Рождество почему

25 декабря или 7 января? Когда отмечать Рождество – краткое объяснение

Почему на Западе Рождество 25 декабря, а у нас аж 7 января? Объясняем ‒ кратко и быстро!

На самом деле, и православные, и католики празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.

25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.

Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков и православных осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, а, например, в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.

Что же разделило христиан?

Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.

На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.

«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.

Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие высокосными, «считать» невысокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.

Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.

Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.

Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).

Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.

Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.

А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!

По каким календарям празднуют Рождество в мире?

Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).

Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.

Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.

Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.

Особенности и традиции празднования Рождества в православных и католических странах

Светлый праздник Рождество Христово отмечается людьми по всему миру. Он имеет ключевое значение как для католиков, так и для христиан.

Его история, смысл и значение гораздо глубже и значительней, чем у Нового года. Рождение Спасителя ознаменовало новую эру в истории человечества. Важность данного события подчёркивает тот факт, что именно от этой даты началось новое летоисчисление.

Какого числа отмечают Рождество в 2019 году

Рождество Господне, согласно традиции, в России отмечается в ночь с 6 на 7 января 2019 года.

Кажется, что ответ на этот вопрос очевиден. Рождество Господне, согласно традиции, в России отмечается в ночь с 6 на 7 января 2019 года. Но если обратиться к традициям других конфессий и стран, то можно увидеть, что некоторые из них отмечают Рождество Христово 25 декабря.

Споры о том, какую дату считать истинной, длятся уже не первое столетие. Здесь важно понимать, почему же возникло данное разногласие.

Всё дело в том, что сегодня действует григорианский календарь, и по нему, священный праздник наступает именно 7 января. Но ряд православных церквей отмечают эту дату по новоюлианскому календарю. Отличается он от действующего тем, что даты смещены на 2 недели назад. Таким образом, дата 7 января приходится именно на 25 декабря.

Это общепризнанные даты. Но если копнуть глубже и узнать всё же точную дату рождения Иисуса, то здесь можно столкнуться с проблемой. Разные источники и исследования сходятся во мнении, что это событие произошло в первых годах нашей эры (или за пару лет до н. э.). Но назвать точный год, а тем более уж дату ни один из источников не берётся.

История праздника Рождества Христова

Праздник имеет однозначное значение и смысл для всех верующих – это день, когда на свет появился Спаситель.

История Рождества давно превратилась в некую легенду, окутанную мистикой и волшебством.

Для детей её пересказывают в форме доброй сказки, которая гласит следующее.

Жил некогда на свете император Октавиан Август. Чтобы пересчитать всех своих подданных, живущих на его земле, издал он указ о проведении переписи. Для этого все поданные должны были вернуться в родные города. И вот Иосифу вместе со своей женой Марией пришлось отправиться в родной Вифлеем.

Мария была на последних сроках беременности, и дорога в пять дней ей далась нелегко. Прибыв в город, Иосиф и Мария не нашли там свободных мест в постоялых дворах или другого подходящего ночлега, так как город был полон такими же странниками. Им ничего не оставалось, кроме как обустроиться на ночь в одной из пещер. В неё же пастухи загоняли скот для ночлега. Именно в эту ночь и родился Иисус. Мария спеленала младенца и уложила в люльку, наполненную сеном.

Первыми о рождении Христа узнали вифлеемские пастухи, которые пасли стада неподалеку.

Первыми о великом событии узнали пастухи. Об этом им рассказал яркий свет Вифлеемской звезды. Она же указала место рождения миссии. Они тот час отправились в путь, чтобы поприветствовать и воздать почести сыну Божьему. С далёкого востока пришли и мудрецы-волхвы, принесшие с собой дары. Ими были золото, ладан и смирна.

О рождении Иисуса стало известно и царю Иудею Ироду Великому. Он расценил это событие как покушение на его престол. Поэтому приказал убить всех младенцев, которым ещё не исполнилось двух лет.

В это страшное время было убито около 14 тысяч младенцев. Но Иисусу чудом удалось спастись. Святое семейство, получившее знамение от ангела, уезжать в Египет, отправилось в долгий путь и спаслось благодаря этому.

Такова краткая история Рождества Христова. Верить или нет в правдивость данной легенды, каждый решает сам. Но если обратиться к фактам, то можно найти довольно много совпадений с событиями тех лет.

Как отмечали Рождество раньше?

Праздновать Рождество, история и традиции которого дошли и до наших дней, принято в ночь с 6 на 7 января. Но все ли знают о том, как это делалось раньше? Какие традиции и ритуалы соблюдались в обязательном порядке?

Несмотря на разногласия в дате проведения самого праздника, стиль празднования во все времена был похож во всех странах.

Начиналось всё со священного вечера. Вся семья собиралась за столом, чтобы воздать хвалу Всевышнему. Но стол не изобиловал яствами, так как это был последний день поста. В обязательном порядке на стол ставили кутью. Это блюдо готовилось из особых продуктов – зерна, мёда, мака. Каждый из них носит сакральное значение.

Зерно издревле считалось символом жизни, мёд же означал сладкую жизнь и здоровье. Последний ингредиент мак, зёрнами которого сдабривалось блюдо, означал достаток. Кутьёй праздничный стол не ограничивался. Для начала подавались закуски из рыбы, далее шли грибные и рыбные супы или борщ. Не обходилось и без десерта – рулеты с маком, медовики, кисель, компот и сухофрукты.

Что касается праздничных гуляний, то все дети с нетерпением ждали восхождения первой звезды. И хоть она не была той самой Вифлеемской звездой, которую увидели пастухи, для верующих это был прямой символ великого чуда. С её восхождением принято было дарить подарки, давать наставления подрастающему поколению и рассказывать о Рождестве. Делал это, как и сегодня, ряженый Дед Мороз.

Колядовали ли вы? ДаНет Ещё одной неизменной традицией были колядки. Это было шумное празднество с песнями и танцами. Дети ходили по дворам, распевая рождественские песни – колядки и выпрашивая сладости. Хозяева же, к которым зашла шумная детвора, не имели права отказать им в этом.

На сам же праздник накрывался богатый стол, и вся семья собиралась за ним. Готовить и угощать близких можно было разнообразными блюдами, так как в этот день пост уже заканчивался.

Как отмечают праздник Рождества в католических странах?

Трудно представить, но сегодня многие уже многие не понимают, почему на ёлку вешаются звезда и украшения. Рассказывать про Рождество детям следует родителям. Тем более что данная история уже давно обрела форму сказки. А какой ребёнок не любит красивых сказок? Зная о значении символики, наряжать ёлку и готовиться к этому празднику будет вдвойне приятней. Но в странах с разными религиозными течениями сегодня празднование приобрело уникальные особенности.

Праздник Рождества в России в 2018 году был 7 января. В этот же день он будет и в 2019, и в 2020 году. Поэтому самое время рассказать подрастающему поколению обо всех интересных и даже мистических особенностях праздника.

Традиции празднования

Подготовительный период называется Адвент. Готовиться к Рождеству католики начинают за 4 недели. Этот период и носит название Адвент. В это время верующие соблюдают пост. Сам же праздник приходится на 25 декабря.

Символы Рождества у католиков во многом схожи с теми, которые имеются у христиан. Но есть и свои уникальные атрибуты. К таким относится рождественский венок. В него устанавливают 4 свечи. В каждое воскресенье Адвента зажигается по одной из них. Это символизирует приближения самого главного праздника.

Вертеп. Данную инсталляцию сегодня можно встретить не только в церквях и храмах, но и в условиях обычных городских квартир. Она в точности повторяет сцену из библейских писаний. Из еловых веток делается своеобразная пещера, в которой устанавливаются фигуры Девы Марии, Иосифа, волхвов и младенца Иисуса в яслях с сеном.

Раньше они изготавливались из подручных материалов и одевались в скромные одежды. Сегодня же можно встретить вертепы, претендующие на звание настоящих произведений искусства. Волхвов и святое семейство тоже стали одевать не в поношенные рваные одежды, а в весьма дорогие и шикарные наряды.

Обычаи Рождества

День 24 декабря у католиков носит название Рождественский сочельник или Вигилия.

Сочельник. Он наступает в канун самого праздника, 24 декабря. В этот день принято ходить в церковь на богослужение, исповедь и причащаться. Так как это последний день поста, то праздничное застолье начинается глубоким вечером. В этот же вечер устанавливается вертеп и наряжается рождественская ёлка.

Колядки. В европейских странах дети ждут Рождества и ещё по одной причине. Это отличный повод повеселиться от души. Заранее готовятся карнавальные костюмы, в которых они и ходят по дворам соседей, распевая рождественские песни и гимны. Маленьким непоседам в забавных костюмах принято давать угощения и сладости.

Празднование. Святое Рождество – светлый праздник, которого с нетерпением ждут и взрослые, и дети. После мессы, которая начинается в полночь, взрослые и дети обмениваются подарками. Накрывается шикарный стол с различными блюдами и угощениями.

Празднование продолжается всю неделю, вплоть до 1 января. В это время проходят различные концерты и представления. Но общей их тематикой являются библейские сюжеты.

Как отмечают рождество в православных странах?

Традиции на Рождество в православных странах немного разнятся с теми, что можно увидеть у католиков. Праздник до сих пор относят больше к религиозным, чем к народным или государственным.

Традиции

Рождество в православных странах приходится на 7 января. Но в разных странах его празднуют по-своему. К примеру, в Армении и Рождество Христово и Крещение приходятся на 6 число.

Любите ли вы Рождество? ДаНет Основные черты рождества в России описаны ниже. Но интересно узнать и о тех уникальных традициях, которые существуют в православных странах-соседях.

Украина. Канун праздника и стол не особо отличались от того, что можно было встретить в России. Но на сам праздник не принято было ходить в гости. Исключением являлись дети, которые обзавелись собственными семьями. Супруги приходили в дом родителей на праздничный обед.

Белоруссия. В этой стране Рождество относится к государственным праздникам. Принято праздновать и Сочельник. Своё название он получил из-за особого блюда, которое непременно должно быть на столе в этот день – сочиво. Это размоченное зерно или горох и бобовые, сдобренные мёдом.

Армения. Как уже говорилось, Рождество здесь отмечается параллельно с праздником Крещения. Подготовка начинается 5 января. В этот день верующие идут в церковь и зажигают свечку. Её следует не оставлять там, а непременно принести домой и осветить дом.

Грузия. Отличительной традицией этой страны является крестный ход, называемый «Алило». Участники одеты в белые одежды и несут с собой благую весть о рождении Спасителя. В руках у них традиционно белые флаги с красными крестами.

Обычаи

Рождественский пост. Готовиться к празднику православные, так же, как и католики, начинают задолго до его приближения. Рождественский, или как его ещё называют – Филипповский пост, начинается 28 ноября, т. е. за сорок дней. Он не настолько суров, но его смысл заключается в том, чтобы душа очистилась при помощи молитв, а умеренность в пище поспособствовала очищению тела.

Сочельник. Этот день накануне праздника по обычаям Рождества старых лет народ отмечал богатым застольем. Но начиналось оно не ранее полуночи, так как 6 января являлся последним днём поста, причём одним из самых строгих. Многие вообще предпочитали не есть никакой пищи. После же богослужения в церкви семьи усаживались за стол, на котором было много яств и угощений.

Говорить о том, что данные обычаи в полной мере сохранились до сегодняшних дней, не приходится. Причиной же является намеренное занижение значимости праздника в период правления советской власти.

Так как он был ей неугоден, то и широко праздновать его запрещалось. С годами и традиции празднования ушли в историю. На сегодняшний день для россиян главным событием года остаётся Новый год, а не Рождество.

Святки. Они пришли к нам из язычества. Проводились они и в России, и в Белоруссии, и на Украине. Длились святочные гуляния вплоть до праздника Крещение, то есть до 19 января. В этот период на улицах можно было встретить ряженых, распевающих песни. Народ веселился, разыгрывал сценки и проводил различные игры.

Символика рождества

Рождество Христово имеет свои обычаи и символы. Без них трудно представить традиционное празднование главного события для католических стран.

Рождественская ель

А Вы знали когда появилась традиция наряжать ёлки на Руси? ДаНет Если обратиться к истории, то традиция украшать деревья пришла из язычества. Но делалось это в начале зимы. Интересен тот факт, что украшались практически все деревья, кроме ели. Таким образом, наши предки задабривали духов в надежде на богатый урожай. Ель же считалась деревом смерти, и украшать её запрещалось.

Традиция ставить ель в доме появилась, по одной из версий, примерно в 7–8 веке. Святой Бонифаций был проповедником. Дабы показать язычникам, что их духи бессильны, он срубил дуб. В языческой культуре он символизировал одного из духов. Дерево упало и повалило ещё несколько более мелких деревьев. Но ель, стоящая на пути, осталась невредимой. Тогда-то он и назвал её деревом Христа.

Ель стали ставить в домах на священный праздник Рождества. Украшать же стали гораздо позднее. Первым нарядом для ели была пятиконечная звезда – символ той самой Вифлеемской звезды, ознаменовавшей рождение Спасителя.

В России традиция ставить ёлку то появлялась, то предавалась забвению по приказу властей. Советской власти этот символ был неугоден как напоминание о царской России. Но позже, в 1935 году, к ней всё-таки вернулись вновь. С тех пор она остаётся главным символом празднования Нового года и Рождества.

Рождественский венок

Данный атрибут является традиционным для западных стран. Он представляет собой круг, на который прикреплены еловые ветки, ленты, шишки и другие украшения. Обычно он вешается на входную дверь, являясь своеобразным символом того, что в этом доме рады святому празднику.

Традиция украшать дом такими венками на Рождество Христово появилась в Гамбурге.

Некий Иоган Вихерн, взявший к себе на воспитание детей из бедных семей, таким способом помог им посчитать, сколько же дней осталось до праздника. Он поместил на венок 4 больших и 24 маленьких свечи. Каждый день зажигалась одна маленькая, а в воскресенье большая. Так дети могли наглядно увидеть приближение праздника, и даже те, кто не умел считать, примерно представляли, сколько дней до него осталось.

Есть в этом венке со свечами и другой смысл. У лютеран и католиков подготовка к празднику начинается за 4 недели. Это соответствует Рождественскому посту у христиан. Зажигание по одной свечи в день означает всё более возрастающее чувство любви и благоговения перед этим великим событием.

Не так давно это красивое украшение появилось и в квартирах россиян. Их можно приобрести в магазинах и на предновогодних ярмарках, но можно сделать и самим. Приобщение к изготовлению венка детей усиливает приятное чувство приближения Рождества.

Вифлеемская звезда

Вифлеемскую звезду традиционно устанавливают на вершину рождественской ели.

Традиционно её устанавливают на вершину рождественской ели. Она подчёркивает смысл Рождества Христова. Ведь именно звезда возвестила о рождении миссии. Историки, кстати, склонны предполагать, что это было не что иное, как комета. Потому как обычная звезда не имеет такого яркого света и светящегося «хвоста».

Сегодня о значении данного атрибута немного забыли, и вершину ели могут украшать и игрушки абсолютно другой формы, не имеющей ничего общего со звездой.

Игрушки на ёлке

Ранее было принято украшать ёлку съедобными игрушками. Это были конфеты, пряники. Детки во время празднования могли сорвать их с дерева. В этом тоже был свой смысл. Украшения символизировали собой дары, которые волхвы принесли младенцу Иисусу.

Изначально же дома украшали простыми еловыми ветками или устанавливали рождественскую красавицу без игрушек и других нарядных предметов.

Подарки

В России их принято дарить не на Рождество, а на Новый год. Такая подмена произошла во времена советской власти. Чтобы преуменьшить значимость Рождества, именно Новый год был объявлен главным событием года. Таким образом, они сместили акцент в пользу гражданского события. Рождество же приобрело значение лишь церковного праздника с второстепенным значением.

Подарки на Рождество – это символ тех даров, которые приносили младенцу Иисусу волхвы с востока.

Смысл же подарков остаётся прежним, хотя и о нём уже не все знают. Всё это благодаря той пропаганде, которая активно продвигалась и навязывалась в советский период.

Дед Мороз

Сейчас уже трудно представить Новый год без этого волшебного персонажа. Но стоит понимать, что Новый год и Рождество – это два разных праздника. И их смысл совершенно различен. Образ некого старика, одаривающего детей подарками, идёт от личности Николая Чудотворца. Он помогал беднякам и нуждающимся. Праздник в его честь отмечается 19 декабря.

Сегодня нет ничего удивительного в том, что Дед Мороз появляется не только на Новый год, но и на Рождество. Отношение церкви же к данному персонажу весьма неоднозначно. По своей сути – это языческая фигура, олицетворяющая силы природы. Но на сегодняшний день любовь в нему настолько велика, что ни одна конфессия не отважится запретить или оклеветать его.

Традиции празднования Рождества в картинках.

Рождественский стол

Как и прежде, 6 января является последним днём поста. В католических семьях богатые застолья проводятся после вечернего богослужения. Стол изобилует мясными блюдами, салатами и другими вкусностями.

В западных странах на Рождество обязательно запекается гусь, индейка или утка. Причём птица должна быть запечена целиком. Ей уделяется центральное место на праздничном столе.

Особенно можно выделить выпечку под названием Агнец. В России это блюдо не особо известно. Представляет оно собой что-то средне между кексом и куличом. Выпекается в форме ягнёнка. Такой выбор не случаен. В библейских писаниях Иисус не раз называется «Агнецом Божьим». Само слово агнец и означает ягненок.

Итог

Рождество – это радостный светлый праздник, возвещающий о великом событии, появлении на свет Иисуса Христа. Несмотря на различие в традициях и обычаях его проведения, смысл его остается неизменным вот уже много столетий.

В России какие-то обычаи его проведения уже канули в лету, а какие-то только зарождаются. Но для всех этот день наполнен особым смыслом и настроением. Люди по всему миру чтят традиции праздника и уже готовятся отмечать Рождество в 2019 году.

Почему Рождество Христово мы празднуем 7 января, а не 25 декабря

На самом деле, именно этот аргумент и показывает полное отсутствие каких-либо знаний истории вопроса. Единственное, чем могут они «блеснуть», сводится только к обвинениям в сторону большевиков, которые в 1918 году перешли на григорианский календарь, и Рождество «оказалось» 7-го января по новому стилю.

В полной несостоятельности этих «ответственных» лиц наш народ уже убедился, но неясности остаются. И мы сейчас решим эту «непосильную» загадку.

Итак, формулируем вопрос: почему, фактически, вся Европа отмечает Рождество Христово 25 декабря, а мы – 7-го января?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в отличиях между юлианским, григорианским и новоюлианским календарями. Для этого, рассмотрим некоторые эпизоды церковной истории:

Дата Рождества Христова

Каждая мать, помнит и день, и час рождения каждого своего ребенка. Об этом дне Матерь Божия, естественно, рассказала апостолам — это 25 декабря. Господь Иисус Христос родился, когда на земле был Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова.

Если говорить о письменных источниках, то 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году.

Первый Вселенский собор и дата Пасхи

Самый главный праздник в христианстве — это Пасха и на первом Вселенском Соборе в 325 году, проходившем в г. Никее, был предложен расчет даты Пасхи. Все христиане должны отмечать Пасху в один день — в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха Христова не совершается в один и тот же день или раньше пасхи иудейской.

Спустя какое-то время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. Ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней.

Получалось, что нарушается правило «Первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между природным (астрономическим) весенним равноденствием и календарным, приходящимся на 21 марта.

Введение Григорианского календаря

Итак, в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, «григорианский» календарь, получивший определение «новый стиль», а старый, юлианский календарь, стали называть «старым стилем».

С одной стороны, проблема была решена, но с другой — ошибка перешла в саму суть пасхалии — в определение даты, собственно, Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению — 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному (григорианскому) календарю.

Различие между новым и старым стилем, каждые сто с лишним лет, увеличивается на 1 день и в XXI веке составляет 13 суток, а в 2100 году разница будет 14 дней, то есть 25 декабря (юлианского календаря) будет соответствовать 8 января (григорианского).

Православные традиции

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в Российской империи продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть большевиков ввела григорианский календарь, Церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря: таким образом, появился «новоюлианский» календарь.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

А с 15 июня 2014 года на юлианский календарь перешла Польская православная церковь.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» григорианским календарем, а так называемым «новоюлианским», который, пока, совпадает с Григорианским.

Расхождение между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году. Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3333 года, а новоюлианского — за 40 000 лет.

Итак, Господь Иисус Христос родился, когда на земле был юлианский календарь, 25 декабря «старого стиля». Православные никакого 7 января не празднуют. Когда светский календарь (григорианский) по «новому стилю» показывает дату 7 января в богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, мы празднуем его по юлианскому календарю.

С Праздником Рождества Христова!

Прим. ред. — А что касается постоянных мантр «сделаем, как в Европе», мне хотелось бы напомнить фразу из очень хорошего фильма конца 70-х годов прошлого века: — «Мама, он пишет диссертацию!». — «Лучше бы мусор выносил!»

Александр Москаленко, главный редактор Первой национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua

Рождество в России

Рождество в России отмечается 7 января. Это государственный праздник, выходной день в стране. В Русской Православной Церкви он выступает одним из 12 главных праздников годового богослужебного круга. Его отмечают православные христиане страны.

Традиции и обряды

В соответствии с религиозными традициями, в Рождество Христово в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в литургию. На них читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…». Верующие приходят в храмы, чтобы посетить службу, помолиться и причаститься. Рождественское богослужение транслируется по национальным каналам. Главная служба России проходит в Москве в храме Христа Спасителя и собирает до пяти тысяч прихожан. Главное богослужение страны возглавляет Московский патриарх.

Еще одна религиозная традиция – соблюдение Рождественского (Филиппового) поста, который предшествует Рождеству. Пост начинается 28 ноября и длится 40 дней. 6 января приниматься за ужин можно только после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду. На столе обязательно должно присутствовать 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. 7 января христианам разрешается разговеться.

В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги.

Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого. Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу.

Наиболее распространенное гадание – предсказание по литому воску. Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко – здоровье и мудрость, виноград – благополучие в доме, яйцо – новое начинание.

Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок – успех, дом – благополучие.

История праздника

На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения – 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях.

В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки – обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги.

В XVII-XVIII веках в российскую культуру из Польши пришла традиция устраивать вертепный театр. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа.

В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года. Рождественский символ – Вифлеемская звезда – была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником.

В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР возродил празднование Рождества на государственном уровне. 7 января было объявлено официальным выходным днем.

Рождественские украшения

Рождеству предшествует Новый год, поэтому дома и улицы украшаются елками и гирляндами в середине декабря.

Особую роль в праздновании Рождества играет оформление стола. Хозяйки кладут под скатерть пучок сена, который символизирует ясли Иисуса Христа. Под столом размещают железный предмет (топор), на который все присутствующие ставят ноги. Этот ритуал символизирует здоровье и крепкий дух. По углам стола кладут монеты или купюры, соль и чеснок. Это символизирует благополучие в доме и здоровье всех членов семьи.

Праздничный стол

Обязательным блюдом на рождественском столе является кутья – каша из цельных зерен пшеницы с добавлением меда, мака, грецких орехов, сухофруктов, варенья. В семьях, которые придерживаются Рождественского поста, на столе обязательно присутствуют 12 постных блюд. Наиболее популярные из них – открытые и закрытые пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи с разными начинками, ватрушки, калачи, блины, соленые овощи, салаты, запеченная рыба. 7 января хозяйки готовят холодец, жарят поросенка, дичь, баранину, запекают гуся или курицу с яблоками. На десерт подают торт с кремом и глазурью. Традиционным рождественским напитком является узвар – заваренные сухофрукты и ягоды.

Города и курорты

Рождественские каникулы в России пройдут в особой атмосфере и подарят заряд незабываемых эмоций.

Путешественникам, которые хотят оказаться в настоящей зимней сказке, придется по душе отдых на Кольском полуострове, который расположен в заполярной зоне. Он подарит возможность понаблюдать за уникальными явлениями природы – белыми ночами и северным сиянием. В центре Хибинского горного массива находится база отдыха, которая обладает комфортной инфраструктурой и позволяет отдохнуть от городской суеты. Сафари на квадроциклах и снегоходах, пешие прогулки по тундре принесут заряд адреналина.

Центр зимнего туризма в России – озеро Байкал. Байкальский лед представляет собой захватывающее зрелище – прозрачная застывшая вода переливается в солнечных лучах. Туристы смогут покататься на лыжах и коньках, поскользить на буерах, прогуляться по поверхности льда и осмотреть живописные бухты, заливы. В поселке Аршан расположен курорт, который славится своими лечебными термальными и минеральными водами.

Ознакомиться с культурой и историей России поможет тур по городам «Золотого кольца». В него входят древние города – центры народных ремесел: Переславль-Залесский, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Сергиев Посад, Костром, Иваново, Ярославль. В каждом из них расположены достопримечательности, которые поражают своей красотой и величием (Троице-Сергиева Лавра, Суздальский Кремль, Успенский собор). Города предлагают своим гостям недорогие гостиницы и рестораны.

Россия – страна, богатая горными системами. Любителям зимних видов спорта понравится отдых на горнолыжных курортах: Домбай, Шерегеш, Красная Поляна, Банное, Белокуриха. Эти курорты привлекают красотами заснеженных вершин, лесистых склонов, горных озер и рек, чистым воздухом и целебными источниками.

25 декабря, Рождество по Григорианскому календарю

Рождество
25 декабря, с 23 числа происходит увеличениее светового дня и с усилением солнца ослабевает действие темных сил, именно на этот выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи.
Праздник отмечают и католики, и православные, и протестанты.
Разнятся только даты (25 декабря, 6 января или 7 января) и календарные стили (Юлианский и Григорианский). В европейских и ряде других государств за точку летоисчисления принята именно дата Рождения Христа (от Р.Х. или Annus Domine), рассчитанная в средние века, как оказалось впоследствии, с ошибкой в 3—4 года.
Юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем в 45 году до н. э.
Юлианский календарь реформировал устаревший римский календарь и основывался на культуре летосчисления Древнего Египта.
В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона».
Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 год до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года.
Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем.
Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.
В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, принятым 24 января 1918 года; в православной Греции — в 1923 году.
Григорианский календарь часто называют новым стилем.
В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Украинская.
Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), греческие старостильники (в расколе) и иные старостильники-раскольники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквах в 1920-е годы; а также ряд монофизитских церквей, в том числе в Эфиопии.
Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.
Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 400, либо кратен 4 и при этом не кратен 100. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год).
Разница между григорианским и юлианским календарями (даты даны по григорианскому календарю; 15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 29 февраля, даты окончания — 28 февраля).
Не следует смешивать перевод (пересчёт) реальных исторических дат (событий в истории) на другой календарный стиль с пересчётом (для удобства пользования) на другой стиль юлианского церковного месяцеслова, в котором все дни празднований (памяти святых и другое) фиксированы как юлианские — безотносительно к тому, какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю.
Церковный календарь по отношению к физическим измерени­ям должен быть таким же условным, как изображение тела на иконе. Он должен передавать дух воцерковленного времени, а это — ритм, таинственный гимн сфер, музыка его циклов и пе­риодов. Юлианский календарь, слившись с церковным календа­рем, стал струнами православного устава. Замена юлианского календаря другим, рационализированным календарем похожа на замену храмовой иконы портретной живописью, отвечающей стандартам анатомии. Эта живопись может иметь законное место в музеях и портретных галереях, но в храме она будет мешать молитве и, несмотря на свою мирскую красоту и талантливость, восприниматься верующими как помеха молитве и пятна на цер­ковных стенах. Мистика, символизм, красота и гармония юлианского кален­даря были отброшены как ненужный хлам; календарь был про­кручен сквозь узкое мышление рационалистов, как через мясо­рубку: от него было оставлено только то, что отвечало новой шкале ценностей, на вершине которой находились практицизм, унификация и обезличивающий коллективизм. Не научные до­стижения, а духовное снижение, приземленность и ползучий позитивизм создали в протестантских странах Европы поле для распространения этого календаря. С католическими странами дело обстояло проще. Папа, «безгрешный» папа, объявлялся творцом календаря. В честь реформы была изготовлена медаль с изображением Григория XIII и надписью «лучший из священни­ков» (буквально — жрецов). Указ (булла) папы повелевал като­ликам безоговорочно принять новый календарь под угрозой от­лучения от Церкви. Голоса известных католических ученых, ко­торые раздались против календарной реформы, вскоре замолкли перед угрозой отлучения. Самыми энергичными распространите­лями григорианского календаря в то время были не ученые, а иезуиты. Григорианский календарь был воспринят православны­ми как папский календарь не потому, что он происходил из Ри­ма, а потому, что нес в себе разрушительный дух иезуитского рационализма — напомним, что модель «расширяющейся вселенной» возникла в католической среде (аббат Лемарк), однако мы не называем эту гипотезу «папистской». В григорианском календаре из периода в 400 лет изымались три високосных года путем замены их простыми годами, вследствие чего указанные в юли­анском календаре ритмы перестали действовать, подобно тому, как дает перебой огромный механизм, если вынуть из него одну деталь. Кроме того, григорианский календарь стремится к мак­симальному приближению к тропическому году, однако сам тропический год, в отличие от звездного, не является постоянной величиной, а подвержен значительным колебаниям из-за вибра­ции поверхности земли, поэтому торжественное заявление папы Григория XIII о том, что он «остановил точку весеннего равно­денствия», не соответствует действительности. Эта точка каждый год производит зигзаги. Григорианский календарь, как сезон­ный, должен был превратиться в бюллетень для земледельцев, ремесленников и политиков. Но в двух первых случаях не впол­не достигнута даже эта утилитарная цель, так как времена и ха­рактер сезонов в разных странах и местностях различны и зави­сят от множества факторов, которые не может вместить и согла­совать ни один стабильный календарь.
Вот и все объяснение разницы в датах по правословному празднику -Рождество Христово. Русская Единая Православная Вселенская Церковь осталась верна теократической традиции.
Католики
Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира.
25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные большинства стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии.
Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который после принятия в Риме христианства наполнился новым содержанием.
Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды.
В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.
В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах.
Домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.
В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» — особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, — и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.
Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели.
Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.
Лютеранское Рождество или Рождественский вертеп
Рождество Иисуса Христа считается одним из главных христианских праздников. В основе праздника — библейская история о рождении в городе Вифлееме Спасителя Иисуса Христа Девой Марией.
Праздник отмечают и католики, и православные, и протестанты. Разнятся только даты (25 декабря, 6 января или 7 января) и календарные стили (Юлианский и Григорианский). В европейских и ряде других государств за точку летоисчисления принята именно дата Рождения Христа (от Р.Х. или Annus Domine), рассчитанная в средние века, как оказалось впоследствии, с ошибкой в 3—4 года.
В каждой стране и у каждой конфессии есть свои особенности празднования Рождества.
В лютеранстве к числу рождественских традиций относятся, прежде всего, следующие:
Свечи. Горящие свечи — символ света, символ звезд, сиявших на небе в час Рождения Христа. Свечи могут быть разной формы.
Рождественский венок. Рождественский венок плетется, как правило, из веток сосны, ели, пихты. Способы плетения могут быть разными. Венок украшается свечами, лентами, деревянными фигурками. Его подвешивают над дверью, на стену или кладут на рождественский стол. Нередко в рождественский венок вставляют четыре свечи — по числу недель Адвента (рождественского поста), непосредственно предшествующих Рождеству. Каждое воскресенье на богослужении зажигают одну из этих свечей.
Рождественская елка. Традиция ставить на Рождество елку связана с лютеранством и немецкоязычными странами. Впервые она появилась именно там.
Только при Петре I она перекочевала в Россию, а в советскую эпоху рождественская елка была заменена на новогоднюю ель.
Рождественская звезда.
Напоминает о Вифлеемской звезде и обычно вешается на елку.
Ясли или, так называемый, «вертеп». Слово «вертеп» не имело первоначально такого отрицательного смысла, как сейчас, и означало ясли, в которых родился Христос.
Также как и католики, лютеране на Рождество устанавливают ясли и разыгрывают сцену Рождения Спасителя. Считается, что тем самым Вифлеем как бы входит в дома и церкви, становится ближе и понятнее.
У истока этой традиции находится «живая картина» Рождества, устроенная Франциском Ассизским и его братьями по Ордену в лесу близ Гречо. Для празднования Рождества они установили ясли, принесли сено, привели настоящих быка и осла. Так, Франциск Ассизский вновь открыл христианам глаза на то, что Иисус был человеком, жившим не во дворце, но рожденным в яслях, жившим среди бедных и иноплеменников, не имевших крыши над головой, то есть, был ближе, чем казалось обычному средневековому человеку.
Русская Коляда
Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали.
Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи.
А. Стрижев «Народный календарь».
Коляда — солнце-младенец, в русской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5—6 января.
Отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов.
Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя).
Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись.
Нардуган,
В переводе с тюркского слово Нардуган означает «рожденный солнцем» и символизируетв языческий культ Солнца.
Проведение праздника приходится как раз на время, когда начинает расти световой день. Начинается праздник в дни зимнего солнцестояния и празднуется вплоть до празднования Рождества Христова — с 25 декабря до 7 января.
Можно сказать, что Нардуган — это, практически, те же Святки. Основные празднования разворачиваются вместе с увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, когда, по поверьям, ослабевает действие темных сил.
Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. Ряженых угощали, как и на святочных колядках. В Нардугане также присутствуют гадания, характерные для святочных праздников.
Этот праздник под разными названиями известен у всех восточных народов России. Татары, башкиры и удмурты празднуют Нардуган, татары-кряшены — Раштуа, чуваши — Нартаван, эрзя — Нардава, мокша — Нардаван.
Церковные и народные обычаи.
Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования — хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости.
Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — «рождественского полена».
Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.
оригинал размещен здесь – http://community.livejournal.com/rus_vopros/717918.html
тэги – дискуссия, идея, клуб, календарь, рождество, обсуждение, распространение, русский вопрос, террор
Просьба – распространить у себя в ЖЖ-шках и Сообществах !