Саломея с головой Иоанна


Танец Саломеи (1879)
Художник — Мауриций Готтлиб (1856-1879)
Мауриций Готтлиб (Maurycy Gottlieb) родился 28 февраля (21 февраля по старому стилю) 1856, Дрогобыч, (Австрия-Венгрия) — умер 17 июля 1879, Краков (Австро-Венгрия)) — польский художник, по происхождению галицийский еврей.
Рихард Штраус — Танец семи покрывал из оперы «Саломея»
Академический Симфонический Оркестр Национальной Филармонии Украины (2013)
Дирижёр — Николай Дядюра


Саломея — древнееврейское имя, которое означает спокойная, мирная. Существует библейский миф об одной из царевен динистии Иродиадов Саломее, которая как персонаж исторический ничем особым не знаменита. Как случилось, что имя этой мирной и в прямом, и в переносном смыслах слова женщины стало именем нарицательным и ассоциируется с кровожадностью и пороком, чей образ тиражировался и продолжает тиражироваться в разнообразных произведениях искусства?

Саломея (5 или 14 год н.э. — между 62 и 71 годами н.э.) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы — тетрарха (правителя) Галилеи; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета, однако там её даже не называют по имени — она упомянута лишь как дочь Иродиады (Мф. 14:6).
Её имя мы узнаём из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия.
Иосиф Флавий (около 37 н.э. — около 100 н.э.) — знаменитый еврейский историк и военачальник.
Согласно библейскому мифу, тетрарх Ирод заключил пророка Иоанна Крестителя в темницу за то, что тот обличал Ирода, отнявшего у своего брата жену Иродиаду и грубо нарушившего этим иудейские обычаи. Но казнить Иоанна Крестителя Ирод не решался, страшась его популярности среди народа (Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка).
Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха падчерица настолько угождает отчиму своим танцем, что тот обещает исполнить любую ее просьбу, вплоть до того, что он готов отдать ей полцарства.
Саломея обращается к матери за советом, чего просить в награду за танец. Иродиада, которая люто ненавидела Иоанна Крестителя за то, что он возмущал народ против неё, как против прелюбодейки, велит дочери просить голову пророка.
Потворствуя матери, Саломея просит у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод в ужасе от выбора своей падчерицы, но данное привселюдно царское слово заставляет его выполнить эту страшную прихоть девушки.
Гастон Бессьер — Саломея (1914)
Гастон Бюссьер (Gaston Bussiere),(1862-1929) —
французский художник-символист, иллюстратор книг и график.
Палач направляется в темницу, чтобы совершить казнь и по условию подает Саломее на блюде голову пророка, а та относит её для глумления Иродиаде. Таким образом покорная дочь, подученная мстительной матерью, стала её пособницей.
Иосиф Флавий же объясняет казнь Иоанна Крестителя гораздо более прозаично. По его мнению, Ирод испугался чрезмерной популярности бывшего отшельника, снискавшего славу нового пророка, мессии. Тревогу тетрарха вызывали толпы экзальтированных людей, сопутствовавших Иоанну. Именно страх перед тем, что могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вторжением римских войск и кровавой расправой с населением, привёл Ирода Антипу к решению казнить Иоанна Крестителя. Хотя это и не исключает плюс к этому и мотив личной мести.
Иосиф Флавий ничего не сообщает о мрачной истории, сопровождающей в евангелиях гибель Иоанна Крестителя.
Вот что пишет в «Сказаниях библеистов» по этому поводу извесный польский исследователь Библии Зенон Косидовский:
«Это умолчание настраивает нас скептически и подсказывает вывод, что все сказание является литературным вымыслом. И нам остается лишь выразить свое восхищение богатейшей фантазией неизвестного автора, сочинившего его.»

Суриков Василий Иванович (1848-1916) —
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде (1872)






Библейские сюжеты всегда находили своё отражение в работах художников, не стал исключением и миф о Саломее. Кто только не рисовал картин на эту тему! Вот только некоторые из них:


Сандро Боттичелли (1445-1510) — Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя (1488)

Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) — Саломея с головой Иоанна Крестителя (около 1515)
Андреа Соларио (1460-1524) — Саломея с головой Иоанна Крестителя (1520-1524)
Лукас Кранах Старший (1472-1553) — Пир Ирода (1531)
Караваджо Микеланджело Меризи да (1571-1610) — Саломея с головой Крестителя (1605)
Петер Пауль Рубенс (1577-1640) — Пир у царя Ирода (первая половина XVII века)
Гвидо Рени (1575-1642) — Саломея с головой Иоанна Крестителя (1639-1640)
Многие художники неоднократно обращались к сюжету о Саломее, но, пожалуй, никто кроме Гюстава Моро не написал на этот сюжет столько картин и акварелей. Его картины впоследствии служили источником вдохновения для других художников, которые именно под воздействием впечатления от картин Моро тоже писали своих Саломей.
Гюстав Моро (Gustave Moreau), (1826-1898) — французский художник, представитель символизма.
Гюстав Моро — картины (масло) на тему библейского мифа о Саломее
Гюстав Моро — акварели на тему библейского мифа о Саломее
Жюль Эмиль Фредерик Массне (Jules Émile Frédéric Massenet), родился 12 мая 1842-го года в Монто, близ Сент-Этьена (Франция) — французский композитор, получивший известность благодаря своим операм: «Вертер», «Таис», «Манон», «Ариадна», «Клеопатра» и другим. Среди них и опера «Иродиада» на сюжет библейского мифа о Саломее и её матери Иродиаде.
Умер композитор 13 августа 1912-го года в Париже.
Музыка оперы «Иродиада» — лирическая и изысканная. Идея сюжета была подсказана Массне известнейшим романистом Гюставом Флобером (1821-1880). Флобер в 1877-ом году написал и опубликовал в журнале повесть«Иродиада». Сюжет повести был выдержан вполне в библейском ключе. Либретто же оперы Массне представляет собой весьма вольное переложение повести Гюстава Флобера.
Сюжет либретто решен в традициях французской лирической оперы: Саломея превратилась в обыкновенную влюбленную женщину, Ирод совсем не злодей, а обычный неудачливый влюблённый. Да и сама Иродиада в опере отошла на второй план, уступив место Саломее — подлинной героине оперы.

Massenet — Hérodiade Con Montserrat Caballé & Josep Carreras
Жюль Массне — опера «Иродиада»
En Barcelona, Gran Teatre del Liceu, el cuatro de enero de 1984
В постановке Барселонского Гран Театре дель Лисео, 4 января 1984 года
Главные партии исполняют:
Саломея — Монсеррат Кабалье
Иродиада — Дуня Вейзович
Иоанн — Хосе Каррерас
Ирод — Джон Понс
Фануил — Родерик Кеннеди
Виттелий — Энрик Серра
Краткое содержание либретто оперы:

«К наблюдающему за звездами волхву Фануилу приходит Иродиада и рассказывает о потерянной в детстве дочери. Он открывает ей, что её дочь — девушка, которой увлечён Ирод, по имени Саломея. Это вызывает у Иродиады взрыв ненависти и ревности.
В храме во время молитвы Ирод объясняется в своей любви к Саломее, но та говорит, что её сердце принадлежит Иоанну. Тем временем жрецы в храме требуют от Вителлия, римского наместника, наказать Иоанна, опасаясь его большого влияния на народ. Саломея умоляет сохранить Иоанну жизнь. Но Ирод в порыве ревности приговаривает к смерти обоих.
В темнице Иоанн прощается с жизнью и со своим возникшим чувством к Саломее, в котором он, несмотря на его греховность, не раскаивается. К нему проникает Саломея, и они говорят друг другу о своих чувствах, прежде чем стражник хватает Иоанна, чтобы вести на казнь.
На пиру у Ирода в присутствии Вителлия Саломея вновь просит сохранить жизнь Иоанну. Но в это время входит палач с отрубленной головой пророка. Саломея бросается с кинжалом на Иродиаду и тут узнает в ней свою мать. Проклиная её, она закалывается.»
По ряду причин, включая сомнения директора Гранд-Опера в благопристойности сюжета — любовные отношения пророка Иоанна и Саломеи, премьера оперы состоялась в Бельгии — в Брюсселе, в театре Ла Монне в 1881 году, где имела триумфальный успех, а затем обошла другие европейские оперные театры. Была часто исполняема, особенно, в Париже в знаменитом театре Palais Garnier (Grand Opera), где шла непрерывно до 1947 года.
И сегодня опера входит в репертуары оперных театров.


Было бы удивительно, если бы такой сюжет, как сюжет о Саломее, не заинтересовал драматургов.
Трагедия «Саломея» была написана основоположником западноевропейского декаданса английским драматургом Оскаром Уайльдом в 1892-ом году специально для великой французской актрисы Сары Бернар. Именно поэтому написана она была не по-английски, а по-французски.
Премьера с участием Сары Бернар состоялась в Париже в 1896-ом году, но вскоре постановка пьесы была запрещена французской цензурой. В основу драмы Уайльдом был положен библейский миф о Саломее — падчерице иудейского царя Ирода, невероятно красивой и обольстительной танцовщице. Оскар Уайльд пересказал библейскую историю по-своему: его Саломея гораздо более порочна. Она ловко манипулирует поклонниками и среди них своим отчимом. Сама она при этом остается холодной. Но случается так, что девушка влюбляется в странствующего пророка Иоанна. Святому же человеку чужды плотские соблазны и на страсть Саломеи он отвечает гневным отказом.
Но дочь Иродиады упряма: раз она не может заполучить Иоанна живым, она получит его мертвым! Если не его самого, так его голову на серебряном блюде.
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde), родился 16 октября 1854-го года в Дублине (Великобритания) — ирландский философ, эстет, писатель, поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода. Лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное поведение» (гомосексуальные связи) и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под другим именем. Известен своими пьесами, полными парадоксов и афоризмов.
Умер Оскар Уайльд 30 ноября 1900-го года в Париже.

О жизни Оскара Уайльда есть замечательный роман «Король жизни» (1930) польского писателя, родившегося во Львове, Яна Парандовского (1895-1978).
Именно уайльдовская, а не библейская Саломея целое последующее столетие вдохновляла художников, композиторов и режиссёров.


Пьер Бонно (Pierre Bonnaud) (1865-1930) — Саломея (Salome)

«Ах, почему ты не смотрел на меня, Иоканаан? — говорит Саломея мертвецу. — Лицо своё ты прятал за ладонями своими и проклятиями своими. На глазах твоих были шоры, не давшие тебе видеть ничего другого, кроме своего Бога. Что ж, своего Бога, Иоканаан, ты видел, а вот меня, меня ты так и не увидел. А если б увидел, то полюбил бы меня. Ах, почему ты не посмотрел на меня, Иоканаан? Если бы посмотрел, ты полюбил бы меня. Я это хорошо знаю — ты полюбил бы меня, ибо любовь намного загадочнее смерти. Любовь выше смерти.»


Уайльдовская трактовка образа Саломеи нашла своё продолжение в музыке Рихарда Штрауса.
Выдающийся немецкий композитор и дирижёр Рихард Штраус (1864-1949) — яркий представитель позднего немецкого романтизма и экспрессионизма, известный своими операми, среди которых есть и опера «Саломея», либретто которой написано по мотивам одноименной пьесы Оскара Уайльда.

Рихард Штраус — фильм-опера «Саломея» (1974)
Венский филармонический оркестр — за дирижёрским пультом Карл Бём
Саломея — Тереза Стратос
Ирод — Ганс Бейрер
Иродиада — Астрид Вэрней
Иоанн — Берндт Вейкл

Карл Бём (Karl Böhm), (1894-1981) — австрийский дирижёр, выдающийся исполнитель немецкой и австрийской музыки периода классицизма и романтизма.
Тереза Стратас, урождённая Анастасия Стратакис, (Anastasia Stratakis), родилась 26 мая 1938 в Торонто (Канада) — знаменитая канадская оперная певица XX века, лирическое сопрано.

Rafał Olbiński — Salome (2008)
Рафал Ольбиньски — Саломея
Рекламный постер к одной из постановок оперы Рихарда Штрауса в США

Рафал Ольбиньски, родился 21 февраля 1943 в Кельце (Польша) — польский художник-график, дизайнер сцены и сюрреалистический живописец. В 1981 эмигрировал в США.
С 1985 года Рафал Ольбиньски преподаёт в Школе Изобразительных искусств в Нью-Йорке.
В начале 1990-х годов он получает заказы на несколько оперных постеров. Это стало началом целого десятилетия работы над проектом, ошеломившим своими результатами и охватившим весь классический оперный репертуар.
Художник приобрел мировую популярность — он стал автором, чьи работы украшают ведущие музеи мира, а его иллюстрации регулярно появляются в самых известных журналах.

Танец семи покрывал из оперы Рихарда Штрауса «Саломея» в исполнении Марии Юинг,
которая не только поёт заглавную партию в опере, но и прекрасно танцует
Интересно, что во время постановки «Саломеи» в конце танца с покрывалами Мария на несколько секунд остётся полностью обнажённой (обычно исполнительницы этой роли используют трико телесного цвета).
Мария Луиза Юинг (Maria Louise Ewing), родилась 27 марта 1950 года в Детройте, штат Мичиган (США) — американская оперная и джазовая певица, меццо-сопрано.
Европейский дебют Марии Юинг состоялся в миланском театре Ла Скала (Италия).

«Рихард Штраус — Саломея» — передача телеканала «Культура» из серии «Библейский сюжет» (11.09.2010)
Рихард Штраус — финальная сцена из оперы «Саломея» — «Ах! Я целовала твои уста…»
Саломея — Джесси Норман (Jessye Norman)
Джесси Норман, родилась 15 сентября 1945-го года в Огасте, штат Джорджия (США) — американская певица (сопрано).
Драма Оскара Уайльда вполне органично вписывается в репертуар такого театра, как театр Романа Виктюка, ибо и сам знаменитый режиссёр во всех своих проявлениях вполне уайльдовский персонаж.)))
«Саломея, или Странные игры Оскара Уайльда» — любительская съёмка
Интерпретация Романа Виктюка пьесы Оскара Уальда «Саломея»
Режиссёр спектакля — Роман Виктюк
Спектакль театра Романа Виктюка
В ролях:
Оскар Уайльд, Ирод Антипа — Николай Добрынин
Саломея, Альфред Дуглас — Дмитрий Бозин
Мать Оскара Уайльда, Иродиада — Людмила Погорелова
Роберт Росс, Иоканаан — Фархад Махмудов
Из программки к спектаклю и из репетиционных записей:

«Тайна любви больше, чем тайна смерти», — говорит Саломея за несколько мгновений перед своей смертью, когда жизнь ее уже окончилась, а смерть коснулась ее своей тенью и дала ей свою мудрость… У любви нет человеческого лица. У нее только есть лик Бога и лик Дьявола. Любовь неизреченна и необъяснима, и что бы ни говорить о Любви, ее не замкнешь в Слова, как не расскажешь Музыку и не нарисуешь Солнце. Но только одно верно: тайна любви больше, чем тайна смерти, потому что Сердце захочет жить и умереть ради любви, но не захочет жить без любви.


«Саломея» Уайльда издавалась многократно в разных странах. Безусловно, такие сюжеты просто просятся, чтобы их иллюстрировали. Непревзойдённым иллюстратором этой трагедии Оскара Уайльда был его современник и соотечественник Обри Бёрдслей.
Обри Винсент Бёрдслей (Aubrey Vincent Beardsley), родился 21 августа 1872-го года в Брайтоне, графство Сассекс (Великобритания) — английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетического движения 1890-х годов. Член Клуба Гедонистов, один из «королей дендизма», носивший в петлице увядшую розу, своим поведением он постоянно культивировал скандал.
Серия иллюстраций к «Саломее» Оскара Уайльда принесла ему мировую известность. Утонченные, причудливые, манерно-изысканные работы сделали его ведущей фигурой искусства стиля модерн. Известный русский историк искусства и критик Сергей Маковский в 1906 году писал о нем:
«Творчество Бердслея — черный алмаз с тонко отшлифованными гранями, с острым, холодным блеском, черный алмаз в филигранной оправе, восхищающий совершенством работы и в то же время наводящий жуткий трепет, словно талисман волшебника».
О личной жизни Бёрдслея доподлинно ничего неизвестно. Она скрывалась за вежливыми письмами и чудачествами меломана, музицирующего за роялем в «четыре руки со скелетом». Действительно, гостями его гостиной, увешанной японскими эротическими эстампами, были Оскар Уайльд, Роберт Росс, Альфред Дуглас (Боузи), Пьер Луи, Джон Грей, известные своей ориентацией. Его лучшим другом был поэт-теоретик гомосексуализма Андре Раффалович, чью книгу стихотворений «Нить и тропа» он проиллюстрировал в 1895 году. Однако нет ни одного документального свидетельства, опровергающего или доказывающего гомосексуальность художника. Издатель «Жёлтой книги» Джон Лэйн заметил однажды, что «Бёрдслей немало пострадал от слишком поспешной оценки его искусства».
Современники называли Бёрдслея последним певцом романтической агонии, мистиком, апостолом гротеска, волшебником линии.
Умер Обри Бёрдслей 16 марта 1898 года в двадцать пять лет на курорте Ментон во Франции у берега Средиземного моря в результате болезни туберкулёзом, унаследованным им от отца.

Ирод:

Саломея, Саломея, танцуй для меня. Я молю тебя, танцуй для меня. Мне грустно сегодня вечером. Да, мне очень грустно сегодня вечером. Когда я вошел сюда, я поскользнулся в крови, это дурной знак, и я слышал, я уверен, что я слышал взмахи крыльев в воздухе, взмахи как бы гигантских крыльев. Я не знаю, что это значит… Мне грустно сегодня вечером. Поэтому танцуй для меня. Танцуй для меня, Саломея, я умоляю тебя. Если ты будешь танцевать для меня, ты можешь просить все, что захочешь, и я дам тебе. Да, танцуй для меня, Саломея, я дам тебе все, что ты пожелаешь, будь это половина моего царства.

Саломея (вставая):
Ты мне дашь все, что я пожелаю, тетрарх?
Иллюстрации Обри Бёрдслея к трагедии Оскара Уайльда «Саломея»
Люсьен Леви-Дюрмэ — Саломея
Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Lévy-Dhurmer), родился 30 сентября 1865 (Алжир) — умер 24 сентября 1953 (Ле-Везин, департамент Ивелин, Франция) — французский художник-символист и керамист, представитель стиля «модерн».
Саломея
Линда — авторские песня и исполнение
Голос Саломеи:
А! я поцеловала твои уста, Иоканаан, я поцеловала твои уста.
На твоих губах был горький вкус. Это был вкус крови?..
Но, может быть, это был вкус любви…
Говорят, у любви горький вкус…
Впрочем, что с того? что с того?
Я поцеловала твои уста, Иоканаан.
Оскар Уайльд «Саломея»
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

Караваджо: «Саломея с головой Иоанна Крестителя»

История его жизни привлекала многих талантливых художников, однако для Микеланджело да Караваджо Иоанн Предтеча стал, можно сказать, магистральной фигурой. К сюжетам, связанным с ним, мастер не раз обращался на протяжении второй половины своей недолгой жизни. Последняя работа Караваджо посвящена событию, память которого Церковь отмечает сегодня. Она называется «Саломея с головой Иоанна Крестителя».

Собеседник «Фомы» — Тимофей Китнис, экскурсовод, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Тимофей, в наших интервью Вы уже не раз отмечали, что для христианина смерть – это не только трагедия конца земного пути. Это еще и переход в жизнь вечную, встреча со Христом. То есть, как ни парадоксально это звучит, смерть – это и радость тоже. В этом смысле к работе Караваджо «Саломея с головой Иоанна Крестителя» возникают вопросы. Это мрачная картина… Есть ли в ней хоть какой-то свет?

Давайте для начала поговорим о том, что значил Иоанн Креститель для Караваджо. К этой фигуре мастер обращался неоднократно: в 1600, 1602, 1604, 1608 годах… Картина, о которой мы сегодня говорим – «Саломея с головой Иоанна Крестителя», — его последняя работа, завершение его земного скитальческого пути. Напомню, целый период жизни Караваджо прошел в изгнании. Он вынужден был бежать из Рима, когда папа Павел V объявил его вне закона за убийство человека. Мастер скрывался, был лишен возможности видеть Вечный город, который много для него значил. Несмотря на то, что родился Караваджо в Ломбардии, он всегда очень любил Рим. Последние же годы жизни он вынужденно провел в Неаполе.

Скитаниям его мог прийти конец, если бы Римский понтифик объявил о его прощении. Люди, симпатизировавшие Караваджо, знали об этом и начали вести переговоры о его помиловании. И хотя официально об этом нигде не сообщалось, до Караваджо долетали слухи о том, что гонения на него, возможно, вскоре прекратятся. Он очень надеялся на это. В таком состоянии – между отчаянием и надеждой – он и начал писать свою последнюю работу об Иоанне Крестителе и вообще последнюю работу – «Саломею…».

Сам по себе Караваджо был человеком контрастов. Его характер, взрывной темперамент всегда приносили ему много бед. Он переживал очень яркие приливы света, которые сменялись периодами глубокого внутреннего упадка. Многие, кто видел его в таком состоянии, говорили, что это человек мрачный, нелюдимый, опасный и чуть ли не психически больной. Думаю, все эти контрасты вполне различимы в его последней работе…

Напомните, о каком Евангельском сюжете идет речь, кто такой Иоанн Креститель и что это за Саломея?

Иоанн Креститель был великим пророком. В Православной Церкви, после Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, ему посвящено большинство праздников. Даже более того – он единственный из святых, Рождество которого празднует Церковь. Христиане особым образом выделяют важнейшие эпизоды его жизни – рождение, проповедь, Крещение, обретение уже по смерти его главы… Разумеется, его казнь – это тоже особый момент.

Иоанн Креститель – человек, который соединил Ветхий и Новый Завет. По словам Спасителя, не было пророка выше, чем он. В нашем представлении пророк – это человек, который предсказывает будущее. Однако пророческое служение может быть очень разнообразным. Например, пророк Моисей «предсказывал» прошлое: он написал первые пять книг Ветхого Завета (Тору). В то же время, пророк мог обличать социальные язвы общества. Во времена Иоанна Крестителя это стало особенно актуально, ведь перед глазами людей был очень искусительный пример. Царь Ирод жил в незаконном браке с женой своего брата, Иродиадой. У нее была дочь от первого брака – Саломея. Естественно, Иоанн Креститель обличал царя: человеку, на которого так или иначе ориентируются его подданные, нельзя вести себя подобным образом. За эти обличения Иоанн поплатился жизнью, и виновницей тому была Иродиада.

Она видела в Иоанне Крестителе угрозу своему благополучию?

Она не чувствовала себя до конца уверенной при дворе. Ведь кем она была по сути? – нелегитимной царицей. Если бы с Иродом что-то случилось, ее положение сразу пошатнулось бы. Так что по настоянию Иродиады обличавший ее Иоанн Креститель был заключен в темницу. Однако Ирод не спешил расправиться с пророком, долгое время после ареста он вообще его не трогал. Даже напротив, он беседовал с ним, прислушивался к нему. Но однажды на пиру в честь дня рождения Ирода, куда были созваны нужные влиятельные гости, произошла трагическая история.

Это был настоящий восточный пир, где вдоволь еды и вина, и гостей развлекают танцами. Саломея, дочь Иродиады, плясала перед Иродом и его гостями и угодила царю. И тот, находясь в хмельном веселье, пообещал Саломее, что исполнит любое ее желание. Существует, кстати, мнение, что Ирод испытывал к падчерице некие чувства, далекие от отцовских. Но это всего лишь предположение.

Оскар Уальд воспроизвел эту версию в своей пьесе «Саломея».

Да, но было ли так на самом деле – мы не знаем. Однако Ирод пообещал, что исполнит любую просьбу Саломеи, что бы то ни было – хоть полцарства. Саломея пошла к своей матери и стала с ней советоваться, чего бы попросить. Та велела просить главу Иоанна Крестителя. Царь опечалился, как сказано в Евангелии, но ради клятвы, данной на пиру, отдал соответствующий приказ. Думаю, здесь сыграла роль одна страсть, с которой христиане должны бороться – гордыня.

Вы имеете в виду, что обещание он дал прилюдно, все это слышали, и отступиться от слов он не мог?

Именно. К тому же, Иродиада предприняла одну тонкую психологическую уловку. Она понимала, что утром, когда Ирод проснется, вокруг уже не будет многочисленных гостей, и он легко откажется от своего обещания: мало ли что скажешь на пиру в подпитии… Поэтому Иродиада потребовала, чтобы глава была немедленно показана всем присутствующим, чтобы все видели, как царь сдержал слово. В тюрьму был послан воин, который привел приказ в исполнение. Так в результате неправедной казни жизнь Иоанна Крестителя увенчалась мученической смертью. Глава его действительно была показана пирующим. Именно этот момент и запечатлен на картине.

Что же мы здесь видим? Караваджо контрастами света и тени подчеркивает мрачность этого события. Саломея изображена юной, прекрасной, с чувственным лицом. У нее очень красивые миндалевидные, слегка влажные глаза. Караваджо ее как будто отчасти оправдывает: она отворачивается, не смотрит на главу пророка – она сделала это по настоянию матери, а ей самой это не принесло никакой радости. Во всяком случае, Караваджо на этом настаивает.

Мы видим на холсте и другого человека – того, кто привел приговор в исполнение. У него высвечена половина лица. По нему видно, что он занимается войной, что такие приказы ему не внове. Однако ему тоже не нравится то, что произошло. Он был вынужден исполнить приказ. Высвечена и его правая рука, которой он приподнимает и показывает пирующим главу Иоанна Крестителя. Он как будто говорит Ироду, а с ним и всем его гостям: смотри, это была твоя воля. Караваджо подчеркивает, что он, так же, как и Саломея, – фигура подчиненная.

На картине на втором плане есть еще одна женщина. Кто это?

Скорее всего, это Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода. По преданию, она сыграла важную роль в спасении главы Иоанна Крестителя от поругания. Дело в том, что Иродиада распорядилась закопать ее в нечистом месте – настолько она ненавидела пророка. Иоанна проследила, где это сделали, изъяла оттуда святыню, поместила ее в подобающий сосуд и захоронила как положено. Иоанна на картине тоже смотрит на происходящее с большой скорбью, с глубоким внутренним размышлением о смерти и жизни: как же такое происходит, что самые достойные люди погибают подобным образом?

На переднем же плане мы видим саму главу Иоанна Крестителя. Она тоже высвечена только наполовину, но видно, что уста приоткрыты. Такова любовь Караваджо к деталям: даже если речь идет о смерти, он все равно тщательно выписывает значимые для него моменты. В 1608 году он написал картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя», где тоже подчеркивал детали, связанные со смертью. Хотя… в этом нет ничего удивительного: западное религиозное творчество вообще часто ставит реализм во главу угла. Однако реализм этот повествует не только о смерти. Да, тема и Страстей Господних, и страданий мучеников, когда они, казалось бы, в земной жизни терпят поражение, — встречается в западной живописи очень часто, и выписаны эти сюжеты с большим натурализмом. Однако в работах талантливых мастеров всегда подчеркивается, что мученики не только умирают, но и воскресают для жизни вечной. Соединение двух тем – смерти тела и восстания духа – для западного религиозного искусства очень характерно.

Но есть ли что-то подобное в «Саломее…» Караваджо?

На первый взгляд, здесь бросается в глаза мрачная атмосфера, вполне соответствующая событию. Однако обратите внимание, как изображен Иоанн Креститель. Рот его приоткрыт – как будто бы в молитве. Очевидно, что последние слова, мысли пророка перед смертью – молитва к Богу. Да, на лице его видны черты смерти, тления, признаки того, что душа уже покинула тело. Однако это самое красивое лицо на холсте. Оно исполнено внутреннего мужества, достоинства. Именно через телесность Караваджо подчеркивал жизнь духа, утверждал жизнь вечную. Внешняя красота в его работах свидетельствует о красоте внутренней. Такая у Караваджо была манера… Почему? – Есть такое ветхозаветное словосочетание: и умер он насыщенный (исполненный) жизнью. Работы Караваджо как будто иллюстрируют эту исполненность. Надо помнить, что христианство – это не только бессмертие души. О бессмертии души говорят и другие религии. Но только христианство подчеркивает, что будет и воскресение тела, преображение тела. И когда-нибудь, когда придет Господь – а мы все ожидаем Его славного пришествия – не только душа продолжит свою жизнь, но и тело, причем тело преображенное. Как пишет апостол, не знаем, что будет, но знаем, что будем подобными Ему. Вот с такой надеждой умирают христиане. И первый, кто умер с такой надеждой, был Иоанн Креститель. Есть такое предание, что он еще до Христа спустился во ад и проповедовал там, что Спаситель уже пришел, немного осталось ждать. Это и подчеркивает Караваджо. Мы видим не только трагедию, несправедливость, когда лучший человек умирает от незаконной казни, по какому-то дикому произволу, из-за танца… Ведь подумать только: какой-то царь пообещал какой-то девчонке – и из-за этого гибнет великий пророк. Но за этой несправедливостью прослеживается торжество: то, что смерти все же нет.

Картина написана в 1609-1610 годах, это, как мы уже говорили, последние годы жизни Караваджо. И возможно, он уже получил весть о том, что будет прощен. Во всяком случае, Караваджо оставляет Неаполь и торопится в Рим, исполненный надеждой. Но здоровье его было не в порядке. Ему надо было подлечиться, остаться в Неаполе еще на какое-то время… Но он так соскучился по Вечному городу, так хотел вернуться, что вопреки всему сел на корабль и отправился в Рим.

Умер он в пути?

Да, есть несколько версий, как это произошло. По одной – его убили по дороге. По другой – арестовали, потом отпустили, потом случилась какая-то беда. Но наиболее вероятно все же, что подвело именно здоровье. По пути в Рим он скончался, ему было 39 лет.

Его последняя работа – «Саломея с головой Иоанна Крестителя» — находится в Национальном музее Лондона. Это одна из лучших его картин.

Вообще, тема мученичества, обращения, изменения жизни – была для Караваджо очень важна. У него есть целый цикл работ, посвященных апостолу Матфею, который был мытарем, то есть сборщиком налогов. Казалось бы, не было людей, более презираемых в обществе: они дружили с римлянами, допускали всяческие беззакония… В Евангелии слова мытарь и грешник даже употребляются как синонимы. И то, что Господь призвал Матфея на служение, сделал его Своим учеником, давало и дает надежду на прощение многим из нас. Идея о прощении, возможности спасения для всех, кто того действительно захочет, – всегда привлекала Караваджо. Да, он шумел, допускал в жизни много ошибок… И тем не менее, в минуты просветления он понимал, что не это в нем главное. А главное – где-то внутри. И Господь способен это главное спасти. Ведь Он пришел взыскать и спасти погибшее. Думаю, Караваджо, переживая такие покаянные чувства, надеялся на спасение. Может быть, поэтому его лучшие работы – «Обращение Савла», «Призвание апостола Матфея», его размышления о жизни Иоанна Крестителя, проповедовавшего покаяние… Все это делает его творчество, его жизнь и даже его смерть – как будто озаряемыми светом. Мы видим не просто гуляку, пьяницу, человека, совершившего много ошибок, убийство – нет, мы видим и человека, стремящегося к свету. И надеющегося на Христа. А без этой надежды наша жизнь вообще не имеет смысла.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Тициан и его возлюбленная

14 Март, 2016 Эльвира

Часто картины и портреты приоткрывают нам частную жизнь художников, о которой обычно мы знаем совсем немного из документов. Знаменитый художник Эпохи Возрождения в Венето Тициан Вечеллио (Пьеве Ди Кадре, 1480/85 — Венеция, 26 августа 1576) оставил нам на ранних картинах свидетельства своей влюбленности. Известно, что он любил дочь художника Пальма иль Веккио (1480 ? — Венеция, 1528), которую звали Виоланта. К сожалению, точных сведений о дочери этого художника нет (в документах указано, что дом его вела племянница Маргарита).

Пальма Негретти из Бергамо — Пальма иль Веккио (1480-1528)

Везде написано молодой влюбленный Тициан, но на самом деле оба художника, и Тициан, и отец девушки были практически одного возраста. Картины с изображением похожих девушек написаны около 1515 года, когда отцу Виоланты (как и любовнику) 35 лет, отсюда предполагаемый возраст Виоланты 16 -17 лет?

На картинах Тициана есть указание на любимую Виоланту — он зашифровал свою любовь — помимо основного сюжета на некоторых картинах есть цветочек Виолы (Анютины глазки), который имеет прямое отношение к имени любимой девушки — Виоланта.

Рассматривая картины, написанные ранним Тицианом и Пальма дель Веккио, нашли сходство некоторых женских моделей у художников.

Портрет молодой женщины, Пальма иль Веккио, была ли модель его дочерью Виолантой?

За небольшой промежуток времени написаны картины Флора, Саломея, Виоланте, Молодая женщина в черном, Женщина с зеркалом, Тщеславие. Вероятно, что одна и та же женщина была моделью для художников.

Мастерские и ученики могли затем использовать подготовительные рисунки и картоны с набросками мастера для других работ, и в некоторых Мадоннах Тициана также есть сходство с этой молодой девушкой.

Саломея с головой Иоанна Крестителя, ок.1515 года, Тициан, Галерея Дория Пампили, Рим

Тициан Вечеллио, Саломея с головой Иоанна Крестителя (Сюжет называется в православии Усечение главы Св.Иоанна Предтечи), около 1515 года, масло на холсте, 90 на 72см, Галерея Дория Пампили, Рим

История рассказана в Евангелии о персонаже Нового Завета — иудейской царевне Саломее (5/14 год — 62/71 годы). На дне рождении отчима Ирода Антипы танец юной Саломеи очаровал его, и он согласился выполнить любое её желание. По наущению матери Иродиады Саломея желает убить пророка Иоанна Крестителя, и ей приносят его голову на блюде. Картина Тициана рассказывает нам об этом моменте. На блюде перед Саломеей голова, в которой искусствоведы узнают голову самого художника.

Автопортрет Тициана 1562 года

Вот какой необычный автопортрет сделал здесь Тициан. Очертания скул, носа, висков и лба совпадают с поздними автопортретами художника, также волосы и борода не слишком изменились во время жизни.

Так в изображении библейской истории художником заложен ещё и скрытый смысл, связанный с его личной жизнью.

Саломея для Тициана — его волюбленная Виоланта, он нам на это намекает. В вырезе платья героини картины справа можно рассмотреть невзрачный цветочек — Виолу (анютины глазки), указывающий на имя девушки, которую любил художник. А перед ней на серебрянном блюде — голова художника.

Цветочек в вырезе платья Саломеи — намек на Виоланту-Виолу

С конца XV века развивается аллегория имен, особенно на Портретах. Читайте статью Имя художника — ребус на картине.

Ещё в средневековье все «говорящие» фамилии находят своё отражение в изображениях — веронская знатная семья делла Торре (башня) на гербе изображены Башни, фамилии, связанные с горой — на гербах Гора, фамилия у невесты Герцога Флоренции — делла Ровере (дуб) — и на свадебном подарке — на столике с флорентийской мозаикой в Трибуне Уффици появляются дубовые листья и желуди. Читайте статью Трибуна Уффици и Лигоцци.

В XIV веке в произведении Франческо Петрарки впервые встречается аллегория имени Лауры с Лавром, и фамилии Колонна с архитектурным элементом. Петрарку в то время читали все образованные люди, и такие намеки-аллегории стали распространяться не только в литературе, но и в живописи.

Портрет Виоланты, ок. 1515 года, Тициан, Музей, Вена

Тициано Вечеллио, Виоланта, около 1515 года, масло на холсте, 64,5 на 51 см, Музей в Вене. На Портрете молодой женщины того же периода Тициан изобразил анютины глазки — Виолу, здесь это ранний бледненький весенний цветочек — на вырезе платья. Снова аллегория, указывающая нам на имя персонажа на Портрете.

Любовная история Тициана и молоденькой дочери художника Пальма Негретти, по прозвищу Иль Веккио длилась некоторое время. В Венеции сплетничали по этому поводу, но скандала эта история не вызвала. Венеция того периода привыкла и не к таким историям. Читайте Историю любви и ненависти Герцога Медичи и венецианки Бьянки Капелло.

Неизменные анютины глазки напоминают об имени любимой Виоланты-Виолы

Тициан Вечелио, Флора, около 1515 года, масло на холсте, 79 на 63 см, Галерея Уффици, Флоренция

По поводу персонажа на этой картине не утихают споры-

1. Это Богиня Весны из Овидия, засохшие цветы в руке — метафора уходящей любви

2. Это Портрет куртизанки.

Флора, около 1515 г, Тициан, Галерея Уффици, Флоренция

3. Это Портрет Виоланты — любовницы Тициана, дочери художника Пальма иль Веккио

4. Это Свадебная Аллегория — девушка изображена с одной обнаженной грудью, попытка неуверенным движением руки прикрыть её — может быть конфликтом целомудрия и сладострастия перед свадьбой.

Мы снова видим молодую женщину, которая похожа на Виоланту, но у неё другой цвет волос. В Эпоху Возрождения и женщины, и мужчины подкрашивали волосы растительными красителями. Мужчины — в черный цвет, а женщины становились блондинками или рыжеватыми.

Новизна в изображении — фигура не фронтальна, не позирует, она изображена в мягком движении, лицо обращено влево, одна рука кладет цветы, а другой рукой девушка пытается прикрыть грудь. Гармоничными жестами художник изображает круговое движение. Использование нежной цветовой гаммы на темном фоне портрета также направлено на гармоничное восприятие.

Портрет молодой блондинки, Пальма иль Веккио

Флора работы Тициана была известна и вызывала интерес многих художников. Версия Рембрандта есть в коллекции Национальной Галереи в Лондоне, две его работы в Дрездене и Нью-Йорке — также варианты Флоры Тициана.

Недавно были открыты фотоархивы журнала Life — исследователь нашел фотографию июля 1945 года из бункера Гитлера с картиной Пальма иль Веккио. Какой портрет видели Гитлер и Ева Браун перед смертью? Где он теперь?

Читайте статьи

Картина-ребус Рафаэль или Лигоцци?

Загадочный Портрет в бункере Гитлера

Сколько зарабатывали художники в Эпоху Возрождения

Как выглядела возлюбленная Рафаэля?

Что значит лестница на картинах

alindomik

В искусстве образ Саломеи вдохновлял многих художников, среди которых Боттичелли, Дюрер, Тициан, Рембрандт, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноименная пьеса, поставленная в 1896) и Рихарда Штрауса (одноименная опера 1905 — по пьесе О. Уайльда).

Батистелло, Саломея, 1615

Лукас Кранах Старший Саломея ок. 1530 г. Что интересно, персонажи похожи друг на друга и на картины Кранаха «Юдифь с головой Олоферна»,поскольку Кранах писал этих персонажей с реального лица — со своей хозяйки и музы Сибиллы Клевской. Это же лицо можно увидеть и на других полотнах Кранаха.Из предыдущего поста:» В руки Юдифи художник хотел вложить свою собственную голову, но не решился — аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины о Юдифи. Иоганн Фридрих согласился.»

Ловис Коринт Саломея (вторая версия) 1900 г.

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир. Дочь Иродиады — Саломея плясала перед гостями и угодила имениннику. В благодарность девице, он пообещал дать все, что она захочет, даже половину своего царства. По совету матери, Саломея Попросила у Ирода в награду принести ей на блюде голову святого, Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли…
Rudolph Ernst Salome and the Tigers.

В основу драмы Уайльдом был положен библейский миф о Саломее — падчерице иудейского царя Ирода, невероятно красивой и обольстительной танцовщице. Но Уальд расставил другие акценты в легенде, и причиной смерти Иоанна становится в пьесе безответная любовь к нему самой Саломеи.
Ирод и сам пылал к Саломее греховной страстью, и когда она исполнила с особым блеском танец семи покрывал, он обещал ей выполнить любое ее желание. А в это время по Иудее бродил пророк Иоанн Креститель, возвещавший близкий приход Иисуса Христа.

Беноццо Гоццоли Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание Св. Иоанна Крестителя 1461-1462 г.г.

Когда Саломея, по наущению своей матери Иродиады, которую Иоанн заклеймил как распутницу и убийцу, потребовала от царя голову пророка, даже жестокий правитель Иудеи потрясен, услышав, что юная дщерь иерусалимская ставит условием поднести ей на блюде отрубленную голову пророка. Но тем не менее Ирод выполняет обещанное и приказывает казнить Иоанна. Его голову Саломея получила на серебряном блюде.

САЛОМЕЯ, ИУДЕЙСКАЯ ПРИНЦЕССА

Биографические сведения о Саломее отличаются неполнотой и множеством разночтений. Без указания имени она упоминается в Библии (Евангелие от Матфея 14:3-11 и Евангелие от Марка 6:17-29). Более подробный рассказ о Саломее содержится в сочинении историка Иосифа Флавия «Иудейские древности».

Г.Климт. Саломея (ЮдифьII). Фрагмент, 1909

Мать Саломеи – Иродиада, младшая дочь Береники (Вероники) и Аристобула, казненного сына Ирода Великого. Оставшись сиротой, Иродиада вышла замуж за собственного дядю Ирода Филиппа I. Образцом для подражания Иродиада избрала Клеопатру и легендарную ассирийскую царицу Семирамиду. Подобно Ливии, жене императора Августа, она подыскивала стареющему мужу любовниц-девственниц, чтобы упрочить свое влияние.

Иродиада. Фрагмент росписи Рождества Пресв. Богородицы Антониева монастыря в Вел. Новгороде. 1125 г.

Ее дочь Саломея с детских лет находилась в Риме, обучалась танцам и музыке. Честолюбивая Иродиада жаждала власти, поэтому вскоре бросила Ирода Филиппа ради галилейского тетрарха Ирода Антипы (Антиспас или Сосипатр), сводного брата бывшего мужа. В библейские времена близкородственные связи отнюдь не были чем-то исключительным. Тем не менее, народ глухо роптал: «Иродиада ведь не вдова, к тому же имеет ребенка, вот в чем мерзость!» Особенно сильно досаждал Иродиаде иудейский проповедник ессейского толка Иоканаан, прозванный Иоанном Крестителем. Одной из главных тем его критики было обличение безнравственности Иродиады.

Мазолино да Паникале. Обличение Иоанна Крестителя. 1435

Согласно Библии: «Иродиада же, злобясь на него, желала убить его: но не могла. Ибо Ирод боялся Иоканаана, зная, что он муж праведный и святый, и берег его: многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Тем не менее, дерзкого еретика на всякий случай заключили в темницу. Вскоре Иродиаде представился весьма удобный случай расправиться с Иоанном. В 39 (?) Ирод Антипа справлял свой день рождения в крепости Махерон на границе Палестины и владений аравийского царя Ареты. На торжество пригласили многочисленных гостей, «вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских». Среди них была и Саломея. Она привлекла всеобщее внимание своей внешностью и смелыми манерами.

В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки каноническая история Саломеи излагается почти одними и теми же словами: «Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства».

Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-1462 Филиппо Липпи. Пир Ирода. 1452—1464 Донателло. Пир Ирода. Бронзовый рельеф. ок. 1425

В Библии не содержится описания танца, который Саломея исполнила пред своим отчимом. В позднейших сочинениях он называется танец семи покрывал (dance of the seven veils). Античные авторы Дион Кассий, Павсаний, Демосфен и др. упоминают реально существовавший в древности эротический танец кордак: ритмические покачивания бедрами, сопровождающиеся сбрасыванием одежды.

Г. Буссье. Танец семи покрывал Г.Моро. Танец Саломеи. 1874-1876

По мнению некоторых историков, Саломея вообще не могла танцевать на пиру. На тот момент ей едва исполнилось пять-шесть лет и она просто играла сама с собой, а Ирод восхитился наивной прелестью ребенка.
В любом случае, Саломея была так молода, что не смогла выбрать себе награду без подсказки матери: «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (Евангелие от Марка 6:24-25).

П. Деларош. Иродиада

«Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей». (Евангелие от Марка 6:26-28). По преданию, отрубленная голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Тогда Иродиада исколола язык пророка булавкой и бросила голову в выгребную яму.

Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 В. Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде . 1872 П. де Греббер. Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей. 1640

Бессмысленное убийство Иоанна не принесло Иродиаде никакой выгоды. Народ Галилеи возмущался и откровенно сочувствовал проповеднику. Незадачливая чета иудейских интриганов окончила свои дни в изгнании, бедности и забвении.
Достоверная информация о дальнейшей судьбе Саломеи отсутствует. По некоторым данным, она вернулась в Рим, где продолжила беззаботную светскую жизнь. Через некоторое время вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. Этот брак оказался бездетным. Овдовев, Саломея повторно вышла замуж, на этот раз за Аристобула, сына Ирода Халкидского, своего двоюродного брата по матери. Супруги прожили долгую жизнь и произвели троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Об этом периоде жизни Саломеи свидетельствуют сохранившиеся монеты с ее изображением, датируемые 56-57. На лицевой стороне монет отчеканен профиль её мужа и надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ (царь Аристобул), на обратной изображена сама Саломея и надпись ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ (царица Саломея).

Точная дата и обстоятельства смерти Саломеи неизвестны.
Образ легендарной искусительницы и роковой женщины древности породил целую традицию в европейской художественной культуре.

Лукас Кранах Старший. Саломея. 1530 Андреа Солари. Саломея с головой Иоанна Крестителя Тициан. Саломея. ок. 1510 О. Бердсли. Иллюстрация к пьесе О.Уайльда «Саломея» Ф. фон Штук. Саломея. 1906