Религиозные представления древних людей

На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

Считается, что тотемизм является главной формой архаичной веры и присущ человеческому обществу на ранних стадиях развития. Система религиозных представлений о родстве между родом и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти. Каждый род носил имя своего тотема, но могли быть и более «специализированные» тотемы. Например, все мужчины племени считали своим предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем. Животное, которое считалось тотемом — было священно — его запрещалось убивать.

Более того, для древних людей характерен фетишизм (предание какому-либо предмету сверхъестественной силы). Фетишем мог стать любой предмет, им мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов, которые должны оберегать своего владельца.

Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа — живая. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. слова — «анимус» — дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи — украшения, оружие и запасы пищи. По представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробной жизни.

Другой формой первобытной религии была магия. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями.

Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. Человек современного вида эпохи палеолита был единственным, кто оставил в этой области неоспоримые доказательства. Появление искусства – признак прогрессивных охотничьих культур, относящихся к окончанию ледникового периода. Западная Европа – самый значительный очаг доисторического искусства. Единственной областью творческой активности (верхнего палеолита (30 тысяч лет назад) и мезолита) является изобразительное искусство. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира. Вообще, всё доисторического искусство можно разделить на декоративно-прикладное (использование камня, рогов оленей, слоновой кости в качестве материала) и наскальную живопись (рисунки, барельефы и резные изображения не только стенах, но и потолках, полах пещер). Одной из первых находок подобных изделий была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух.

При этом археологи отмечают высокое мастерство обработки материала, несмотря на примитивные инструменты. Преобладают изображения животных, в основном крупных млекопитающих, таких как бизон, зубр, мамонтов, шерстистых носорогов. Участки пещер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Женщины – первые представители человеческого рода, которых стали изображать. Чаще в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно они изображались полными и обнажёнными, матерями, имеющих много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин – охотниц. По всей вероятности, их носили как амулеты, при чём все члены общины.

Множество фигур носят «антроморфный» характер — полулюди, полуживотные (возможно, гибридные существа, входящих в состав мифологии охотников). Обнаружено множество загадочных знаков – от простых точек до сложных орнаментов. А также замечено, что пещеры с росписями не всегда служили жилищами.

Следует заметить, что в среднем каменном веке на стенах пещер изображаются группы танцующих или охотящихся людей. Наскальное изображение охоты и разных обрядов показывают, что люди среднего каменного века уже не так сильно, как их предшественники, зависели от природы. Они стали осознавать эту, пока ещё слабую независимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное животное. Орнамент же появляется у людей нового каменного века, что является свидетельством того, что у них сильнее проявляется способность отвлекаться от конкретной реальности, улавливая в разнообразии мира общие черты. Орнамент – искусство, связанное с измерением и числом.

Во что верили первобытные люди?

Историческое время (повышенный уровень).Соотнесите события и даты (к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца ЗАПИШИТЕ ЦИФРЫ): * ТАБЛИЦА!!! ПОМОГИТЕ!!! 1.Автор более 40 кюев, родился на склонах гор Каркаралы.(9букв) 2. В переводе с древнетюркского языка, это слово означает «помнить, хранить в памяти». (6букв) 3. Исполнители песен казахского народа.(5букв) 4. Алфавит, который использовали историки в средние века.(8букв) 5. Легендарный основатель культовой музыки.(6букв) 6. Учитель Курмангазы.(4буквы) 7. Мастер слова.(6букв) 8. Известный казахский жырау.(5букв) 9. Так назвали XIX век в казахском песенном искусстве.(8букв) По вертикали: 10. Бий, получивший прозвище «каздауысты»-«гусиноголосый»(7букв) 11. «Суырып салма» в переводе на русский язык.(12букв) 1 С какой целью Диоклетиан проводил реформы в управлении империей? 2 Какое влияние оказали реформы Константина га развитие Римской империи? 3 Какое ме сто занимала религия в Римской империи 1.Почему в рамках международных отношений России очень важно укреплять отношения с бывшими республиками Советского Союза? 2. Как вы считаете, когда и что может повлиять на улучшение и сближение Российско-Украинских отношений? 3.Составить информационную справку о Евразийском экономическом союзе 1.в каких направлениях строится сотрудничество 2.почему он важен в международных отношениях? 7 класс, история. Параграф 24, тема «Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке» Согласны ли вы с суждением? (+ и -) 1. По берегам Амура жили нен цы, удэгейцы и другие племена. 2. Русским облегчало освоение сибирских земель наличие огнестрельного оружия. 3. Путь в Сибирь открыл для русских людей в XVII веке казачий атаман Ермак Тимофеевич. 4. Как правило, вхождение местных племён в состав Российского государство шло мирным путём. 5. Центром власти в Сибири был город Мангазея. 6. Местные власти не принуждали население к крещению в православие. 7. В.Д. Поярков прошёл весь Амур и добрался до Тихого океана. 8. При освоении Приамурья Россия столкнулась с Японией, также претендовавшей на эти территории. 9. Семён Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой. 10. Русско-китайская граница по Амуру была определена Нерчинским договором. Конспект по истории 5 класс михайловский параграф 48 падение срочно республики Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Московское царство безуспешно противостояло инос транной интервенции в период Смутного времени»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.1. Ливонская война2. Переяславская Рада3. Осада Смоленска войсками Сигизмунда III​ Из каких частей состояло войско Спартака? тема: восстание спартака Заполнить таблицу и ответить на вопросы

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

1. Бессилие первобытных людей перед природой.

За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.

Люди заставили служить себе могучую силу природы — огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.

Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.

Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты. Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.

Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.

Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.

Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.

По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.

2. Как появилась вера в «душу».

Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых. Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» — «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей. С возвращением её спавший просыпается.

Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.

Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.

3. Как люди создали богов.

Первобытные люди думали, что «душа» — «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» — боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.

Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию. Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки. Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.

Вера в богов и в «духов» называется религией. Возникла она несколько десятков тысяч лет назад.

4. Молитвы и жертвы.

Охотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.

Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.

Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки — жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.

Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в природе и в жизни людей, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы. Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Несколько сот тысяч лет люди жили первобытными стадами, и десятки тысяч лет они жили родами и племенами. С орудиями труда из камня и дерева, а позднее также из кости и рога первобытные люди едва добывали себе средства к жизни и часто голодали.

Благодаря труду людей их жизнь постепенно изменялась. Они стали строить жилища, делать одежду, заниматься земледелием и скотоводством. Изменились и сами коллективы людей: род был гораздо более прочным и лучше организованным коллективом, чем первобытное стадо.

Но было и много сходного между первобытным стадом и родом- люди трудились сообща, вместе владели имуществом. Такой порядок жизни, при котором первобытные люди сообща трудились, имели общее имущество, были равны между собой, называется первобытно общинным строем.

  • < ПЕРВОБЫТНЫЕ СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

Возникновение религии у первобытных людей

Религиозные странности: 10 странных и малоизвестных древних богов

В древности люди поклонялись множеству богов. Они считали, что человеческая жизнь во всех ее проявлениях зависит от высших сил. Однако не все их боги были наделены таким могуществом, как Зевс и Посейдон.

Огромное множество менее известных и значительных богов отвечали за самые разные сферы повседневной жизни людей, и люди верили, что Боги обязательно им помогут.

1. Кардеа

Кардеа – богиня дверных петель у римлян.

Богиня Кардеа, малоизвестная сегодня, у древних римлян почиталась наравне с остальными богами. Началось все с того, что Янус, охваченный желанием, обратил внимание на Кардеа, но она не испытывала к нему никаких чувств. Обычно Кардея отправляла своих поклонников в пещеру, обещая прийти туда чуть позже, а сама убегала.

Но ускользнуть от двуликого Януса, обладающего способностью видеть то, что происходит позади, ей не удалось. Янус, овладев Кардеа, назначил ее повелительницей дверных петель и вручил ей отталкивающую зло волшебную ветвь боярышника.

2. Сехримнир

Сехримнир – скандинавский мифологический вепрь.

В скандинавской мифологии эйнхерии — это лучшие воины, доблестно павшие в бою. Каждый день они непрерывно сражаются до тех пор, пока не падут все. На другой день они поднимаются и идут пировать в небесную Вальхаллу, в чертог Великого бога Одина. Их пищей является божественный бекон, приготовленный главным поваром Андримниром из огромного волшебного вепря Сэхримнира, способного прокормить огромное количество воинов. Каждый вечер они съедали этого необыкновенно вкусного вепря, а утром он снова оживал.

3. Матшишкапеу

Матшишкапеу – инуитский бог флатуленции.

Инуиты (эскимосский народ Канады) верили, что духи постоянно общаются с людьми. Общение с одними богами происходит через барабаны, с другими – во сне. И есть у инуитов один бог по имени Матшишкапеу, который общается через флатуленцию (газовыделение), посылая таким образом различные сообщения. При внезапной флатуленции старейшины должны были немедленно разъяснить смысл этих звуков. Однако сигналы этого бога очень трудно поддавались объяснениям.

4. Шед Бет ха-Кисе

Боги отхожих мест.

Во всех религиях имелись боги, присматривающие за туалетами. У китайцев этим занималась богиня Цзы-гу. Женщины оставляли в туалетах изображения этой богини в надежде, что она станет им помогать. В Вавилоне бог Шед Бет ха-Кисе следил за тем, чтобы поблизости от туалета никто не занимался сексом.

Наказанием за это было проклятие в виде эпилепсии, насылаемой этим мстительным богом. Римляне почитали двух туалетных богов: бога фекалий Стеркулиуса и богиню канализационной системы Клоацину. Что же касается японцев, то у них за отхожие места отвечал не один, и не два, а целый пантеон богов.

5. Терминус

Терминус – бог границ и межевания.

Одним из первых богов, появившихся у римлян, был бог Терминус, отвечающий за неприкосновенность границ, отмеченных священными камнями, называемых терминами, и столбами. Сдвигать их было категорически запрещено. Если кто-либо все же решался на это, его ждало неотвратимое наказание. Любой римлянин имел право его убить, и не только его самого, но и всех членов его семьи.

6. Калфу

Калфу — Бог перекрестков у гаитян.

За довольно безобидным именем «Бог перекрёстков» скрывается очень страшный бог, который у гаитян ассоциируется с сатаной. Наделенный функцией управления перекрестками, он напоминает «дьявола на распутье». Калфу часто изображали в виде демона, пьющего ром, настоенный на порохе. Этот демон выпускает злые силы, и с их помощью управляет людьми.

7. Мискеллани

Мискеллани – Неизвестный бог.

Древние греки для подстраховки, чтобы случайно не оставить какую-либо сферу жизни без божественного покровительства, придумали особого бога, которого назвали Неизвестным. Этот бог наделялся властью во всех сферах, оставшихся без божественного покровительства, по причине того, что таких богов еще не придумали или просто упустили эту сферу из виду.

Идея создать такого бога пришла к ним во время эпидемии чумы, свирепствующей в Афинах. Ритуальные жертвоприношения всем известным богам не давали желаемого результата, чума не проходила. Тогда греки и придумали этого бога, сделали для него жертвенник в поле и стали проводить ритуальные жертвоприношения.

8. Ксочипилли

Ксочипилли – бог-покровитель мужской проституции.

Во многих религиях у гомосексуалистов имелись свои боги, но самыми продвинутыми в этом плане оказались ацтеки. У них был даже бог, покровительствующий гомосексуалистам, занимающимся мужской проституцией, бог Ксочипилли. Второе имя у этого бога было Принц Цветов, однако под “цветами” подразумевались вовсе не маргаритки и розы, а священные галлюциногенные растения. Ими ацтеки осыпали статуи этого бога.

9. Сапона

Сапона – бог оспы.

Одним из наиболее почитаемых богов в нигерийском племени йоруба был Сапона – бог оспы. Культ этого бога процветал в конце 19 века. Угрожая проклятиями, служители культа Сапоны разными способами вымогали у поклоняющихся этому богу людей деньги. За отказ платить человеку по лицу размазывали струпья оспы или натирали ими окна его жилища.

Когда появилась вакцина против оспы, служители Сапоны всячески препятствовали вакцинации. Угрожая, они отговаривали людей от прививок, спровоцировав тем самым немалое количество эпидемий.

10. Тласолтеотль

Тласолтеотль – Богиня разложения у ацтеков.

Тласолтеотль в пантеоне богов отвечала за утилизацию всех отходов путем их поедания. Поедала она разлагающиеся тела, гниющие продукты, фрукты, овощи, а также «божественные экскременты». Но она была наделена еще одной, более приятной функцией – следить за паровыми банями. Для Тласолтеотль это было весьма кстати, ведь теперь, выполнив свою грязную работу, она могла помыться.