Русь Московская

Конспект урока ОДНКНР 5 класс на тему: Православие в Московской Руси

ОДНКР 5 класс Тема урока: Православие в Московской Руси

Цель урока: Показать особенную роль православной церкви в жизни общества Московской Руси

Задачи:

Образовательная:

— познакомить учащихся через деятельность митрополита Алексия и монаха Сергия Радонежскогос ролью православной церкви в жизни общества Московской Руси, раскрыть причины возникновения ересей;

— обеспечить усвоение и отработку понятий (ересь, еретик, монах, монастырь).

Развивающая:

— способствовать развитию яркой эмоциональной монологической речи формированию умения излагать и аргументировать собственные суждения, обогащению активного словаря терминами данного периода.

Воспитательная:

— приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.

Тип урока: Комбинированный.

Личности: Митрополит Алексий, монах Сергий Радонежский

План изучения темы:

1. Роль церкви в жизни страны.

2.Митрополит Алексий, монах Сергий Радонежский.

3.Религиозные споры, ереси.

4. Роль монастырей в истории России.

Ход урока:

1.Орг. момент (1 мин.)

2.Проверка домашнего задания- сообщения о митрополите Иларионе, святом Антонии Печерском, князе Владимире Мономахе.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о роли Православной Церкви в Московской Руси. Именно она в трудные для страны годы способствовала сплочению народа.

Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать больше о церкви. Определить значение церкви)

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Православие в Московской Руси».

Учитель: Какова роль церкви в жизни страны?

— Православная церковь сыграла чрезвычайно важную роль в деле единения земель Руси. В средневековье в условиях господства натурального хозяйства население разрозненных сел и деревень связывала общая вера в Иисуса Христа.

— Церковь вдохновляла население Руси на борьбу против Золотой Орды и стала верной союзницей московских князей в «собирании русских земель».

— Церковь пользовалась огромным авторитетом. Про это знали ханы Золотой Орды и активно этим пользовались. Они освободили церковь от уплаты дани, установили неприкосновенность церковных владений. Но, так же как и князья, митрополиты должны были ездить на поклон к хану, чтобы получить ярлык.

— При участии священников проходила вся жизнь человека: рождение, крестины, брак, посты, праздники, смерть и похороны. У человека всегда была жива надежда, что Бог услышит молитву и избавит от недугов, несчастий, угнетения. Церковь контролировала все стороны жизни средневекового общества.

Учитель: Ребята, вы встретились с новыми терминами. Дома запишете себе в словарик слова: монах, монастырь, процесс закрепощения крестьян, найдете словарные значения этих понятий, запишете и выучите их.

Митрополит Алексий, монах Сергий Радонежский.

Учитель: В русской истории особо известны и почитаемы два выдающихся церковных деятеля — митрополит Алексий и монах Сергий Радонежский. Эти два очень непохожих человека стали участниками важнейших событий второй половины XIV в.

О жизни Сергия Радонежского мы узнали из «Жития Сергия Радонежского» — памятки древнерусской литературы, которая дошла до наших дней.

Сергий родился в далеком 1314 году в Ростове, позже семья переехала в город Радонеж.

При рождении родители дали ему имя Варфоломей. Кроме Варфоломея, в семье было еще два мальчика. Когда он подрос, его вместе с братьями отдали в церковную школу, чтобы дети учились грамоте. Однако маленький Варфоломей никак не мог научиться читать.

Это стало первым поводом для того, что маленький мальчик задумался о служении богу.

Когда Варфоломею исполнилось 17 лет, у него умерли родители. Горе привело трех братьев в монастырь, в котором они приняли монашеский постриг. Варфоломей приял новое монашеское имя Сергий.

Вместе со своими братьями они отправились жить в лес, чтобы ничто не мешало им молиться богу. Два брата Сергия, не выдержали трудностей, и уехали в скором времени в Москву. Монах – отшельник пользовался уважением и любовью людей, так как всегда помогал им мудрыми советами.

О святом человеке узнал Дмитрий Донской и поспешил к нему, чтобы узнать, чем закончиться битва с приближающимся войском монголо-татар. Монах успокоил Донского и дал ему благословение на битву.

Русские войска смогли победить захватчиков. Позже Сергий инициировал строительство монастыря. Через несколько лет монастырь стал убежищем для людей, нуждающихся в крове и пище. Слава о монахе разошлась далеко за пределы Руси.

Люди приезжали, чтобы получить благословение монаха Сергея и многие начали селиться вокруг монастыря. В скором времени поселок и монастырь, построенный преподобным Сергием, превратился в красивый город – Сергиев Посад, который сохранился и ныне.

На рубеже XIII-XIV веков Русь постоянно подвергалась грабительским набегам ордынцев, а феодальная раздробленность казалась вечной и непреодолимой. Кроме иноземных нашествий, средневековую Русь раздирали кровопролитные междоусобные войны между удельными властителями, оспаривавшими у подножия трона ханов Золотой Орды ярлык на право стать великим князем всей Руси.

Именно в это тяжелое и смутное время, примерно в 1292 году (по другим данным — в 1304), в Москве при великом князе Данииле Александровиче (1261-1303), сыне Александра Невского, в семье богатого черниговского боярина Феодора Бяконта родился мальчик. Крестным его был сын великого князя Иван I Данилович Калита. При крещении он был назван Елевферием.

С юных лет любил он Бога, и вот в 19 лет принял решение: оставить родителей, отказаться от жизни в миру, постричься в монахи. Пришел в Богоявленский монастырь в Москве и принял там постриг. И дали ему при пострижении имя Алексий. До 40-летнего возраста провел святой Алексий в посте и трудах, усердно молился и совершал монашеские подвиги. Многие дивились его усердию и ревности.

В 1357 году татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. По просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку.

После продолжительных молитв Алексий окропил освященной водой царицу Тайдулу, и она тотчас прозрела.

Вскоре скончался великий князь Иван Иванович, и унаследовал власть его девятилетний сын Дмитрий Иванович (Донской). Все заботы о малолетнем князе взял на себя святитель Алексий.

Мудрость его, дипломатический талант и неустанная молитва много способствовали процветанию Московского княжества. Он был истинной опорой молодому князю Дмитрию Ивановичу. Мудрое наставничество и политика митрополита Алексия многому научили князя Дмитрия и немало способствовали дальнейшему возвышению Московского княжества и собиранию в него новых русских земель.

По мере взросления князя Алексий все чаще давал ему самостоятельно вести дела и, в конце концов, стал просто его советником. В это время святитель сделал пророчество: Дмитрий станет собирателем земель русских! Провидческий дар митрополита помог и признанию одного из великих русских святых — Сергия Радонежского. Алексий предвидел: имена великого князя Дмитрия и Сергия Радонежского будут навеки связаны единым подвигом во имя Руси! По сути, сам митрополит стал первым идейным вдохновителем в борьбе за централизацию России и свержение татаро-монгольского ига.

Православная церковь сыграла чрезвычайно важную роль в деле единения земель Руси. Церковь пользовалась огромным авторитетом и сохраняла единую организацию. Церковь вдохновляла население Руси на борьбу против Золотой Орды и помогала в «собирании земель русских».

Исцелив от слепоты жену золотоордынского хана, Алексий сумел получить поддержку татар. Он подготовил Москву для решительного столкновения с Золотой Ордой. Сергий приобрел известность в Руси как монах-отшельник. Со временем к нему присоединились другие монахи. Так возник Троицкий монастырь. За монастырскими стенами сохранялись бесценные культурные сокровища — книги, произведения искусства. Монахи выступали и как просветители, принося вместе с проповедью христианства грамотность.

Подведение итогов и домашнее задание

Домашнее задание: Тема №2, сообщения о Ниле Сорском, Иосифе Волоцком.

Москва стояла на перепутье с киевского юга на ростово-суздальский север; она была пограничным городом этой области; когда северные князья хотели видеться с южными, то выбирали местом свидания Москву; кстати, и крайнее северное владение южных, черниговских, князей — Лопасня — находилось всего верстах в шестидесяти от Москвы.

Москва впервые и упоминается в летописи (под 1147 годом), как место, где свиделся князь Юрий Долгорукий, княживший в Суздальской области, с южным князем Святославом Ольговичем черниговским.

Начало Московской Руси

Когда с киевского юга, угрожаемого половцами и раздираемого княжескими усобицами, покатилась волна переселенцев, то первым привалом их, первой большой остановкой в новом краю была Московская область. Здесь многие и оставались жить, потому что река Москва давала заработок, почва края не могла быть названа безплодной, а жилось сравнительно спокойно: со всех сторон этот уголок русской равнины укрывали от нападения врагов другие княжества — Рязанское, Тверское, Ростовское; на них на первых должны были пасть удары неприятеля, вторгавшегося в Верхне-Волжские страны. Пограничная со степью Рязанская область часто терпела от татарских налётов в течение ХІV и XV вв., а Москва после разорения 1293 г. не видела татар до самого Тохтамыша (1382 г.). Тверь постоянно страдала от литовских нападений и от усобиц местных князей, так же как и Ростовская область. Жить в Московской области было, следовательно, не только выгодно, но и сравнительно безопасно. Все это и заставляло население других областей переходить в московские владения.

Об Иване Калите

Увеличение народонаселения в княжестве обогащало казну московских князей и делало их сильнее соседей. Иван Калита был так богат, что покупал целые княжества тех князей, которые почему-либо оказывались не в состоянии платить татарскую дань. Задаривая деньгами и подарками хана и его вельмож, московские князья приобрели особое расположение и доверенность татар. Так что, когда в 1327 г. тверской князь не выдержал и, поднявшись со всем городом, перебил находившихся в городе послов хана со всей их свитою, хан поручил московскому князю Ивану Калите расправиться с Тверью. Иван Калита скоро исполнил ханское поручение, и за это хан дал ему великое княжение. С этих пор великокняжеский стол навсегда остался в роде московских князей. Ивану же Калите хан поручил сбор дани со всех княжений русских и доставку этой дани в Сарай. Благодаря этому, исчезли навсегда из Русской земли свирепые татарские баскаки, страшно опустошавшие землю и избивавшие много народу своим „вымучиванием» дани.

Летописец, оценивая княжение этого князя, отмечает уже, что Москва и её князь — источник порядка и тишины на земле. „Благоверному великому князю Ивану Даниловичу… вся… добре управляя, — читаем в летописи, — злодейственных разбойников и хищников и татьбу содевающих упраздни от земли своея. Во дни же его бысть тишина велія христіанамъ по всей Русской земле на многія лета. Тогда и татарове престаша воевать русскія земли»…

Затем, собирая для татар дань со всех князей, московский князь тем самым получил их всех в свои руки, и все князья начинают чувствовать свою зависимость от московского князя. Эта зависимость становится еще ощутительнее, когда хан передал в руки московского князя судебную власть над всеми князьями русскими.

Сын Ивана Калиты, Семён, прозванный Гордым, „был, — по словам летописи, — в великом почтении у хана, а все князья — и рязанские, и тверские, и ростовские — столь подручны ему были, что всё по его слову творили».

Понятно поэтому, что обитатели всей Великороссы, почувствовав, что Москва и её князь-хозяин правит землёй, что это московский князь установил тишину и мир по всей земле, что только он сильной рукой всегда умеет стать за своих, толпами шли селиться в московские пределы.

„Где межи сошлися межами, — говорили тогдашние люди, — и где ни изобидят московские дети боярские, то пропало, а где тверичи изобидят, то князь московский с поношением посылает и с грозами к тверскому и ответам его веры не имет и суда не даёт».

Дружа с татарами, московские князья пользовались этой дружбой для того, чтобы торжествовать над своими врагами, другими удельными князьями, для всей же земли они старались получить от татар разные облегчения: скупали у них, например, пленных, чем, во-первых, увеличивали народонаселение своего княжества, а, во-вторых, приобретали славу милосердых освободителей из горькой неволи тысяч людей.

На московских князей поэтому привыкали во всей Великороссы смотреть, как на избавителей от ига, и когда обстоятельства сложились так, что московский князь должен был открыто выступить против татар, под его знаменами твердо и единодушно собралась вся Великорусская земля: и привыкшие видеть в московском князе старшего и великого, судью и управителя, другие южные и северные князья, и весь великорусский народ, приписывавший труду московских князей всякое облегчение от ига.
На Куликовом пол под предводительством московского великого князя Димитрия Ивановича великорусское ополчение впервые победоносно сразилось с татарами, и это достопамятное событие решительно и безповоротно сделало московского князя вождём всей Великорусской земли.

Возвышение Москвы

Это значение народного вождя, приобретённое московским князем, укрепилось благословением Церкви, когда со времён Ивана Калиты митрополит русский стал жить в Москве. „Если, сын, меня послушаешь,— говорил, по народному сказанию, святой митрополит Пётр, благословляя великого князя Ивана Калиту, — и церковь Святой Богородицы воздвигнешь и меня успокоишь в своём городе, то и сам прославишься более других князей, и сыновья, и внуки твои, и город этот славен будет среди всех городов русских, и святители станут жить в нём, и взойдут руки его на плечи врагов его, да и кости мои в нём положены будут»…

Москва стала, таким образом, столицей церковной жизни России; всякое начинание её князей происходит теперь с благословения митрополита и тем самым получает особое значение в глазах народа. Немудрено, что „иным князем, — по выражению летописи, — не много сладостно б, еже град Москва митрополита имать в себе живуща».

Но пока московский князь был только старшим и наиболее могущественным из всех других удельных князей, он жил и управлял, как и все остальные удельные князья.

Московские князья сначала ничем не выдвигаются из среды других удельных князей: так же заняты заботами о доходности своего имения-княжества, так же постоянно думают о „примыслах», т.е. увеличению его размеров за счёт соседей. Но московским князьям, благодаря положению их княжества, дававшего им силу и богатство, удавалось делать это успешнее, и к половине XV века московский князь оставил далеко за собой по силе и значению всех других князей. Уже большая часть Великорусской области вошла в пределы московского княжества, великорусский народ смотрит на московского князя, как на вождя в борьбе с врагами всей земли — татарами и литовцами. Московский князь, действительно, ведёт эту борьбу, и когда другие князья, спасая свою самостоятельность, обращаются за помощью к литовцам или татарам, московский князь объявляет их изменниками. Изменниками начинают считать и тех, кто по-старинному продолжает переходить из княжества в княжество. Теперь все княжества становятся в большую зависимость от московского великого князя. Недовольным им, или спасавшимся от его гнева можно уйти только в Литву или к татарам, но это враги Русской земли, и переход к ним, конечно, не то, что переход от одного удельного русского князя к другому.

Московскому князю приходится теперь думать не только о том, как бы „примыслить» земли от соседей — таких же удельных князей и увеличить тем свое княжество. Перед ним встаёт более широкая задача — вернуть в Русскую землю те области и города, какие отняли у удельных князей иноземцы — литовцы и поляки. В 1503 г. литовский князь, при заключении перемирия, жаловался московскому государю, что тот не отдаёт ему захваченных московским войском земель, что ему, великому князю литовскому, жаль своей вотчины. „А мне, — возразил Иван 3, великий князь московский, — разве не жаль своей вотчины Русской земли, которая за Литвой: Киева, Смоленска и других городов?»
Так московский князь объявляет теперь, что его вотчина — не только области Великороссы, но вся Русская земля.
Два события, случившиеся во второй половине XV века, окончательно превращают московского князя, собравшего около себя всю Великорусскую область, из прежнего удельного князя-хозяина в государя над всей землёй, царя: события эти — взятие Константинополя турками, сопровождавшееся разрушением Византийской империи, и падение татарского ига.

Киевская и Московская Русь

Киевская Русь

Определение 1

Киевская Русь – это период в истории Руси IX-XII вв., когда политическим, экономическим и культурным центром русских земель был Киев.

Этот период начался со времени правления князя Олега. При его предшественнике, легендарном Рюрике, центр молодого государства был в Новгороде. Олег же, совершив поход в 882 г., завоевал Киев и сделал его новой столицей, отсюда и пошло название «Киевская Русь».

Киевская Русь была достаточно мощным государством, где были заложены основы политических, экономических, социальных отношений.

В течение Х в. киевские князья поэтапно подчиняют себе различные племена восточных славян:

  • Олег покоряет древлян, северян и радимичей;
  • При Ольге Киеву подчиняются и древляне;
  • Святослав накладывает дань на вятичей;

К XII в. относятся последние летописные упоминания о племенах: после этого этнические характеристики заменяются географическими, то есть «новгородцы», «киевляне» и пр., что свидетельствует о сложении единой русской общности.

Политическое устройство

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Киевская и Московская Русь 460 руб.
  • Реферат Киевская и Московская Русь 250 руб.
  • Контрольная работа Киевская и Московская Русь 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Центральным городом Руси был Киев, которому подчинялись остальные русские города. Со временем, вокруг городов появляются зависимые от них деревни и села, которые образуют волость, а благодаря развитому административному аппарату позже формируется и княжество.

Во главе княжества стоял князь, а тот, кто правил в Киеве, назывался великим князем. Обычно он и направлял княжить в другие города своих наместников, и такие князья назывались удельными – так как им давали землю «в удел». Князь был главой административной структуры и выполнял военную, судебную, административную, религиозную, законотворческую функции. У князя был свой двор, представители которого также участвовали в государственном управлении, состоя в дружине или совете бояр.

Органом народной власти было вече, представляющее собой собрание всех свободных мужчин города, которые обладали полномочиями решать различные вопросы. Вече имелось почти в каждом крупном городе. Народные собрания решали вопросы войны и мира, военных союзов, важных вопросов торговли и экономики, избрания некоторых должностных лиц и т.д. В общем, то, что являлось особо значимыми государственными вопросами. Их функции с князем, хоть и были в чем-то схожи, однако различались по областям. До сих пор точно не решен вопрос о том, кто имел больше власти – князь или вече. В Новгороде, например, точно известно, что вече обладало главенствующими полномочиями: оно даже изгоняло или призывало князей.

Также, каждое княжество имело свое войско. Ядром войска была княжеская дружина, состоявшая из специально обученных и отлично снаряженных профессиональных воинов. Остальное войско составляли представители народного ополчения, то есть мирные жители, призванные на службу в случае опасности.

Замечание 1

Удельные княжества должны были платить Киеву дань, отдавать часть своего войска в случае похода.

Население Киевской Руси делилось на свободное и зависимое. Во главе общества стоял князь, он же был главным землевладельцем. Ниже находилось знатное сословие — бояре, также владевшие большими территориями. Среднее сословие представлено свободными горожанами, которые занимались торговлей и ремеслом. Также, свободными являлись крестьяне, жившие, как правило, в общине.

Категорий зависимого населения было очень много. Основными из них являлись рядовичи (заключившие с землевладельцем ряд – договор – которому они в течение некоторого времени работали на его земле), закупы (попавшие в зависимость за неуплату долга – работали на земле хозяина до полной выплаты долга), холопы (категория населения, близкая по положению к рабам, они были фактически собственностью хозяина). Со временем, происходит дальнейшее расслоение населения.

Переходный этап

С XI-XII вв. на Руси начинается период политической раздробленности, когда единое государство разделяется на множество мелких княжеств. Основными причинами этого были:

  1. Стремление бояр и князей к усилению собственного влияния в своем княжестве
  2. Неудобный порядок наследования, при котором земли регулярно дробились между наследниками
  3. В результате постоянных внутренних войн между князьями, Русь оказалась ослаблена и не смогла оказать сопротивление монголо-татарскому игу, в результате чего находилась в политической зависимости от него до 1480 г.

Московская Русь

Московский период Руси начинается с XIV в., когда появляются тенденции объединения княжеств вокруг нового политического центра – Московского княжества.

Московские князья, начиная с основателя династии Даниила Александровича (1276-1303 гг.) ведут энергичную политику по присоединению новых земель. Кратко опишем основные приобретения территорий при московских князьях:

В Московской Руси уже начинается образование вновь единого государства. Во главе него стоит великий князь, которому подчиняются его наместники в городах. Административный аппарат становится все более разветвленным и сложным. При Иване III появляются приказы – прообразы современных министерств, ведавшие каждый своей сферой.

Традиции веча князья ликвидируют: как символ покорения Новгорода, из него был увезен вечевой колокол в 1478 г.

При Иване III, как считается, было создано единое русское государство и получает хождение термин «Россия», который обозначает Великое княжество, а затем – Московское царство. Тогда же в 1497 г. появляется общерусский Судебник и герб – двуглавый орел.

Важной тенденцией развития Московской Руси стал процесс освобождения Руси от ордынской зависимости. Первая победа над монголами была одержана в 1378 г. на р. Воже, а первое крупное поражение монголы потерпели в 1380 г. на Куликовом поле. Русские войска, в которых находились отряды из 40 городов и сел, возглавлял московский князь Дмитрий Иванович, получивший после этого имя Донской.

Замечание 2

Окончательное освобождение от монголо-татарского ига произошло при Иване III после стояния на р. Угре в 1480 г.

Эти события также были важными факторами в процессе формирования единого русского государства.

Значимым явлением в этот период было складывание русской народности, укрепилось народное самосознание. Кроме того, формируется единый, общий для всего региона, разговорный язык, который отличался от древнерусского (преобладание «аканья» над «оканьем» и т.д.).

Продолжается процесс расслоения общества: бояре формировали костяк высшего сословия, которые становится более закрытым; основная масса населения, как и раньше, состоит из свободных крестьян; идет процесс интенсивного закрепощения зависимых сословий.

Таковы общие черты двух периодов истории Руси. Обоим присущи тенденции объединения земель, усложнения государственного аппарата и общественной структуры. Формирование же единого государства происходит при Иване III и Василии III, что являлось результатом многовековой эволюции государственной системы.