Развод в православии

Развод по-христиански?

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Развод по-христиански

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9). Вторая причина — это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Как пережить измену?

Развод

В 2019 году процедура развода в России остается прежней. Расторгнуть брак можно в административном (через ЗАГС) или судебном порядке. Также сохраняется возможность подать на развод через Госуслуги или МФЦ (в случае развода в административном порядке). Чтобы подать на развод нужно соблюсти все предусмотренные законом процедуры.

Основания и способы расторжения брака

Действующим российским законодательством предусматриваются два варианта развода: через ЗАГС (органы записи актов гражданского состояния, т.е. в административном порядке) и через суд (судебный порядок). Конечно, с юридической точки зрения проще всего расстаться путем подачи заявления в отдел ЗАГС, но такая возможность есть далеко не у всех разводящихся пар — например, за разводом придется обращаться в суд, если у супругов есть общие несовершеннолетние дети, если одна из сторон (муж или жена) не согласна разводиться или если у них имеются споры о разделе имущества.

Фото .com

Развод в административном порядке

Обращаться в органы ЗАГС можно только при соблюдении определенных условий:

  • оба супруга подают совместное заявление, не возражая против расставания, а также не имеют общих детей, которым не исполнилось 18 лет;
  • на развод подает только один супруг, в то время как второй либо осужден на длительный срок за преступление (более чем на 3 года), либо признан по решению судьи недееспособным или пропавшим без вести.

Написание заявления

Заявление о расторжении брака нужно подавать в орган ЗАГС, который может находиться:

  • по месту жительства обоих супругов (проживающих совместно) либо по месту проживания любой стороны;
  • по месту регистрации брачного союза.

В заявлении нужно указать всю информацию о супругах (имена, фамилии, адреса, паспортные данные), а также основания для развода.

Уплата госпошлины

При разводе каждая из сторон семейных отношений должна оплатить государственную услугу расторжения семейного союза. Согласно действующему налоговому законодательству, размер данной пошлины установлен в размере 650 рублей с каждого супруга.

Если брак прекращается в одностороннем порядке на основании недееспособности, безвестного отсутствия либо осуждения одного из супругов на длительный срок, второй супруг платит только 350 рублей. При таком разводе нужно помнить, что:

  • госпошлина за развод уплачивается до подачи заявления о расторжении брака;
  • пошлина оплачивается через банковское отделение, а также через терминалы, которые зачастую устанавливают в зданиях отделов ЗАГС;
  • для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен отдельный счет в Сбербанке РФ, поэтому номер счета нужно уточнять у сотрудников органа ЗАГС.

Сроки и порядок процедуры

Через 1 месяц после подачи заявления можно получить свидетельство о разводе.

Данный срок предусмотрен для того, чтобы разводящиеся могли переосмыслить принятое решение. Только после подтверждения готовности завершить процедуру расторжения брака бывшим супругам будет выдано свидетельство о разводе.

Также подать заявление на развод в ЗАГС можно через Госуслуги или через МФЦ.

Развод в судебном порядке

Любая судебная процедура всегда предусматривает определенные сложности и длительность разрешения дела. Это справедливо и для бракоразводного процесса. Через суд следует разводиться, если:

  • у мужа и жены есть общие дети, которые не достигли совершеннолетнего возраста;
  • супруги не могут самостоятельно разрешить имущественные споры;
  • кто-то из супругов не дает согласия на расставание в мирном порядке или отказывается подавать совместное заявление в ЗАГС.

Обращение в суд начинается с подачи искового заявления о расторжении брака, которое должно быть составлено по всем правилам для скорейшего его принятия судом к рассмотрению.

В какой суд обращаться

Обращаться к мировому судье нужно, если нет споров о детях, а также цена иска при разделе имущества (стоимость делимого совместного нажитого имущества) не превышает 50 000 рублей. В остальных случаях бракоразводный процесс возможен только в районном суде.

За обращение в суд взимается государственная пошлина:

  • 600 рублей за простой развод;
  • до 60 000 рублей при разделе имущества (сумма госпошлины в этом случае зависит от цены иска).

Срок для примирения

Судья на свое усмотрение определяет, имеется ли возможность сохранить семью. Если даже минимальная вероятность есть, то он может назначить мужу и жене срок для примирения. Такой срок не может быть более 3 месяцев, но и не может быть менее 1 месяца. Для сокращения назначенного судом срока стороны имеют право попросить об этом суд, предоставив обоснования такого сокращения.

Судебное заседание и вопросы, разрешаемые судом в его ходе

Судебное заседание проводится в назначаемый судьей день. Об этой дате и о времени проведения слушания стороны извещаются заранее. Судом могут быть разрешены следующие вопросы:

  1. С кем из родителей будут проживать дети.
  2. О взыскании алиментов на ребенка.
  3. О взыскании алиментов на бывшего супруга (супругу).
  4. О разделе совместно нажитого имущества.

Решение суда

В бракоразводном процессе судебное решение — это один основной документ, ведь именно на его основании брак будет признан расторгнутым. Кроме того, именно на основании решения судебного органа выдается свидетельство о расторжении брака.

Решение суда о разводе влечет правовые последствия только после того, как вступит в законную силу. Для этого нужно, чтобы прошел месяц после его вынесения, отведенный для возможности его обжалования.

Судебное решение может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию. Сделать это может не только истец или ответчик, но и любое третье лицо, участвующее в деле. Кроме того, при обжаловании допустимо обжаловать не только факт самого расторжения брака, но и то, как судом было разделено совместно нажитое имущество либо определено место жительства детей.

Свидетельство о расторжении брака и возможность смены фамилии

Свидетельство о разводе выдается органами ЗАГС. Чтобы его получить необходимо представить выписку из решения суда о разводе. Выписка (в ней указывается все, что должны принять к сведению органы ЗАГС при совершении действий по выдаче свидетельства) должна быть выдана в течение 3 дней со дня вступления в силу решения. Если ее получить сложно или невозможно, то копия судебного решения также подойдет для предъявления. Свидетельство выдается каждой стороне, для его получения нужно оплатить госпошлину в размере 650 рублей с каждого супруга. При его последующей утере его можно восстановить, повторно оплатив госпошлину.

После расторжения брака супруги имеют право сменить фамилию. Сделать это нужно в момент регистрации развода в органах ЗАГС, то есть при подаче заявления о выдаче бракоразводного свидетельства. Помните, что при смене фамилии придется менять также и паспорт!

Особые случаи

При расторжении брака возможны ситуации, требующие отдельного рассмотрения.

Развод без присутствия супруга

Расторжение брака без присутствия одной из сторон возможно в следующих случаях:

  • если супруг физически не может присутствовать в суде или отделе ЗАГС;
  • если супруг не согласен на расставание и своим отсутствием выражает это;
  • если супруг признан судом недееспособным, безвестно пропавшим, или осужден на срок от 3 лет и находится в местах лишения свободы.

Если один из супругов не может присутствовать при процедуре расторжения брака, то он может уполномочить доверенное лицо на представление собственных интересов.

Суд также может провести процедуру заочного рассмотрения. В таком случае ответчика ставят в известность о бракоразводном процессе, при этом он должен сообщить о невозможности присутствовать на заседании и попросить отложить слушание или рассмотреть дело без него, но если он этим правом не воспользовался, то суд заочно вынесет решение.

В случае же, если ответчик трижды не является на заседание по причинам, которые не могут быть признаны уважительными, суд на последнем слушании выносит решение о разводе.

При обоюдном согласии и работники органа ЗАГС, и судья могут расторгнуть брак в присутствии только одной из сторон. При этом нужно помнить, что при отсутствии обоюдного согласия брак может быть расторгнут исключительно в судебном порядке.

Развод с иностранцем

Расторгнуть брачный союз с иностранным гражданином в России можно как посредством органов ЗАГС, так и в суде.

  • Развод в административном порядке производится по стандартной для РФ процедуре. Возможно также и расторжение брака без присутствия супруга-иностранца, но в таком случае потребуется его заявление, заверенное нотариально.
  • Развод в судебном порядке может сопровождаться рядом сложностей в случае отсутствия иностранного супруга на территории РФ. В такой ситуации возможно расторжение брака без присутствия этого супруга, но потребуется его заявление, а также полное соблюдение его прав в соответствии с законодательством страны, гражданином которой он является.

Развод с осужденным супругом

Если один из супругов осужден на срок 3 года и более и находится в местах лишения свободы, то второй супруг может расторгнуть с ним брак в административном порядке. Такая процедура возможна даже при наличии общих несовершеннолетних детей.

Если в поисковой системе в строку запроса ввести слово «развод», вы получите массу рекомендаций, как развестись, узнаете всё о процедуре, разделе имущества, статистике. Вы найдете статьи вроде «10 признаков того, что вы скоро разведетесь» или даже правила хорошего тона при разводе. Большинство статей будут начинаться со слов, что развод — это ужас и катастрофа, затем, возможно, будет приведена шокирующая статистика. Но дальше в легкой и непринужденной форме вам будут предложены довольно занятные советы.

В одной из статей я увидела такие признаки приближающегося развода как необъяснимо хорошее поведение супруга, неодобрение одной стороной увлечений другой, а также ссоры из-за мелочей. Изучив ещё пару материалов на эту тему, я вдруг поняла, что по современным светским представлениям уже давным-давно должна быть в разводе, но что-то пошло не так. Провести 10 лет в браке с одним мужчиной и не планировать раздел имущества — у многих моих нецерковных знакомых это вызывает плохо скрываемое удивление. По правде сказать, мало кто из них сохранил первый брак, потому что развод в нашем обществе стал делом не только не осуждаемым, но и одобряемым, местами модным и вполне привычным. Но…

Что говорит Иисус о разводе?

О том, что сначала не было так, нам говорит Господь, отвечая на вопрос фарисеев о допустимости развода:

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19:3-9).

Позиция Господа настолько строга, что даже самые ближайшие его ученики сказанного вместить не могут: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10).

Что говорит Церковь о разводе

Действительно, для последователей Христа единственной причиной для развода может быть прелюбодеяние супруга. 2000 лет спустя после слов Господа в Основах социальной концепции РПЦ именно они будут основанием для формулирования не менее строгой позиции Церкви по вопросу расторжения брака:

«Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака… Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям… Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности».

Выглядит сурово, не так ли? Но разве есть семьи, в которых не случается кризисов? Разве бывает семейная жизнь без конфликтов? Современная действительность диктует нам: если супруг не оправдал твоих высоких ожиданий — разведись с ним. Зачем предпринимать усилия и работать над отношениями? Можно просто закончить этот роман, потому что он больше не радует, и перейти к следующему. Но насколько долгой будет эта радость нового романа? И где гарантия того, что человеку, не желающему работать над отношениями и над собой, через несколько лет не захочется вновь убежать? Церковь предлагает нам вести себя в семейных конфликтах иначе и, конечно, предлагает свою помощь:

«В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод».

Такая позиция совершенно не соответствует современному взгляду на вещи. Она предполагает приложение усилий, принятие на себя ответственности за свой брак и свою семью. А это совсем не соответствует идее получения сиюминутной выгоды и удовольствия, доминирующей в светском сознании.

А если семейная жизнь превратилась в кошмар?

На сказанном выше можно было бы остановиться. Господь повелел не разводиться, и да будет так. Но человеческая природа настолько богата пороками, и довольно опасными, что их разрушительную силу игнорировать просто невозможно. Алкоголизм, наркомания, семейное насилие — это как раз те ситуации, когда развод, возможно, является меньшим злом, чем оставление страдающей стороны и детей в опасности. И Церковь не отрицает их существования и гибельных последствий. В Основах социальной концепции РПЦ есть отсылка к определению «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», принятому в 1918 году Поместным Собором. Тогда в качестве причин для развода (помимо супружеской измены) рассматривались вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. Наше время внесло в этот перечень свои коррективы. Теперь к достаточным основаниям для развода относятся также СПИД, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Несколько слов о церковном разводе и втором браке

В любом случае развод — это катастрофа, которую нельзя устраивать по прихоти или из каприза. Это крайняя мера, которая во многом сопряжена с безопасностью для жизни и здоровья (как телесного, так и душевного) членов семьи. Если брак распадается, Церковь, как и в случае любого проявления греховной природы человека, призывает его к покаянию. И после покаяния и выполнения епитимьи допускает второй брак даже той стороне, которая была виновна в разрушении первого. Именно в связи с вступлением во второй брак возникает вопрос о так называемом «церковном разводе», который заключается в признании церковного брака утратившим силу. Если мы снова обратимся к Основам социальной концепции, то увидим, что Церковь допускает церковный развод в ситуациях, когда распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным.

Итак, развод — это грех, за которым должно следовать покаяние, и допускается он только по очень серьезным причинам. В остальных случаях Церковь призывает нас стараться сохранить брак и предлагает свою помощь в этом не всегда легком деле.