Роман воспитания

50 лучших книг о взрослении

Эмили Темпл (Emily Temple)

Конец лета — традиционно время взросления. Твой новый лучший друг возвращается домой. Твой новый бойфренд начинает притворяться, что не знает тебя. Твои родители обнаруживают твоё секретное место и превращают его в проходной двор. Ты переезжаешь в другой город. Твоя собака умирает. Ты сталкиваешь своего лучшего друга с дерева, он ломает ногу, а ты теперь борешься с чувством вины. Когда ты молод, ты меряешь время не годами, а классами в школе. И раз уж на нас надвигается очередной учебный год, команда Literary Hub бросила силы на создание списка лучших книг о взрослении — книг, которые обсуждают в школьных коридорах и читают под одеялом.

Для начала: что такое «роман о взрослении»? Естественно, это роман, в котором кто-то взрослеет в прямом или переносном смысле. Но требуется ли такому роману демонстрация зрелости в конце? Должно ли ранее упомянутое взросление быть главной темой? Должен ли герой в начале романа быть подростком? Может, младше 21? Ответом на все эти вопросы будет «обычно да, но не всегда». Ну, знаете, все мы узнаем взросление. В крайнем случае, мы точно узнаем его, когда уже «перейдём черту».

Но я всё равно составила ряд правил. Я решила исключить всё, написанное для детей или подростков, и за бортом остались такие произведения как «Изгои» , «Хорошо быть тихоней» и , но в списке есть, скажем, «Над пропастью во ржи» , потому что Сэлинджер писал его для взрослых. Я отказалась от сборников рассказов (даже если рассказы связаны между собой, как в «Руководстве для девушек по охоте и рыбной ловле»
) и решила, что в списке будет по одному роману от одного автора (но не сдержалась, и упомянула другие в нескольких случаях). Ещё я сконцентрировалась на «лучших», а не «о взрослении»: например, если роман прекрасно раскрывает тему, но сам по себе не так хорош, я его исключала в пользу лучше написанного, но где взросление было не главной темой.

И наконец, хоть заголовок и кричит, что именно эти 50 романов лучшие, пожалуйста, помните, что это всего лишь мнение нескольких начитанных редакторов. Так что не стесняйтесь не соглашаться, вносить поправки или (что лучше всего) добавлять к списку свои пункты.


«Мы, животные» Джастин Торрес

Тонкий, изысканный и сильный роман Торреса 2011 года ловко показывает читателю путешествие героя от безумия детства и братства к отчуждению подросткового возраста, к самопознанию, свойственному этому периоду, если не вызванного им. Это роман с поэтической душой; я никогда не забуду начало книги, которое должно дать вам представление о романе в целом:

Мы хотели еще. Били по столу рукоятками вилок, стучали ложками по пустым тарелкам: требовали добавки. Мы хотели еще громкости, еще буйства. Докручивали ручку телевизора до того, что ушам делалось больно от злых криков. Когда играло радио, мы хотели еще, еще музыки — хотели ритма, хотели рока. Мы хотели нарастить мускулы на худых руках. У нас были птичьи косточки, полые и легкие, и мы хотели уплотниться, утяжелиться. Мы — это шесть хватких рук, шесть топочущих ног; мы были братья, пацаны, трое маленьких королей, ведущих вечную войну за добавку.


«Назови меня своим именем» Андре Асиман

О, я обожаю «Назови меня своим именем», этот совершенный, глубокий, полный желания роман о юноше, который влюбляется в мужчину постарше и в процессе узнаёт много нового о себе, любви и семье. Смотрю на написанное и думаю, что звучит это довольно банально. Но книга не такая — в ней слишком много чувств, её нельзя назвать банальной.


«Средний пол» Джеффри Евгенидес

История о взрослении и о поиске себя: мир развивается, а Каллиопа становится Каллом.

Обратите внимание также: «Девственницы-самоубийцы» яростно борется за место здесь: в каком-то смысле это тоже роман о взрослении, но он не об одном герое, а о безликом хоре мальчишек.


«Любовь гика» Кэтрин Данн

Конечно, этот роман поднимает гораздо больше тем, чем просто взросление, и обычно его вообще не включают в эту категорию. Но все же он подходит, поскольку Олимпия рассказывает чудовищную историю своего детства (пытаясь защитить свою дочь от женщины, которая захочет сделать её «нормальной»). К тому же, честно говоря, для многих чтение этой книги и будет взрослением — она шокирует, прямо показывает человеческий опыт, амбиции и боль, даже в нечеловеческом виде.


«Лужок черного лебедя» Дэвид Митчелл

Митчелла знают в основном благодаря «Облачному атласу» , но читатели просто обязаны обратить внимание на его полу-автобиографичный роман 2006 года. В нём описан год (ну, 13 месяцев — по главе на каждый) из жизни тринадцатилетнего заикающегося мальчика. На фоне остальных работ Митчелла эта книга теряется, но она фиксирует очень специфический период, когда всё постоянно меняется. Всё объединяет прекрасный язык — написано с ясностью и сопереживанием.


«Любовник из Северного Китая» Маргерит Дюрас

Изначально Дюрас задумала свой классический автобиографический роман как сборник фотографий с подписями; хотя в книге нет изображений, в нём сохранилось это неповторимое чувство, которое испытываешь, просматривая фотографии: ощущение пойманного момента. В романе рассказывается, как вы, наверное, знаете, о молодой белой девушке и ее любовнике-китайце, который старше её. Действие происходит во французском Индокитае 1920-х годов, и тем здесь гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд: класс, раса, психическое здоровье, деньги, семья, красота, ярость, взросление. Роман не непристойный. Едва ли сексуальный. Вместо этого, читатель познакомится со странной одой самопознанию.


«Autobiography Of Red» Anne Carson

Для романа о взрослении произведение Карсон в стихах выбирает неожиданную тему: Герион, великан из древнегреческой мифологии (не в прямом смысле), страдает от нападок со стороны брата, а мать слишком слаба, чтобы защитить его. Помимо этого, он ещё и обречен влюбиться в прекрасного молодого человека по имени Геракл. Но несмотря на странную форму, неясные образы и волшебный дух этой книги, в мире мало более впечатляющих романов о взрослении.


«Мы живем в замке» Ширли Джексон

В этом романе не только лучшее начало всех времён и народов (ну или одно из лучших; смотри «Мы, животные» выше по списку), но и очень правдоподобная героиня, справляющаяся с тем, что я осторожно назову… уникальной семейной ситуацией.

«Убить пересмешника» Харпер Ли

Когда говорят о романах о взрослении, наравне с «Над пропастью во ржи» на ум сразу же приходит «Убить пересмешника» (по крайней мере, американцам). В конце концов, тут есть что любить: рыцарственный отец, дочь-пацанка, загадочный сосед, личностный рост! Классика среди классических произведений.

«Не только апельсины» Дженет Уинтерсон

Любимый многими роман о взрослении и признании своей гомосексуальности. Главная героиня — Джанет — девушка из религиозной семьи. Она мечтает стать миссионером, пока не влюбляется в другую девушку.

«Над пропастью во ржи» Джером Д. Сэлинджер

Когда говорят о романах о взрослении, наравне с «Убить пересмешника» на ум сразу же приходит «Над пропастью во ржи» (по крайней мере, американцам). Лично мне роман не очень нравится; прочтите лучше «Фрэнни и Зуи» или, ещё лучше — «Девять рассказов» . Однако, роман многим запал в душу, и об этом говорит сам факт того, что мы всё ещё обсуждаем и оцениваем Холдена спустя почти 70 лет с первой публикации.

«Sag Harbor» Колсон Вайтхед

«Саг-Харбор» — прямое доказательство того, что Колсон Вайтхед может писать всё: и душераздирающие исторические романы, и романы о зомби, и классические романы о взрослении (и многое другое). В этом весёлом и увлекательном романе (в отличие от других работ автора, здесь на первом плане выступает язык, а не сюжет) пятнадцатилетний Бенджи проводит лето 1985 (вы угадали) в Саг-Харбор и пытается понять себя и мир через шутки не лучшего качества. Наполненный светлой печалью, роман идеально подходит для чтения летом.

«My Education» Susan Choi

Поначалу роман развивается по классическому сценарию «студентка влюбляется в профессора», а потом делает поворот: студентка (Регина) вместо профессора влюбляется в его жену (Марту). Таким образом закручивается трагедия, которая разворачивается годами, и автору удаётся показать своего рода взросление как Регины, которой в начале книги 21 год, так и Марты, которой 33. Да, эти персонажи старше классических подростков, которых вы обычно встречаете в этой категории, но они всё же взрослеют. Оказывается, повзрослеть можно в любом возрасте.

«Дерево растет в Бруклине» Бетти Смит

Классическая, всеми любимая история о взрослении Фрэнси Нолан, которая выросла в Бруклине в начале 1900-х годов, когда Уильямсберг еще не был хипстерским.

«Бесконечная шутка» Дэвид Фостер Уоллес

В этом романе… много чего происходит. В наличии убийственные развлечения, теннисные вундеркинды, борьба за власть в семье, завязавшие наркоманы, Les Assassins des Fauteuils Rollents (ассассины на инвалидных колясках), Хью Стипли. И в центре всего — Хэл, невероятно умный теннисист, который в итоге (и/или в начале, как посмотреть) сильно меняется. Как можно отказаться от прочтения такого романа?

«Go Tell It on the Mountain» James Baldwin

Первый роман Болдуина рассказывает о четырнадцатом дне рождения некоего Джона Граймса, борющегося с любовью и ненавистью по отношению к церкви, отцу и к тому, что он называет своим «предательским и смущающим телом».

Обратите внимание также: «Комната Джованни» Джеймс Болдуин — роман о другом виде взросления, но не менее сильный.

«Bastard Out of Carolina» Dorothy Allison

Душераздирающий роман о семье из «отбросов общества» и о младшем члене этой семьи — Боун, которая страдает от психологического и сексуального насилия со стороны отчима. В конце концов, она приходит не совсем к самосознанию и самореализации, в отличие от героев других книг в этом списке. Девид Кантуэлл весьма красноречиво высказался в The New Yorker:

Читатели иногда жалуются на конец книги. Брошенная матерью, Боун мечется между яростью, которая может поглотить её, и фатализмом, который предлагает просто сдаться, говорит, что её история, по сути, уже кончилась, «Я уже была той, кем хотела стать». Некоторые люди хотят счастливого конца или, по крайней мере, надежды. Тем не менее, если не стереть каким-то волшебным образом все, что она пережила, роман заканчивается настолько хорошо, насколько вообще возможно для Боун. Она жива. Она в безопасности с тётей Рэйлин, которую и Боун и читатель успели полюбить и зауважать. Говоря конкретнее: книга, которую мы читаем, существует, и мы должны слышать её голос.

«Под стеклянным колпаком» Сильвия Плат

Единственный роман Плат — это полуавтобиографическое описание того, как молодую женщину медленно поглощает психическое заболевание, пока она находится в поисках самоактуализации и самоидентификации; это еще один пример книги, которая не только рассказывает о взрослении, но и западает в душу.

«The Last Illusion» Porochista Khakpour

Путь Зэла длиннее, чем у большинства других героев книг из списка, потому что он проводит первые годы своей жизни в клетке: мать напугана его альбинизмом и растит сына, как птицу. В конце концов его освобождают и перевозят в Нью-Йорк, где он пытается стать мужчиной, при этом постоянно борясь с чувством, что должен был вырасти вообще в другое существо. Вот такой творческий подход к классическому сюжету.

«Джен Эйр» Шарлотта Бронте

Несчастная сирота становится счастливой замужней женщиной — традиционная история взросления. Не обращайте внимания на сумасшедшую бывшую жену, ужасного мужа и пожар. Просто не обращайте внимания.

«On Earth We’re Briefly Gorgeous» Ocean Vuong

Новинка в жанре, но замечательная: письмо сына к матери, рассказывающее историю его детства и отношений с мальчиком по имени Тревор, «мальчиком, от которого я узнал, что есть что-то еще более жестокое и полное, чем работа — желание». И я в восторге от того, что об этой книге написал Джастин Торрес в New York Times Book Review:

В настоящее время слово «сентиментальный» невозможно отделить от его уничижительного смысла, но первоначальное значение этого слова такое: мысль, которая либо окрашена, либо проистекает из чувства. В современной культуре нам часто предлагают выбор между ироничным пожатием плеч нигилизма и одержимой позитивом поп-психологией, которая предполагает, что изменение стереотипов мышления может контролировать и вызывать желаемые чувства. Выонг отвергает это разделение, и книга великолепна тем, что обращает внимание не на то, что наши мысли заставляют нас чувствовать, а на то, что наши чувства заставляют нас думать. К какой истине приводит чувство?
Ко всем видам истины, если верить этой книге.

«Дом на Манго-стрит» Сандра Сиснерос

По правде говоря, этот роман близок к подростковой литературе, но история Эсперансы, которая отчаянно хочет быть лучше всех (лучше жизни, которую ведет, лучше соседей, лучше семьи), так сильно любима читателями, что я просто не могла не включить её в список.

«Лиловый цветок гибискуса» Чимаманда Нгози Адичи

Адичи больше известна своей «Американхой» , но её дебютный роман тоже стоит вашего внимания: он о девочке-подростке, которая отчаянно пытается найти себя в тени жестокого, очень религиозного отца.

«Счастливые несчастливые годы» Флер Йегги

Боже, до чего же я люблю истории о плохих девчонках в частных школах, особенно, когда одна из девчонок помешанная, а вторая замкнутая, и история написана ледяным, блистательным и красивым языком.

«Большие надежды» Чарльз Диккенс

Молодой сирота Пип становится сначала кузнецом, а потом джентльменом.

Обратите внимание также: «Дэвид Копперфилд» , известный всеми этими прогулками.

«How the Garcia Girls Lost Their Accents» Julia Alvarez

История о взрослении наоборот: четыре уже взрослые сестры живут в США и рассказывают о своём опыте, как иммигранток, и о тяжёлом детстве в Доминиканской Республике. Это роман о том, откуда (и от кого) ты произошёл.

«Приключения Гекльберри Финна» Марк Твен

Ах, человек против общества (не говоря уж о литературе против цензуры).

«Invisible Man» Ralph Ellison

Шедевр Эллисона рассказывает о многих вещах, и одна из сторон книги — классический роман о взрослении, в котором рассказчику постоянно говорят, кто он и что он, и кем и чем он должен быть. Говорят люди, которые «видят только то, что меня окружает, себя, или то, что сами себе придумали». В результате он решает уйти от людей, которые хотят навесить на него ярлык и стереть личность, и буквально провалиться под землю. Жизненно.

«Приключения Оги Марча» Сол Беллоу

Роман Беллоу почти бессюжетный, он рассказывает о бесцельном самопознании; в 1954 он получил Национальную книжную премию, и его часто называют одним из лучших американских романов. Мы любим бесцельно бродить и терпеть неудачи, отчего начинаем бродить получше, не так ли?

«Their Eyes Were Watching God» Zora Neale Hurston

В романе Херстон Джени вспоминает, как превратилась из беспомощной девочки-подростка в сильную, самореализовавшуюся женщину, готовую делать всё необходимое, чтобы получить желаемое, и защищать себя вне зависимости от обстоятельств.

«Случай Портного» Филип Рот

Ну, всё бывает в первый раз.

«Барон на дереве» Итало Кальвино

Один из моих личных фаворитов: восхитительный, сказочный роман о взрослении, в котором двенадцатилетний дворянин взбирается на дерево и заявляет, что никогда не спустится, хотя появление некоего Виолы грозит помешать его плану. И несмотря на то, что Козимо становится мужчиной среди листьев (во многих смыслах, я полагаю), он придерживается своего обещания, и в конце не спускается, а поднимается.

«Песнь Соломона» Тони Моррисон

Несколько работ Моррисон можно считать подходящими теме, но я считаю, что именно её третий роман лучше всего отражает взросление. Главный герой — Мейкон Помер Третий (более известный как Молочник, прозвище ему дали за то, что мать очень долго кормила его грудью) на страницах книги проживает свою жизнь от рождения до смерти отца — одно из событий-символов конца детства.

«Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе» Кормак Маккарти

Ещё один роман, который обычно в эту категорию не включают, но, в конце концов, главный герой — сбежавший подросток (известный, конечно, только как «малец»). Он отправляется в долгое путешествие, попадает в самые рискованные и неприятные ситуации, присоединяется к группе плохих людей, следующих за своим опасным богом, начинает сравнивать их взгляды со своими (в свою пользу) и наблюдает за тем, как почти все они расстаются с жизнями, прежде чем наконец покинуть их (и стать «мужчиной»).

«Сепаратный мир» Джон Ноулз

Роман о школе-интернате.

«Breath, Eyes, Memory» Edwidge Danticat

«Я пришла оттуда, где дыхание, глаза и память — это одно и то же, оттуда, где прошлое носят как волосы на голове,» — говорит нам Софи, рассказчица из дебютного романа Дантики. И пришла она из деревни Круа-де-Розэ на Гаити; в двенадцать лет она переезжает к матери в Нью-Йорк, несмотря на мнение, что ребенок только пробуждает плохие воспоминания и создаёт проблемы. Но именно там Софи познает себя, восставая против всего, пока она наконец не осуществит свои собственные истинные желания.

«Oreo» Fran Ross

В этом культовом романе главная героиня — Орео — дочь еврея и негритянки (ужасающий всех союз — на дворе 1970е). Её родители расстаются, и она растёт с бабушкой и дедушкой, пока наконец не меняет свой маленький городишко на большой город, в котором, она уверена, найдёт отца. «Я найду этого ублюдка,» — говорит она, но, как оказалось, найти Сэма Шварца в Нью-Йорке сложнее, чем ей казалось. Справедливости ради, это скорее сатира, чем традиционный роман о взрослении, но Орео растёт — хочет она того и или нет.

«Портрет художника в юности» Джеймс Джойс

Классический künstlerroman (роман о художнике), способный проложить читателю дорогу к «Улиссу» .

«Последний самурай» Хелен Девитт

Один из лучших романов за последнее время в любой категории и, конечно, в этой. Он рассказывает об одном из самых восхитительных и не по годам развитых детей, когда-либо появлявшихся в литературе, и об его эпическом поиске своего настоящего отца, не говоря уже об окончательном решении — ему вообще не нужен отец. Конечно, все это меркнет перед языком книги, его замечательной, гибкой формой, его ярким великолепием, но это обсудим в другой раз.

«Моя гениальная подруга» Элена Ферранте

Полагаю, в список можно включить всю серию Неаполитанских романов: в конце концов, они рассказывают целую историю жизни двух женщин. Но давайте начнём здесь, с первого романа, раскрывающего путь от гениального ребёнка к подростковому пробуждению, и, наконец, к браку (традиционный конец детства, даже если он наступает в 16).

«Sing, Unburied, Sing» Jesmyn Ward

Последний вышедший роман Уорд начинается с тринадцатого дня рождения Джоджо, и в этот же день он узнаёт, что его отец выходит из тюрьмы. Так начинается его путешествие по прошлому и будущему, которое покажет Джоджо кое-что правдивое в его собственных выдумках и в выдумках его семьи.

Обратите внимание также: «Salvage the Bones» Jesmyn Ward .

«Правила виноделов» Джон Ирвинг

Классический роман Ирвинга рассказывает о Гомере Буре, который растёт в приюте (в этом списке столько сирот… может, Том Голд

) и помогает директору делать аборты, пока, уже юношей, не решает покинуть место, где прожил всю свою жизнь, влюбиться в девушку, чей молодой человек, возможно, умер (а может, и нет), и может вернуться парализованным (или нет). Но Гомер всё равно готов жениться на ней, и их любовь приходится хранить в тайне, и так далее.

«Breaking the Tongue» Vyvyane Loh

Как и в «Детях полуночи» , в этом романе смешивается личное (взросление Клода — мальчика-китайца, который даже не знает родного языка, потому что его родители англофилы) и политическое (падение Сингапура во второй Мировой войне). Повествование Клода чередуется с рассказом Лин-ли Хан, медсестры, которую он встречает; его путешествие странно прерывается. Джулия Ловелл так описала это в The Guardian:

В основе культурного дискомфорта Клода лежит его неспособность общаться на языке, который определяет его этническую группу. Когда британский авторитет (и вера в него Клода) распадаются, он начинает изучать свой родной язык, и на последних страницах он именно на китайском вспоминает ужасающие, последние моменты жизни Лин-Ли в японской тюремной камере.

«Бархатные коготки» Сара Уотерс

В этом очень вкусном дебютном романе юная девушка по имени Нэнси влюбляется в другую девушку, которая выступает в мужском костюме в местном мюзик-холле, и следует за ней, когда она покидает город. Сначала — в качестве подруги и менеджера по костюмам, а затем в качестве любовницы и коллеги — пока всё, как и бывает в романах Уотерс, не рушится, оставляя Нэн нищей и несчастной. И её настоящее взросление, конечно же, происходит после всего этого.

«Приготовишка» Кертис Ситтенфолд

Прекрасно написанный роман о взрослении, который и близко не получает любви, которой заслуживает.

«Silver Sparrow» Tayari Jones

В этом романе, помимо прочего, одно из лучших первых предложений в современной литературе: «Мой отец, Джеймс Уизерспун, двоеженец». И не говорите мне, что после этого не захотели продолжить читать, особенно потому, что за этим следует рассказ о взрослении сразу двух девушек: Даны Линн Ярбор и Банни Чорисс Уизерспун; когда всё начинается, первая знает всё о последней, которая не знает ничего. Но скоро узнает.

«Дети полуночи» Салман Рушди

Романы о взрослении, по мнению многих, могут быть только небольшими, рассказывающими о путешествии только одного человека, который в начале часто является ребёнком, не старше. Но такие романы могут быть и объёмными, перекликающимися с важными историческими событиями, а не только рассказывающими о событиях личных. «Дети полуночи» — история борьбы Индии за независимость в стиле магического реализма, и так же история мальчика-ровестника своей страны.

«Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро

Да, даже клоны взрослеют. Джозеф О’Нилл писал в The Atlantic:

Исигуро проник глубоко в искажённый мир детей и показал его читателям: то, как они нерешительно приближаются к пониманию своего положения — крайний и душераздирающий случай обычного для детей ухода из мира невинности, в котором их (с добрыми намерениями) хочет держать лицемерный мир взрослых. Мы растём — если нам повезёт — в безопасной обстановке и не устаём задавать вопросы, а потом встречаемся лицом к лицу с абсурдным фактом собственного конца. И что потом?
Нет никакого «потом».

«Белые зубы» Зэди Смит

Этот роман 2000 года одновременно и семейная сага, рассказывающая о жизни трёх поколений, и история взросления Миллата и Айри — представителей второго поколения иммигрантов в Лондоне. Современная классика.

«Оно» Стивен Кинг

Полагаю, включить в список «The body» было бы куда логичней, но «Оно» гораздо занятней, и, в конце концов, борьба с древним неуязвимым злом и спасение (почти всех) ваших жизней, мне кажется, гораздо сильнее влияет на личность и разрушает детскую невинность, чем, ну знаете, созерцание трупа.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Из художественной литературы или из фильмов приведите примеры воспитания детей, которые вы одобряете. Объясните свой выбор.

3.Какая позиция ближе , почему ( НА ВЫБОР) 1. Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей.( И.Кант) 2. Гуманность в человеке — ес ть результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собственному опыту, либо по опыту других людей. (К.Гельвеций) Человек-это а)Существо социальное б)существо биологическое в)Существо социальное и биологическое Помогите пожалуйста 7 класс обществознание СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА!!!! Закончите предложение школьники обычно боятся… взрослые обычно боятся… учителя обычно боятся… пж помогите срочно ​ Верны ли следующие суждения? А. Любой гражданин РФ может защищать свои права в суде. Б. Любой гражданин РФ, если его не устраивает решение районного и Верховного Суда РФ, может защищать свои права в Европейском Суде по правам человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны СРОЧНО!!Верны ли суждения об обязонностях граждан России: 1. Обеспечивается Конституцией РФ;2. Определенны в статьях Декларации прав человека.Варианты ответа:1. Верно только 1.2. Верно и 1, и 2.3. Верно только 2.4. Нет верного ответа.​ Срочно, дам 100 баллов,1) Почему говорят, что у страха глаза велики? 2) В чем ты видишь связь страха и ужаса войны? 3) Припомни ситуации из собственно й жизни, когда тебе нужны были смелость и решительность. Ответь самому себе честно и прямо: всегда ли ты был на высоте? Хватало ли тебе мужества поступать по совести? 4) На одном из занятий психолог дал задание шестиклассникам произнести речь в защите страха. Предложи свой вариант такой речи. Какие аргументы можно привести в защиту страха (чем страх полезен)? Помогите мне пожалуйста, дам 100 баллов Как вы думаете, почему люди верят в Бога?​ Приведите примеры мировых религий и объясните почему они считаются мировыми. СРОЧНОО!!!!​ Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками. Как направлена сила, д ействующая на стороны аб рамки со стороны магнитного поля? А. Перпендикулярно плоскости чертежа, от нас Б. Перпендикулярно плоскости чертежа, к нам В. Вертикально вверх, в плоскости чертежа Г. Вертикально вниз, в плоскости чертежа В1. Установите соответствие между приборами и физическими величинами Прибор А) психрометр Б) манометр В) спидометр Физические величины 1) давление 2) скорость 3) сила 4) влажность воздуха С1. Транспортер равномерно поднимает груз массой 190кг на высоту 9м за 50с. Сила тока в электродвигателе 1,5А. КПД двигателя составляет 60%. Определите напряжение в электрической сети.

Какие аргументы можно написать к проблеме взросления? Подскажите пожалуйста

хожие на игрушечные.2. На высокой зеленой горе, внизу которой блистала серебряная полоска, стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная.3. Когда поезд со звонким металлическим визгом, внезапно усилившимся, бешенно влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки, Петька даже вздрогнул от испуга и неожиданности и отшатнулся от окна.4. Однако потом вернулся к нему: боялся потерять хоть малейшую подробность пути.5. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными , (1) и морщинки пропали,(2) как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разгладив их, и сделал лицо блестящим и белым.6. В течение первых двух дней пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку.7.Он часто возвращался к матери, прижимался к ней и, когда барин спрашивал его, хорошо ли ему на даче, улыбаясь, отвечал: «Хорошо!».8. И затем он снова отправлялся к лесу и тихой воде и будто выпытывал у них что-то. Задания: 1.Описывая местность, автор использует тропы: «серебряная полоска», «зеркальная гладь», «серенькие домики». 2.Подберите синоним к слову «брошены» (предложение 1) 3.Из предложений 6-8 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от глухости-звонкости последующего согласного звука. 4.Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: » В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна Н. 5. Из предложения 5 выпишите цифры (цифру), обозначающие (ую) Запятые(ую) между частями ССП. 6. Из предложений 1-5 выпишите БСП. 7. Из предложения 7 выпишите словосочетание (ия) с подчинительной связью примыкание. 8. Выпишите грамматическую основу предложения 8 9. Среди предложений 4-6 найдите предложение (ия) с однородными членами 10. Из предложений 2-5 выпишите предложение(ия ) с обособленным определением 11.Сколько грамматических основ в предложении 5?

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Воспитание (таблица)

В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто встречаются проблемы, касающиеся воспитания. Их мы объединили в данной работе, подобрав литературные аргументы к каждому проблемному вопросу. Все эти примеры из книг можно скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

Роль детства в становлении личности

  1. Проблема детства и его роли в становлении личности человека ярко отображена в романе И.А. Гончарова «Обломов». Читая о детстве Ильи Ильича Обломова, мы начинаем понимать, почему этот герой во взрослой жизни ведёт себя именно так. В родной Обломовке все только и делали, что ели и лежали, всё в родном имении дышало безмятежной ленью. Матушка оберегала маленького Илюшу, он рос, как нежный цветок. Так и вырос Илья Обломов праздным, совершенно не приспособленным к жизни человеком, который даже одеться самостоятельно не мог.
  2. Значимость детского периода в становлении личности человека показана в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя. Читатель на протяжении всего произведения постепенно узнаёт Павла Ивановича Чичикова. И своеобразным завершением раскрытия образа становится описание детских и юношеских лет героя. Отец учит мальчика копейку беречь, угождать начальникам. Юный Павел слушает отца и претворяет его наказы в жизнь. Чичиков, лишённый в детстве многих благ, стремится всеми средствами наверстать упущенное и получить от жизни всё. Именно в детстве персонажа мы находим корни его авантюрной натуры.

Проблема отцов и детей

  1. Хрестоматийным примером раскрытия проблемы взаимоотношений поколений может являться роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров представляют собой лагерь «детей», в противовес им выступают братья Кирсановы (Николай и Павел), представляющие собой лагерь «отцов». Базаров несёт в себе новые настроения молодёжи, нигилизм. А старики, в особенности Павел Петрович Кирсанов, не понимают идей отрицания. Главная проблема в том, что герои не хотят понять друг друга. И в этом основной конфликт поколений: неумение и нежелание принять и услышать друг друга.
  2. Трагически раскрывается тема взаимоотношений поколений в драме А.Н. Островского «Гроза». Кабаниха давно всех в своём доме подчинила своей воле, она даже не догадывается, что ее дети страдают. Дочь Варвара давно научилась лгать и лицемерить, она приспособилась к жизни в доме Кабанихи. Тихон желает сбежать из дома, где всем заправляет его мать. Между матерью и детьми нет ни понимания, ни уважения. Они находятся в разных противоборствующих лагерях, только борьба «детей» не выходит на поверхность. Бунт Варвары в её двойной жизни: матери она говорит одно, думает и делает другое. Тихон решается после самоубийства Катерины сказать своё слово, а до этого момента он будет стремиться вон из удушающего его дома. Конфликт «отцов» и «детей» приводит к страданьям обоих сторон.

Проблема семьи

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы» ярко показал, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни уже повзрослевших детей. Арина Петровна Головлёва — мать, она делит детей на постылых и любимчиков, даёт им прозвища, которые в итоге вытесняют их имена. Дети живут впроголодь, хотя имение достаточно богатое. Никто из детей Арины Петровны не вырос в таких условиях в порядочного человека: Степан, старший сын, прокутил своё состояние и вернулся в Головлёво в возрасте сорока лет, дочь Анна сбежала с гусаром, который вскоре исчез, оставив девушку с двумя детьми, Павел выпивает, Порфирий (Иудушка) вырастает жестоким, мелочным человеком. Никто не стал счастливым, так как не было счастья и любви с самого детства.
  2. Французский писатель Франсуа Мориак в повести «Мартышка» показывает, как жестоко взаимоотношения внутри семьи могут отразиться на жизни и мировоззрении ребёнка. Героиня ненавидит своего мужа, это чувство она перекладывает на дитя из-за своих несбывшихся надежд. Маленький Гийу, которого мать называет «Мартышка» растёт в атмосфере постоянных скандалов, истерик, жестокостей. Он понимает, что мешает матери, он не нужен здесь. И ребёнок заканчивает жизнь самоубийством. В семье аристократического рода де Серне не заботились о мальчике, он был «яблоком раздора», причиной конфликтов, и поэтому финал повести столь трагичен.

Правильное и неправильное воспитание

  1. Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
  2. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.

Проблема ответственности родителей за судьбу детей

  1. Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
  2. А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» на примере Молчалина показывает, как заветы родителей отражаются на характере человека. Отец учил Молчалина везде искать выгоду, и сын, усвоив советы родителя, вступает в жизнь прагматичным, хитрым человеком. Он, молча, терпит пренебрежение Фамусова, играет в любовь с его дочерью Софьей, и всё это ради одной цели — продвижения в карьере. Автор демонстрирует, что такие люди появляются не просто так, их натура формируется в детстве под чутким руководством родителей.

Екатерина Евсеева

Проблема воспитания⁠

А.С. Макаренко писал о том, что вся система воспитания должна работать под девизом внимания к человеку, и речь идёт не только о внимании к его потребностям, желаниям, но и к его долгу. Нередко родители сами во многом виноваты в том, что дети вырастают капризными, избалованными, эгоистичными, мало приученными к труду и безответственными. Беря на себя полную заботу о ребёнке вплоть до его совершеннолетия и даже позднее (и это касается даже таких бытовых мелочей, как разогреть обед, вымыть посуду, погулять с собакой, забрать младших детей из детского сада и пр.), родители изолируют ребенка от трудностей жизни, оправдывая себя тем, что, мол, ребенок вырастет и еще наработается, и ответственности у него будет хоть отбавляй. Но взрослые забывают, что большая ответственность вырастает из малой, по-другому не бывает, иначе ребёнок может просто не выдержать. Это же касается и бесконечных потаканий детям в их капризах: сегодня хочу то, завтра это. Очень хорошо подобную ситуацию описал Сергей Михалков в стихотворении «Про мимозу», в котором мальчик Витя так избалован родителями, что поэт сравнивает его с нежным цветком мимозы. Родители нередко забывают даже о чувстве собственного достоинства, позволяя детям кричать на них и срывать злобу.
Подтверждением моих слов может стать пример из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель». Пытаясь хоть что-нибудь заработать, мальчик Серёжа и старик Лодыжкин ходят по крымским усадьбам и дают небольшие цирковые представления. Их повсюду сопровождает пудель Арто, замечательный пёс, тоже участвующий в номере. В одной из усадеб, очень богатой, красивой, где им довелось выступать, им встретился мальчик, который бился в истерике, и его ничем не могли успокоить ни мать, ни няни, ни доктор. Отвлекся он лишь на собаку, искусно выполняющую все команды старика и мальчика. А после выступления мальчик захотел собаку получить себе… Предложение продать собаку артисты отвергли сразу, и тогда семья мальчика пошла на преступление – ночью, когда Лодыжкин и Сережа спали, дворник из усадьбы украл Арто.
Венди и Питер, герои рассказа Р. Брэдбери «Вельд», убивают собственных родителей. Причины этого немыслимого поступка автор видит в воспитании детей, которых чрезмерно баловали, выполняя всех их прихоти.
Обратимся к рассказу В.С. Токаревой «Ничего особенного». Её герой Иван Корольков, отец шестнадцатилетней девочки Оксаны, с огромным сожалением понимает, что дочка растет эгоисткой, потому что мнение родителей для неё ничего не значит и думает она прежде всего лишь о собственных интересах. Отец осознает, что он многое упустил в воспитании дочери, упустил то, что должно закладываться ещё в раннем детстве. Это те нравственные ориентиры и духовные ценности, на которых позднее человек строит всю свою жизнь. А Оксану чересчур любили, баловали; будучи единственным ребенком, она была для родителей светом в окошке. И вот теперь им приходится жать те плоды, что посеяли. И Корольков остро осознаёт, что именно сейчас он глубоко ответственен за свою дочь и намерен исправить прошлые ошибки.
У Д.И. Фонвизина в «Недоросле» госпожа Простакова так же, как и Корольков, слишком поздно поняла, что не вложила в голову своего сына Митрофана важные истины: уважение к старшим, любовь к родителям, потребность в труде и образовании. Для неё намного важнее, чтобы ребёнок хорошо поел, поспал и не переучился. Поэтому Митрофанушка в 16 лет глуп, глубоко необразован и груб. Как только мать попадает в опалу, сын тут же отворачивается от неё.
Таким образом, все самые важные качества, такие, как доброта, сострадание, ответственность, уважение, помощь старшим и многое-многое другое, должны формироваться у детей с самого раннего детства, иначе во взрослой жизни человек может столкнуться с множеством проблем.