Рыба как символ Христа

Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь, пеликан, etc.

Кроме того, развивалось и богословие образа. Христиане искали символы, с помощью которых могли бы аллегорически передать оглашаемым истины веры, содержащиеся в Евангелии, оформить помещения для богослужений, чтобы сама обстановка напоминала им о Боге и настраивала на молитву.

Так появился ряд оригинальных раннехристианских символов, о которых и будет дальнейший небольшой рассказ.

1. Рыбка

Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. “ихфис”). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры:
Иисус Христос Феу Иос Сотир – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Рыбку христиане изображали на своих домах – в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики. Некоторые носили рыбку на шее. В катакомбах, приспособленных под храмы, данный символ тоже очень часто присутствовал.

2. Пеликан

С этой птицей связана красивая легенда, существующая в десятках несколько отличных друг от друга вариантов, но очень похожая по смыслу на идеи Евангелия: самопожертвование, обожение через причащение Тела и Крови Христовых.

Пеликаны живут в прибрежных камышах у теплого Средиземного моря и часто подвергаются укусам змей. Взрослые птицы питаются ими и иммунны к их яду, а птенцы еще нет. Согласно легенде, если птенцов пеликана укусит ядовитая змея, то он расклевывает собственную грудь, чтобы причастить их кровью с необходимыми антителами и тем спасти их жизнь.

Поэтому, пеликана часто изображали на священных сосудах или в местах совершения христианских богослужений.

3. Якорь

Церковь – это прежде всего твердое основание человеческой жизни. Благодаря ему человек обретает способность отличать добро от зла, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. А что может быть тверже и надежнее чем якорь, удерживающий на месте огромный корабль жизни в бурном море человеческих страстей?

Также – символ надежды а будущее воскресение из мертвых.

Кстати, на куполах многих древних храмов изображается именно крест в виде древнехристианского якоря, а никакой не “крест, побеждающий мусульманский полумесяц”.

4. Орёл над городом

Символ высоты истин христианской веры, объединяющих все население Земли. Дожил до наших дней в виде архиерейских орлецов, использующихся на торжественных богослужениях. Также указывает на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана.

5. Хризма

Монограмма, составленная из первых букв греческого слова “Христос” – “Помазанник”. Некоторые исследователи ошибочно отождествляют этот христианский символ с двулезвийной секирой Зевса – “Лабарумом”. По краям монограммы иногда помещают греческие буквы “а” и “ω”.

Хризму изображали на саркофагах мучеников, в мозаиках баптистериев (крестилен), на щитах воинов и даже на римских монетах – уже после эпохи гонений.

6. Лилия

Символ христианской чистоты, непорочности и красоты. Первые изображения лилий, судя по Песни Песней, служили украшением еще храма Соломона.

По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком христиане изображали святых, прославленных чистотой своей жизни, мучеников и мучениц.

7. Виноградная лоза

Символ связан с образом, к которому в своих притчах часто обращался сам Господь. Обозначает Церковь, её жизненную силу, изобилие благодати, евхаристическую жертву: “Я есмь виноградная лоза, а отец мой – виноградарь…”.

Изображалась на предметах церковной утвари и, конечно, в храмовых орнаментах.

8. Феникс

Образ Воскресения, связанный с древней легендой о вечной птице. Феникс жил несколько веков и, когда ему приходило время умирать, прилетал в Египет и там сгорал. От птицы оставалась только кучка питательного пепла в котором, спустя некоторое время зарождалась новая жизнь. Вскоре из него восставал новый омолодившийся Феникс и улетал на поиски приключений.

9. Агнец

Всем понятный символ добровольной жертвы непорочного Спасителя за грехи мира. В раннем христианстве часто изображался с человеческим лицом или с нимбом (иногда встречался и совмещенный вариант). Позже был запрещен к изображению при иконописании.

10. Петух

Символ всеобщего воскресения которое ожидает всех по Втором пришествии Христовом. Подобно тому, как крик петуха пробуждает людей ото сна, трубы ангелов пробудят людей в конце времен для встречи Господа, Страшного суда и наследования новой жизни.

Существуют и другие раннехристианские символы, которые не вошли в данную подборку: крест, голубь, павлин, чаша и корзины с хлебом, лев, пастух, оливковая ветвь, солнце, добрый пастырь, альфа и омега, колосья хлеба, корабль, дом или кирпичная стена, источник вод.

Андрей Сегеда

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)40

РЫБА: символ Христа

Как известно, в Римской империи в первые века Церковь подвергалась жестоким гонениям. В этих условиях нельзя было не только открыто исповедывать себя христианином, но и создавать изображения, напрямую рассказывающие о вере. Поэтому в раннехристианском изобразительном искусстве появились различные символические изображения. Они были своего рода тайнописью, по которой единоверцы могли опознавать друг друга. Пример подобной тайнописи приводит польский писатель Генрик Сенкевич в своей замечательной книге «Камо грядеши». Роман начинается с того, что один знатный римлянин влюбился в молодую красивую девушку, оказавшуюся христианкой. И вот он рассказывает, как застал эту девушку что-то чертящей на песке:

– А что она чертила на песке? Не имя ли Амура, не сердце ли, пронзенное стрелой, или что другое, из чего ты мог бы понять, что сатиры уже нашептывали этой нимфе на ухо некие тайны жизни? Как можно было не посмотреть на эти знаки!

– Я надел тогу раньше, чем ты думаешь, — сказал Виниций. — Пока не прибежал маленький Авл, я внимательно рассматривал эти знаки. Я ведь знаю, что и в Греции и в Риме девушки часто чертят на песке признания, которые отказываются произнести их уста. Но угадай, что она начертила?

– Если что другое, я, пожалуй, не угадаю.

– Рыбу.

Девушка была христианка, и этот рисунок она начертила неслучайно. Действительно, рыба – один из самых распространенных рисунков в раннехристианской живописи. И символизировала она не кого-нибудь, а самого Господа Иисуса Христа. А причина этого – древнегреческий язык. Дело в том, что по-древнегречески рыба ὁ ἰχθύς (ihthys). Христиане увидели в этом слове своего рода акростих (стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют осмысленный текст), рассказывающий о Христе. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры: Ἰησοῦς Χριστός Jεοῦ Uἱός Sωτήρ. С древнегреческого на русский это переводится так: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Т.е. древние читали древнегреческое слово ἰχθύς (рыба) как аббревиатуру этой фразы.

Вообще в Новом Завете часто используется символика рыбы. Например, Господь говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7: 9–11). Как считают многие толкователи Священного Писания, образ рыбы здесь символизирует Христа как истинный Хлеб Жизни, а змея символизирует диавола. Поэтому, например, иногда рыбу в раннехристианской живописи рисовали вместе с корзинами, наполненными хлебами и вином. Т.е. этот образ имел евхаристическое значение.

Также Христос насыщает множество народа, взяв семь хлебов и «немного рыбок»: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились» (Мф 15: 36–37). При другом таком же чуде было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф 14: 17–21).

Кроме того, Христос называет апостолов, бывших рыбаков, «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное – «неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода» (Мф 13:47).

Интересно еще и то, что Отцы Церкви сравнивали с рыбой и самих христиан, последовавших за Спасителем в «воду вечной жизни». Вот что, например, писал раннехристианский писатель Тертуллиан (II-III в. после Р.Х.): «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <…> Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» («О крещении». 1.1).

Что означает символ рыбы в христианстве?

Символ рыбы в христианстве играет весьма значительную роль. Во-первых, он тесно связан с именем Иисуса Христа. Во-вторых, он имеет непосредственное отношение к истории этой религии. Если вспомнить, что в первые века нашей эры в Римской империи она жестоко преследовалась, то становится ясным, почему рыба – символ христианства.

Это объясняется тем, что тогда не было возможности говорить открыто о новой вере и создавать касающиеся ее изображения. Поэтому и появились разные символические знаки и рисунки. Они представляли собой своеобразную тайнопись, с помощью которой единоверцы опознавали друг друга. Подробно о значении символа рыбы в христианстве будет рассказано в статье.

Таинственный акроним

В древнегреческом языке существует слово Ίχθύς, которое по-русски пишется, как «ихтис» и обозначает рыбу. В то же время оно является монограммой (акронимом) имени Христа и состоит из начальных букв его полного имени на греческом. На русском таковым является – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Вместо этого имени часто изображался знак рыбы, который в краткой форме выражает исповедание христианства.

Поскольку из-за гонений веры на ранних этапах изображения Христа являлись недопустимым сюжетом, указанный акроним появляется во 2 веке в римских катакомбах. Символ рыбы в христианстве появился задолго до того, как стал использоваться крестик. Ведь раньше с ним связывали страшную и позорную казнь. Свое сегодняшнее значение он приобретает лишь в 4 веке, когда распятие было отменено. В определенный период оба символа были равнозначными.

Изображения

Рыба изображалась первыми христианами в катакомбах, в храмах, на утвари (например, на лампадах), печатях, одежде, в письмах. Сегодня она является элементом декора церквей. На стенах катакомб можно увидеть изображение рыбы с расположенной на ее спине корзинкой. В ней находятся хлеб и бутыль красного вина. Это символизирует образ Христа в Евхаристии, то есть в обряде причащения.

В некоторых рисунках на себе рыба несет корабль. Это является ассоциацией с христианской церковью. Три рыбы, имеющие одну общую голову, символически изображали Святую Троицу, подчеркивая ее неслиянность и в то же время нераздельность. Подобно тому, как современные верующие христиане носят нательные крестики, ранние представители этой религии носили рыбок, которые были сделаны из различных материалов, таких, как металл, камень, перламутр, стекло.

В своем произведении «О Граде Божьем» Блаженный Августин писал, что символ рыбы в христианстве – это таинственный знак Христа, говорящий о том, что в бездне смертности, словно в глубине вод, он оставался живым и безгрешным.

Евангельская символика

В Новом завете этот символ используется во многих случаях. Так, в Евангелии от Матфея Иисус, спрашивает, найдется ли среди его собеседников человек, который даст сыну камень вместо хлеба, когда тот попросит хлеба? Или даст ему змею, когда тот попросит рыбу? По мнению толкователей Писания, здесь рыба – символ Христа как истинного Хлеба Жизни, тогда как змея – символ дьявола.

Также у Матфея говорится о насыщении большой массы народа семью хлебами и небольшим количеством «рыбок». Иисус взял семь хлебов и рыбу, возблагодарил Бога, преломил хлебы и дал свои ученикам, а те передали их народу. Все люди ели и были сыты. Их было белее, чем 4 тыс. человек. Во время совершения другого чуда насыщения имелось две рыбы и пять хлебов.

Все указанные эпизоды свидетельствуют об евхаристическом понимании насыщения и символически отражаются в изображении плывущей рыбы с плетеной корзиной на спине, в которой находятся хлебы и вино. Такое имеется, например, в одной из катакомб святого Каллиста в Риме.

Святые апостолы

Символ рыбы в христианстве связан и с учениками Иисуса Христа. Из них восемь первоначально являлись рыбаками. У Матфея и у Марка рассказывается, что Учитель обещал Андрею и Петру, что они станут «ловцами человеков», то есть будут вести людей за собой. Царствие небесное уподобляется Спасителем неводу, который закинут в море и захватывает рыб всякого рода.

В Капернауме находится статуя Петра, преемника Иисуса, который держит в руках посох и большую рыбу, полученную от Учителя. Рыба также является символом плодовитости. Каждая дает бесчисленное потомство, что также используется, как аллегория того, что из проповедей маленькой группы апостолов постепенно сформировалась крупнейшая религия, приверженцы которой сегодня исчисляются миллиардами.

Разбираясь в том, что значит символ рыбы в христианстве, следует сказать и о прочих его толкованиях.

Другие символы

Нужно отметить, что с рыбой Отцы церкви сравнивали и самих христиан, говоря, что они последовали за Иисусом «воду вечной жизни». Так, Тертуллиан, выдающийся христианский писатель 2-3 вв., считал, что таинство воды является животворным, так как смывая ею грехи своей вчерашней слепоты, люди освобождаются для вечной жизни.

Написав о крещении, он подчеркивал, что мы те же рыбки, что вслед за «рыбой» Иисусом, в воде рождаемся и сохраняем жизнь, оставаясь в ней. Таким образом, рыба – это еще и символ крещения. Купель, в которой оно происходит по-латыни называется piscina (по-русски – «писцина»), что дословно переводится, как «»рыбный садок». А новообращенных называют pisciculi, то есть «рыбки».

Христос также рассматривает ловлю рыбы как аналогию обращению в новую веру. С этим связано и ношение папой римским так называемого кольца рыбака.

Как уже было сказано выше, изображение трех рыб, имеющих одну голову, является символом Святой Троицы. Так же, как и трех, сплетенных вместе. Еще рыба у христиан символизирует бескорыстие.

Особенности изображения

В заключение осталось дать ответ на вопрос: “Какая рыба – символ христианства”.

Изображения могут выглядеть следующим образом:

  1. Монограмма ΙΧΘΥΣ, не сопровождающаяся никакими рисунками.
  2. Рыба, которая может быть в виде рисунка или символа, с монограммой и без таковой.
  3. С корзиной на спине, в которой присутствует хлеб и бутылка вина – это символ Иисуса, несущего причастие.
  4. Дельфин, являющийся символом спасителя в качестве проводника, преодолевающего хаос и гибельную пучину. Дельфин вместе с кораблем или якорем рассматривается как символ Церкви. А если его изображают пронзенным трезубцем или же прикованным к якорю, то в этом видится распятый Иисус.

Теперь вы знаете, какое отношение изучаемый символ имеет к христианству.

LiveInternetLiveInternet

К празднику Рождества Христова
К празднику Рождества Христова у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора создана экспозиция «Христианская символика»:
Символ (греч. σύμβολον— знак, опознавательная примета) — условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию.
“символ” — по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.
Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.
Символ представляет собой фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен. Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это «то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии … Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ.» ( Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, № 1(15), с.с.. 281-
Полный текст сообщения:

Всем известно, каким гонениям и преследованиям подвергались первые христиане во времена Древнего Рима. И, конечно, им приходилось придумывать особые знаки, по которым можно было узнать друзей и сподвижников среди простых людей. Эти сюжетные композиции и орнаментальные фрагменты заимствованы из римских катакомб, где собирались первые христиане, где они в погребальных камерах хоронили своих единоверцев, где принимали причастие.
Все изображения символичны, чтобы скрыть смысл от непосвященных. Язык символов – универсален, с его помощью можно передать отвлеченное понятие, многозначность, поэтому даже после объявления христианства государственной религией, язык символов сохранился и продолжал развиваться. Остановимся на самых ярких и известных образах.
Виноградная лоза.
Когда римляне видели изображение мужчины с виноградной лозой или просто виноградную лозу, первое, что приходило им в голову, это то, что здесь алтарь Бахуса- покровителя виноделов. На самом деле первые христиане так символизировали Иисуса, сравнивая его с виноградом. В Евангелие от Иоанна есть такие слова: «…Я есмь виноградная лоза, а отец мой — виноградарь…»(от Иоанна, 15;1) И еще — ведь именно вином причащал Иисус апостолов на Тайной вечере: «Сия чаша есть новый завет в моей крови, которая за вас проливается»(от Луки 22;20)
Пастух и овцы.
Изображение безбородого юноши в короткой тунике принималось римлянами за бога Гермеса. Между тем это очень известный символ Христа – пастыря душ человеческих. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый получает жизнь свою за овец; А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их; Я есмь пастырь добрый, Я знаю Моих, и Мои знают Меня. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь»(от Иоанна 10;11-16) Этот символ часто используется вместе с деревянным крестом или деревом с пасущимися вокруг овцами — человеческими душами.
Свастика.
Многие не видят различия между свастиками, ассоциируя их только с фашизмом. Между тем, это очень древний знак солнца, используемый в индуизме, буддизме, иудаизме и, конечно, христианстве. Обратите внимание на то, что свастика –свет мира закручена по часовой стрелке (в отличие от фашистской). Перед вами изображение свастики на мозаиках Софийского собора в Киеве. Подробнее о свастике- здесь.

И, наконец, самое интересное: рыба.
Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста
Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры.
В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19); Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).
Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).
Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста — евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.
Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:
«Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»
Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб
Мраморная стела, III век
Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» во времена, когда первые христиане преследовались римлянами.
Продолжая эту тему, не лишне вспомнить, что Иисус, живя в Капернауме, на берегу Генисаретскго озера, набирал себе учеников именно из рыбаков.
Раннехристианские фрески в римских катакомбах представляют рыбу как символ евхаристии, а раннее средневековье оставило изображения последней, тайной вечери, где на трапезном столе, наряду с хлебом и чашей вина находится также и рыба.
А история о том, как он накормил 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбками…
Нашла интересное объяснение этого события. Делюсь.
Существует множество изображений зодиакального созвездия Рыб, которые археологи обнаружили при раскопках раннехристианских памятников, что говорит о том. что те, кто оставлял эти знаки, были прекрасно знакомы с астрологическим символизмом новой эпохи и олицетворяющей ее религии Христа. Но не только имя Христа связывалось с символом Рыбы — последователи Христа сами именовали себя «рыбками», «pisciculi», а купель для крещения довольно рано стала уподобляться piscina («рыбный садок»). Безусловно, то, что рыболовы оказались в числе первых учеников Христа и стали «ловцами человеков» — все это лишь отражение в евангельской традиции главной мифологемы христианства — мифологемы зодиакального знака Рыб.
Изображения созвездия Рыб на «древнеегипетских» зодиаках и на звездной карте А. Дюрера. На Фивском цветном зодиаке «OU» Рыбы не изображены.
Образ космической эпохи Рыб отчетливо проявился в евангельском мифе о чуде, которое совершил Христос, накормив двумя рыбами огромное количество народа. Этот образ символизировал будущее широчайшее распространение христианства, которое является типично «Рыбьей» религией, поскольку сами верующие уподобляются рыбам, принимая крещение в святых водах. Святой Пьетро Дамиани проводил параллель между монахами и рыбами, поскольку «все благочестивые люди — не что иное, как рыбки, прыгающие в сети Великого Рыболова». Действительно, Христос — Ихтис — «ловец человеков», но в символическом смысле его толковали и как рыболовный крючок и приманку на удочке Бога, с помощью которой вылавливается Левиафан, символизирующий смерть и разрушение.
Рыбы — обитательницы вод, служат подобающей эмблемой тех, чья жизнь была спасена Христом в Боге, и кто вышел живым из вод потопа — вод суда и возмездия. Авторитетный английский религиовед Е.М.Смит писал: «Те, кому предстоит вечно обитать в живой воде, суть единое с Иисусом Христом Сыном Божьим Живым». На раннехристианской надписи IV в. верующие названы «божественными потомками великой рыбы». Здесь определенно чувствуется влияние дохристианских культов, главным объектом поклонения в которых являлась рыба. На Ближнем и Среднем Востоке образ рыбы имеет долгую и выразительную предысторию.
Вишну в образе рыбы спасает первочеловека Ману, прародителя новой расы.
По индийской мифологии известна рыба-спасительница Ману. В Вавилоне поклонялись рыбоподобному богу Оаннесу, жрецы которого облекались в чешуйчатые одеяния, а в Финикии объектом поклонения стала сразу пара божественных рыб — богиня Деркето-Атаргатис — бывшая сама наполовину рыбой и ее сын по имени Ихтис (рыба).
Реверс монеты Деметрия III с изображением богини Деркето.
В храмах Атаргатис имелись садки с рыбками, к которым не позволялось притрагиваться никому. Кроме того, в храмах устраивались ритуальные рыбные трапезы.
Атаргатис в виде рыбы на барельефе. г.Фелиста (Сирия)
Бельгийский историк религии Франц Кюмон в «Религиях Востока» пишет: » Этот культ и эти обряды, берущие начало в Сирии, вполне могли в христианские времена породить символику Ихтис» (напомним, Ихтис в христианстве — анаграмматическое сокращение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»). Сирийские греки отождествляли Деркето-Атаргатис и ее сына Ихтиса с созвездием Рыб. Но не только сирийские божественные мать и сын соотносились с рыбами. Подобные мотивы встречаются также в египетской и греческих мифологиях. Спасаясь от преследования, Исида с младенцем Гором превратились в Рыб, подобным же образом спаслись в водах Евфрата и Афродита со своим сыном. В Ликии поклонялись божественной рыбе по имени Орфос или Диорфос — сыну Митры и Кибелы. Судя по тому, что в Карфагене рыбы приносились в жертву Танит, а в Вавилоне — Эа и Нину, можно судить о том, что культы этих божеств были близки культам всех перечисленных божественных рыб, а также и тех, которым поклонялись жители Сиены, Элефантины и Оксиринха.
Посредством символа рыбы фигура Христа была ассимилирована миром идей языческого происхождения, насыщенных астрологическим символизмом.
Вавилонский герой Оаннес сам был рыбой, также и Христос соотносился с ритуально поедаемой рыбой на евхаристических христианских трапезах. В иудейской традиции, историческим развитием которой и явилось христианство, мистической евхаристической пищей, сохраняемой для верных в Раю, служит царь рыб Левиафан.
Левиафан
Следует отметить и тот факт, что согласно Талмуду, набожные израильтяне, живущие в «воде учения», уподобляются рыбам, а после смерти и вовсе облачаются в одеяния рыб. В Талмуде («Санхедрин»), говорится, что Мессия «не придет, пока не будет найдена и доставлена рыба для немощных». Зогар, развивая сказанное в Талмуде, говорит: «Посредством рыбы мы найдем излечение для всего мира».
Ввиду столь широкой распространенности символа рыбы, его появление в раннехристианской традиции не должно вызывать удивления. В связи со всем вышесказанным не будет неуместным соотнесение Христа посредством рыбы с зарождавшейся 2000 лет назад новой эрой.
Две рыбы, плывущие в противоположных направлениях, ставшие символом христианской религии, истолковывались ранними христианами как два противоположных образа, один из которых символизировал жизнь, а другой — смерть. Рыба, плывущая вверх к истоку против течения, символизирует Христа и эволюционный путь его последователей. Рыба, плывущая вниз по течению — символ противника Бога, символ Антихриста. В своем исследовании исторического значения символа рыбы Юнг безапелляционно утверждает: «В астрологической интерпретации мы обязаны акцентировать фактическое отождествление Христа лишь с одной из рыб, при том, что роль второй отводится Антихристу».
Созвездие Рыб на современных астрономических картах.
В данном зодиакальном знаке, символом которого являются живая и мертвая рыбы, имеет обитель Нептун — планета тайн, загадок, мистики и иллюзий. Нептун (он же Посейдон) — не только владыка морей земных, но и владыка моря бессознательной природы, составляющей неотъемлемую часть человеческой души. Нептун дарует людям веру, он открывает перед человеком врата иной реальности, но поскольку природа его двойственна, как двойственен зодиакальный знак Рыб (им управляемый), то та иная реальность, в которую погружается человек, оказывающийся под влиянием этой планеты, может проявиться как с самой благоприятной, так и с самой дурной стороны. Нептун дарует людям не только мистические озарения и откровения, но и погружает человеческую душу в море иллюзий, страхов, ночных кошмаров, алкогольного и наркотического дурмана.
Вся история человечества на протяжении эпохи Рыб может явиться прекрасной иллюстрацией к зодиакальной мистерии этого знака. Эпоха Рыб стала временем расцвета искусств — архитектуры, живописи, музыки, литературы, что стало естественным проявлением благого влияния Венеры — планеты красоты и гармонии, экзальтирующей в этом знаке. Но эта же эпоха стала временем развития оккультизма, создания тайных обществ, ведения кровопролитных религиозных войн, мучительных поисков истины, и во всем этом читается влияние Нептуна — управителя зодиакального знака Рыб и соответствующей космической эпохи.
Эпоха Рыб заканчивается, и вполне объяснимыми кажутся заявления о наступлении «конца времен». В умах верующих христиан предстоящая эра Водолея действительно ассоциируется с эпохой антихриста, поскольку технократическое развитие современного общества нивелирует духовные ценности христианской цивилизации, а будущие перспективы небезосновательно кажутся еще более безрадостными. Рыбы — последний зодиакальный знак, знак окончания пути и подведения итогов, и именно поэтому религиозные деятели эпохи Рыб последние две тысячи лет настойчиво говорили о скором приближении последних времен и неминуемом светопреставлении. Согласно сирийскому апокалипсису Баруха, время предшествующее приходу Мессии, распадается на двенадцать частей, и Мессия появляется лишь в конце последней из них. Подобное временное двенадцатеричное членение, безусловно, указывает на зодиакальный круг, двенадцатым мессианским знаком которого являются Рыбы. С точки зрения древних астрологов переход точки прецессии из знака Рыб в знак Водолея — и есть то самое «время X» — время Апокалипсиса и Армагеддона.
Есть все основания предполагать, что эпоха Водолея станет временем исполнения древних эсхатологических пророчеств.
На шумерских рисунках Энки (Водолей) с двумя струями воды
Две струи, льющиеся из сосудов Водолея — это два несмешивающихся потока живой и мертвой воды. Символика этого знака подразумевает разделение добра и зла, окончательный выбор в ту или иную сторону каждого отдельного человека и его непосредственное участие в окончательной космической битве сил света и тьмы.
На смену эпохе Рыб, которой было свойственно смешение морально-этических понятий, и, как следствие, возможность существования зла под маской добра приходит новое время, когда тайное станет явным, а служители зла перестанут прикрывать свои злые деяния благородными фразами. Время разделения поставит человечество перед выбором между антихристом и той личностью, которая сможет противопоставить воинству тьмы силу правды, веры и разума.
В настоящее время эпоха Рыб подходит к концу, у на смену ей придет новая эпоха Водолея. Логично предположить, что на смену христианству придет новая религия, поскольку каждая космическая эпоха пробуждает в человеческом обществе новые тенденции и на исторической сцене появляется некая харизматическая личность, коей суждено стать во главе нового религиозного течения. Во всяком случае, в начале эпохи Рыб явился Иисус Христос, а в начале космической эпохи Овна, предшествовавшей эпохе христианства, в мир пришел пророк Заратуштра, провозвестивший религию единого Господа Ахура-Мазды.
Заратуштра принес людям космическое учение Авесты и предсказал рождение «нового» Спасителя от Девы и его второе пришествие, Страшный Суд и воскресение усопших. Человечеству, погрязшему в грехах и пороках, ищущему выхода из замкнутого круга им же созданных проблем время от времени посылается исключительная личность, способная пробудить в людях то лучшее, что даровано было им некогда Великим Творцом. В зороастрийской традиции такая личность называется Саошиант — т.е. «Спаситель». Заратуштра пришел в мир во время космической эпохи Овна, предсказанный им Христос воплотился на Земле и начале эпохи Рыб. Предстоящая эпоха Водолея сулит нам новое пришествие Сына Божьего, способного собрать под своими знаменами наиболее чистую часть человечества.
Задумалась.. Что то в этом есть…

К празднику Рождества Христова у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора создана экспозиция «Христианская символика»:

Значение символа рыбы в христианстве

Ранние христиане строго охраняли тайну веры от язычников, чтобы не предать на поругание и осмеяние толпе драгоценную жемчужину истины. Язык символов пронизывает все стороны жизни Церкви. Его можно найти и в христианских гимнах, и в богослужебных обрядах, и в изобразительном искусстве.

Рыба. Один из самых известных, распространенных и важных первохристанских символов. Его изображение в первые века христианства мы встречаем повсюду: на саркофагах, в катакомбах. Изображения рыб первые христиане носили на шее так, как теперь мы носим нательный крест. С чем же связана такая любовь к этому символу? Главная причина его значимости заключается в расшифровке пяти букв, из которых состоит это слово в греческом языке, а именно «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Итак, первое и главное значение этого символа – Сам Господь наш Иисус Христос. Ранние христианские авторы даже называют Его «Небесной Рыбой». Из этого главного значения символа рыбы вытекают и все остальные. Так, рыбы символизируют и христиан; сети, полные рыб, символизируют Царство Небесное; изображение рыбы вместе с хлебами и чашей имеют значение Евхаристии, Таинства Тела и Крови Господней; а изображение рыбы, на которой покоится корабль, образно объясняет, что Христос есть Глава и Основание Церкви.

В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф 13:47). Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22), которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. В Писании Христос говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?»(Мф 7:9-10). По мысли толкователей образ рыбы относится ко Христу как истинному Хлебу Жизни, в противоположность змее, которая символизирует диавола. Изображение рыбы нередко сочетается с изображением корзины с хлебами. Вера во Христа Спасителя вместе с пребыванием в единстве церковной жизни являются условиями нашего спасения и обретения новой жизни в Царстве Небесном. Соединение символов хлеба и рыбы является символом Евхаристии—нашего соединения со Христом.