито и прошло, становится приключением. Эрих Ремарк

Наш литературный круиз подходит к концу. Все книги, о которых мы сегодня рассказали, подходят для летнего самостоятельного чтения подросткам 10+. Многие морские приключения сегодня не были включены в наш маршрут. Будем очень признательны, если вы вспомните и другие названия книг о приключениях на морях-океанах! Тогда мы обязательно отправимся снова в путешествие по страницам любимых книг!

Самые интересные рассказы о путешествиях

saparov.ru

Дмитрий Азрикан

Об авторе. Дмитрий Азрикан живет в США, занимается выставочным дизайном и уже 9 лет пишет для «Газеты.Ru» прекрасные путевые заметки. На наш взгляд, ничего лучше о путешествиях на русском языке в XXI веке не публиковалось. Не верите? До сих пор не читали Дмитрия Азрикана? Тогда мы вам завидуем: сейчас вы получите настоящее удовольствие.

Реклама

Цитата: «Они ездят большими компаниями или семьями на автомобилях и очень долго разгружаются. Потом они бесконечно долго натягивают на себя эти костюмы резиновые. Им помогают дети. У них очень много детей. Потом они выразительно ходят так вдоль берега со своими досками наперевес. Эта категория серфингистов никогда не заходит в воду. У них и так полно дел. Заходят другие. Они берутся ниоткуда и могут заполнить побережье от горизонта до горизонта. Они очень терпеливые. Им не страшна совершенно ледяная вода (конец мая). Их основное занятие — ждать какой-то специальной волны. Для этого они часами висят в море, одни головы торчат. Вечером уходишь с балкона спать, в середине океана болтаются какие-то черные шары. Это их головы. На рассвете выходишь на балкон, они уже (или еще?) там. Я никогда не видел, чтобы они бесстрашно и плавно летели над волной, как в кино. Может быть, этот период приходит к ним поздней осенью? А ранним летом они просто вьют гнезда там в воде…» Читать полностью

Еще: «Это mare на всю жизнь»; «Увидеть японское солнце»; «Мексиканская любовь»; «Двести метров до моря»; «Карибская реакция»; «А завтра сделать это снова».

saparov.ru

Георгий Красников

Об авторе. Георгий Красников в этом году рассказал читателям «Газеты.Ru» всего об одном путешествии по Южной Америке, но зато каком. 13 стран, 100 городов, 50 тыс. километров автостопом, автобусами, поездами и кораблями. Согласитесь, не каждый на такое способен. Если вы захотите повторить рекорд Георгия и его жены, перечитайте FAQ, который они составили специально для такого случая.

Цитата: «Несколько лет назад нам в голову пришла идея путешествия по Южной Америке. Изначально был план пожить некоторое время в Эквадоре, а в перерывах или до и после поездить по соседним странам. Обязательными пунктами значились Боливия, Чили, а также аргентинские Кордоба, Буэнос-Айрес и Ушуая. На это все мы заложили год. Во многом это было сделано не только для того, чтобы познать новые страны, но и получить опыт длительного путешествия… Я помню, что Латинская Америка казалась мне в России таким романтическим регионом: Анды, индейцы, джунгли, Че Гевара, сальса, борьба за свободу, райские пляжи. Реальность, конечно же, не совсем такая. То есть, если вы приедете на пару недель, возможно, все таким вам и покажется. Но если останетесь тут на больший срок, уже на третий месяц романтика станет обыденностью. Большую часть времени вы видите не Анды с индейцами, а невзрачные кварталы, магазинчики, кафешки, банки BBVA. Обычная жизнь простых и непростых людей точно такая же, как в России, Румынии, Иране, Новой Зеландии. С другой стороны, это-то как раз и хорошо: вы начинаете видеть то, что ускользает из поля зрения обычного туриста…» Читать полностью

close saparov.ru

Вадим Махоров

Об авторе. Вадим Махоров, больше известный в сети под ником dedmaxorka, совершает удивительные путешествия и делает не менее удивительные фоторепортажи. В 2013 году мы опубликовали несколько из них и до сих пор не можем понять, какой удивил нас больше всего: о ночном восхождении на египетские пирамиды, о нелегальных съемках с небоскребов Дубая или о серии бейс-прыжков в Европе. Вадим, у вас отлично получается. Продолжайте в том же духе!

Цитата: «Хмурые лица, давка в метро, пробки, бичи у вокзалов — мне это вспоминается в первую очередь, когда речь заходит о Москве. Перенаселенный город, где кипит жизнь. Попадая в Москву, будто окунаешься в реку и тебя несет куда-то далеко по течению. Я и не представлял, что Москва (и Россия в целом) после нашей поездки в Каир будет казаться мне раем. Надоели серые будни? Вам осточертело то, что вас постоянно окружает? Хочется чего-нибудь новенького? Предлагаю вам легкий путь выхода из депрессии — трехдневную поездку в Каир. Я расскажу вам, как можно нестандартно отдохнуть в Египте, как дважды попытаться залезть на пирамиду, но залезть в итоге лишь один раз… Текста будет много, но я надеюсь, что вам понравится…» Читать полностью

Еще: «Дубай сверху»; «Прыгнуть в Италии»; «Прыгнуть во Франции»; «Прыгнуть в Швейцарии»; «Прыгнуть в Греции».

saparov.ru

Дмитрий и Анна Сапаровы

Об авторах. До 2011 года Дмитрий и Анна Сапаровы, как они сами уверяют, вели совершенно обычный образ жизни: дом, работа, короткие путешествия. Но летом того года все изменилось: Дмитрий и Анна уехали в Аргентину и с тех пор сильно изменили свои взгляды. «Мы отказались от привязанности к одному месту; от социальных обязательств, которые ограничивают свободу; от условностей, которые не позволяют наслаждаться жизнью в полной мере. У нас есть столько вещей, сколько помещается в машину. Мы уделяем работе столько времени, сколько не мешает нашей личной жизни. Мы живем там, где мы хотим жить сегодня. Мы делаем то, что нам интересно делать сейчас. Мы не строим планов на дальнюю перспективу. Нам нравится жить в постоянном движении. За два с лишним года, прошедших после отъезда, мы ни разу не пожалели о сделанном. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что мы приняли верное решение. Фамилия Сапаров на некоторых тюркских языках означает «дорога». Похоже, мы не случайно носим эту фамилию, поскольку самое прекрасное, что есть у нас в жизни, — Дорога», — пишут они в своем блоге. Одним из последних путешествий, которое Дмитрий и Анна совершили еще в той, прошлой жизни, стала поездка в пустыню, о которой они и рассказали в этом году читателям «Газеты.Ru». Возможно, именно она и подсказала им, какой шаг должен быть следующим? Кто знает. В любом случае мы желаем Сапаровым удачи и новых открытий.

Цитата: «Сулейман в последний раз заварил нам туарегский чай, и мы лежали на песке, глядя на горизонт. Если и была где-то пустыня в это время, то у нас в головах. Пустыня меняет человека. После того как ты видел рассвет над Сахарой, дышал горячим воздухом и впитывал всем телом ощущение бесконечности, невозможно оставаться таким же, как раньше. Было ощущение, что мы прикоснулись к чему-то грандиозному и невероятно прекрасному…» Читать полностью

close saparov.ru

Владимир Трофимов

Об авторе. Владимир Трофимов провел несколько дней в чуме и даже поучаствовал в кочевке на север. Как живут оленеводы в XXI веке? Смотрят ли они телевизор? Ходят ли их дети в школу? Как разобрать чум за несколько минут? Как перегнать стадо оленей? Ответы на эти и многие другие вопросы Владимир узнал, побывав в тундре и познакомившись с бригадой оленевода Максима Канева. А еще он сделал в этой поездке много фотографий. Очень красиво и интересно. Рекомендуем.

Цитата: «Когда встречаешься с ранее невиданными вещами, обычно происходит ломка созданных себе отрывочной информацией иллюзий. Итак, я представлял себе стойбище северных кочевников чем-то вроде деревни из чумов, где бегают дети, в чумах хлопочут хозяйки, а общее число обитателей приближается к полусотне. Тут же, за околицей, как мне казалось, должны были пастись олени. Наверняка стойбища и выглядели раньше так, как я себе их представлял, или даже есть такие, но где-то в других местах. На самом деле людей в тундре остается все меньше, и почти все оленьи стойбища в наше время состоят из одного чума…» Читать полностью

saparov.ru

Вячеслав Фирсов

Об авторе. Вячеслав Фирсов — заядлый споттер. Кажется, он все, ну или почти все знает об авиации, авиакомпаниях, аэропортах и лучших точках для съемки самолетов. Рассказывает о своих споттингах Вячеслав так заразительно, что хочется все бросить, взять камеру и без промедлений отправиться в аэропорт — но не для того, чтобы куда-нибудь улететь, а для того, чтобы сделать побольше красивых кадров.

Цитата: «Пожалуй, нет такого авиационного фотографа, который ни разу не слышал о пляже Махо-Бич, что на острове Сен-Мартен. Для споттеров это своеобразная Мекка, где должен побывать каждый. Во всяком случае, я еще не встречал коллег по хобби, равнодушных к Сен-Мартену.
Теперь могу сказать смело: я там побывал и обязательно туда вернусь! Даже один день на этом пляже стоит двух суток перелета, уж не говоря о неделе, которую мы со товарищи там провели. Но ближе к делу, как говорится. Сегодня речь пойдет о реактивных лайнерах, скользящих над волнами Атлантики. Сегодня только большие самолеты…» Читать полностью

Еще: «Стамбульское царство»; «Небо в ливреях»